МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов 7
1.1. Жилищный фонд города-миллионника как сложная социально-экономическая система и объект муниципального управления 7
1.2. Основные формы воспроизводства жилищного фонда и реконструкции городов 10
1.3. Тенденции развития сферы строительства городов-миллионников и
закономерности формирования жилищного фонда в современной России 17
Глава 2. Оценка развития сферы строительства и реконструкции жилищного фонда в городах-миллионниках России 23
2.1. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Казани 23
2.2. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Нижний Новгород 29
2.3. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Екатеринбург 35
2.4. Сравнительная характеристика муниципального управления сферой строительства и реконструкции жилищного фонда городов Казани, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга 45
Глава 3. Предложения по развитию муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов-миллионников 57
3.1. Муниципально-частное партнерство как эффективная форма развития
строительства и реконструкции жилищного в городах-миллионниках 57
3.2. Модель оптимизации структуры жилищного фонда города-миллионника.66
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов 7
1.1. Жилищный фонд города-миллионника как сложная социально-экономическая система и объект муниципального управления 7
1.2. Основные формы воспроизводства жилищного фонда и реконструкции городов 10
1.3. Тенденции развития сферы строительства городов-миллионников и
закономерности формирования жилищного фонда в современной России 17
Глава 2. Оценка развития сферы строительства и реконструкции жилищного фонда в городах-миллионниках России 23
2.1. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Казани 23
2.2. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Нижний Новгород 29
2.3. Характеристика сферы строительства и реконструкции города Екатеринбург 35
2.4. Сравнительная характеристика муниципального управления сферой строительства и реконструкции жилищного фонда городов Казани, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга 45
Глава 3. Предложения по развитию муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов-миллионников 57
3.1. Муниципально-частное партнерство как эффективная форма развития
строительства и реконструкции жилищного в городах-миллионниках 57
3.2. Модель оптимизации структуры жилищного фонда города-миллионника.66
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложения
Жилищная сфера России характеризуется постоянно ухудшающимся состоянием жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, низким качеством благоустройства городской среды, неэффективным использованием территорий.
Актуальность работы обусловлена высокой значимостью качественного функционирования системы жилищного фонда города для жизнеобеспечения населения и важностью мониторинга текущей ситуации для понимания хода и промежуточных итогов реформ, выявления проблемных сфер и актуальных задач. Одной из важнейших социально-экономических задач общества и государства, независимо от характера действующей в нем экономической системы, является обеспечение всего населения жильем, отвечающим современным требованиям. Сроки, масштабы и направленность мероприятий по решению жилищной проблемы реконструкции, безусловно, зависят от ориентированности общества на ускоренное и социально справедливое ее решение, а также от ресурсов, выделяемых на эти цели. Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудноразрешимых задач. В большинстве из них жилищная проблема реконструкции и сфера строительства является первой и наиболее значимой в числе других социально-экономических проблем, так как в ней переплетаются важные социально-экономические взаимосвязи. Особую актуальность эта проблема приобретает в городах- миллионниках страны вследствие их высокой населенности. Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства городов-миллионников страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований в реконструкции и сфере строительства. При строительстве и проведении реконструкции на уровне города-миллионника требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации, уровня развития жилищной сферы и состояния жилищного фонда в данном территориальном образовании. Это особенно важно в условиях таких крупных городов-миллионников России, как Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург, обладающих уникальным жилищным фондом и громадным социально-экономическим потенциалом, который не может быть реализован в полной мере без рационального решения жилищной проблемы. Современная жилищная проблема реконструкции и сферы строительства чрезвычайно сложна. Для решения этих вопросов необходимы радикальные изменения в жилищной политике, включая не только увеличение объемов жилищного строительства и улучшение его качества, но и обеспечение сохранности существующего жилищного фонда, его эксплуатации и комфорта проживания. В настоящее время большое внимание уделяется поиску способов решения жилищной проблемы, вопросам прогнозирования жилищного строительства и проблемам эффективного использования сложившегося жилищного фонда и его реконструкции.
Собственники активов в жилищной сфере (жилья и коммунальной инфраструктуры) практически не осуществляют инвестиции в их поддержание в приемлемом состоянии, однако в строительство жилья на новых, ранее не застроенных территориях инвестируется ежегодно порядка 2 трлн. руб.
Государственные и муниципальные расходы (далее - государственные расходы) в жилищной сфере в России весьма значительны даже в сравнении со странами с наиболее социально ориентированной жилищной политикой - в России такие расходы составляют 1,97% ВВП (в 2015 г. порядка 1,2 трлн руб.), а, например, в Швеции - 2,01%, Франции - 0,8%, Германии - 0,4%. Однако такие государственные расходы в России имеют неоптимальную структуру и низкотаргетированы, что делает невозможным достижение целей государственной политики по ликвидации ветхого и аварийного жилья и созданию комфортной городской среды.
Теоретические аспекты экономии города широко представлены в трудах Р.В. Бабуна, Н.В. Васильевой, С.А. Девятова, Е.А. Добросердова, Л.Г. Селютиной, Т.В. Соколовой, В.Б. Федорова, П.А. Фомина и др.
Эффективность государственной политики в жилищной сфере, в том числе сравнительный анализ различных инструментов такой политики, зарубежный опыт государственных расходов в жилищной сфере представлены в работах О.М. Акуниной, К.А. Ахметодова, М.С. Бессонова, В.В. Бредихина, В.В. Бузырева, О.В. Веденеевой, С.К. Викторова, Л.В. Гайкова, И.Ф. Гареева, А.В. Головина, Т.В. Дмитриенко, З.Н. Долаевой, А.Г. Конарева, В.А. Макеева, А.А. Мартенса, О.В. Нуруллиной, Д.А. Рохмановой, С.В. Силкина, A. В. Терпуговой, Ш.И. Усмановой, Е.Ю. Шипилова и др.
Вопросы финансирования жилищной сферы города рассматриваются в работах Е.В. Бунавцева, В.В. Дубинина, Ф.А. Муслимова, Д.К. Начевой, B. Е. Сазонова и др.
Цель работы - исследовать механизмы и технологии муниципального управления сферой строительства и реконструкции жилищного фонда города.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основы муниципального управления сферой жилищного строительства и реконструкции городов ;
- провести оценку развития сферы строительства и реконструкции жилищного фонда в городах - миллионниках России ;
- разработать предложения по развитию сферы строительства и реконструкции городов.
Объектом исследования являются города-миллионники Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Предмет исследования - сфера строительства и реконструкции города- миллионника.
Основным методом исследования является построение описательно-статистической модели жилищной сферы городов-миллионников.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления сферой строительства и реконструкции крупных городов. Информационной основой стали материалы Федеральной службы государственной статистики, официальных сайтов муниципалитетов.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов. В первом параграфе главы рассматривается сфера строительства крупного города как сложная социально-экономическая система, включающая в себя часть сферы производства и часть сферы услуг, связанные с проектированием, строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией жилищного фонда. Второй параграф первой главы раскрывает подходы различных авторов к воспроизводству жилищного фонда и реконструкции городов. В третьем параграфе главы рассматриваются основные тенденции развития сферы строительства и реконструкции городов-миллионников и выявляются закономерности формирования строительного фонда.
Вторая глава связана с практикой строительства и реконструкции городов-миллионников. В главе в первых трех параграфах раскрываются особенности развития сфер строительства в трех крупных годах Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, включая нормативно-правовые акты, регламентирующие данную сферу, организационное и финансовое обеспечение, проекты. В четвертом параграфе главы проводится сравнительный анализ развития сфер строительства и реконструкции по трем рассмотренным городам, подводятся итоги и делаются выводы, выявляются основные проблемы.
В третьей главе предлагаются авторские рекомендации по развитию сферы строительства и реконструкции крупных городов, по решению проблем, выявленных во второй главе работы.
Актуальность работы обусловлена высокой значимостью качественного функционирования системы жилищного фонда города для жизнеобеспечения населения и важностью мониторинга текущей ситуации для понимания хода и промежуточных итогов реформ, выявления проблемных сфер и актуальных задач. Одной из важнейших социально-экономических задач общества и государства, независимо от характера действующей в нем экономической системы, является обеспечение всего населения жильем, отвечающим современным требованиям. Сроки, масштабы и направленность мероприятий по решению жилищной проблемы реконструкции, безусловно, зависят от ориентированности общества на ускоренное и социально справедливое ее решение, а также от ресурсов, выделяемых на эти цели. Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудноразрешимых задач. В большинстве из них жилищная проблема реконструкции и сфера строительства является первой и наиболее значимой в числе других социально-экономических проблем, так как в ней переплетаются важные социально-экономические взаимосвязи. Особую актуальность эта проблема приобретает в городах- миллионниках страны вследствие их высокой населенности. Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства городов-миллионников страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований в реконструкции и сфере строительства. При строительстве и проведении реконструкции на уровне города-миллионника требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации, уровня развития жилищной сферы и состояния жилищного фонда в данном территориальном образовании. Это особенно важно в условиях таких крупных городов-миллионников России, как Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург, обладающих уникальным жилищным фондом и громадным социально-экономическим потенциалом, который не может быть реализован в полной мере без рационального решения жилищной проблемы. Современная жилищная проблема реконструкции и сферы строительства чрезвычайно сложна. Для решения этих вопросов необходимы радикальные изменения в жилищной политике, включая не только увеличение объемов жилищного строительства и улучшение его качества, но и обеспечение сохранности существующего жилищного фонда, его эксплуатации и комфорта проживания. В настоящее время большое внимание уделяется поиску способов решения жилищной проблемы, вопросам прогнозирования жилищного строительства и проблемам эффективного использования сложившегося жилищного фонда и его реконструкции.
Собственники активов в жилищной сфере (жилья и коммунальной инфраструктуры) практически не осуществляют инвестиции в их поддержание в приемлемом состоянии, однако в строительство жилья на новых, ранее не застроенных территориях инвестируется ежегодно порядка 2 трлн. руб.
Государственные и муниципальные расходы (далее - государственные расходы) в жилищной сфере в России весьма значительны даже в сравнении со странами с наиболее социально ориентированной жилищной политикой - в России такие расходы составляют 1,97% ВВП (в 2015 г. порядка 1,2 трлн руб.), а, например, в Швеции - 2,01%, Франции - 0,8%, Германии - 0,4%. Однако такие государственные расходы в России имеют неоптимальную структуру и низкотаргетированы, что делает невозможным достижение целей государственной политики по ликвидации ветхого и аварийного жилья и созданию комфортной городской среды.
Теоретические аспекты экономии города широко представлены в трудах Р.В. Бабуна, Н.В. Васильевой, С.А. Девятова, Е.А. Добросердова, Л.Г. Селютиной, Т.В. Соколовой, В.Б. Федорова, П.А. Фомина и др.
Эффективность государственной политики в жилищной сфере, в том числе сравнительный анализ различных инструментов такой политики, зарубежный опыт государственных расходов в жилищной сфере представлены в работах О.М. Акуниной, К.А. Ахметодова, М.С. Бессонова, В.В. Бредихина, В.В. Бузырева, О.В. Веденеевой, С.К. Викторова, Л.В. Гайкова, И.Ф. Гареева, А.В. Головина, Т.В. Дмитриенко, З.Н. Долаевой, А.Г. Конарева, В.А. Макеева, А.А. Мартенса, О.В. Нуруллиной, Д.А. Рохмановой, С.В. Силкина, A. В. Терпуговой, Ш.И. Усмановой, Е.Ю. Шипилова и др.
Вопросы финансирования жилищной сферы города рассматриваются в работах Е.В. Бунавцева, В.В. Дубинина, Ф.А. Муслимова, Д.К. Начевой, B. Е. Сазонова и др.
Цель работы - исследовать механизмы и технологии муниципального управления сферой строительства и реконструкции жилищного фонда города.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основы муниципального управления сферой жилищного строительства и реконструкции городов ;
- провести оценку развития сферы строительства и реконструкции жилищного фонда в городах - миллионниках России ;
- разработать предложения по развитию сферы строительства и реконструкции городов.
Объектом исследования являются города-миллионники Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Предмет исследования - сфера строительства и реконструкции города- миллионника.
Основным методом исследования является построение описательно-статистической модели жилищной сферы городов-миллионников.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления сферой строительства и реконструкции крупных городов. Информационной основой стали материалы Федеральной службы государственной статистики, официальных сайтов муниципалитетов.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты муниципального управления сферой строительства и реконструкции городов. В первом параграфе главы рассматривается сфера строительства крупного города как сложная социально-экономическая система, включающая в себя часть сферы производства и часть сферы услуг, связанные с проектированием, строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией жилищного фонда. Второй параграф первой главы раскрывает подходы различных авторов к воспроизводству жилищного фонда и реконструкции городов. В третьем параграфе главы рассматриваются основные тенденции развития сферы строительства и реконструкции городов-миллионников и выявляются закономерности формирования строительного фонда.
Вторая глава связана с практикой строительства и реконструкции городов-миллионников. В главе в первых трех параграфах раскрываются особенности развития сфер строительства в трех крупных годах Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, включая нормативно-правовые акты, регламентирующие данную сферу, организационное и финансовое обеспечение, проекты. В четвертом параграфе главы проводится сравнительный анализ развития сфер строительства и реконструкции по трем рассмотренным городам, подводятся итоги и делаются выводы, выявляются основные проблемы.
В третьей главе предлагаются авторские рекомендации по развитию сферы строительства и реконструкции крупных городов, по решению проблем, выявленных во второй главе работы.
Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещении, находящихся на территории РФ. Жилищный кодекс выделяет частный, государственный и муниципальный жилищный фонд. Жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет, а также контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляют муниципальные органы власти.
Основными формами воспроизводства относятся новое строительство и обновление фонда, включающее реконструкцию, модернизацию и т.п. В качестве основных трендов модернизации сферы ЖКХ и воспроизводства существующего жилищного фонда можно выделить следующие: коренное преобразование структуры производства и рост доли частных инвестиций, как финансовых, так и технологических; высокие темпы внедрения инновационных технологий и наукоемких ЖКУ, для производства которых необходима высокая квалификация рабочих и специалистов.
Органом управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в городе Казани является Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Общая площадь жилых помещений в городе Казани с каждым годом возрастает. За последние пять лет она увеличилась на 12,3%. При этом общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных домах снижается на 27,7% за период. Число проживающих в ветхих домах за период возросло в 5 раз, а число проживающих в аварийных жилых домах за период, наоборот, сократилось на 4%. Темп роста ввода в действие жилых домов за последние пять лет составил 3,8%. Наблюдаются значительные темпы роста индивидуального жилищного строительства за период - 19,4%. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Казани составляет более 40 000 семей, при этом в динамике лет значительных изменений в этой цифре не происходит. На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что реконструкция жилищного фонда в городе Казани ведется активными темпами, а строительство жилых помещений, наоборот, замедляется. В связи с чем семьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий трудно получить жилые площади, и их количество с каждым годом возрастает.
Вопросами строительства и реконструкции жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры. Общая площадь жилых помещений города Нижнего Новгорода с каждым годом возрастает. Общий темп роста за последние пять лет составил 9,9%. Площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах с каждым годом снижается. За пять лет снижение составило 14,5%. Число проживающих в ветхих и аварийных домах также сокращается с каждым годом. Общий темп снижения за последние пять лет составил 23,2%. Количество переселенных из ветхих и аварийных домов с каждым годом снижается. За период темп снижения составил 65,3%. Объемы ввода жилья в Нижнем Новгороде за последние пять лет возросли на 6,8%, за период наблюдается снижение на 31,2%. В качестве нуждающихся на учете стоит 18 152 семьи и с каждым годом их число снижается. За период снижение составило 29,5%. В городе запущен социально значимый проект - муниципальное предприятие «ЖРП пос. Зеленый город», предназначенный для управления МКД с высоким процентом физического износа, благодаря которому вовремя была ликвидирована проблема «брошенных» домов. С 2008 года муниципальное образование город Нижний Новгород участвует в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Руководство сферой строительства и реконструкции жилищного фонда в городе Екатеринбурге осуществляет Управление жилищного и коммунального хозяйства. Общая площадь жилых помещений в городе с каждым годом возрастает: на 10,9% за последние 5 лет. Положительной тенденцией является ежегодное снижение площади ветхих и аварийных жилых домов на 13,5% за последние 5 лет. Число проживающих в ветхих и аварийных домах в динамике лет растет: в 2,2 раза за пять лет. Негативной тенденцией является то, что количество переселений из ветхого и аварийного жилья также снижается: на 34,8% за пять лет. Темпы строительства жилья в Екатеринбурге за последние пять лет составили 1,4%. Объемы индивидуального строительства выросли на98,8% за последние пять лет. Положительной тенденцией является ежегодное снижение количества семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий: снижение за пять лет составило 59,1%. В городе утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 — 2044 годы. Велика проблема ветхого и аварийного жилья. В целях решения этой проблемы реализуется программа «Переселение жителей муниципального образования „город Екатеринбург— из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 20142016 годы».
Строительство и реконструкция жилищного фонда в трех рассматриваемых городах ведется по двум основным направлениям: капитальный ремонт жилого фонда в рамках региональных программ и программы переселения их ветхого и аварийного жилья. В связи с последними изменениями в Жилищном Кодексе РФ все города привлечены к созданию фонда капитального ремонта и реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Финансирование мероприятий по строительству и реконструкции жилищного фонда в городах осуществляется преимущественно за счет муниципального бюджета, а с 2015 года и фонда капитального ремонта.
В результате сравнения трех городов можем сделать следующие выводы. Наилучшее состояние сферы строительства и реконструкции жилищного фонда города у города Нижнего Новгорода, на втором месте - город Екатеринбург. Екатеринбург уступает Нижнему Новгороду по площади жилых помещений, приходящихся на 1 жителя, на темпу прироста ввода жилья, в том числе по ИЖС, а также по доле семей, улучшивших жилищные условия.
На третьем месте находится город Казань. Он уступает сравниваемым городам по всем показателям за исключением общей площади жилых помещений, находящихся в ветхих и аварийных домах, на 1 жителя этих домов. В городе Казани она минимальная - 14,3 кв.м.
Основной проблемой развития сферы строительства и реконструкции в крупных городах является недостаток финансировании проектов. В этом случае эффективным решением является использование механизмов муниципально-частного партнерства. Основными формами МЧП являются: аренда, концессионное соглашение, приватизация, договор доверительного управления имуществом, муниципальный контракт. Еще одной формой МЧП является заключение соглашений о социальном партнерстве между администрацией и предприятиями города. Согласно таким соглашениям предприятия выделяют денежные суммы на поддержку социальных программ города, социальное развитие города, благоустройство внутридворовых территорий и т.д.
Оптимизация жилищного фонда городов должна вестись исходя из потребностей населения в различных возрастных группах. Результативное и эффективное обеспечение преимуществ жилищно-коммунального комплекса в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы может быть оценено с помощью системы индикаторов качества, предоставление качественных услуг с разумными и экономически обоснованными тарифами возможно в рамках каждой подсистемы комплекса.
Основными формами воспроизводства относятся новое строительство и обновление фонда, включающее реконструкцию, модернизацию и т.п. В качестве основных трендов модернизации сферы ЖКХ и воспроизводства существующего жилищного фонда можно выделить следующие: коренное преобразование структуры производства и рост доли частных инвестиций, как финансовых, так и технологических; высокие темпы внедрения инновационных технологий и наукоемких ЖКУ, для производства которых необходима высокая квалификация рабочих и специалистов.
Органом управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в городе Казани является Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Общая площадь жилых помещений в городе Казани с каждым годом возрастает. За последние пять лет она увеличилась на 12,3%. При этом общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных домах снижается на 27,7% за период. Число проживающих в ветхих домах за период возросло в 5 раз, а число проживающих в аварийных жилых домах за период, наоборот, сократилось на 4%. Темп роста ввода в действие жилых домов за последние пять лет составил 3,8%. Наблюдаются значительные темпы роста индивидуального жилищного строительства за период - 19,4%. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Казани составляет более 40 000 семей, при этом в динамике лет значительных изменений в этой цифре не происходит. На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что реконструкция жилищного фонда в городе Казани ведется активными темпами, а строительство жилых помещений, наоборот, замедляется. В связи с чем семьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий трудно получить жилые площади, и их количество с каждым годом возрастает.
Вопросами строительства и реконструкции жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры. Общая площадь жилых помещений города Нижнего Новгорода с каждым годом возрастает. Общий темп роста за последние пять лет составил 9,9%. Площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах с каждым годом снижается. За пять лет снижение составило 14,5%. Число проживающих в ветхих и аварийных домах также сокращается с каждым годом. Общий темп снижения за последние пять лет составил 23,2%. Количество переселенных из ветхих и аварийных домов с каждым годом снижается. За период темп снижения составил 65,3%. Объемы ввода жилья в Нижнем Новгороде за последние пять лет возросли на 6,8%, за период наблюдается снижение на 31,2%. В качестве нуждающихся на учете стоит 18 152 семьи и с каждым годом их число снижается. За период снижение составило 29,5%. В городе запущен социально значимый проект - муниципальное предприятие «ЖРП пос. Зеленый город», предназначенный для управления МКД с высоким процентом физического износа, благодаря которому вовремя была ликвидирована проблема «брошенных» домов. С 2008 года муниципальное образование город Нижний Новгород участвует в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Руководство сферой строительства и реконструкции жилищного фонда в городе Екатеринбурге осуществляет Управление жилищного и коммунального хозяйства. Общая площадь жилых помещений в городе с каждым годом возрастает: на 10,9% за последние 5 лет. Положительной тенденцией является ежегодное снижение площади ветхих и аварийных жилых домов на 13,5% за последние 5 лет. Число проживающих в ветхих и аварийных домах в динамике лет растет: в 2,2 раза за пять лет. Негативной тенденцией является то, что количество переселений из ветхого и аварийного жилья также снижается: на 34,8% за пять лет. Темпы строительства жилья в Екатеринбурге за последние пять лет составили 1,4%. Объемы индивидуального строительства выросли на98,8% за последние пять лет. Положительной тенденцией является ежегодное снижение количества семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий: снижение за пять лет составило 59,1%. В городе утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 — 2044 годы. Велика проблема ветхого и аварийного жилья. В целях решения этой проблемы реализуется программа «Переселение жителей муниципального образования „город Екатеринбург— из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 20142016 годы».
Строительство и реконструкция жилищного фонда в трех рассматриваемых городах ведется по двум основным направлениям: капитальный ремонт жилого фонда в рамках региональных программ и программы переселения их ветхого и аварийного жилья. В связи с последними изменениями в Жилищном Кодексе РФ все города привлечены к созданию фонда капитального ремонта и реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Финансирование мероприятий по строительству и реконструкции жилищного фонда в городах осуществляется преимущественно за счет муниципального бюджета, а с 2015 года и фонда капитального ремонта.
В результате сравнения трех городов можем сделать следующие выводы. Наилучшее состояние сферы строительства и реконструкции жилищного фонда города у города Нижнего Новгорода, на втором месте - город Екатеринбург. Екатеринбург уступает Нижнему Новгороду по площади жилых помещений, приходящихся на 1 жителя, на темпу прироста ввода жилья, в том числе по ИЖС, а также по доле семей, улучшивших жилищные условия.
На третьем месте находится город Казань. Он уступает сравниваемым городам по всем показателям за исключением общей площади жилых помещений, находящихся в ветхих и аварийных домах, на 1 жителя этих домов. В городе Казани она минимальная - 14,3 кв.м.
Основной проблемой развития сферы строительства и реконструкции в крупных городах является недостаток финансировании проектов. В этом случае эффективным решением является использование механизмов муниципально-частного партнерства. Основными формами МЧП являются: аренда, концессионное соглашение, приватизация, договор доверительного управления имуществом, муниципальный контракт. Еще одной формой МЧП является заключение соглашений о социальном партнерстве между администрацией и предприятиями города. Согласно таким соглашениям предприятия выделяют денежные суммы на поддержку социальных программ города, социальное развитие города, благоустройство внутридворовых территорий и т.д.
Оптимизация жилищного фонда городов должна вестись исходя из потребностей населения в различных возрастных группах. Результативное и эффективное обеспечение преимуществ жилищно-коммунального комплекса в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы может быть оценено с помощью системы индикаторов качества, предоставление качественных услуг с разумными и экономически обоснованными тарифами возможно в рамках каждой подсистемы комплекса.
Подобные работы
- Управление развитием сферы строительства жилищного фонда в Казани: сравнительный анализ с городами-миллионниками России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности реализации целевых программ по капитальному строительству и реконструкции объектов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Направления совершенствования муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства (Уральский государственный экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ГРАЙВОРОНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА КАЗАНЬ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



