Введение 3
1. Семья - институт социального воспитания детей и молодежи 4
2. Сущность социально-педагогической работы с многодетными семьями в учебных заведениях 7
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Неотъемлемым элементом социальной структуры общества, связующим звеном между ним и человеком, обеспечивает непрерывность преемственности между поколениями, является семья. Формирование и развитие личности начинается с самого момента его рождения. Поэтому роль семьи, одновременно и первым воспитателем ребенка, и средой передачи ей духовного богатства, культурных традиций, практических умений и навыков, имеет незаурядное значения. Семья во многом предвосхищает то, каким станет человек в будущем, моральные качества она понесет в мир, каким будет его здоровье и др.
Благодаря родителям ребенок усваивает нормы человеческих взаимоотношений, общечеловеческие ценности. При этом ведущими факторами выступают психологический климат семьи, образ внутрисемейного жизни и его стиль, то есть речь идет о системе ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции.
Здоровая, крепкая, дружная, материально и морально благополучная семья - высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Вместе с тем в результате бедности и малообеспеченности миллионов семей ослабляется и их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за воспитание детей.
Таким образом, успешность выполнения многодетной семьей воспитательной функции в значительной степени зависит от воспитательных возможностей семьи. Это комплекс различных условий и средств, к которым следует отнести: материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи; моральный и эмоционально-психологический климат семьи; уровень развития семейного коллектива и характер отношений между его членами; трудовую атмосферу семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых членов семьи; наличие свободного времени и характер организации семейного досуга; личный пример родителей; возможность использования СМИ и культуры; систему и характер внутрисемейного общения семьи с окружающим миром; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи; семейные традиции; особенности профессионального опыта родителей. Все это является системой как внутренних возможностей семьи, обусловленных ее структурой, эмоционально-волевыми отношениями родителей и детей, так и внешних, связанных взаимодействием семьи с социумом.
Социальному педагогу необходимо знать как положительные воспитательные возможности, так и потенциальные риски воспитания детей в современной многодетной семье. Это поможет ему на профессиональном уровне определять пути оказания помощи многодетным семьям в решении и предупреждении целого ряда социально педагогических проблем.
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учеб. для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. - М.: Академия, 2007. - 160 с.
2. Дармодехин С. Семья и общество / С. Дармодехин // Социальная педагогика. – 2004. – № 9–12. – С. 20.
3. Морозова О. В. Педагогика семьи : учеб. пособие / О. В. Морозова. – Омск, 2000. – 210 с.
4. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н.Ф.Басова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К°, 2009. - 568 с.
6. Саленко Н. Дом с большой буквы: Как повысить статус многодетной семьи? / Н. Саленко // Социальная педагогика. – 2004. – № 3. – С. 68–77.