Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования 6
1.1. Современное состояние изученности развития связной монологической
речи у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Метод моделирования в обучении навыкам пересказа у детей младшего
школьного возраста с двигательными нарушениями 10
Выводы по I главе 16
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности навыков
пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями 18
2.1.Организация исследования сформированности навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования навыков
пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями 23
Выводы по II главе 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию
навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями
с использованием метода моделирования 37
3.1.Общие положения коррекционно-образовательного проекта «Я умею пересказывать» для младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования 37
3.2. Анализ экспериментальных данных по формированию навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с
использованием метода моделирования 43
Выводы по III главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Актуальность проблемы формирования навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования на современном этапе обусловлена реформированием системы коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации за последние годы случаи инвалидности у детей увеличились в четыре раза, среди них детский церебральный паралич стал одним из наиболее распространенных заболеваний двигательной и нервной системы у детей.
Проблема формирования связной монологической речи особенно остро стоит у детей с двигательными нарушениями, объясняющаяся недоразвитием всех сторон речи: фонематической, лексической, синтаксической,
морфологической.
Из исследований М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной следует, что связная речь формируется у детей в процессе речевой практики и может развиваться лишь под влиянием целенаправленного речевого воспитания.
Исследованием развития связной монологической речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались такие ученые, как А.М. Бородич, В.К. Воробьева, П.Я. Гальперин, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина,Е.И. Тихеева,Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин,К.Д. Ушинский, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Однако, сегодня можно выявить назревшие противоречия между общим для всех обучающихся традиционным содержанием обучения младших школьников с двигательными нарушениями и их индивидуальными возможностями, образовательными потребностями. Таким образом, существует необходимость формирования навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода наглядного моделирования.
Цель исследования:формирование навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями средствами моделирования.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у младших школьников с двигательными нарушениями.
Предмет исследования: формирование навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования.
Гипотеза исследования: если в рамках коррекционной работы с младшими школьниками с двигательными нарушениями использовать метод моделирования, то процесс формирования навыков пересказа будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями;
3. Выявить эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе коррекционной работы по формированию навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями.
Методологическая база исследования: научные взгляды:В.К. Воробьевой о психолингвистическом подходе к изучению связной речи иерархичности речемыслительной деятельности, о поэтапном формировании умений и навыков связной речи при помощи использования картиннографического плана;Л.С. Выготского о психологической природе связной речи, ее механизмов; В.П. Глухова о наблюдении за речью в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности;Л.Н. Ефименковой о формировании фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием;Т.А. Ткаченко о формировании навыков пересказа с использованием моделей и схем.
Методы исследования:теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение продуктов деятельности и документации, констатирующий и контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ, математическая обработка результатов.
Базы эмпирического исследования: ГБОУ «Казанская школа-
интернат №4 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района; г. Казани, МБОУ «Гимназия №5» Авиастроительного района г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы с младшими школьниками с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования в рамках школьного обучения. Результаты исследования определяют направления коррекционно-обучающего процесса младших школьников с двигательными нарушениями, позволяют выделить задачи обучения. Созданные упражнения с использованием метода наглядного моделирования в рамках коррекционно-образовательного проекта могут быть широко использованы в работе логопедов школьных учреждений, а также родителями, имеющих детей с нарушениями речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Согласно современным исследованиям, проблема пониженного развития связной монологической речи у младших школьников с двигательными нарушениями - одна из самых актуальных, поскольку связная монологическая речь выступает как средство реализации ребенка в обществе. Так, низкий уровень сформированности навыков пересказа имеет широкое распространение среди младших школьников с двигательными нарушениями.
Низкий уровень монологической речи ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение младшего школьника с двигательными нарушениями.
В данной работе мы рассмотрели формирование навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями с использованием метода моделирования.
Отметим, что в первой главе мы изучили современное состояние изученности развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста и метод моделирования в обучении навыкам пересказа у детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Мы пришли к выводу, что работа по развитию связной монологической речи занимает важное значение в системе работы с детьми младшего школьного возраста, выступая в виде средства коммуникации, получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В монологической речи обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формообразующие и словообразующие, а также синтаксические средства. Анализ исследований В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, показали, что при построении пересказа, являясь эффективным направлением в развитии связной монологической речи, дети нуждаются во вспомогательных средствах, одним из которых является метод наглядного моделирования.
Далее во второй главе данной работы мы выявили уровень сформированности навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями и сравнили с детьми младшего школьного возраста с нормативным развитием. Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности навыков пересказа у младших школьников с двигательными нарушениями значительно низкий. У детей с двигательными нарушениями со 2-4 кассы отмечалось затруднение в составлении правильного рассказа, допускались ошибки в понимании последовательности событий, наблюдались стереотипные синтаксические конструкции предложений и увеличенное количество использования местоимений. Без наглядной опоры текста было сложно грамотно, последовательно и развернуто пересказать текст. При пересказе наблюдались трудности в логическом построении высказывания, при котором дети допускали ошибки при передаче последовательности событий, у детей отсутствовали некоторые смысловые звенья, встречались дефектные синтаксические конструкции, а также морфологические аграмматизмы, множественные лексические замены.
В третьей главе данной работы мы выявили значение метода наглядного моделирования в формировании навыков пересказа. С помощью разработанного коррекционно-образовательного проекта «Я умею пересказывать». Результаты контрольного эксперимента показали значительные улучшения в работе над развитием связной монологической речью, при интенсивной работе по формированию навыков пересказа с использованием метода наглядного моделирования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе написания данной работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш, и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 35-39.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач / В.В Брофман // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 30-38.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 158 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
7. Глозман Ж.М. Нарушение речевого общения как механизм трудности обучения в школе / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, М.И. Пелипенко // Школьный логопед. - 2009. - №1(28). - С. 33-35.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: «АРКТИ»,
2002. - 144 с.
9. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / О.О. Гонина. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 272 с.
10. Давьщова Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 1. - С. 16-18.
11. Ерошина Г.Ю. Наглядность как средство активизации речевой деятельности умственно отсталых школьников на уроках развития речи: дисс. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Ерошина. - М., 2003. - 180 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
13. Ефросинина Л.А. Литературное чтение / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224 с.
14. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2015. - 288 с.
15. Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2005. - № 2. - С. 58-60.
16. Козявкин В.И. Детские церебральные параличи. Медикопсихологические проблемы / В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, B.C. Подкорытов. - Львов, 1999. - 143 с.
17. Кравцова К.А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: автореф. дисс. ... канд. псих. наук / К.А. Кравцова. - Самара, 2011. - 20 с.
18. Ладыженская Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1980. - 222 с.
19. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2001. - 223 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие / В.В. Лебединский. - 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2006. - 144 с.
21. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: «Академия»,
2001. - 192 с.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
24. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. - М.: Медицина, 1979. - 120 с.
25. Одинаева Л.А. Система работы над пересказом художественных текстов в 3-4 классах вспомогательной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.А. Одинаева. - М.,1990. - 16 с.
26. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2008. - №4. - С. 102-109.
27. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: дисс. ... канд. пед. наук / Л.А. Пашковская. - Е., 2002. - 154 с.
28. Петровичева Ю.Ю. Особенности сюжетно-ролевой игры у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом / Ю.Ю. Петровичева // PEDAGOGY & PSYCHOLOGY. THEORY AND PRACTICE. -
2016. - №6(8). - С. 64-67.
29. Петухова О.Е. Обучающие возможности приема моделирования в системе литературного образования младших школьников: дисс. . канд. пед. наук / О.Е. Петухова. - М., 2008. - 189 с.
30. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж.М. Глозман. - М.: Генезис, 2016. - 336 с.
31. Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
32. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
33. Розова Ю.Е. Использование мнемотехники в коррекционнологопедической работе: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. - М.: ФОРУМ, 2016. - 128 с.
34. Розова Ю.Е. Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники в работе логопеда: учебно-метод. пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. - М.: Редкая птица,
2017. - 92 с.
35. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 112 с.
36. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
учреждений / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
37. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
38. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом / Л.Б. Халилова // Дефектология. - 1986. - № 5. - С. 46.
39. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - 4-е изд. стереотип. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
40. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся / А.М. Шахнарович // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей. - М.: Просвещение, 1980. - С. 8-25.