ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы земельного налога 6
1.1. Экономическая сущность земельного налога 6
1.2. История возникновения и развития земельного налога в России 17
1.3. Механизм начисления и уплаты земельного налога в России 26
2. Характеристика земельного налога в России на современном этапе 34
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по
земельному налогу в России 34
2.2. Земельный налог как источник формирования доходов муниципального
образования 44
3. Совершенствование земельного налога в России 54
3.1. Зарубежный опыт земельного налогообложения и возможности его
применения в России 54
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 63
3.3. Развитие земельного налога в России 72
Заключение 80
Список использованных источников 84
1. Теоретические основы земельного налога 6
1.1. Экономическая сущность земельного налога 6
1.2. История возникновения и развития земельного налога в России 17
1.3. Механизм начисления и уплаты земельного налога в России 26
2. Характеристика земельного налога в России на современном этапе 34
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по
земельному налогу в России 34
2.2. Земельный налог как источник формирования доходов муниципального
образования 44
3. Совершенствование земельного налога в России 54
3.1. Зарубежный опыт земельного налогообложения и возможности его
применения в России 54
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 63
3.3. Развитие земельного налога в России 72
Заключение 80
Список использованных источников 84
Мировая практика показывает, что налоговый механизм включает в себя немалые возможности влияния на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, а также его размещение. Налоговые платежи являются ключевым источником формирования бюджета государства, так как любое государство в целях обеспечения основных своих задач и функций имеет необходимость в денежных средствах.
При этом основным источником формирования финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство взимает в виде налоговых платежей с физических и юридических лиц. Из этих средств осуществляется финансирование государственных и социальных программ, содержатся структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Так же, с помощью налогообложения государство может осуществлять экономическую политику: внешнюю политику, осуществлять антиинфляционные и антимонопольные меры и др. Налоговый механизм осуществляет также перераспределение доходов граждан, социальную защиты населения, и регулирует личные доходы населения страны.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а
также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприя-
3
тий.
Переход к установлению ставок земельного налога по показателям кадастровой стоимости привел к увеличению налоговой нагрузки более чем в два раза. Столь резкие изменения ставят вопрос о степени соответствия кадастровой стоимости реальной экономической ценности земли как экономического ресурса и о принципах ее налогообложения. Отметим, что налоговое законодательство, по- прежнему, не оперирует понятием «земля» в качестве отдельного, обособленного, структурированного объекта налогообложения, что препятствует формированию полноценной налоговой перспективы земельных отношений.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Российской Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне муниципалитета складывается энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. Следовательно, недостаток финансовых ресурсов на муниципальном уровне является актуальной проблемой и требует перехода к таким бюджетным и налоговым отношениям, отвечающим требованиям стабилизации экономики и гармоничного построения межбюджетных отношений, путем обеспечения собственных налоговых доходов на уровне муниципалитета.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы земельного налога в России;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения и определить возможности применения зарубежного опыты;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
При этом основным источником формирования финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство взимает в виде налоговых платежей с физических и юридических лиц. Из этих средств осуществляется финансирование государственных и социальных программ, содержатся структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Так же, с помощью налогообложения государство может осуществлять экономическую политику: внешнюю политику, осуществлять антиинфляционные и антимонопольные меры и др. Налоговый механизм осуществляет также перераспределение доходов граждан, социальную защиты населения, и регулирует личные доходы населения страны.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а
также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприя-
3
тий.
Переход к установлению ставок земельного налога по показателям кадастровой стоимости привел к увеличению налоговой нагрузки более чем в два раза. Столь резкие изменения ставят вопрос о степени соответствия кадастровой стоимости реальной экономической ценности земли как экономического ресурса и о принципах ее налогообложения. Отметим, что налоговое законодательство, по- прежнему, не оперирует понятием «земля» в качестве отдельного, обособленного, структурированного объекта налогообложения, что препятствует формированию полноценной налоговой перспективы земельных отношений.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Российской Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне муниципалитета складывается энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. Следовательно, недостаток финансовых ресурсов на муниципальном уровне является актуальной проблемой и требует перехода к таким бюджетным и налоговым отношениям, отвечающим требованиям стабилизации экономики и гармоничного построения межбюджетных отношений, путем обеспечения собственных налоговых доходов на уровне муниципалитета.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы земельного налога в России;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения и определить возможности применения зарубежного опыты;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент его экономической политики. Неслучайно налоговые доходы бюджета любой страны мира составляют подавляющие большинство всех поступлений в ее бюджеты. В современных условиях экономических преобразований земля перестала восприниматься как средство производства и источник материальных благ. Она становится объектом правоотношений и рыночного оборота. Земля приобрела новые приоритеты - формирование механизма и построение эффективной системы налогообложения земли, и на этой основе повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости. Неотъемлемой чертой налоговой политики государства в целом, и региональной в частности, является формирование рационального баланса бюджетно-фискального и инвестиционного процессов, обеспечивающих, с одной стороны, повышение земельных сборов, а с другой, активизацию инвестиционных процессов и развитие производства.
Мировая практика налогообложения земельных участков (или в широком толковании - налогообложение недвижимого имущества) достаточно многообразна. В решении этих вопросов в каждой стране в силу различия исторического опыта, сложившихся традиций и обычаев имеется много особенностей - как в определении самого объекта налогообложения, так и условий и конкретных ставок платежей применительно к различным субъектам рынка земли и недвижимости. Характерной чертой как имущественного налогообложения, так и налоговых систем в целом, является их постоянное изменение.
Во все периоды развития истории налогообложение земли практически
всегда развивалось вместе с изменениями в политическом устройстве. Царская
Россия хотя и была аграрной страной, однако отдельного земельного налога не
существовало, соответственно госбюджет недополучал средства от потенциально
возможного источника дохода. Окончательное установление налога в России
80
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Поскольку земельный налог относится к категории местных налогов (ст. 15 НК РФ), это означает, что он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В рамках исследования мы проанализировали налоговую базу и структуру начисления по земельному налогу юридических и физических лиц за ряд лет. Следует отметить, что количество участков, учтенных в базе налоговых органов за 2012-2014 годы по Российской Федерации увеличивается. Также следует отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом, увеличились количество налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы на 0,88 %. Удельный вес налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы по РФ физические лица составляют в 2012 году - 97,79 %, в 2013 году- 97,93 %, в 2014 году - 97,94 %. Наблюдается динамика увеличения количества льготников по уплате земельного налога в Российской Федерации. Такая же ситуация наблюдается в Республике Татарстан.
Среди местных налогов земельный налог занимает особое место, так как его
плательщиками являются как физические, так и юридические лица, и иногда
наполовину формируют бюджеты поселений. Во всех типах муниципальных
образований Российской Федерации наибольший удельный вес в налоговых
доходах занимает налог на доходы физических лиц, доля которого за
анализируемый период была более 57 %. Второй по значимости в налоговых
доходах местных бюджетов является земельный налог, роль которого в налоговых
доходах городских и сельских поселений также велика. Доля земельного налога в
городских и сельских поселений Российской Федерации за 2012-2014 годы
81
составляла около 40 %. В городских округах поступления земельного налога в бюджет с каждым годом увеличиваются в абсолютном выражении и его доля в налоговых доходах в городских округах в 2012 году составляла 14,98 % в 2013 году — 15,75 %, в 2014 году — 15,57 %. В 2014 году наблюдается незначительное снижение поступления земельного налога в бюджет городского округа. Таким образом, как в целом по Российской Федерации, так и по типам муниципальных образований земельный налог в налоговых доходах играет важную роль.
В ходе проведенного исследования земельного налога в Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы: низкий уровень экологизации земель; низкие налоговые ставки по земельному налогу на земельные участки, которые фактически не используются; проблемы учета земельных участков.
Необходима корректировка ставок земельного налога. Предложенная корректировка ставок налога призвана обеспечить экономическую эффективность для сельскохозяйственных организаций, связанную с рационализацией использования угодий, за счет того, что взимаемая посредством земельного налога сверхприбыль будет возвращена для расширенного воспроизводства плодородия земли согласно принципу финансового кругооборота. По нашему убеждению, роль и значение экологических факторов со временем будет только возрастать - и не только в сельском хозяйстве, но и вообще в экономике, вследствие чего государство должно будет постоянно совершенствовать систему мер, регулирующих антропогенное воздействие на природу, включая сюда и такой инструмент как земельный налог. Также следует предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются.
Для решения рассмотренных проблем, необходимы следующие мероприятия:
1. Целесообразно корректировать ставки земельного налога на два
коэффициента учета экологического состояния почв: первый из них будет
учитывать внешние экологические условия, то есть уменьшать ставку, второй -
внутренние, то есть увеличивать ставку в случае повышения загрязнения почв,
82
ухудшения экологизации.
2. Следует создать единую базу, учитывающую все объекты налогообложения земельным налогом. В целях учета налогооблагаемой базы, целесообразно решать проблему совместными усилиями всех заинтересованных сторон и комитетом по земельной политики, налоговым органом и местными органами власти.
3. Необходимо предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются. Например, муниципальным органам власти предоставить право увеличивать ставки налога в 1,5-2 раза для собственников пустующих земельных участков. Данный порядок будет, на наш взгляд, способствовать более эффективному использованию земли и стимулированию заинтересованности муниципалитетов в проведении качественных работ по учету объектов налогообложения.
Мировая практика налогообложения земельных участков (или в широком толковании - налогообложение недвижимого имущества) достаточно многообразна. В решении этих вопросов в каждой стране в силу различия исторического опыта, сложившихся традиций и обычаев имеется много особенностей - как в определении самого объекта налогообложения, так и условий и конкретных ставок платежей применительно к различным субъектам рынка земли и недвижимости. Характерной чертой как имущественного налогообложения, так и налоговых систем в целом, является их постоянное изменение.
Во все периоды развития истории налогообложение земли практически
всегда развивалось вместе с изменениями в политическом устройстве. Царская
Россия хотя и была аграрной страной, однако отдельного земельного налога не
существовало, соответственно госбюджет недополучал средства от потенциально
возможного источника дохода. Окончательное установление налога в России
80
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Поскольку земельный налог относится к категории местных налогов (ст. 15 НК РФ), это означает, что он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В рамках исследования мы проанализировали налоговую базу и структуру начисления по земельному налогу юридических и физических лиц за ряд лет. Следует отметить, что количество участков, учтенных в базе налоговых органов за 2012-2014 годы по Российской Федерации увеличивается. Также следует отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом, увеличились количество налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы на 0,88 %. Удельный вес налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы по РФ физические лица составляют в 2012 году - 97,79 %, в 2013 году- 97,93 %, в 2014 году - 97,94 %. Наблюдается динамика увеличения количества льготников по уплате земельного налога в Российской Федерации. Такая же ситуация наблюдается в Республике Татарстан.
Среди местных налогов земельный налог занимает особое место, так как его
плательщиками являются как физические, так и юридические лица, и иногда
наполовину формируют бюджеты поселений. Во всех типах муниципальных
образований Российской Федерации наибольший удельный вес в налоговых
доходах занимает налог на доходы физических лиц, доля которого за
анализируемый период была более 57 %. Второй по значимости в налоговых
доходах местных бюджетов является земельный налог, роль которого в налоговых
доходах городских и сельских поселений также велика. Доля земельного налога в
городских и сельских поселений Российской Федерации за 2012-2014 годы
81
составляла около 40 %. В городских округах поступления земельного налога в бюджет с каждым годом увеличиваются в абсолютном выражении и его доля в налоговых доходах в городских округах в 2012 году составляла 14,98 % в 2013 году — 15,75 %, в 2014 году — 15,57 %. В 2014 году наблюдается незначительное снижение поступления земельного налога в бюджет городского округа. Таким образом, как в целом по Российской Федерации, так и по типам муниципальных образований земельный налог в налоговых доходах играет важную роль.
В ходе проведенного исследования земельного налога в Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы: низкий уровень экологизации земель; низкие налоговые ставки по земельному налогу на земельные участки, которые фактически не используются; проблемы учета земельных участков.
Необходима корректировка ставок земельного налога. Предложенная корректировка ставок налога призвана обеспечить экономическую эффективность для сельскохозяйственных организаций, связанную с рационализацией использования угодий, за счет того, что взимаемая посредством земельного налога сверхприбыль будет возвращена для расширенного воспроизводства плодородия земли согласно принципу финансового кругооборота. По нашему убеждению, роль и значение экологических факторов со временем будет только возрастать - и не только в сельском хозяйстве, но и вообще в экономике, вследствие чего государство должно будет постоянно совершенствовать систему мер, регулирующих антропогенное воздействие на природу, включая сюда и такой инструмент как земельный налог. Также следует предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются.
Для решения рассмотренных проблем, необходимы следующие мероприятия:
1. Целесообразно корректировать ставки земельного налога на два
коэффициента учета экологического состояния почв: первый из них будет
учитывать внешние экологические условия, то есть уменьшать ставку, второй -
внутренние, то есть увеличивать ставку в случае повышения загрязнения почв,
82
ухудшения экологизации.
2. Следует создать единую базу, учитывающую все объекты налогообложения земельным налогом. В целях учета налогооблагаемой базы, целесообразно решать проблему совместными усилиями всех заинтересованных сторон и комитетом по земельной политики, налоговым органом и местными органами власти.
3. Необходимо предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются. Например, муниципальным органам власти предоставить право увеличивать ставки налога в 1,5-2 раза для собственников пустующих земельных участков. Данный порядок будет, на наш взгляд, способствовать более эффективному использованию земли и стимулированию заинтересованности муниципалитетов в проведении качественных работ по учету объектов налогообложения.
Подобные работы
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Земельный налог и арендная плата за землю (Санкт-Петербургский университет Технологий Управлении и Экономики)
Контрольные работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019



