Введение 3
1. Теоретические основы земельного налога 6
1.1. Экономическая сущность земельного налога 6
1.2. История возникновения и развития земельного налога в России 17
1.3. Механизм начисления и уплаты земельного налога в России 26
2. Характеристика земельного налога в России на современном этапе 34
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по
земельному налогу в России 34
2.2. Земельный налог как источник формирования доходов муниципального
образования 44
3. Совершенствование земельного налога в России 54
3.1. Зарубежный опыт земельного налогообложения и возможности его
применения в России 54
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 63
3.3. Развитие земельного налога в России 72
Заключение 80
Список использованных источников 84
Мировая практика показывает, что налоговый механизм включает в себя немалые возможности влияния на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, а также его размещение. Налоговые платежи являются ключевым источником формирования бюджета государства, так как любое государство в целях обеспечения основных своих задач и функций имеет необходимость в денежных средствах.
При этом основным источником формирования финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство взимает в виде налоговых платежей с физических и юридических лиц. Из этих средств осуществляется финансирование государственных и социальных программ, содержатся структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Так же, с помощью налогообложения государство может осуществлять экономическую политику: внешнюю политику, осуществлять антиинфляционные и антимонопольные меры и др. Налоговый механизм осуществляет также перераспределение доходов граждан, социальную защиты населения, и регулирует личные доходы населения страны.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а
также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприя-
3
тий.
Переход к установлению ставок земельного налога по показателям кадастровой стоимости привел к увеличению налоговой нагрузки более чем в два раза. Столь резкие изменения ставят вопрос о степени соответствия кадастровой стоимости реальной экономической ценности земли как экономического ресурса и о принципах ее налогообложения. Отметим, что налоговое законодательство, по- прежнему, не оперирует понятием «земля» в качестве отдельного, обособленного, структурированного объекта налогообложения, что препятствует формированию полноценной налоговой перспективы земельных отношений.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Российской Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне муниципалитета складывается энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. Следовательно, недостаток финансовых ресурсов на муниципальном уровне является актуальной проблемой и требует перехода к таким бюджетным и налоговым отношениям, отвечающим требованиям стабилизации экономики и гармоничного построения межбюджетных отношений, путем обеспечения собственных налоговых доходов на уровне муниципалитета.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы земельного налога в России;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения и определить возможности применения зарубежного опыты;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент его экономической политики. Неслучайно налоговые доходы бюджета любой страны мира составляют подавляющие большинство всех поступлений в ее бюджеты. В современных условиях экономических преобразований земля перестала восприниматься как средство производства и источник материальных благ. Она становится объектом правоотношений и рыночного оборота. Земля приобрела новые приоритеты - формирование механизма и построение эффективной системы налогообложения земли, и на этой основе повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости. Неотъемлемой чертой налоговой политики государства в целом, и региональной в частности, является формирование рационального баланса бюджетно-фискального и инвестиционного процессов, обеспечивающих, с одной стороны, повышение земельных сборов, а с другой, активизацию инвестиционных процессов и развитие производства.
Мировая практика налогообложения земельных участков (или в широком толковании - налогообложение недвижимого имущества) достаточно многообразна. В решении этих вопросов в каждой стране в силу различия исторического опыта, сложившихся традиций и обычаев имеется много особенностей - как в определении самого объекта налогообложения, так и условий и конкретных ставок платежей применительно к различным субъектам рынка земли и недвижимости. Характерной чертой как имущественного налогообложения, так и налоговых систем в целом, является их постоянное изменение.
Во все периоды развития истории налогообложение земли практически
всегда развивалось вместе с изменениями в политическом устройстве. Царская
Россия хотя и была аграрной страной, однако отдельного земельного налога не
существовало, соответственно госбюджет недополучал средства от потенциально
возможного источника дохода. Окончательное установление налога в России
80
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Поскольку земельный налог относится к категории местных налогов (ст. 15 НК РФ), это означает, что он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В рамках исследования мы проанализировали налоговую базу и структуру начисления по земельному налогу юридических и физических лиц за ряд лет. Следует отметить, что количество участков, учтенных в базе налоговых органов за 2012-2014 годы по Российской Федерации увеличивается. Также следует отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом, увеличились количество налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы на 0,88 %. Удельный вес налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы по РФ физические лица составляют в 2012 году - 97,79 %, в 2013 году- 97,93 %, в 2014 году - 97,94 %. Наблюдается динамика увеличения количества льготников по уплате земельного налога в Российской Федерации. Такая же ситуация наблюдается в Республике Татарстан.
Среди местных налогов земельный налог занимает особое место, так как его
плательщиками являются как физические, так и юридические лица, и иногда
наполовину формируют бюджеты поселений. Во всех типах муниципальных
образований Российской Федерации наибольший удельный вес в налоговых
доходах занимает налог на доходы физических лиц, доля которого за
анализируемый период была более 57 %. Второй по значимости в налоговых
доходах местных бюджетов является земельный налог, роль которого в налоговых
доходах городских и сельских поселений также велика. Доля земельного налога в
городских и сельских поселений Российской Федерации за 2012-2014 годы
81
составляла около 40 %. В городских округах поступления земельного налога в бюджет с каждым годом увеличиваются в абсолютном выражении и его доля в налоговых доходах в городских округах в 2012 году составляла 14,98 % в 2013 году — 15,75 %, в 2014 году — 15,57 %. В 2014 году наблюдается незначительное снижение поступления земельного налога в бюджет городского округа. Таким образом, как в целом по Российской Федерации, так и по типам муниципальных образований земельный налог в налоговых доходах играет важную роль.
В ходе проведенного исследования земельного налога в Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы: низкий уровень экологизации земель; низкие налоговые ставки по земельному налогу на земельные участки, которые фактически не используются; проблемы учета земельных участков.
Необходима корректировка ставок земельного налога. Предложенная корректировка ставок налога призвана обеспечить экономическую эффективность для сельскохозяйственных организаций, связанную с рационализацией использования угодий, за счет того, что взимаемая посредством земельного налога сверхприбыль будет возвращена для расширенного воспроизводства плодородия земли согласно принципу финансового кругооборота. По нашему убеждению, роль и значение экологических факторов со временем будет только возрастать - и не только в сельском хозяйстве, но и вообще в экономике, вследствие чего государство должно будет постоянно совершенствовать систему мер, регулирующих антропогенное воздействие на природу, включая сюда и такой инструмент как земельный налог. Также следует предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются.
Для решения рассмотренных проблем, необходимы следующие мероприятия:
1. Целесообразно корректировать ставки земельного налога на два
коэффициента учета экологического состояния почв: первый из них будет
учитывать внешние экологические условия, то есть уменьшать ставку, второй -
внутренние, то есть увеличивать ставку в случае повышения загрязнения почв,
82
ухудшения экологизации.
2. Следует создать единую базу, учитывающую все объекты налогообложения земельным налогом. В целях учета налогооблагаемой базы, целесообразно решать проблему совместными усилиями всех заинтересованных сторон и комитетом по земельной политики, налоговым органом и местными органами власти.
3. Необходимо предусмотреть увеличение суммы налога на земельные участки (через отмену льгот, повышение ставок), которые фактически не используются. Например, муниципальным органам власти предоставить право увеличивать ставки налога в 1,5-2 раза для собственников пустующих земельных участков. Данный порядок будет, на наш взгляд, способствовать более эффективному использованию земли и стимулированию заинтересованности муниципалитетов в проведении качественных работ по учету объектов налогообложения.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экономика, 2016.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Омега-Л,
2016.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст. - М.: Омега-Л., 2016.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): офиц. текст. - М.: Омега-Л., 2016.
6. О государственном земельном кадастре [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
7. О государственном кадастре недвижимости [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
8. Об основах налоговой системы в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1// Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
9. Собрание законодательства РФ, № 30, 26.07.1999, ст. 3988. 4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11 -П «По делу о проверки конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Законов РФ «об основах налоговой системы в РФ» и «о Федеральных органов налоговой полиции»« //Собрание законодательства РФ, № 30, 26.07.1999, ст. 3988.
10. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М. :Дашков и К*,2010.
11. Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения: учеб. пособие - М. : Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2012.
12. Алексеева А.А. Роль земельного налога в формировании местных бюджетов // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №4.
13. Артеменко Г.А.Направления совершенствования методов взимания налогов // Финансовые исследования. - 2011. - № 3.
14. Брызгалина А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика: учебное пособие. - М.: Экзамен, 2010.
15. Брыкова В. Н. Налоги / Брыкова В. Н. - М.: Академия. 2011.
16. Вылкова Е.С. и др. Налоги и налогообложение: учебное пособие. / Выл- кова Е.С. и др. - Издательство СПбГУЭФ, 2012. - 80 с.
17. Горина Г. А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект / Горина Г. А. //Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2012. - № 5.
18. Глубокова Н.Я., Юр. В.В., Ефимова Т.О.Эволюция понимания категории налог и его значение в современных условиях / Глубокова Н.Я., Юр. В.В., Ефимова Т.О. // Часопис економiчних реформ. - 2013. - № 4.
19. Гринкевич Л.С., Жалонкина И.Ю. Анализ результативности собираемости налогов в российской федерации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 4. С. 118-123.
20. Демин А.В. «Налоговое право России: учебное пособие». Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006.
21. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. — 606.
ва С. А. Налоги и налогообложение. Краткий курс. М.: Окей-книга. 2011.-160 с.
23. Костюков А.Н. Мировой финансовый кризис и правовые формы антикризисного поведения субъектов Федерации и муниципальных образований в России (государственно-правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 1.
24. Кузьмин Г. В. Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты. М.: Бухгалтерский учет. 2009. - 112 с.
25. Кузьмин Г.В. Земельный налог: нюансы исчисления // Бухгалтерский учет. 2012. № 5. С. 70-75.
26. Лермонтов Ю. М. Налог на имущество организаций. М.: Экзамен. 2009. - 224
27. Львов Д.С., Медведева О.Е. К вопросу об оценке земельных активов города Москвы и оценке эффективности их использования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. № 3.
28. Львов. Д.С., Медведева О.Е., Микерин Г.И., Смоляк С.А. Кадастровая стоимость - чем это грозит Москве? - http://www.appraiser.ru;
29. Манохова С.В. О некоторых вопросах, возникающих при исчислении земельного налога // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. -№ 8, 9.
30. Медведева О.Е., Козлов В.М. Проблемы государственной кадастровой оценки земель и предложения по ее совершенствованию // Вопросы оценки. 2010. - №1.
31. Молчанов А.В. Пути и методы совершенствования местного самоуправления // Административное право. - 2008. - № 1.
32. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер, 2010.
33. Налоги и налогообложение : учеб. для студ. вузов / А. я. Барабаш, Т. П. Беляева, О. В. Врублевская и др.; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — Спб:Питер,2012.
34. Налогообложение организаций: учеб. / Л. М. Архипцева, Н.Н. Башкирова, А. В. Варнавский и др.; науч. ред. Л. И. Гончаренко. - М.: Экономистъ, 2012.
35. Налоги и налогообложение: учеб. для студ. Вузов / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, О. В. Бабушкина и др.; под. ред. И. А. Майбурова. — М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2011.
36. Налоговая схема России: справочник / сост. А. Ю. Денисова. М.: Дело и сервис, 2011.
37. Немоляев А.Д. Особенности применения земельного налога / Немоляев А.Д. // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. -
2012. - № 7,8.
38. Никитенко А.В. Особенности практики защиты земельных прав субъектов земельных правоотношений / Никитенко А.В. // Ученые записки Санкт- Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 3 (43).
39. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник / Пансков В. Г. - М.: Юрайт, 2011.
40. Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления /Пешин Н.Л. // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.
41. Приходько И.А. Роль налогов в рыночной экономике / Приходько И.А. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 1.
42. Рамазанова Б.К. Налог на недвижимость в России: проблемы и перспективы введения / Рамазанова Б.К. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
43. Свиридова С.В. Об установлении земельного налога на территории сельского поселения /Свиридова С.В. // Муниципальное право. 2012. № 4 (60).
44. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. / Скрип- ниченко В. А. - СПб.: Питер, 2010.
45. Тананушко В.С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований /Тананушко В.С. // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2013, № 6.
46. Ткачева Т. Ю. Совершенствование взимания земельного налога в современных условиях /Ткачева Т. Ю. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 3-2.
47. Фомичева Л.П. Земельный налог /Фомичева Л.П // Советник в сфере образования. 2012. № 3.
48. Юдина Е.А. Актуальные проблемы в земельном законодательстве: правовое регулирование залога земельных участков / Юдина Е.А. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6 (44).
49. Налоги [Электронный ресурс]: Основные направления налоговой политики на 2016-й год и на плановый период 2017-го и 2018-го года. - Режим доступа: http://www.heritage.org/research/Taxes/bg
50. Ведомости [Электронный ресурс]: Земельный налог на современном этапе. - Официальный сайт газеты Ведомости, 2016. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru
51. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Исполнение консолидированного бюджета РФ. - Официальный сайт Министерства финансов РФ,
2016. - Режим доступа: http: //www. minfin.ru
52. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Доходы консолидированного бюджета РФ. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru