РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты исследования пенсионного обеспечения 6
1.1. Система пенсионного обеспечения: сущность, значение, модели 6
1.2. Этапы реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. Практические аспекты реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации 27
2.1. Анализ эффективности функционирования пенсионного обеспечения 27
2.2. Формирование финансовых основ негосударственного пенсионного страхования в 39
ГЛАВА 3. Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 51
3.1. Отношение населения к пенсионной реформе: итоги эмпирического анализа 51
3.2. Альтернативные подходы к реформе пенсионного обеспечения 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Глава1. Теоретические аспекты исследования пенсионного обеспечения 6
1.1. Система пенсионного обеспечения: сущность, значение, модели 6
1.2. Этапы реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. Практические аспекты реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации 27
2.1. Анализ эффективности функционирования пенсионного обеспечения 27
2.2. Формирование финансовых основ негосударственного пенсионного страхования в 39
ГЛАВА 3. Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 51
3.1. Отношение населения к пенсионной реформе: итоги эмпирического анализа 51
3.2. Альтернативные подходы к реформе пенсионного обеспечения 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий во многих странах мира проводятся пенсионные реформы, обусловленные, в первую очередь, демографическими изменениями. Целью пенсионной реформы в России является не только повышение качества и уровня жизни пенсионеров, но и изменение роли финансовых и социальных институтов в жизни общества.
Пенсионное обеспечение - это один из важнейших вопросов для всего населения. Оно является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, тем, что пенсионная система - это сложнейший механизм, функционирование которого отражается на социальной, политической и экономической обстановке в стране; во-вторых, тем, что в пенсионных фондах аккумулированы огромные средства, которые должны быть грамотно использованы в качестве инвестиций в экономику РФ; в-третьих, тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.
Содержание нетрудоспособных и престарелых граждан существует с момента возникновения человеческого общества. По мере его развития возникают и непрерывно возрастают риски значительного снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или иного постоянного дохода по различным объективным причинам. Кроме периодически возникающих экономических причин, существуют физиологические и демографические причины возникновения материальной необеспеченности.
Разработанность темы исследования. Степень научной разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена, значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике. Тема пенсионной реформы достаточно широко представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых. Понятие системы пенсионного обеспечения, организованной государством, было введено в Германии в 1889 году и связано с именем О. Бисмарка. Так, к числу наиболее видных ученых-экономистов, анализирующих современные тенденции и проблемы развития пенсионной системы России в условиях рыночных преобразований в стране, можно отнести Н.П. Дементьева, З.А. Калова, Е.М. Кот, Х.М. Куршаева, Ф.М. Куршаеву, О.С. Миронову, В.Д. Роика, Н.М. Трунову, Д.Ю. Федотова и многих других исследователей.
Разработкой выявления проблем и совершенствования пенсионного обеспечения занимались Малаева Т.М., Орлов С. Н., Федотова Д. Ю., Черных А.А., Тырсин А.Н., Лельчук А. Л., Барсук Н.В., Иванюженко А.Б. и др.
Теоретико-методологическую базу работы составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы исследований отечественный авторов, а также электронные ресурсы.
Объектом исследования данной дипломной работы является - пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования является - реформирование системы пенсионного обеспечения в РФ.
Цель работы заключается в исследовании эффективности пенсионной системы в результате ее реформирования, а также разработка комплекса мер направленных на ее совершенствование.
Реализация поставленной цели настоящей работы видится в решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение пенсионного обеспечения, определить модели системы пенсионного обеспечения;
- рассмотреть этапы реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ;
- проанализировать эффективности функционирования пенсионного обеспечения в РФ;
- проанализировать формирование финансовых основ негосударственного пенсионного страхования в РФ;
- определить отношение населения к пенсионной реформе;
- предложить альтернативный подход к реформе пенсионного обеспечения;
В качестве методов исследования были использованы такие как: системный и сравнительный анализ, анкетный опрос, анализ статистических данных, логико-гносеологический и диалектический методы. При решение конкретных задач использовался программный продукт Excel.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введение обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет изучения, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические аспекты изучения пенсионного обеспечения» раскрываются понятия, сущность, значение, а также выявляются модели пенсионного обеспечения, рассмотрены этапы реформирования пенсионного обеспечения в РФ
Во второй главе - «Практические аспекты реформирования пенсионного обеспечения в РФ» проведен анализ эффективности функционирования пенсионного обеспечения, а также проанализирована формирование финансовых основ пенсионного страхования в РФ.
В третьей главе - «Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ» выявлено отношение населения к пенсионной реформе, предложены альтернативные подходы к решению поставленных проблем.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Пенсионное обеспечение - это один из важнейших вопросов для всего населения. Оно является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, тем, что пенсионная система - это сложнейший механизм, функционирование которого отражается на социальной, политической и экономической обстановке в стране; во-вторых, тем, что в пенсионных фондах аккумулированы огромные средства, которые должны быть грамотно использованы в качестве инвестиций в экономику РФ; в-третьих, тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.
Содержание нетрудоспособных и престарелых граждан существует с момента возникновения человеческого общества. По мере его развития возникают и непрерывно возрастают риски значительного снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или иного постоянного дохода по различным объективным причинам. Кроме периодически возникающих экономических причин, существуют физиологические и демографические причины возникновения материальной необеспеченности.
Разработанность темы исследования. Степень научной разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена, значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике. Тема пенсионной реформы достаточно широко представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых. Понятие системы пенсионного обеспечения, организованной государством, было введено в Германии в 1889 году и связано с именем О. Бисмарка. Так, к числу наиболее видных ученых-экономистов, анализирующих современные тенденции и проблемы развития пенсионной системы России в условиях рыночных преобразований в стране, можно отнести Н.П. Дементьева, З.А. Калова, Е.М. Кот, Х.М. Куршаева, Ф.М. Куршаеву, О.С. Миронову, В.Д. Роика, Н.М. Трунову, Д.Ю. Федотова и многих других исследователей.
Разработкой выявления проблем и совершенствования пенсионного обеспечения занимались Малаева Т.М., Орлов С. Н., Федотова Д. Ю., Черных А.А., Тырсин А.Н., Лельчук А. Л., Барсук Н.В., Иванюженко А.Б. и др.
Теоретико-методологическую базу работы составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы исследований отечественный авторов, а также электронные ресурсы.
Объектом исследования данной дипломной работы является - пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования является - реформирование системы пенсионного обеспечения в РФ.
Цель работы заключается в исследовании эффективности пенсионной системы в результате ее реформирования, а также разработка комплекса мер направленных на ее совершенствование.
Реализация поставленной цели настоящей работы видится в решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение пенсионного обеспечения, определить модели системы пенсионного обеспечения;
- рассмотреть этапы реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ;
- проанализировать эффективности функционирования пенсионного обеспечения в РФ;
- проанализировать формирование финансовых основ негосударственного пенсионного страхования в РФ;
- определить отношение населения к пенсионной реформе;
- предложить альтернативный подход к реформе пенсионного обеспечения;
В качестве методов исследования были использованы такие как: системный и сравнительный анализ, анкетный опрос, анализ статистических данных, логико-гносеологический и диалектический методы. При решение конкретных задач использовался программный продукт Excel.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введение обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет изучения, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические аспекты изучения пенсионного обеспечения» раскрываются понятия, сущность, значение, а также выявляются модели пенсионного обеспечения, рассмотрены этапы реформирования пенсионного обеспечения в РФ
Во второй главе - «Практические аспекты реформирования пенсионного обеспечения в РФ» проведен анализ эффективности функционирования пенсионного обеспечения, а также проанализирована формирование финансовых основ пенсионного страхования в РФ.
В третьей главе - «Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ» выявлено отношение населения к пенсионной реформе, предложены альтернативные подходы к решению поставленных проблем.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного так и трудоспособного. Оно представляет собой систему экономических, организационных и правовых мер по защите населения от материальной необеспеченности.
Пенсионная модель РФ состоит из трех уровней: государственное пенсионное обеспечение, обязательное и негосударственное пенсионное страхование. Вместе с тем, формирование параметров пенсионной системы РФ еще не закончено. В рамках проводимых изменений стоит отметить:
- изменения в области накопительной составляющей: создание системы гарантирования прав застрахованных лиц; возможность реализовать права отказа от формирования накопительной части трудовой пенсии; введения моратория на перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализованных право выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию и (или) инвестиционного портфеля.
- изменения в области обязательного пенсионного страхования: изменение структуры пенсии, а также ведения новой формулы для расчета пенсии.
Реформирование пенсионной системы связано с поиском эффективных методов обеспечения достойного уровня жизни граждан, которые закончили свою трудовую деятельность. Современная система пенсионного страхования не позволяет гражданам сформировать достойный уровень пенсии, а также делает некоторые категории работников более уязвимыми, что требует выработки дополнительных механизмов их защиты.
Результаты анализа деятельности НПФ, отражают уменьшение количества НПФ, низкая финансовая грамотность населения либо низкий уровень доверия со стороны граждан. Кроме того, добавила сложностей рынку «заморозка» накоплений на 2015-2016 гг. и ожидание ее продления на 2017 год. Это привело к усилению негативных ожиданий относительно будущего современной пенсионной системы и ограничило среднесрочный ресурсный потенциал негосударственных пенсионных фондов.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос дальнейшего развития системы негосударственного обеспечения и совершенствования его механизма, так как их решение позволит повысить интерес и участие граждан в формировании своей будущей пенсии. А это в свою очередь приведет к снижению расходной части бюджета Пенсионного фонда России.
В ходе проведенного исследовании опроса в отношении населения к пенсионной реформы выяснилось что:
- большая часть населения РФ знает о том, как формируется будущая пенсия;
- большая часть населения РФ знает о существовании накопительной пенсии;
- желаемый размер пенсии не соответствует средней пенсии по России;
- к повышению пенсионного возраста отрицательно относится не только большая часть взрослого поколения (30 и более лет), но и большая часть молодого поколения (16 - 30 лет);
- желание работать после пенсионного возраста зависит от материального положения человека;
- большинство работающих не готово доверить формирование накопительной части пенсии негосударственному пенсионному фонду;
Несмотря на кардинальные изменения и дополнения, которые внесли в последние годы вопрос о пенсионном обеспечении стоит открыто. В пенсионной системе страны существует ряд нерешенных проблем, наиболее актуальными из которых являются:
- изменения повышения пенсионного возраста;
- проблема старения населения;
- незначительный рост экономической активности населения;
- сильная зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета;
- нечеткость информации о реальном начислении инвестиционного дохода граждан;
- низкая осведомленность и финансовая грамотность населения;
- недоверие граждан к финансовой сфере в целом и института НПФ в частности;
- отсутствие развитого и зрелого социального сотрудничества между НПФ и работодателями;
- слабо развита инфраструктура рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.
Пенсионная модель РФ исходя из обеспечения потребности поддержания социальной стабильности нуждается в серьезном реформировании. Проблемы, выявленные в исследовании могут быть решены путем введения следующих мер:
- если и повышать пенсионный возраст, то только на некоторые категории работников, где вредность и тяжесть работы не сильно высокая;
- уголовная ответственности работодателей, которые не уплачивают страховые взносы в ПФР;
- привлечения иностранной рабочей силы;
- вдвое увеличить дополнительный тариф взносов для занятых на вредном производстве;
- учителей, медиков и творческих работников лишить права на досрочную пенсию и поднять стаж до 40 лет;
- внедрение государственной программы «приемная семья для одинокого пенсионера;
- развитие корпоративных пенсионных программ;
- дальнейшее повышение требований надежности к надежности негосударственных пенсионных фондов;
- расширения перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, как за счет разработки введения и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей;
- повышение открытости и доступности.
Следует отметить, что какой бы механизм не применялся государством для совершенствования пенсионной системы, основная цель остается неизменной - это обеспечение «достойного отдыха» для будущего пенсионера. Безусловно существуют некоторые проблемы, сдерживающие развитие пенсионного обеспечения и не позволяющие выйти нашей стране на уровень развитых стран. Пути решения этих проблем в руках государственных органов федеральной власти.
Пенсионная модель РФ состоит из трех уровней: государственное пенсионное обеспечение, обязательное и негосударственное пенсионное страхование. Вместе с тем, формирование параметров пенсионной системы РФ еще не закончено. В рамках проводимых изменений стоит отметить:
- изменения в области накопительной составляющей: создание системы гарантирования прав застрахованных лиц; возможность реализовать права отказа от формирования накопительной части трудовой пенсии; введения моратория на перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализованных право выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию и (или) инвестиционного портфеля.
- изменения в области обязательного пенсионного страхования: изменение структуры пенсии, а также ведения новой формулы для расчета пенсии.
Реформирование пенсионной системы связано с поиском эффективных методов обеспечения достойного уровня жизни граждан, которые закончили свою трудовую деятельность. Современная система пенсионного страхования не позволяет гражданам сформировать достойный уровень пенсии, а также делает некоторые категории работников более уязвимыми, что требует выработки дополнительных механизмов их защиты.
Результаты анализа деятельности НПФ, отражают уменьшение количества НПФ, низкая финансовая грамотность населения либо низкий уровень доверия со стороны граждан. Кроме того, добавила сложностей рынку «заморозка» накоплений на 2015-2016 гг. и ожидание ее продления на 2017 год. Это привело к усилению негативных ожиданий относительно будущего современной пенсионной системы и ограничило среднесрочный ресурсный потенциал негосударственных пенсионных фондов.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос дальнейшего развития системы негосударственного обеспечения и совершенствования его механизма, так как их решение позволит повысить интерес и участие граждан в формировании своей будущей пенсии. А это в свою очередь приведет к снижению расходной части бюджета Пенсионного фонда России.
В ходе проведенного исследовании опроса в отношении населения к пенсионной реформы выяснилось что:
- большая часть населения РФ знает о том, как формируется будущая пенсия;
- большая часть населения РФ знает о существовании накопительной пенсии;
- желаемый размер пенсии не соответствует средней пенсии по России;
- к повышению пенсионного возраста отрицательно относится не только большая часть взрослого поколения (30 и более лет), но и большая часть молодого поколения (16 - 30 лет);
- желание работать после пенсионного возраста зависит от материального положения человека;
- большинство работающих не готово доверить формирование накопительной части пенсии негосударственному пенсионному фонду;
Несмотря на кардинальные изменения и дополнения, которые внесли в последние годы вопрос о пенсионном обеспечении стоит открыто. В пенсионной системе страны существует ряд нерешенных проблем, наиболее актуальными из которых являются:
- изменения повышения пенсионного возраста;
- проблема старения населения;
- незначительный рост экономической активности населения;
- сильная зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета;
- нечеткость информации о реальном начислении инвестиционного дохода граждан;
- низкая осведомленность и финансовая грамотность населения;
- недоверие граждан к финансовой сфере в целом и института НПФ в частности;
- отсутствие развитого и зрелого социального сотрудничества между НПФ и работодателями;
- слабо развита инфраструктура рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.
Пенсионная модель РФ исходя из обеспечения потребности поддержания социальной стабильности нуждается в серьезном реформировании. Проблемы, выявленные в исследовании могут быть решены путем введения следующих мер:
- если и повышать пенсионный возраст, то только на некоторые категории работников, где вредность и тяжесть работы не сильно высокая;
- уголовная ответственности работодателей, которые не уплачивают страховые взносы в ПФР;
- привлечения иностранной рабочей силы;
- вдвое увеличить дополнительный тариф взносов для занятых на вредном производстве;
- учителей, медиков и творческих работников лишить права на досрочную пенсию и поднять стаж до 40 лет;
- внедрение государственной программы «приемная семья для одинокого пенсионера;
- развитие корпоративных пенсионных программ;
- дальнейшее повышение требований надежности к надежности негосударственных пенсионных фондов;
- расширения перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, как за счет разработки введения и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей;
- повышение открытости и доступности.
Следует отметить, что какой бы механизм не применялся государством для совершенствования пенсионной системы, основная цель остается неизменной - это обеспечение «достойного отдыха» для будущего пенсионера. Безусловно существуют некоторые проблемы, сдерживающие развитие пенсионного обеспечения и не позволяющие выйти нашей стране на уровень развитых стран. Пути решения этих проблем в руках государственных органов федеральной власти.
Подобные работы
- Особенности государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Направления совершенствования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Государственное управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование порядка выплаты пенсий в Российской Федерации
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Виды страховых пенсий, их структура и размеры
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ УПФР В Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ И СТАРООСКОЛЬСКОМ РАЙОНЕ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Кризисы в системе пенсионного фонда России (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, антикризисное управление. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



