Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №52196

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в различных видах деятельности 7
1.1 Современное состояние проблемы прогностической компетентности 7
1.2 Специфика прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 12
1.3 Специфика когнитивного развития младших школьников с нарушением
слуха в учебной деятельности 18
Выводы по главе I 23
Глава II. Эмпирическое изучение когнитивной составляющей прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в различных видах деятельности 24
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 24
2.2 Социально-анамнестический статус детей с нарушениями слуха 26
2.3 Анализ изучения специфики прогностической компетентности у детей
младшего школьного возраста с нарушением слуха в различных видах деятельности 29
2.4 Анализ и сравнение результатов исследования когнитивных характеристик прогностической компетентности младших школьников с
нарушениями слуха и с нормативным развитием 38
Выводы по главе II 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение


Любой вид познавательной деятельности включает в себя в некоторой мере прогноз того, что может произойти, а также подготовку субъекта к предстоящим событиям. Включение механизмов вероятностного прогнозирования проявляется в регуляции диапазона предварительной настройки всех психофизиологических систем, включая подсистемы, организма к ожидаемым вероятным изменениям в окружающей среде ребенка. При этом процесс вероятностного прогнозирования детерминирует функциональную структуру регуляции деятельности как в сфере психических процессов. Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мнестических и мыслительных операций, иными словами прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды [1].
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин,
С.Н. Шаховская, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Соботович,
В.И. Лубовский, Т.Н. Осипенко, Л.И. Переслени, В.Д. Менделевич и др.
На сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стремительно растет [16]. Для детей с различными видами дизонтогенеза свойственно наличие тяжелых нарушений преимущественно познавательной деятельности. Младшие школьники с ОВЗ характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.
Цель исследования: выявить специфику прогностической
компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в различных видах деятельности.
Предмет исследования: когнитивная составляющая прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ограничение слухового восприятия при нарушениях слуха определяет специфику прогностической компетентности, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования и имеет взаимосвязь с уровнем сформированности учебной деятельности. В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности младших школьников с ОВЗ, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования процесса развития, в частности интеллектуального.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста, определить структуру и содержание понятий, используемых в исследовании.
2. Выявить специфические особенности прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в различных видах деятельности.
Методологическая база исследования: Базовые положения
культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского; положения системно-функционального подхода об
антиципации, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга; антиципационная концепция В.И. Менделевича; теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я.
Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), обеспечивающая
4
активную роль ребенка в познании; положение о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование; методы математической статистики, t-критерий Стьюдента, критерий Пирсона.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казань.
Практическая значимость исследования: Используемые методики были адаптированы под детей, имеющих различные нарушения слуха. Полученные в ходе исследования результаты дополнят и расширят представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволят определить наиболее качественные пути коррекции нарушений прогнозирования у детей с нарушениями слуха, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация: результаты исследования обсуждались rnXXIV
Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (10-14 апреля 2017г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (4 апреля 2017г.), III Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с
отклонениями в развитии» (26 апреля 2017г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретический аспект проблемы прогностической компетентности, можно сделать вывод о том, что под прогностической компетентностью понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением, таким образом, прогностическая компетентность характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности. В этом смысле «компетентность» близка по значению к «состоятельности» и в ряде случаев, эти термины - «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность» - являются идентичными. Данная проблема изучалась на группах лиц с ОВЗ и лиц, имеющих психопатические расстройства.
Данные эмпирического исследования дают нам возможность сделать вывод о том, что ограничение слухового восприятия при нарушениях слуха определяет специфику прогностической компетентности, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования и имеет взаимосвязь с уровнем сформированности учебной деятельности. Когнитивный аспект прогнозирования младших школьников с нарушениями слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, а также от уровня сформированности ведущей деятельности - учебной. Прогноз у детей с нарушениями слуха искажен, имеет свою специфику в виде низкого уровня его
60
сформированности, также более низкого уровня сформированности учебной деятельности, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха младшего школьного возраста.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее
уточнение психодиагностических критериев выявления прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров антиципационной состоятельности.



1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис. канд. психол. наук. - М., 1995. - 129 с.
2. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 1998. - 400 с.
3. Белявский Б. В. Образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации: риски и перспектива [Электронный ресурс]/ Б.В. Белявский. -. Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2015. - Режим доступа:
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Belvavskiv.pdf, свободный.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1997. - С. 342 - 458.
6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект:
мышление, учение, воображение. - М.: Издательство "Институт
практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - С. 103 - 339.
8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.
9. Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 1996. - 16с.
10. Василевска Е.А., Менделевич В.Д. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью / Е.А. Василевская, В.Д. Менделевич // Практическая медицина. - 2014, №2. - С. 64-66.
11. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т. 3. - Л.: Издательство ЛГУ, 1981. - 324 с.
12. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости: собр.
сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1956. — 5 т. — С. 231256.
13. Горинов В.В. Роль декомпенсаций в общественно опасном поведении больных олигофренией / В. В. Горинов // Профилактика общественно опасных действий психически больных. М., 1986. — С. 111-115.
14. Докшина А.А., МехряковаТ.И. Актуальзация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы Шмеждунар.науч.конф. (г. Пермь, январь 2013г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - . 99 - 101.
15. Интернет-ресурс: Федеральная служба государственной
статистики.
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d isabilities/#(Дата обращения: 05.10.2016).
16. Каплан Г.И. Клиническая психиатрия: пер. с англ. доп. / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок // гл. ред. Т.Б. Дмитриева. — М.: Гэотар-Медицина,
1998. — 505 с.
17. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. - 232 с.
18. Ломов Б.Ф. Память и Антиципация// Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 73 - 81.
19. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 278 с.
20. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.
21. Масюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии:
ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
22. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина /
В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608 с.
23. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка /
Э. Мэш, Д. Вольф. — СПб: Прайм_Еврознак, 2003. — 384 с.
24. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
25. Неврология: пер. с англ. / М. Самуэльс [и др.] / под ред. М. Са- муэльса. — М.: Практика, 1997. — 638 с.
26. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
27. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: монография / Ж.И. Шиф [и др.] / под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
28. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. - № 2. - 1974. - С. 115 - 122.
29. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1977. - 18 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ