Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ГОРОДСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Работа №52183

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

инвестиции

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Экономическая природа городских инвестиций 7
1.1 Теоретические аспекты муниципальной инвестиционной политики 7
1.2 Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности
территории 15
1.3 Роль инвестиций в социально-экономическом развитии городов 24
Глава 2. Анализ инвестиционной активности городов Республики Татарстан 32
2.1 Формирование и развитие инвестиционной инфраструктуры в городах
Республики Татарстан 32
2.2 Инвестиционная характеристика городов Республики Татарстан 42
2.3 Анализ влияние социальных факторов на инвестиционную
привлекательность муниципальных образований Республики Татарстан 58
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционных процессов в городской экономике 71
3.1 Применение зарубежного опыта по привлечению иностранных
инвестиций 71
3.2 Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности
территории через развитие человеческого потенциала 79
3.3 Агломерационное развитие городов как путь формирования их
инвестиционной привлекательности 90
Заключение 102
Библиографический список 105
Приложение

Актуальность темы исследования обусловлена сопряженностью вопросов благосостояния населения и обеспечения развития городов с активизацией инвестиционных процессов. Современное развитие городов неразделимо с постоянным нарастанием конкуренции в борьбе за привлечение инвестиций. В современных условиях, комплексный стратегический подход по формированию инвестиционной привлекательности становится определяющим фактором конкурентоспособности и наращиванию инвестиционных потоков в городах Республики Татарстан.
Вместе с тем, привлечение инвестиций в экономики городов в настоящее время невозможно без грамотного комплексного стратегического управления на региональном уровне. В числе основных проблем можно выделить отсутствие у местных бюджетов достаточного объема собственного финансирования, опыта стратегического управления в инвестиционной сфере и формализованный подход к исполнению поставленных задач, несовершенство мероприятий по объективной оценке инвестиционного потенциала муниципальных образований и слабая координация взаимоотношений участников инвестиционных процессов.
Выбор данного объекта исследования продиктован необходимостью пересмотра общепринятых критериев инвестиционной привлекательности городов в сторону значительного развития сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и формированию интеллектуального человеческого капитала. Индустриальная эпоха представляла собой огромные заводы, географически располагающиеся на территориях с легким доступом к обрабатываемому сырью, а трудовые резервы, в свою очередь, съезжались со всей страны для работы на них. Постиндустриальная эпоха изменила устоявшуюся географию, компании стремятся в места с высокой концентрацией человеческого капитала. В современном мире, доступ к талантливым и креативным кадрам является таким же решающим фактором, как месторождения нефти для ПАО «Татнефть». Современные компании, ведущие свою деятельность в сфере инноваций с высокой добавленной стоимостью, создаются там, где сосредоточены квалифицированные кадры. Критерием успеха для компании является творческий потенциал его сотрудников, оказывающие ключевое воздействие на возможность развития компании.
Осуществления целенаправленного стратегического управленческого воздействия на накапливание человеческого капитала откроет новые инвестиционные возможности и позволит быстро и эффективно отвечать на изменения внешней среды и станет предпосылкой для активного инвестиционного развития городов. В связи с этим, высокая прикладная значимость и недостаточная теоретическая разработанность настоящих вопросов обусловили актуальность исследуемой темы магистерской работы.
Степень научной разработанности. Теоретические аспекты природы инвестиционных процессов рассматривались в работах следующих зарубежных ученых: Дж. Джекобс, Р. Флорида, Э. Глейзер. В российской научной литературе данную проблему в своих работах рассмотрели следующие авторы: Е.С. Губановой, Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеевой, К.А. Саак, Н.О.Колчина М.П. Болодуриной, И.Ф. Зиннурова, И.А. Ситновой, В.Г. Ярмухаметовой, И.И. Ройзмана, И.В.Гришиной, А.Г. Шахназарова, Д. М. Исмагуловой., А.А. Айдаралиевой.
Тем не менее, рассмотренные работы направлены на создание методической базы стратегического управления инвестиционными процессами, не учитывая особенностей формирования и развития современных городов. Положительно оценивая внесенную лепту ученых-экономистов и полученные ими результаты, следует заметить, что теоретические и практические стороны управления инвестиционными процессами и критика взаимодействия его участников в городах как неотъемлемых структурных элементов региональной социально-экономической системы, недостаточно проработаны, что послужило необходимостью для создания нового целостного и системного исследования в данной области.
Научная новизна исследования состоит в разработке авторской методики расчета Индекса социального благополучия с последующей оценкой его влияния на инвестиционную привлекательность городов Республики Татарстан. Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в совершенствовании теоретических основ и разработки рекомендаций по принятию эффективных управленческих решений по привлечению инвестиций в экономики городов Республики Татарстан.
Поставленная цель будет достигнута путем решения следующих основных задач:
- выявить теоретические аспекты муниципальной инвестиционной политики;
- определить сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности городов;
- изучить роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
- обосновать комплексный подход к управлению системы инвестиционной привлекательности городов через формирование научной и социальной базы;
- оценить действующую инвестиционную инфраструктуру городов Республики Татарстан и проанализировать достигнутые результаты;
- разработать методику по проведению сравнительной оценки инвестиционного потенциала городов Республики Татарстан;
- выработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности территории через развитие человеческого потенциала;
- предложить инструменты муниципального и регионального управления инвестиционным процессом в городах на основе агломерационного подхода к развитию городов;
- сформулировать рекомендации по применению передовых зарубежных практик в области привлечения иностранных инвестиций.
Объектом исследования является муниципальная и региональная система управления процессом привлечения инвестиций в экономики городов Республики Татарстан.
Предмет исследования - управленческие и социально-экономические отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов, участвующих в процессе управления при формировании инвестиционной привлекательности городов Республики Татарстан.
Методологической основой исследования послужил системный подход, предоставляющий возможность рассматривать экономику городов как сложный механизм, состоящий из региональных и федеральных факторов управления; эконометрические методы статистического анализа, графические методы, метод ранжирования, метод сравнительного анализа, методы стратегического планирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основными результатами проделанной магистерской работы является анализ достигнутых результатов по привлечению инвестиций и формирование рекомендаций по развитию инвестиционной привлекательности городов как основы долгосрочного конкурентного развития Республики Татарстан.
В работе систематизированы определения сущности инвестиционной привлекательности, определены теоретические аспекты муниципальной инвестиционной политики, выявлена роль инвестиций в социальноэкономического развитии муниципального образования и установлена роль других понятий, относящихся к проблеме привлечения инвестиций в городскую экономику. Выделены основные положения управления инвестиционным процессом, такие как ориентированность на решение стратегических задач обеспечения комплексного инвестиционного развития социальноэкономической системы, направленность на преодоление изменений в городском планировании, необходимость исследования и согласования экономических интересов и располагаемых ресурсов каждого из возможных участников инвестиционного процесса.
В рамках магистерского исследования проведена оценка современного развития инвестиционной инфраструктуры городов, представлена социальноэкономическая характеристика городов Республики Татарстан как неотъемлемых структурных элементов региональной социально-экономической системы. Выявлены недостатки в системе управления городов, которые проявляются в инвестировании крупных имиджевых событий и помпезных мероприятий с низкой реальной экономической отдачей. Тем самым, повышая финансовое обременение бюджетов городов связанное с содержанием и обслуживанием возведенных объектов. Подобные крупные финансовые вложения рекомендовано вкладывать в реальный сектор экономики, в приоритете экономика Набережных Челнов с самыми низкими показателями инвестирования.
Благодаря вычислению индекса социального благополучия с последующим проведением регрессионного анализа было установлено, что привлечение инвестиций в основной капитал имеет высокую и заметную связь с социальной составляющей городов республики. Были сделаны выводы, что причиной социальных проблем является плохое образование, низкий уровень доходов населения и как следствие потеря жизненных ориентиров общества. Крайне важно, в первую очередь создавать условия для самореализации всех слоев населения.
В целях изучения взаимодействия субъектов инвестиционного процесса в городах, на основе содержательного анализа деятельности уполномоченных органов, нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную сферу в Республики Татарстан, выявлены основные субъекты стратегического управления инвестиционными процессами, их полномочия (органы региональной государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, специально созданные объединения, образовательные учреждения). Предложены модели взаимодействия субъектов инвестиционного процесса, основанные на изучении передового зарубежного опыта и объективных интересов субъектов, участвующих в инвестировании. Деятельность взаимосвязанных субъектов управления инвестиционным процессом, направлена на динамичное воздействие на объекты инвестиционного процесса (управляемой подсистемы) в целях получения социально-экономических результатов инвестиционной деятельности.
Автором установлено, что формирование инвестиционной привлекательности городов тесно сопряжено с детальностью региональных органов власти: целостное стратегическое развитие всей транспортной и инженерно-инфраструктурной системы республики; стимулирование включения высших и средне специальных учебных заведений в НИОКР и подготовку необходимых профессиональных кадров; консолидация крупного бизнес сообщества; поддержка внедрения передовых технологий малым и
средним бизнесом; предоставления налоговых льгот и преференция; и прочие инструменты регулирования в пределах установленных полномочий.
Экономическое развитие городов Республики Татарстан представлено на основе развития сферы производства инновационного и конкурентоспособного продукта посредством формирования и привлечения высокообразованного человеческого капитала. Стратегическое социально-экономическое развитие городов и всей республики тесно сопряжено с формирование крупных городских агломераций, привлекательных для жизни образованных, креативных и талантливых людей. При развитии городов приоритетное место занимает интересы его жителей, которые возглавляют по значимости его инвестиционную привлекательность. Города, способные создать условия для развития и внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ непременно будут привлекать частные инвестиции, как известно, характерной чертой рыночной экономики является саморегулируемость и гибкость инвестирования в области реализации инновационных идей.



1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ.
3. Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
5. Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 .№1872.
6. Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 N°2180-XII.
7. О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 1.08.2011 .№50-ЗРТ.
8. Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ.
9. Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10.02.2006 .№5-ЗРТ.
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан от 10.06.2015 № 40-ЗРТ.
11. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16.03.2015 №12-ЗРТ.
12. Об утверждении Положения о перечне приоритетных
инвестиционных проектов Инвестиционного меморандума Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 № 925.
13. Об утверждении положения о порядке предоставления
государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 № 284.
14. О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г.Казани до 2030 года: Решение Казанской городской Думы от
14.12.2016 №2-12.
15. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года: Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 07.04.2016 № 7/6.
16. Стратегия социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года: Решение Совета Нижнекамского муниципального района от 11.11.2016 №62.
17. О Стратегии социально-экономического развития Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года: Решение Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 10.09. 2016 года №77.
18. Стратегия социально-экономического развития Елабужского
муниципального района Республики Татарстан до 2021 года и на перспективу до 2030 года: Решение Совета Елабужского муниципального района
Республики Татарстан от 13.09.2016 № 90.
Монографии, диссертации
19. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. М.: Феникс, 2011. 143 с.
20. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. - Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и Статистика, 2013.
21. Ричард Флорида Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательство Классика-XXI 2010 год.
22. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование/И.А. Никонова - М.: Альпина Паблишер, 2012 - C.21/.
23. Муллагалеева З. З., Шабашев В. А. Теоретико-методологические основы экономической политики городов, Кемеровской области. Кемерово: Кузбассвузиздат,2009. 324 с.
24. Ярмухаметов В.Г. Управление инвестиционной деятельностью муниципальных образований. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Уфа, 2009. 25 с.
25. Газизова А.А. Муниципальное управление инвестиционным процессом в крупнейших городах на основе стратегического подхода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Казань, 2011. 19 с.
26. Точицкая И. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций:
обзор международного опыта и рекомендации для Беларуси.
Исследовательский центр ИМП. Минск, 2013. Октябрь.
Статьи и материалы периодической печати
27. Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. Инвестиционная активность муниципальных властей как фактор территориального развития (на примере республики Башкортостан) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №8 (65). С. 20 - 23.
28. Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских
регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. 2007.
29. Саак А., Колчина О. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Муниципальная власть. 2006. №2. С. 80-86.
30. Исмагулова Д. М., Айдаралиева А. А. Понятие инвестиций и их роль в экономике // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 83-86.
31. Я.С.Поташник. Состояние и пути увеличения инвестиций в основной капитал в нижегородской области//Вестник НГИЭИ 2014 - № 7 (38). - C.208- 219.
32. И.Р. Дун, Ф.Р. Ходова. Анализ эффективности использования основных производственных фондов предприятия//Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 2 .
Электронные ресурсы
33. Регионы России. Основные социально-экономические показатели
городов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1138631758656 (дата обращения 19.04.2016).
34. Губанова Е.С. Методологические основы систематизации понятий инвестиционной проблематики [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://joumal.vs-c.ac.ru/php/jou/25/art25_12.php (дата обращения 19.02.2016).
35. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.studfiles.ru/preview/3072851/ (Дата обращения: 15.02.2017г.).
36. Официальный сайт промышленной площадки муниципального уровня «Призма» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.prizma- kzn.ru/ (Дата обращения: 15.02.2017г.) .
37. Официальный сайт технопарка «Идея» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:http://www.tpidea.ru (Дата обращения: 15.02.2017г.).
38. Официальный сайт технопарка «ИТ парк Казань» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:http://itpark-kazan.ru/ (Дата обращения: 16.02.2017г.).
39. Официальный сайт «Технополис Химград» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.himgrad.ru/ (Дата обращения: 16.02.2017г.).
40. Официальный сайт Территории опережающего развития Набережных Челнов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.chelny- invest.ru/territoriya-operezhayuschego-razvitiya/opisanie/ (Дата обращения: 16.02.2017г.).
41. Официальный сайт Камского индустриального парка «Мастер»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.kipmaster.ru/contacts/(Дата обращения: 16.02.2017г.).
42. Официальный сайт Агенства инвестиционного развития Республики
Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //tida.tatarstan.ru/chelny/razvitie. Ыш(Дата обращения: 16.02.2017г.).
43. Официальный сайт «ИТ-парк Набережные Челны» [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL: http://ipchelny.ru/ru (Дата обращения:
16.02.2017г.).
44. Официальный сайт Особой экономической зоны «Алабуга»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://alabuga.ru/ru/(Дата
обращения: 17.02.2017г.).
45. Официальный сайт Администрации Альметьевского муниципального
района [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://almetyevsk.tatar.ru/rus/index.htm/news/411208.htm/(Дата обращения:
17.02.2017г.).
46. Официальный сайт ПАО «Татнефть» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tna.tatneft.ru//(Дата обращения: 17.02.2017г.).
47. Официальный сайт Alabuga International School [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://alabugais.ru/about/advantages//(Дата обращения: 18.02.2017г.).
48. Брошюра «Камский инновационный территориальнопроизводственный кластер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http:https://innokam.ru/documents(Дата обращения: 10.04.2016).
49. Рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан за 2010-2015 года. - Министерство экономики Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/T erritorialDevelopment/Ratmgs.html//(Дата обращения: 18.04.2017г.).
50. Политика регулирования иностранных инвестиций [Электронный
ресурс] Режим доступа: URL:http://kisi.kz/ru/categories/ekonomika-i-
energetika/posts/tendencii-razvitiya-ekonomicheskoy-iplomatii-indii-v-p/. (Дата обращения: 28.04.2017г.).
51. Т.Поспелова. Стартап-движение в Латинской Америке: пора ли штурмовать Бразилию, Чили и Мексику [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:https://vc.ru/p/other-america (Дата обращения: 18.04.17.).
52. Информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://tass.ru/pmef-2016/article/3374694. (Дата обращения: 19.04.17).
53. Портал социально-демократической политики. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.psdp.ru/politics/1/9/ (Дата обращения 19.04.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ