Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи 7
1.1. Нейропсихологический подход в изучении нарушений письменной
речи у детей с ОНР 3 уровня 7
1.2. Современное состояние изученности проблемы выявления
предпосылок нарушения письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 14
Выводы по главе 1 21
2. Организация экспериментального исследования по выявлению
предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по главе 2 40
3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности
использования нейропсихологических методов по предупреждению
нарушений письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 42
3.1. Коррекционная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов 42
3.2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 48
Выводы по главе 3 54
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи 7
1.1. Нейропсихологический подход в изучении нарушений письменной
речи у детей с ОНР 3 уровня 7
1.2. Современное состояние изученности проблемы выявления
предпосылок нарушения письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 14
Выводы по главе 1 21
2. Организация экспериментального исследования по выявлению
предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по главе 2 40
3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности
использования нейропсихологических методов по предупреждению
нарушений письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 42
3.1. Коррекционная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов 42
3.2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 48
Выводы по главе 3 54
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.
По данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительными и тяжелыми. Нарушения могут проявиться сразу или дают о себе знать значительно позже. Ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания. Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека. Оно стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письменной речи у детей, обучающихся в школе. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спи- ровой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.
В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей (Е.Л. Гончарова, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стре- белева).
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович, дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Современные психологи и нейропсихологи активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, С.Ю. Игнатьевой, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонской, Н.М. Пылаевой, Л.В. Яблоковой, Е.Д. Хомской о системном строении высших психических функций. Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.
Специально организованная своевременная комплексная педагогическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи, функционального базиса письма и операциональных компонентов письменной речи может способствовать своевременному и мотивированному овладению старшими дошкольниками построением самостоятельного письменно-речевого высказывания.
Цель исследования - выявить предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с помощью нейропсихологических методов.
Объект исследования - особенности формирования письменной речи у детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования - предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: при целенаправленной логопедической работе по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции может быть достигнута положительная динамика в подготовке детей к овладению письмом и к снижению у них риска предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы изучения нарушений письменной речи.
2. Организовать экспериментальное исследование с использованием нейропсихологических методов выявления предпосылок возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Разработать программу логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Методологическая основа исследования: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Методы исследования: метод изучения психолого-педагогической литературы и документации, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Практическая значимость работы. Разработана программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
По данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительными и тяжелыми. Нарушения могут проявиться сразу или дают о себе знать значительно позже. Ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания. Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека. Оно стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письменной речи у детей, обучающихся в школе. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спи- ровой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.
В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей (Е.Л. Гончарова, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стре- белева).
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович, дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Современные психологи и нейропсихологи активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, С.Ю. Игнатьевой, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонской, Н.М. Пылаевой, Л.В. Яблоковой, Е.Д. Хомской о системном строении высших психических функций. Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.
Специально организованная своевременная комплексная педагогическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи, функционального базиса письма и операциональных компонентов письменной речи может способствовать своевременному и мотивированному овладению старшими дошкольниками построением самостоятельного письменно-речевого высказывания.
Цель исследования - выявить предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с помощью нейропсихологических методов.
Объект исследования - особенности формирования письменной речи у детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования - предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: при целенаправленной логопедической работе по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции может быть достигнута положительная динамика в подготовке детей к овладению письмом и к снижению у них риска предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы изучения нарушений письменной речи.
2. Организовать экспериментальное исследование с использованием нейропсихологических методов выявления предпосылок возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Разработать программу логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Методологическая основа исследования: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Методы исследования: метод изучения психолого-педагогической литературы и документации, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Практическая значимость работы. Разработана программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Из всего многообразия речевых нарушений у учащихся общеобразовательных школ многими логопедами выделяются нарушения письменной речи.
Современные психологи и нейропсихологи в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций.
В самостоятельном письме детей с ОНР обращает на себя внимание бедность используемых речевых средств. Наиболее характерной особенностью письма является обилие и разнообразие всевозможных ошибок. В письме встречаются перестановки букв, пропуски слогов, добавления лишних элементов, опускание букв и слогов, искажение слов. Эти ошибки в течение длительного времени объясняются зрительной недостаточностью.
Наиболее актуальной в настоящее время становится проблема профилактики нарушений письменной речи среди детей младшего школьного возраста с ОНР, так как в процессе обучения письму возникают трудности в овладения программой общеобразовательных учреждений, особенно в овладении навыком письма.
Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно - логопедическую работу. А, логопедам, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированностью многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.
В структуре предрасположенностей возникновения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.
Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологических методов.
Система коррекционной работы выстроена по следующим важным направлениям, которые формируют предпосылки к успешному обучению чтению и письму:
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- Знакомство с буквой, формирование первоначальных навыков чтения;
- Развитие зрительно-пространственной, ориентировки, графомоторных навыков.
Мы доказали, что разработанная нами программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции является эффективной.
Представленный программно-методический материал может использоваться не только в контексте коррекционного занятия, но и при планировании совместной деятельности воспитателя по заданию логопеда.
Современные психологи и нейропсихологи в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций.
В самостоятельном письме детей с ОНР обращает на себя внимание бедность используемых речевых средств. Наиболее характерной особенностью письма является обилие и разнообразие всевозможных ошибок. В письме встречаются перестановки букв, пропуски слогов, добавления лишних элементов, опускание букв и слогов, искажение слов. Эти ошибки в течение длительного времени объясняются зрительной недостаточностью.
Наиболее актуальной в настоящее время становится проблема профилактики нарушений письменной речи среди детей младшего школьного возраста с ОНР, так как в процессе обучения письму возникают трудности в овладения программой общеобразовательных учреждений, особенно в овладении навыком письма.
Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно - логопедическую работу. А, логопедам, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированностью многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.
В структуре предрасположенностей возникновения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.
Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологических методов.
Система коррекционной работы выстроена по следующим важным направлениям, которые формируют предпосылки к успешному обучению чтению и письму:
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- Знакомство с буквой, формирование первоначальных навыков чтения;
- Развитие зрительно-пространственной, ориентировки, графомоторных навыков.
Мы доказали, что разработанная нами программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции является эффективной.
Представленный программно-методический материал может использоваться не только в контексте коррекционного занятия, но и при планировании совместной деятельности воспитателя по заданию логопеда.
Подобные работы
- Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР (Специальное (дефектологическое) образование, Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



