Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выявление предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня (нейропсихологический подход)

Работа №52175

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
652
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи 7
1.1. Нейропсихологический подход в изучении нарушений письменной
речи у детей с ОНР 3 уровня 7
1.2. Современное состояние изученности проблемы выявления
предпосылок нарушения письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 14
Выводы по главе 1 21
2. Организация экспериментального исследования по выявлению
предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по главе 2 40
3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности
использования нейропсихологических методов по предупреждению
нарушений письменной речи у детей с ОНР 3 уровня 42
3.1. Коррекционная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов 42
3.2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 48
Выводы по главе 3 54
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения


Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.
По данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительными и тяжелыми. Нарушения могут проявиться сразу или дают о себе знать значительно позже. Ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания. Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека. Оно стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письменной речи у детей, обучающихся в школе. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спи- ровой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.
В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей (Е.Л. Гончарова, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стре- белева).
Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович, дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Современные психологи и нейропсихологи активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, С.Ю. Игнатьевой, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонской, Н.М. Пылаевой, Л.В. Яблоковой, Е.Д. Хомской о системном строении высших психических функций. Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.
Специально организованная своевременная комплексная педагогическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи, функционального базиса письма и операциональных компонентов письменной речи может способствовать своевременному и мотивированному овладению старшими дошкольниками построением самостоятельного письменно-речевого высказывания.
Цель исследования - выявить предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с помощью нейропсихологических методов.
Объект исследования - особенности формирования письменной речи у детей с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования - предпосылки возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: при целенаправленной логопедической работе по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции может быть достигнута положительная динамика в подготовке детей к овладению письмом и к снижению у них риска предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы изучения нарушений письменной речи.
2. Организовать экспериментальное исследование с использованием нейропсихологических методов выявления предпосылок возникновения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Разработать программу логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Методологическая основа исследования: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Методы исследования: метод изучения психолого-педагогической литературы и документации, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Практическая значимость работы. Разработана программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из всего многообразия речевых нарушений у учащихся общеобразовательных школ многими логопедами выделяются нарушения письменной речи.
Современные психологи и нейропсихологи в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций.
В самостоятельном письме детей с ОНР обращает на себя внимание бедность используемых речевых средств. Наиболее характерной особенностью письма является обилие и разнообразие всевозможных ошибок. В письме встречаются перестановки букв, пропуски слогов, добавления лишних элементов, опускание букв и слогов, искажение слов. Эти ошибки в течение длительного времени объясняются зрительной недостаточностью.
Наиболее актуальной в настоящее время становится проблема профилактики нарушений письменной речи среди детей младшего школьного возраста с ОНР, так как в процессе обучения письму возникают трудности в овладения программой общеобразовательных учреждений, особенно в овладении навыком письма.
Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно - логопедическую работу. А, логопедам, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированностью многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.
В структуре предрасположенностей возникновения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.
Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологических методов.
Система коррекционной работы выстроена по следующим важным направлениям, которые формируют предпосылки к успешному обучению чтению и письму:
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- Знакомство с буквой, формирование первоначальных навыков чтения;
- Развитие зрительно-пространственной, ориентировки, графомоторных навыков.
Мы доказали, что разработанная нами программа логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием нейропсихологических методов коррекции является эффективной.
Представленный программно-методический материал может использоваться не только в контексте коррекционного занятия, но и при планировании совместной деятельности воспитателя по заданию логопеда.



1. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (III-IV ур.) / Н.Г. Андреева // Школьный логопед. - 2010. - № 1. - С. 29-41.
2. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. Ун - та,2001.
3. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения// Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.: Изд - во Мин. Общего и проф образования РФ, 1998.
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическое обследование. Психолого- медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. - М., 2009.
5. Ахутина, Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисгра- фии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. - 2007. - № 3. - С. 38-42.
6. Ахутина, Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. 2006. № 2. С. 51-58.
7. Ахутина, Т.В., Ксензенко А.А. Перцептивные стратегии и особенности письма у первоклассников (о предикторах трудностей письма). - Спб.: Питер, 2012.
8. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: ВЛАДОС,
2003.
9. Бернштейн, Н.А. О построении движений. - М. 1947. - 253 с.
10. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций. - Екатеринбург, 2002.
11. Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младще- го школьного возраста: учеб. Метод. Пособие. М.: Аст: Астрель, 2005.
12. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО, 2002.
13. Григоренко, Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями. - М.: Педагогика, 2003.
14. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. - М.: Инфра-М, 2009.
15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
16. Колповская, И.К., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Наука, 1968.
17. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.
18. Кукушкина, О.И. Новые средства развития письменной речи детей // Дефектология. - 2004. - №1.
19. Лагутина, А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 76-80.
20. Лагутина, А.В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2014. - №6(15). - С. 27-31.
21. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Педагогика, 2009.
22. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука,
2004.
23. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М., 2003.
24. Логинова, Е.А. Нарушения письма. - СПб.: Питер, 2004.
25. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития:
Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2004.
26. Логопедия: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1999.
27. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд - во МГУ, 1973.
28. Лурия, А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: Изд - во «Институт практической психологии», 1996.
29. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие.- М.: Педагогика, 2003.
30. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Просвещение, 1989.
31. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования. Учебное пособие. - М., 2002.
32. Львов, М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие. - М.: АСТ, 2010.
33. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРК- ТИ, 2003.
34. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
35.Овсюкова, Т.В. Формирование предпосылок к овладению морфологическим принципом письма младшими школьниками с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4. - С. 33-40.
36. Основы специальной психологии: Учебное пособие/ Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2002
37. Павлова, М. А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. - М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 2000.
38. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. / Под ред. О.Б.Иншаковой - М.: Московский Психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
39. Понятийно-терминологический словарь для логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997
40. Пылаева, Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: Интор, 2010. - 50 с.
41. Ромусник, М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2013. - № 1. - С. 39-43.
42. Российская, Е.Н. Методика формирования письменной речи у детей. - М.: Логос, 2004.
43. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2010. - 256 с.
44. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009.
45. Сафонова, О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 201406. - № 6. - С. 48-53.
46. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекцияв детском возрасте. - М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997.
47. Сергеева, Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. -
2012. - № 2. - С. 52-64.
48. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
49. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие. / Сост. Н.В. Новоторцева. 3е изд., перераб. И доп. - Ярославль: «Академия R», «академия, К», 1999
50. Соболева, А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
51. Токарева, О.А. Расстройства письменной речи у детей // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 2003.
52. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С.Ляпидевского. М.: Медицина. 1969, с.190-212.
53. Уфимцева, Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 2009. - №1.
54. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. - СПб.: Питер, 2008.
55. Филичева, Т.Б, Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М.: Наука, 2005.
56. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Логос, 2009.
57. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Наука, 2005.
58. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Наука, 2006.
59. Хомская, Е.Д., Ефимова, И.В., Будыка, Е.В., Ениколопова, Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
60. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие: В 2 т.т. Т.11 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: АСТ, 2010.
61. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М..: АСТ, 2008.
62. Цветкова, Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М.: Педагогика. 1972. 270с.
63.Чернова, Т.В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 48-51.
64. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Педагогика, 2009.
65. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. Издание 2е изд. - М.: Педагогика, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ