Введение 3
1. Теоретические основы единого налога на вмененный доход 6
1.1. Экономическая сущность единого налога на вмененный доход 6
1.2. История становления и развития единого налога на вмененный доход в
России 14
1.3. Порядок применения единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности 21
2. Анализ практики применения единого налога на вмененный доход в Российской
Федерации 30
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений единого
налога на вмененный доход 30
2.2 Анализ поступления единого налога на вмененный доход в бюджетную систему Российской Федерации 40
3. Совершенствование единого налога на вмененный доход в России 50
3.1. Необходимость совершенствования единого налога на вмененный доход в
Российской Федерации 50
3.2. Пути развития единого налога на вмененный доход 59
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
По мере углубления рыночных преобразований все более ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Проводимые мероприятия по реформированию налоговой системы были направлены не только на совершенствование налогового законодательства, но и на повышение уровня справедливости налоговой системы, на снижение налогового бремени, упрощение и обеспечение стабильности налоговой системы.
Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Необходимость применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства - это вопрос, с одной стороны, поддержки и развития малого бизнеса, а с другой стороны - это вопрос социальной справедливости, т.е. перераспределения доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования, ограничений в доступе к финансовым ресурсам.
Значение единого налога на вмененный доход в формировании благоприятного налогового климата весьма существенна. Во-первых, с введением этого налога организации и индивидуальные предприниматели попадают в более прозрачную правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения [11, с 328].
Во-вторых, единый налог непосредственно не связан с финансовым результатом хозяйствующего субъекта, что позволяет узаконить коммерческую деятельность и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, начинающие свое дело, заранее могут определить сумму единого налога - основную составляющую налоговых изъятий, а не рассчитывать на бухгалтера в вопросах минимизации налоговых платежей.
Замедляющийся рост количества индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, способствует уменьшению доли поступлений от специальных налоговых режимов в бюджетную систему Российской Федерации. Применение специальных налоговых режимов обусловлено тем, что при взимании налогов и сборов нужно учитывать отличия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности, а также специфику функционирования отдельных административных единиц, на территории которых действуют хозяйствующие субъекты[26, с.47].
На сегодняшний день единый налог на вмененный доход приносит ощутимое пополнение бюджета: в среднем более 100 млрд. рублей перечисляют в казну более 2 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на этой системе налогообложения. Тем не менее, единый налог на вмененный доход хотят отменить. Полная отмена единого налога на вмененный доход в ближайшие годы пока не предвидится, этот процесс решено было сделать постепенным. Это значит, что часть представителей малого предпринимательства смогут оставаться на этом режиме, а отдельным категориям придется перейти на другие режимы в более ранние сроки.
Несмотря на то, что у налога есть как противники, так и сторонники, предстоящие изменения интересуют всех, неизвестно как замена единого налога на вмененный доход положительно скажется на деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей [31, с.90].
Целью работы является исследование сущности специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, а также рассмотрение механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить экономическую сущность единого налога на вмененный доход, причины и цели его введения;
- изучить историю становления и развития единого налога на вмененный доход;
- отразить особенности применения единого налога на вмененный доход индивидуальными предпринимателями и организациями;
- изучить методику расчета единого налога на вмененный доход;
- представить порядок введения единого налога на вмененный доход в субъектах Российской Федерации;
- представить статистику применения единого налога на вмененный доход и поступления налоговых платежей;
- выявить преимущества, недостатки и проблемы применения единого налога на вмененный доход;
- предложить направления по совершенствованию системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Объектом исследования является специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход в Российской Федерации. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при применении единого налога на вмененный доход, способы усовершенствования единого налога на вмененный доход в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
Во время работы были изучены и проанализированы законодательные документы и подзаконные акты федерального и регионального уровней, директивные и методические документы Министерства финансов, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, публикации специалистов в области налогообложения.
Существующие на данный момент специальные налоговые режимы и общий вектор государственной политики, проводимой в отношении малого бизнеса, во многом позволяет взглянуть на текущую ситуацию с оптимизмом. Вместе с тем масштабный снос торговых павильонов, ужесточение правил ведения малого бизнеса за пределы крупных городов - эти и многие другие аналогичные факторы могут нанести значительно больше вреда, чем пользы для российской экономики.
Специальные налоговые режимы являются эффективным средством поддержки частного предпринимательства, однако большинство из их нуждается в серьезной переработке с учетом меняющихся условий хозяйствования.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2012 г. К97-ФЗ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна была быть отменена с 2021 года, что привело бы, на наш взгляд, к ещё большим бюджетным потерям. По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2015 года единый налог на вмененный доход использовали 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. организаций. По данным российского медиахолдинга «РосБизнесКонсалтинг», этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов[39].
Единый налог на вмененный доход является для малого бизнеса одним из вариантов налогообложения - он заменяет несколько основных налогов - налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. Суть единого налога на вмененный доход состоит в том, что налог взимается не с фактически полученного дохода, а с вмененного дохода, установленного Налоговым Кодексом РФ, что подразумевает стабильную налоговую нагрузку для каждого вида деятельности. Платить единый налог на вмененный доход могут лишь некоторые предприятия, в числе которых розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги, пассажирские и грузовые перевозки в небольших объема. В настоящее время единый налог на вмененный доход может применяться наряду с общей системой налогообложения и иными специальными режимами.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход действует по всей России. Эта система налогообложения предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, ставки налога и т.д.).
Переход на этот режим ограничен рядом требований к налогоплательщику, и заниматься можно только определенными видами деятельности, указанных в п.2 ст.346.26 Налогового Кодекса Российской Федерации. Единый налог на вмененный доход имеет региональные особенности, поэтому суммы платежей и разрешенные виды деятельности будут разными в одной области или даже городе. Индивидуальный предприниматель или организация могут перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, если соблюдают ряд условий и ограничений по единому налогу на вмененный доход.
С каждым годом налоговая база по единому налогу на вмененный доход растет, как и растет уплата налога в бюджет, однако количество налогоплательщиков уменьшается. Это говорит о том, что бизнес перестает расти, и предприниматели все равно будут вынуждены платить больше налогов.
Учитывая складывающуюся экономическую конъюнктуру, позиция Правительства сохранить единый налог на вмененный доход после 2021 года является взвешенным решением. Сейчас есть некоторый задел для улучшения налогового администрирования, однако, очевидно, что еще больше увеличивать бремя и ужесточать контроль малого бизнеса в период кризиса неразумно. В текущей ситуации значимость, в том числе, социальная, субъектов малого предпринимательства только возрастает и складывается из следующих составляющих: создание дополнительных рабочих мест и самозанятость, обеспечение граждан удобными и доступными товарами и услугами, налоговые поступления в бюджет.
Важно заметить, что система патентов хоть и выглядит привлекательной, но все же имеет ряд минусов. К примеру, индивидуальные предприниматели не могут уменьшать стоимость патента на сумму оплаченных фиксированных взносов, в то время как при едином налоге на вмененный доход данный вычет возможен. Кроме того, для розничной торговли (к которой относится существенная часть малого бизнеса в Российской Федерации) единый налог на вмененный доход по-прежнему выгоднее из-за высокой стоимости патентов, как по Москве, так и в некоторых регионах.
Сохранение единого налога на вмененный доход однозначно является позитивным фактором по той причине, что данный специальный налоговый режим доступен не только индивидуальным предпринимателям, но и юридическим лицам, в отличие от патентной системы налогообложения. При этом если выбирать форму осуществления бизнеса между индивидуальным предпринимателем на патентной системе налогообложения и юридическим лицом на едином налоге на вмененный доход, то лучше выбирать юридическое лицо на едином налоге на вмененный доход, поскольку уровень личной финансовой безопасности предпринимателя значительно ниже, чем у юридического лица.
С 2017 года единый налог на вмененный доход будет расти вместе с инфляцией. В первую очередь повышение единого налога на вмененный доход коснется розничной торговли, потому что большая часть предпринимателей в сфере торговли и услуг применяют именно это налог. Рост единого налога на вмененный доход приведет либо к уходу бизнеса в тень, либо к ликвидации деятельности.
Стоит отметить, что такие государственные меры вполне оправданы, ведь вероятность дефицита бюджета в 2017 году остается достаточно высокой. Именно увеличение налоговой нагрузки - самый популярный способ найти источник дохода для государственного бюджета. И не только в России, но и в любой другой стране. Однако хочется надеяться, что Правительство Российской Федерации, учитывая риски, и не спровоцирует обратный эффект, подавив бизнес налогами.
Существующее на данном этапе правовое регулирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход требует дальнейшего развития и совершенствования. Во-первых, следует ввести добровольную уплату налога на добавленную стоимость. Во-вторых, ввести онлайн-кассы, так как налоговые органы в режиме онлайн могут видеть все кассовые операции, а налогоплательщикам позволит избежать излишних беспокойств возни с документами. В-третьих, стоит пересмотреть показатели базовой доходности, так как в пределах одной страны экономическое развитие субъектов федерации различно. Также грядущая отмена единого налога вмененный доход достаточно сильно ударит не только по позициям предпринимателей, но и по муниципальным властям. Отмена единого налога вмененный доход в пользу патентной системы налогообложения приведет к перераспределению полномочий по регулированию налогов, возможному замедлению деловой активности из-за неадекватной суммы налога и отсутствию контакта муниципалитета с предпринимателя[42].
Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод: крупный бизнес, бесспорно является более стабильным источником налоговых поступлений, прозрачность финансовый и налоговой документаций в больших компаниях на порядок выше, чем в малых фирмах. В большинстве случаев качество товаров и услуг у крупных игроков рынка выше, чем у средних компаний и микропредприятий. С другой стороны, малый бизнес эффективен в отдельных направлениях сферы услуг, оказываемых населению, и более мобилен. Кроме того, это дополнительные рабочие места и возможность для граждан эффективно использовать свой накопленный капитал в целях реализации предпринимательской деятельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: Проспект,
2017. - 1040 с.
2. Федеральный закон от 14.06.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
4. Письмо Минфина России от 02.08.2013 № 03-1111/31222 «Совмещение налоговых режимов: страховые взносы» [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Консультант Плоюс». - Последнее обновление. - 30.04.2016.
5. Басовский Г.П. Единый налог на вмененный доход: Проблемы и пути совершенствования: Учеб. Пособ. / Г.П. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2013. - 260с.
6. Евстегнеев, Е.Н. Единый налог на вмененный доход: Учеб. Пособ. / Е.Н. Евстегнеев - М.: Инфра-М, 2008. - 120с.
7. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Учеб. Пособ. / В.Я. Кожинов -
М.: 1-ая Федеративная Книготорговая Компания, 2007. - 256 с.
8. Козенкова, Т.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2008 году: Учеб. Пособ. / Т.А. Козенкова - М.: АиН, 2008. - 62 с.
9. Лукаш, А.В. Оптимизация налогов: методы и схемы. Все возможности законной экономики: практические рекомендации: Учеб.-практич. Пособ. / А.В. Лукаш - М.: Гросс-Медиа, 2007. - 414 с.
10. Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация / С.С. Молчанов. -
3- е изд. перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.
11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. / Н.В. Миляков - 7-е изд. перераб. и доп. - М.:Инфра-М, 2009. - 520 с.
12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение / В.Г. Пансков. - М.: ООО «ИД Юрайт», 2013. - 695 с.
13. Попова, Л. В. Налоговый учет, отчетность, аудит: учебное пособие / Л.В. Попова, Т. А. Головина, Л. Н. Никулина. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 416 с.
14. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. / В.А. Скрипниченко - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
15. Абдулгалимов А.М., Сеферова З.А. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов / А.М. Абдулгалимов, З.А. Сеферова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 8. - С.42-45.
16. Беспалов М.В. Особенности расчета и признания ЕНВД при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств. Налоговый учет / М.В. Беспалов // Налоги и финансы. 2010. - № 2. - С. 6-10.
17. Боробов В.Н. Регулирование развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях / В.Н. Боробов // Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики : сб. статей. Международная научно-практическая конференция. - М.:, 2014. - С. 234-237.
18. Гайдукова О.Л. Анализ применения и реформирования вмененного налогообложения в России / О.Л. Гайдукова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXIX междунар. Науч.-практ. Конф. № 9(29). - Новосибирск: СибАК, 2013. - С.196-199.
19. Валинурова А. А. Понятие и функции сетевых денег / А.А. Валинурова // Финансы и кредит. - 2010. - № 15. - С.23-24 .
20. Жарова Е.Н. Актуальные проблемы применения налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации / Е.Н. Жарова // Современные технологии управления. - 2012 . - №12 (24). - 67-71.
21. Зацаринная Е.И. Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей при ЕНВД / Е.И. Зацаринная // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №11. - С.25-27.
22. Зырянова Т.В., Коровина С.Н. Теоретические и практические аспекты использования налоговых режимов в торговле / Т.В. Зырянова, С.Н. Коровина // Все для бухгалтера. - 2008. - № 8. - С. 34-40.
23. Кадушин А. Н., Михайлова Н. М. Насколько посильно налоговое бремя в России / А.Н. Кадушин, Н.М. Михайлова // Финансы. 2005. - № 7. - С. 15-21.
24. Кирова Е. А. Налоговая нагрузка: как ее определять? / Е.А. Кирова // Финансы. - 2009. - № 4. - С. 19-21.
25. Колотов Ю. О., Зиниша О. С. Развитие рынка мобильной коммерции в России / Ю.О. Колотов, О.С. Зиниша // Финансы и кредит. - 2008. - № 20. - С.45-50.
26. Кравченко М.В., Мялкина А.Ф. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации. Социально-экономические явления и процессы / М.В. Кравченко, А.Ф. Мялкина // Финансы. - 2015. - № 10(3). - С.34-40.
27. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации / О.С. Кузнецова // Финансы и кредит. - 2012. - №.1. - С. 49-54.
28. Левицкая, Е.Ю. Шувалова, Е.Б. Трансформация налоговой системы в области специальных налоговых режимов. Экономика, статистика и информатика / Е.Ю. Левицкая, Е.Б. Шувалова // Вестник УМО. - 2014. - №4. - С.122-128.
29. Насырова В.И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства / В.И. Насырова // Финансы и кредит. - 2012. - № 1. - С. 26-33.
30. Пинская М.Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формирование бюджетов территорий. / М.Р. Пинская // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - №2. - С.88-95.
31. Попова, Л. В. Теоретические основы налогового анализа / Л. В. Попова // Управленческий учет. - 2010. - № 6. - С. 77-83.
32. Разгулин С.В. Существующая модель налогообложения в рамках двух наиболее распространенных специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД во многом себя исчерпала / С.В. Разгулин//Российский налоговый курьер. - 2010. - №16. - С.10-20.
33. Селезень Т. Единый налог на вмененный доход. Современные тенденции / Селезень Т. // Налоговик. - 2014. - №21. - С. 46-52.
34. Сторожук С.И. Проблемы и особенности специальных режимов налогообложения для предприятий малого бизнеса в современных условиях хозяйствования / С.И. Сторожук // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2015. - №1. - С.156-166.
35. Топчи, Ю.А. Налоговые платежи субъектов малого предпринимательства как источник формирования доходов местных бюджетов / Топчи Ю.А. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - №12. - С.27-30.
36. Маликова А.А. Оценка эффективности налогообложения субъектов малого бизнеса в России // Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития : материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!» / Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС. Новосибирск, 2014. С. 174-175.
37. Назаров Р.А. Управление налоговыми рисками организаций // Все для бухгалтера, 2014. - №4. - С. 15-45
38. Направления Департамента налоговой политики Минфина РФ об Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы
39. Новиков А. И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: учеб. пособие / А. И. Новиков, Т. И. Солодкая. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 с.
40. Пономарев А. В. Перспективы развития оптимального налогового регулирования //Современное право. - 2011. -№1. - С. 101-105.
41. Родионова В.М., Шлейник В.И. Финансовый контроль :М.: ФБК- ПРЕСС, 2015. - 596 с
42. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2003.
43. Смирнова Е. Е. Система налоговых рисков субъектов малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2013. №4 - С. 22-31
44. Сморгина И.А. Налогообложение малых предприятий / Сморгина И.А. // Право и экономика, 2015. №11. С.74 - 79.
45. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение.: учеб. пособие / Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Вектор, М, 2014. - 480 с.
46. Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М., 2014. - 207 с.
47. Кокорев Н. Формирование налоговой политики //Финансовая газета. Региональный выпуск, 2015. - 100 с.
48. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение (специальные налоговые режимы): учебное пособие / Н.И. Куликов, О.А. Соломина. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ «ВПО «ТГТУ», 2011. - 100 с.
49. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. - 240 с.
50. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учеб. пособие для вузов. М., 2015. - 210 с.
51. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru
52. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru
53. Шкребела Е.В. Совершенствование налогообложения малого бизнеса
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Party/sps99/sps99-7/sps99-7000.htm