Управление конкурентоспособным развитием городов-миллионников в современной России
|
Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ- МИЛЛИОННИКОВ 8
1.1. Конкурентоспособность как условие социально-экономического
развития городов 8
1.2. Типы конкуренции и конкурентные преимущества городов-
миллионников 13
1.3. Анализ существующих подходов к исследованию факторов
конкурентоспособности городов-миллионников 22
1.4. Методические основы формирования механизмов управления
конкурентоспособностью городов-миллионников 33
2 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ И
ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В РОССИИ 45
2.1 Анализ динамики развития городов-миллионников в
современной России 45
2.2 Оценка инструментов управления конкурентоспособностью
городов-миллионников в современной России 60
2.3 Проблемы конкурентоспособности городов-миллионников в
современной России 66
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В РОССИИ 76
3.1 Практические рекомендации по развитию социально-экономической
привлекательности городов миллионников 76
3.2 Совершенствование мониторинга реализации стратегий
социально-экономического развития как инструмента повышения конкурентоспособности городов-миллионников в России 88
3.3 Перспективы развития конкурентоспособности городов при внедрении
разработанных рекомендациях 101
Заключение 106
Список использованных источников 109
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ- МИЛЛИОННИКОВ 8
1.1. Конкурентоспособность как условие социально-экономического
развития городов 8
1.2. Типы конкуренции и конкурентные преимущества городов-
миллионников 13
1.3. Анализ существующих подходов к исследованию факторов
конкурентоспособности городов-миллионников 22
1.4. Методические основы формирования механизмов управления
конкурентоспособностью городов-миллионников 33
2 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ И
ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В РОССИИ 45
2.1 Анализ динамики развития городов-миллионников в
современной России 45
2.2 Оценка инструментов управления конкурентоспособностью
городов-миллионников в современной России 60
2.3 Проблемы конкурентоспособности городов-миллионников в
современной России 66
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В РОССИИ 76
3.1 Практические рекомендации по развитию социально-экономической
привлекательности городов миллионников 76
3.2 Совершенствование мониторинга реализации стратегий
социально-экономического развития как инструмента повышения конкурентоспособности городов-миллионников в России 88
3.3 Перспективы развития конкурентоспособности городов при внедрении
разработанных рекомендациях 101
Заключение 106
Список использованных источников 109
Сама жизнь заставляет поднимать вопросы о создании эффективной системы органов исполнительной власти, которая сама формировала и реализовывала бы на деле новую систему хозяйствования, что напрямую связывается с эффективной работой органов местного самоуправления. На этом фоне относительно незаметно проходят преобразования в сфере управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ. Добившись этого, можно смягчить, а то и полностью устранить негативные, порой кризисные, явления в жизни общества и тем самым обеспечить его нормальное развитие.
Однако, при учёте необходимости согласования действий государства и экономических субъектов, учитывая достаточно высокую степень неопределённости и сложности прогнозирования будущего, а также принимая во внимания опыт прошедших экономических и финансовых кризисов, государство осознало необходимость создания новой системы долгосрочного планирования развития территориальных образований, отдельных отраслей экономики и всей страны в целом. В связи с этим была разработана новая правовая основа осуществления государственного стратегического планирования и начала своё формирование новая система стратегического планирования, призванная обеспечить повышение качества жизни населения страны.
Стратегическое планирование осуществляется на всех уровнях власти, в том числе и на местном. В свете осуществления реформирования государственного стратегического планирования возникает вопрос о встраивании последнего в систему планирования на местном уровне. Учитывая тот факт, что стратегическое планирование, в том числе и муниципальное, призвано создавать видение развития территориального образования на долгосрочную перспективу с учётом интересов максимального количества сторон, можно предположить, что стратегическое планирование на местном уровне становится инструментом определения долгосрочных целей и задач муниципального развития, а следовательно, представляет основы планирования социально-экономического, бюджетного и территориального развития городов- миллионников.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования и необходимости разработки целостной концепции по такой важной проблеме, как формирование и обеспечение эффективной деятельности в сфере управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
Объект - совокупность общественных отношений, связанных с деятельностью по управлению конкурентоспособным развитием городов- миллионников РФ.
Предмет - становление и развитие управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов организации деятельности органов исполнительной власти на примере г.Москва, выявление проблем и направлений их решения.
Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей работы являются:
- выявить особенности становления управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- проанализировать правовую основу организации управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- рассмотреть систему и структуру управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- выявить проблемы сфере управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
При выполнении работы использованы следующие методы: анализ, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, коэффициентный анализ, синтез, сравнение, индукция, классифицирование, изучение и обобщение, группировка, исторический, анализ литературы.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые документы, статистические данные по г.Москва, специальная и учебная литература, ресурсы Интернет, СПС -
КонсультантПлюс.
Теоретической базой исследования выступают научные труды, разра - ботки и результаты исследований отечественных и зарубежных учёных, отражающие специфику управления развитием территории, среди которыж следует назвать С.А. Авакъяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, Р.В. Бабуна, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, М.К. Маликова, П.С. Мамута, Н.В. Постового, В.В. Пылина, Ю.А. Тихомирова, А.А. Уварова, В.И. Фадеева, И.И. Овчинникова, К.Ф. Шеремета.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три основные главы основного текста, заключение и библиографический список.
Однако, при учёте необходимости согласования действий государства и экономических субъектов, учитывая достаточно высокую степень неопределённости и сложности прогнозирования будущего, а также принимая во внимания опыт прошедших экономических и финансовых кризисов, государство осознало необходимость создания новой системы долгосрочного планирования развития территориальных образований, отдельных отраслей экономики и всей страны в целом. В связи с этим была разработана новая правовая основа осуществления государственного стратегического планирования и начала своё формирование новая система стратегического планирования, призванная обеспечить повышение качества жизни населения страны.
Стратегическое планирование осуществляется на всех уровнях власти, в том числе и на местном. В свете осуществления реформирования государственного стратегического планирования возникает вопрос о встраивании последнего в систему планирования на местном уровне. Учитывая тот факт, что стратегическое планирование, в том числе и муниципальное, призвано создавать видение развития территориального образования на долгосрочную перспективу с учётом интересов максимального количества сторон, можно предположить, что стратегическое планирование на местном уровне становится инструментом определения долгосрочных целей и задач муниципального развития, а следовательно, представляет основы планирования социально-экономического, бюджетного и территориального развития городов- миллионников.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования и необходимости разработки целостной концепции по такой важной проблеме, как формирование и обеспечение эффективной деятельности в сфере управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
Объект - совокупность общественных отношений, связанных с деятельностью по управлению конкурентоспособным развитием городов- миллионников РФ.
Предмет - становление и развитие управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов организации деятельности органов исполнительной власти на примере г.Москва, выявление проблем и направлений их решения.
Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей работы являются:
- выявить особенности становления управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- проанализировать правовую основу организации управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- рассмотреть систему и структуру управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ;
- выявить проблемы сфере управления конкурентоспособным развитием городов-миллионников РФ.
При выполнении работы использованы следующие методы: анализ, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, коэффициентный анализ, синтез, сравнение, индукция, классифицирование, изучение и обобщение, группировка, исторический, анализ литературы.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые документы, статистические данные по г.Москва, специальная и учебная литература, ресурсы Интернет, СПС -
КонсультантПлюс.
Теоретической базой исследования выступают научные труды, разра - ботки и результаты исследований отечественных и зарубежных учёных, отражающие специфику управления развитием территории, среди которыж следует назвать С.А. Авакъяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, Р.В. Бабуна, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, М.К. Маликова, П.С. Мамута, Н.В. Постового, В.В. Пылина, Ю.А. Тихомирова, А.А. Уварова, В.И. Фадеева, И.И. Овчинникова, К.Ф. Шеремета.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три основные главы основного текста, заключение и библиографический список.
На основе проведённого исследования автором настоящей работы сделаны следующие выводы:
Преобразования, начатые в мае 2014 г., можно рассматривать в русле ожиданий. Впрочем, в отличие от итоговых решений, по первоначальному замыслу предполагалось в рамках реформы добиться, напротив, более полной унификации организационного устройства муниципальной власти за счет уплотнения федерального регулирования. Проектировалось установление на федеральном уровне единственного порядка формирования представительного органа муниципального района - из представителей поселений; единственного способа избрания глав муниципального района, городского округа с внутригородским делением, городского поселения и внутригородского района - представительными органами муниципальных образований из своего состава. Причем главы этих муниципальных образований должны были исполнять полномочия председателей представительных органов, и, соответственно, подразумевалась унификация модели контрактного главы администрации (так называемый сити-менеджер).
Таким образом, сегодня все более актуальное значение начинают приобретать вопросы разработки эффективных механизмов организации деятельности органов исполнительной власти на муниципальном уровне, направленных не только на устранение, но и на недопущение перехода, муниципальных образований в кризисное состояние.
С учетом вышесказанного, представляется возможным дать ряд рекомендаций для повышения эффективности процесса управления конкурентоспособностью в городах - миллионниках.
Во-первых, необходимым условием успешного функционирования системы стратегического планирования является согласованность документов стратегического планирования всех уровней. Необходимо, чтобы стратегические цели всех уровней были согласованы по ресурсам, приоритетным направлениям, задачам, времени. Для разработки региональных стратегий социально-экономического развития необходимо наличие разработанной и принятой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Таким образом, регионы смогут разрабатывать свои документы стратегического планирования в соответствии с приоритетными направлениями развития страны.
Во-вторых, необходимо обеспечить регионы методическими рекомендациями по разработке региональных стратегий социально-экономического развития. Нужно обеспечить единообразие документа, детально проработать основные положения, которые должна содержать Стратегия. Однако важно не ограничивать регион в маневрах и не ставить жесткие рамки в разработке документа. Именно наличие творческого подхода к разработке Стратегии позволяет найти инновационные решения и подчеркнуть особенность и индивидуальность каждого региона.
В-третьих, важно разработать не только методические рекомендации по разработке документа, но и систему мониторинга и оценки качества и результативности Стратегии социально-экономического развития. Необходимо оперативно реагировать на какие-либо внешние изменения, и процесс мониторинга позволит выявлять это изменения и своевременно корректировать процесс стратегического развития.
Важным аспектом успешной Стратегии является участие заинтересованных сторон в процессе разработки документов стратегического планирования. Согласованные с заинтересованными сторонами цели, приоритетные направления и задачи увеличат эффективность реализации Стратегии социально-экономического развития региона и повысят привлекательность региона для инвестиционных проектов.
Необходимо повышать квалификацию кадров в сфере стратегического планирования, поскольку привлечение внешних исполнителей к разработке документа не всегда эффективно и приносит положительный результат. Поэтому профессионализм кадров, обеспечивающих процесс разработки документов стратегического планирования, представляется одним из самых важных аспектов повышения ее действенности.
Сбалансирование муниципальных и государственных институтов в механизме народовластия предполагает необходимость учета того обстоятельства, что местное самоуправление реализуется в определенном национально-культурном контексте, что определяет как широкое многообразие возможных форм его осуществления, так и объективную дифференциацию траекторий развития муниципальных институтов на данном этапе с учетом политико-правовых традиций. Но сама возможность подходить к реализации задач муниципального строительства различным образом, имея в виду в том числе поиск наиболее адекватного конкретным условиям соотношения государственных и общественных начал, не может служить оправданием решений, ставящих местное самоуправление в зависимость от реализации иных конституционных ценностей.
Динамика законодательной основы местного самоуправления отражает растущее стремление федеральной государственной власти задействовать муниципальный ресурс для реализации определенных задач по актуальным направлениям государственного развития.
Преобразования, начатые в мае 2014 г., можно рассматривать в русле ожиданий. Впрочем, в отличие от итоговых решений, по первоначальному замыслу предполагалось в рамках реформы добиться, напротив, более полной унификации организационного устройства муниципальной власти за счет уплотнения федерального регулирования. Проектировалось установление на федеральном уровне единственного порядка формирования представительного органа муниципального района - из представителей поселений; единственного способа избрания глав муниципального района, городского округа с внутригородским делением, городского поселения и внутригородского района - представительными органами муниципальных образований из своего состава. Причем главы этих муниципальных образований должны были исполнять полномочия председателей представительных органов, и, соответственно, подразумевалась унификация модели контрактного главы администрации (так называемый сити-менеджер).
Таким образом, сегодня все более актуальное значение начинают приобретать вопросы разработки эффективных механизмов организации деятельности органов исполнительной власти на муниципальном уровне, направленных не только на устранение, но и на недопущение перехода, муниципальных образований в кризисное состояние.
С учетом вышесказанного, представляется возможным дать ряд рекомендаций для повышения эффективности процесса управления конкурентоспособностью в городах - миллионниках.
Во-первых, необходимым условием успешного функционирования системы стратегического планирования является согласованность документов стратегического планирования всех уровней. Необходимо, чтобы стратегические цели всех уровней были согласованы по ресурсам, приоритетным направлениям, задачам, времени. Для разработки региональных стратегий социально-экономического развития необходимо наличие разработанной и принятой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Таким образом, регионы смогут разрабатывать свои документы стратегического планирования в соответствии с приоритетными направлениями развития страны.
Во-вторых, необходимо обеспечить регионы методическими рекомендациями по разработке региональных стратегий социально-экономического развития. Нужно обеспечить единообразие документа, детально проработать основные положения, которые должна содержать Стратегия. Однако важно не ограничивать регион в маневрах и не ставить жесткие рамки в разработке документа. Именно наличие творческого подхода к разработке Стратегии позволяет найти инновационные решения и подчеркнуть особенность и индивидуальность каждого региона.
В-третьих, важно разработать не только методические рекомендации по разработке документа, но и систему мониторинга и оценки качества и результативности Стратегии социально-экономического развития. Необходимо оперативно реагировать на какие-либо внешние изменения, и процесс мониторинга позволит выявлять это изменения и своевременно корректировать процесс стратегического развития.
Важным аспектом успешной Стратегии является участие заинтересованных сторон в процессе разработки документов стратегического планирования. Согласованные с заинтересованными сторонами цели, приоритетные направления и задачи увеличат эффективность реализации Стратегии социально-экономического развития региона и повысят привлекательность региона для инвестиционных проектов.
Необходимо повышать квалификацию кадров в сфере стратегического планирования, поскольку привлечение внешних исполнителей к разработке документа не всегда эффективно и приносит положительный результат. Поэтому профессионализм кадров, обеспечивающих процесс разработки документов стратегического планирования, представляется одним из самых важных аспектов повышения ее действенности.
Сбалансирование муниципальных и государственных институтов в механизме народовластия предполагает необходимость учета того обстоятельства, что местное самоуправление реализуется в определенном национально-культурном контексте, что определяет как широкое многообразие возможных форм его осуществления, так и объективную дифференциацию траекторий развития муниципальных институтов на данном этапе с учетом политико-правовых традиций. Но сама возможность подходить к реализации задач муниципального строительства различным образом, имея в виду в том числе поиск наиболее адекватного конкретным условиям соотношения государственных и общественных начал, не может служить оправданием решений, ставящих местное самоуправление в зависимость от реализации иных конституционных ценностей.
Динамика законодательной основы местного самоуправления отражает растущее стремление федеральной государственной власти задействовать муниципальный ресурс для реализации определенных задач по актуальным направлениям государственного развития.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДОМ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КАЗАНИ В СРАВНЕНИИ С ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА БИЗНЕС -ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018



