Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий 14
1.1. Содержание и характеристика профессиональных компетенций
бакалавров-дизайнеров 14
1.2 Возможности реализации индивидуальных образовательных
траекторий в условиях вузовского образования 30
1.3 Особенности использования информационно-коммуникационных
технологий на занятиях по компьютерной графике 46
Выводы по I главе 66
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий 69
2.1. Структурно-функциональная модель развития
профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров 69
2.2 Педагогические условия реализации структурно-функциональной
модели развития профессиональных компетенций при подготовке бакалавров-дизайнеров 95
2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий и ее 110 результаты
Выводы по II главе 126
Заключение 129
Библиография 135
Приложение 142
Актуальность исследования. На сегодняшний день происходит становление новой системы образования, в которой важное место занимает профессиональная подготовка специалистов в любой рассматриваемой деятельности. Поэтому основной задачей вуза является развитие творческих и профессиональных способностей личности, а так же создание условий для самореализации каждого студента. Развитие вышеперечисленных качеств у студентов особенно необходимо в подготовке бакалавров направления «Дизайн», что обусловлено внедрением данного вида деятельности во все аспекты жизни человека. В связи, с этим актуальным становится дизайнобразование, направленное на развитие нестандартного мышления, креативности и многогранного подхода к решению поставленных задач.
Социальный заказ на специалистов в области дизайна возрастает с каждым днем, так как реализация современных проектных задач невозможна без образованного специалиста-дизайнера, который в процессе своей профессиональной деятельности будет формировать эстетически выразительную предметно-пространственную среду, интегрирующую художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельности, направленные на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. В связи с этим, возникает потребность в создании эффективной системы формирования и развития высокопрофессиональных специалистов, которые способны быстро адаптироваться на рынке труда и готовы к непрерывной самообразовательной деятельности и профессиональному творчеству [63].
Такие специалисты должны уметь анализировать социально-экономический прогресс, принимать решения, соответствующие положению рыночной экономике и выполнять их. Это позволяет определить одной из главных задач деятельности высших учебных заведений подготовку профессионально-компетентных специалистов. Высокий уровень профессиональной компетенции, значение которой в последнее время возросло, повышает конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Вследствие чего возникает необходимость в новых подходах, методах, средствах организации образовательной среды, которые бы отражали специфику дизайн - образования и отвечали бы индивидуальным особенностям обучаемого.
Неотъемлемой частью дизайн-образования является комплекс педагогических приемов воздействия на обучающихся и дидактических принципов, предусматривающих специальную организацию образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности студентов, их учебный опыт, уровень интеллектуального и творческого развития и другие факторы. Введение процесса индивидуализации в дизайн-образование является основой для развития профессионально компетентного специалиста.
Вопросы подготовки кадров в высших учебных заведениях находят свое отражение в государственных нормативных документах, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, главными задачами которых является повышение качества подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов, а также создание эффективной системы образования, которая должна обеспечить развитие профессионально-компетентной личности. Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов развития экономики и общества, так как дизайн объединяет в себе различные области человеческой деятельности - инженерное конструирование, экономику, современные технологии, социологию и искусство [63].
Достижение эффективности системы формирования и развития высокопрофессиональных специалистов связано с индивидуализацией образовательного процесса, что является осуществимым при обучении студентов по индивидуальным образовательным программам, индивидуальным образовательным маршрутам и индивидуальным образовательным траекториям.
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе проблему индивидуализации образования рассматривает ряд отечественных исследователей, среди них: В.И. Богословский, С.В. Воробьёва, А.С. Гаязов, Е.В. Гончарова и Р.М. Чумичёва, М.А. Гринько, Т.М. Ковалева, Н.А.Лабунская, Т.А. Тимошина, А.В. Туркина и др.
Проблемы развития профессиональных компетенций рассмотрены в работах В.П. Климова, С.М. Кожуховского, О.П. Тарасовой, А.В. Хуторского и др.
Несмотря на то, что проблеме развития профессиональной компетентности будущего дизайнера уделяется достаточное внимание, задача поиска новых подходов к ее решению остается актуальной. Это обусловлено тем, что дизайн стал глобальным явлением в современном обществе. В связи с этим, возрастают требования по подготовке профессионально компетентных специалистов-дизайнеров.
Профессиональная деятельность дизайнера во многом связана с умением разработки форм промышленных изделий и организацией пространства средствами графического изображения и основным показателем компетентности является знание законов различных видов перспектив, применяемые в разработке проектов и профессиональное владение арсеналом художественных средств - графики и проектной графики, композиций, светотени, цвета и колорита, пластики и динамики. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Дизайн» (квалификация «бакалавр») дизайнеру необходимо обладать общекультурными и профессиональными компетенциями [63]. Обладая такими компетенциями, будущий дизайнер получает возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность, развивать свой индивидуальный стиль.
Однако, анализ изученных нами исследований показал, что недостаточно изучены условия развития профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера в процессе индивидуализации образования. Вследствие вышесказанного возникают противоречия между:
- потребностью общества в высококвалифицированных специалистах- дизайнерах и существующим недостаточным теоретическим и методическим обеспечением процесса их профессиональной подготовки;
- необходимостью развития профессиональной компетентности у студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплин изобразительного искусства и компьютерной графики и недостаточной разработанностью их содержания;
- традиционной методикой обучения дизайну бакалавров, ориентированной на накопление обучаемыми теоретических знаний и практических умений и потребностями обучаемых в овладении профессиональными компетенциями в процессе дизайн-образования.
В поисках путей преодоления возникших противоречий, мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективному развитию профессиональных компетенций бакалавров средствами внедрения в образовательный процесс индивидуальных образовательных траекторий. Недостаточность разработки данной проблемы в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Развитие профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий».
Объект исследования: педагогический процесс подготовки бакалавров-дизайнеров.
Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических условий развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, дать их сущностно-содержательную характеристику;
2. Выявить возможности индивидуальных образовательных траекторий в контексте развития профессиональных компетенций бакалавров- дизайнеров;
3. Определить особенности использования информационно-компьютерных технологий в процессе подготовки дизайнера (на примере графических редакторов);
4. Разработать структурно-функциональную модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров и экспериментально апробировать ее в предложенных педагогических условиях.
Гипотеза исследования: развитие профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки будущих специалистов, будет эффективнее, если:
- выявлены возможности индивидуальных образовательных траекторий в развитии профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров;
- осуществлена интеграция дисциплин изобразительного искусства и компьютерной графики;
- разработана структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров;
- обоснованы педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические - изучение педагогической, психологической, философской, искусствоведческой литературы, учебно-методической, программной и нормативно-правовой документации; анализ, синтез, обобщение, моделирование;
б) практические - наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент.
База исследования. Реализация модели развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров осуществлялась на кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК им. Л.Толстого КФУ. В эксперименте приняло участие 50 студентов первого курса направления «Дизайн».
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2014-2016 гг. и осуществлялась в три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2014 - май 2015 гг.) были определены проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования, изучены философские, психолого-педагогические, искусствоведческие источники по изучаемой проблеме, нормативные документы и диссертационные работы; проведен анализ образовательных стандартов, учебных планов, программ профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в вузе; организован констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. На данном этапе основными методами исследования были: анализ научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности и учебной документации вузов; наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (июнь 2015 - декабрь 2015 гг.) была разработана структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров; определены и обоснованы педагогические условия ее реализации. Основными методами научного исследования на данном этапе были: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, статистические методы первичной обработки результатов, формирующий эксперимент.
На третьем этапе (январь 2016 - июнь 2016 гг.) осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенной опытно - экспериментальной работы, уточнялись основные выводы, систематизировались методические материалы и рекомендации для преподавателей и студентов; обобщены, систематизированы и оформлены материалы диссертации. Основные методы научного исследования на данном этапе; качественный и количественный анализ результатов; математические и статистические методы обработки результатов; методы наглядного представления результатов.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
1. Выявлены возможности индивидуальных образовательных траекторий в развитии профессиональных компетенций бакалавров- дизайнеров.
2. Разработана и внедрена структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, оценочно-диагностический блоки, которая в совокупности обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности.
3. Обоснован комплекс педагогических условий реализации модели развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров вуза в контексте использования индивидуальных образовательных траекторий
4. Предложена авторская программа на основе интеграции дисциплин изобразительного искусства и компьютерной графики, направленная на развитие профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров.
Теоретическая значимость исследования определяется следующими положениями:
- уточнено содержание понятия «профессиональная компетенция бакалавров в дизайн-образовании»;
- разработан диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, определены их критерии и показатели.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования материалов исследования и разработанных автором программно-методических материалов, включающих рабочую программу «Интегративный курс: живопись и компьютерная графика» для бакалавров направления «Дизайн» с 1-го по 4-й год обучения и учебно-методического комплекса для педагогов по компьютерной графике в образовательном процессе вуза, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
На защиту выносятся следующие положения:
- структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, оценочно-диагностический блоки;
- педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, которые заключаются в: 1) создании благоприятных условий для работы студентов направления "Дизайн"; 2)структурировании содержания (методов, форм, средств) образовательного процесса бакалавров- дизайнеров; 3) организации педагогического сопровождения на занятиях по компьютерной графике; 4) внедрении разработанной дисциплины по выбору "Интегративный курс: живопись и компьютерная графика";
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
• публикации статьи и тезисов на тему:
1. Индивидуальная образовательная траектория как фактор развития профессиональных компетенций дизайнера // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы 1УМеждународной научно-практической конференции, посвященной 55- летию музыкально-педагогического образования в г. Казани «Искусство и худ. обр. в контексте межкультурного взаимодействия, практика» (Казань, 15 октября 2015 г.) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Н. В. Шириева. - Казань: Изд-во "Бриг", 2015. - 462 с. - С.92-98.
2. Развитие профессиональных компетенций бакалавров - дизайнеров в процессе освоения дисциплин по компьютерной графике // Материалы II Международного форума по педагогическому образованию. программа форума: Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию (Казань, Казанский федеральный университет, 19-21 мая 2016 г.). - Казань: Изд-во "Куранты", 2016. - 444 с. - С.280-281.
3. Педагогические условия использования индивидуальных образовательных траектории в подготовке бакалавров-дизайнеров ( на стадии публикации).
• выступлений в научно-практических конференциях:
1. !УМеждународная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию музыкально-педагогического образования в г. Казани «Искусство и худ. обр. в контексте межкультурного взаимодействия» (2015г.);
2. Студенческая научно-практическая конференция КФУ (2016 г.);
3.II Международный форум по педагогическому образованию (2016г.);
• участия в творческих конкурсах по компьютерной графике и дизайну:
1. Конкурс плакатов «Точка зрения» (диплом участника, 2015);
2. Конкурс плакатов «Мы против коррупции» (диплом первой степени, 2015г.);
3. Международная выставка конкурс «Kazan Art Week» (диплом первой степени, 2016г.);
4. Международный студенческий фестиваль-конкурс «Наследие предков» (диплом участника, 2016 г.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, 8 схем, 7 таблиц, 11 рисунков, списка использованной литературы из 64 источников, 6 приложений.
Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и изложены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий» проанализированы основные подходы к изучению понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», уточнены сущность, структура и содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров; определены основные понятия и определения дизайна как особой формы проектной деятельности; рассмотрены возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях вузовского образования и особенности освоения ИКТ на практических занятиях по компьютерной графике.
Во второй главе «Педагогическое обеспечение развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с использованием индивидуальных образовательных траекторий» разработана структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, выявлены и обоснованы педагогические условия развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства и компьютерной графики, изложены изобразительные и выразительные возможности дисциплин художественного цикла в межпредметной связи с изучением графических редакторов, разработана учебная рабочая программа «Интегративный курс: живопись и компьютерная графика» и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров.
В заключении обобщены теоретические и практические результаты исследования; сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.
В процессе теоретической и экспериментальной работы над проблемой развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров нами были решены поставленные перед нами задачи, подтверждена гипотеза исследования и сформулированы соответствующие выводы. В ходе исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров и определены содержание и характеристика профессиональных компетенций дизайнера; выявлены возможности индивидуальных образовательных траекторий в контексте развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров; определены особенности использования ИКТ в процессе подготовки дизайнера.
Изученные теоретические основания развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров позволили разработать программу и содержание эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о том, что подготовка специалистов направления "Дизайн" будет качественнее и эффективнее, если будут выявлены возможности ИОТ в развитии профессиональных компетенций бакалавров- дизайнеров; осуществлена интеграция дисциплин изобразительного искусства и компьютерной графики; разработана структурно-функциональная модель развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров; обоснованы педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров.
В завершении нашего исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Актуальность проблемы развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров подтверждается необходимостью повышения качества подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов, а также создания эффективной системы образования, которая должна обеспечить развитие профессионально-компетентной личности, что выступает одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы.
2. Проблема подготовки компетентных специалистов и индивидуализации образования на протяжении последнего десятилетия является предметом особого интереса как отечественных, так и зарубежных исследователей, среди них: В.И. Богословский, С.В. Воробьёва, А.С. Гаязов, Е.В. Гончарова и Р.М. Чумичёва, М.А. Гринько, Н.Э. Гронлунд, В.П. Климова, Т.М. Ковалева, С.М. Кожуховский, Н.А.Лабунская, О.П. Тарасова, Т.А. Тимошина, А.В. Туркина, А.В. Хуторской, И.Э. Унт и др.
3. Изучение и анализ определений понятия «профессиональная компетенция» с позиции различных подходов отечественных и зарубежных ученых позволили его определить, как совокупность следующих компонентов: знаний, умений и навыков в области профессии, опыт в единстве и взаимосвязи духовных, ценностных, интерактивных и творческих проявлений, личностные качества и мотивация. К основным компонентам профессиональной компетенции дизайнера отнесены: знания в области выбранной профессии, взаимосвязь опыта и ценностного отношения к окружающему миру, мотивация к творческой и профессиональной деятельности, грамотное выполнение дизайнерских задач.
4. В исследовании проанализированы и определены понятия:
а) индивидуальная образовательная программа студента, представляющая собой предварительный план, составленный самим студентом при поддержке педагога-наставника, его образовательной и иной деятельности, направленной на личностное и профессиональное развитие; разработанный с учетом личностных, образовательных и профессиональных интересов, потребностей и запросов обучающегося;
б) индивидуальный образовательный маршрут студента, определяемый как заранее намеченный им самим путь на основе созданной ранее индивидуальной образовательной программы, в котором четко определены временные и образовательные критерии, а также этапность обучения при педагогической поддержке наставника;
в) индивидуальная образовательная траектория студента, понимаемая как индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента.
5. Автором выявлены возможности использования индивидуальных образовательных траекторий в условиях вузовского образования:
а) повышение качества и системности образовательного процесса;
б) обеспечение больших возможностей для международной мобильности студентов;
в) ориентирование студентов на продолжение обучения в магистратуре, или на практическую деятельность;
г) повышение мотивации студентов к обучению и росту качества научно-образовательного процесса в вузе;
д) развитие такого качества личности у студентов как рефлексия, позволяющего выявлять и конструктивно анализировать способности, интересы и навыки студента, включая определение сильных и слабых сторон обучающегося и способах их корректировки.
6. В представленной диссертации:
а) определены информационные коммуникационные технологии как технологии, основанные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле - и видеоконференции, блоги и т.д.);
б) изучена структура ИКТ, включающая организацию и управление учебным процессом и познавательной деятельностью обучающихся с использованием компьютерной техники, программного и методического обеспечения, коммуникационной образовательной среды для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов;
в) выделены образовательные средства ИКТ, объединенные в 3 группы: технологии, использующие цифровые образовательные ресурсы на основе динамического гипертекста; мультимедиатехнологии; технологии дистанционного обучения;
г) предложены педагогические условия эффективного использования ИКТ на занятиях по компьютерной графике: создание модульной структуры содержания подготовки бакалавров к применению ИКТ, заключающейся в разработке эскиза на основе творческой идеи, выбора средств ИКТ и способов создания проекта; осуществление внутривузовской подготовки преподавателей в области использования ИКТ на занятиях по компьютерной графике; реализация контекстного обучения в процессе подготовки бакалавров к использованию ИКТ.
д) выявлены особенности использования ИКТ на занятиях по компьютерной графике, среди которых: открытость как свободный доступ к информационно-образовательному ресурсу; интерактивность как возможность осуществить поиск, отбор необходимой информации и возможность ее передачи; интегративность как возможность выбрать образовательный ресурс среди объектов, между которыми установлены определенные связи на основе иерархической базы данных; единство способов доступа к информационным ресурсам.
7. В ходе исследования разработана структурно-функциональная модель развития профессиональной компетенции бакалавров-дизайнеров, включающая в себя пять блоков:
а) целевой блок (цель - развитие профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; задачи образования, воспитания и развития);
б) методологический блок (подходы - системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный; принципы - деятельности, психологической комфортности, вариативности, творчества и непрерывности; развития, организации учебного процесса, самостоятельности, оценочно-результативности);
в) содержательный блок (опыт эмоционально-ценностного отношения к различным видам изобразительного искусства, в частности к области дизайна; знания в области изобразительного искусства и компьютерной графике; умения и навыки в области изобразительного искусства и компьютерной графике; опыт художественной и проектной учебной деятельности);
г) технологический блок (формы - лекции на заданную тему, практические и занятия проверки и оценки знаний, дополнительные онлайн- консультации, внеаудиторная работа; методы - методы активного обучения, интерактивные методы, метод композита; средства - учебно-методические материалы, программное обеспечение, технические средства);
д) оценочно-диагностический блок (критерии - креативный, мотивационный, деятельностный; показатели, уровни - высокий, средний, низкий).
8. Необходимым разделом диссертации является предложенный автором комплекс диагностик, тест по методике Дж. Брунера; творческое задание "Плакат"; тест А.А. Реана и А.В.Якунина; анкетирование; наблюдение; анализ результатов учебной и конкурсной деятельности.
9. Важной частью данного исследования выступает разработанная авторская программа «Интегративный курс: живопись и компьютерная графика», представляющая собой инновационный подход к обучению бакалавров-дизайнеров, направленная на последовательное и взаимосвязанное теоретическое и практическое изучение базовых основ рисунка, цвета, построения композиции с изучением основ компьютерного дизайна и графических редакторов, что способствует развитию профессиональных компетенций дизайнера.
10. Для успешной реализации разработанной нами модели нами были предложены и обоснованы следующие педагогические условия .
а) создана развивающая среда, благоприятно воздействующей на реализацию индивидуальных возможностей обучающихся;
б) предложено оптимальное сочетание методов, форм обучения на дисциплинах по компьютерной графике;
в) организовано педагогическое сопровождение на занятиях по компьютерной графике;
г) разработана и внедрена в курс по выбору программа "Интегративный курс: живопись и компьютерная графика".
11. В эксперименте, который проходил с 2014 по 2016 гг., принимало участие 50 студентов первого курса Казанского федерального университета Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого кафедры дизайна и национальных искусств (экспериментальная группа - 25 студентов, контрольная группы - 25 студентов) и осуществлялся в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).
Организация процесса обучения бакалавров-дизайнеров на основе индивидуальных образовательных траекторий с внедрением разработанной структурно-функциональной модели и предложенных педагогических условий ее реализации обусловили значимое количественное повышение уровня развития профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.
1. Александрова, Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России [Текст/] Е.А. Александрова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2013.
- Т. 2. - Вып. 2(11). С. 222-231.
2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России .- 2004 - №11. С. 3-13.
3. Батракова, Ю. С. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов [Текст] / Ю. С. Батракова // Педагогика высшей школы.- 2013 - №5. С. 57-61.
4. Бодалев, А. А. Психология общения: энциклопедический словарь [Текст] / Под. общ. ред. А.А. Бодалев - М. : Когито-центр, 2011. - 600 с.
5. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики [Текст] / В. И. Богословский - СПб. : РГПУ, 2000. - 142 с.
6. Болозович, А.П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности [Текст] / А. П. Болозович
- Тамбов, 2008. - 328 с.
7. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного
образования [Текст] / Е.В. Бондаревская - Ростов: Ростовский
педагогический университет, 2000. - 352 с.
8. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 336 с.
9. Варданян, Ю. В., Сластенин, В. А. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога [Текст] / Ю.В. Варданян, В.А. Сластенин. - М.: Академия, 1998. - 336 с.
10. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - 1995. - Вып.3. - С. 58-64.
11. Герт, В. А. Индивидуальность и индивидуализация человека [Текст] / В.А. Герт // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. С. 209214.
12. Гончарова, Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров [Текст] / Е. В. Гончарова, Р. М. Чумичева // Вестник НГГУ. - 2012. - №2. С. 3-11.
13. Деревицкая, А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования [Текст]: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 /А.В. Деревицкая. - Челябинск, 2013. - 186с.
14 .Зеер, Э. Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. С. 74-82
15. Зуева, И. Е. Коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников (на материале немецкого языка) [Текст] / И.Е. Зуева: дисс. канд. пед. наук: 13.00. 02. Нижний Новгород, 2009.- 246 с.
16. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность [Текст] / И. А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2004. - №6.4, С. 14.
17. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Кирсанов - Казань: НИИ КГО, 1982. - 49 с.
18. Ковалёва, Т. М.,. Профессия «тьютор» [Текст] / Е. И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М.: Тверь, СФК-офис, 2012.- 246 с.
19. Коновалова, А. В. О формировании профессиональной
компетенции дизайнеров в профильном вузе
[Текст] / А. В. Коновалова // Вестник ОГУ.- 2011.- №9. - С. 82-87.
20. Кришталь, Н. М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров [Текст] / Н.М. Кришталь // Обучение.- 2010.- №7.- С. 4-10.
21. Куприянова, Л. М. Педагогическое мастерство: принципы оценки [Текст] / Л.М. Куприянова // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - С.78-80.
22. Лабунская, Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия [Текст] / Н.А. Лабунская // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2002. - № 3. - С. 79-90.
23. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] /
О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
24. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / И.М. Осмоловская - М.: Институт практической психологии, 1998. - 160 с.
25. Пекшева, А. Г. К вопросу о подборе технологии представления
контента учебно-методического комплекса "Методика обучения
информатике на предпрофильном этапе" [Текст] / А. Г. Пекшева // Славянск -на - Кубани: СГПИ, 2008. - С. 100-103.
26. Рзаева, Г.И. Личностно-ориентированный подход в
профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ [Текст] / Г. И. Рзаева // Молодой ученый. - 2015. - № 6.4. - С. 46-48.
27. Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования/ [Текст] / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2002. - № 12. - С. 4-6.
28. Сазанов, Б. А. Индивидуально-ориентированая организация учебного процесса как условие модернизации современного общества [Текст] / Б. А. Сазанов // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С.10-24.
29. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-142.
30. Селевко, Г. К. Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
31. Семенов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семенов. - М. : Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
32. Тарамова, Э. А. Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ [Текст] / Э. А. Тарамова // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 151-153.
33. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества в подготовке специалистов [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 24-31.
34. Тимошина, Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента [Текст] / Т. А. Тимошина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Междунар. науч.- прак. кон. (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). - Рязань, 2010. - С.315- 320.
35. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов [Текст] / С.В. Титова - М.: Икар, 2009. - 240 с.
36. Туркина, Т. В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута [Текст] / Т.В. Туркина // Человек и образование. - 2006. - № 6. С. 68-71.
37. Тухбатуллина, Л. М. Состав и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера [Текст] / Л.М. Тухбатуллина // Известия ВолгГТУ. - 2010.- №7.- С. 134-139.
38. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: учебник / И. Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
39. Фалько, В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна [Текст]: дисс. канд.пед.наук: 13.00.08./ В.П. Фалько. - Екатеринбург, 2009.199с.
40. Хафизова, Н. Х. Подготовка учащихся к выбору профессии и ее оценка [Текст] / Н.Х. Хафизова // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 528530.
41. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / [Текст] А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
42. Чередов, И. М. О дифференциации обучения на уроках [Текст] / И.И. Чередов - Омск, 1973. - 42 с.
43. Шапошникова, Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория: анализ трактовок понятия / [Текст] Н. Ю. Шапошникова // Педагогическое образование в России. 2015.- № 5. - С. 39-44.
44. Щеглова, Т. М. Проектная компетентность: сущность, структура, содержание [Текст] / Т. М. Щеглова // Компетентностный подход в обучении. 2013.- № 10. - С. 49-51
45. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностноориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1985.- № 2. - С. 31-41.
б) интернет-источники
46. Баталов М.Н. Компьютерная графика как средство развития компетенций будущего дизайнера [Электронный ресурс].- http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/10.pdf (Дата обращения: 02. 10. 2015).
47. Бегидва С.Н., Хазова С.А. Акмеолоический подход в
профессиональной подготовке будущих специалистов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //
www.vestnik.adygnet.ru/files/2008.3/686/begidova2008_3.pdf (Дата обращения:
29.05.16)
48. Г аязов А. С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raop.ru/index.php?id=878 (Дата обращения: 23.04.2015).
49. Глоссарий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tutordv.ru/?page_id=250. (Дата обращения: 02. 10. 2015).
50. Интернет-журнал "Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm (Дата обращения: 23.04.2015).
51. Кольцова Е. А. Формирование профессиональных компетенций при
обучении бакалавров методом композита [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/formirovame-professionalnyh
kompetentsiy-pri-obuchenii-bakalavrov-dizayna-metodom-kompozita (Дата обращения: 03.06.16).
52. Московский психологический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=335 (Дата обращения: 03.05.2016).
53. Министерство образования и науки [Электронный ресурс].- кйр://минобрнауки.рф/документы/4952. (Дата обращения: 03.11.2015).
54. Педагогика искусства: электронный журнал [Электронный
ресурс].- http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krylov_17 - 01-2013.pdf. (Дата обращения: 07.12.2015).
55. Тарасова О. П., Яньшина М.М. Формирование профессиональных
компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://cvberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiv- buduschego-dizavnera-v-uchebno-professionalnov-devatelnosti (Дата обращения:
03.03.6.
56. Теоретические основы компетентностного подхода [Электронный ресурс].- http://www.eduriver.ru/dionums-273-1.html (Дата обращения: 20. 09. 2015).
57. Тришина С. В. Информационная компетентность как
педагогическая категория [Электронный ресурс] -
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-n.htm (Дата обращения: 20. 09. 2015).
58. Сайт ученого педагога Сидорова С.В. [Электронный ресурс] - http://si-sv.com/ (Дата обращения: 20. 05. 2016).
59. Сафонова И.В. Выстраивание индивидуальных образовательных
траекторий учащихся гимназии искусств [Электронный ресурс].-
http://manyfactors.ru (Дата обращения: 12. 04. 2016).
60. Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго
поколения [Электронный ресурс].- http://tr-
base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf (Дата обращения: 05. 05. 2016).
61. Студенческий научный форум [Электронный ресурс].-
http://www.scienceforum.ru/2015/П37/10063(Дата обращения: 12. 04. 2016).
62. Файловый архив для студентов [Электронный ресурс].- http://www.studfiles.ru/preview/1763821/ (Дата обращения: 20. 05. 2016).
63. ФГОС по направлению подготовки 072500 "Дизайн" (бакалавриат) [Электронный ресvрс1■-http://kpfu■щ/portal/docs/ Dizain.Bakalavr.D2009.pdf (Дата обращения: 20. 09. 2015)
64. Энциклопедия профессионального образования / Под. ред. С. Я. Батышева [Электронный ресурс].- http://www.anovikov.ru/dict/p.htm (Дата обращения: 20.09. 2015)