Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы организации краеведческой деятельности учащихся в основной школе 10
1.1 Место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования 10
1.2 Формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе 20
Глава 2. Организация проектной деятельности школьников по историческому краеведению 31
2.1 Понятие проектная деятельность. Виды проектов по истории 31
2.2 Требования к организации проектной деятельности. Этапы организации
проектной деятельности по историческому краеведению 38
Глава 3. Авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края 43
3.1 Педагогические цели, задачи и социальное значение проекта по истории храма Святой Троицы 43
3.2 Ход реализации проекта. Его итоги. Основные результаты проектной деятельности учащихся 50
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Актуальность исследования. В настоящее время Россия находится на этапе становления информационного общества, где большую роль занимают средства массовой информации, различные гаджеты, интернет, социальные сети и многое другое. В условиях данного перехода к информационному обществу произошел отказ от прежних идеологических, нравственных установок, что привело к развитию негативных мыслей в среде подрастающего поколения - это и агрессивность, жестокость, девиантное поведение и отсутствие гражданственно-патриотических чувств. Реальная жизнь детей Средства массовой информации и интернет переполнены сценами насилия, алкоголизма, наркомании, безработицы, отсутствием моральных качеств. Общество уделяет недостаточно времени проблеме подрастающего поколения. В таких условиях воспитать патриота - человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины, крайне сложно.
Первым этапом в становлении такого человека может стать историческое краеведение. Знание своей малой Родины, ее прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в ее преобразовании, так как родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Мы считаем, что краеведческая работа в школе является одним из важных элементов развития гражданской позиции школьников. Краеведение позволяет учащимся не только изучить историю своего города, поселка, края, но и воспитывает у школьников уважение к делам и трудам предков, к национальной культуре, обычаям и традициям прошлого.
Исходя из этого следует, что историческое краеведение это неотъемлемая часть школьного образования. Его разносторонний и нравственный характер служит воспитанию активной гражданской позиции.
Характеристика источников и литературы. Для написания работы нами использованы две группы источников:
• Источники, регулирующие правое поле деятельности системы основного общего образования;
• Источники, используемые для проведения исторического исследования и необходимые для реализации проекта по историческому краеведению.
Согласно статьям Конвенции о правах ребенка 1989 года, дети имеют права на выражение своих взглядов, своего мнения, право на образование, Участие в реализации социального проекта никаким образом не нарушает права детей.
Статьи Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» декларируют о том, что администрация образовательных учреждений не должна препятствовать созданию учащимися в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций).
Из Постановления Правительства УР от 17.09.01 № 966 мы выяснили, что храм Святой Троицы в с.Мостовое является архитектурным и историческим памятником регионального значения, так как в его проектировании участвовали известные в Вятской губернии архитекторы XIX века.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования одна из главных ролей отводится историческому краеведению в учебно-воспитательном процессе. Также отмечается, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно-поисковой деятельности школьников. Использование таких активных методов обучения, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями.
Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли отражения в трудах ученых педагогов и методистов И. С. Мартусовой, П. В. Иванова.
В своей книге Байбородова Л.В. рассматривает особенности реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов начального и основного общего образования при организации проектной деятельности учащихся, проектов, которые они могут выполнять, и описание опыта выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой , Г.М.Гаджиевым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них. Рыбина О. , Бренчугина - Романова А.Н. предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
Е.С. Полат и Т.Б. Герасимовой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках истории.
В работе Колесниковой И.А. рассматриваются научно-практические основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности. Впервые подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Проектная деятельность проанализирована как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста. Авторы раскрывают природу, логику и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования; дают характеристику основных видов педагогических проектов; подробно описывают специфику проектных процедур, а также личностные свойства, необходимые участникам проекта.
Краля Н.А. раскрывает ценности, смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего учебную деятельность учащихся. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта зависимости от его типа: практико-ориентированного, исследовательского, информационного или творческого. Даны рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности, которые позволят педагогу глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в работе.
Фрей К. описывает основы проектного управления, представляет классификацию проектов и функции проектного управления. В его работе даны основные элементы проекта и типологические признаки метода проектов. Рассмотрен метод проектов в образовательном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования - система исторического школьного образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - принципы, формы и методы организации краеведческой работы учащихся по истории в основной школе.
Методологическая база. В работе над исследованием выбранной темы был использован метод анализа исторических явлений, поэтому проблема была изучена разносторонне. Работа затрагивает территорию России, Удмуртии и Сарапульского района. Также мы использовали метод исторической ретроспекции, благодаря которому была сделана попытка восстановления исторической реальности, путем изучения разнообразных документов и соглашений.
Помимо исторических методов нами были использованы и педагогические методы. Использование метода наблюдения способствовало непосредственному восприятию педагогических процессов, что позволило нам просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку. Например, так мы составили историческую справку храма Святой Троицы.
Большую роль в реализации социального проекта «Возвращение к храму» сыграли опросные методы. Метод бесед помог расширить круг единомышленников и спонсоров, что является немало важным для организации социального проекта. В ходе анкетирования населения с.Мостовое Сарапульского района Удмуртской республики мы узнали, что социальные проекты нужны людям и их необходимо реализовывать, и есть люди, которые с удовольствием помогут нам в этом. Из интервью с Отцом Владимиром храма Святой Троицы мы выяснили, какие проблемы существуют у храма и как их можно решить, можно ли начать работу по реализации проекта, с чего нужно начать реализацию проекта и др.
Цель. Выработать педагогические условия эффективной организации краеведческой работы по истории в основной общей школе.
Задачи исследования:
• определить место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования;
• выделить формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе;
• дать понятие проектная деятельность и рассмотреть виды проектов по истории;
• выявить требования к организации проектной деятельности и определить этапы организации проектной деятельности по истории;
• дать краткую историческую справку храма Святой Троицы с.Мостовое, Сарапульского района, Удмуртской Республики;.
• показать социальное значение проекта;
• обозначить педагогические цели и задачи проекта;
• описать ход реализации проекта, определить его итоги и основные результаты проектной деятельности учащихся.
Рабочая гипотеза исследования. Краеведческая деятельность в школе способствует формированию познавательной активности учащихся.
Научная новизна. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся, а это значит, что наша работа является передовой и довольно актуальной в настоящее время.
Выпускная квалификационная работа имеет научную новизну, так как в ней описана авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края. В работе имеются материалы храма Святой Троицы XVIII - XIX веков, которые ранее ни в одной работе не рассматривались.
Новизну усиливает, проведенный анализ деятельности в сфере музейной педагогики и организация краеведческих проектов со школьниками Елабужским музеем-заповедником и Елабужским институтом Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость: материалы работы можно использовать на уроках истории России и истории родного края, на занятиях в музеях. Работа может быть полезна историкам, а также всем тем, кто интересуется историей православия.
Апробация исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были изложены на Всероссийской заочной конференции «Человек на войне» (г.Санкт-Петербург, 12 декабря 2014 год) Всероссийской заочной конференции «Священная война» (г. Стерлитамак, март 2015 год).
Структура работы. Наша работа состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов.
В современном мире очень актуальна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально- значимых качеств. В связи с этим возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе.
Воспитание чувства патриотизма у молодежи начинается еще со школьной скамьи. Именно там закладываются основные черты гражданина.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика.
Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, играх, викторинах, олимпиадах и так далее. Благодаря многообразию форм краеведческой деятельности, у школьника есть выбор заниматься тем, чем ему хочется. А в этом возрасте для учащихся очень важно самостоятельно принимать решения, которые непрерывно связаны с его жизнью.
Историко-краеведческий материал раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Одной из самых интересных и увлекательных форм краеведческой деятельности выступает проектная работа.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. У каждого вида проектной деятельности своя цель. Так, например, для успешной социализации ребенку важно приобретать опыт участия в индивидуальных и групповых проектах.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектной обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Многие учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы и вида проекта, особенно на начальном этапе обучения. Для решения этой проблемы педагогу желательно иметь папку с различными видами проектов.
Успешность проектной деятельности зависит от выполнения определенных требований. В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны учителя.
Рассмотрев этапы организации проектной деятельности, мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности. Учащийся четко знает, что от него требуется на том или ином этапе, а также новый этап - это новый уровень или новая победа в достижении одной большой цели.
Таким образом, наша рабочая гипотеза подтверждена. Доказательства тому отзывы участников социального проекта «Возращение к храму». В ходе рефлексии на последнем этапе проектной работы учащиеся подводили итоги проделанной работы. Дети отметили важность такой работы и свою роль в реализации такого важного дела. Единым мнением мы пришли к выводу о том, что краеведческая деятельность способствует формированию познавательной активности учащихся.
Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения старшеклассника является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» - своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорим об ответственности личности, о его позиции в жизни и наличии у него опыта гражданской деятельности.
1.1 Закон об образовании РФ последняя редакция [Электронный ресурс]
// http: // zakon-ob-obrazovanii.ru/ [дата обращения: 13.02.17г.]
1.2 Устав МОУ Мостовинской средней общеобразовательной школы Сарапульского района УР п.5, 7
1.3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования [Электронный ресурс] // http: mosmetod.ru/mtodicheskoe-prostranstvo/ [дата обращения: 12.01.17г.]
Источники, используемые для проведения исторического исследования и
необходимые для реализации проекта по историческому краеведению
1.4 Конвенция о правах ребенка ст.19, 32 [Электронный ресурс] // http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml [дата обращения: 17.10.16г.]
1.5 Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. [Электронный ресурс] //http://base.garant.ru/180624/ [дата обращения: 2.11.16г.]
1.6 Постановление Правительства УР от 17.09.01 № 966. [Электронный ресурс] //http://www.lawsrf.ru/region/documents/1251580/ [дата обращения: 2.11.16г.]
1.7 Трудовой кодекс РФ ст. 94,265,268 [Электронный ресурс] //http://base.garant.ru/12125268/ [дата обращения: 5.11.16г.]
1.8 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
ст.9.2 [Электронный ресурс]
//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ [дата обращения: 5.11.16г.]
II. Литература
2.1 Архив города Перми. Краеведческие объединения в Перми [Электронный ресурс] // http: // www.prmarchiv.ru/ [дата обращения: 7.02.17г.]
2.2 Ашурков, В. Н. Историческое краеведение: учеб. пособие для студентов ист. ф-та пед. ин-та / В. И. Ашурков. - М.: Просвещение, 1980. 192 с.
2.3 Барков А. С. О научном краеведении. М., 2009. 341 с.
2.4 Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, гл. “О школьном краеведении”. М., Учпедгиз, 2001. С. 35-38.
2.5 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания. - Ростов-на-Дону, 1995. 147с.
2.6 Бренчугина-Романова А. Н. Использование метода проектов при изучении темы "Классицизм" в 9 классе / А. Н. Бренчугина-Романова // Образование в современной школе №5. - С.15-21.
2.7 Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9-2004. С. 12-15.
2.8 Гаджиев Г. М. Сущность проектно-преобразовательной деятельности учащихся / Г. М. Гаджиев, М. М. Абдуразаков // Наука и школа №6. - С.53-55.
2.9 Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе / Т. Б. Герасимова // Преподавание истории в школе №5. - С.17-21.
2.10 Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. - 2007. - №4. - С.13-15.
2.11 Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе / Т. Громова, О. Быкова // Учитель. — 2006. — № 4. — С. 13-17
2.12 Гузеев В.В. Консультации: метод проектов. [Электронный ресурс]
//http://ld.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1 .pdf [дата обращения:6.10.16г.]
2.13 Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [Электронный ресурс]
//http: // elabuga.com/kraev/kraj.html [дата обращения: 3.03.17г.]
2.14 Ефремов Ю. К. Краеведение и география. В кн.: "Советская география''. М. Географгиз. 2000. 267 с.
2.15 Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 2006. С 25-34.
2.16 Иванова, Л. Ф. Проектная работа в обучении обществознанию / Л. Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе №2. 47 с.
2.17 Ивановский В. А. Занимательное краеведение. Москва-Ставрополь, 2003. С. 15-16.
2.18 Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №4. - С.21-26.
2.19 Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студ. вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А.
Сластенина, И. А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 20,[1]с. : ил. 375 с.
2.20 Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007. С. 35-44.
2.21 Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной
деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред.
Ю.П. Дубенского. Омск: Изд - во ОмГУ, 2005. - 59 с.
2.22 Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. М., .2007. 237 с.
2.23 Ловецкий, Г. И. Школьное краеведение и его роль в реформировании системы образования / Г. И. Ловецкий // Современные проблемы. - М., 1995.
2.24 Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск, “Высшая школа”, 2000. С. 40-43.
2.25 Матрусова И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М, 2007 С. 78-98.
2.26 Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана- Граф, 2007. - 112с.
2.27 Межрегиональная конференция «Школьный музей 21 века. Проблемы. Поиски. Перспективы» [Электронный ресурс] http: //voennopatriot.mskobr.ru/ [дата обращения: 12.01.17г.]
2.28 Нарыкова, Г.В. Метод проектов на уроках технологии / Г.В. Нарыкова .— 2004.80 с.
2.29 Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- №5. - С.34-38.
2.30 Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2004. - №1. - С.39-46.
2.31 Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 2005. 239 с.
2.32 Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для читателей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. 175 с.
2.33 Рохлов В.С. Организация проектной деятельности [Электронный ресурс] // http://bio.1september.m/artide.php?ro=200501404 [дата обращения: 5.11.16г.]
2.34 Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. - «Образование в современной школе, 2003 - № 9. 53 с.
2.35 Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с.
2.36 Сергеев, И. С. Освоили метод учебных проектов... Что дальше? / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе№9. - С.20-28.
2.37 Трухин И. Педагогические инновации последнего столетия [Электронный ресурс] //http: //www. athens. kiev.ua/academy/pedtech 1 .htm [дата обращения: 17.10.16г.]
2.38 Филатова, С. Д. Устная история как ученический проект / С. Д. Филатова // Преподавание истории в школе №9. - С.47-57.
2.39 Фрей К. Проектный метод. - М.: Просвещение, 1997. 329 с.
2.40 Храм иконы Божьей Матери «Неувядаемый цвет» в Рублево [Электронный ресурс] /http://www.e-k-c.ru/blago/neuvyad/ [дата обращения: 3.10.16г.]
2.41 Швецова, О. И. "Звездочки обдумывания", или Введение в проектную деятельность / О. И. Швецова // Директор школы № 9. - С. 56-62.
2.42 Шмидт С.О. Без краеведения нет России. II Мир библиографии. - 1999. № 1. 67 с.
2.43 Шмидт, С. О. Краеведение и документальные памятники / С. О. Шмидт. - Тверь, 1992. 376 с.