МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы организации краеведческой деятельности учащихся в основной школе 10
1.1 Место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования 10
1.2 Формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе 20
Глава 2. Организация проектной деятельности школьников по историческому краеведению 31
2.1 Понятие проектная деятельность. Виды проектов по истории 31
2.2 Требования к организации проектной деятельности. Этапы организации
проектной деятельности по историческому краеведению 38
Глава 3. Авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края 43
3.1 Педагогические цели, задачи и социальное значение проекта по истории храма Святой Троицы 43
3.2 Ход реализации проекта. Его итоги. Основные результаты проектной деятельности учащихся 50
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Глава 1. Научно-теоретические основы организации краеведческой деятельности учащихся в основной школе 10
1.1 Место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования 10
1.2 Формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе 20
Глава 2. Организация проектной деятельности школьников по историческому краеведению 31
2.1 Понятие проектная деятельность. Виды проектов по истории 31
2.2 Требования к организации проектной деятельности. Этапы организации
проектной деятельности по историческому краеведению 38
Глава 3. Авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края 43
3.1 Педагогические цели, задачи и социальное значение проекта по истории храма Святой Троицы 43
3.2 Ход реализации проекта. Его итоги. Основные результаты проектной деятельности учащихся 50
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Актуальность исследования. В настоящее время Россия находится на этапе становления информационного общества, где большую роль занимают средства массовой информации, различные гаджеты, интернет, социальные сети и многое другое. В условиях данного перехода к информационному обществу произошел отказ от прежних идеологических, нравственных установок, что привело к развитию негативных мыслей в среде подрастающего поколения - это и агрессивность, жестокость, девиантное поведение и отсутствие гражданственно-патриотических чувств. Реальная жизнь детей Средства массовой информации и интернет переполнены сценами насилия, алкоголизма, наркомании, безработицы, отсутствием моральных качеств. Общество уделяет недостаточно времени проблеме подрастающего поколения. В таких условиях воспитать патриота - человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины, крайне сложно.
Первым этапом в становлении такого человека может стать историческое краеведение. Знание своей малой Родины, ее прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в ее преобразовании, так как родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Мы считаем, что краеведческая работа в школе является одним из важных элементов развития гражданской позиции школьников. Краеведение позволяет учащимся не только изучить историю своего города, поселка, края, но и воспитывает у школьников уважение к делам и трудам предков, к национальной культуре, обычаям и традициям прошлого.
Исходя из этого следует, что историческое краеведение это неотъемлемая часть школьного образования. Его разносторонний и нравственный характер служит воспитанию активной гражданской позиции.
Характеристика источников и литературы. Для написания работы нами использованы две группы источников:
• Источники, регулирующие правое поле деятельности системы основного общего образования;
• Источники, используемые для проведения исторического исследования и необходимые для реализации проекта по историческому краеведению.
Согласно статьям Конвенции о правах ребенка 1989 года, дети имеют права на выражение своих взглядов, своего мнения, право на образование, Участие в реализации социального проекта никаким образом не нарушает права детей.
Статьи Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» декларируют о том, что администрация образовательных учреждений не должна препятствовать созданию учащимися в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций).
Из Постановления Правительства УР от 17.09.01 № 966 мы выяснили, что храм Святой Троицы в с.Мостовое является архитектурным и историческим памятником регионального значения, так как в его проектировании участвовали известные в Вятской губернии архитекторы XIX века.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования одна из главных ролей отводится историческому краеведению в учебно-воспитательном процессе. Также отмечается, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно-поисковой деятельности школьников. Использование таких активных методов обучения, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями.
Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли отражения в трудах ученых педагогов и методистов И. С. Мартусовой, П. В. Иванова.
В своей книге Байбородова Л.В. рассматривает особенности реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов начального и основного общего образования при организации проектной деятельности учащихся, проектов, которые они могут выполнять, и описание опыта выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой , Г.М.Гаджиевым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них. Рыбина О. , Бренчугина - Романова А.Н. предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
Е.С. Полат и Т.Б. Герасимовой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках истории.
В работе Колесниковой И.А. рассматриваются научно-практические основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности. Впервые подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Проектная деятельность проанализирована как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста. Авторы раскрывают природу, логику и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования; дают характеристику основных видов педагогических проектов; подробно описывают специфику проектных процедур, а также личностные свойства, необходимые участникам проекта.
Краля Н.А. раскрывает ценности, смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего учебную деятельность учащихся. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта зависимости от его типа: практико-ориентированного, исследовательского, информационного или творческого. Даны рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности, которые позволят педагогу глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в работе.
Фрей К. описывает основы проектного управления, представляет классификацию проектов и функции проектного управления. В его работе даны основные элементы проекта и типологические признаки метода проектов. Рассмотрен метод проектов в образовательном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования - система исторического школьного образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - принципы, формы и методы организации краеведческой работы учащихся по истории в основной школе.
Методологическая база. В работе над исследованием выбранной темы был использован метод анализа исторических явлений, поэтому проблема была изучена разносторонне. Работа затрагивает территорию России, Удмуртии и Сарапульского района. Также мы использовали метод исторической ретроспекции, благодаря которому была сделана попытка восстановления исторической реальности, путем изучения разнообразных документов и соглашений.
Помимо исторических методов нами были использованы и педагогические методы. Использование метода наблюдения способствовало непосредственному восприятию педагогических процессов, что позволило нам просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку. Например, так мы составили историческую справку храма Святой Троицы.
Большую роль в реализации социального проекта «Возвращение к храму» сыграли опросные методы. Метод бесед помог расширить круг единомышленников и спонсоров, что является немало важным для организации социального проекта. В ходе анкетирования населения с.Мостовое Сарапульского района Удмуртской республики мы узнали, что социальные проекты нужны людям и их необходимо реализовывать, и есть люди, которые с удовольствием помогут нам в этом. Из интервью с Отцом Владимиром храма Святой Троицы мы выяснили, какие проблемы существуют у храма и как их можно решить, можно ли начать работу по реализации проекта, с чего нужно начать реализацию проекта и др.
Цель. Выработать педагогические условия эффективной организации краеведческой работы по истории в основной общей школе.
Задачи исследования:
• определить место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования;
• выделить формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе;
• дать понятие проектная деятельность и рассмотреть виды проектов по истории;
• выявить требования к организации проектной деятельности и определить этапы организации проектной деятельности по истории;
• дать краткую историческую справку храма Святой Троицы с.Мостовое, Сарапульского района, Удмуртской Республики;.
• показать социальное значение проекта;
• обозначить педагогические цели и задачи проекта;
• описать ход реализации проекта, определить его итоги и основные результаты проектной деятельности учащихся.
Рабочая гипотеза исследования. Краеведческая деятельность в школе способствует формированию познавательной активности учащихся.
Научная новизна. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся, а это значит, что наша работа является передовой и довольно актуальной в настоящее время.
Выпускная квалификационная работа имеет научную новизну, так как в ней описана авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края. В работе имеются материалы храма Святой Троицы XVIII - XIX веков, которые ранее ни в одной работе не рассматривались.
Новизну усиливает, проведенный анализ деятельности в сфере музейной педагогики и организация краеведческих проектов со школьниками Елабужским музеем-заповедником и Елабужским институтом Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость: материалы работы можно использовать на уроках истории России и истории родного края, на занятиях в музеях. Работа может быть полезна историкам, а также всем тем, кто интересуется историей православия.
Апробация исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были изложены на Всероссийской заочной конференции «Человек на войне» (г.Санкт-Петербург, 12 декабря 2014 год) Всероссийской заочной конференции «Священная война» (г. Стерлитамак, март 2015 год).
Структура работы. Наша работа состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов.
Первым этапом в становлении такого человека может стать историческое краеведение. Знание своей малой Родины, ее прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в ее преобразовании, так как родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Мы считаем, что краеведческая работа в школе является одним из важных элементов развития гражданской позиции школьников. Краеведение позволяет учащимся не только изучить историю своего города, поселка, края, но и воспитывает у школьников уважение к делам и трудам предков, к национальной культуре, обычаям и традициям прошлого.
Исходя из этого следует, что историческое краеведение это неотъемлемая часть школьного образования. Его разносторонний и нравственный характер служит воспитанию активной гражданской позиции.
Характеристика источников и литературы. Для написания работы нами использованы две группы источников:
• Источники, регулирующие правое поле деятельности системы основного общего образования;
• Источники, используемые для проведения исторического исследования и необходимые для реализации проекта по историческому краеведению.
Согласно статьям Конвенции о правах ребенка 1989 года, дети имеют права на выражение своих взглядов, своего мнения, право на образование, Участие в реализации социального проекта никаким образом не нарушает права детей.
Статьи Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» декларируют о том, что администрация образовательных учреждений не должна препятствовать созданию учащимися в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций).
Из Постановления Правительства УР от 17.09.01 № 966 мы выяснили, что храм Святой Троицы в с.Мостовое является архитектурным и историческим памятником регионального значения, так как в его проектировании участвовали известные в Вятской губернии архитекторы XIX века.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования одна из главных ролей отводится историческому краеведению в учебно-воспитательном процессе. Также отмечается, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно-поисковой деятельности школьников. Использование таких активных методов обучения, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями.
Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли отражения в трудах ученых педагогов и методистов И. С. Мартусовой, П. В. Иванова.
В своей книге Байбородова Л.В. рассматривает особенности реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов начального и основного общего образования при организации проектной деятельности учащихся, проектов, которые они могут выполнять, и описание опыта выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой , Г.М.Гаджиевым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них. Рыбина О. , Бренчугина - Романова А.Н. предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.
Е.С. Полат и Т.Б. Герасимовой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках истории.
В работе Колесниковой И.А. рассматриваются научно-практические основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности. Впервые подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Проектная деятельность проанализирована как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста. Авторы раскрывают природу, логику и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования; дают характеристику основных видов педагогических проектов; подробно описывают специфику проектных процедур, а также личностные свойства, необходимые участникам проекта.
Краля Н.А. раскрывает ценности, смысл и сущность учебного проектирования как средства, активизирующего учебную деятельность учащихся. Алгоритмизированы необходимые этапы проектирования, сформулированы особенности создания и реализации проекта зависимости от его типа: практико-ориентированного, исследовательского, информационного или творческого. Даны рекомендации методического, сервисного сопровождения целостной проектировочной деятельности, которые позволят педагогу глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в работе.
Фрей К. описывает основы проектного управления, представляет классификацию проектов и функции проектного управления. В его работе даны основные элементы проекта и типологические признаки метода проектов. Рассмотрен метод проектов в образовательном процессе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования - система исторического школьного образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - принципы, формы и методы организации краеведческой работы учащихся по истории в основной школе.
Методологическая база. В работе над исследованием выбранной темы был использован метод анализа исторических явлений, поэтому проблема была изучена разносторонне. Работа затрагивает территорию России, Удмуртии и Сарапульского района. Также мы использовали метод исторической ретроспекции, благодаря которому была сделана попытка восстановления исторической реальности, путем изучения разнообразных документов и соглашений.
Помимо исторических методов нами были использованы и педагогические методы. Использование метода наблюдения способствовало непосредственному восприятию педагогических процессов, что позволило нам просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку. Например, так мы составили историческую справку храма Святой Троицы.
Большую роль в реализации социального проекта «Возвращение к храму» сыграли опросные методы. Метод бесед помог расширить круг единомышленников и спонсоров, что является немало важным для организации социального проекта. В ходе анкетирования населения с.Мостовое Сарапульского района Удмуртской республики мы узнали, что социальные проекты нужны людям и их необходимо реализовывать, и есть люди, которые с удовольствием помогут нам в этом. Из интервью с Отцом Владимиром храма Святой Троицы мы выяснили, какие проблемы существуют у храма и как их можно решить, можно ли начать работу по реализации проекта, с чего нужно начать реализацию проекта и др.
Цель. Выработать педагогические условия эффективной организации краеведческой работы по истории в основной общей школе.
Задачи исследования:
• определить место краеведения в основной школе в современной системе общего исторического образования;
• выделить формы организации краеведческой деятельности по истории в основной школе;
• дать понятие проектная деятельность и рассмотреть виды проектов по истории;
• выявить требования к организации проектной деятельности и определить этапы организации проектной деятельности по истории;
• дать краткую историческую справку храма Святой Троицы с.Мостовое, Сарапульского района, Удмуртской Республики;.
• показать социальное значение проекта;
• обозначить педагогические цели и задачи проекта;
• описать ход реализации проекта, определить его итоги и основные результаты проектной деятельности учащихся.
Рабочая гипотеза исследования. Краеведческая деятельность в школе способствует формированию познавательной активности учащихся.
Научная новизна. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся, а это значит, что наша работа является передовой и довольно актуальной в настоящее время.
Выпускная квалификационная работа имеет научную новизну, так как в ней описана авторская модель организации проектной деятельности учащихся по истории Удмуртского края. В работе имеются материалы храма Святой Троицы XVIII - XIX веков, которые ранее ни в одной работе не рассматривались.
Новизну усиливает, проведенный анализ деятельности в сфере музейной педагогики и организация краеведческих проектов со школьниками Елабужским музеем-заповедником и Елабужским институтом Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость: материалы работы можно использовать на уроках истории России и истории родного края, на занятиях в музеях. Работа может быть полезна историкам, а также всем тем, кто интересуется историей православия.
Апробация исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были изложены на Всероссийской заочной конференции «Человек на войне» (г.Санкт-Петербург, 12 декабря 2014 год) Всероссийской заочной конференции «Священная война» (г. Стерлитамак, март 2015 год).
Структура работы. Наша работа состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов.
В современном мире очень актуальна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально- значимых качеств. В связи с этим возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе.
Воспитание чувства патриотизма у молодежи начинается еще со школьной скамьи. Именно там закладываются основные черты гражданина.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика.
Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, играх, викторинах, олимпиадах и так далее. Благодаря многообразию форм краеведческой деятельности, у школьника есть выбор заниматься тем, чем ему хочется. А в этом возрасте для учащихся очень важно самостоятельно принимать решения, которые непрерывно связаны с его жизнью.
Историко-краеведческий материал раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Одной из самых интересных и увлекательных форм краеведческой деятельности выступает проектная работа.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. У каждого вида проектной деятельности своя цель. Так, например, для успешной социализации ребенку важно приобретать опыт участия в индивидуальных и групповых проектах.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектной обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Многие учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы и вида проекта, особенно на начальном этапе обучения. Для решения этой проблемы педагогу желательно иметь папку с различными видами проектов.
Успешность проектной деятельности зависит от выполнения определенных требований. В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны учителя.
Рассмотрев этапы организации проектной деятельности, мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности. Учащийся четко знает, что от него требуется на том или ином этапе, а также новый этап - это новый уровень или новая победа в достижении одной большой цели.
Таким образом, наша рабочая гипотеза подтверждена. Доказательства тому отзывы участников социального проекта «Возращение к храму». В ходе рефлексии на последнем этапе проектной работы учащиеся подводили итоги проделанной работы. Дети отметили важность такой работы и свою роль в реализации такого важного дела. Единым мнением мы пришли к выводу о том, что краеведческая деятельность способствует формированию познавательной активности учащихся.
Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения старшеклассника является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» - своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорим об ответственности личности, о его позиции в жизни и наличии у него опыта гражданской деятельности.
Воспитание чувства патриотизма у молодежи начинается еще со школьной скамьи. Именно там закладываются основные черты гражданина.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика.
Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, играх, викторинах, олимпиадах и так далее. Благодаря многообразию форм краеведческой деятельности, у школьника есть выбор заниматься тем, чем ему хочется. А в этом возрасте для учащихся очень важно самостоятельно принимать решения, которые непрерывно связаны с его жизнью.
Историко-краеведческий материал раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Одной из самых интересных и увлекательных форм краеведческой деятельности выступает проектная работа.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. У каждого вида проектной деятельности своя цель. Так, например, для успешной социализации ребенку важно приобретать опыт участия в индивидуальных и групповых проектах.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектной обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Многие учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы и вида проекта, особенно на начальном этапе обучения. Для решения этой проблемы педагогу желательно иметь папку с различными видами проектов.
Успешность проектной деятельности зависит от выполнения определенных требований. В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны учителя.
Рассмотрев этапы организации проектной деятельности, мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности. Учащийся четко знает, что от него требуется на том или ином этапе, а также новый этап - это новый уровень или новая победа в достижении одной большой цели.
Таким образом, наша рабочая гипотеза подтверждена. Доказательства тому отзывы участников социального проекта «Возращение к храму». В ходе рефлексии на последнем этапе проектной работы учащиеся подводили итоги проделанной работы. Дети отметили важность такой работы и свою роль в реализации такого важного дела. Единым мнением мы пришли к выводу о том, что краеведческая деятельность способствует формированию познавательной активности учащихся.
Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения старшеклассника является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» - своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорим об ответственности личности, о его позиции в жизни и наличии у него опыта гражданской деятельности.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления
работы в рамках реализации ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Использование метода проектов в организации краеведческой кружковой работы в школе по теме «Депортация немцев Поволжья на Алтай»
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



