Политика государственных расходов в условиях инновационного развития экономики
|
Введение
Теоретические основы инновационного развития
государства
1.1. Инновационное развитие, как фактор экономического роста России
1.2. Роль государства в инновационном развитии
1.3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации
2. Характеристика государственных расходов
инновационного характера
2.1. Анализ инновационного развития Российской Федерации
2.2. Расходы федерального бюджета инновационного характера
2.3. Региональный аспект финансового обеспечения инновационного развития Российской Федерации
3. Инновационное развитие Республики Татарстан
3.1. Механизм инновационной поддержки в Республике Татарстан
3.2. Анализ бюджетных расходов на инновационное развитие в Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Теоретические основы инновационного развития
государства
1.1. Инновационное развитие, как фактор экономического роста России
1.2. Роль государства в инновационном развитии
1.3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации
2. Характеристика государственных расходов
инновационного характера
2.1. Анализ инновационного развития Российской Федерации
2.2. Расходы федерального бюджета инновационного характера
2.3. Региональный аспект финансового обеспечения инновационного развития Российской Федерации
3. Инновационное развитие Республики Татарстан
3.1. Механизм инновационной поддержки в Республике Татарстан
3.2. Анализ бюджетных расходов на инновационное развитие в Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных условиях перехода от экономики индустриального к экономике постиндустриального типа принципиальное значение имеет инновационная составляющая экономического роста Российской Федерации. В конечном счете, именно от интенсивности и эффективности формирования, организации и реализации инновационной деятельности зависит перспективная конкурентоспособность подавляющего большинства отраслей национальной экономики, а, следовательно, и характер социально-экономического прогресса страны в целом.
Важную роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития. В условиях, когда в России не созданы действенные стимулы к инвестированию в научные исследования и разработки, государственное финансирование остается по-прежнему основным источником финансирования этой сферы и напрямую влияет на инновационное развитие и экономику страны в целом. Ситуация с инновациями осложняется еще и по причине кризисных явлений в экономике, борьба с которыми проводится в том числе и путем сокращения бюджетных расходов.
Дополнительно для развития инновационной деятельности государством могут быть использованы правовые и финансовые инструменты, которые позволят формировать необходимую инфраструктуру для инновационной деятельности и привлечения инвестиций.
Косвенное влияние государства на инновационный процесс выражается в создании благоприятных условий, таких как: макроэкономическая стабильность, обеспечение соблюдения
законодательства, поддержание и развитие конкурентной среды, контроль коррупции, повышение открытости экономики, улучшение инвестиционного климата и др.
Данные вопросы в настоящее время является чрезвычайно актуальными, так как в условиях современного экономического кризиса ориентация на развитие инноваций представляется одним из основных путей выхода на траекторию экономического роста.
Степень исследования проблемы. Вопросами государственного управления инновационной деятельностью и использования государством инструментов экономической, прежде всего бюджетной политики в целях стимулирования инновационной активности занимались многие отечественные и зарубежные ученые. В частности, хотелось бы отметить работы таких зарубежных исследователей, как П. Гардинер, Р. Мюллер, Ф. Никсон, Р. Ратвелл, Б. Санто, Б. Твисс, В. Хипель, M. Xyчек, Й. Шумпетер и другие. И таких российских исследователей, как В.М. Аньшин, С.Ю. Глазьев, С.Н. Гусев, A.A. Дагаев, Н.Д. Кондратьев, А. Левинсон, В.Г. Медынский, Р.Х. Миннегалиев, Ю.Л. Морозов, Т.Ф.Палей, А.И. Пригожин, М.Р. Сафиуллин, А.З. Хуснутдинов, Р. А. Фатхутдинов и другие.
В имеющейся литературе довольно полно освещены вопросы теории и методологии разработки инновационных проектов, оценки их экономической эффективности, рассмотрены вопросы государственного финансирования инновационной деятельности в современной Российской Федерации и Республике Татарстан.
Несмотря на растущее число работ, посвященных проблемам финансирований инновационной деятельности, в отечественной экономической литературе по-прежнему ощущается дефицит комплексных исследований, раскрывающих вопросы формирования в России целостной системы бюджетного финансирования инноваций, которая обеспечивала бы действенную поддержку высокотехнологичным проектам на всех стадиях инновационного процесса - от самых ранних до
организации выпуска готовой продукции, а также способствовала бы направлению инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для страны области исследований и разработок.
Все вышеуказанное обусловило актуальность и предопределило цель, задачи и структуру работы.
Цель диссертационного исследования. Политика государственных расходов в условиях инновационного развития и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Указанная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы инновационного развития государства;
- уточнить понятия «инновации» и «инновационное развитие»;
- оценить роль государства в инновационном развитии;
- проанализировать стратегию инновационного развития Российской Федерации;
- провести анализ инновационного развития Российской Федерации;
- проанализировать расходы федерального бюджета инновационного характера;
- изучить структуру расходов федерального бюджета инновационного характера;
- проанализировать региональное инновационное развитие Российской Федерации;
- выявить слабо и высоко развитые инновационные регионы Российской Федерации;
- изучить структуру инновационных расходов субъектов Российской Федерации;
- выявить факторы, оказывающие влияние на инновационное развитие региона;
- предложить финансовые рекомендации по федеральным инновационным проектам;
-изучить механизм поддержки инновационного развития РТ;
-провести анализ расходов Республики Татарстан инновационного характера;
-изучить структуру финансирования АО «ОЭЗ» Иннополис» с целью понимания механизма финансирования инновационных проектов.
Объектом исследования является инновационное развитие Российской Федерации
Предметом исследования является государственные расходы на инновации.
Теоритическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико-математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования заключается в расширении теоритических основ и в выработке финансовых рекомендаций по оптимизации федеральных инновационных проектов.
В процессе работы получены следующие наиболее важные научные результаты.
1. Уточнены понятия «инновация», как результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде нового продукта или технологии, полученного в результате привлечения инвестиционных ресурсов, имеющих социально-экономический эффект; «инновационное развитие государства», как процесс успешного развития государства на основе его инновационных преимуществ при определенных правовых и финансовых условиях, в том числе государственных программ, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инвестиционного климата и т.д.
2. На основе анализа расходов инновационного характера субъектов Российской Федерации выявлены факторы, влияющие на их рейтинг инновационной активности; построена экономико-математическая модель, с целью проверки зависимости рейтинга инновационной активности от предложенных факторов, которая позволила провести отбор наиболее существенных, к которым отнесены: валовый региональный продукт, объемы инвестиций в основной капитал, внутренние затраты на исследования и разработки.
3. Предложены финансовые рекомендации по упорядочению механизма финансирования государственных расходов инновационного характера, в частности обоснована необходимость: разработки единой методики расчета расходования бюджетных средств на инновационную деятельность; увеличения количества и объемов финансирования государственных и федеральных целевых программ в сфере инновационной деятельности; использования критерия профессионального отбора представителями государственных органов, с целью определения организаций с высоким потенциалом и оказанием им поддержки; поэтапного финансирования государством ранней стадии развития предприятий, занимающиеся инновационной деятельностью; финансового надзора за получателями финансирования и оказания им поддержки.
Теоритическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе расходования государственных средств в условиях инновационного развития, в целях повышения эффективности расходования государственных средств и повышения уровня инновационного развития Российской Федерации, а также в преподавании учебных дисциплин в сфере высшего образования.
Объем и структура работы. Рассматриваемые задачи взаимосвязь поставленных вопросов определили последовательность и структуру диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Важную роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития. В условиях, когда в России не созданы действенные стимулы к инвестированию в научные исследования и разработки, государственное финансирование остается по-прежнему основным источником финансирования этой сферы и напрямую влияет на инновационное развитие и экономику страны в целом. Ситуация с инновациями осложняется еще и по причине кризисных явлений в экономике, борьба с которыми проводится в том числе и путем сокращения бюджетных расходов.
Дополнительно для развития инновационной деятельности государством могут быть использованы правовые и финансовые инструменты, которые позволят формировать необходимую инфраструктуру для инновационной деятельности и привлечения инвестиций.
Косвенное влияние государства на инновационный процесс выражается в создании благоприятных условий, таких как: макроэкономическая стабильность, обеспечение соблюдения
законодательства, поддержание и развитие конкурентной среды, контроль коррупции, повышение открытости экономики, улучшение инвестиционного климата и др.
Данные вопросы в настоящее время является чрезвычайно актуальными, так как в условиях современного экономического кризиса ориентация на развитие инноваций представляется одним из основных путей выхода на траекторию экономического роста.
Степень исследования проблемы. Вопросами государственного управления инновационной деятельностью и использования государством инструментов экономической, прежде всего бюджетной политики в целях стимулирования инновационной активности занимались многие отечественные и зарубежные ученые. В частности, хотелось бы отметить работы таких зарубежных исследователей, как П. Гардинер, Р. Мюллер, Ф. Никсон, Р. Ратвелл, Б. Санто, Б. Твисс, В. Хипель, M. Xyчек, Й. Шумпетер и другие. И таких российских исследователей, как В.М. Аньшин, С.Ю. Глазьев, С.Н. Гусев, A.A. Дагаев, Н.Д. Кондратьев, А. Левинсон, В.Г. Медынский, Р.Х. Миннегалиев, Ю.Л. Морозов, Т.Ф.Палей, А.И. Пригожин, М.Р. Сафиуллин, А.З. Хуснутдинов, Р. А. Фатхутдинов и другие.
В имеющейся литературе довольно полно освещены вопросы теории и методологии разработки инновационных проектов, оценки их экономической эффективности, рассмотрены вопросы государственного финансирования инновационной деятельности в современной Российской Федерации и Республике Татарстан.
Несмотря на растущее число работ, посвященных проблемам финансирований инновационной деятельности, в отечественной экономической литературе по-прежнему ощущается дефицит комплексных исследований, раскрывающих вопросы формирования в России целостной системы бюджетного финансирования инноваций, которая обеспечивала бы действенную поддержку высокотехнологичным проектам на всех стадиях инновационного процесса - от самых ранних до
организации выпуска готовой продукции, а также способствовала бы направлению инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для страны области исследований и разработок.
Все вышеуказанное обусловило актуальность и предопределило цель, задачи и структуру работы.
Цель диссертационного исследования. Политика государственных расходов в условиях инновационного развития и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Указанная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы инновационного развития государства;
- уточнить понятия «инновации» и «инновационное развитие»;
- оценить роль государства в инновационном развитии;
- проанализировать стратегию инновационного развития Российской Федерации;
- провести анализ инновационного развития Российской Федерации;
- проанализировать расходы федерального бюджета инновационного характера;
- изучить структуру расходов федерального бюджета инновационного характера;
- проанализировать региональное инновационное развитие Российской Федерации;
- выявить слабо и высоко развитые инновационные регионы Российской Федерации;
- изучить структуру инновационных расходов субъектов Российской Федерации;
- выявить факторы, оказывающие влияние на инновационное развитие региона;
- предложить финансовые рекомендации по федеральным инновационным проектам;
-изучить механизм поддержки инновационного развития РТ;
-провести анализ расходов Республики Татарстан инновационного характера;
-изучить структуру финансирования АО «ОЭЗ» Иннополис» с целью понимания механизма финансирования инновационных проектов.
Объектом исследования является инновационное развитие Российской Федерации
Предметом исследования является государственные расходы на инновации.
Теоритическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико-математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования заключается в расширении теоритических основ и в выработке финансовых рекомендаций по оптимизации федеральных инновационных проектов.
В процессе работы получены следующие наиболее важные научные результаты.
1. Уточнены понятия «инновация», как результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде нового продукта или технологии, полученного в результате привлечения инвестиционных ресурсов, имеющих социально-экономический эффект; «инновационное развитие государства», как процесс успешного развития государства на основе его инновационных преимуществ при определенных правовых и финансовых условиях, в том числе государственных программ, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инвестиционного климата и т.д.
2. На основе анализа расходов инновационного характера субъектов Российской Федерации выявлены факторы, влияющие на их рейтинг инновационной активности; построена экономико-математическая модель, с целью проверки зависимости рейтинга инновационной активности от предложенных факторов, которая позволила провести отбор наиболее существенных, к которым отнесены: валовый региональный продукт, объемы инвестиций в основной капитал, внутренние затраты на исследования и разработки.
3. Предложены финансовые рекомендации по упорядочению механизма финансирования государственных расходов инновационного характера, в частности обоснована необходимость: разработки единой методики расчета расходования бюджетных средств на инновационную деятельность; увеличения количества и объемов финансирования государственных и федеральных целевых программ в сфере инновационной деятельности; использования критерия профессионального отбора представителями государственных органов, с целью определения организаций с высоким потенциалом и оказанием им поддержки; поэтапного финансирования государством ранней стадии развития предприятий, занимающиеся инновационной деятельностью; финансового надзора за получателями финансирования и оказания им поддержки.
Теоритическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе расходования государственных средств в условиях инновационного развития, в целях повышения эффективности расходования государственных средств и повышения уровня инновационного развития Российской Федерации, а также в преподавании учебных дисциплин в сфере высшего образования.
Объем и структура работы. Рассматриваемые задачи взаимосвязь поставленных вопросов определили последовательность и структуру диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Одним из важнейших проявлений современной экономики является рост значимости инноваций и инновационного развития страны. Результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются движущей силой экономического развития.
Важную роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития. В условиях, когда в России не созданы действенные стимулы к инвестированию в научные исследования и разработки, государственное финансирование остается по-прежнему основным источником финансирования этой сферы и напрямую влияет на инновационное развитие и экономику страны в целом.
В рамках диссертации уточнено, что инновация - это результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде нового продукта или технологии, полученного в результате привлечения инвестиционных ресурсов, имеющий социально-экономический эффект; инновационное развитие государства - это процесс успешного развития государства на основе его инновационных преимуществ при определенных правовых и финансовых условий, в том числе государственных программ, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инвестиционного климата и т.д.
В диссертации установлено, что государство является непременным участником инновационного процесса, выполняя одну из важнейших функций - инновационно-стратегическую, что требует высокого профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны государственных органов. Но для успеха инновационной экономики синхронно должны действовать три звена: государство, бизнес и наука, и главным в этом трио должно выступить именно государство.
Задача построения инновационной экономики, стоящая перед Россией, требует поиска системных ответов сразу во множестве сфер нашей жизни. В связи с этим была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». При анализе стратегии было установлено, что представленный проект «наследовал» большинство ошибок и недостатков, свойственных документам прошлых лет и породил новые. Так, в стратегии отсутствует детальный анализ государственной инновационной политики прошедшего периода, новые стратегические задачи, не базирующиеся на строгой теоретической платформе, не всегда поставлены корректно. система предлагаемых моделей инновационного развития и мер по их реализации не отвечают современным представлениям об инновационных системах и опыту стран, добившихся инновационного лидерства. Имеет место подмена рыночной основы инновационной деятельности - административно-командной, вмешательства государства в конкурентные стадии инновационной деятельности. Такой подход не может служить основой для инновационного развития.
Проведя анализ инновационного развития Российской Федерации было установлено, что Россия в 2015 году заняла 48 место с индексом равным 39,32 пунктам, прибавив с 2011 года 3,47 пункта в глобальном индексе инноваций. Стоит отметить сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала, развитием бизнеса, развитием знаний и технологий, что позволили ей с 2011 года подняться на 8 пунктов в мировом рейтинге. Показатели инновационной деятельности Российской Федерации в среднем имеют положительную тенденцию. Так, например, число организаций, выполнявших исследования и разработки за период с 2012 по 2014 гг. увеличилось на 38 организаций, что составляет 1,05 %, а численность
персонала, занятых исследованиями и разработками увеличилась на 5,96 тыс. человек, что составляет 1 %. Но не смотря на это, все же имеются факторы замедляющие инновационное развитие:
- недостаточное и искаженная структура финансирования инноваций;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы промышленности;
- сокращение кадрового потенциала науки;
- чрезмерная монополизированность и коррумпированность национальной экономики.
Центральным вопросом инновационного развития в условиях инновационной модели российской экономики является вопрос его финансового обеспечения. В связи с этим, в рамках диссертационной работы был проведен анализ расходов федерального бюджета инновационного характера, который показал, что расходы федерального бюджета увеличились с 8 708,55 млн. рублей в 2013 году до 9 358,35 млн. рублей в 2014 году, что составляет 7,46 %. Наибольший удельный вес в рамках федерального бюджета на инновации принадлежит государственным программам и ФЦП - в среднем за 2013-2014 года 88 %. Также значимыми являются внутренние затраты на исследования и разработки - 3,62 %.
Наименьшая доля расходов бюджета на инновации приходятся на гранты и конкурсное финансирование, которая составила в среднем составляет 1,28 %.
Рассматривая региональный аспект инновационного развития
Российской Федерации было установлено, что лидирующую позиции в рейтинг инновационного развития субъектов Российской
Федерации занимают Санкт-Петербург, Москва и Республика Татарстан. Много регионов с уровнем инновационного развития ниже среднего. Это обычно регионы в составе округов, значительно удаленных от центральной России, такие как Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ. Самые низкие показателей у Республик Калмыкия и Тыва.
Динамика затрат на технологические инновации почти во всех федеральных округах, кроме УФО, за рассматриваемый период показывает высокие темпы роста в среднем прибавляя в год 5,6 %.
Для определения факторов, влияющие на рейтинг инновационных регионов, была построена экономико-математическая модель, в состав которой были включены субъекты РФ с различным рейтингом инновационного развития.
Построенная модель, на 84, 5% объясняет влияние на рейтинг инновационных регионов фактор: объем инвестиций в основной капитал, валовый региональный продукт и внутренние затраты на исследования и разработки.
В рамках диссертационной работы были выявлены тенденции и предложены рекомендации по повышению инновационного развития Российской Федерации.
В результате проведенной работы, определен механизм инновационной поддержки Республики Татарстан, реализованный в комплексе мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования. Отмечено, что законодательное обеспечение инновационной деятельности в Республике Татарстан в настоящий момент все еще не соответствует требованиям участников инновационного процесса, а именно не разработана база для нужд коммерциализации интеллектуальной собственности, не существует единой государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
В рамках анализа бюджетных расходов на инновационное развитие в Республики Татарстан установлено, что затраты на технологические инновации существенно превышают ВЗИР. Так, затраты на технологические инновации возросли на 81 369,6 млн. рублей в 2014 году по отношению к 2010 году, что составляет 567 %. Ежегодно данные затраты увеличивались в
среднем на 12 940,5 млн. рублей или же на 77%. Что касается ВЗИР, то эти затраты ежегодно увеличивались в среднем на 17,6 % и к 2014 году
составили 12 180,8 млн. рублей, что на 5 732,9 млн. рублей или же на 88,9 % превышает 2010 год.
Спрогнозировано увеличение затрат Республики Татарстан инновационного характера в период с 2015 года по 2017 год. Затраты инновационного характера ежегодно увеличиваются в среднем на 18% и к 2017 году прогнозируется увеличение данных затрат до 127 704,25 млн. рублей, что превышает 2010 год на 789,9 %.
Для более глубоко и полного понимания механизма финансирования инновационных проектов в Республике Татарстан рассмотрено финансирование АО «ОЭЗ» Иннополис, в результате установлено, на финансирование инновационного проекта было привлечено 15 млрд. рублей федеральных средств и 349 млн. рублей средств Республики Татарстан.
Таким образом, анализ государственных расходов в условиях инновационного развития экономики показал, что основными государственными источниками финансирования инновационной деятельности Российской Федерации являются государственные и федеральные целевые программы. Стоит так же отметить, что наряду с государственными программами в Татарстане одно из ведущих мест в системе финансового обеспечения процессов переориентации республиканской экономики на инновационную траекторию развития занимает некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».
Также стоит отметить, что процесс создания инновационной инфраструктуры занимает длительное время. В таких странах, как США, Германия, Япония, на это ушло 10-15 лет. В России многие элементы инновационной инфраструктуры уже есть. Сейчас требуется создать условия для их работы в системе рынка.
Важную роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития. В условиях, когда в России не созданы действенные стимулы к инвестированию в научные исследования и разработки, государственное финансирование остается по-прежнему основным источником финансирования этой сферы и напрямую влияет на инновационное развитие и экономику страны в целом.
В рамках диссертации уточнено, что инновация - это результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде нового продукта или технологии, полученного в результате привлечения инвестиционных ресурсов, имеющий социально-экономический эффект; инновационное развитие государства - это процесс успешного развития государства на основе его инновационных преимуществ при определенных правовых и финансовых условий, в том числе государственных программ, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инвестиционного климата и т.д.
В диссертации установлено, что государство является непременным участником инновационного процесса, выполняя одну из важнейших функций - инновационно-стратегическую, что требует высокого профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны государственных органов. Но для успеха инновационной экономики синхронно должны действовать три звена: государство, бизнес и наука, и главным в этом трио должно выступить именно государство.
Задача построения инновационной экономики, стоящая перед Россией, требует поиска системных ответов сразу во множестве сфер нашей жизни. В связи с этим была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». При анализе стратегии было установлено, что представленный проект «наследовал» большинство ошибок и недостатков, свойственных документам прошлых лет и породил новые. Так, в стратегии отсутствует детальный анализ государственной инновационной политики прошедшего периода, новые стратегические задачи, не базирующиеся на строгой теоретической платформе, не всегда поставлены корректно. система предлагаемых моделей инновационного развития и мер по их реализации не отвечают современным представлениям об инновационных системах и опыту стран, добившихся инновационного лидерства. Имеет место подмена рыночной основы инновационной деятельности - административно-командной, вмешательства государства в конкурентные стадии инновационной деятельности. Такой подход не может служить основой для инновационного развития.
Проведя анализ инновационного развития Российской Федерации было установлено, что Россия в 2015 году заняла 48 место с индексом равным 39,32 пунктам, прибавив с 2011 года 3,47 пункта в глобальном индексе инноваций. Стоит отметить сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала, развитием бизнеса, развитием знаний и технологий, что позволили ей с 2011 года подняться на 8 пунктов в мировом рейтинге. Показатели инновационной деятельности Российской Федерации в среднем имеют положительную тенденцию. Так, например, число организаций, выполнявших исследования и разработки за период с 2012 по 2014 гг. увеличилось на 38 организаций, что составляет 1,05 %, а численность
персонала, занятых исследованиями и разработками увеличилась на 5,96 тыс. человек, что составляет 1 %. Но не смотря на это, все же имеются факторы замедляющие инновационное развитие:
- недостаточное и искаженная структура финансирования инноваций;
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы промышленности;
- сокращение кадрового потенциала науки;
- чрезмерная монополизированность и коррумпированность национальной экономики.
Центральным вопросом инновационного развития в условиях инновационной модели российской экономики является вопрос его финансового обеспечения. В связи с этим, в рамках диссертационной работы был проведен анализ расходов федерального бюджета инновационного характера, который показал, что расходы федерального бюджета увеличились с 8 708,55 млн. рублей в 2013 году до 9 358,35 млн. рублей в 2014 году, что составляет 7,46 %. Наибольший удельный вес в рамках федерального бюджета на инновации принадлежит государственным программам и ФЦП - в среднем за 2013-2014 года 88 %. Также значимыми являются внутренние затраты на исследования и разработки - 3,62 %.
Наименьшая доля расходов бюджета на инновации приходятся на гранты и конкурсное финансирование, которая составила в среднем составляет 1,28 %.
Рассматривая региональный аспект инновационного развития
Российской Федерации было установлено, что лидирующую позиции в рейтинг инновационного развития субъектов Российской
Федерации занимают Санкт-Петербург, Москва и Республика Татарстан. Много регионов с уровнем инновационного развития ниже среднего. Это обычно регионы в составе округов, значительно удаленных от центральной России, такие как Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ. Самые низкие показателей у Республик Калмыкия и Тыва.
Динамика затрат на технологические инновации почти во всех федеральных округах, кроме УФО, за рассматриваемый период показывает высокие темпы роста в среднем прибавляя в год 5,6 %.
Для определения факторов, влияющие на рейтинг инновационных регионов, была построена экономико-математическая модель, в состав которой были включены субъекты РФ с различным рейтингом инновационного развития.
Построенная модель, на 84, 5% объясняет влияние на рейтинг инновационных регионов фактор: объем инвестиций в основной капитал, валовый региональный продукт и внутренние затраты на исследования и разработки.
В рамках диссертационной работы были выявлены тенденции и предложены рекомендации по повышению инновационного развития Российской Федерации.
В результате проведенной работы, определен механизм инновационной поддержки Республики Татарстан, реализованный в комплексе мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования. Отмечено, что законодательное обеспечение инновационной деятельности в Республике Татарстан в настоящий момент все еще не соответствует требованиям участников инновационного процесса, а именно не разработана база для нужд коммерциализации интеллектуальной собственности, не существует единой государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
В рамках анализа бюджетных расходов на инновационное развитие в Республики Татарстан установлено, что затраты на технологические инновации существенно превышают ВЗИР. Так, затраты на технологические инновации возросли на 81 369,6 млн. рублей в 2014 году по отношению к 2010 году, что составляет 567 %. Ежегодно данные затраты увеличивались в
среднем на 12 940,5 млн. рублей или же на 77%. Что касается ВЗИР, то эти затраты ежегодно увеличивались в среднем на 17,6 % и к 2014 году
составили 12 180,8 млн. рублей, что на 5 732,9 млн. рублей или же на 88,9 % превышает 2010 год.
Спрогнозировано увеличение затрат Республики Татарстан инновационного характера в период с 2015 года по 2017 год. Затраты инновационного характера ежегодно увеличиваются в среднем на 18% и к 2017 году прогнозируется увеличение данных затрат до 127 704,25 млн. рублей, что превышает 2010 год на 789,9 %.
Для более глубоко и полного понимания механизма финансирования инновационных проектов в Республике Татарстан рассмотрено финансирование АО «ОЭЗ» Иннополис, в результате установлено, на финансирование инновационного проекта было привлечено 15 млрд. рублей федеральных средств и 349 млн. рублей средств Республики Татарстан.
Таким образом, анализ государственных расходов в условиях инновационного развития экономики показал, что основными государственными источниками финансирования инновационной деятельности Российской Федерации являются государственные и федеральные целевые программы. Стоит так же отметить, что наряду с государственными программами в Татарстане одно из ведущих мест в системе финансового обеспечения процессов переориентации республиканской экономики на инновационную траекторию развития занимает некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».
Также стоит отметить, что процесс создания инновационной инфраструктуры занимает длительное время. В таких странах, как США, Германия, Япония, на это ушло 10-15 лет. В России многие элементы инновационной инфраструктуры уже есть. Сейчас требуется создать условия для их работы в системе рынка.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 42 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Инновационная экономика: основные элементы и их индикаторы
Курсовые работы, экономическая теория. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование инновационной деятельности в регионе на основе
международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование механизма инновационного развития организации (на примере ООО «Ле Рой»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КИТАЙ НА ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Инновационное развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе (Управление инновационными процессами, Уральский государственный экономический университет)
Курсовые работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018



