Введение
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость,
исчисляемого и уплачиваемого организациями в России 6
1.1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость,
исчисляемого и уплачиваемого организациями в России 6
1.2. Эволюция развития налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 11
1.3. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость,
исчисляемого и уплачиваемого организациями 21
2. Практика порядка применения и уплаты налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 34
2.1. Формирование налоговой базы по налогу на добавленную
стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 34
2.2. Анализ поступлений налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 43
3. Тенденция развития налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями в России 49
3.1. Совершенствование механизма и порядка уплаты налога на
добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 49
3.2. Возможности применения международного опыта налогообложения добавленной стоимости в России 53
Заключение 68
Список использованных источников 73
Одним из самых значимых и стабильных источников доходов федерального бюджета Российской Федерации является налог на добавленную стоимость: на его долю в течение последних пяти лет приходится порядка четверти бюджетных доходов. По величине поступлений налог на добавленную стоимость уступал только доходам от внешнеэкономической деятельности. Соответственно, от полноты поступления налога на добавленную стоимость во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации.
За время существования налога на добавленную стоимость в российской налоговой системе был сформирован определенный порядок его исчисления и уплаты, сложился механизм налогового администрирования. Однако, до сих пор, многие практические направления реализации механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость требуют дальнейшего совершенствования.
В последние годы наметилась тенденция ускоренного роста вычетов по налогу на добавленную стоимость над начислениями по налогу, а также величины возмещения налога на добавленную стоимость — над суммами налога, исчисленными к уплате в бюджет. Многие ученые и эксперты сходятся во мнении, что причина этого заключается в следующем: налогоплательщики, пользуясь пробелами в законодательстве о налоге на добавленную стоимость и недостатками системы налогового администрирования, применяют различные схемы ухода от налогообложения. Одна из наиболее распространенных схем — вовлечение в хозяйственный оборот не исчисляющих и не уплачивающих налоги организаций, на которые переносится налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость. Несмотря на большой интерес экономистов и специалистов-практиков к данной проблеме, суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость и величина возмещения не только не уменьшаются, а продолжают расти. Значительная роль налога на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации, 3
В научном сообществе активно обсуждаются различные способы увеличения доходов федерального бюджета РФ за счет сбора косвенных налогов. При этом практически отсутствуют предложения по совершенствованию налога на добавленную стоимость в условиях налогового администрирования в Российской Федерации, основанные на особенностях порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Все вышеизложенное определило цель и задачи исследования, а также его структуру.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в развитии и углублении теоретических основ налога на добавленную стоимость, в анализе действующего механизма исчисления и уплаты, и путей развития в условиях налогового администрирования в Российской Федерации. Выбор цели выпускной квалификационной работы предопределил необходимость постановки и решения следующих задач:
-рассмотреть экономическую сущность налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями в России, особенности его исчисления и уплаты,
-проанализировать практику применения и уплаты налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями в России,
-рассмотреть эволюцию развития налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями,
-предложить направления совершенствования механизма и порядка уплаты налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями,
-рассмотреть возможности применения международного опыта налогообложения добавленной стоимости в России.
Объектом выпускной квалификационной работы является налог на добавленную стоимость, исчисляемый и уплачиваемый организациями в России. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали труды российских и зарубежных ученых- экономистов по проблемам теории и практики налогообложения добавленной стоимости с организаций. В выпускной квалификационной работе использован комплекс общенаучных и специфических методов исследования, среди которых методы сравнительного, факторного, графического анализа, схематического представления анализируемых объектов, сценарный подход, метод экспертных оценок и другие. Информационную базу выпускной квалификационной работы составили федеральные законы, нормативно-правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, методические и справочные материалы финансовых и налоговых органов, данные периодических изданий, семинаров и научных конференций, показатели статистической отчетности Федеральной налоговой службы, данные Федеральной службы государственной статистики.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы налога на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями в России, а именно рассмотрена экономическая сущность, эволюция развития налога на добавленную стоимость, дана характеристика его элементов, а также рассмотрены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями. В третьей главе проанализированы проблемы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, а также рассмотрены возможные пути их решения.
Налог на добавленную стоимость - самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и
регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно 6
Поступления от налога на добавленную стоимость занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.
Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности налог на добавленную стоимость, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.
Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
Налог на добавленную стоимость обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все
В течение любого налогового периода сумма задолженности по налогу на добавленную стоимость перед государством равна разности между общей суммой налога на добавленную стоимость, указанной в счетах-фактурах за проданные товары, и общей суммой налог на добавленную стоимость, указанной в счетах-фактурах за купленные товары. (К проданным и купленным товарам относятся все облагаемые налогом товары (работы, услуги), в том числе сырье, основные средства и т.д.)
Налог на добавленную стоимость, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения налога на добавленную стоимость в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих.
Налог на добавленную стоимость, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.
Преимуществом налога на добавленную стоимость является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. Налог на добавленную стоимость, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.
Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый организациями в России, представляют собой обязательные платежи юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства, поступления от которых зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. В структуре доходов Федерального бюджета в 2015 году основную долю занимают таможенные пошлины - 32 %. В структуре доходов Федерального бюджета также высока доля налога на добавленную стоимость (в совокупности) - 27 %, налога на добычу полезных ископаемых - 19,7 %. То есть налог на добавленную стоимость является вторым по величине налогом в структуре доходов Федерального бюджета.
Зачисление налогов на товары и услуги (налог на добавленную стоимость), реализуемые на территории Российской Федерации в федеральный бюджет находится на уровне 80%, остальные 20% распределяются в консолидированный бюджет субъектов РФ. Ежегодно происходит увеличение объема налогов на товары и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, зачисляемых в федеральный бюджет РФ. Поступление налогов на товары и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет субъектов РФ наоборот, с каждым годом снижается.
По итогам 2015 года исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сложилось по доходам в сумме 8905,46 млрд. рублей. Наблюдавшееся в течение года заметное снижение темпов роста налоговых доходов при сокращении объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета привело к нарастанию напряженности в сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время перед регионами Российской Федерации стоит ряд проблем, среди
которых можно выделить следующие: сокращение собственной доходной базы региональных бюджетов, отсутствие достаточных средств на осуществление полномочий, возложенных на региональные органы власти и низкая собираемость некоторых налогов. То есть нужно искать пути укрепления доходной части региональных бюджетов. Другая проблема связана с необходимостью восполнить возрастающую из года в год нехватку средств региональных и особенно местных бюджетов. На наш взгляд, однако, следует разделять проблемы налогового администрирования налога на добавленную стоимость и укрепления финансовой базы региональных и местных бюджетов и решать каждую из них отдельно. И при этом не обязательно перекраивать налоговую систему страны.
Основная часть доходов федерального бюджета - налоговые доходы. Их доля в федеральном бюджете составляет более 50% и имеет тенденцию к увеличению от 53,1% (в 2013 году) до 54,6% в 2015 году. Если говорить о товарах и услугах, реализуемых на территории Российской Федерации, то, как мы видим, доля налога на добавленную стоимость от них в структуре налоговых доходов федерального бюджета возрастает от 12 до 15 % за
рассматриваемый период. Но темпы роста достаточно низкие. То есть, темпы роста налога на добавленную стоимость одного из главных доходных источников федерального бюджета, как было указано ранее, продолжают снижаться, что ставит под угрозу сам факт существования данного налога.
Налоговые доходы, полученные в результате налогообложения товаров и услуг играют значительную роль в формировании доходов Федерального бюджета РФ. Налоговые доходы налога на добавленную стоимость формируют основную доходную часть бюджета. Состав и структура налоговых доходов несущественно меняется в рассматриваемый период. Основным косвенным налогом в формировании доходов Федерального бюджета РФ является налог на добавленную стоимость, он составляет порядка 50% в структуре налоговых доходов. Наблюдается значительный рост доходов от налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ. В 2014 году прирост 69
Изучение опыта налогообложения высокоразвитых стран показало, что в доходах бюджетов преобладают доходы, полученные в результате прямого налогообложения. Но при этом косвенные налоги также играют значимую роль в формировании доходной части бюджетов.
Изучение опыта налогообложения высокоразвитых стран показало, что в доходах бюджетов преобладают доходы, полученные в результате прямого налогообложения. Но при этом косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость (налоги на товары и услуги, налоги с продаж и прочие налоги, которые близки к Российскому налогу на добавленную стоимость) играют важную роль в формировании и укреплении доходной части бюджетов всех уровней. Изучение опыта применения налога на добавленную стоимость в зарубежных странах показало, что ставка налога на добавленную стоимость, применяемая в России значительно выше ставки в развитых странах. В США, к примеру, налог на добавленную стоимость отсутствует, но существует налог с продаж, который также предлагается ввести и в России. В Канаде товары ежедневного потребления, товары первой необходимости, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Это является весьма сильной социальной защитой населения, поскольку позволяет удерживать цены на доступном уровне. В Германии налог на добавленную стоимость представляет собой налог с оборота, который взимается по ставкам 19, 7 и 0%. Пониженная ставка, как и в Канаде, распространяется на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и другие услуги общественного назначения. Ставка 0% применяется в отношении экспортных операций и реализации в рамках ЕС.
Представляется целесообразным предложение по освобождению от налога на добавленную стоимость с правом на вычет (аналог нулевой ставки 70
налога в отечественной терминологии) временных операций в Российской Федерации. С целью обезопасить бюджет от мошенничества с подобным освобождением предлагается использовать финансовые гарантии в виде депозита, поручительства или налогового аванса. Таким образом, налоговые органы освобождаются от значительного количества процедур, характерных для таможенного оформления экспорта и временного ввоза, оформления уплаты и возмещения налога. Следует отметить, что институт налогового поручительства как способ защиты от незаконных возмещений налога на добавленную стоимость применяется во многих странах Европы. Его применение могло бы стать позитивным шагом в модернизации отечественного налога на добавленную стоимость.
Распределение налога на добавленную стоимость по различным уровням бюджетной системы могло бы укрепить доходную часть региональных бюджетов РФ. В качестве решения данной проблемы некоторые ученые предлагают заменить его на налог с продаж. К сожалению, провести эксперимент по замене одного налога на другой или в масштабах одного региона или какой-либо отрасли экономики невозможно. Указанные изменения должны проводиться только в масштабах всей страны. Замена налога на добавленную стоимость на налог с продаж представляет собой кардинальную перестройку налоговых и межбюджетных отношений в стране, подрывает стабильность налоговой и бюджетной системы страны, ослабляет уверенность бизнес-сообщества в незыблемости сложившихся отношений в налоговой сфере.
В настоящее время, как известно, суммы налога на добавленную стоимость в платежных документах выделяются отдельной строкой и зачисляются на тот банковский счет, который указан продавцом. В результате указанные средства затем обезличиваются, и их получатель может расходовать их на любые цели. Это создает возможность для недобросовестных налогоплательщиков встраивать в цепочку поставок фирмы-"однодневки", которые, получив от покупателя суммы налога на добавленную стоимость, не 71
вносят соответствующую часть этих средств в бюджет. Чтобы не допускать этого, государство должно установить контроль за целевым использованием средств налога на добавленную стоимость до их внесения в доход бюджета. Это станет возможным только при условии, что все суммы налога на добавленную стоимость по каждому обороту продукции будут зачисляться на специальный счет (НДС-счет). Для укрепления доходной части бюджетов Российской Федерации необходимо совершенствование системы налогообложения. Проблемы, имеющиеся в администрировании налога на добавленную стоимость и в бюджетной системе страны, можно и нужно решать, не прибегая к кардинальной перестройке действующей налоговой системы. Конкретные направления эволюционного совершенствования как ее отдельных элементов, так и механизмов налогообложения обозначены выше. Но прежде чем проводить преобразования в налоговой системе, необходимо тщательно взвешивать их экономические и социальные последствия.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Справочно - правовая система Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от
31.07.1998 N 146-ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно - правовая система
Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от
05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно - правовая система
Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
4. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // Справочно - правовая система Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) // Справочно - правовая система Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
6. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. // Справочно - правовая система Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
7. Александров И.М. Налоги и налогообложение/ Александров И.М. - М.: Дашков и К, 2012. 318 с.
8. Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков / Алехин С.Н. // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 15. - С.23-27.
9. Барашева Т.И. Управление бюджетными доходами / Барашева Т.И. // Финансы. - 2011. - №4. - С.44-49.
10. Берзон Н.И. и др. Финансы (углубленный курс). Под общей редакцией Н.И. Берзона. М.:Юрайт, 2013. 306 с.
11. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления / Беспалов М.В. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях - 2013 - NN 23, 24 // Справочно - правовая система Консультант Плюс. - Версия от 01.02.2015г.
12. Беспалов М.В. НДС: новые комментарии и их противоречия /Беспалов М.В. // Московский бухгалтер, 2011, N 5. - с. 38-39.
13. Бычков С.С. Об управлении доходами бюджета / Бычков С.С. // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2012. - №10. - С.23-28.
14. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие / Вахрин П.И. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 560с.
15. Врублевская, О. В. Бюджетная система Российской Федерации / Врублевская О. В., Романовский М. В. - СПб.: Питер, 2011. - 720с.
16. Глазунова Н.И. Государственное управление: Учебник для ВУЗов. - М.: Муниципальный мир, 2012. - 456 с.
17. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Дементьев Д.В., Щербаков В.А. - М.: КНОРУС, 2013. - 456с .
18. Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность / Демин А.В. // Налоговый вестник. - 2013. - №3. - С.12-17.
19. Евсеева И.В. Влияние налогов и сборов на формирование доходной части бюджетов / Евсеева И.В. // Налоговое планирование. - 2012. - №4. - С.12¬18.
20. Иншина Р.С., Мурзалимова Л.А. Основные направления
совершенствования налога на добавленную стоимость и механизма налогового стимулирования инновационной деятельности (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2012) / Иншина Р.С., Мурзалимова Л.А.//Справочно - правовая система Консультант Плюс.
21. Истомина Н.А. Взаимодействие финансовых и налоговых органов в процессе планирования налоговых поступлений в бюджеты: современная
22. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики / Качур О.В. // Экономический анализ: теория и практика.- 2011.- № 2. - С.8-12.
23. К вопросу о соотношении прямых и косвенных налогов /Пилипенко А.А.//"Финансовое право", 2009, N 5, с. 3-8.
24. Комарова И.Н. Об основных направлениях налоговой политики РФ на предстоящие три года // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013, N 6, с. 48-50.
25. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение"/ Майбуров И.А. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 312.
26. Макарова Л. М. Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира [Текст] / Л. М. Макарова, М. В. Циндяйкина // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 200-207.
27. Маслова Т. Ориентиры налогового стимулирования в трехлетней перспективе /Маслова Т. // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии - 2013 - NN 7, 8, 9 //Справочно - правовая система Консультант Плюс.
28. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии / Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. // Международный бухгалтерский учет, 2013, N 7. - с.27-29.
29. Мутулова С.С. Прозрачность налоговой системы в России и проблема парафискалитетов/ Мутулова С.С. // Налоги" (журнал), 2012, N 6, с.46.
30. Налоги и налогообложение в России / Под ред. В.А. Парыгиной, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеева. - М.: Эксмо, 2012. 640 с.
31. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляк, А.Е. Суглобо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 565.
32. Нефедова Т.Н. Деофшоризация российской экономики: обзор нормативных документов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2015, N 1, с.41-43.
33. Национальные особенности создания системы налогов в период формирования Русского централизованного государства/Репин И.А.//"История государства и права", 2013, N 18, с. 25-34.
34. Орлова О.Е. Выбираем и уплачиваем налоги в 2013 году // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013, N 1, с. 26-29.
35. Осетрова Н.М. К вопросу сущности и определения налогов / Осетрова Н.М. // Налоговый вестник. - 2011. - № 6. - С.8-14.
36. Пансков В.Г. НДС и укрепление местных бюджетов // Финансы", 2013, N 2, с. 19-20.
37. Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В. Возмещение возврата налога на добавленную стоимость: сравнительно-правовое исследование зарубежного и российского законодательства: Учебное пособие // Финуниверситет, 2012, 47 с.
38. Рыманов А.Б. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 4-е изд. - ИНФРА-М, 2013. - 452с.
39. Сидорова Н.И. Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. N 18. С. 2 - 9.
40. Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В. Бюджет и налоги в экономической политике России. Монография М.: Научный эксперт, 2011. 240 с.
41. Соколова Э.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России / Соколова Э.Д. // Финансовое право, 2012, N 1, с. 17-19.
42. "Теория и практика налогообложения" (2-е издание, переработанное и дополненное) // под ред. Н.И. Малис - Магистр", "ИНФРА-М", 2013, 189 с.
43. Троянская М.А. Экономико-правовые основы планирования налоговых доходов /Троянская М.А. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012. N N 7 - 8. С. 73 - 92.
44. Тюрина Ю.Г. Механизм реализации социальной функции налогообложения доходов физических лиц / Тюрина Ю.Г. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. N 4. С. 48 - 50.
45. Циндяйкина М. В. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность промышленного предприятия / М. В. Циндяйкина, Л. М. Макарова // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 288-298.
46. Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налогового контроля / Чхутиашвили Л.В. // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 9. - с.17-19.
47. Шестакова Е.В. Подходы к налоговому планированию / Шестакова Е.В. // Финансовое право - 2013 - N 8 - с. 24-28.
48. Шишкин Р.Н. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость / под ред. Н.А. Поветкиной - Юриспруденция - 2012 // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
49. Юмаев М.М. Горный налоговый кредит как инструмент стимулирования инвестиций в недропользование // Минеральные ресурсы. Экономика и управление. 2011. N 2.
50. Юмаев М.М. Налоговое стимулирование инвестиций в разработку техногенных месторождений минерального сырья // Финансы, 2014, N 8, с.24¬27.
51. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Юткина Т.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.
52. Информационно аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов РФ [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //info .minfin.ru/.
53. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: -
Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2014 - Режим доступа: htpp:// www.nalog.ru.
54. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Казначейства РФ, 2014. - Режим доступа: htpp:// www.roskazna.ru.
55. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан [электронный ресурс] Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/2014-god.htm
56. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации» по итогам 2013 года[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2014/ACH20141028853/ACH201410 28853_p_004.htm
57. Анализ исполнения консолидированных и местных бюджетов
субъектов Российской Федерации в 2014 г (предварительныеданные)
/Департамент межбюджетных отношений - Москва 2015.
58. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации за 2014 год (предварительные
итоги)/Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации - Москва 2015.
59. Основные результаты деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год/Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации - Москва 2015.