Введение
Глава I. Историко-теоретические аспекты формирования
этнокультурно-ориентированной личности
1.1. Сущностная характеристика понятия «этнокультурно-ориентированная
личность» 14
1.2. Способы формирования этнокультурно-ориентированной
личности 21
1.3. Этнокультурная среда и объекты культурного наследия
региона 30
Выводы по главе 1 38
Глава II. Воспитательный потенциал этнического туризма и средства его реализации
2.1. Этнический туризм и классификация объектов этнотуризма 41
2.2. Этнотуризм как средство этнокультурного воспитания 49
2.3. Историко-культурное наследие - ресурс развития этнического туризма в
Республике Татарстан 57
Выводы по главе II 59
Глава III. Дизайн-проект этнографического музейного комплекса в г.Кукмор РТ
3.1. Принципы организации пространства музеев под открытым
небом 63
3.2. Этапы проектирования этнографического музейного комплекса в
г.Кукмор РТ 69
Выводы по главе III 75
Заключение 79
Список литературы 85
Приложение 91
Актуальность исследования. Исторически наша страна является полиэтническим государством: на территории России проживает более 150 национальностей, имеющих своих традиции, истории и самобытную культуру. Значительно расширяются рамки межэтнического взаимодействия, что порождает противоречивые явления в социокультурной сфере: с одной стороны, возрождается этническое самосознание народов, повышается интерес к проблемам коренных народов, но с другой, намечены процессы отчуждения человека от своего историко-культурного наследия, особенно среди молодежи, а также наблюдается недопонимание и неприятие традиций одних народов другими, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Правительство РФ также акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи, о чем говорится в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., где цель
образования связана с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением и распространением национальной культуры; в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы), в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ и другие.
Разработка проблемы этнокультурного воспитания учащихся является одним из путей преодоления межэтнической отчужденности, национальной нетерпимости и решения проблем с адаптацией человека в этнически неоднородной среде. Только человек, знающий и уважающий историю своего народа, традиции, духовно-материальное наследие, способен понять и принять специфику культурных ценностей других этнических групп и развить высокий уровень владения культурой межнационального общения.
Очевидна важность формирования этнокультурно-ориентированной личности, имеющей совокупность представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через навыки, ценности, модели поведения, что обеспечивает эффективное взаимодействие с представителями этих культур в условиях полиэтничности. В качестве механизмов формирования этнокультурно-ориентированной личности выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Одним из действенных подходов к формированию этнокультурно-ориентированной личности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.
Степень научной разработанности проблемы определяется достижениями в философии, психологии, педагогики, теории социально-культурной деятельности.
Вопрос этнокультурного обучения и воспитания достаточно актуален и проработан, данной проблеме посвящены многочисленные исследования и работы педагогов-практиков таких, как Т. И. Баклановой, В.П.Борисенкова,
B. Г. Волкова, Е. В. Ершовой, А. С. Каргина, М. Ю. Новицкой, С. Б. Серяковой, Т. Я. Шпикаловой и др.
Развитие культуры личности в рамках обращения к духовным основам традиционной народной культуры признано приоритетным в педагогических трудах Т.И.Баклановой, Н.Н.Блонского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского,
C. Т.Шацкого и др.
Реализация формирования этнокультурно-ориентированной личности предполагает в качестве основополагающего условия создание этнокультурной среды, где эпицентром является человек, способный к свободному выбору образцов культурной жизни, к самопознанию и саморазвитию, где возможна культурная идентификация личности и успешная ее адаптация в полиэтническом обществе. В целом ряде исследований (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко) доказывалось, что объектом воздействия педагога должны быть условия, в которых ребенок существует - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, жизненный опыт, установки. От того, в каких отношениях со средой находится личность, зависит динамика ее развития и формирование новых психических образований. Этнокультурная среда - это непосредственное окружение личности, интеграция материальных, духовных, культурных факторов, способствующее этнокультурному воспитанию личности, раскрытию индивидуальных возможностей, формированию познавательной активности.
Значение этносреды в воспитании и развитии личности рассматривалось в трудах: А.Г.Акберовой, Е.В.Алексеевой,
В.В.Константиновой, С.Н.Федоровой и др.
Одним из эффективных способов познания культуры, а также одним из средств этнокультурного воспитания, является этнический туризм, который из экономического явления превращается в феномен социального и культурно-познавательного порядка. Этнический туризм -
междисциплинарная область, сформировавшаяся на стыке географии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Этнический туризм позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Он способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке её ценностных ориентаций и жизненной позиции.
Специфика и особенности этнического туризма представлены в работах А.Ю.Александровой, Д.Д.Васильевой, А.Г.Грачевой,
В.А.Квартальнов, З.В.Медведевой, А.А.Никифоровой, И.Л.Сиротиной.
Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма. Туристские ресурсы для этнического туризма в России богаты и своеобразны: памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все эти объекты этнотуризма создают эффективную этнокультурную среду и благоприятные условия для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
Анализ исследовательских работ показывает, что проблема воспитательного и образовательного потенциала этнического туризма остается не раскрытой, не выявлены условия для формирования этнокультурно-ориентированной личности в этнокультурной среде.
Актуализации исследования способствовали и выявленные противоречия:
- между разнообразием национальных культур, историко-культурного наследия и его недостаточным использованием в рамках воспитательно¬образовательного процесса;
- между обилием объектов этнотуризма и их слабом привлечении к процессу этнокультурного воспитания детей и молодежи;
- между имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в контексте формирования этнокультурно-ориентированной личности;
- необходимостью формирования этнокультурных компетенций у учащихся и недостаточной разработанностью условий для создания благоприятной этнокультурной среды.
Поиск разрешения возникающих противоречий приводит к
формулировке проблемы: каковы условия для создания этнокультурной
среды, благоприятной для формирования этнокультурно-ориентированной личности учащихся. Выявленная проблема, ее актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Объекты этнотуризма как средство
формирования этнокультурно-ориентированной личности».
Объект исследования - формирование этнокультурно¬
ориентированной личности.
Предмет исследования - объекты этнотуризма как средство формирования этнокультурных компетенций учащихся.
Целью данного исследования является создание модели объекта этнотуризма, музейного этнографического комплекса, в полиэтническом регионе с наиболее эффективными условиями для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурно-ориентированной личности будет наиболее эффективным, если:
- он осуществляется в процессе этнокультурного воспитания, предусматривающего использование интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование необходимых навыков эффективного межэтнического взаимодействия;
- в воспитательно-образовательном процессе используется потенциал естественной или искусственно воссозданной этнокультурной среды, объектов этнического туризма;
- осуществляется реализация возможностей национально-регионального компонента, историко-культурного наследия, объектов
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических работ о сущности этнокультурной
компетентности учащихся и дать понятие определению «этнокультурно-ориентированная личность», определить
сущностный смысл, структуру понятия и методы формирования этнокультурно-ориентированной личности в этнокультурной среде, разработать образовательную программу для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
2. На основе ретроспективного и сравнительного анализа выявить наиболее эффективные условия формирования этнокультурных компетенций, выделить специфику, компоненты, функции этнокультурной среды.
3. Разработать учебную программу развития этнокультурно-ориентированной личности учащихся старших классов общеобразовательной школы "Художественное искусство народов Поволжья" в образовательной области «Искусство».
4. Определить воспитательный потенциал этнического туризма в формировании этнокультурно-ориентированной личности и его реализация в образовательном процессе.
5. Разработать модель этнокультурной среды, объекта этнотуризма, в полиэтническом регионе с наиболее эффективными условиями для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды, раскрывающие идеи формирования личности в поликультурной среде
(Е.В.Бондаревская, С.Н.Вельгушева, В.Н.Гуров, Н.Б.Крылова, З.А.Малькова и др.); психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме формирования этнокультурной компетентности личности (Л.Б.Зубарева, Г.Е.Поторочина, Т.Г.Сефаненко, С.Н,Федорова); исследования, посвященные построению полиэтнической среды в учебных заведениях (Л.Н.Бережнова, О.Г.Гукаленко, А.Я.Данилюк).
Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ
философской, культурологической и психолого-педагогической
литературы по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта по формированию этнокультурной компетенции учащихся; моделирование.
Базой для исследования потенциала объектов этнотуризма и создания проекта музейного этнографического комплекса являлся город Кукмор республики Татарстан.
Этапы исследования. Последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
На 1 этапе проходила встреча с главным архитектором Кукморского района, обсуждались основные пожелания, требования по производимым изменениям и функциональной наполненности комплекса, было определено назначения музейного комплекса.
На 2 этапе изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати; разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет, гипотеза; формировалась основная концепции комплекса, разработан план работ по созданию проекта.
На 3 этапе анализировались данные изученных источников и были определены объекты комплекса.
Четвертый этап - этап проектирования и моделирования этнографического комплекса, были подведены итоги и сформулированы подтверждающие гипотезу выводы. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях и форумах.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнена характеристика понятия «этнокультурно-ориентированной личности» на основе проведенного анализа основных теоретических понятий «личность» и «этнокультурная компетентность»;
- определена специфика формирования этнокультурно-ориентированной личности средствами национальной культуры - была разработана учебная программа "Художественное искусство народов Поволжья" в образовательной области «Искусство» для учащихся старших классов, способствующая формированию этнокультурно-ориентированной личности в процессе изучения национального изобразительного искусства, в основе которой лежат личностно-ориентированный, проблемно-деятельный и интегративный педагогические подходы, а обучение строится с применением технологии групповой исследовательской работы;
- выявлено, что одним из эффективных способов формирования этнокультурно-ориентированной личности и реализации полиэтнического образования выступает этнический туризм, обладающий огромным потенциалом для воспитания и образования учащихся в современном полиэтническом обществе;
- разработана модель создания этнокультурной среды для реализации полиэтнического образования, выявлены закономерности между формированием этнокультурно-ориентированной личности и потенциалом этнического туризма.
Теоретическая значимость исследования:
- обогащен понятийный аппарат за счет уточнения рабочего
определения понятия «этнокультурно-ориентированная личность»;
- выявлены условия, обеспечивающие эффективное формирование этнокультурно-ориентированной личности учащихся;
- выделена специфика воспитательно-образовательного потенциала этнического туризма;
- разработана модель создания объекта этнотуризма, являющегося благоприятной для формирования этнокультурной личности средой, определены принципы и этапы ее создания.
Практическая ценность исследования состоит в том, что процесс формирования этнокультурно-ориентированной личности реализуется посредством образовательной программы, основанной на изучении национального искусства разных народов, а также в условиях благоприятной этнокультурной среды, моделью которой стал дизайн-проект музея под открытым небом в г.Кукмор республики Татарстан. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке проектов объектов этнического туризма для формирования этнокультурно- ориентированной личности учащихся, а программа может быть
использована при разработке педагогических систем и образовательных программ в учебных учреждениях.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены их согласованностью с теориями педагогики, их анализом; применением комплекса методов для решения задач исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурно-ориентированная личность определена как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний об этнокультурной реальности,
реализующейся через умения, навыки и модели поведения; наличии толерантных установок на эффективное межэтническое взаимодействие в условиях полиэтничности общества; готовности творчески осуществлять свою деятельность в условиях полиэтнического социума на основе межкультурного диалога. Критерии понятия «этнокультурно-ориентированной личности» даны по четырем блокам: когнитивный, эмоционально-оценочный,
пов еденческий, творческо-деятельностный.
2. Концепция формирования этнокультурно-ориентированной личности в
образовательном процессе основана на совокупности подходов: компетентностного, интегративного, гуманистического,
этнопедагогического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности,
преемственности, диалога, междисциплинарности.
3. Одним из главных условий формирования этнокультурно-
ориентированной личности и реализации поликультурного образования является наличие благоприятной этнокультурной среды, которая отражается не только в образовательно-педагогических условиях, но и в предметно-пространственном окружении учащихся.
4. Наиболее успешное формирование этнокультурно-ориентированной личности учащихся реализуются посредством использования потенциала этнического туризма, а именно объектов культурного наследия.
Апробация исследования. Основные теоретические положения обсуждались на научно-практических конференциях: IV Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 г., II Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры», IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования, V Республиканский молодежный форум «Наш Татарстан».
Положения исследования были опубликованы в печати (5 научных публикаций, в том числе 1 статья, рекомендованная ВАК РФ).
В настоящее время значительно расширяются рамки межэтнического взаимодействия. Подготовка молодежи к жизни в поликультурном мире является одной из приоритетных задач. Разработка проблемы этнокультурного воспитания учащихся является одним из путей преодоления
В современной российской системе образования особое внимание обращается формированию различного рода компетенций обучающихся: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
В условиях многоконфессиональности российских регионов поликультурность становится одним из важных векторов современного образовательного процесса. Очевидно, что в многонациональной стране необходимо формировать у обучающихся опыт этнокультурного самовыражения и межэтнического общения, т.е. этнокультурную компетенцию.
В первой главе нами был проведен анализ теоретических работ о сущности этнокультурной компетентности учащихся и уточнено определение понятия «этнокультурно-ориентированная личность» и были раскрыты характеристики данного термина. Было также определено, что одним из действенных подходов к формированию этнокультурно-ориентированной личности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.
Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечить преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие этнокультурной традиции в нравственном воспитании молодого поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане. Система образования становится фактором возрождения этнической культуры, выбора ценностной ориентации этноса, приобщения к этнокультурному опыту, удовлетворения
Формирование этнокультурно-ориентированной личности средствами национальной культуры происходит на основе складывания целостного восприятия содержания культуры народа. Другая особенность национальной культуры - взаимосвязь с культурами других этносов, понимание этого и изучение позволяет глубже и тоньше понять культурные особенности своего этноса. Взаимосвязь и взаимопроникновение культур является успешным условием функционирования национального самосознания и развития духовной культуры человека.
Нами была разработана программа развития этнокультурно-ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения национального изобразительного искусства, в основе которой лежат личностно-ориентированный, проблемно-деятельный и интегративный педагогические подходы, а обучение строится с применением технологии групповой исследовательской работы.
Программа предполагает изучение особой содержательной линии «Художественное искусство народов Поволжья» в рамках курса мировой художественной культуры в 10-11 классах общеобразовательного учебного заведения.
Программа "Художественное искусство народов Поволжья" является завершающей курса мировой художественной культуры в образовательной области «Искусство» и представляет собой интеграцию нескольких дисциплин: история искусств, изобразительное искусство, культурология, история, этнография, краеведение, философия, литература. Программа формирует у учащихся целостное представление о культуре народов, проживающих на территории Поволжья, развитии национального художественного искусства.
Процесс формирования этнокультурно-ориентированной личности обеспечивается обращением к мировой культуре, истории, изобразительному искусству. Национальному художественному искусству отводится определяющая роль в формировании и развитии духовного мира личности, так как национальная культура является концентрированным выражением духовной сущности нации.
Данная программа служит подтверждением гипотезы о том, что процесс формирования этнокультурно-ориентированной личности будет наиболее эффективным, если он осуществляется в процессе этнокультурного воспитания, предусматривающего использование интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование необходимых навыков эффективного межэтнического взаимодействия.
Реализация формирования этнокультурно-ориентированной личности предполагает в качестве основополагающего условия создание этнокультурной среды, где эпицентром является человек, способный к свободному выбору образцов культурной жизни, к самопознанию и саморазвитию, где возможна культурная идентификация личности и успешная ее адаптация в полиэтническом обществе.
Воспитательный потенциал этнокультурной среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств; удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в творчестве. Этнокультурная среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры, развития творчества детей.
Во второй главе нами было определено, что эффективной формой работы по формированию этнокультурно-ориентированной личности
отношения к представителям разных этносов, помогает сохранению культурного, социального разнообразия, укрепляет чувство идентичности, способствует сохранению культуры региона, ее многообразие, возрождает традиции, ремесла, способствует спортивному развитию и оздоровлению и т.д.
Посещение материальных объектов этнотуризма (музеи, дома, заповедники и др.) напрямую способствуют развитию эстетической и художественной культуры, творческой, поисковой и исследовательской активности у детей не только посредством наблюдения и изучения, но и в процессе игровой деятельности, участием в старинных обрядах, в реконструкции исторических событий, изготовлении предметов по традиционным методикам и др. - то есть во время взаимодействия с
объектами нематериального культурного наследия этноса.
Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма. Туристские ресурсы для этнического туризма в России богаты и своеобразны: памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все эти объекты этнотуризма создают эффективную этнокультурную среду и благоприятные условия для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
На основе выявленных благоприятных условий для формирования этнокультурных компетенций в этнокультурной среде, а также базируясь на основных принципах организации и проектирования музеев под открытым небом была разработана модель этнокультурной среды, объекта этнотуризма,
Реновация объектов историко-культурного наследия и строительство музейного этнографического комплекса в городе Кукмор республики Татарстан по улице Ворошилова в стиле Х1Х века будет являться решением еще одной проблемы региона - сохранения материально-духовного наследия и истории региона и повышения туристической привлекательности территории.
Решением проблемы повышения туристической привлекательности Кукморского района и сохранения материально-духовного наследия и истории региона является реновация объектов историко-культурного наследия и строительство музейного этнографического комплекса по улице Ворошилова в стиле XIX века.
Значимыми достижениями данной работы являются следующие:
1. Проведен анализ теоретических работ о сущности этнокультурной компетентности учащихся и дано понятие определению «этнокультурно-ориентированная личность», определен сущностный смысл, структура понятия и методы формирования этнокультурно-ориентированной личности в этнокультурной среде.
2. На основе сравнительного анализа выявлены наиболее эффективные условия формирования этнокультурных компетенций, выделены специфика, компоненты, функции этнокультурной среды.
3. Разработана учебная программа по формированию этнокультурно¬ориентированной личности учащихся старших классов общеобразовательной школы "Художественное искусство народов Поволжья" в образовательной области «Искусство».
4. Определен воспитательный потенциал этнического туризма в формировании этнокультурно-ориентированной личности и его реализация в образовательном процессе.
5. Разработана модель этнокультурной среды, объекта этнотуризма, в полиэтническом регионе с наиболее эффективными условиями для формирования этнокультурно-ориентированной личности.
Таким образом, в данном диссертационном исследовании решены поставленные задачи, достигнута поставленная цель и доказана эффективность выдвинутой гипотезы.
1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - М., 2008. - №68. - С. 100-116.
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура
содержания, проблемы совершенствования// Знание. Понимание.
Умение. - М., 2009 - №3
3. Актуальные проблемы теории искусства и художественного
образования: межвуз. Сб. науч. Трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. Вып. 2. Ч. I. Статьи победителей I Всероссийского конкурса научных работ студентов вузов художественно-педагогического профиля / Редкол.: З.М.Явгильдина, Г.И.Батыршина, Л.Г.Сафиуллина. - Казань: Издательство «Бриг», 2011. - 252 с.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. Пособ. Для вузов / Ю.А.Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 260 с.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2001. 304 с.
6. Бреусова Т.А. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2009. - 20 с.
7. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа
продвижения в конкурентной среде [Электронный ресурс] //
Издательская группа «Дело и сервис»/ интернет-библиотека. - 2006- Режим доступа: http://dis.ru/library/531/26169/ (дата обращения:
24.03.2016).
8. Васильева Д.Д. Альтернативные пути сохранения своеобразия регионов России // Вестник Бурятского государственного университета. - С.188-190
9. Газизова Ф.Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2007. 73 с.
10. Галишникова Е.М. История и теория эстетического воспитания в Татарстане (XX век). Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. 194 с.
11. Гильберт К.Э. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 652 с.
12. Гуревич П.С. Философия культуры: учебник для высшей школы. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. 352 с.
13. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях
восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л: Издательство «Искусство», 1990. 223 с.
14. Даумова Б.Б. Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01. - Омск, 2011. - 18 с.
15. Ениватова Т.А. Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства мордовского края: монография / Т.А. Ениватова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 100 с.
16.Зенкова Л.Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2012. - №4. - С. 195-197.
17.Золотова Т.А., Данилов О.В. Очерки традиционной культуры народов Поволжья. Йошкар-Ола: МарГУ, 1996. 100 с.
18.Золотухина Д.А. Стратегии формирования историко-культурного имиджа российских регионов: автореф. дис. . канд. культурологии: 24.00.01. - М., 2011. - 26 с.
19. Иванов А. Г. Источники по истории и культуре народов Волго-Вятского региона (XVIII - начало XX вв.). Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2013. 542 с.
20. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса// Интеграция образования. - М., 2010. - №3
21. Корепанов К.И., Обыденнов М.Ф. История культуры и искусства древних и средневековых народов Среднего Поволжья и Урала. - Казань: издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2004. 376 с.
22. Кузнецов С.А. Формирование современной государственной политики Российской Федерации в сфере туризма: автореф. дис. ... канд. полит.наук: 23.00.02. - М., 2008. - 30 с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 592 с.
24. Малахова Т.П. Духовно-нравственное воспитание старших
школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.02. - Омск, 2010. - 18 с.
25. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2
26. Матвеевская Н.С. Культуронаполненная образовательно -
воспитательная среда школы как условие формирования креативности подростков: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01. - М., 2014. - 29 с.
27. Межуев В. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение: журнал Российской государственной библиотеки.
- М.: Изд-во РГБ, 1999 - № 2/9. - С. 48-59.
28. Меняйлова Т.А. Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01. -Новокузнецк, 2008. - 24 с.
29. Монахова Н.С. Этнографический туризм в России [Электронный ресурс]: основные виды и факторы развития // Вестник Российского нового университета.-2010.-№2. С.164-168.- Режим доступа: http://rosnou.ru/pub/022 fam/important/vestnik journal/2 2010.pdf#14 (дата обращения: 25.03.2016).
30. Народы Поволжья и Приуралья: коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты // Серия «Народы и культуры» / под ред. В.А.Тишкова, С.В.Чешко. - М.: Наука, 2000. - 579 с.
31. Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства: Научное издание. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. 152 с.
32. Никифорова А.А. Проблема сохранения нематериального наследия// Вестник ИГПИ им.Ершова. - М., 2012. - №1. - С.55-59
33.О ходе исполнения Закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» (в части сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения) [Электронный ресурс]: постановление Гос. Совета Респ. Татарстан от 25 июня 2014г. №299. - Режим доступа:
http://gossov.tatarstan.ru/fs/a komitet/9 fieldfullim/299.pdf
34. Павлов И.В. Воспитание человека культуры // Педагогика творческого
саморазвития: проблемы инновации, конкурентоспособности и
прогностичности образовательных систем: материалы XX Всерос. Науч. Конф. / под науч.ред. В.И.Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - С. 393-397
35. Павлова И. Ю. Этнокультура тюркских и финно-угорских народов Татарстана. Казань: Татарское книжное издательство, 2012. 144 с.
36. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
37. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 223 с.
38. Поляков Т.П. В поисках «Живого музея» // Музей и новые технологии. - М.: Прогресс-традиция, 1999. - 216 с.
39. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. 360 с.
40. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. - Казань, 2002. - №1. - С.18-40.
41. Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 480 с.
42. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия - Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.
43. Современное искусство художников Татарстана; под ред. Н. Шайдуллиной Н. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 384 с.
44. Солодова Г.Г., Климова Н.А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика»/ Кемеровский госуниверситет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 107 с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд. 22-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 671 с.
46. Сулейманова Д.Н. Интерьер татарского дома: истоки и развитие. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. 141 с.
47. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). М.: Академический Проект, 2006. 383 с.
48. Татары // Серия «Народы и культуры» / под ред. В.А.Тишкова, С.В.Чешко. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
49. Терентьев Л.В. Гуманитарно-эстетическое и национально-культурное образование в современной школе // Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности: материалы научно-методической конференции; под ред. В.Ф.Габдулхакова, Ф.Ф.Харисова. Москва- Казань, 2002. 200 с.
50. Тихонов В.В. Особенности и перспектива формирования методической базы этнографических музеев под открытым небом в СССР и в России // Омский научный вестник. - №5. - 2012. - С. 251-254.
51. Третьякова Т.Н. Историко-культурное наследие региона как фактор развития регионального туризма и педагогического моделирования образовательного процесса/ Т.Н.Третьякова// Туризм и образование. - Ханты-Мансийск.- 2008. - 221 с.
52. Хабибуллин А.А. Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура. Казань: ООО «Издательский дом «Меддок», 2008. 340 с.
53. Халитов Н.Х. Стили и формы татарской архитектуры Казани второй трети XVIII - начала XIX в.: историко-архитектурное исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. 391 с.
54. Хулаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник
для бакалавров / О.В.Хулаева, Е.В.Зыков, Г.В.Бубнова. М.:
Издательство Юрайт, 2014. 367 с.
55.Червонная С.М Искусство и религия: Современное исламское
искусство народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 302 с.
56.Черкесова П.С. Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков // Вестник Социально-педагогического института. - 2013. - №1 (6)
57.Шмелев В.Г. Музеи под открытым небом. - Киев: Наукова думка, 1983. - 120 с.