Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ

Работа №52029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

налогообложение

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы организации и проведения налогового контроля за
физическими лицами в России 6
1.1. Понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в
России 6
1.2. Историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в
России 17
1.3. Зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими
лицами 22
2. Организация и проведение налогового контроля за физическими лицами в
России 33
2.1. Анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми
органами при взаимодействии с государственными органами 33
2.2. Практика проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми
органами 43
3. Совершенствование организации и проведения налогового контроля за
физическими лицами в России 54
3.1. Тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при
проведении налоговых проверок 54
3.2. Возможности применения международного опыта организации и
проведения налогового контроля за физическими лицами в России 64
Заключение 74
Список использованных источников 79

В условиях сложившейся в настоящее время в России непростой
экономической ситуации перед налоговыми органами нашей страны
возникла серьезная проблема - совершенствование контроля за
правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и других
обязательных платежей. В связи с этим выбор налоговыми органами
правильных форм и методов налогового контроля способствует не только
стабильному пополнению бюджета финансовыми ресурсами, но и
соблюдению законодательно установленных прав и свобод
налогоплательщиков.
На современном этапе развития внутренней финансовой политики РФ
формам и методам налогового контроля уделяется немаловажное внимание.
Это связано с тем, что обеспечиваемые ими налоговые поступления,
являющиеся одной из основных доходных статей бюджета РФ, в
существенной степени влияют не только на экономическую, но и на общую
национальную безопасность нашего государства. В связи с этим проведение
государством эффективной налоговой политики, в частности касающейся
обеспечения установления эффективного механизма налогового контроля
субъектов налоговых отношений (в частности, физических лиц), будет
способствовать систематическому пополнению фондов денежных средств
бюджетной системы РФ.
Более объемному научному представлению о формах и методах
налогового контроля способствует и законодательное закрепление института
налогового мониторинга, который в качестве нового способа расширенного
информационного взаимодействия налоговых органов с
налогоплательщиками опробован ФНС России начиная с декабря 2012 года.
Указанные нововведения направлены на дальнейшее совершенствование
правового регулирования форм и методов налогового контроля.
Установление государственного контроля за гражданами является
необходимой мерой по защите интересов государства и общества. Значение
проводимого налогового контроля за физическими лицами состоит не в том,
чтобы тотально контролировать приобретение определенного имущества
гражданами, а в том, чтобы эти денежные средства были получены
правомерным путем и с них надлежащим образом были уплачены налоги и
сборы. В современных условиях дефицита бюджета РФ вышеизложенное
обусловливает актуальность и практическую значимость выбранной темы
выпускной квалификационной работы.
Цель исследования заключается в исследовании особенностей
налогового контроля за физическими лицами в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность налогового контроля за
физическими лицами в России;
б) рассмотреть историческое развитие налогового контроля за
физическими лицами в России;
в) изучить зарубежный опыт организации налогового контроля за
физическими лицами;
г) провести анализ формирования налоговых баз, осуществляемый
налоговыми органами при взаимодействии с государственными органами;
д) изучить практику проведения налоговых проверок физических лиц
налоговыми органами;
е) изучить тенденции развития налогового контроля за физическими
лицами при проведении налоговых проверок;
ж) исследовать возможности применения международного опыта
организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в
России.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие в сфере правового регулирования налогового контроля за
физическими лицами.5
Предметом исследования являются нормы законодательства о налогах
и сборах РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок
применения форм и методов налогового контроля за физическими лицами в
России.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема
налогового контроля за физическими лицами в России явилась предметом
исследований многих российских ученых, таких как Т.В. Зверева, А.Ф.
Зиятдинов, В.В. Кузьменко, М.А. Лакунина и другие.
Информационную базу исследования составили Налоговый кодекс
Российской Федерации, федеральные законы, учебники и учебные пособия
по налогообложению и налоговому контролю, статьи в периодических
изданиях и другие источники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного
анализа, монографический, абстрактно-логический, а также другие методы
исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных
источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В конце проведенного исследования можно сделать соответствующие
выводы.
В результате исследования понятия налоговый контроль за
физическими лицами было сформировано определение: «организационно-правовой механизм, используя который государство осуществляет правовое
регулирование в сфере контрольных налоговых отношений с помощью
налогово-правовых норм, создает систему уполномоченных органов, которые
осуществляют от имени государства деятельность по контролю за
соблюдением налогового законодательства с использованием специальных
форм и методов, создает условия для эффективного взаимодействия
уполномоченных органов как между собой, так и с физическими лицами».
Правовую основу налогового контроля за физическими лицами составляют
Конституция РФ, международные акты, Налоговый кодекс РФ и иные
федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты.
Анализируя современное состояние нормативно-правовой базы налогового
контроля за физическими лицами, следует отметить, что наличие
многочисленных нормативных правовых актов, как федерального уровня, так
и ведомственного, касающихся вопросов правового регулирования
налоговых правоотношений, аналогичных по своему характеру,
способствуют многочисленным проблемам при их толковании как
налоговыми органами так и налогоплательщиками (физическими лицами).
Взгляд на эволюцию развития налогового контроля за физическими
лицами в Росси позволяет сделать вывод о том, что, в процессе изменения
политического и экономического устройства страны, по мере развития
государства менялись и способы администрирования налогов на доходы.
Совершенство и эффективность системы налогового контроля за
физическими лицами в каждый период истории России зависели от степени
развития государственного аппарата, социально-экономического уровня75
развития общества, самого государства и налоговой культуры населения.
Исследование зарубежного опыта налогового контроля за физическими
лицами показало, что общим для экономически развитых стран является
четкая регламентация процедур налогового контроля и строгих мер
принуждения; высокий уровень развития информационной автоматизации
налогового контроля и доступ налоговых служб к обширным
информационным ресурсам.
Проведенный анализ формирования налоговых баз, осуществляемый
налоговыми органами при взаимодействии с государственными органами
показал, что в анализируемом периоде налоговые органы вели эффективную
работу, количество физических лиц - плательщиков налога на доходы
физических лиц (и количество поданных налоговых деклараций), налога на
имущество, земельного налога и транспортного налога увеличилось. Также
наблюдался значительный рост налоговой базы по декларациям о доходах и
исчисленная сумма налога. В свою очередь анализ по федеральным округам
показал, что Приволжский федеральный округ является одним из лидеров по
количеству физических лиц - плательщиков налогов. В составе
Приволжского федерального округа выделяются Республика Татарстан,
Республика Башкортостан, Нижегородская область и Самарская область как
наиболее развитые регионы.
Анализ проведенных налоговых проверок физических лиц показал, что
количество выездных проверок физических лиц из года в год снижается. Так,
количество выездных проверок физических лиц имело значительное
снижение на 3 604 единиц и составило на конец 2015 года 4 470 единиц. В
целом общее количество выездных налоговых проверок физических лиц по
России имело тенденцию к снижению на 44,88%. Несмотря на снижение
количества проверок физических лиц и начисленных платежей по ним в
целом по России, в Республике Татарстан наблюдался рост начисленных
платежей (включая налоговые санкции и пени) на 218 477 тыс. руб. по
сравнению с 2013 годом, что говорит об увеличении эффективности76
проведенных выездных налоговых проверок физических лиц.
По результатам исследования были выявлены следующие проблемы
налогового контроля за физическими лицами в России, которые приводят к
снижению фискального потенциала налогов физических лиц и их
собираемости:
а) низкий уровень налоговой дисциплины;
б) недостаточная направленность информационной функции налоговых
органов на предупреждение налоговых правонарушений;
в) пробелы в законодательстве по налоговому контролю за расходами
физических лиц.
По результатам выявленных проблем были предложены рекомендации
по их решению:
а) для повышения уровня налоговой дисциплины необходимо
разработать различные программы, улучшающие положения
налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав, организовать
поощрения добросовестным налогоплательщикам, развивать систему льгот
индивидуальным предпринимателям.
б) для решения проблемы недостаточной направленности
информационной функции налоговых органов на предупреждение налоговых
правонарушений необходимо создавать условия для налогоплательщика,
исходя из которых, он будет строить свое поведение. Это комфортные
условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа webресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде,
функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания),
размещение информации с использованием средств массовой информации,
информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также
видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для
распространения информации, средств телефонной и сотовой связи. Все эти
мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения,
как налогоплательщика, так и представителя налогового органа;
в) для устранения пробелов в законодательстве по налоговому
контролю за расходами физических лиц необходимо разработать и ввести в
действие специальную главу Налогового кодекса РФ - «Определение
налоговых обязательств физических лиц на основе их расходов и
обобщенных показателей образа жизни». В новой главе должны быть
изложены основные понятия, цели и задачи подобного контроля, а также
определены порядок его проведения, механизм расчета налоговой базы на
основании данных о расходах физического лица и показателях его образа
жизни, обязанности и ответственность лиц по предоставлению информации о
сделках. Также указанные мероприятия можно дополнить формированием в
инспекциях Федеральной налоговой службы РФ электронных досье
физических лиц – программ, в автоматическом режиме систематизирующих
и анализирующих информацию о гражданине, поступающую из различных
источников.
Путем изучения опыта налогового контроля за физическими лицами
зарубежных стран было выделено три направления, имеющих возможность
применения в России:
а) опыт Швеции, где функционирует Национальная электронная
система Налогового агентства Швеции. Источником информации для данной
системы являются данные от Таможенных органов, Дорожного управления,
Государственного управления рынка труда, Государственного страхового
управления, Патентного и регистрационного ведомства, Лицензионного
ведомства. Данный опыт может быть успешно использован в России, для
этого уже сформирована законодательная база, принципы работы,
необходимые информационно-коммуникационные технологии и
соответствующая инфраструктура. Модернизация АИС «Налог-3» по
примеру шведской Национальной электронной системы позволит увеличить
эффективность налогового администрирования, сократить количество
совершаемых ошибок и искажений в данных налоговой отчетности.78
б) опыт Дании по уплате подоходного налога. Так, необходимо внести
поправки в Налоговый кодекс РФ, утверждающие, что в результате уплаты
налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и
прочих налогов и выявлении переплаченных сумм, они возвращаются
налогоплательщику с начислением дополнительных 4% на дату
перечисления. В свою очередь величину недоплаты по указанным налогам
обяжут налогоплательщиков перечислять дополнительно 9% за
несвоевременность уплаты. Данная мера потребует от налогоплательщиков
более ответственного отношения к своим обязательствам по налогам.
в) опыт Канады, в соответствии с которым в России необходимо
развивать сеть предоставления консультационных услуг
налогоплательщикам, создавать благоприятные условия в налоговых органах,
формирование единой телефонной сети консультационных услуг в целом по
стране с единым телефонным номером. Это позволит повысить
информативность граждан относительно изменений в налогообложении,
расчете налога и заполнении деклараций.


Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный
закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016). -
Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от
15.05.16 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный
закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 13.04.2016). -
Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от
15.05.16 г.
3. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21.03.1991
г., № 943-1 (ред. от 02.04.2014). - Информационно-правовая система
«Консультант Плюс». - Версия от 29.01.16 г.
4. Афанасьев В.Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт
системного подхода. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
5. Безруков Г.Г., Козырев А.В. Сущность налогов и налогового контроля
// Известия Уральского государственного экономического
университета. – 2015. - № 1. – С. 47-52.
6. Грищенко А.В. Роль налогового контроля в Российской Федерации на
современном этапе реформирования системы // Некоммерческие
организации в России. - 2013. - № 2. - С.24-30.
7. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика
финансового контроля: монография. - М.: КОНТРАКТ, 2014. - 112 с.
8. Зверева Т.В. Налоговый контроль предпринимателей, выступающих в
роли налоговых агентов при исчислении и уплате НДФЛ // Экономика.
Налоги. Право. – 2015. - № 1. – С. 134-138.
9. Зиятдинов А.Ф. Налоговый контроль за расходами физических лиц //
Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. - № 3. – С. 63-67.
10.Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы
физических лиц как инструмента социальной политики государства:80
дис. … канд. эконом. наук. М., 2014. - 150 с.
11.Ильин А.Ю. Горизонтальный мониторинг - новый метод в системе
налогового контроля // Финансовое право. - 2014. - № 10. - С. 14-15.
12.Кашин В.А. О налогообложении доходов граждан // Финансы. - 2012. -
№ 8. - С. 40-44.
13.Королева Т.Н. Формы налогового контроля // Актуальные проблемы
современной науки. - 2014. - № 6. - С.101-107.
14.Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития
системы налогового контроля // Финансы. - 2011. - № 10. - С.34-39.
15.Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного
контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых
иностранных государствах // Финансы и кредит. - 2011. - № 5. - С.69-
73.
16.Кузьменко В.В. Организация и методика проведения налоговых
проверок: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
17.Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – Тамбов:
Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013.
18.Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое
право. - 2013. - № 4. - С.46-48.
19.Курбатов Т.Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: дис.
… канд. юрид. наук. М., 2015. - 231 с.
20.Лакунина М.А. Характеристика правового статуса налогового агента и
мероприятия налогового контроля по НДФЛ, удерживаемого
налоговыми агентами // Вестник ВГНА Минфина России. – 2011. - № 3.
– С. 15-21.
21.Лукашевская С.Ю. Законность проведения выездной налоговой
проверки в отношении физических лиц, не осуществляющих
предпринимательскую деятельность // Вестник Удмуртского
университета. – 2013.- № 2-4. – С. 140-143.
22.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М: БЕК, 2013.81
23.Мамиек Л.А. Выездные налоговые проверки и их роль в системе
налогового контроля // Экономическая наука и практика: материалы III
международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита:
Молодой ученый, 2014. - С. 161-165.
24.Майбурова И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник. -
М.: Юнити-Дана, 2012 – 519 с.
25.Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоги и налогообложение. Палитра
современных технологий. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 375 с.
26.Малис Н.И., Горский И.В., Анисимов С.А. Теория и практика
налогообложения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
27.Мусаелян А.К., Зубкова М.Б. Генезис системы государственного
налогового контроля в РФ // Новые технологии. – 2014. - № 2. – С. 92-
98.
28.Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы
// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. - № 2. – С. 1-5.
29.Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. В.Ф. Тарасовой. – М.:
КноРус, 2012.
30.Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.:
Юрайт, 2013.
31.Немыкина Д.А. Проблемы администрирования НДФЛ // Материалы V
Международной студенческой электронной научной конференции
«Студенческий научный форум» (15 февраля – 31 марта 2013 года),
2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru.
32.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2014. - 736
с.
33.Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное
пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 186 с.
34.Павлова Л.П. Налоговый контроль // Налоги. - 2010. - № 6.
35.Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.:
ИНФРА-М, 2013.82
36.Поляков А.А. Соотношение понятий контроля и надзора в России //
Наука, техника и образование. – 2015. - № 5. – С. 111-115.
37.Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебнометодическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 368 с.
38.Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности
налоговых органов // Финансовое право. - 2012. - № 7. - C. 25-29.
39.Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учебное
пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 294 с.
40.Смирнова Е.Е. Выездные налоговые проверки по уплате НДФЛ.
Региональные аспекты выявления схем уклонения от налогообложения
// Финансовая газета. – 2015. - № 26. – С. 12.
41.Удалов Р.В. Тенденции и перспективы развития налогового контроля в
России // Управление экономическими системами. – 2012. - № 44. – С.
1-11.
42.Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М:
ИНФРА-М, 2013.
43.Чечеткин В.Д. Контроль - объективная категория материального мира
// Финансовый контроль. - 2002. - № 6.
44.Шешукова Т.Г. Развитее налогового контроля: опыт зарубежных стран
// Вестник Пермского университета. – 2013. - № 3. – С. 122-128.
45.Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс: Учебное пособие. - М.: ЮнитиДана, 2012. - 375 с.
46.Яковлева Е.А. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - СПб, 2013.
47.Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
декларировании доходов физическими лицами (по форме № 1-ДДК). -
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. – Режим
доступа: www.nalog.ru.
48.Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о
проведении камеральных и выездных проверок) (по форме № 2-НК). -83
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. – Режим
доступа: www.nalog.ru.
49.Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджетную систему Российской Федерации (по форме №
1-НМ). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016.
– Режим доступа: www.nalog.ru.
50.Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
налоговой базе и структуре начислений по местным налогам (по форме
№ 5-МН). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ,
2016. – Режим доступа: www.nalog.ru.
51.Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о
налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу (по
форме № 5-ТН). - Официальный сайт Федеральной налоговой службы
РФ, 2016. – Режим доступа: www.nal

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ