Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности больных шизофренией в условиях арт-терапевтического тренинга

Работа №52020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Анализ литературы
1.1 Этиология и патогенез шизофрении
1.2 Шизофрения с непрерывным течением
1.3 Исторические предпосылки становления реабилитационного
направления в психиатрии
1. Современная зарубежная и отечественная арт-терапия
Глава 2. Оценка эффективности арт-терапии в комплексной реабилитации психических больных.
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55



Современный этап развития психиатрии характеризуется широким использованием атипичных нейролептиков, которые позволяют достаточно быстро купировать продуктивную и негативную психопатологическую симптоматику, обладая при этом минимальными побочными эффектами. Чрезвычайно важным фактором является возможность быстрого восстановления качества жизни и социального функционирования у больных шизофренией. Шизофрения, хотя и относится к наиболее серьезным и быстро инвалидизирующим заболеваниям, далеко не всегда ведет к тяжелым исходам; в большинстве случаев, при условии своевременной диагностики психоза, назначения раннего и адекватного лечения, применения современной психофармакотерапии, сочетающейся с методами социальной реабилитации «психотерапевтической коррекции, удается не только быстро купировать острую симптоматику, но и добиться восстановления социальной адаптации больного.
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из современных методов психотерапевтического воздействия, который использует возможности изобразительного искусства, сочетая их с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента с терапевтом и группой. За последние годы в нашей стране и за рубежом были проведены исследования, которые наглядно показывают перспективность и терапевтическую эффективность арт-терапии в работе с пациентами стационарных и амбулаторных психиатрических отделений. По мнению большинства авторов, применение арт-терапевтических методик в психиатрической практике является актуальным в силу того факта, что они позволяют затрагивать проблемы больных, которые не могут быть решены с помощью классических методов психофармакотерапии. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают творческая  деятельность пациента в группе, психотерапевтические отношения и обратная связь пациента и специалиста.
Цели и залами исследования:
Целью данной работы явилась оценка эффективности арт-терапии в комплексной реабилитации лиц больных шизофренией.
Исходя из этого, формируются следующие залами:
1. Исследование динамики психического состояния и качества жизни больных шизофренией в процессе реабилитации в условиях арт- терапевтического тренинга.
2. Определение показаний к использованию методов арт-терапии в реабилитации лиц. страдающих шизофренией.
3. Определение места и роли арт-терапии в системе реабилитационных мероприятий.
Объект исследования:
- пути и способы повышения эффективности применения арт-терапии при работе с лицами, страдающими шизофренией.
Предмет исследования:
— особенности применения арт-терапии в работе с лицами страдающими шизофренией.
Гипотеза исследования: применение арт-терапии является эффективным методом работы с лицами имеющими психические нарушения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы, сё социальная и клиническая значимость подтверждённая анализом отечественной и зарубежной литературы, определил и выбор темы настоящей дипломной работы, целью которой явилась оценка эффективности арт-терапии в комплексной реабилитации психически больных и разработка оптимальных методов ее применения в условиях психиатрических учреждений. Для этого было изучено 30 больных мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет, проходивших курсы лечебно-реабилитационных мероприятий на базе НИИ им. В.М. Бехтерева, что все больные имеют диагноз шизофрении, параноидальная форма.
Каждая из вышеуказанных групп больных, включенных в исследование в свою очередь, разделялась на основную и контрольную группы. В основных группах арт-терапия была включена в традиционный комплекс лечебно- реабилитационных мероприятий.
Исследование проводилось по нескольким направлениям.
(.Изучалась тяжесть психических расстройств н динамика психического состояния больных основных и контрольных групп до и после применения восстановительной терапии. Оценка проводилась с использованием Шкалы Общего Клинического Впечатления (GlobaJOinicallmprcssion).
2. Параллельно исследовалась динамика факторов психотерапевтического воздействия в процессе арт-терапии (фактора художественной экспрессии)
Показатели социального функционирования и качества жизни больных шизофренией после получения арт-терапевтического тренинга отличались повышением уровня субъективной удовлетворённости в следующих разделах: общее благополучие, здоровье, работоспособность, семья и социальные контакты. Полученные данные в группе исследования статистически достоверно отличались от подобных в контрольной группе. Наиболее существенные различия наблюдались в сферах: «удовлетворённость жизнью в «целом». «удовлетворённость физической работоспособностью», «удовлетворенность психическим состоянием». В других сферах также имелись статистически достоверные различия по сравнению с контрольной группой, но в меньшей степени: «ощущение благополучия» и «удовлетворённость отношениями с окружающими», «удовлетворённость дневной активностью», «удовлетворённость физическим состоянием» и «удовлетворённость интеллектуальной продуктивностью».
В группе больных шизофренией характер и способы художественной экспрессии на протяжении арт-терапии имели сравнительно невысокую динамику. Обращало на себя внимание то, что на протяжении всего процесса большинство больных использовало ограниченный набор цветов и материалов. С самого начала больные стремились жестко контролировать изобразительный процесс, что проявлялось в выборе преимущественно плотных материалов. По ходу арт-терапии больные осваивали более пластичные материалы. Создаваемые образы на начальных этапах характеризовались аморфностью, расплывчатостью границ, "стенанием форм", орнаментарностью смешением различных стилей, фантастичностью. Тем не менее, на более поздних стадиях образы могли носить символичный архетипический характер, приобретали большую структурность и завершённость. Динамика фактора внутригрупповых процессов и отношений на начальных этапах группового процесса отличалась большой зависимостью больных шизофренией от структурирующей н направляющей деятельности психотерапевта, принятии на себя роли «ведомых», стремлении установить персональные отношения с ведущим, тогда как отношения с другими членами группы и обще групповые процессы оказывались для пациентов менее значимыми. В дальнейшем, в процессе арт- терапевтической работы отмечалось постепенное развитие отношений между членами группы, усиление их ориентации на обще групповые феномены н сопутствующая этому активизация коммуникативных процессов. Преобладающими оказывались вербальный н проективно-знаковый способы коммуникаций.
Реже использовались проективно-символический способ, сейсомоторный и драматически-ролевой способы.
Имеющиеся у некоторых больных шизофренией нарушения мышления и коммуникативных возможностей в определённой мере ограничивали продуктивное использование различных техник интерпретации и вербальной обратной связи. Тем не менее, в процессе арт- терапии отмечалась тенденция к повышению уровня вербального общения участников группы друг с другом и с ведущим. Помимо обязательных для тематических сессий обсуждений в начале арт-терапевтического процесса, в дальнейшем нередко устраивались специальные дискуссии, помогавшие определить наиболее значимые для участников вопросы и интересы и оценить систему их отношений. Сессии проводились 3 раза в неделю, продолжительностью 2 часа, на протяжении 6 недель.
Место и роль арт-терапии определялись соответственно общепризнанным отечественными и зарубежными специалистами основным этапам психосоциальной реабилитации: 1-й этап - активных психосоциальных воздействий, 2-й этап - практического освоения ролевых функций и социальных позиций. 3-й этап — закрепления и поддержки социального восстановления. Конкретное содержание каждого из них носило индивидуально-типовой характер. Формы н методы работы с больными шизофренией имели определённые различия, касающиеся, в том числе, и арт- терапевтического подхода.
Таким образом, проведённое исследование показало, что включение арт-терапии в комплекс мер. направленных на реабилитацию психически больных, повышает их эффективность, о чём свидетельствует достоверное улучшение субъективных оценок качества жизни и социального функционирования, а также более устойчивая положительная динамика психического состояния пациентов. Описанные методики групповой тематической арт-терапии и её модификации, применительно к больным шизофренией и пограничными психическими расстройствами, представляются наиболее оправданными в условиях реабилитационных отделений психиатрический учреждений и могут быть рекомендованы к широкому внедрению в практику. Полученные нами данные позволяют прийти к заключению, что интеграция арт-терапии в комплекс лечебно- реабилитационных мероприятий, при надлежащей методологии и технологии арт-терапевтического процесса, содействует развитию и совершенствованию реабилитационного направления в психиатрии. Завершая обсуждение собственных результатов, следует согласиться с мнением известного польского психотерапевта М. Paluba (2001) относительно роли арт-терапии в реабилитации психически больных, а именно:
''Клинический аспект:
- коммуникация между врачом и пациентом,
- диагностическая информация.
- терапевтическое (лечебное) значение.
Гуманитарный аспект:
- чувство собственной ценности и достоинства,
- преодоление страха и стыда,
- право на существование за стенами психиатрической больницы.
- право быть равноправным партнёром в сфере искусства.
Образовательный аспект:
- знания о психических расстройствах.
• информация о проблемах психически больных.
Социальный аспект
- ключ к социальному диалогу.
- разрушение барьера социальной изоляции ’.



1. Александровский К).А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. • М: Медицина. 2000.
2. Блохина В. П.. Кириченко Л. Ф.. Гудэ Р. М. Из опыта работы
«клуба выздоравливающих» как формы внебольничной реабилитации. В книге: Вопросы терапии и реабилитации психических больных. Львов, 1975, с. 146— 147.
3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина. 1989.
4. Воловик В. М.. Кабанов М.М. Место дневных стационаров в системе реабилитации психически больных, их профиль и организационная структура - В книге: Реабилитация больных с нервно-психическими заболеваниями. Томск. 1971,с. 19 — 22.
5. Гарнис В. А. «Клуб выписанных больных как одна из форм реабилитации во внебольничных условиях. - В книге: Восстановительная терапия психически больных. Л.. 1977. с. 124— 130.
6. Гейер Т. А. Трудоспособность при шизофрении. — В книге: Современные проблемы шизофреник. М., 1993.
7. Гиляровский В. А. Избранные труды. М., 1973.
8. Греблиовский М. Я. Историческая связь трудовой терапии с системой нестеснеиня в психиатрии. — В кн.: Вопросы психиатрии. М., 1960. в. 4. с. 3 6 - 4 0.
9. Гурович И.Я., Голланд В.Б.. Зайченко Н.М. Динамикапоказателей
деятельности психиатрической службы России. - М, 2000.
Ю.Гуровнч И.Я. Психическое здоровье населения н психиатрическая
помощь в России // Социальнаяи клиническая психиатрия.- 2001.-Т. 11
№ 1.-С 9-15
II. Дмитриева Т. Б.. Тнхоненко В. А. Концепция реабилитации в пограничной психиатрии. Психосоциальная реабилитация и качество жизни. СПб, 2001. с. 174 - 180.
12.3енсвяч Г. В. Вопросы диспансеризации психически и нервных больных. Л., 1996.
13. Иванов Н. В. Психотерапия групповая (коллективная). — Ежегодник БМЭ. М.. 1971. Т. 3. с. 658 - 666.
14. Кабанов М. М. Лечение средой - терапевтическая среда — терапевтическое сообщество. - В книге: Вопросы реабилитации больных нервными и психическими заболеваниями. Томск. 1995.
15. Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни (к вопросу об охране психического здоровья) Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. - Т. II, № 1. -
16. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер. 2000. с.8.
17. Келнш Э. В поисках смысла визуальных образов //Исцеляющее
искусство: журнал арт-терапии. - т.5, №1. с. 33 — 34. 2002.
18. Копытин А. И. Работа с психиатрическими пациентами на базе лневного стационара психо-неврологнческого диспансера - СПб.; 2000.
19. Копытин А. И. Теория и практика арг-тсралин — СПб.: Питер. 2001.
20. Лузатто П. Новые формы восстановления трудовой способности н трудоустройства психически больных в условиях крупного промышленного предприятия. - Журнал невропатологии и психиатрии. 2001. в.
21. Очерки социальной психиатрии // Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.. 1998.
22. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М: Медицина, 2001
23. Смит Г. Техника совместного рисования // Исцеляющее искусство 2000. Т. 3. № 3..
24. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. Спб.: Наука, 1992.
25. Чехов А. (Седой А.) Призрение душевнобольных в С.-Петербурге. Штсйнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер 'Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т. 2. - М, 1994
26. Юнг К. Г. Человек и его символы/ Под общей редакцией С. Н. Сирснко. - М., Серебряные нити. 1998
27. Ястребов В. С. Роль и место общественных непрофессиональных
организаций в современной психиатрии.-Психосоциальна реабилитация
и качество жизни. * СПб, 2001, с. 378 - 387.
28. Allen Р. London: Covcnturc, 1994.
29. Aitchison K.J., Meehan К.. Murray R.M. First episode psychosis. London: Martin Dunilz. 1999. - 138 p.
30. Ball B. Moments of Change in the Art Therapy Process. American Art Therapy Association Annual Conference, St. Louis, Missouri.
31. Barrowclough C, Tamer N.. Lewis S. ct al. Randomised controlled effectiveness trial of a needs-based psychosocial intervention service for carers of people with schizophrenia// Br. J. Psychiatry.
32. Bellack A. S., MueserK. T., Gingerich S.. Agresta J. Social skills training for schizophrenia: A step-by-step guide. - New York-London: The Guilford Press, 1997.
33. Benedetli G. Das Symptom als creative Leistung, In H-O. Thomashoff and D. Nebcr(eds.) PsycheundKunst. Stuttgart, 1999.
34. Betensky M. What Do You See? Phenomenology of Therapeutic Art Expression. London: JcssicaKingsIcyPublishers. 1995.
35. Brekkc J.S., Long J.D. Community-based psychosocial rehabilitation and prospective change in functional, clinical and subjective experience variables in schizophrenia // Schizophr. Bull. - 2000. - Vol. 26. N 3 . • P.
36. Busti!!o J.R.. Lauriello J., Horan W.P., Keith SJ. The psychosocial treatment of schizophrenia: An update // Am. J. Psychiatry.2001. - Vol. 158, N 2 - P 163-175.
37. Champcnmwne H. I. An Therapy in the Withymcad Centre. American Bulletin of An Therapy. Spring. Dax E. C. An Therapy for Menial Patients. The Nursing Times, 14. August 1998.
38. Dax E. C. Asylum to Community. Melbourne: F. W. Cheshire, 1999. 
39. Dixon L.. Adams C . Lucksted A. Update on family psychoeducation for schi/xiphrcnia // Schizophr. Bull. • 2000. - Vol. 26, N l.-P.
40. Dniry V, Birehwond M.Cochrane R. Cognitive therapy and recovery from acute p»ycho«U: a controlled trial. 3. five-year follow-up Br. J.
Psychiatry. * 2000, - Vol. 177. - P. 8-M.
41. Bdwonh M. Art. Therapy and RomanficiMn. In Gilroy A. and Dailey


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ