УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ ПФО: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 7
1.1. Сущность миграции, ее виды и причины 7
1.2. Управление миграционными процессами через реализацию
миграционной политики в РФ 17
1.3. Подходы к оценке социально-экономического развития регионов 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 38
2.1. Сравнительный анализ миграции в регионах ПФО 38
2.2. Оценка социально-экономического развития в регионах ПФО и
его взаимосвязь с миграцией 45
2.3. Анализ особенностей реализации миграционной политики в
регионах ПФО 70
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ВЕДУЩИХ РЕГИОНОВ РОССИИ 76
3.1. Особенности миграционных процессов и их регулирование в
Московском регионе 76
3.2. Предложения по совершенствованию миграционной политики
для повышения социально-экономического развития регионов ПФО 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 7
1.1. Сущность миграции, ее виды и причины 7
1.2. Управление миграционными процессами через реализацию
миграционной политики в РФ 17
1.3. Подходы к оценке социально-экономического развития регионов 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 38
2.1. Сравнительный анализ миграции в регионах ПФО 38
2.2. Оценка социально-экономического развития в регионах ПФО и
его взаимосвязь с миграцией 45
2.3. Анализ особенностей реализации миграционной политики в
регионах ПФО 70
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ВЕДУЩИХ РЕГИОНОВ РОССИИ 76
3.1. Особенности миграционных процессов и их регулирование в
Московском регионе 76
3.2. Предложения по совершенствованию миграционной политики
для повышения социально-экономического развития регионов ПФО 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На социально-экономическое положение и развитие любой территории оказывает влияние немалое количество разнообразных факторов. Начиная с геополитического положения региона, его природно-ресурсного потенциала, и уровень развития производительных сил, и особенности демографического развития и многое другое. Среди этих факторов выделяют также миграцию населения, которая рассматривается не только как процесс территориального перемещения людей, но и как явление, которое затрагивает практически все стороны общественной жизни - политико-правовую, социально¬экономическую, социально-трудовую, сферу межэтнических отношений в обществе.
В современных условиях миграционные процессы имеют разнонаправленный характер, если с одной они представляют собой явление, которое сдерживает естественную убыль населения в той или иной области, расширяют емкость внутреннего рынка, растет объем производства, приезжает более дешевая рабочая сила, то с другой, несут за собой противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Увеличивается количество нелегальных и
низкоквалифицированных трудовых мигрантов, разрастаются
межэтнические конфликты и т.д. Этим и обуславливается значимость управления миграционными процессами.
От успешного решения задач государственного регулирования миграционных процессов, и в первую очередь вопросов внутренней миграции, зависит эффективность подготовки необходимой основы для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, что будет способствовать обеспечению ее национальной безопасности, сокращению региональных диспропорций, обеспечению социальных прав и гарантий на всей территории России.
Объектом исследования в данной работе являются миграционные процессы, протекающие в регионах ПФО.
Предмет исследования - управление миграционными процессами в регионах ПФО.
Цель - анализ процесса управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, и разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятийный аппарат миграционных процессов: сущность, функции, проблемы миграции населения;
2) исследовать нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в России;
3) рассмотреть подходы к оценке социально-экономического развития регионов;
4) провести сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО;
5) оценить социально-экономическое развитие регионов ПФО и выявить взаимосвязь с миграцией;
6) провести корреляционный анализ влияния уровня социально - экономического развития регионов на миграцию населения;
7) выявить особенности регулирования миграционных процессов в Московском регионе;
8) разработать рекомендации.
Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили следующие источник: законодательные и нормативно-правовые
Теоретическую базу исследования составляют работы многих авторов. Лемешева А.И., Бубич А.В., Зинкевич Г.Г. свои работы посвятили изучению понятия «мигрант». Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. в своей работе анализируют миграцию населения и в первые приводят ее наиболее общие функции. Назарова Е.А., Кузьмин А.И., Волох В.А., Суворова В.А. рассмотрели различные современные научные подходы в области миграции. Обосновали позиция по отношению к многообразию дефиниций определения понятия «миграция» и привели классификацию видов миграции по различным основаниям. Также в своих трудах рассматривали структуру трудовой миграции в регионах на современном этапе. Юрасов И.А., Лузгина О.А., Дорофеев В.Д. обратили свое внимание на основные социально¬экономические характеристики трудовых мигрантов. Современному состоянию государственного регулирования миграции в РФ большое внимание уделяется в публикациях Тихомиров Ю.А., Бобылев В.В.
Работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых, в частности, работы советских демографов В. И. Переведенцева, Матлина И.С. Рыбаковского Л.Л., российских исследователей Кожевниковой Н.И., Гришановой А.Г. посвящены анализу основных параметров миграционных процессов, выявлению их региональных особенностей, а также разработке классификационных факторов миграции и выявлению их влияния на различные группы населения.
Ионцева В.А., Брусиной О.Г. свои исследования посвятили изучению вопросов международной миграции.
Следует отметить также работы ученых Тишкова В.А., Сикевича З.В., которые занимались изучением проблем межкультурного миграционного взаимодействия, в которых основное внимание уделяется проблемам этнических взаимоотношений.
В.М.
Методической базой исследования выступили следующие методы исследования: теоретический анализ, исследование нормативно-правовой базы, метод ранжирования регионов, корреляционный анализ и сравнительный анализ.
В современных условиях миграционные процессы имеют разнонаправленный характер, если с одной они представляют собой явление, которое сдерживает естественную убыль населения в той или иной области, расширяют емкость внутреннего рынка, растет объем производства, приезжает более дешевая рабочая сила, то с другой, несут за собой противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Увеличивается количество нелегальных и
низкоквалифицированных трудовых мигрантов, разрастаются
межэтнические конфликты и т.д. Этим и обуславливается значимость управления миграционными процессами.
От успешного решения задач государственного регулирования миграционных процессов, и в первую очередь вопросов внутренней миграции, зависит эффективность подготовки необходимой основы для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, что будет способствовать обеспечению ее национальной безопасности, сокращению региональных диспропорций, обеспечению социальных прав и гарантий на всей территории России.
Объектом исследования в данной работе являются миграционные процессы, протекающие в регионах ПФО.
Предмет исследования - управление миграционными процессами в регионах ПФО.
Цель - анализ процесса управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, и разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятийный аппарат миграционных процессов: сущность, функции, проблемы миграции населения;
2) исследовать нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в России;
3) рассмотреть подходы к оценке социально-экономического развития регионов;
4) провести сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО;
5) оценить социально-экономическое развитие регионов ПФО и выявить взаимосвязь с миграцией;
6) провести корреляционный анализ влияния уровня социально - экономического развития регионов на миграцию населения;
7) выявить особенности регулирования миграционных процессов в Московском регионе;
8) разработать рекомендации.
Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили следующие источник: законодательные и нормативно-правовые
Теоретическую базу исследования составляют работы многих авторов. Лемешева А.И., Бубич А.В., Зинкевич Г.Г. свои работы посвятили изучению понятия «мигрант». Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. в своей работе анализируют миграцию населения и в первые приводят ее наиболее общие функции. Назарова Е.А., Кузьмин А.И., Волох В.А., Суворова В.А. рассмотрели различные современные научные подходы в области миграции. Обосновали позиция по отношению к многообразию дефиниций определения понятия «миграция» и привели классификацию видов миграции по различным основаниям. Также в своих трудах рассматривали структуру трудовой миграции в регионах на современном этапе. Юрасов И.А., Лузгина О.А., Дорофеев В.Д. обратили свое внимание на основные социально¬экономические характеристики трудовых мигрантов. Современному состоянию государственного регулирования миграции в РФ большое внимание уделяется в публикациях Тихомиров Ю.А., Бобылев В.В.
Работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых, в частности, работы советских демографов В. И. Переведенцева, Матлина И.С. Рыбаковского Л.Л., российских исследователей Кожевниковой Н.И., Гришановой А.Г. посвящены анализу основных параметров миграционных процессов, выявлению их региональных особенностей, а также разработке классификационных факторов миграции и выявлению их влияния на различные группы населения.
Ионцева В.А., Брусиной О.Г. свои исследования посвятили изучению вопросов международной миграции.
Следует отметить также работы ученых Тишкова В.А., Сикевича З.В., которые занимались изучением проблем межкультурного миграционного взаимодействия, в которых основное внимание уделяется проблемам этнических взаимоотношений.
В.М.
Методической базой исследования выступили следующие методы исследования: теоретический анализ, исследование нормативно-правовой базы, метод ранжирования регионов, корреляционный анализ и сравнительный анализ.
На основе проделанного нами исследования было выяснено, что в настоящее время миграция населения является важным фактором в процессе развития регионов ПФО, влияние которого имеет двоякое значение. Изучение взаимовлияния миграционных процессов и социально-экономического развития области является важным, способным выявить существующие в этой сфере проблемы и направления их решения.
Цель дипломной работы - провести анализ управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, была достигнута в ходе решения поставленных задач и были получены следующие результаты:
- анализ теоретических основ миграции позволил раскрыт понятийный аппарат миграционных процессов, и сделать следующие выводы, что миграция представляет собой сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства;
- исследование нормативно-правовых основ регулирования миграционных процессов в России дало понять, что в целом значимость управления ими определяется развитием межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов;
- сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО позволил выявить, что за анализируемый период миграционные потоки на территории округа характеризуются усилением их интенсивности за счет увеличения как числа въезжающих, так и числа выезжающих с территории. Основные направления миграционных потоков из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана). Самым интенсивным миграционным потоком в регионах ПФО является трудовая иммиграция, характеризующаяся большей долью лиц в трудоспособном возрасте и преобладанием лиц мужского пола. Также в округе имеет место масштабная нелегальная иммиграция.
- на основе оценки социально-экономическое развитие регионов ПФО были определены регионы, которые получили наибольшие интегральные баллы, что говорит о превосходстве их по ряду показателей над остальными регионами. Так, Приволжский Федеральный округ оказался довольно дифференцированным уровнем качества жизни населения в своих регионах субъектом;
- на основании корреляционно-регрессионного анализа по пяти регионам ПФО, у которых оказались наибольшие интегральные рейтинговые баллы, было выяснено, что значения показателей социально-экономического развития у каждого региона по-разному влияют на миграционный прирост. Но, как показали результаты, важным условием для мигрантов являются размеры среднемесячной номинальной зачисленной з/п работников организаций.
Несмотря на то, что в каждом регионе существует множество различного рода законов в сфере миграции не могут контролировать весь процесс миграционных потоков, протекающих в обществе. Отсюда вытекает вывод, что существующее законодательство несовершенен. То есть до сих пор нет такого механизма, который смог вести учет всех нелегальных мигрантов, контролировать их деятельности. В целом значимость управления миграционными процессами должна определяться развитием
8
межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов.
На основе вышеизложенного следует сделать следующий вывод, что предложенные меры позволят обеспечить более эффективное государственное регулирование миграционных процессов, протекающих в регионах ПФО, тем самым способствуя дальнейшему укреплению трудовой сферы, упорядочению учета занятости, усилению социальной защиты граждан, как ищущих временные и разовые работы, так и коренных жителей, привлечению человеческих ресурсов, необходимых для решения демографических проблем, трудовых ресурсов, предложение которых на рынке труда недостаточно, а так же решению других, возникающих в этой связи, проблем.
Основная роль в регулировании внешней миграции должна принадлежать Управлению федеральной миграционной службы России по всем регионам ПФО. Однако, решение всех возникающих проблем невозможно только силами одной службы. Достижение необходимого социально-экономического эффекта возможно только при
скоординированном участии всех, имеющих к этому отношение, органов государственной власти.
Цель дипломной работы - провести анализ управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, была достигнута в ходе решения поставленных задач и были получены следующие результаты:
- анализ теоретических основ миграции позволил раскрыт понятийный аппарат миграционных процессов, и сделать следующие выводы, что миграция представляет собой сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства;
- исследование нормативно-правовых основ регулирования миграционных процессов в России дало понять, что в целом значимость управления ими определяется развитием межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов;
- сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО позволил выявить, что за анализируемый период миграционные потоки на территории округа характеризуются усилением их интенсивности за счет увеличения как числа въезжающих, так и числа выезжающих с территории. Основные направления миграционных потоков из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана). Самым интенсивным миграционным потоком в регионах ПФО является трудовая иммиграция, характеризующаяся большей долью лиц в трудоспособном возрасте и преобладанием лиц мужского пола. Также в округе имеет место масштабная нелегальная иммиграция.
- на основе оценки социально-экономическое развитие регионов ПФО были определены регионы, которые получили наибольшие интегральные баллы, что говорит о превосходстве их по ряду показателей над остальными регионами. Так, Приволжский Федеральный округ оказался довольно дифференцированным уровнем качества жизни населения в своих регионах субъектом;
- на основании корреляционно-регрессионного анализа по пяти регионам ПФО, у которых оказались наибольшие интегральные рейтинговые баллы, было выяснено, что значения показателей социально-экономического развития у каждого региона по-разному влияют на миграционный прирост. Но, как показали результаты, важным условием для мигрантов являются размеры среднемесячной номинальной зачисленной з/п работников организаций.
Несмотря на то, что в каждом регионе существует множество различного рода законов в сфере миграции не могут контролировать весь процесс миграционных потоков, протекающих в обществе. Отсюда вытекает вывод, что существующее законодательство несовершенен. То есть до сих пор нет такого механизма, который смог вести учет всех нелегальных мигрантов, контролировать их деятельности. В целом значимость управления миграционными процессами должна определяться развитием
8
межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов.
На основе вышеизложенного следует сделать следующий вывод, что предложенные меры позволят обеспечить более эффективное государственное регулирование миграционных процессов, протекающих в регионах ПФО, тем самым способствуя дальнейшему укреплению трудовой сферы, упорядочению учета занятости, усилению социальной защиты граждан, как ищущих временные и разовые работы, так и коренных жителей, привлечению человеческих ресурсов, необходимых для решения демографических проблем, трудовых ресурсов, предложение которых на рынке труда недостаточно, а так же решению других, возникающих в этой связи, проблем.
Основная роль в регулировании внешней миграции должна принадлежать Управлению федеральной миграционной службы России по всем регионам ПФО. Однако, решение всех возникающих проблем невозможно только силами одной службы. Достижение необходимого социально-экономического эффекта возможно только при
скоординированном участии всех, имеющих к этому отношение, органов государственной власти.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КАЗАНИ В СРАВНЕНИИ С ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние миграции на демографическую структуру и демографические процессы малых городов России
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017



