Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ ПФО: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Работа №51999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 7
1.1. Сущность миграции, ее виды и причины 7
1.2. Управление миграционными процессами через реализацию
миграционной политики в РФ 17
1.3. Подходы к оценке социально-экономического развития регионов 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 38
2.1. Сравнительный анализ миграции в регионах ПФО 38
2.2. Оценка социально-экономического развития в регионах ПФО и
его взаимосвязь с миграцией 45
2.3. Анализ особенностей реализации миграционной политики в
регионах ПФО 70
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ВЕДУЩИХ РЕГИОНОВ РОССИИ 76
3.1. Особенности миграционных процессов и их регулирование в
Московском регионе 76
3.2. Предложения по совершенствованию миграционной политики
для повышения социально-экономического развития регионов ПФО 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На социально-экономическое положение и развитие любой территории оказывает влияние немалое количество разнообразных факторов. Начиная с геополитического положения региона, его природно-ресурсного потенциала, и уровень развития производительных сил, и особенности демографического развития и многое другое. Среди этих факторов выделяют также миграцию населения, которая рассматривается не только как процесс территориального перемещения людей, но и как явление, которое затрагивает практически все стороны общественной жизни - политико-правовую, социально¬экономическую, социально-трудовую, сферу межэтнических отношений в обществе.
В современных условиях миграционные процессы имеют разнонаправленный характер, если с одной они представляют собой явление, которое сдерживает естественную убыль населения в той или иной области, расширяют емкость внутреннего рынка, растет объем производства, приезжает более дешевая рабочая сила, то с другой, несут за собой противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом. Увеличивается количество нелегальных и
низкоквалифицированных трудовых мигрантов, разрастаются
межэтнические конфликты и т.д. Этим и обуславливается значимость управления миграционными процессами.
От успешного решения задач государственного регулирования миграционных процессов, и в первую очередь вопросов внутренней миграции, зависит эффективность подготовки необходимой основы для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, что будет способствовать обеспечению ее национальной безопасности, сокращению региональных диспропорций, обеспечению социальных прав и гарантий на всей территории России.
Объектом исследования в данной работе являются миграционные процессы, протекающие в регионах ПФО.
Предмет исследования - управление миграционными процессами в регионах ПФО.
Цель - анализ процесса управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, и разработка рекомендаций по решению выявленных проблем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятийный аппарат миграционных процессов: сущность, функции, проблемы миграции населения;
2) исследовать нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в России;
3) рассмотреть подходы к оценке социально-экономического развития регионов;
4) провести сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО;
5) оценить социально-экономическое развитие регионов ПФО и выявить взаимосвязь с миграцией;
6) провести корреляционный анализ влияния уровня социально - экономического развития регионов на миграцию населения;
7) выявить особенности регулирования миграционных процессов в Московском регионе;
8) разработать рекомендации.
Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили следующие источник: законодательные и нормативно-правовые
Теоретическую базу исследования составляют работы многих авторов. Лемешева А.И., Бубич А.В., Зинкевич Г.Г. свои работы посвятили изучению понятия «мигрант». Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. в своей работе анализируют миграцию населения и в первые приводят ее наиболее общие функции. Назарова Е.А., Кузьмин А.И., Волох В.А., Суворова В.А. рассмотрели различные современные научные подходы в области миграции. Обосновали позиция по отношению к многообразию дефиниций определения понятия «миграция» и привели классификацию видов миграции по различным основаниям. Также в своих трудах рассматривали структуру трудовой миграции в регионах на современном этапе. Юрасов И.А., Лузгина О.А., Дорофеев В.Д. обратили свое внимание на основные социально¬экономические характеристики трудовых мигрантов. Современному состоянию государственного регулирования миграции в РФ большое внимание уделяется в публикациях Тихомиров Ю.А., Бобылев В.В.
Работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых, в частности, работы советских демографов В. И. Переведенцева, Матлина И.С. Рыбаковского Л.Л., российских исследователей Кожевниковой Н.И., Гришановой А.Г. посвящены анализу основных параметров миграционных процессов, выявлению их региональных особенностей, а также разработке классификационных факторов миграции и выявлению их влияния на различные группы населения.
Ионцева В.А., Брусиной О.Г. свои исследования посвятили изучению вопросов международной миграции.
Следует отметить также работы ученых Тишкова В.А., Сикевича З.В., которые занимались изучением проблем межкультурного миграционного взаимодействия, в которых основное внимание уделяется проблемам этнических взаимоотношений.
В.М.
Методической базой исследования выступили следующие методы исследования: теоретический анализ, исследование нормативно-правовой базы, метод ранжирования регионов, корреляционный анализ и сравнительный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанного нами исследования было выяснено, что в настоящее время миграция населения является важным фактором в процессе развития регионов ПФО, влияние которого имеет двоякое значение. Изучение взаимовлияния миграционных процессов и социально-экономического развития области является важным, способным выявить существующие в этой сфере проблемы и направления их решения.
Цель дипломной работы - провести анализ управления миграционными процессами в регионах ПФО и выявление факторов на них влияющих, была достигнута в ходе решения поставленных задач и были получены следующие результаты:
- анализ теоретических основ миграции позволил раскрыт понятийный аппарат миграционных процессов, и сделать следующие выводы, что миграция представляет собой сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства;
- исследование нормативно-правовых основ регулирования миграционных процессов в России дало понять, что в целом значимость управления ими определяется развитием межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов;
- сравнительный анализ миграционных процессов в регионах ПФО позволил выявить, что за анализируемый период миграционные потоки на территории округа характеризуются усилением их интенсивности за счет увеличения как числа въезжающих, так и числа выезжающих с территории. Основные направления миграционных потоков из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана). Самым интенсивным миграционным потоком в регионах ПФО является трудовая иммиграция, характеризующаяся большей долью лиц в трудоспособном возрасте и преобладанием лиц мужского пола. Также в округе имеет место масштабная нелегальная иммиграция.
- на основе оценки социально-экономическое развитие регионов ПФО были определены регионы, которые получили наибольшие интегральные баллы, что говорит о превосходстве их по ряду показателей над остальными регионами. Так, Приволжский Федеральный округ оказался довольно дифференцированным уровнем качества жизни населения в своих регионах субъектом;
- на основании корреляционно-регрессионного анализа по пяти регионам ПФО, у которых оказались наибольшие интегральные рейтинговые баллы, было выяснено, что значения показателей социально-экономического развития у каждого региона по-разному влияют на миграционный прирост. Но, как показали результаты, важным условием для мигрантов являются размеры среднемесячной номинальной зачисленной з/п работников организаций.
Несмотря на то, что в каждом регионе существует множество различного рода законов в сфере миграции не могут контролировать весь процесс миграционных потоков, протекающих в обществе. Отсюда вытекает вывод, что существующее законодательство несовершенен. То есть до сих пор нет такого механизма, который смог вести учет всех нелегальных мигрантов, контролировать их деятельности. В целом значимость управления миграционными процессами должна определяться развитием
8
межкультурных отношений, снижением социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Однако в современных условиях необходим анализ управления в зависимости от причин, создающих различные дополнительные риски для государств приема, а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов.
На основе вышеизложенного следует сделать следующий вывод, что предложенные меры позволят обеспечить более эффективное государственное регулирование миграционных процессов, протекающих в регионах ПФО, тем самым способствуя дальнейшему укреплению трудовой сферы, упорядочению учета занятости, усилению социальной защиты граждан, как ищущих временные и разовые работы, так и коренных жителей, привлечению человеческих ресурсов, необходимых для решения демографических проблем, трудовых ресурсов, предложение которых на рынке труда недостаточно, а так же решению других, возникающих в этой связи, проблем.
Основная роль в регулировании внешней миграции должна принадлежать Управлению федеральной миграционной службы России по всем регионам ПФО. Однако, решение всех возникающих проблем невозможно только силами одной службы. Достижение необходимого социально-экономического эффекта возможно только при
скоординированном участии всех, имеющих к этому отношение, органов государственной власти.



1) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017)
2) Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
3) Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1
«О вынужденных переселенцах» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
23.03.2017).
4) Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год. С. 23. [Электронный ресурс] - URL: https://xn--b1ab2a0a.xn--
b 1 aew.xn--p 1 ai/upload/site1/document_file/Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
5) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
6) Концепции миграционной политики в Нижегородской области на период до 2025 года от 9 января 2007 года № 1 (с изменениями на 20 февраля 2013 года) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
7) Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года от 2 августа 2013 года N 375-П [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
8) Концепции миграционной политики Кировской области на период до 2025 года от 14.10.2013 № 325 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
9) Концепция государственной миграционной политики
Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс] ГАРАНТ.РУ. - URL:
http://www.garant.ru (дата обращения: 28.03.2017)
10) Концепция государственной национальной политики республики
Марий Эл от 8 мая 2015 года №113 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
23.04.2017).
11) Концепция миграционной политики республики Башкортостан на период до 2025 года от 13 октября 2015 года n 446 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
12) Концепция миграционной политики Ульяновской области до 202 5 года от 2013 года [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
13) Постановление «Об установлении квоты на выдачу иностранным
гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РоссийскойФедерации» //Консорциум Кодекс.
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/434601051 (дата обращения: 23.04.2017).
14) Постановления Правительства Самарской области от 4 февраля 2014 года N 48 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы (с изменениями на 17 ноября 2016 года) [Электронный ресурс] // СПС
15) Постановления Правительства Саратовской области от 11 сентября 2015 года N 465-П «О единовременной финансовой поддержке участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
16) Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15
декабря 2014 г. № 949-P «Об утверждении Концепции миграционной
политики Удмуртской Республики на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
17) Указ Губернатора Оренбургской области от 05.06.2013 N 583-ук "Об утверждении концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года" (вместе с "Концепцией миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года") [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2017).
18) Указ Президента России от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
19) Указ Президента России от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре
федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] //Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».-
URL: http://www.termika.ru/dou/progr/spisok24.html(датаобращения: 16.02.2017).
20) Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 (ред. От 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»;
21) Указ Президента РФ от 23.02.2002 N 232 "О совершенствовании
государственного управления в области миграционной политики" (утратил силу или отменен) [Электронный ресурс] //Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- URL: http://www.termika.ru/dou/progr/spisok 24.html
(дата обращения: 16.02.2017).
22) Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002— 2010годы и до 2015 года)». - Электрон. текстовые дан. - [Электронный ресурс] - URL: http://zakonbase.ru/content/ part/340888 (дата обращения: 05.04.2017).
23) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О
беженцах» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
24) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
25) Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. -
URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
26) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
27) Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г.
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017).
28) Федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2006 года
№ 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2017)
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
29) Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) - Воронеж: МОДЭК, 2004. С. 255;
30) Волох В.А. Формирование и реализация государственной Российской Федерации: состояние, тенденции миграционной политики, пути оптимизации. М., 2013;
31) Волох В.А., Суворова В.А. Внутренняя миграция. М.: ГУУ, 2014;
32) Галиахметова К.Д. Конституционно-правовое регулирование положения мигрантов в Российской Федерации: дис. Канд. Юрид. Наук. М., 2006. с. 233;
33) Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // СОЦИУС. - 1978. - № 1. - С. 58;
34) Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: ТЕИС, 2005. С. 145-195;
35) Ионцев В.А. Миграция населения. Международная миграция. Вып.3. М., 2001;
36) Кузьмин А.И. Основы демографии: курс лекций. - М.: РУДН, 2003.
37) Назарова Е.А. Особенности миграции // Социологические исследования. 2000. № 7;
38) Рыбаковский Л.Л. Практическая демография. Гл.6. - М.: ЦСИ, 2005;

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ