Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Императорские сады Китая и европейские королевские парки XVII века: общее и особенное

Работа №51982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I: Ландшафтная архитектура в культуре Китая и Франции: типология,
истоки, функции 3
1.1. Понятие ландшафтная архитектура 9
1.2. История возникновения садово-паркого искусства в Китае и Франции. 17
Глава II: Культурно - историческая специфика китайских императорских
садов и королевских парков Франции 32
2.1. Парки Трех Озер и ансамбль Ихэюань 32
2.2. Ансамбль Во-ле-Виконт и Версаль 47
2.3. Влияние Китайской ландшафтной архитектурной традиции на структуру
королевских парков Франции. Шинуазри 53
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64



Проблема своеобразия цивилизаций Востока и Запада давно является предметом внимания ученых. Однако далеко не все сферы культуры Востока и Запада изучены исследователями в равной мере. Это касается и истории ландшафтной архитектуры в ее дальневосточном (китайском) и европейском (французском) вариантах. Если сравнить степень исследовательского внимания к восточной живописи, поэзии, архитектуре и к ландшафтной архитектуре Востока, то неравномерность интереса к этим сферам будет очевидна.
Еще академик Д.С. Лихачев отмечал, что ландшафтная архитектура, несомненно, является разновидностью искусства и необходимо подходить к «садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны».
Особое значение приобретает проблема сравнительного изучения восточной и западной ландшафтной архитектуры в современный период глобализации, когда новые города, сады и парки Востока и Запада зачастую визуально выглядят (при всей их оригинальности) совершенно однотипно, будучи созданными по одним технологическим рецептам.
Выявление специфики восточной и западной ландшафтной архитектуры (в ее китайском и французском вариантах) и оценка влияния китайских парков на европейскую ландшафтную архитектурную традицию представляют несомненный интерес в данной ситуации.
Объектом исследования является садово-парковая архитектура стран Востока и Запада.
Предметом исследования является своеобразие ландшафтной архитектуры Китая и Франции в XVII в.
Целью, исследования является определение специфики китайской и французской садово-парковой архитектурной традиции XVII веке и причин возникновения стиля шинуазри.
Задачи:
1. Определить специфику общекультурного развития Китая и Франции в рассматриваемый период.
2. Дать понятие «ландшафтная архитектура» и выявить место императорских садов Китая и королевских парков Франции в общекультурном контексте развития этих стран.
3. Определить причины своеобразия китайского и французского садово-паркового искусства XVII в.
4. Выявить степень влияния китайской ландшафтной архитектурной традиции на структуру королевских парков Франции.
Обзор литературы делится по группам: источники, историография (специальная литература, общие работы, справочные издания), иноязычная литература.
1) При написании работы были использованы следующие источники:
Прежде всего, это религиозно - философские древнейшие китайские тексты «Ши цзин» («Книга песен» ), «И цзин» («Книга перемен») - в переводах Ю.К. Щуцкого и В.М.Яковлева.
Даосская традиция в данной работе учтена в работе «Восхождение к Дао» в переводах В.В. Малявина, Б.Б. Виноградского.
Использовались трактаты, посвященные искусству Китая, в переводах отечественных востоковедов. Это, прежде всего, «Слово о живописи из сада с Горчичное Зерно» и «Беседы о живописи» Ши Тао в переводе Е.В. Завадской.
Материалы, представленные в переводе О.Л. Фишман , касаются описания различных садов Китая XVI -XX вв., составленные как носителями культуры, так и европейцами. Многие ценные данные по архитектуре древнего Китая представлены в работе Ян Сюань-чжи «Буддийские храмы Лояна.
Визуальные источники. Большую роль в процессе написания работы, освещающие историю формирования китайских садов, сыграли такие визуальные источники, как репродукции памятников живописи древнего и средневекового Китая и гравюры с изображением знаменитых садов XVII века, представленные в альбомах и иных изданиях.
Историография по данной проблеме довольно разнообразна.
Специальная литература по проблеме представлена работами, позволяющими определить основные черты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Это работы А.Д Жирнова, Л.С. Залеской и Е.М.Микулиной, Б.И.Кохно, О.Б. Сокольской, М.Е. Игнатьевой, С.С. Ожегова, Д.С. Лихачева, Е.В.Голосовой , В.В. Дормидонтовой , И.А. Косаревского.
Сюда же входят, работы по истории садово-паркового искусства Китая и Франции Г.В. Абеляшевой, Е.В. Новиковой, М.А. Негелинской. Тема китайского сада присутствует в работах, посвященных искусству и культуре Китая у Н.А. Виноградовой, Е.В. Завадской, В. В. Малявина.
Общая литература - это работы, где рассматриваются вопросы специфики культур Китая и Франции, общеисторический контекст их развития и прочее. Это работы С.Н. Палентреера, В.А.Горохова и Л.Б.Лунца.
Справочные издания: энциклопедические словари работ Е. Ананьевой, Н.Н.Гусева, И.О. Ботовой и Л.М. Фурсовой, Г.Зюилен.
Иноязычная литература. Среди работ англоязычных авторов, посвященных садово-парковому искусству Китая, наибольший интерес вызывает книга Мегги Кесвик («The Chinese Garden.History, Artand Architekture ), исследование Франсез Ясин Цзу («Landscape Designin Chinese Gardens» ) и работа Чэнь Цун-чжоу («OnChinesegardens ).
Автор ознакомился также с содержанием работам китайских учёных и англоязычных исследователей, предметом интереса которых являются общие проблемы китайской культуры и искусства, тематически близкие к проблемам садово-паркового искусства. Также работа С.А.С. Вильямса , посвященную символике китайского искусства.
Методы исследования, положенные в основу данной работы: нарративный исторический, сравнительный, типологический, иконографический, стилистический
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав объединяющих в себе пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены следующие выводы:
1. Специфика общекультурного развития Китая и Франции, предопределившая тот, исторический контекст, в котором развивалась ландшафтная архитектура этих стран, во многом зависела от религиозно - философского мироощущения и системы ценностей последних. В первую очередь (применительно к нашей теме) речь идет об отношении к природе. Говоря словами М.С. Кагана, «на Дальнем Востоке природу не отгораживала от человека никакая претендующая на универсальность религиозная доктрина, как в Европе».
Даосизм, синто, дзен - буддизм «оказали прямое влияние на понимание взаимоотношений между природой и человеком; абсолютизация красоты природы требовала подчинения деятельности человека ее законом» 146; создаваемые сады должны были быть подобны произведениям живой природы. В Европе, в отличие от Дальнего Востока, религиозно - философские доктрины не уделяли столь важного места природе; позднее запад вообще придет к проблеме антиномии природы и культуры.
2. Ландшафтная архитектура - это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. «Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопределяют требования к комплексной архитектурной организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их - пространств под открытом небом».
Рост социальной значимости ландшафтной архитектуры подтверждается развитием ее целей. Сегодня они состоят не только в создании садов и парков, но и в решении более широкого круга задач - от участия в комплексной пространственной организации крупных регионов и формировании ландшафтов городов до архитектурно - ландшафтной организации жилых, производственных, рекреационных образований, эстетической проработки деталей среды повседневного пребывания человека под открытым небом. Стремление человека к природе, к естественным ландшафтам является биологической и эстетической потребностью. Современные темпы урбанизации не исключают ее удовлетворения, но при недостаточной регуляции деятельности людей таят в себе большую опасность для ландшафтов.
3. Школа ландшафтного искусства Китая необычна. В садах нельзя встретить аккуратно выстрижены газоны, как это привычно французскому саду, не выделены чёткие лини, что присуще принципу регулярности французского парка. В китайский сад - входят такие элементы, это реки, горы, озёра. Главная концепция сада, чтобы ландшафтный дизайн помогал ощущать гармонию окружающей природой. Устройство французского парка базируется на четкости и геометрической линий. В регулярном парке прослеживается доминирование человека над природой.
4. Интерес европейцев к китайскому стилю превратился в хорошую европейскую манеру, позднее китайский стиль стал, развит в одном из проявлений стиля рококо, называемое на французский манер шинуазри. Стиль шинуазри зародился в XVII в.
«Шинуазри - это определенный европейский дизайн на азиатские мотивы и ни в коей мере не подделка китайских произведений искусств, это осязаемое и цельное воплощение образа идеальной страны - богатой, далекой, экзотической и таинственной, каким представляли себе Китай большинство европейцев, никогда там не бывавших» .
Основными элементами в садовом ландшафте стиля шинуазри являются пагоды, павильоны, мосты, т.е исключительно малые архитектурные формы. «Пагоды в Европе не несли никакой смысловой нагрузки» , их прототипами были пагоды буддийских храмов и садовые башни.
Основными признаками садов являются значительные размеры территории, слабопересеченная местность, обширные водоемы и объекты садовой архитектуры в стиле шинуазри (пагоды, чайные домики, беседки, мосты), наряду с другими «не китайскими» малыми архитектурными формами.
Абсолютно все сады в стиле шинуазри без исключения принадлежали представителям высшего сословия Европейских стран, сады были созданы в поместьях правящих монархов, их семей, и ближайшего окружения. Ни один садов и парков не был построен полностью по законам китайского садового искусства с привлечением китайских архитекторов, все они были выполнены исключительно европейскими архитекторами, инженерами, поэтами и политиками.



1. «Беседы о живописи» Ши-Тао. Завадская Е.В. Пер. и комет. Е.В. Завадской. М., 1978.
1. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». Пер. и комет. Е.В. Завадской. -М.:Елав.ред. Воет.литературы, 1969. - С.89.
2. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»), Изд. «Чжуцзыцзичэн». Т. III ч. 1. Пекин, 1956.
3. Антология даосской философии. Сост. Малявин В.В., Виногродский Б.Б. М., 1994.
4. Ван. С. Предисловие к собранию стихотворений написанных в
павильоне Орхидей / Сичжи Ван // Портал Института Конфуция РЕЕУ. 2011. ОКЕ: 1тр://са111121’а. 111/ cl 1111а/уа11-51с1121 (дата
обращения: 03.04.2017).
5. Восхождение к Дао. Сост., Вст. ст и пер. В.В. Малявина. М., 2002.
6. И цзин: «Книга перемен» и её канонические комментарии. Пер. с кит. Яковлева В.М,- М., 1998.
7. Классическая поэзия Индии. Китая, Кореи. Вьетнама. Японии.-М. Художественная литература. 1977. — 926 с.
8. Классическая проза Дальнего Востока / вступит.статья В. Рифтина. — М.Художественная литература. 1975. — 895 с.
9. Ли Ц,зи // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. — М. : Мысль. 1973. — С. 99—140..
Ю.Люй-ши чуньцю // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. —М.:Мысль. 1973. —С. 284—310.
П.СымаЦянь. Исторические записки («Ши Ц,зин».), Том IV/nep. с кит. Р.В. Вяткина.-М.:ЕРВЛ, 1986. -453 с.
12. Ши цзин» («Книга песен»), Т. 1 - 4. Цз. 1-8. Б.М., 1885. Пер. с кит. Штукина А.
13. Шу цзин // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972.-С. 100-113.
14. Н. Буало. Поэтическое искусство. / Пер. Э. Л. Линецкой. М., 1957.
2. Изобразительные источники
1. План сада Ихэюань, 1578 г.
2. Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Водяной решетки в XVII в.
3. Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Грота Речных Богов и скульптурной группой с Нептуном.
4. Замок Во-ле-Виконт, департамент Сена и Марна, 1661 г., Л. Лево, интерьер — Ш. Лебрен, парк — А. Ленотр.
5. План Во-ле-Виконт. Архитекторы А. Ленотр и Л. Лево, художник Ш. Лебрен.
6. ЭрюаньЦзи, Сказание о двух садах: абрикосовый сад, бамбуковый сад. Пекин, 1522-1566 г.
7. План дворца Л. Лево Версаль — дворец и парк, 1661 г.
8. Ж. А. Мансар. Версаль. Дворец. Большие и Малые конюшни, 1679— 1686 гг.
9. Версальский дворец Жан-Батист Мартен-Оранжерея в Версале, гравюра.
10. Версальский дворец Жан-Батист Мартен-Фонтан дракона и Нептуна в
Версале, гравюра.
11. Фарфоровый Трианон (Трианон-де-Порслен), Л. Лево, гравюра.
12. Пагода Дуббо на горе Ваныноушань, покрытая глазурованной
черепицей, Летний дворец, Пекин, гравюра, 1874 г.
II. Монография и статьи
1. отечественная литература
1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство».-256 с.
2. Ананьева Е. Самые красивые и знаменитые / Е.Ананьева. - М., 2005 г.Указ. имен: с. 180-181.-Указ.терминов: с. 182.
3. Ботовая И. О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство / И.О.Боговая, Л.М.Фурсова. - М., 1988. -223 с.
4. Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. - М., 1977. Т. I., 1978. Т. II
5. Виноградова Н. А. «Еоры - воды». Китайская пейзажная живопись.-М.: Белый город, 2011. - 48 с.
6. Виноградова Н.А. Китайский сад / Н.А.Виноградова. - М.: Арт- Родник, 2004. - 207 с.
7. Еолосова, Е.В. «Сад садов» или «Версаль Востока» под Пекином /Е.В.Еолосова // Россия-Китай: XXI век. - 2007. - № 10 - С.44-45.
8. Еолосова, Е.В. Китайский классический сади камни озера Тайху ЯШ.Еолосова// Ландшафтная архитектура, дизайн. - 2003. - № 2. - С.62-65.
9. Еолосова, Е.В. Ландшафтное искусство Китая. / Е.В.Еолосова. - М.: «Наталис», 2008,- 328 с.
10. Еолосова, Е.В. Сады императорских вилл Киото / Е.ВЕолосова // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. -2000. -№5. - С.63-72.
11. Еолосова, Е.В. Шинуазри и англ о-китайские сады в Европе/ Е.В.Еолосова, // Вестник Тамбовского университета. Серия: Еуманитарные науки. -2010. -Вып. 11(91).
12. Еорохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира / В.А.Еорохов Л.Б.Лунц. - М., 1985.-328 с.
13. Еусев Н.Н. Старинные парки / Н.Н.Еусев - М., 1993. - 256 с.
14. Джекобсон Д. Китайский стиль. Пер. с англ. - М.: "Искусство - XXI век", 2004, 240 с.
15. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей / В.В.Дормидонтова. -М.: Стройиздат, 2004. -208 с.
16. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения / А.Д.Жирнов. - Львов, 1977. 206 с.
17. Завадская Е.В. Ихэюань - сад, творящий гармонию // Сад одного цветка: Сборник статей и эссе. М., 1991, с.235-244.
18. Завадская Е.В. Эстетические принципы живописи старого Китая. / Е.В. Завадская М.: Искусство, 1975. — 440 с.
19. Залеская Д.М., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура / Д.М.Залеская, Е.М.Микулина. - М., 1979. - 240 с.
20. Зюилен Е. Все сады мира / Е.Зюилен. - М., 2001. 176 с.
21. Игнатьева М.Е. Сады старого и нового мира. Путешествие ландшафтного архитектора / М.Е.Игнатьева. - Санкт-Петербург:, 2011 - 446 с.
22. Ильин М.А. Архитектурная теория французского классицизма //Художественная культура XVIII века: Материалы научной конференции (1973).М., 1974. С. 71-79.
23. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. / И.А. Косаревский., М. Стройиздат 1977г. 246 с
24. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство / Б.И.Кохно. - М., 1980. -
36 с.
25. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. / И. В. Круть, И. М. Забелин ; Отв. ред. И. И. Мочалов, И. А. Федосеев - М., 1988.-414 с.
26. Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.
27. Лихачев Д.С. Поэзия садов / Д.С.Лихачев. - Санкт-Петербург, 1991. С.32.
28. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей / Д.С.Лихачев. - Санкт-Петербург, 1991. - 341 с.
29. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. -С. -П., 1991.
30. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени / В.В.Малявин. - М., 2003. - 448 с.
31. Микулина Е.М. Ваш сад - ваше мировоззрение. Малые сады XX
в. // Новый дом. 2001. Сентябрь. С. 126 - 133.
32. Неглинская М.А. Шинузари в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795) / М.А.Неглинская. - М.: Спутник, 2012. - 478 с.
33. Новикова Е.В. Китайский сад - модель взаимоотношений Человека и Природы. Человек и Природа в духовной культуре Востока / Е.В.Новикова. - М., 2004. - 417 с.
34. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк / С.С.Ожегов. - М. 1993. - 300 с.
35. Ожегова Е. С. Ландшафтная архитектура: История стилей/ Е.С. Ожегова; Под ред. Д.О. Швидковского,- М.: ООО «Издательсво Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
36. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство / С.Н.Палентреер. - М., 1977.-307 с.
37. Рубцов Л.И. Проектирование садов и
парков : учеб, пособие для техникумов. М: Стройиздат, 1979. С. 8-10.
38. Садово-парковое искусство / Б. И. Кохно. - Л.: о-во "Знание" РСФСР. Ленингр. орт., 980. - 36 с.
39. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Ленинград, 1972.С.65.
40. Сокольская О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учебное пособие для студентов и бакалавров высш.учеб.заведений / О.Б Сокольская. - Санкт-Петербург, 2013 - 552 с.
41. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура / А.В.Сычев. - М.: ОНИКС 21 век, 2004,- 87 с.
42. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII - XVIII вв.) / О.Л.Фишман. - Санкт-Петербург, 2003. С.23.
43. Чегодаев А.Д. Художественная культура XVIII в. // Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М. 1980
44. Юй Сисянь. Геомантия (фэншуй) в традиционной культуре Китая. Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1998, №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ