Государственное управление агропромышленным комплексом региона
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования государственного управления агропромышленным комплексом
региона 10
1.1. Агропромышленный комплекс региона: основные понятия, структура и
сферы 10
1.2. Принципы, формы и методы государственного управления
агропромышленным комплексом региона 17
1.3Органы государственного управления агропромышленным комплексом региона 25
Глава 2. Практические аспекты исследования состояния АПК и его государственного управления в регионах
России 31
2.1. Состояние и динамика развития АПК в регионах РФ: на примере
Республики Татарстан, Краснодарского и Алтайского края, Ростовской и Оренбургской области 31
2.2. Государственное управление АПК в Республике Татарстан,
Краснодарском и Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
46
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости объема продукции
АПК от показателей социально-экономического и аграрного развития региона 59
Глава 3. Перспективы развития государственного управления АПК в регионах России 80
3.1. SWOT-анализ АПК в Республике Татарстан, Краснодарском и
Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
80
3.2. Проблемы развития АПК в Республике Татарстан, Краснодарском и
Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
101
3.3. Предложения по совершенствованию государственного управления АПК
в регионах РФ 117
Заключение 127
Библиографический список 131
Глава 1. Теоретические основы исследования государственного управления агропромышленным комплексом
региона 10
1.1. Агропромышленный комплекс региона: основные понятия, структура и
сферы 10
1.2. Принципы, формы и методы государственного управления
агропромышленным комплексом региона 17
1.3Органы государственного управления агропромышленным комплексом региона 25
Глава 2. Практические аспекты исследования состояния АПК и его государственного управления в регионах
России 31
2.1. Состояние и динамика развития АПК в регионах РФ: на примере
Республики Татарстан, Краснодарского и Алтайского края, Ростовской и Оренбургской области 31
2.2. Государственное управление АПК в Республике Татарстан,
Краснодарском и Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
46
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости объема продукции
АПК от показателей социально-экономического и аграрного развития региона 59
Глава 3. Перспективы развития государственного управления АПК в регионах России 80
3.1. SWOT-анализ АПК в Республике Татарстан, Краснодарском и
Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
80
3.2. Проблемы развития АПК в Республике Татарстан, Краснодарском и
Алтайском крае, Ростовской и Оренбургской области
101
3.3. Предложения по совершенствованию государственного управления АПК
в регионах РФ 117
Заключение 127
Библиографический список 131
Сельское хозяйство - это одна из важных отраслей экономики в любом государстве, ведь производится жизненно необходимая человеку продукция - продукты питания, сырье для производства предметов потребления. Внутри сельского хозяйства производится более 12% валового общественного продукта и более 15% национального продукта России, здесь сосредоточено около 16% производственных основных фондов. Из 80 отраслей промышленности, продукцию поставляют в отрасль сельского хозяйства, которое поставляет свою продукцию в 60 отраслей промышленности.
В агропромышленный комплекс включены отрасли, которые обладают тесными экономическими, производственными связями, заняты производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой,
хранением, обеспечивают сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
От развития АПК, в большей мере, зависит состояние всего народного потенциала, насколько развита продовольственная безопасность региона, страны, какая социально-экономическая обстановка в обществе, а также проблемы, которые в нем возникают - в том числе, и противоречивые, недостаточно изученные. Особое внимание нужно уделить перспективным направлениям совершенствования и развития регионального
агропромышленного комплекса, которому необходима систематизация.
Эта тема актуальна и сегодня. Агропромышленному комплексу принадлежит особое значение в экономике страны. Это один из основных народнохозяйственных комплектов, на основании, которого определены условия поддержания жизнедеятельности общества. Его значение состоит как в обеспечении потребностей людей в продуктах, а также в формировании занятости населения, эффективного национального производства.
В агропромышленный комплекс включены отрасли, которые обладают тесными экономическими, производственными связями, заняты производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой,
хранением, обеспечивают сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
От развития АПК, в большей мере, зависит состояние всего народного потенциала, насколько развита продовольственная безопасность региона, страны, какая социально-экономическая обстановка в обществе, а также проблемы, которые в нем возникают - в том числе, и противоречивые, недостаточно изученные. Особое внимание нужно уделить перспективным направлениям совершенствования и развития регионального
агропромышленного комплекса, которому необходима систематизация.
Эта тема актуальна и сегодня. Агропромышленному комплексу принадлежит особое значение в экономике страны. Это один из основных народнохозяйственных комплектов, на основании, которого определены условия поддержания жизнедеятельности общества. Его значение состоит как в обеспечении потребностей людей в продуктах, а также в формировании занятости населения, эффективного национального производства.
Агропромышленный комплекс - это важный межотраслевой комплекс. Он необходим для того, чтобы обеспечить населения товарами продовольствия, это основной приоритет экономики. АПК - это сложная биоэкономическая производственная система. Ее центральным звеном считается осуществление сельскохозяйственного производства, главные ресурсы которого, вместе с орудиями труда и трудовыми ресурсами, заключаются в земле, климате, погоде, составляющих в совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому, прогнозируя и планируя развитие АПК, нужно брать во внимание взаимодействие экономических и естественно-биологических процессов.
В компетенции региональных органов управления АПК решение проблем с развитием в рамках своей территории, когда важная роль в управлении относится к процессу экономического прогнозирования.
Большая роль в развитии АПК приходится на обоснованную аграрную политику. Аграрная политика состоит в проведении аграрных реформ, нацеленных на преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития АПК, повышение уровня самообеспечения продуктами питания, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности региона. Достигают поставленных целей посредством системного реформирования отношений собственности и комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что государственное регулирование является системой рычагов, стимулов, когда государство принимает участие в рыночном процессе, как субъект рыночных отношений, когда обеспечивается устойчивое развитие аграрного производства. На это нужно обращать внимание, так как кризис в сельском хозяйстве - не только объективные природные условия, но и экономические просчеты в проведении аграрной политики.
Различают как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние состоят в инфляции, дефиците бюджета, резком удорожании кредитных ресурсов, неплатежах; политической нестабильности, обусловившей нарушения или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление уровня государственного управления аграрной экономикой, изменении правил экономического поведения и противоречивости земельного и аграрного законодательства; снижения доходов большей части населения, что обусловлено со стороны его низкой покупательной способности и сокращении платежеспособного спроса на продукты питания.
Внутренние состоят в отсутствии совпадений между преобразованием отношений собственности и изменений общеэкономических условий хозяйствования в АПК.
Кроме всего этого нужно помнить, что подъем в агропромышленном секторе будет наблюдаться лишь тогда, когда достигается устойчивая макроэкономическая стабилизация и рост показателей в промышленных отраслях.
Практической реализации нашей работы способствовала ее структура. Выделенные главы и параграфы позволили детально подойти к раскрытию темы работы.
В результате раскрытия темы задачи были выполнены и цель достигнута.
По итогам проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1 . Агропромышленный комплекс является весьма многокомпонентным составляющей в составе сельского хозяйства РФ. На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию данного термина. При этом необходимо выработать единые критерии в системе рассмотрения агропромышленного комплекса
2. Деятельность агропрома РФ базируется на принципах обязательности и всеобщности. В системе подходов к реализации своих задач агропромышленный комплекс может использовать различные методы такие как убеждение дозволение и др.
3. Управление агропромом осуществляется посредством вертикали от
федеральных органов власти в лице министерства сельского хозяйства РФ до региональных органов и ведомств. Определенную значительную роль в функционировании агропрома играют органы надзора, позволяющие более эффективно реализовывать федеральные и региональные
сельскохозяйственные программы.
4. Для рассмотрения функционирования АПК в РФ нами были выбраны различные регионы. Подборка регионов проводилась исходя из наиболее функциональных субъектов РФ в плане сельского хозяйства в федеральных округах. Нами были выбраны Республика Татарстан , Ставропольский Краснодарский и Алтайский края, Ростовская и Оренбургская область. Следует заметить, что в этих ведущих агро. регионах получили развитие все отрасли хозяйста. Однако географическая специфика внесла свои коррективы в развитие АПК в данных регионах.
5. Был проведен SWOT-анализ выбранных нами регионов. SWOT- анализ показывает, что сельское хозяйство в регионах имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. Реализовать эти конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действий органов государственной власти
6. Корреляционно-регрессионный анализ для пяти субъектов был проведен. Наиболее часто показатель объема продукции сельского хозяйства имел сильную зависимость от:
- производительности труда, млн. руб./тыс. чел.
- урожайности, млн. руб. / тыс. га
- объема используемых основных фондов в сельском хозяйстве, млн.руб
- экспорта продовольственных товаров и с /х сырья, млн. долл.
Нужно отметить, что коэффициент зависимости (детерминации) показателей от выше перечисленных факторов был всегда сильным - 0,99.
7. Выявлена необходимость в активном государственном участии регулирования экономических процессов регионального АПК. Государственное регулирование должно проводиться комплексно, учитывая экономическую, правовую, политическую, социальную и технологическую составляющие, реализуя контренный набор задач в каждой из них.
8. Реализация комплекса организационно-управленческих, нормативно¬правовых и финансово-экономических механизмов будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования АПК региона на всех уровнях.
После обобщения анализов современного управления системой агропромышленного комплекса, на уровне региона, можно подытожить, что необходимо дальнейшее совершенствование управления данным
комплексом, изменение и уточнение функций, причем и регионального, и федерального управления, учитывая законы рыночной экономики.
Минсельхоз России, региональных органах управления АПК, проводя функции управления текущими экономическими процессами, необходимо разрабатывать стратегии развития АПК и адекватно следовать данной стратегии хозяйственного механизма. Это указывает на то, что работа системы управления реального агропромышленного комплекса должно состоять в анализе, результате хозяйственной деятельности компании агропромышленного комплекса, функционировании аграрных рынков, реальных и потенциальных ситуациях в продовольственном хозяйстве России и на мировых рынках, на основании интересов отечественных товаропроизводителей АПК, их информационном обеспечении.
В компетенции региональных органов управления АПК решение проблем с развитием в рамках своей территории, когда важная роль в управлении относится к процессу экономического прогнозирования.
Большая роль в развитии АПК приходится на обоснованную аграрную политику. Аграрная политика состоит в проведении аграрных реформ, нацеленных на преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития АПК, повышение уровня самообеспечения продуктами питания, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности региона. Достигают поставленных целей посредством системного реформирования отношений собственности и комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что государственное регулирование является системой рычагов, стимулов, когда государство принимает участие в рыночном процессе, как субъект рыночных отношений, когда обеспечивается устойчивое развитие аграрного производства. На это нужно обращать внимание, так как кризис в сельском хозяйстве - не только объективные природные условия, но и экономические просчеты в проведении аграрной политики.
Различают как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние состоят в инфляции, дефиците бюджета, резком удорожании кредитных ресурсов, неплатежах; политической нестабильности, обусловившей нарушения или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление уровня государственного управления аграрной экономикой, изменении правил экономического поведения и противоречивости земельного и аграрного законодательства; снижения доходов большей части населения, что обусловлено со стороны его низкой покупательной способности и сокращении платежеспособного спроса на продукты питания.
Внутренние состоят в отсутствии совпадений между преобразованием отношений собственности и изменений общеэкономических условий хозяйствования в АПК.
Кроме всего этого нужно помнить, что подъем в агропромышленном секторе будет наблюдаться лишь тогда, когда достигается устойчивая макроэкономическая стабилизация и рост показателей в промышленных отраслях.
Практической реализации нашей работы способствовала ее структура. Выделенные главы и параграфы позволили детально подойти к раскрытию темы работы.
В результате раскрытия темы задачи были выполнены и цель достигнута.
По итогам проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1 . Агропромышленный комплекс является весьма многокомпонентным составляющей в составе сельского хозяйства РФ. На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию данного термина. При этом необходимо выработать единые критерии в системе рассмотрения агропромышленного комплекса
2. Деятельность агропрома РФ базируется на принципах обязательности и всеобщности. В системе подходов к реализации своих задач агропромышленный комплекс может использовать различные методы такие как убеждение дозволение и др.
3. Управление агропромом осуществляется посредством вертикали от
федеральных органов власти в лице министерства сельского хозяйства РФ до региональных органов и ведомств. Определенную значительную роль в функционировании агропрома играют органы надзора, позволяющие более эффективно реализовывать федеральные и региональные
сельскохозяйственные программы.
4. Для рассмотрения функционирования АПК в РФ нами были выбраны различные регионы. Подборка регионов проводилась исходя из наиболее функциональных субъектов РФ в плане сельского хозяйства в федеральных округах. Нами были выбраны Республика Татарстан , Ставропольский Краснодарский и Алтайский края, Ростовская и Оренбургская область. Следует заметить, что в этих ведущих агро. регионах получили развитие все отрасли хозяйста. Однако географическая специфика внесла свои коррективы в развитие АПК в данных регионах.
5. Был проведен SWOT-анализ выбранных нами регионов. SWOT- анализ показывает, что сельское хозяйство в регионах имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. Реализовать эти конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действий органов государственной власти
6. Корреляционно-регрессионный анализ для пяти субъектов был проведен. Наиболее часто показатель объема продукции сельского хозяйства имел сильную зависимость от:
- производительности труда, млн. руб./тыс. чел.
- урожайности, млн. руб. / тыс. га
- объема используемых основных фондов в сельском хозяйстве, млн.руб
- экспорта продовольственных товаров и с /х сырья, млн. долл.
Нужно отметить, что коэффициент зависимости (детерминации) показателей от выше перечисленных факторов был всегда сильным - 0,99.
7. Выявлена необходимость в активном государственном участии регулирования экономических процессов регионального АПК. Государственное регулирование должно проводиться комплексно, учитывая экономическую, правовую, политическую, социальную и технологическую составляющие, реализуя контренный набор задач в каждой из них.
8. Реализация комплекса организационно-управленческих, нормативно¬правовых и финансово-экономических механизмов будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования АПК региона на всех уровнях.
После обобщения анализов современного управления системой агропромышленного комплекса, на уровне региона, можно подытожить, что необходимо дальнейшее совершенствование управления данным
комплексом, изменение и уточнение функций, причем и регионального, и федерального управления, учитывая законы рыночной экономики.
Минсельхоз России, региональных органах управления АПК, проводя функции управления текущими экономическими процессами, необходимо разрабатывать стратегии развития АПК и адекватно следовать данной стратегии хозяйственного механизма. Это указывает на то, что работа системы управления реального агропромышленного комплекса должно состоять в анализе, результате хозяйственной деятельности компании агропромышленного комплекса, функционировании аграрных рынков, реальных и потенциальных ситуациях в продовольственном хозяйстве России и на мировых рынках, на основании интересов отечественных товаропроизводителей АПК, их информационном обеспечении.
Подобные работы
- Государственное управление агропромышленным комплексом (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие агропромышленного комплекса регионов России в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ АПК РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОХОЛДИНГОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка информационно-аналитической системы учета запасов на предприятии агропромышленного комплекса (на примере ООО «Дары Малиновки»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка информационного обеспечения оценки и выбора наиболее конкурентоспособных отраслевых направлений и технологических решений в агропромышленном комплексе Красноярского края
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



