ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ ВО ВНЕШНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРЦИИ 12
1.1. Роль США и НАТО во внешней политики Турции 12
1.2. Попытки интеграции Турции в ЕЭС 25
ГЛАВА 2. ТУРЦИЯ И «БЛИЖНИЕ СОСЕДИ» 38
2.1. Кипрская проблема и взаимоотношения с Грецией 38
2.2. Развитие экономических отношений с исламскими странами Ближнего
и Среднего Востока 53
2.3. Политика Турции по отношению к СССР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Современная Турция - динамично развивающаяся страна, занимающая важное геостратегическое положение на стыке двух континентов, претендующая на роль регионального центра на Ближнем и Среднем Востоке, что во многом определяется ее статусом как моста между Востоком и Западом. Важное геополитическое расположение определяет специфику внешней политики проводимой руководителями страны, на протяжении существования Турецкой республики.
С момента распада Османской и создания республики, Турция взяла курс на вестернизацию и в течение многих лет проводила политику сближения с Западом. В отличие от европейских стран, в Турции с задачами вестернизации выступало не национальная буржуазия - она почти отсутствовала и экономически, и политически, а лидером «новой»
европеизации была турецкая военно-гражданская бюрократия. Турецкая Республика шаг за шагом выбиралась из отсталости, но все же во второй половине XX столетия решительный рывок был совершен ею в 80-е годы.
Конец 70-х начало 80-х гг. ознаменовалось новым витком обострения Советско-Американских отношений. Двусторонние и многосторонние встречи представителей США и СССР, западного и восточного блоков в рамках международных конференций и конгрессов превратилось в арену взаимных обвинений и упреков. Процесс обострения двух супердержав не мог не отразиться и на политике Турции. Анкара, оставаясь союзницей США, должна была определенным образом проявить свое отношение к сложившейся ситуации.
Во второй половине 80-х гг. ХХ в. происходит потепления в международных отношениях. Это обстоятельство заставляет многие страны пересмотреть свою позицию на международной арене, что делает и Турецкая республика. Из односторонней ориентации на США и НАТО, Турция в 80-е гг. многовекторную внешнюю политику, ориентированную в первую очередь на собственную выгоду, и повышение статуса страны на международной арене. Начавшиеся в стране, с приходом к власти Тургута Озала, экономические преобразования, также требовали переориентации внешнеполитического курса. В течение короткого времени, Турецкая республика смогла увеличить многие экономические показатели в 3-4 раза.
Изучение внешней политики Турции в 80-е гг. помогает не только расширению нашего представления приоритетах и акцентах представителей Анкары на международной арене исследуемого периода, но дает возможность проследить перспективы развития внешней политики Турции на современном этапе, в том числе во взаимоотношениях с Российской Федерацией.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что решительный рывок в развитии Турции в 80-е гг., сформировал реалии Анкары сегодняшнего дня, как одного из лидеров ближневосточного региона и «моста» между Европой и Азией.
Целью исследования является анализ приоритетных направлений и выявление специфики ведения внешнеполитической деятельности Турции в 80¬х гг., проявляющуюся в ее контактах с другими странами.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить закономерности, факторы и тенденции во внешней политике Турции, оказавших влияние на выбор прозападной стратегии развития страны.
2. Определить особенности попытки интеграции Турции в Европейское Сообщество.
3. Проанализировать взгляды правящей элиты страны на Кипрскую проблему и их влияние реализации политики Анкары по отношению Греции.
4. Исследовать восточное направления в турецком политическом пространстве и его роль в формировании внешнеполитического выбора страны.
5. Рассмотреть взаимоотношения Турции с Советским Союзом.
Объектом исследования является внешняя политика Турции в период премьерства Тургута Озала, 1983-1989 гг.
Предмет исследования - факторы во внешней политике Турции, оказавшие влияние на выбор стратегии развития страны на международной арене.
Методологическую основу составляет совокупность научных методов: сравнительно-сопоставительный анализ, системный подход и принцип историзма. В сравнительно-сопоставительном анализе используется метод логического сравнения и сопоставления, позволяющий выявлять и определять наиболее важные события и процессы. В основе системного подхода и принципа историзма лежит исследование объектов как систем в их единстве и целостности, он нацелен выявить закономерности.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного исследования приоритетных направлений внешней политики Турции в 80-х гг. Особое внимание в работе уделяется анализу изменения приоритетов действия Турецкой республики на международной арене.
Источниковая база исследования включила материалы различного типа и происхождения - законодательные акты, газетные статьи, программы партий, мемуары, интервью, статистические данные. Из источников официального характера имеющих большое значение при определени приоритетных напрвлений внешней политики Турции входят двусторонние и многосторонние договора и соглашения, подписанные с различными странами. Среди них можно выделить: турецко-американский договор о совместной обороне и экономическом, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР
и Турецкой Республикой 1984 г. Они позволяют цели и выгоды которые приследовала Турция во взаимоотношениях с этими странами.
Также можно выделить постановления палаты представителей и сената США по программам иностранной и военной помощи в двухсторонних отношениях с Турцией. Эти материалы ценны для анализа особенностей сотрудничества с США в военно-политической области, американской военной и экономической помощи, целей США в их отношениях с Турцией. В материалах коншгресса США определяется значение Турции в стратегии НАТО как «весьма ценного союзника», в частности ее роль в районе Ближнего и Среднего Востока и Восточноного Средиземноморья, как «источника силы и стабильности» для других стран региона . Эти материалы также позволяют установить основные факторы, определяющие ценность Турции: ее
вооруженные силы; стартегическое положение; возможность контроля проливов; наличие военной базы в США. Анализируя эти материалы можно сделать вывод, что американо турецкие отношения носят довольно стабильный характер в исследуемый период, и вполне объяснима техническая и военная помощь США Турции как одному из важнейших форпостов НАТО.
В работе использованы политико-прововые акты Европейского Экономического Союза, касающиеся его взаимоотношений с Турцией. Важным источником, характерезующим взаимоотношение между Турцией и ЕЭС, является Сообщение Европейской Комиссии по Турции: о продвижении к вступлению”. В данном документе дается краткая исстория взаимоотношения Анкары и ЕЭС, анализируются реформы, начатые в 80-х гг. в Турции.
Что касается критики источников официального характера, то нужно обратить внимание на то, что большинство из них становятся предметом спекуляций между сторонами из-за разной трактовки и наличия скрытого внутреннего содержания.
Следующая группа источников это заявления, интервью, информационные статьи в периодической печати, воспоминания, мемуары. Из материалов прессы использовались интервью и заявления политических деятелей, что явилось важным источником анализа внутриполитической ситуации в Турции по вопросу внешней политики. Они дают трактовку и объяснение тем или иным действиям Турции на международной арене, формируют идейную основу официальной позиции Анкары. Большинства этих источников активно поддерживают политику Турции на международной арене, не подвергая ее критике, так как это блокируется соответствующими органами. Выступления политических деятелей и статьи журналистов, освещающие отрицательные стороны действия Анкары во внешней политике в основном публикуются за рубежом, так как в Турции опубликовать их работы не позволяет цензура.
Ценными источниками по изучению приоритетных направлений внешней политики Турции также являются статистические данные. Они представлены отчетами официальных турецких государственных органов, таких как Государственный статистический институт Турецкой республики, планами пятилетних программ социально-экономического развития, исследованиями социологов, представителей делового мира. Статистический ежегодник Турции дает сведения о многих показателях развития страны в течение календарного года.
Нужно заметить, что статистические данные, приведенные в турецких источниках и данных других стран, по одному и тому же вопросу не редко различаются. Это объясняется выбором различных критерий при сборе данных, в некоторых случаях имеет место и искажение показателей. Поэтому критический анализ, сравнение становится неотъемлемой частью при работе с этой группой источников.
Степень изученности проблемы. В процессе исследования были привлечены труды отечественных и турецких авторов на русском, турецком и английском языках. Исходя из этого, можно разделить использованную литературу на три группы.
В первую группу относятся работы отечественных исследователей. В советском и российском востоковедении данная тема в комплексной постановке не разрабатывалась. Большинство авторов, внешнюю политику Турции рассматривала как составную часть при исследовании истории страны или же в комплексе с внутриполитическим развитием в определенный период. К этим трудам можно отнести работы Н.Г. Киреева «История Турции ХХ век» ,С.Б. Дружиловского «Турецкая республика в 80-90-е гг» . Ж.С. Сыздыковой
«Основные направления внешней и внутренней политики Турции в 80-90-е гг. ХХ века» и В.И Данилова «Турция 80-х: от военного режима до ограниченной демократии» . В этих работах большое внимание уделено внутриполитическим процессам, а внешняя политика уходит на второй план.
Имеются ряд монографий по различным направлениям внешней политики Турции. По теме отношений Турции и Евросоюза особое место занимают монографии Кунакова В.В. «Турция И ЕС: проблемы экономической интеграции» и труд Кудряшовой Ю.С. «Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия» . В своей работе Кунаков В.В. рассматривает основные этапы взаимоотношений сторон с момента заключения соглашения об ассоциации в 1963 г. до создания между Турцией и ЕС таможенного союза в 1995 г. Однако, автор основное внимание уделяется экономическому сотрудничеству сторон, в нем отсутствует детальный анализ преобразований во внутренней и внешней политике Турции с целью соответствия демократическим стандартам ЕС. Исследование Кудряшовой Ю.С., которая помимо экономических преобразований затрагивает внутриполитические реформы, проведенные в Турции с целью вступления в ЕС. В теоретической части исследования представлена попытка осмысления влияния глобализации на процессы региональной интеграции с учетом проблемы сохранения национальных суверенитетов. Далее подробно рассматриваются этапы сближения Турции с ЕС и усилия турецкого правительства с целью соответствия европейским стандартам. Отдельно исследуется функционирование Таможенного союза ЕС-Турция и его влияние на турецкую экономику.
Торгово-экономическое сотрудничество США и Турции представлена в монографии Гучанина М.П. «Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества» . В работе автор развивает мысль о том, что турецко-американские торгово-экономические отношения со второй половины ХХ столетия являются неотъемлемым и решающим элементом военно¬политического союза Турции и США. Для Америки она была и остается верным партнером и союзником в своем регионе, для Анкары же такой союз стал непременным условием ее продвижения по пути вестернизации., упрочнения светского режима, экономических достижений.
Что касается советско-турецких отношений в 80-е гг., то следует выделить монографию Гасымлы М.Д. «Турция - СССР: от переворота до распада (1980- 1991)» . Глубокий научный труд автора основан на серьезной работе в архивах Турции, России, Азербайджана и США. Он рассказывает о пути, который обе страны прошли за десятилетие, сопровождавшееся масштабными переменами не только внутри этих государств, но и на международной арене. Некоторые аспекты советско-турецких отношений были освещены в статьях отечественных туркологов. Они свидетельствуют, что улучшение советско-турецких отношений, начавшееся в середине 60-х годов, в значительной степени было результатом усилий СССР. В них отмечается, что для внешней политики Турции рассматриваемого периода характерна преимущественно прозападная ориентация. В публикациях советских авторов по советско-турецким отношениям большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству двух стран.
Большое количество публикаций по политике Турции на Ближнем и Среднем Востоке принадлежит специалистам Института Ближнего Востока РАН. В ряду наиболее примечательных исследований выделим статьи Ивановой И.И.: «Турецко-израильские отношения: новые тенденции
развития» , «Ближневосточная политика Турции: картина прошлого и нынешние» , «Политика Турции на Ближнем Востоке» и др. В этих работах определяется роль Турции в данном регионе, анализируются взгляды и дается оценка внешнеполитической деятельности правящих кругов Анкары.
Вторую группу составляют работы турецких авторов. Анализ работ турецких авторов позволяет установить «теоретическое обоснование» позиции правящих кругов страны по основным проблемам внешней политики страны и путям их решения, определить, в чем видят турецкие авторы «корни» политики Турецкой Республики, с каких позиции они подходят к определению основных этапов во внешней политике. Среди работ на турецком языке следует выделить двухтомник авторского коллектива факультета политических знаний Анкарского государственного университета, выпущенного под редакцией Б. Орана «Внешняя политика Турции» . В труде излагаются закономерности, факторы и тенденции во внешней политике Турции. Дается описание деятельности различных структур правительства Турции связанные с внешней политикой. Отмечаются трудности, с которыми сталкивалась Турция на международной арене. Следует отметить, что в турецкой литературе, крайне слабо и достаточно односторонне, освещается курдская проблема, армянский вопрос и проблема отношения с Грецией и Кипром. Это обусловлено жесткой цензурой и официальной позицией Анкары к этим проблемам. Но в тоже время, в работах турецких ученых и публицистов по международным отношениям и внешней политике Турции, наблюдается стремление убедить мусульманские страны в том, что военное и экономическое сотрудничество Турции с Западом не противоречит интересам стран ислама.
Среди турецких исследователей можно также выделить работы тех авторов, которые печатаются за пределами Турции. Эти работы характеризуются выраженной критикой по некоторым позициям внешнеполитического курса Анкары. Иногда имеет место быть одностороннее рассмотрение проблемы, преследование своих интересов. В большинстве своем это работы турецких авторов работающих в университетах США. В этих работах большую роль играет принадлежность автора к тем или иным политическим взглядам. Среди этих работ хотелось бы обратить внимание на монографию И. Бала «Внешняя политика Турции, анализ 87 лет истории» . В исследовании дается хронологическое изложение внешнеполитической деятельности Турции. Затрагиваются основные аспекты Кипрского вопроса, поднимается Курдская проблема, и отрицательно оцениваются многие действия Анкары на международной арене.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой изученности отдельных аспектов внешней политики Турции 80-х гг. ХХ в., связанные с интеграцией в Европейское Экономическое Сообщество, отношениями с США, и со странами мусульманского мира. Вместе с тем отсутствуют комплексные исследования, затрагивающие все приоритетные направления политики Анкары на международной арене.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что с момента распада Османской империи и создания республики, Турция взяла курс на вестернизацию и в течение многих лет проводила политику сближения с Западом. Турецкая Республика шаг за шагом выбиралась из отсталости, и ключевой рывок был совершен ею в 80-е годы ХХ в. Начавшиеся в стране социально-экономические реформы, способствовали тому, что Турция постепенно превращалась в регионального лидера.
Исходя из проанализированного материала, необходимо выделить следующие приоритетные направления во внешней политике. Во-первых, важное геостратегическое положение на стыке двух континентов, и возможность исполнять роль моста между Западом и Востоком давали возможность Анкаре проводить многовекторную внешнюю политику. Но, не смотря на это, Анкара основную ставку делала на взаимоотношения с США и НАТО. Не исключая определенные трения и взаимные претензии, заинтересованность сторон в развитии военных, политических и экономических связей сохранялась в течение всего исследуемого периода. В 80-е годы в Турецкой республике расширилась заложенная ранее производственная основа военно-экономического сотрудничества, особенно после подписания американо-турецкого Соглашения о сотрудничестве в области обороны и экономики. В целом в эти годы, как и в предыдущие десятилетия, в американо - турецких отношениях военно-политические моменты постоянно доминировали над экономическими и фактически их себе подчиняли. Являясь важным опорным пунктом НАТО и хорошим союзником США, Турция поддерживала многие их решения на международной арене, в том числе размещение ракет среднего радиуса действия в Европе, по стратегической обороне НАТО.
Во-вторых, Турция, будучи европейской страной, стремилась участвовать во всех делах континента, проводить политику интеграции. Попытки вступления в ЕЭС особенно активизировались во второй половине 80-х гг. Вместе с тем, Турция и ЕЭС имели в виду определенные политические и экономические риски. Сообщество опасалось влияния силовых структур и мусульманского фактора в политике Анкары. Кроме того у европейских стран имелись серьезные претензии к Турции по части соблюдения прав человека. Что же касается Турции, то ее структура экономики, сохраняющаяся макроэкономическая нестабильность и социальная неопределенность рождали стремление в «получении» стабильного рынка ЕЭС, но одновременно «отталкивали» ее от Сообщества.
В-третьих, очень острой и нерешенной оставалась «Кипрская проблема», включавшая в себя весь комплекс проблем политического, военного, территориального, экономического, социального, этноконфессионального и культурного характера. Провозглашение «Турецкой Республики Северного Кипра» в 1983 г. поддерживаемое Турцией, но не признанное мировым сообществом, обострило греко-турецкие отношения. Вопросы территориальных вод, прибрежных островов и континентального шельфа Эгейского моря в 80-х гг., также не способствовали налаживанию диалога с Грецией. Небольшие потепления во взаимоотношениях произошли в 1988 г. после давосского экономического форума, но главные противоречия так и не были разрешены.
В-четвертых, наивысшего подъема в середине 80-х гг. достигли политические и экономические связи со странами Ближнего и Среднего Востока. Особое место в этом направлении внешней политики стоял вопрос энергетических ресурсов и проблема поставок нефти. Турецкая сторона сделала все возможное для получения нефти из арабских стран в достаточном количестве. Для оплаты за поставки нефти и газа, а также в целях стабилизации экономики турецкие лидеры предприняли немало усилий, чтобы существенно увеличить экспорт в страны Ближнего Востока. Изменяющиеся условия в регионе заставили Анкару мобильно приспособить свои связи с государствами региона, к новым требованиям, выдвигаемым этими государствами, а также к общерегиональной конъектуре. Несмотря на сокращение товарооборота между Турцией и исламскими странами, к концу 80-х гг., турецкие бизнесмены искали новые ниши на рынке Ближнего и среднего Востока. Увеличилось число смешанных турецко-арабских компаний, расширялось сотрудничество в области банковского дела, туризма и других отраслях экономики, а это, в свою очередь, обеспечивало новый приток валютных поступлений и способствовало развитию турецкой экономики. Однако, оставался не решенным курский вопрос, одна из важнейших проблем не только внешней политики, но и внутриполитической стабильности.
В-пятых, поиск новых рынков заставляет Турецкую республику расширить связи с Советским Союзом. Деловые круги Турции, исходя из своих интересов и из опыта экономического сотрудничества с СССР, выступали за развитие торгово-экономических связей, подчеркивали, что экономическое сотрудничество с Советским Союзом лишено каких-либо конъюнктурных соображений, отвечает интересам добрососедства, строится исключительно на принципах взаимной выгоды и взаимопонимания. Но в тоже время оставались нерешенные вопросы в турецко-советских отношениях, особое место среди которых занимали вопрос размещения военной базы США в Турции, положение турецкого населения в Болгарии, армянский вопрос, Проблема Кипра, Черноморских проливов. Принадлежность к двум противоположным политическим режимам, идеологиям и блокам затрудняло решение имеющихся проблем.
Для реализации этих, приоритетных направлений Турция, во внешней политике придерживалась таких принципов как: обеспечение собственной безопасности, наращивания военной мощи путем расширения сотрудничества с НАТО и США, обеспечение поступления внешних ресурсов для экономического развития страны, с этой целью поддерживать отношения со странами запада, с соседями и с Советским Союзом. Все это способствовало тому, что к началу 90-х гг. Турция сделала большой рывок в развитии как внутри страны, так и на международной арене.
1. Ataturkun soylev ve demigleri. Ankara, 1989, - 589 с.
2. Bal I. Turk dis politikasi 87 Yillik Analiz, N.Y.: Scribner, 2000. 357 с.
3. Birand M.A. Turkiyenin Ortak Pazar Macerasi. - Istanbul, 1985. - 422 с.
4. Ikdisadi rapor 1989. Ankara, 1990. [Электронный ресурс] URL: http: //www. kutuphane. sanayi. gov.tr/web/catalog/info. php?catalog_id=766& scr=90.pdf (дата последнего обращения: 15.05.2017).
5. Official Jornal of Europian Communities. - 1980. [Электронный ресурс] URL:
http://eur-lex.europa.eu/oj/1980/direct-access.html?ojYear=1980 (дата
последнего обращения: 15.06.2017).
6. Official Jornal of Europian Communities. - 1986. [Электронный ресурс] URL:
http://eur-lex.europa.eu/oj/1986/direct-access.html?ojYear=1986 (дата
последнего обращения: 15.06.2017).
7. Official Jornal of Europian Communities. - 1987. [Электронный ресурс] URL:
http://eur-lex.europa.eu/oj/1987/direct-access.html?ojYear=1987 (дата
последнего обращения: 15.06.2017).
8. Oran B. Turk Dis Politikasi, Cilt 1-2, Istanbul, 2006. - 325 с., 316 с.
9. Robins P. Suits and Uniforms: Turkish Foreign Policy since the Cold War/ P. Robins. - L., 2003. - 378 с.
10. Tarihi geli§meler iginde Turkiytnin sorunlari sempozyomu. Ankara, 1992, - 371 с.
11. Родионов, А.А. Турция. Армия и политика.// Азия и Африка сегодня.- 1995.- №1
Список использованной литературы:
1. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / Сборник. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. — 592 с.
2. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений / Избранные труды. В 3 т. - М.: Научная книга, 2002. - 464 с., 480 с., 472 с.
3. Гасанова Э.Ю. К истории проникновения левых идей в Турцию // Проблемы истории Турции. - М.: Наука, 2004. - 238 с.
4. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции - М.: Наука, 1983. - 292 с.
5. Гасымлы М.Д. Турция - СССР: от переворота до распада (1980-1991) / Муса Гасымлы. - Москва: ИНСАН, 2010. - 356 с.
6. Гурьев А.А. К вопросу об усилении разногласий между США и Турцией / Ближний Восток и Современность. Выпуск 25. - М., 2005. - С. 73-84.
7. Гучанин М.П. Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества. - М., 2009. - 236 с.
8. Гушер А.И. Стратегия США в Каспийском регионе // Азия и Африка сегодня. № 5. - М., 2009. - С. 73-84.
9. Данилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до ограниченной демократии. - М., 1991. - 238 с.
10. Дружиловский С.Б. Турецкая республика в 80-90-е гг / СБ Дружиловский - М., и-во «Высш. шк», 1998. - 257 с.
11. Егоров В.К. Турецко-американские отношения в контексте борьбы с глобальным терроризмом // Турция в новых геополитических условиях / Под ред. Ульченко Н.Ю. - М., 2007. - С. 23-33.
12. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время: Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 248 с.
13. Жигалина О.И. Курдская политика США в Ираке и проблемы турецких курдов // Современный исламский Восток и страны Запада /Под ред. Арунова М.Р., Филоник А.О. - М., 2008 . С. 73-84.
15. Иванова И.И. Политика Турции на Ближнем Востоке // Турция на рубеже ХХ-ХХ1 века. - М.: ИВ РАН, 2008. С. 143-164.
16. Иванова И.И. Ближневостоная политика Турции: картина прошлого и
нынешние очертания // Ближний Восток и современность. - М.: ИВ РАН, 2011. - С. 13-25.
17. Иванова И.И. Основные направления внешней политики Турции в 80-е годы // Восточное Средиземноморье. Международные отношения в 80-е годы. М.: Наука. 1992, - С. 43-74.
18. Иванова И.И. Турецко-израильские отношения: новые тенденции развития // Турция в период правления Партии справедливости и развития. - М.: ИВ РАН, 2012. - С. 57-71.
19. Ирхин А.А. Внешнеполитическая стратегия США в отношении Турецкой Республики. - М., 2009. - 234 с.
20. Киреев Н.Г. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 6. - С.17 - 23.
21. Киреев Н.Г. История Турции ХХ век. — Крафт+, ИВ РАН, 2007. - 375 с.
22. Копылов О.В. К вопросу о политике Турции в Закавказье // Ближний Восток и современность. Выпуск 13. - М., 2008. - С. 72-96.
23. Косаман О. Постсоветское Закавказье в российско-турецких отношениях: от конфронтации к сотрудничеству Россия XXI век.5. - М., 2003. - 312 с.
24. Кудряшова Ю.С. Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия М., 2010. - 345 с.
25. Кунаков В.В. Турция И ЕС: проблемы экономической интеграции / В.В. Кунаков - М., Институт Ближнего Востока, 1999. - 254 с.
26. Курдский вопрос на рубеже тысячелетий (круглый стол 19.02.2004 г.) М., 2004. - 139 с.
27. Мурадян И.М. Региональные проблемы турецко-американских
отношений. - Ереван, 2007. - 199 с.
28. Нартов Н.А. Геополитика. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 638 с.
29. Поцхверия Б.М. Внегняя политика Турции в 60-х - начале 80-х годов ХХ в. / Б.П. Поцхверия; АН СССР, Ин-т востоковедения, - М.: Наука, 1986. - 294 с.
30. Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции после Второй Мировой войны. - М.: «Наука», 1976. - 314 с.
31. Старченков Г.И. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - №6. - С.25-31.
32. Сыздыкова Ж.С. Особенности региональной политики Турции. - М., 1999. - 135 с.
33. Сыздыкова Ж.С. Основные направления внешней и внутренней политики Турции в 80-90-е гг. ХХ века. М., 1998. - 376 с.
34. Турция между Европой и Азией. / Под ред. Н.Г.Киреева. - М.: ИВ РАН Крафт +, 2001. - 535 с.
35. Ульченко Н.Ю. Экономика Турции в условиях либерализации. М., 2002. - 236 с.
36. Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. - М., 1992. - 142 с.
37. Шарипов У.З. Международные отношения в регионе персидского залива и роль нефтяного фактора (запад и страны региона). - М., 2005. - 294 с.
38. Шевченко Л.Е. Современные формы и методы борьбы США за глобальное лидерство // Вестник БГПУ. - 2008. - № 1.
39. Ягудин Б.М. Государственный переворот 12 сентября 1980г. В Турции// Ученые записки Казанского государственного университета.- Т.150.- с.208-213