Введение 3
Глава 1. Эволюция идеи свободы в восточной философии Республики Кореи 7
Глава 2. Проблема свободы личности в творчестве Ан До Хена на примере романа «Лосось, который осмелился прыгнуть выше» 33
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Настоящий писатель - это не только философ, который стремится заглянуть в будущее, предсказать жизнь своим читателям, но также и человек, который создает систему нравственных ценностей, взглядов на историю и развитие общества. Литература не раз становилась средством пропаганды идей писателя.
Идея свободы личности, присущая человечеству, с момента появления у человека способности мыслить, осознавать и оценивать свое положение в окружающем мире. Свобода, по сути, имея общечеловеческое значение, почти всегда находилась в центре внимания мыслителей, как Запада, так и Востока. Расширение границ взаимодействия этих культур в условиях современной глобализации приобретает в наши дни новое качество, оказывая воздействие на процесс становления общих жизненных ориентаций людей, их самоутверждение, освобождение от зависимости и принуждения. Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями, а степень достижения свободы является основным критерием цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития. Так свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.
Важность исследования феномена свободы личность, в первую очередь показана в необходимости изучения существенных характеристик человека, направленных на возможность самоопределения, выбора нравственной позиции, формирования собственных ценностей ориентаций. Так как обладание свободы помогает человеку преобразовывать действительность в соответствии со своими целями и потребностями. Для современного этапа развития корейского общества, развития корейской культуры, когда ее центральной фигурой становится индивид, проблема свободы личности становится актуальной.
С целью выявить особенности понятия свободы личности в современной корейской литературе, мы обратимся к творчеству Ан До Хена, так как это наиболее известный молодой автор начала XXI века, более того, в 2011 году именно этого писателя литературные критики называли «лицом литературы начала ХХ1-го века» .
Ан До Хен родился в трудное для Кореи время. Разделение страны, военная диктатура, вызванные ими хаос и разруха, привели к обостренной чувствительности его произведений. Его современный роман «Лосось, который осмелился прыгнуть выше» (*^ 'Д, 1996) - это его первая работа, переведенная на английский язык. В своих романах автор сознательно избегает реалистического описания внутреннего мира человека, его эмоций и чувств. Его можно сравнить с писателями сатирикам, так как свои произведения он пишет с помощью «эзопова языка». Известно, что «эзопов язык» делает произведения общедоступными и убедительными иносказаниями. Ан До Хен в своем произведении «Лосось, который осмелился прыгнуть выше» воспользовался приемами, которые открылись ему в корейском фольклоре и традициях народа, и на их основе он создал своего рода шедевр, в этом жанре словесности.
Самыми отрицательными персонажами в романе, являются звери, вполне разбирающиеся в окружающей обстановке, но тем не менее не имеющие ни охоты, ни мужества к борьбе. В романе, в обществе запрещается иметь незапланированные желания, все строго регламентировано и рассчитано, чувства ликвидированы, в том числе и самое ценное, движущее жизнь, чувство любви. Любое отклонение от нормы - незаурядность, талант, творчество - подвергаются уничтожению. Всеобщее регламентированное счастье достигается всеобщим равенством.
Тема о человеке и его судьбе для Ан До Хена есть прежде всего тема о свободе. Судьба человека, его страдальческие странствования определяются его свободой. Также Ан До Хен исследует судьбу человека, отпущенного на свободу. Его
Актуальность темы данной работы заключается в том, что основные этапы и своеобразие эволюции отношения к свободе в современном корейском обществе, с точки зрения всестороннего и глубокого осмысления этой проблемы в современной корейской литературе недостаточно изучены.
Перевод представленных в работе текстов из романа Ан До Хена выполнен автором данного исследования.
Объект исследования - проблема свободы личности в современной корейской литературе.
Предмет исследования - роман Ао До Хена «Лосось, который осмелился прыгнуть выше».
Целью исследования является литературно-философский анализ свободы личности и определение особенностей ее проявление в контексте современной корейской литературы, на примере романа Ан До Хен «Лосось, который осмелился прыгнуть выше».
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к исследованию свободы, проследить эволюцию понятия свободы личности в Южной Кореи.
2. Конкретизировать особенности проявления свободы в романе;
В исследовании мы опирались на труды, как отечественных, так и зарубежных исследователей. Например, Ли Питер X. «История корейской литературы», С.О. Курбанов «История Кореи с древности до начала XXI века», М.В. Солдатова «Современная литература Кореи», Бердяев Н. А. «Философия свободы». Lee Р. Н. A History of Korean Literature и другие. Теоретическую основу исследования свободы составили работы И. Канта, Э. Мунье. Это позволит рассмотреть свободу, как «великую ценность», определяющую духовность, личностную зрелость и внутреннюю целостность человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее выводы и результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания при 5
разработке курсов по истории корейской литературы XXI века. Так же проделанный нами анализ романа Ан До Хена «Лосось, который осмелился прыгнуть выше», поможет в изучении корейской литературы, а также послужит материалом, для дальнейших исследований проблемы свободы личности.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источник и литературы. В первой главе исследовательской работы, мы рассмотрели общую характеристику свободы личности, проанализировали историко-философские учения о свободе. Во второй главе рассмотрены основные концепции и подходы к анализу свободы в современной корейской литературе, на примере романа Ан До Хен. В заключении были сделаны основные выводы исследования о феномене свободы личности.
Конец XIX и начало XX века имеют большое значение, как в истории Южной Кореи, так и в литературе, политике, сознании народа. Корейская литература в течение столетия прошла очень сложный период от этапа становления до создания современных философских систем.
На формирование проблемо-тематического содержания корейской литературы повлияло знакомство с западной литературой, повышение внимания к феномену отдельной личности и усиление социально-критического начала в духовной жизни. Проводимые государством реформы коренным образом изменили традиционную культуру, ценности и взгляды на мир. Корейское общество потерпело колоссальные изменения, повредившие генотип народа. Ущерб был нанесен базовым компонентам цивилизованного социума: семье, образованию, нравственности, религии, культуре в целом, то есть институтам, через которые, прежде всего, шла трансляция ценностей и норм от поколения к поколению.
Для решения возникших проблем и для выхода из этой ситуации предлагались разные пути решения, как общественным активистам, так и прозаикам, и поэтам, но самым эффективным орудием послужили литературные произведения.
Известно, что начало нового этапа развития корейкой литературы XX-XXI века связывают с существенными переменами культурно-исторической реальности. Литературоведы, характеризуя творческий процесс этого времени, отмечают, что писатели стали уделять больше внимания проблемам современной жизни.
Пересмотр традиционных ценностей, усиление социально-критического направления вызвали активные изменения в области концепции свободы личности. Можно проследить, как меняются взгляды на фундаментальные проблемы: человек и общество, человек и его нравственный выбор, человек и религия. В корейском обществе появляются новые понятия, такие как «личность» и «свобода».
История понятия «свобода личности» полна парадоксов и противоречий. Смысл и объем этого понятия улавливается всеми, но значение дают разные. Однако, как показал корейский писатель Ан До Хен, именно через свободу личности общество осознает себя и проявляет. Она - его прозрение, условие и результат существования. Общество можно назвать цивилизованным, когда оно ставит культуру на прочный пьедестал и реально представляет человеку право и возможность владеть ей, быть ее творцом, самоутверждая и раскрывая себя.
Ан До Хен приводит читателей к выводу о том, что свобода личности не есть некая механическая сумма различных ценностей, она прежде всего стремление личности к своему осмыслению и духовному самопереживанию. Ан До Хен указывает, что среди ценностей человечества, высшая - это свобода, а уже относительно ее выстраиваются остальные. Свобода, как необходимая социальная потребность принадлежит всем. При объяснении понятия свободы он обращает внимание на то, что она выше слов и сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Так анализируя произведения писателя Ан До Хена, мы пришли к выводу, что свобода возникает «снизу», а не «сверху», невозможно принудительно, дать свободу несвободным. На примере Серебряного лосося, писатель показывает, что человек капиталистического общества не готов остаться один на один со своей свободой. Хотя лосось нашел плюсы в том, что ои получил свободу: не стало стаи, в которой ему предопределённо было пребывать, корпоративного принуждения, однако в тоже время он лишился поддержки, то есть оказался один перед выбором без гарантий и общественной поддержки. Поэтому в конце романа лосось снова возвращается к своему косяку и вместе сними заканчивает свое путешествие к нересту.
Основная мысль романа заключается в двойственности свободы для современного человека: он освободился от прежней власти и превратился в индивида, но в тоже время стал изолирован и бессилен. Такое состояние подрывает человеческую личность. Свобода достигла критической точки, в которой она может превратиться в свою противоположность.
Можно с уверенностью констатировать, что в романе сформировалась образовательная практика, развивающаяся в духе педагогики свободы. Анализируя роман, свободнуя личности Ан До Хена можно разделить на четыре части, в первой свобода провозглашается как высшая ценность, относительно которой выстраиваются все остальные цели и ценности. Во второй части различаются «свобода - от» и «свобода - для», причем приоритет, безусловно отдается последней. Она и поясняется в третьей части, как собственно внутренняя свобода. Четвертая часть говорит о том, от чего радикально не свободен даже самый свободный человек, - а именно от совести и ответственности.
Таким образом, согласно Ан До Хену, не потеря свободы, а ее обретение, демократизация общества является истинной причиной духовного и нравственного кризиса человека. Такой дорогой ценой личность платит за обретение нового качества. Так как это качество, должно формироваться на протяжении жизни многих поколений, потому что свободное общество - это общество, как замечает писатель, состоящее из свободных индивидов, пока люди не свободны внутренне - свободное общество возникнуть не может.
Наконец, анализируя структуру личности в романе «Лосось, который осмелился прыгнуть выше» стоит отметить, что автор сознательно показывает, что нельзя обойти соотношение индивидуального и социального начала в человеке. В этом плане человек — это противоречивое существо. С одной стороны, как показано автором, личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию 64
своего «Я», ей свойственен индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм и всесторонность. Ан До Хен на примере своего романа, показывает читателям, что выход есть в поддержке оптимального баланса внутренних присущих личности чувств. Таким образом, согласно Ан До Хену личности стоит развивать индивидуальность и свободу изнутри, духовно, но не за счет других и не в ущерб обществу. Так, например, как показал Ан До Хен, реализация ценностей может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек привносит что-то свое в коллективную работу, то это уже осмысленная жизнь. Так же смысл жизни может дать любовь.
Таким образом, проделанный литературоведческий анализ, посвященный проблеме свободы личности в современной корейской литературе, позволяет сделать вывод, что современная корейская литература провозгласила в качестве цели достижение приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, необходимым условием которых является свобода. И несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния писатель предполагает найдется, если человек будет осваивать новые свободные формы жизни. И в первую очередь будет развивать внутреннюю свободу.
1. Источники
1.1. «<£<>]». 1996. Р. 111. / Ан До Хен. Лосось, который
осмелился прыгнуть выше. Сеул, Мунхактонне, 1996. С. 311.
2. Общетеоретическая литература
На русском языке
2.1. Агапов В. И. Проблемы философии. Рязань. 1998. - 171 с.
2.2. Бауман 3. И. Свобода / 3. И. Бауман; пер. с англ. Г. Дашевского; авт. послесл. Ю. Левада. - М.: Новое издательство, 2006. - 132 с.
2.3. Бахарев В. В. Структура личности и диалектика ее становления. М.: Наука, 1989.-3 с.
2.4. Беляев И. А. Свобода целостного существа в социально-личностом измерении / И. А. Беляев, А. М. Максимов. - М.: Астрель, 2011. - 145 с.
2.5. Беляев И. А. Целостность и свобода человека / И. А. Беляев, А. М. Максимов.
- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. 180 с.
2.7. Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М.: Наука, 1989. - 607 с.
2.8. Болтач Ю. В. Очерк современного состояния корейского буддизма / Ю. В. Болтач. - М.: Наука, 1999. - 167 с.
2.9. Васьльева Т. В. Дионис-Либер, бог свободных / Т. В. Васильева. - М.: Наука,
2002. -315 с.
2.10 Введение в литературоведение / Г.Н. Поспеов [и др.]; под ред. Г.Н. Поспелова.
- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш, шк., 1988. -528 с.
2.11. Гаджиев К. С. Размышления о свободе/К. С. Гаджиев. -М.: Республика, 1994. -480 с.
2. 12. Галкина Л. В. Основные направления в современной корейской литературе / Л. В. Галкина, С. Г. Чжан. - М.: 1994. - 302 с.
2.13. Го Цинтао. Влияние конфуцианства на экономику Восточной Азии: путь модернизации Южной Кореи / Го Цинтао. - М.: 1996. - 254 с.
2.14. Гуривич П. С. Основы философии / П. С. Гуривич. - М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
2.15. Загорский А. В. Тупики американской оккупационной политики / А. В. Загорский. - М.: Наука, 1996. - 235 с.
2.16. Игнатович А. Н. Буддизм и даосизм в Японии / А. М. Игнатович. - СПб.: Изд- во С.-Пб. университета, 1982. - 206 с.
2.17. История Кореи с древнейших времен до наших дней / сост. Б. Г. Гафуров. - М.: Наука, 1974. -961 с.
2.18. Камю А. Творчество и свобода / Альбер Камю; пер. с франц. С. Беликовского; авт. послесл. К. Долгов. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
2.19. Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. — Ростов н/Д. 2005. - 176 с.
2.20. Кочетов А. Н. Буддизм / АН СССР. Сиб. отд-ние; отв. ред. В. В. Струве. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд, 1965. - 203 с.
2.21. Курбанов, С.О. История Кореи с древности до начала XXI века [Текст]/ С.О. Курбанов. - СПб.: Изд-во С.- Пб. университета, 2009-680 с.
2.22. Лаоцзы. Дао Дэ Цзин / Лаоцзы; сост. и пер. с кит. В. В. Малявина. - М.: Феория, 2010. - 310 с.
2.23. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Джон Локю; пер. с англ. А. Н. Савина. - М.: Мысль, 1985. 578 с.
2.24. Мазуров В. М. Республика Корея: опыт модернизации / В. М. Мазуров. -М.: Наука, 1996. - 176 с.
2.25. Максимов В. М. Свободы как противоречие самобытия и инобытия / А. М Максимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 200 с.
2.26. Миловидов Г. А. О свободе и власти / Г.А. Миловидов. - М.: Наука, 1906. - 210 с.
2.27. Миль Д. С. О свободе / Д. С. Миль; пер. с англ. А. Н. Неведомского. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 392 с.
2.28. Моисеев Н. Н. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1996. - 256 с.
2.29. Москаленко Д. Н. Проблема свободы в истории европейской философии / Д. | Н. Москаленко. - М.: Наука, 2012. 336 с.
2.30. Мунье Э. Свобода под условием / Эммануэль Мунье; пер. с франц., авт. примем. И. С. Вдовина. -М.: Искусство, 1995. - 599 с.
2.31. Нигяр Д. Концепция личности в философско-литературной мысли / Нигяр Джарулла. - М.: [Б. и.], 2000. - 447 с.
2.32. Носов М. Г. Япония и внешний мир: вступая в мировое сообщество / М. Г.
2.33. Носов. -М.: Изд-во «Восточная литература» 1998. - 202 с.
2.34. Петрова О. П. Описание письменных памятников корейской культуры / О. П. Петрова. -М.: Наука, 1963. - 267 с.
2.35. Печерица В. Ф. Влияние христианской церкви на общественно-политическую жизнь Республики Корея. В. Ф. Печерица. - М.: [Б. и.], 2012. - 368 с.
2.36. Попов И.В. Идея обожания в древневосточной церкви / И.В. Попов. — М.: [Б. и.], 1909.-397 с.
2. 37. Солдатова М. В. Развитие жанра рассказа в современной корейской литературе: Учеб, пособие / М. В. Солдатова. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. -283 с.
2.38. Суслина С. С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х-начало 90-х годов) / С. С. Суслина. - М.: Наука, 1997. — 130 с.
2.39. Тионов В. М. История Кореи с древнейших времен до 1904 г / В. М. Тионов. - М.: Наука, 2014. - 410 с.
2.40. Троцевич А. Ф. История корейской традиционной литературы (до XX в.) / А. Ф. Троцевич. - Спб.: изд-во C-Пб. ун-та, 2004.-323 с.
2.41. Флоренский П. А. Столп и утверждения истины / П. А. Флоренский. - М.: [Б. и.], 1990.-839 с.
2.42. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Эрих Фромм. - Минск: Попурри, 1998. - 672.
2.43. Халилов С. В. Восток и запад: к общечеловеческим идеалам: философские этюды / С. В Халилов. - М.: Наука, 2004. - 624 с.
2. 44 Хазагеров Т. Г. Общая риторика: курс лекций и словарь риторических фигур / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. - Ростов н/Д: Изд-во РУ, 1999. - 320 с.
68
2.45. Хан Ёнъу История Кореи. Новый взгляд /Хан Ёнъу; пер. с корейского под ред. М. Н. Пака - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2010. -758 с.
2.46. Цой И. В. Корейская литература второй половины XX века: основные направления / И. В. Цой. - М.: Радуга, 2003. — 121 с.
2.47.Чжун Кван Суп. Протестантизм в Республике Корея: история и современное состояние: дис. ... канд. философ, наук / Чжун Кван Суп; Моск. гос. ун-т. - М.: 2003.-22 с.
2.48. Толстой Л. Н. Толстовский листок = Толстой и о Толстом: выпуск первый / сост. В. А. Мороз. - изд. 2-ое. - М.: Мамонтовский Дом; Музей русской народной живописи, 1995. - 116 с
2.49. Ясперск К. Цель - свобода / Карл Ясперск. - М.: Республика, 1990. - 43 с.
На английском языке
2.50. Lee Р. Н. A History of Korean Literature / P. H. Lee. - London: Cambridge University Press, 2003. - 60 p.
2.51. Choi Sang-Chin. Social Face in Korean Culture / Choi Sang-Chin. - Seoul, 2002. - 151 p.
2.52. Shin Eun-jin. New life for old beliefs / Shin Eun-jin. - Seoul, 1996.-120 p.
2.53. Choi Dai-Kwon. Constitutional Developments in Korea / Choi Dai-Kwon. - Seoul,
2003. -280 p.
2.54. Kim Yoon-Shik. Understanding Modem Korean Literature. - Seoul, 1998. - 121 p.
3. Справочные и библиографические издания
3.1 Даль В. В. Толковый словарь живого великого русского языка: 200000 терминов. В 3 ч. / В. В. Даль. -М.: Товарищество, 1982. 553 с.
3.2. Корейско-русский словарь / ред. X. К. Парк. - М.: Правда, 2001. - 610 с.
3.3. Русско-корейский словарь. Около 120000 слов и словосочетаний / Ю.Н. Мазур.
- 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Живой язык, 1998. - 504 с.
3.4. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - М.: Академия, 2017. - 584 с.
4.1. Свобода личности. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politike.ru/termin/svoboda-lichnosti/html, свободный. - Проверено 08.04.2017
4.2. Свобода личности. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / Сост. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, А. А. Фурсенко [И др.]. - Режим доступа: http://megabook.ru/article/CBo6ona (личности), свободный - Проверено 08.04.2017
4.3. Толстокулаков И. В. Культура Кореи в XIX в нач. XX вв. [Электронный ресурс] / И. В. Толстокулаков // Исследовано в России. 2001. - Т. 4. - С. 321-345. - Режим доступа: http://www.all-korea.ru, свободный. - Проверено 12.05.2017