Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционально-волевой сферы умственноотсталых детей в процессе учебной деятельности 8
1.1. Эмоционально-волевая сфера личности 8
1.2. Специфика эмоционально волевой сферы у детей младшего школьного возраста 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью и специфика эмоционально - волевой сферы 14
Глава II Эмпирическое изучение особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности 21
2.1. Методы и организация исследования эмоционально-волевой сферы
младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности 21
2.2. Результаты исследования динамики эмоционально-волевой сферы младших
школьников с нормативным развитием 22
2.2.1 Показатели эмоционально-волевой сферы младших школьников с нормативным развитием в начале исследования 22
Глава 3. Динамика показателей эмоционально-волевой сферы у младших школьников с УО в ходе коррекционных занятий 32
3. 1. Содержание и организация занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью 32
3.2 Результаты исследования эмоционально-волевой сферы младших
школьников с нормативным развитием в конце эксперимента 35
3.3 Результаты исследования особенностей эмоционально-волевой сферы
младших школьников с умственной отсталостью после проведения коррекционных занятий 38
3.4. Особенности динамики показателей эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью и нормативным развитием .. 43
Выводы 55
Заключение 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Сводный протокол по результатам контрольной и экспериментальной группы в конце исследования 74
Вопрос о специфике эмоционально волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью является актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Эмоционально волевая сфера играет большую роль в жизни умственно отсталых детей, а особенно в процессе усвоения знаний, адаптации к школе, при общении с другими людьми. Эмоционально волевую сферу умственно отсталых детей изучали такие исследователи, как Л.В. Лебединский, М. С. Певзнер, Ж.И Шиф. Особенности эмоционально волевой сферы в современной коррекционной педагогике умственно отсталых детей освещены недостаточно. В наше время их изучают исследователи А.П. Усанова, И.М. Соловьев, В.С. Мерлин, и др.
Развитие эмоционально волевой сферы является важной особенностью формирования личности ребенка. Роль близкого окружения семьи, воспитателей, педагогов крайне важна. Так как эти люди в первую очередь вносят свой вклад в развитие личности ребенка.
Все это указывает на необходимость более глубокого изучения специфики эмоционально волевой сферы умственно отсталых детей.
Цель исследования: изучить динамику эмоционально-волевых особенностей младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предметом исследования выступают особенности эмоциональноволевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы умственно
отсталого ребенка младшего школьного возраста.
2. Экспериментально определить особенности эмоционально-волевой
сферы у младших школьников с умственной отсталостью.
3. Выявить особенности эмоционально-волевого развития личности
умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
В ходе исследования мы исходили из предположения, что:
1. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников проявляется в более низком уровне восприятия экспрессии, понимания эмоций, идентификации эмоций, эмоционального состояния и более высоком уровне агрессивности по сравнению со сверстниками с нормотипическим развитием.
2. В ходе проведения коррекционных занятий, направленных на улучшение показателей эмоционально-волевой сферы, удастся снизить уровень агрессивности у детейс интеллектуальными нарушениями, повысить уровень восприятия экспрессии, понимания и идентификации эмоций и эмоционального состояния.
3. Динамика показателей эмоционально-волевой сферы у детей экспериментальной группы после проведения коррекционных занятий будет сопоставимой с динамикой контрольной группы, где подобные занятия непроводились.
Методологической базой исследования составили научные положения: - о взаимодействии волевых и эмоциональных действий (В.К. Калин, В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Щербаков и др.); [42] - об исследовании волевой и эмоциональной регуляции школьников в учебной деятельности (А.Я. Чебыкин, М.Н. Костикова и др.), в общении (Л.С. Выготский, М.А. Лисина, В.Г. Хроменок, М.А. Федоров и др.); [10] - о влиянии эмоционального развития ребенка на успешность учебной деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Т.А. Репина, П.М. Якобсон и др.) о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка (А. В. Запорожец). Психологии обучения младшего школьника (Эльконин Д.Б).
Методы, которые использовались при написании данной работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование при помощи методики «Цветовой тест Люшера», «Кактус» Панфилова, и «Эмоциональная идентификация» Изотова.
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ "Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Московского района г. Казани и МБОУ «Гимназия № 102 Имени М. С. Устиновой»
Практическая значимость: данное исследование может быть полезно для сотрудников учреждений для детей с умственной отсталостью, а также психологам и воспитателям. Полученные нами результаты исследования дополняют и расширяют представления о динамике эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2017), на IV Международная научно - образовательная конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2017)
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеются приложения.
Эмоционально-волевая сфера имеет большое значение в жизни ребенка младшего школьного возраста, а особенно в процессе усвоения знаний, адаптации к школе, а также при общении с другими людьми. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается определенная динамика отношения детей к учению. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их привлекают отдельные приемы учебной работы. Затем, дети начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.
Целью нашего исследования было изучить особенности эмоциональноволевых особенностей младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности. Экспериментальное исследование позволило выявить характеристики эмоционально-волевой сферы детей. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников проявляется в нарушении интеллектуальной регуляции, динамических показателей эмоциональных реакций, в ограничении их диапазона и возможностей выражения, а также в затрудненном понимании переживаний других людей.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей отличается от эмоциональной сферы нормально развивающего сверстника. У детей с умственной отсталостью она обладает недостаточной дифференцированностью, неустойчивостью, неадекватностью. С трудностью формируются эстетические, нравственные и другие высшие чувства. Для детей с умственной отсталостью характерны медлительность, а также отсутствие интереса к окружающем. Их переживания более примитивны в отличие от детей с нормальным психофизическим развитием.
Таким образом, цель нашей работы была достигнута, задачи выполнены и доказаны гипотезы о том, что недоразвитие эмоциональноволевой сферы умственно отсталых школьников проявляется в более низком уровне восприятия экспрессии, понимания эмоций, идентификации эмоций, эмоционального состояния и более высоком уровне агрессивности по сравнению со сверстниками с нормотипическим развитием, а также то, что в ходе проведения коррекционных занятий, направленных на улучшение показателей эмоционально-волевой сферы, удастся снизить уровень агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями, повысить уровень восприятия экспрессии, понимания и идентификации эмоций и эмоционального состояния. Динамика показателей эмоционально-волевой сферы у детей экспериментальной группы после проведения коррекционных занятий будет сопоставимой с динамикой контрольной группы, где подобные занятия не проводились.
1. Абобакирова, О. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О. Абобакирова // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 891-893.
2. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984
3. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. - М. :Владос, 2003
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2013
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.
6. Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 2010.
7. Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2011.
8. Воронкова В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей: Учебник. - М.: Гардарика, 2005.
9. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов.- СПб.: Лань,2003. - 656 с.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 2012. Т.2.
11. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М.: Просвещение, 1966. - 254 с.
12. Гордеева, О. В. развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.12-19.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.160с.
15. Дубровина И.В., Андреева Ад., Данилова Е.Е, Вохмянинапе. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. средних педагог. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998.
16.Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка / Л. В. Занков. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.
17.Запорожец, А. В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974.
18.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / / Педагогика. - 2003.- №5
19.Злобин, А.Т. К классификации эмоций / А. Т. Злобин // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 96-99.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: 2011 - 752 с. (Серия "Мастера психологии").
21. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 234 с.
22. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод.пособие / Составитель Калмыкова Е.А. - Курск: Курск.гос. ун-т, 2007. - 121 с.)
23. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка // Практическая психология и логопедия. - 2005, № 1
24. Ковалец, И. В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми.ю имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - М. :Владос. 2004. - 234 с.
25. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. No 2-3.
26. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011.
27. Кузнецова Л.В. (ред) и др. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
28. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 818 с.
29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд- во МГУ, 1990. - 53 с.
30. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А., Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 320с.
31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000 — 192 с., илл.
32. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие / А.Р. Маллер. - Москва :Аркти, 2005. - 176 с.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2012. - 220 с.
34. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2011.
35.Ольшанская, А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанская. - М.: Просвещение, 1983. - 353 с.
36.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2002. - 160 с
37. Поспишиль К. Особенности агрессивного поведения детей сумственной отсталостью. Спб., 1990.
38. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. СПб., 2006
39. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - Московский психолого-социальный ин-т, 1996. - 128 с.
40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Модек, 2013. - 178 с.
41. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А. А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2. - С.23-29.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -СПб:
Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
43. Рудик П.А. Воля и ее воспитание // - М., 2012. Вып.1. С. 32-46.
44. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии. - 1992.-№5,6. -С.35-40.
45. Симонов П. В. Что такое эмоция? - М„ 2011.
46. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева / / Вопросы психологии. - 2002. - № 1.
47. Соловьёв И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов: Дис. д.пед.н. (по психологии)/НИИД АПН РСФСР.- М., 1965.
48. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2013.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии, Часть 2 / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2014.
50. Шалимов, Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Г. А. Шалимов. - М.: АРКТИ, 2006. - 134
51. Шаповалова О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников// Специальная психология, 2006.-№4
52. Щетинина А.И. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека /А.И. Щетинина. // Вопросы психологии. - 2011 - №3 - с.61.
53.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника М.: 1989