Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №51909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы45
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение т
Глава I Теоретические основы изучения проблемы общего недоразвития речи в логопедии
1.1 Психолого-педагогическая характеристика с общим недоразвитием речи
1.2 Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 12
Выводы по I главе 20
Глава 11 Эмпирическое исследование фонематической функции у детей с общим недоразвитием речи 21
2.1 Организация исследования особенностей фонематической
функции у детей с детей с общим недоразвитием речи 21
2.2 Анализ результатов исследования фонематической функции у
детей с детей с общим недоразвитием речи 22
Выводы по II главе 30
Глава III Особенности коррекционной работы но формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 31
3.1 Этапы формирования фонематической функции у детей с
общим недоразвитием речи 111 уровня 31
3.2 Итог коррекционной работы по развитию фонематических
представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи ... 34
Выводы по lit главе
Заключение 41
Список использованной литературы
Приложения

Нормальное развитие фонематических процессов имеет огромное значение для процесса становления и развития речи: на его основе лети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, сопоставлять их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Изучением детей с недостатками фонематического слуха изучали многие исследователи такие, как Т.Б. Филичева [20). Г.В. Чиркина (10), М.Ф. Фомичева [9.21]. и др. Фонематический слух - это умение воспринимать звуки речи, фонемы, в следствии которым осуществляется различение слов, близких по звучанию. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из большого количества разнообразных звуков вычленять лишь тс. которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает 1рамотнос формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов согласно с общепринятыми литературными нормами.
Сформированность фонематического слуха является нужным условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
На наш взгляд, изучению и развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено малое внимание, в связи с этим тема актуальна для нас.
Цель исследования, изучить особенное формирования фонематической функции у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы проблемы общего недоразвит»» речи в логопедии
2) исследовать фонематическую функцию у детей старшего дошкольного возраста
3) провести коррекционную работу по развитию фонематической функции дошкольников с Общим недоразвитием речи III уровня
Гипотез, исследования фонематические процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи также оказывания не сформированными, как и речевая функция в целом. Поэтому для устранения ошибок в речи детей, для развития умения слышать и называть звуки, владеть элементарными навыками звуковою анализа и синтеза требуется специальная коррекционно- развивающая работа. которая позволит развить у детей с общим недоразвитием речи уровня фонематическую функцию.
Объект исследования: процесс развития фонематической функции у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования: фонематические процессы у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: концепция Л.С. Волковой [7.8] о дошкольниках с общим недоразвитием речи, положения Г В. Чиркиной [10] об онтогенезе фонематических процессов, методические разработки Ф.А. Сохина [12] в. обследовании фонематических процессов у дошкольников, концепция Т.Б. Филичевоп [20] о развитии детей с общим недоразвитием речи, положения М.Ф. Фомичевой [9, 21] о формировании фонематического слуха у детей, взгляды В.А. Ковшикова [6] на особенности развития 1В'ковото анализ. и синтеза. методические рекомендации Е.И. Тихеевой (П[ „о проведению игр с дошкольниками иа развитое фонематического слуха, положение Т.А. Ткаченко [18, 19] о развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Прак11гк*ск«1)1 iiiaiiiMocih: подобраны ciwiiNaJiMiui игры л и разлития фонематических процессов у дошкольников
Структура работы: выпускная квалификационная риГили состоят HI введения, трех глав, заключения, списка испольишинноИ ли!срл|>ры, состоящего из 23 источников, и приложения. Работа нрояллкн. |рн|х»мами 5 таблицами и 5 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общее недоразвитие речи но сложные речевые расстройства, при которых у допей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня характерно нарушение лексико-грамматического строя языка, связной речи, звукопроизношения, а также фонематических процессов.
Формирование фонематической функции начинается с раннего возраста, предпосылкой к развитию данной функции является слуховое восприми не речевой слух.
У детей старшего дошкольного возраста фонематический слух хорошо развит, он позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы
Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. В начале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше начинает выделять артикулируемые звуки.
Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лег. звуковой анализ - в более позднем возрасте. Навыкам звукового анализа необходимо обучать, т.к. ребенок не может самостоятельно ими овладеть.
У детей же с общим недоразвитием речи отмечаются грубые нарушения фонематического восприятия. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные: сонорные; свистящие и шипящие смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов; дети с общим недоразвитием речи нуждаются и своевременной, квалифицированной помощи.
Нами было проведено специальное исследование фонематической функции дошкольников пятилетнего возраста. благодаря которому ми пришли к выводу о несформированности фонематической функции у дошкольников с общим недоразвитием речи: дошкольники не различают звуки похожие по звонкости-глухости, твердости-мягкости, свистящие- шипящие, допускают ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками, даже на уровне ненарушенных туков. У них оказываются ^сформированными навыки фонематического анализа и синтеза: дети не умеют определять количество звуков в слоне, положение тука в слове, составлять из звуков слова, подбирать картинки па заданный звук и пр.
Для развития фонематической функции необходимо проводить специальные игры и упражнения с дошкольниками, которые позволят не только развить фонематический слух, звуковой анализ и синтез, но и ПОВЫСИТЬ уровень развития словарного запаса у детей.
Дошкольники с общим недоразвитием речи должны научиться: различать похожие слоги и слова, правильно повторять слоги с оппозиционными звуками, соотносить звучащее слово с картинкой, обучиться элементарному звуковому анализу: выделять черный и последний звук, подбирать картинки на заданный звук. Также дети должны научиться составлять слова из звуков, данных в правильной последовательности, т.е. обучиться элементарному звуковому синтезу.



1 Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематических нарушений речи у дошкольников / В.М Акименко Логопед. -2005. - Mil. С. 15
2 Борисова Е.А. Картинки старые? Нет. новые! / Е.А. 1юрнсова Логопед.
- 2006. - №5. С.43-47
3. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов Под рсд. Р.Е. Лепиной. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР. 1959. 322с.
4. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг. Н.А. Герман. - Чебоксары- Чувашское книжное издательство. 1971.—132с.
5. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. • СПб.: Издательство РГПУ им.
А. И. Герцена: Союз. 2000
6. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО. 2006. - 128 с.: ил.- (Серия .(Популярная логопедия»),
7. Логопедия под рсд. Л.С. Волковой. С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. - 680с.
8 Логопедия Под рсд. Л.С. Волковой: В 5 кн.« М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с.
9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб, пособие хтя стул. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовеи. Е. Н. Кутепова и др.; Пол ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 200 с.
I и. Пенины .1огапвш1ческой jxtfinTu с детьми: Учебно? пособие дл* лопитедйв. вссгаттлей детской сидвк, учителей начальных клалспь студентов, педагогических училищ HIMобщ ред, д.п.н . проф. L .В Чиркиной.-2-е изд., нопр - М/ ЛРКТ11.2003.- 240стр.
]] ПутаИСВй Ь.П. ■ Коррекционная Иединиика: Скипим обучения и васшпиння де сей -с отклонениями в развитии Б-П-Г^чанощ В,И.Селиверстов. С ПДПдхичскан, lO.A.KckneimoHu.. Под ред. Ei.ll.Пу займа. - М.: Издательский центр «Академ пап. 1ЧЧК.
12. Рлтнп I не речи детей до школьно га возраста: Пособие для воспитатели дет. сада. Под ред Ф.А. Сохлна. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил-, 4 л. ил.
13. Сядоцникова Н.П. Нарушения письменной речи н и преодоление у младших школьников,— М„ 1995.
14. Селиверстов В.И. ПонятиГою — термитнезогический словарь логопеда Под ред, В.И, Селиверстова. - М. Гуманитарный издательский центр Влддос, 1997. 400с
15. Специальная дошкольная педагогика Е.АСтребсзева. V. I. Венгер, F. А. Е кжановй и др.; Л од ред. Е. А. Стребелевой. М.. И 1лат слъс к нй центр «Академия», 2002. - 312с
16. СпирОВаЛФ. Недостатки произношения. сопровождающиеся нарушениями письмо. Логопедия Под ре.ъ Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: ГумзтгИТ. над. центр ВЛАДОС. 2003. - Кн 5: Фонетико- речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - С. 10-1S 480с.
17. Тнкседа Е.И. Рззыпие речи дошкольника Е-И. 1нх«ва - М-- Государственние учебно-пшщетйчйекое издательство Мвнистеретм Просвещения РСФСР, 1954. - 76с.
18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит ■ ТА. Ткаченко. - С По.: Акиидент, 1998. - 112с. 
23. Дигескан психологии Д.Б. Эльисиин- М. «Академия». 2005. - ЗИ4с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ