Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение иностранному языку с использованием современных информационно-коммуникативных интернет-технологий

Работа №51902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
493
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам 7
1.1. Учебные Интернет-ресурсы: определение, виды, поиск и критерии отбора 7
1.2. Дидактические свойства и методические функции современных
Интернет-технологий 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Использование компьютерных программ для формирования лексической компетенции при изучении иностранных языков на старшем этапе обучения 21
2.1. Формирование лексической компетенции 21
2.2. Методика применения компьютерных программ для формирования
лексической компетенции на уроке английского языка на старшем этапе обучения 25
Выводы по главе II 40
Глава III. Педагогический эксперимент и его результаты 41
Выводы по главе III 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение

Процесс глобализации, охватывающий практически всю человеческую деятельность в области экономики, образования и культуры в современном мире приводит к расширению взаимосвязей между различными народами и их культурами. Взаимодействие и межкультурное общение осуществляется с помощью культурных обменов, прямых контактов как между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями так и отдельными индивидами разных стран и культур. Межкультурная коммуникация - это непосредственный или опосредованный обмен информацией между представителями разных культур, который находит свое отражение в системе обучения иностранным языкам. Одной из главных целей обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование навыков межкультурного общения, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языковых культур.
Современное общество диктует необходимость высокого уровня развития лексических навыков у учащихся старшей ступени обучения, что делает проблему формирования данных навыков крайне острой. Большинство исследовательских работ по методике обучения иностранным языкам подтверждает тот факт, что межъязыковое общение немыслимо без владения лексическим минимумом.
В нынешнее время, благодаря расширению контактов с зарубежными странами и развитию информационных технологий, практически у каждого есть возможность общаться с представителями других народов и национальностей, познавая новую культуру и чужой менталитет. Однако каким бы сильным желание общаться ни было, возникает проблема знания языка. Этот факт, несомненно, повышает востребованность изучения иностранных языков.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже являются неотъемлемым средством общения для огромного количества людей. В том числе и по этой причине сейчас большое значение придается информатизации системы школьного образования, включая языковое образование. Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. ИКТ расширяет возможности учителя, увеличивая выбор учебных материалов и форм ведения уроков, делая учебный процесс более информативным, интерактивным и насыщенным.
Более того, они способствуют стимулированию самостоятельной работы учащихся. Учитель может использовать ИКТ при поднесении нового материала, закреплении изученной темы, контроле знаний, оценке знаний, умений и навыков.
В России Интернет постепенно становится повседневной реальностью для большинства российских школьников. Практически все школы оснащены необходимым оборудованием для того, чтобы учитель мог применять Интернет-ресурсы в качестве средства обучения. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Для того, чтобы эффективно использовать данные средства обучения, учителю необходимо детально изучить методику их применения.
Актуальность данной работы определяется реформами школьного образования на современном этапе развития общества. Серьезные изменения, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс, направлены, прежде всего, на повышение эффективности обучения, создание благоприятных условий для педагогической и учебной деятельности, повышение мотивации учащихся к учебе. Реализация реформы осуществляется школой через решение тактических, методических и организационных задач. Именно использование информационно-коммуникационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования - противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Объект исследования: Интернет-технологии в обучении иностранным языкам.
Предмет исследования: использование компьютерных программ для формирования лексической компетентности при обучении иностранным языкам.
Цель: выявление особенностей использования компьютерных программ как средства формирования лексической компетенции учащихся при обучении иностранному языку.
Задачи:
• изучить проблему применения информационных технологий в обучении иностранным языкам в целом;
• рассмотреть виды Интернет-технологий, применяемых в обучении иностранному языку;
• изучить критерии отбора учебных Интернет-ресурсов;
• выявить дидактические свойства и функции Интернет- технологий, применяемых в обучении иностранным языкам;
• изучить возможности Интернет-технологий при формировании лексической компетенции учащихся;
• ознакомиться с конкретными компьютерными программами, которые могут быть использованы для формировании лексической компетенции учащихся на старшем этапе обучения; описать методику их применения;
• на экспериментальной основе выявить эффективность применения компьютерной программы для формирования лексической компетенции на старшем этапе обучения.
Научная новизна исследования состоит в обосновании роли и места компьютерных программ в процессе формирования лексических навыков у школьников, в анализе компьютерных программ, направленных на формирование лексической компетенции учеников.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации информации о рассмотренных компьютерных программах, применяемых для формирования лексической компетенции учащихся при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут помочь при выборе компьютерных программ для применения на уроках при обучении иностранному языку. Более того, в данной исследовательской работе представлен план проведения урока по иностранному языку на старшем этапе обучения с применением одной из изученных компьютерных программ для формирования лексической компетенции.
Методы исследования:
• теоретическое изучение и обобщение научно-методической литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;
• анализ содержания выбранных компьютерных программ, применяемых для обучения иностранным языкам, и их учебной направленности;
• сравнение изученных компьютерных программ;
• педагогический эксперимент.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные ИКТ особо активно используются в процессе обучения иностранному языку, в том числе английскому языку. ИКТ расширяет возможности учителя, увеличивая выбор учебных материалов и форм ведения уроков, делая учебный процесс более информативным, интерактивным и насыщенным. Более того, они способствуют стимулированию самостоятельной работы учащихся. Учитель может использовать ИКТ при поднесении нового материала, закреплении изученной темы, контроле знаний, оценке знаний, умений и навыков.
Особо значимое место среди ИКТ занимает глобальная сеть Интернет. Прежде всего, Интернет является источником информации как для учителя, так и для учеников, дополняющим и заменяющим в какой-то степени учебную литературу. Более того, он обеспечивает доступ к аутентичным материалам, что даёт возможность ученикам с высокой мотивацией заниматься самообразованием, способствует индивидуализации и дифференциации учащихся, учитывая их личные знания предмета, умения и навыки, интересы, способности и общий уровень развития.
Однако, рассматривая Интернет как источник учебных ресурсов и пользуясь его преимуществами, учителю необходимо учесть ряд проблем, одной из которых является формирование неверных теоретических и практических знаний о языке. Чтобы этого не произошло, учитель обязан с особой внимательностью и точностью относиться к выбору учебных Интернет-ресурсов, учитывать критерии, которым они должны соответствовать и методические функции, которыми они должны обладать.
Лексический материал в системе языковых средств представляет собой важнейший компонент речевой деятельности, что определяет его особое место и значение на каждом уроке иностранного языка. Именно поэтому формирование лексических навыков должно постоянно находиться в поле зрения учителя. Уровень сформированности лексических навыков у учеников несомненно должен учитываться как при введении нового лексического материала, так и при формировании соответствующих навыков в процессе работы со словарем, с текстом, при выполнении лексических упражнений, при активизации лексического материала в иноязычной речи. Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании лексической компетенции значительно интенсифицирует процесс обучения. Использование компьютерных программ помогает учащимся глубже и разнообразнее познавать язык, эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал. Для учителя средства ИКТ дают возможность расширить спектр новых форм организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, групповая работа и работа с партнером, автономное обучение и т.д. Применение таких форм организации в учебном процессе способствует индивидуализации на более высоком уровне, развитию творческих способностей каждого ученика, его природного потенциала. Пренебрегая применением учебных Интернет-ресурсов в процессе обучения, учитель отказывается от возможности точной регистрации, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки динамики успехов учеников.
В данной работе мы подробно изучили конкретные компьютерные программы, которые могут помочь при формировании лексической компетенции учеников. Мы определили цели, на которые направлены приложения, этапы обучения, на которых целесообразно их использовать, типы представленных в них заданий, уместность применения программ в обучении учеников высшего этапа обучения и их способность активизировать познавательную деятельность учеников, описали методику их применения на уроках английского языка. Более того, на основе педагогического эксперимента мы смогли подтвердить наше предположение о том, что применение компьютерного приложения в процессе обучения может интенсифицировать и эффективно дополнить процесс формирования лексической компетенции учеников на старшем этапе обучения.



1. Александров K.B. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка / К.В.Александров // Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С. 67-73.
2. Александров, К.В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического вуза (на материале нем. яз.): дис. ... канд. пед. наук / К.В. Александров. - Нижний Новгород, 2009. - 227 с.
3. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 18-24.
4. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В.С. Бронская // Известия Пензенского государственного университета имени В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 706.
5. Вепрева, Т.Б. Лексика в обучении иностранным языкам / Т.Б. Вепрева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №6. - С. 104-107.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов
лингвистических и филологических факультетов высших учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М: Академия, 2004. - 336 с.
8. Гутарева Н. Ю. Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе / Н.Ю. Гутарева // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 912-914.
9. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю.Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №5. - С. 56-60.
10. Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам : методологические и педагогические аспекты / М. Г. Евдокимова // Телекоммуникация и информатизация образования. - 2001. - № 4. - С. 75-89.
11. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий / М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 2-9.
12. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Евстигнеев. - М.: Моск. пед. гос. ун-т. - 2012. - 343 с.
13. Зайцева, Е.А. Обучение лексике иностранного языка в России 20 века / Е.А. Зайцева, И.В. Новикова. - Вестник ТвГУ. Серия «Филология», 2014. - №2. - С. 208-214.
14. Зубов A.B. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В.Зубов, И.И.Зубова. - М.: Академия. - 2009. - 141 с.
15. Зыкова, И.В. Практический курс английской лексикологии: учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков / И.В. Зыкова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
16. Коблева, С.Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников / С.Я. Коблева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - №1. - С. 180-181.
17. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностр. языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 49-53.
18. Лучшие приложения для изучающих английский язык и ESL
студентов: [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.fluentu.com/ english/blog/лучших-приложений-для-изучающих- англ.
19. Марчан, Н.Б. О некоторых премах повышения эффективности изучения лексики / Н.Б. Марчан // Иностранные языки в школе. - 2004. - №5 - С. 45-48.
20. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. - М.: Ступени, ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
21. Павлова, Л.П. Формирование иноязычной лексической компетенции у студентов экономического вуза / Л.П. Павлова // Инновационные образовательные технологии. - 2011. - №2. - С. 44-50.
22. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
23. Пересторонина И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексике второго иностранного языка: на примере англо¬французских когнатов: дис. ... канд. пед. наук / И.Л. Пересторонина. - М., 2003. - С. 26-27.
24. Пирогова, Н.Г. Непроизвольное усвоение лексики как способ развития иноязычного тезауруса студентов / Н.Г. Пирогова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3. - С. 228-233.
25. Платформа Kahoot: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://create.kahoot.it.
26. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 2-3. - С. 46-59.
27. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
28. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - Учеб.-метод. пособие. - М.: Академия, 2004. - С. 113.
29. Приложение LinguaLeo для учителей: [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://help.lingualeo.com/hc/ru/categories/201200713-
Lingualeo-для-учителей.
30. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.- метод. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М. : Дрофа, 2008. - 245 с.
31. Сервис LearningApps. Инструкция по созданию интерактивных
заданий: [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //learningapps. org/about.php.
32. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
33. Соловова, Е.Н. Практикум по базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
34. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Суворова. - М., 2005. - 186 с.
35. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с
использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182
с.
36. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2-9.
37. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10-11-е классы) / П.В. Сысоев // Иностр. языки в школе. - 2006. - № 2. - С. 2-10.
38. Сысоев П.В. Современные информационные и
коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - № 1. - С. 120-133.
39. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое? / П.В. Сысоев // Иностр. языки в школе. - 2006. - № 4. - C. 14-23.
40. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 8-16.
41. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 1-10.
42. Трубина, Г.Ф. Психологические особенности старшеклассников и роль мотивации в обучении их иностранному языку / Г.Ф. Трубина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Нижний Тагил, 2013. - №1. - С. 180-182.
43. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учеб.-метод. пособие / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. - М. : Высш. шк., 2004. - 96 с.
44. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л.А. Цветкова // Иностранные языки в школе, - 2002. - №2. - С. 43-47.
45. Цетлин, В.С. Работа над словом / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3 - С. 33-36.
46. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 19-24.
47. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: учебное пособие для студентов филологических фак-тов / Л.В. Щерба. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 150 с.
48. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и
практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.:
Филоматис, 2004. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ