Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера. К числу естественных наук относятся физика, химия, биология, геология.
Цели естествознания:
находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления,
раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.
Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума?
Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов?
Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?
Все эти вопросы обуславливают актуальность выбранной темы исследования.
Понятие «философия» означает любовь к мудрости, любомудрие. Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека и мира, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщенной системы взглядов на мир и на место в нем человека. Она оказывает активное воздействие на общественное бытие и способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.
На основе философии вырабатывается парадигма или картина мира – система взглядов на устройство мира. В зависимости от того, что берется за исходную основу, философия может быть идеалистической или материалистической.
Идеалистическая философия считает возможным придумывать мир, конструировать его модель на основе нескольких исходных достаточно абстрактных положений. Такие положения в официальной науке носят название «постулатов», в теологических учениях – «высшее начало», «сверхъестественные силы», «Бог» и т.п. Критерием истинности в таких учениях выступают субъективные критерии «простоты», «красоты» теории и т.п. Совпадение какого-либо частного практического результата с частным же предсказанием, выведенным на основе такой теории, преподносится как абсолютная истинность всей теории, при этом все, что на самом деле не соответствует теории, отбрасывается, как «не признанное». В этом плане примером является Теория относительности А.Эйнштейна и в определенной степени квантовая механика.
...
1. Жарков В.М., Жарков Р.В. «Концепция современного естествознания», Тула, 1999.
2. Калинин И.Б. Концепции современного естествознания. Томск. 2001.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. – М., 2000.
4. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. – М., 1998.
5. Современная философия науки. Хрестоматия, М., 1994
6. Спирин А.Г. «Основы философии», М., 1988.
7. Стёпин В.С. Основы философии науки. – М., 2004.
8. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.1992.
9. Судьбы естествознания: современные дискуссии. М., 2000
10. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М. 2002.
11. Философия естествознания XX века: итоги и перспективы. М., 1997.
12. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001.