Разработка дизайн-проекта интерьера музея школы №2 Высокогорского района РТ
|
Введение 2
Глава I. Функции школьного музея и их воплощение в предметной среде
1.1 Комплектование музейного фонда 6
1.2 Экспозиционная деятельность школьного музея 12
1.3 Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Пространственно-предметная среда школьного музея как основа развития образовательной среды
2.1 Инновационный подход в организации пространственно-предметной среды школьного музея 23
2.2 Основные типы развития пространственно-предметной среды.
Пространственно-предметной компонент образовательной среды как система 34
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом интерьера музея
школы №2 Высокогорского района РТ 42
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Литература 51
Приложения 54
Электронный вариант
Глава I. Функции школьного музея и их воплощение в предметной среде
1.1 Комплектование музейного фонда 6
1.2 Экспозиционная деятельность школьного музея 12
1.3 Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Пространственно-предметная среда школьного музея как основа развития образовательной среды
2.1 Инновационный подход в организации пространственно-предметной среды школьного музея 23
2.2 Основные типы развития пространственно-предметной среды.
Пространственно-предметной компонент образовательной среды как система 34
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом интерьера музея
школы №2 Высокогорского района РТ 42
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Литература 51
Приложения 54
Электронный вариант
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом учебного процесса по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в области дизайна.
Значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что в процессе его выполнения закрепляются и расширяются полученные теоретические знания, практические навыки и вырабатывается умение применять их в решение дизайн-проектов.
Формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, один из важнейших способов развития и овладения человеком художественной культуры своего народа и человечества [Концепция художественного образования в Российской Федерации].
Музеи входят в систему народного образования, управляются музейным активом в составе педагогов и учеников; Школьные музеи — разновидность музеев учебных заведений, создаются в школах и внешкольных учреждениях с учебно-воспитательными, познавательными и образовательными целями. Могут иметь самый различный профиль: исторический, литературный, краеведческий и т.д. [Российская музейная энциклопедия].
Краеведческий музей - это не просто хранилище прошлого, место для демонстраций, исследовательский центр, в котором ведется поиск, собрание, обработка экспонатов, но еще и культурный центр помогающий сохранить народную культуру, объединяющий людей разного возраста. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Актуальность исследования: определяется необходимостью сохранения исторической памяти о событиях, утраченных объектах культурного и природного наследия родного края, применения методов сохранения преемственности, исторической связи поколений.
Объект исследования: деятельность школьного музея в сохранении исторических объектов наследия родного края.
Предмет исследования: интерьер экспозиционного пространства краеведческого музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Цель выпускной квалификационной работы: создание дизайн- проекта интерьера музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Для успешного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть методическую и специальную литературу, зарубежный отечественный опыт экспозиционной деятельности школьного музея;
2. изучить характерные направления и виды научно -
исследовательской работы в музеях;
3. рассмотреть характерные особенности в организации пространственно-предметной среды школьного музея;
4. создать на основе требований концепцию по дизайнерскому решению интерьера музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Гипотеза: грамотно-организованная предметно-пространственная среда школьного музея способствует развитию художественной культуры своего народа подрастающим поколением, сохранению существующих и утраченных объектов природного и культурного наследия родного края.
Методы исследования:
- теоретический,
- эвристический (поисковый) метод,
- практический.
Теоретическая значимость: исследование посвящено изучению источниковой базы по музееведению и провинциальному краеведению.
Практическая значимость: изучение и освоение принципов и методов дизайн - проектирования музейного пространства, для применения в дизайне интерьера музея школы №2 Высокогорского района.
Теоретическая и практическая значимость работы раскрывает цели и задачи исследования.
Структура: введение, две главы, заключение и приложение составляют структуру выпускной квалификационной работы. В приложении к работе присутствует дизайн-проект интерьера музея в школе №2 Высокогорского района РТ.
В первой главе выявляются основные теоретические понятия и особенности планировки музеев. Вторая глава раскрывает методы и принципы создания гармоничного предметно-пространственной среды, обоснование выбора мебели и материалов. В заключение работы подводятся итоги, окончательные выводы по исследуемой теме.
Практическая часть работы выполнена на планшете в компьютерном моделировании и имеет следующие графические изображения:
- план музея с указанием всех функциональных зон и размеров;
- план музея, где показана расстановка мебели и оборудования;
- развертка стен музея;
- перспектива интерьера музея;
Значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что в процессе его выполнения закрепляются и расширяются полученные теоретические знания, практические навыки и вырабатывается умение применять их в решение дизайн-проектов.
Формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, один из важнейших способов развития и овладения человеком художественной культуры своего народа и человечества [Концепция художественного образования в Российской Федерации].
Музеи входят в систему народного образования, управляются музейным активом в составе педагогов и учеников; Школьные музеи — разновидность музеев учебных заведений, создаются в школах и внешкольных учреждениях с учебно-воспитательными, познавательными и образовательными целями. Могут иметь самый различный профиль: исторический, литературный, краеведческий и т.д. [Российская музейная энциклопедия].
Краеведческий музей - это не просто хранилище прошлого, место для демонстраций, исследовательский центр, в котором ведется поиск, собрание, обработка экспонатов, но еще и культурный центр помогающий сохранить народную культуру, объединяющий людей разного возраста. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Актуальность исследования: определяется необходимостью сохранения исторической памяти о событиях, утраченных объектах культурного и природного наследия родного края, применения методов сохранения преемственности, исторической связи поколений.
Объект исследования: деятельность школьного музея в сохранении исторических объектов наследия родного края.
Предмет исследования: интерьер экспозиционного пространства краеведческого музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Цель выпускной квалификационной работы: создание дизайн- проекта интерьера музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Для успешного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть методическую и специальную литературу, зарубежный отечественный опыт экспозиционной деятельности школьного музея;
2. изучить характерные направления и виды научно -
исследовательской работы в музеях;
3. рассмотреть характерные особенности в организации пространственно-предметной среды школьного музея;
4. создать на основе требований концепцию по дизайнерскому решению интерьера музея школы №2 Высокогорского района РТ.
Гипотеза: грамотно-организованная предметно-пространственная среда школьного музея способствует развитию художественной культуры своего народа подрастающим поколением, сохранению существующих и утраченных объектов природного и культурного наследия родного края.
Методы исследования:
- теоретический,
- эвристический (поисковый) метод,
- практический.
Теоретическая значимость: исследование посвящено изучению источниковой базы по музееведению и провинциальному краеведению.
Практическая значимость: изучение и освоение принципов и методов дизайн - проектирования музейного пространства, для применения в дизайне интерьера музея школы №2 Высокогорского района.
Теоретическая и практическая значимость работы раскрывает цели и задачи исследования.
Структура: введение, две главы, заключение и приложение составляют структуру выпускной квалификационной работы. В приложении к работе присутствует дизайн-проект интерьера музея в школе №2 Высокогорского района РТ.
В первой главе выявляются основные теоретические понятия и особенности планировки музеев. Вторая глава раскрывает методы и принципы создания гармоничного предметно-пространственной среды, обоснование выбора мебели и материалов. В заключение работы подводятся итоги, окончательные выводы по исследуемой теме.
Практическая часть работы выполнена на планшете в компьютерном моделировании и имеет следующие графические изображения:
- план музея с указанием всех функциональных зон и размеров;
- план музея, где показана расстановка мебели и оборудования;
- развертка стен музея;
- перспектива интерьера музея;
Музеи, являющиеся, структурными подразделениями научно-исследовательских институтов и вузов, школ работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнообразие выполняемых ими функций придает особую важность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного поиска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования.
Но с другой стороны, она должна учитывать функциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально продолжительному хранению и эффективному использованию собранных материалов. В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. При разработке интерьера музея было важно найти гармонию между функциональностью и эстетикой. Дизайн интерьера зависит от множества факторов, но посетителям запоминаются именно детали, поэтому при создании интерьера музея была цель создать атмосферу комфорта с помощью приятного освещения, удобных для просмотра стеклянных витрин, планшетов c информацией о Казанском водопроводе, речки №36 Демидовке , голубых озерах и характерному интерьеру. Броские детали в интерьере музея, такие как карта на потолке, не оставит ни кого равнодушным, интерьер музея вызывает эмоциональный подъем. Приятная атмосфера обстановки музея, которая складывается из интересной концепции помещения, его дизайна и многих других составляющих, в том числе светового и художественного оформления будет вызывать восхищение у школьников и посетителей.
Для дизайна интерьера музея характерна простота деталей, не перегруженность, так как это еще и кабинет, где будут проходить занятия в школе. Пластичные формы деталей мебели, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают объемность.
Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией дизайнера, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора — два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Голубые песочные тона символизирующие воду землю и природу в целом. Дизайнер должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку. Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной дизайнером эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов, взаимно дополняющих друг друга, возникает новая информация, новые знания о процессах и явлениях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.
Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм дизайнера.
Но с другой стороны, она должна учитывать функциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально продолжительному хранению и эффективному использованию собранных материалов. В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. При разработке интерьера музея было важно найти гармонию между функциональностью и эстетикой. Дизайн интерьера зависит от множества факторов, но посетителям запоминаются именно детали, поэтому при создании интерьера музея была цель создать атмосферу комфорта с помощью приятного освещения, удобных для просмотра стеклянных витрин, планшетов c информацией о Казанском водопроводе, речки №36 Демидовке , голубых озерах и характерному интерьеру. Броские детали в интерьере музея, такие как карта на потолке, не оставит ни кого равнодушным, интерьер музея вызывает эмоциональный подъем. Приятная атмосфера обстановки музея, которая складывается из интересной концепции помещения, его дизайна и многих других составляющих, в том числе светового и художественного оформления будет вызывать восхищение у школьников и посетителей.
Для дизайна интерьера музея характерна простота деталей, не перегруженность, так как это еще и кабинет, где будут проходить занятия в школе. Пластичные формы деталей мебели, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают объемность.
Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией дизайнера, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора — два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Голубые песочные тона символизирующие воду землю и природу в целом. Дизайнер должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку. Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной дизайнером эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов, взаимно дополняющих друг друга, возникает новая информация, новые знания о процессах и явлениях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.
Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм дизайнера.



