Налоговое регулирование экономических видов деятельности
|
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы налогового регулирования в системе
государственного воздействия на национальную экономику 10
1.1. Государственное регулирование национальной экономики: понятие,
методы, системы 10
1.2. Формы и методы налогового регулирования национальной экономики 20
1.3. Правовые основы налогового регулирования 34
2. Анализ форм и методов налогового регулирования экономических видов
деятельности 41
2.1. Анализ состава и структуры экономических видов деятельности 41
2.2. Анализ налоговых доходов и расходов бюджетной системы по
экономическим видам деятельности 54
2.3. Анализ и оценка эффективности налогового регулирования экономических видов деятельности. Экономико -математическое моделирование развития налогового регулирования экономических видов
деятельности 58
3. Перспективы налогового регулирования экономических видов деятельности в Российской Федерации 76
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в налоговом
регулировании экономических видов деятельности 76
3.2. Развитие налогового регулирования экономических видов деятельности в Российской Федерации 103
Заключение 109
Список использованных источников 112
Приложения
1. Теоретические и правовые основы налогового регулирования в системе
государственного воздействия на национальную экономику 10
1.1. Государственное регулирование национальной экономики: понятие,
методы, системы 10
1.2. Формы и методы налогового регулирования национальной экономики 20
1.3. Правовые основы налогового регулирования 34
2. Анализ форм и методов налогового регулирования экономических видов
деятельности 41
2.1. Анализ состава и структуры экономических видов деятельности 41
2.2. Анализ налоговых доходов и расходов бюджетной системы по
экономическим видам деятельности 54
2.3. Анализ и оценка эффективности налогового регулирования экономических видов деятельности. Экономико -математическое моделирование развития налогового регулирования экономических видов
деятельности 58
3. Перспективы налогового регулирования экономических видов деятельности в Российской Федерации 76
3.1. Возможности использования зарубежного опыта в налоговом
регулировании экономических видов деятельности 76
3.2. Развитие налогового регулирования экономических видов деятельности в Российской Федерации 103
Заключение 109
Список использованных источников 112
Приложения
Актуальность темы исследования. В условиях мирового экономического кризиса эффективная налоговая политика государства играет определяющую роль в стабильном развитии как всей рыночной экономики, так и отдельных ее секторов. Субъекты экономической деятельности не могут развивать свою материально-техническую базу, повышать рентабельность в связи с объективно завышенными налоговыми обязательствами.
Одной из самых актуальных тем последнего времени в многочисленных изданиях и публикациях стало совершенствование системы налогообложения, призванной способствовать развитию бизнеса, а вместе с тем и стабильной экономической жизни общества. В странах как с развитой рыночной экономикой, так и с развивающейся экономикой, предпринимательство доказало свою социальную значимость как сферы использования массового человеческого потенциала, предпринимательской инициативы, профессиональной реализации в целях удовлетворения рыночных потребностей и повышения уровня и качества жизни населения. В нормативных и программных документах Президента и Правительства РФ постоянно рассматриваются как общие проблемы стимулирования предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования его налогообложения.
В период развития рыночных отношений регулирующая роль государства в экономике должна усиливаться. Государственное регулирование экономики через налоги осуществляется посредством налогового регулирования, которое является одним из инструментов, способов достижения государством своих целей.
Налоговое регулирование рассматривается специалистами как целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее привлекательных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.
Однако дальнейшего концептуального осмысления и теоретического обоснования требуют вопросы государственной поддержки бизнеса путем развития стимулирующей функции налогового регулирования экономических видов деятельности, процессы выбора налогового режима и перехода от одного режима к другому в соответствии с отраслевыми, территориальными, административными, социальными приоритетами. Массовое и повсеместное применение налогового регулирования экономических видов деятельности должно сопровождаться разработкой конкретных рекомендаций по ее совершенствованию.
Острая актуальность, важность, необходимость восполнения и развития теоретического обоснования и методического инструментария применения налогового регулирования экономических видов деятельности, включая индивидуальных предпринимателей, обусловили выбор темы диссертационного исследования, определение исследовательской цели и задач, выдвижение и доказательство рабочей гипотезы.
Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные положения теории налогообложения, содержащиеся в трудах У. Петти, Дж. Милля, А. Смита, Ф. Кенэ, А. Д. Рикардо, А. Лэффера, М. Фридмена, И. Фишера и Н. Калдора, позволили определить место налогового регулирования экономических видов деятельности в налоговой системе.
Теоретические исследования и методологические разработки проблем налогообложения хозяйствующих субъектов представлены в трудах отечественных специалистов, таких как Кюрджиев С.П, Брызгалин А.В., Врублевская О.В., Галанов В.А., Рубе В.А., Скворцов О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Шестоперов О.М. и др.
Вопросам исследования действующего механизма налогообложения, последствий изменений налогового законодательства, эффективности систем налогообложения посвящены труды таких видных ученых и специалистов,
как Артеменко Д.А, Сергеев И.В., Черник Д.Г., Юткина Т.Ф.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в данной сфере экономической науки, современная экономическая ситуация в России обусловливает необходимость дальнейшего изучения специфики налогового регулирования экономических видов деятельности как инструментов с имулирования и поддержки развития бизнеса в условиях экономического спада.
Цель диссертационного исследования - раскрыть теоретические представления и оценить практику применения налогового регулирования экономических видов деятельности для обоснования направлений совершенствования налогообложения различных экономических видов деятельности. Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть государственное регулирование национальной
экономики, дать его понятие, показать методы;
2. рассмотреть формы и методы налогового регулирования национальной экономики;
3. выделить правовые основы налогового регулирования;
4. провести анализ форм и методов налогового регулирования экономических видов деятельности;
5. определить возможности использования зарубежного опыта в налоговом регулировании экономических видов деятельности;
6. разработать направления совершенствования налогового
регулирования экономических видов деятельности в РФ.
Объектом диссертационного исследования является государственное налоговое регулирование.
Предметом диссертационного являются содержание и методы налогового регулирования экономических видов деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в монографиях, научных трудах, и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, публикациях научных и исследовательских центров, нормативно-правовых документах РФ и ее субъектов, ученых и специалистов в области теории налогообложения, теории предпринимательства, экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых в области налогового регулирования.
Инструментарно-методический аппарат исследования. Обоснованность и адекватность выводов и разработок автора обеспечены применением совокупности подходов и методов применения налогового регулирования экономических видов деятельности: системный и структурно-функциональный подход, метод сравнительного сопоставления, научной абстракции; такие инструментальные приемы как: анализ микроэкономической динамики, ситуационный, эволюционный и динамический анализ, методы экономико статистический группировок и экспертных оценок, графическая и табличная интерпретация фактологического материала.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты РФ, различные нормативно-правовые документы, исходящие от органов власти, в частности от Президента и Правительства Российской Федерации, данные Росстата, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, национальные и региональные программы и проекты, а также материалы, которые публикуются в отечественной и зарубежной литератур е, связанные с проблематикой налогообложения, фактический материал и различные сведения, получаемые из научных и периодических изданий, а также материалы по аналитике и различные отчеты регионального характера, экспертные оценки научно-исследовательских центров, базы данных, которые создаются в ходе социально-экономического анализа, проводимого как самим автором, так и другими исследователями.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности научных положений и принципов формирования налогового регулирования экономических видов деятельности, обосновывающих возможность повышения эффективности стимулирующей функции налогообложения бизнеса за счет совершенствования налогового регулирования экономических видов деятельности, отличающихся от налоговых льгот долговременностью, универсальностью, территориальной привязкой, путем использования новых механизмов и институтов налогообложения (патентная и упрощенная налоговые системы) с использованием корректирующих территориальных коэффициентов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии отличительной от налоговых льгот сущности налогового регулирования экономических видов деятельности, приоритета их стимулирующей функции в налогообложении экономических видов деятельности и выработке практических рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения.
К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:
- доказано, что содержательно специальные налоговые режимы экономических видов деятельности отличаются от льгот в сфере налогообложения ввиду наличия следующих особенностей: гибкость (возможность выбора режима), долговременность (применение на протяжении всего жизненного срока бизнеса), массовость (охват множества субъектов), универсальность (единые ставки для соответствующего вида деятельности), территориальная привязка (дифференциация по субъектам РФ);
- обосновано в развитие научных взглядов Игнатовой Т.В., Пономарева А.И. что в структуре функций налогового регулирования экономических видов деятельности (фискальной, распределительной, стимулирующей, выравнивающей, социальной) основной и конституирующей их содержание, является стимулирующая, а не фискальная, которая определяет выбор объектов налогообложения по признакам отраслевой принадлежности, инвестиционного потенциала, социальной значимости, территориального размещения, размерам бизнеса;
- определено, что отсутствие в налоговом поле единой классификации, позволяющей выделить бизнес как отдельную категорию налогоплательщиков, действие в России нескольких режимов налогообложения, противоречивость нормативно-правовой базы создают барьеры для входа в отрасль новых малых предприятий и преимущества для крупных организаций, и предложено использовать механизм акселерации микропредприятий, малого и среднего бизнес а на основе налоговых, кредитных и инфраструктурных льгот;
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена развитием теоретико-методологических основ налогового регулирования сектора предпринимательства, в обосновании налоговой компоненты специальных мер по поддержке бизнеса, базирующихся на выделении ключевой стимулирующей функции и особенностей налогового регулирования экономических видов деятельности.
Исходя из этого, положения и выводы исследования могут быть использованы: для развития и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения налогообложения различных видов деятельности; в научных исследованиях - при разработке вопросов налогообложения предпринимательства. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках совершенствования учебных курсов общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин: «Финансы», «Налоги и налогообложение».
Практическая значимость результатов исследования состоит в прикладном характере методических разработок по совершенствованию механизма развития налогового регулирования экономических видов деятельности; в конкретных предложениях по корректировке действующего
9 законодательства, регламентирующего налогообложение бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях; в рекомендациях по повышению эффективности использования органами местного самоуправления предоставленных им возможностей в области налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Структура работы направлена на последовательное раскрытие цели и задач исследования. Диссертация включает в себя введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
Одной из самых актуальных тем последнего времени в многочисленных изданиях и публикациях стало совершенствование системы налогообложения, призванной способствовать развитию бизнеса, а вместе с тем и стабильной экономической жизни общества. В странах как с развитой рыночной экономикой, так и с развивающейся экономикой, предпринимательство доказало свою социальную значимость как сферы использования массового человеческого потенциала, предпринимательской инициативы, профессиональной реализации в целях удовлетворения рыночных потребностей и повышения уровня и качества жизни населения. В нормативных и программных документах Президента и Правительства РФ постоянно рассматриваются как общие проблемы стимулирования предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования его налогообложения.
В период развития рыночных отношений регулирующая роль государства в экономике должна усиливаться. Государственное регулирование экономики через налоги осуществляется посредством налогового регулирования, которое является одним из инструментов, способов достижения государством своих целей.
Налоговое регулирование рассматривается специалистами как целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее привлекательных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.
Однако дальнейшего концептуального осмысления и теоретического обоснования требуют вопросы государственной поддержки бизнеса путем развития стимулирующей функции налогового регулирования экономических видов деятельности, процессы выбора налогового режима и перехода от одного режима к другому в соответствии с отраслевыми, территориальными, административными, социальными приоритетами. Массовое и повсеместное применение налогового регулирования экономических видов деятельности должно сопровождаться разработкой конкретных рекомендаций по ее совершенствованию.
Острая актуальность, важность, необходимость восполнения и развития теоретического обоснования и методического инструментария применения налогового регулирования экономических видов деятельности, включая индивидуальных предпринимателей, обусловили выбор темы диссертационного исследования, определение исследовательской цели и задач, выдвижение и доказательство рабочей гипотезы.
Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные положения теории налогообложения, содержащиеся в трудах У. Петти, Дж. Милля, А. Смита, Ф. Кенэ, А. Д. Рикардо, А. Лэффера, М. Фридмена, И. Фишера и Н. Калдора, позволили определить место налогового регулирования экономических видов деятельности в налоговой системе.
Теоретические исследования и методологические разработки проблем налогообложения хозяйствующих субъектов представлены в трудах отечественных специалистов, таких как Кюрджиев С.П, Брызгалин А.В., Врублевская О.В., Галанов В.А., Рубе В.А., Скворцов О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Шестоперов О.М. и др.
Вопросам исследования действующего механизма налогообложения, последствий изменений налогового законодательства, эффективности систем налогообложения посвящены труды таких видных ученых и специалистов,
как Артеменко Д.А, Сергеев И.В., Черник Д.Г., Юткина Т.Ф.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в данной сфере экономической науки, современная экономическая ситуация в России обусловливает необходимость дальнейшего изучения специфики налогового регулирования экономических видов деятельности как инструментов с имулирования и поддержки развития бизнеса в условиях экономического спада.
Цель диссертационного исследования - раскрыть теоретические представления и оценить практику применения налогового регулирования экономических видов деятельности для обоснования направлений совершенствования налогообложения различных экономических видов деятельности. Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. рассмотреть государственное регулирование национальной
экономики, дать его понятие, показать методы;
2. рассмотреть формы и методы налогового регулирования национальной экономики;
3. выделить правовые основы налогового регулирования;
4. провести анализ форм и методов налогового регулирования экономических видов деятельности;
5. определить возможности использования зарубежного опыта в налоговом регулировании экономических видов деятельности;
6. разработать направления совершенствования налогового
регулирования экономических видов деятельности в РФ.
Объектом диссертационного исследования является государственное налоговое регулирование.
Предметом диссертационного являются содержание и методы налогового регулирования экономических видов деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в монографиях, научных трудах, и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, публикациях научных и исследовательских центров, нормативно-правовых документах РФ и ее субъектов, ученых и специалистов в области теории налогообложения, теории предпринимательства, экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых в области налогового регулирования.
Инструментарно-методический аппарат исследования. Обоснованность и адекватность выводов и разработок автора обеспечены применением совокупности подходов и методов применения налогового регулирования экономических видов деятельности: системный и структурно-функциональный подход, метод сравнительного сопоставления, научной абстракции; такие инструментальные приемы как: анализ микроэкономической динамики, ситуационный, эволюционный и динамический анализ, методы экономико статистический группировок и экспертных оценок, графическая и табличная интерпретация фактологического материала.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты РФ, различные нормативно-правовые документы, исходящие от органов власти, в частности от Президента и Правительства Российской Федерации, данные Росстата, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, национальные и региональные программы и проекты, а также материалы, которые публикуются в отечественной и зарубежной литератур е, связанные с проблематикой налогообложения, фактический материал и различные сведения, получаемые из научных и периодических изданий, а также материалы по аналитике и различные отчеты регионального характера, экспертные оценки научно-исследовательских центров, базы данных, которые создаются в ходе социально-экономического анализа, проводимого как самим автором, так и другими исследователями.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности научных положений и принципов формирования налогового регулирования экономических видов деятельности, обосновывающих возможность повышения эффективности стимулирующей функции налогообложения бизнеса за счет совершенствования налогового регулирования экономических видов деятельности, отличающихся от налоговых льгот долговременностью, универсальностью, территориальной привязкой, путем использования новых механизмов и институтов налогообложения (патентная и упрощенная налоговые системы) с использованием корректирующих территориальных коэффициентов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии отличительной от налоговых льгот сущности налогового регулирования экономических видов деятельности, приоритета их стимулирующей функции в налогообложении экономических видов деятельности и выработке практических рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения.
К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:
- доказано, что содержательно специальные налоговые режимы экономических видов деятельности отличаются от льгот в сфере налогообложения ввиду наличия следующих особенностей: гибкость (возможность выбора режима), долговременность (применение на протяжении всего жизненного срока бизнеса), массовость (охват множества субъектов), универсальность (единые ставки для соответствующего вида деятельности), территориальная привязка (дифференциация по субъектам РФ);
- обосновано в развитие научных взглядов Игнатовой Т.В., Пономарева А.И. что в структуре функций налогового регулирования экономических видов деятельности (фискальной, распределительной, стимулирующей, выравнивающей, социальной) основной и конституирующей их содержание, является стимулирующая, а не фискальная, которая определяет выбор объектов налогообложения по признакам отраслевой принадлежности, инвестиционного потенциала, социальной значимости, территориального размещения, размерам бизнеса;
- определено, что отсутствие в налоговом поле единой классификации, позволяющей выделить бизнес как отдельную категорию налогоплательщиков, действие в России нескольких режимов налогообложения, противоречивость нормативно-правовой базы создают барьеры для входа в отрасль новых малых предприятий и преимущества для крупных организаций, и предложено использовать механизм акселерации микропредприятий, малого и среднего бизнес а на основе налоговых, кредитных и инфраструктурных льгот;
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена развитием теоретико-методологических основ налогового регулирования сектора предпринимательства, в обосновании налоговой компоненты специальных мер по поддержке бизнеса, базирующихся на выделении ключевой стимулирующей функции и особенностей налогового регулирования экономических видов деятельности.
Исходя из этого, положения и выводы исследования могут быть использованы: для развития и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения налогообложения различных видов деятельности; в научных исследованиях - при разработке вопросов налогообложения предпринимательства. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках совершенствования учебных курсов общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин: «Финансы», «Налоги и налогообложение».
Практическая значимость результатов исследования состоит в прикладном характере методических разработок по совершенствованию механизма развития налогового регулирования экономических видов деятельности; в конкретных предложениях по корректировке действующего
9 законодательства, регламентирующего налогообложение бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях; в рекомендациях по повышению эффективности использования органами местного самоуправления предоставленных им возможностей в области налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Структура работы направлена на последовательное раскрытие цели и задач исследования. Диссертация включает в себя введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложения.
В результате нашего исследования были предложены и разработаны следующие направления совершенствования налогового регулирования экономических видов деятельности.
Государственное управление - это функция государства, которая присуща специальным организационным структурам (органам), а их совокупность представляет собой систему органов государственного управления.
Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы, и, кроме того, условия социально - экономического развития страны.
Одним из направлений государственного финансового регулирования является налоговое регулирование. Налоговое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов налогового воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Таким образом, в период развития рыночных отношений регулирующая роль государства в экономике должна усиливаться. Государственное регулирование экономики через налоги осуществляется посредством налогового регулирования, которое является одним из инструментов, способов достижения государством своих целей.
В регулировании экономического развития государства и его субъектов большая роль отведена регулированию отраслей народного хозяйства. В тоже время государство проводит регулирование этих отраслей в том числе и с помощью налогов. Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы РФ, совокупная налоговая нагрузка на отрасли в России за последние 3 года меняется незначительно
Показатель налогового бремени в России в период с 2010 по 2013 год имел тенденцию к росту (с 35,04 до 37,69 процентов), а в 2014 году произошли незначительные сокращения на 1,3 процента. Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.
Неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях является одной из актуальных проблем в современной экономике. Исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности, например в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2009—2015 гг. составляет 35,7 процента; у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью, налоговая нагрузка составляет 21,4 процента, в сфере строительства — 13,1 процента; на сельскохозяйственных предприятиях — 4,6 процента; в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий — 2,7 процента.
Исходя из полученных данных следует, что нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие. Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны.
Самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 38,5 процентов, отрасль обеспечивает поступление около 30 процентов налогов в бюджет и в отрасли транспорт и связь (налоговая нагрузка — 7,8 процента, доля поступлений в ВВП РФ — 7,93 процента. Эти различия связаны с тем, что на уровень налоговой нагрузки влияют различные факторы и добиться её стабильности во всех отраслях экономики невозможно.
Особенностями налоговой системы Российской Федерации являются:
- Несоразмерность уровня налогообложения фискальным возможностям плательщиков налогов. Высокий уровень налогового давления определяется как весьма броский примером, хотя это и очень условно.
- Недостоверность налоговой системы, потому что нормативно - правовая основа является очень запутанным и сложным моментом. Сложность заключается в способах расчета сбора налогов. В компаниях, после оплаты всех налоговых взысканий не хватает денег для реализации результативной финансовой и экономической деятельности, и потому практически все организации пытаются всякими возможностями отвертеться от уплаты всех налогов. Современное затруднение «теневой экономики» может быть решено в том случае, если уменьшить налоговые ставки, изменить налоговую основу и перераспределить налоговое давление. Сегодня, с ситуацией в России, государство приняло перечень мероприятий для решения этой проблемы и обеспечению всевозможной помощи подобным организациям. Таким образом, с этими мероприятиями мы можем извлечь долю оборота из «тени».
- Отсутствие принципа эффективности налоговой системы. Это должно снизить стоимость налогового администрирования, при сохранении максимально возможного уровня сбора налогов.
Одной из основных задач страны в целом является ликвидация проблемы побуждения системы налогообложения на хозяйственную деятельность организаций, развитие производства и экономического совершенствования государства.
Государственное управление - это функция государства, которая присуща специальным организационным структурам (органам), а их совокупность представляет собой систему органов государственного управления.
Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы, и, кроме того, условия социально - экономического развития страны.
Одним из направлений государственного финансового регулирования является налоговое регулирование. Налоговое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов налогового воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Таким образом, в период развития рыночных отношений регулирующая роль государства в экономике должна усиливаться. Государственное регулирование экономики через налоги осуществляется посредством налогового регулирования, которое является одним из инструментов, способов достижения государством своих целей.
В регулировании экономического развития государства и его субъектов большая роль отведена регулированию отраслей народного хозяйства. В тоже время государство проводит регулирование этих отраслей в том числе и с помощью налогов. Согласно официальным данным Федеральной налоговой службы РФ, совокупная налоговая нагрузка на отрасли в России за последние 3 года меняется незначительно
Показатель налогового бремени в России в период с 2010 по 2013 год имел тенденцию к росту (с 35,04 до 37,69 процентов), а в 2014 году произошли незначительные сокращения на 1,3 процента. Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.
Неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях является одной из актуальных проблем в современной экономике. Исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности, например в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2009—2015 гг. составляет 35,7 процента; у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью, налоговая нагрузка составляет 21,4 процента, в сфере строительства — 13,1 процента; на сельскохозяйственных предприятиях — 4,6 процента; в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий — 2,7 процента.
Исходя из полученных данных следует, что нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие. Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны.
Самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 38,5 процентов, отрасль обеспечивает поступление около 30 процентов налогов в бюджет и в отрасли транспорт и связь (налоговая нагрузка — 7,8 процента, доля поступлений в ВВП РФ — 7,93 процента. Эти различия связаны с тем, что на уровень налоговой нагрузки влияют различные факторы и добиться её стабильности во всех отраслях экономики невозможно.
Особенностями налоговой системы Российской Федерации являются:
- Несоразмерность уровня налогообложения фискальным возможностям плательщиков налогов. Высокий уровень налогового давления определяется как весьма броский примером, хотя это и очень условно.
- Недостоверность налоговой системы, потому что нормативно - правовая основа является очень запутанным и сложным моментом. Сложность заключается в способах расчета сбора налогов. В компаниях, после оплаты всех налоговых взысканий не хватает денег для реализации результативной финансовой и экономической деятельности, и потому практически все организации пытаются всякими возможностями отвертеться от уплаты всех налогов. Современное затруднение «теневой экономики» может быть решено в том случае, если уменьшить налоговые ставки, изменить налоговую основу и перераспределить налоговое давление. Сегодня, с ситуацией в России, государство приняло перечень мероприятий для решения этой проблемы и обеспечению всевозможной помощи подобным организациям. Таким образом, с этими мероприятиями мы можем извлечь долю оборота из «тени».
- Отсутствие принципа эффективности налоговой системы. Это должно снизить стоимость налогового администрирования, при сохранении максимально возможного уровня сбора налогов.
Одной из основных задач страны в целом является ликвидация проблемы побуждения системы налогообложения на хозяйственную деятельность организаций, развитие производства и экономического совершенствования государства.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО
ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РФ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговое регулирование инновационной и инвестиционной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Отраслевая налоговая политика России и ее развитие
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое регулирование малого бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое регулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
в современных условиях
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016



