Налоговая безопасность организации
|
Перечень сокращений 3
Введение 4
1. Теоретические и методические основы налоговой безопасности организации
1.1. Понятие налоговой безопасности организации 10
1.2. Классификация методов налоговой безопасности организации 16
1.3. Обеспечение налоговой безопасности организации путем минимизации налоговых рисков
2. Анализ обеспечения налоговой безопасности организации 34
2.1. Экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в Российской Федерации
2.2. Анализ налоговой составляющей как элемента системы обеспечения экономической безопасности
2.3. Анализ арбитражной практики по обеспечению налоговой безопасности организации
3. Оценка налоговой безопасности организации 57
3.1. Факторы, влияющие на налоговую безопасность организации 57
3.2. Экономико-математическое моделирование обеспечения налоговой
безопасности организации
3.3. Совершенствование налоговой безопасности организации 78
Заключение 84
Список использованных источников 89
Приложение 93
Введение 4
1. Теоретические и методические основы налоговой безопасности организации
1.1. Понятие налоговой безопасности организации 10
1.2. Классификация методов налоговой безопасности организации 16
1.3. Обеспечение налоговой безопасности организации путем минимизации налоговых рисков
2. Анализ обеспечения налоговой безопасности организации 34
2.1. Экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в Российской Федерации
2.2. Анализ налоговой составляющей как элемента системы обеспечения экономической безопасности
2.3. Анализ арбитражной практики по обеспечению налоговой безопасности организации
3. Оценка налоговой безопасности организации 57
3.1. Факторы, влияющие на налоговую безопасность организации 57
3.2. Экономико-математическое моделирование обеспечения налоговой
безопасности организации
3.3. Совершенствование налоговой безопасности организации 78
Заключение 84
Список использованных источников 89
Приложение 93
Актуальность темы исследования. Быстрое изменение социально - экономических явлений и продолжающийся финансовый кризис привели к неустойчивости и непредсказуемости налоговой политики России, что может привести к ситуации, которая усложняет выбор альтернатив, когда самые точные вычисления не гарантируют успех в финансовой и хозяйственной работе организации.
Главной задачей каждого государства является рост собираемости налоговых платежей. Задачей же коммерческих предприятий заключается в обратном - уплатить меньшее количество налогов, максимально сократив налоговую нагрузку. Реальность бизнеса такова, что склонность к сокращению налогового бремени присуща в сущности каждой организации, независимо от типа и географии ее работы.
Налоговая безопасность важна для координирования действий налогоплательщиков по уплате налогов и налоговому планированию с учетом факторов безопасности (получения положительных финансовых итогов, которые не отягощены негативными последствиями). Каждый налогоплательщик пытается управлять экономическими процессами, в т. ч. налогами, но, из-за некоторых обстоятельств, и вынужденной скорости принятия управленческих решений, может делать ошибки. Налоговая безопасность - это комплексное направление работы предприятия, которое имеет организационно-экономические и правовые основы.
В литературных источниках среди оценок, которые посвящены национальной безопасности, вопросам налоговой безопасности уделяется недостаточное внимание. Многообразие научно -теоретических подходов к раскрытию отдельных сторон налоговых отношений в системе экономической безопасности, значимых для диссертационного исследования, показывает, что остались не затронутыми общетеоретические проблемы налоговой безопасности (определение ее понятия и сущности, целей и задач, основных принципов и функций и др.). В то же время в обстоятельствах формирования современной налоговой системы Российской Федерации независимое значение приобретает разработка методов и комплекса исследования налоговой безопасности, роста экономической безопасности организаций. Налоговая безопасность оказывает влияние на устойчивость экономических отношений, становится показателем стабильности всей налоговой системы как ресурсного фактора государства, становится механизмом, воздействующим на социально - экономические явления, на результативность некоторых государственных институтов и структур, а именно, судебно -правоохранительных.
Для понимания налоговой безопасности как системного явления и для анализа методов ее обеспечения необходимо пересмотреть традиционные подходы к решению существующих проблем в налоговой сфере, обосновать и выделить налоговую безопасность в отдельное комплексное направление современной стратегии экономической безопасности, рассматривая не только эффективность функционирования самой налоговой системы, но и обеспечение безопасного существования всех ее элементов.
Степень разработанности темы исследования. Значительный вклад в формирование теоретических и методологических основ национальной и экономической безопасности внесен трудами Л. И. Абалкина, Л. А. Аносовой, В. Г. Панскова, А. А. Городецкого, А. Н. Литвиненко, С. В. Степашина, П. В. Черноморда, В. А. Кашина, Э. Н. Лютвака, Д. E. Стиглица, Д. Г. Черника, M. П. Деверокса, Д. A. Стивса и других авторов. Дальнейшее развитие понятийно - категориальный аппарат налоговой безопасности получил в работах И. Ю. Тимофеевой, А. И. Кривцова, Б. В. Воронцов, Н. А. Пименова, В.А. Алешина, В. Н. Овчинникова, Э. А. Челышева, М. С. Мишениной, А. И. Александровой и других.
Поскольку исследование не ограничено общеэкономическими проблемами налогообложения, в нем были использованы труды известных отечественных юристов и криминологов - Г. А. Гаджиева, А. Н. Козырина, И. И. Кучерова, В. В. Лунеева, С. Г. Пепеляева, И. Н. Соловьева, П. С. Яни, направленные на познание закономерностей и сущности противоправных общественно опасных деяний, совершаемых в сфере налогообложения, криминалистических особенностей налоговых отношений.
Вопросы, связанные с теорией налоговых рисков, подвергающие опасности налоговую безопасность, раскрыты в работах Ф. Н. Филиной, М. И. Мигуновой, Т. А. Цыркуновой, Н. А. Павленко, В. М. Гранатурова, Д. Тихонова, Л. Липника, И. Н. Демчука, Т.А. Козенкова, Е. В. Замула, И.А. Кузьмичева, П. В. Седаева, В. Н. Евстигнеева и других авторов.
Вместе с тем, приходится констатировать, что, несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы, в большинстве своем исследования носят разрозненный характер, в методологическом, теоретическом и практическом аспектах не отражают концептуальные подходы к обеспечению налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.
Это обусловило теоретическую актуальность выбранной темы и основные направления диссертационного исследования, определило ее содержание и структуру.
Цель исследования - раскрытие факторов и механизмов обеспечения налоговой безопасности организаций и обоснование основных направлений минимизации налоговых рисков в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть ряд задач:
- уточнить и расширить понятийно-категориального аппарат за счет введения в оборот понятия «налоговая безопасность организации», раскрыть состав субъектов, влияющих на налоговую безопасность;
- определить сущность, значения и функции системы налоговой безопасности организации;
- обобщить и дополнить классификацию методов обеспечения налоговой безопасности организации, направленной на минимизацию налоговых рисков;
- определить значения налоговых рисков в системе налоговой безопасности организации, сформулировать авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности», систематизировать и дополнить классификацию налоговых рисков;
- провести экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в Российской Федерации, анализ налоговой составляющей как элемента системы обеспечения экономической безопасности, анализ арбитражной практики по обеспечению налоговой безопасности организации;
- разработать и обосновать факторы, влияющие на налоговую безопасность организации;
- оценить факторы, влияющие на налоговую безопасность организации посредством экономико-математического моделирования;
- определить основные пути совершенствования налогового правосознания в качестве главного приоритета декриминализации общества, обеспечивающие добросовестное экономическое поведение организаций и их налоговую безопасность.
Объектом исследования являются экономические процессы, влияющие на налоговую безопасность организации.
Предметом исследования являются организационно -правовые и налоговые отношения по минимизации налоговых рисков в целях обеспечения налоговой безопасности организации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования представлена диалектическим подходом к изучению событий и процедур, который позволяет увидеть эти события и процедуры в их развитии, связи и несоответствии. Исследование выстроено на критической оценке теоретического материала. В работе также использовались современные научные методы познания, а именно: анализ и синтез, нормативно-логический метод, восхождение от общего к частному, от абстрактному к конкретному, сравнительное правоведение, анализ документов. При обработке фактического материала используются показатели рентабельности и налоговой нагрузки, а также различные методы экономического и финансового анализа: сравнение, группировка, прогнозирование и планирование, коэффициентный анализ, моделирование, прогнозирование и экспертные оценки, которые позволили оценить различные количественно -качественные показатели системы налоговой безопасности.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере налогового и финансового права, а также научные разработки российских ученых по вопросам налогового планирования, управления налоговыми рисками и обеспечения налоговой безопасности.
Научная новизна работы. Научная новизна заключается в том, что положения, изложенные в исследовании, расширяют и систематизируют знания в области налоговых рисков и налоговой безопасности организации, имеют существенное значение для защиты предприятия от неблагоприятных последствий в финансово -хозяйственной деятельности. В работе обоснованы научные положения и сформулированы научные категории в области обеспечения налоговой безопасности организации, а также получены выводы, которые определяют теоретическую новизну и научную ценность выполненных автором исследований.
Разработаны следующие теоретические и методологические положения:
1. Предложено авторское видение понятия «налоговая безопасность организации».
2. Разработаны научно -теоретические положения обеспечения налоговой безопасности, включающие цели, задачи, функции, объектно -субъектный состав. Систематизируя классификацию методов налоговой безопасности, автором обобщены и уточнены методы обеспечения налоговой безопасности организации и предложена инновационная модель, характеризующаяся применением инновационных методов во всех сферах налогообложения с расчетом на максимальную отдачу ресурсов, совершенствованием налоговой политики на уровне защиты, как государственных интересов, так и интересов бизнеса, эффективным управлением налоговыми рисками, обеспечивающим их минимизацию.
3. На основе определения сущности налоговых рисков и обоснования их необходимости в системе обеспечения налоговой безопасности организации сформулирован авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности». Систематизирована и уточнена классификация налоговых рисков и введен в оборот такой вид налогового риска как «нормативно-правовой риск».
4. Через оценку факторов, влияющих на налоговую безопасность организации, построена экономико -математическая модель, которая подтверждает выдвинутую нами гипотезу о существенном влиянии нормативно-правового фактора на налоговую безопасность организации в большей степени, чем другие рассмотренные факторы.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его итоги можно применить в последующих научных проектах, которые касаются вопросов обеспечения налоговой безопасности организации и управления налоговыми рисками. Наиболее важные теоретические выводы магистерской диссертации, составляющие ее новизну, легли в основу конкретных предложений и рекомендаций федеральным, региональным и муниципальным органам власти, правоохранительным органам, крупным хозяйствующим субъектам, малому и среднему бизнесу.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства Российской Федерации, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Главной задачей каждого государства является рост собираемости налоговых платежей. Задачей же коммерческих предприятий заключается в обратном - уплатить меньшее количество налогов, максимально сократив налоговую нагрузку. Реальность бизнеса такова, что склонность к сокращению налогового бремени присуща в сущности каждой организации, независимо от типа и географии ее работы.
Налоговая безопасность важна для координирования действий налогоплательщиков по уплате налогов и налоговому планированию с учетом факторов безопасности (получения положительных финансовых итогов, которые не отягощены негативными последствиями). Каждый налогоплательщик пытается управлять экономическими процессами, в т. ч. налогами, но, из-за некоторых обстоятельств, и вынужденной скорости принятия управленческих решений, может делать ошибки. Налоговая безопасность - это комплексное направление работы предприятия, которое имеет организационно-экономические и правовые основы.
В литературных источниках среди оценок, которые посвящены национальной безопасности, вопросам налоговой безопасности уделяется недостаточное внимание. Многообразие научно -теоретических подходов к раскрытию отдельных сторон налоговых отношений в системе экономической безопасности, значимых для диссертационного исследования, показывает, что остались не затронутыми общетеоретические проблемы налоговой безопасности (определение ее понятия и сущности, целей и задач, основных принципов и функций и др.). В то же время в обстоятельствах формирования современной налоговой системы Российской Федерации независимое значение приобретает разработка методов и комплекса исследования налоговой безопасности, роста экономической безопасности организаций. Налоговая безопасность оказывает влияние на устойчивость экономических отношений, становится показателем стабильности всей налоговой системы как ресурсного фактора государства, становится механизмом, воздействующим на социально - экономические явления, на результативность некоторых государственных институтов и структур, а именно, судебно -правоохранительных.
Для понимания налоговой безопасности как системного явления и для анализа методов ее обеспечения необходимо пересмотреть традиционные подходы к решению существующих проблем в налоговой сфере, обосновать и выделить налоговую безопасность в отдельное комплексное направление современной стратегии экономической безопасности, рассматривая не только эффективность функционирования самой налоговой системы, но и обеспечение безопасного существования всех ее элементов.
Степень разработанности темы исследования. Значительный вклад в формирование теоретических и методологических основ национальной и экономической безопасности внесен трудами Л. И. Абалкина, Л. А. Аносовой, В. Г. Панскова, А. А. Городецкого, А. Н. Литвиненко, С. В. Степашина, П. В. Черноморда, В. А. Кашина, Э. Н. Лютвака, Д. E. Стиглица, Д. Г. Черника, M. П. Деверокса, Д. A. Стивса и других авторов. Дальнейшее развитие понятийно - категориальный аппарат налоговой безопасности получил в работах И. Ю. Тимофеевой, А. И. Кривцова, Б. В. Воронцов, Н. А. Пименова, В.А. Алешина, В. Н. Овчинникова, Э. А. Челышева, М. С. Мишениной, А. И. Александровой и других.
Поскольку исследование не ограничено общеэкономическими проблемами налогообложения, в нем были использованы труды известных отечественных юристов и криминологов - Г. А. Гаджиева, А. Н. Козырина, И. И. Кучерова, В. В. Лунеева, С. Г. Пепеляева, И. Н. Соловьева, П. С. Яни, направленные на познание закономерностей и сущности противоправных общественно опасных деяний, совершаемых в сфере налогообложения, криминалистических особенностей налоговых отношений.
Вопросы, связанные с теорией налоговых рисков, подвергающие опасности налоговую безопасность, раскрыты в работах Ф. Н. Филиной, М. И. Мигуновой, Т. А. Цыркуновой, Н. А. Павленко, В. М. Гранатурова, Д. Тихонова, Л. Липника, И. Н. Демчука, Т.А. Козенкова, Е. В. Замула, И.А. Кузьмичева, П. В. Седаева, В. Н. Евстигнеева и других авторов.
Вместе с тем, приходится констатировать, что, несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы, в большинстве своем исследования носят разрозненный характер, в методологическом, теоретическом и практическом аспектах не отражают концептуальные подходы к обеспечению налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.
Это обусловило теоретическую актуальность выбранной темы и основные направления диссертационного исследования, определило ее содержание и структуру.
Цель исследования - раскрытие факторов и механизмов обеспечения налоговой безопасности организаций и обоснование основных направлений минимизации налоговых рисков в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть ряд задач:
- уточнить и расширить понятийно-категориального аппарат за счет введения в оборот понятия «налоговая безопасность организации», раскрыть состав субъектов, влияющих на налоговую безопасность;
- определить сущность, значения и функции системы налоговой безопасности организации;
- обобщить и дополнить классификацию методов обеспечения налоговой безопасности организации, направленной на минимизацию налоговых рисков;
- определить значения налоговых рисков в системе налоговой безопасности организации, сформулировать авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности», систематизировать и дополнить классификацию налоговых рисков;
- провести экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в Российской Федерации, анализ налоговой составляющей как элемента системы обеспечения экономической безопасности, анализ арбитражной практики по обеспечению налоговой безопасности организации;
- разработать и обосновать факторы, влияющие на налоговую безопасность организации;
- оценить факторы, влияющие на налоговую безопасность организации посредством экономико-математического моделирования;
- определить основные пути совершенствования налогового правосознания в качестве главного приоритета декриминализации общества, обеспечивающие добросовестное экономическое поведение организаций и их налоговую безопасность.
Объектом исследования являются экономические процессы, влияющие на налоговую безопасность организации.
Предметом исследования являются организационно -правовые и налоговые отношения по минимизации налоговых рисков в целях обеспечения налоговой безопасности организации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования представлена диалектическим подходом к изучению событий и процедур, который позволяет увидеть эти события и процедуры в их развитии, связи и несоответствии. Исследование выстроено на критической оценке теоретического материала. В работе также использовались современные научные методы познания, а именно: анализ и синтез, нормативно-логический метод, восхождение от общего к частному, от абстрактному к конкретному, сравнительное правоведение, анализ документов. При обработке фактического материала используются показатели рентабельности и налоговой нагрузки, а также различные методы экономического и финансового анализа: сравнение, группировка, прогнозирование и планирование, коэффициентный анализ, моделирование, прогнозирование и экспертные оценки, которые позволили оценить различные количественно -качественные показатели системы налоговой безопасности.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере налогового и финансового права, а также научные разработки российских ученых по вопросам налогового планирования, управления налоговыми рисками и обеспечения налоговой безопасности.
Научная новизна работы. Научная новизна заключается в том, что положения, изложенные в исследовании, расширяют и систематизируют знания в области налоговых рисков и налоговой безопасности организации, имеют существенное значение для защиты предприятия от неблагоприятных последствий в финансово -хозяйственной деятельности. В работе обоснованы научные положения и сформулированы научные категории в области обеспечения налоговой безопасности организации, а также получены выводы, которые определяют теоретическую новизну и научную ценность выполненных автором исследований.
Разработаны следующие теоретические и методологические положения:
1. Предложено авторское видение понятия «налоговая безопасность организации».
2. Разработаны научно -теоретические положения обеспечения налоговой безопасности, включающие цели, задачи, функции, объектно -субъектный состав. Систематизируя классификацию методов налоговой безопасности, автором обобщены и уточнены методы обеспечения налоговой безопасности организации и предложена инновационная модель, характеризующаяся применением инновационных методов во всех сферах налогообложения с расчетом на максимальную отдачу ресурсов, совершенствованием налоговой политики на уровне защиты, как государственных интересов, так и интересов бизнеса, эффективным управлением налоговыми рисками, обеспечивающим их минимизацию.
3. На основе определения сущности налоговых рисков и обоснования их необходимости в системе обеспечения налоговой безопасности организации сформулирован авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности». Систематизирована и уточнена классификация налоговых рисков и введен в оборот такой вид налогового риска как «нормативно-правовой риск».
4. Через оценку факторов, влияющих на налоговую безопасность организации, построена экономико -математическая модель, которая подтверждает выдвинутую нами гипотезу о существенном влиянии нормативно-правового фактора на налоговую безопасность организации в большей степени, чем другие рассмотренные факторы.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его итоги можно применить в последующих научных проектах, которые касаются вопросов обеспечения налоговой безопасности организации и управления налоговыми рисками. Наиболее важные теоретические выводы магистерской диссертации, составляющие ее новизну, легли в основу конкретных предложений и рекомендаций федеральным, региональным и муниципальным органам власти, правоохранительным органам, крупным хозяйствующим субъектам, малому и среднему бизнесу.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства Российской Федерации, официальные данные и отчеты Министерства Финансов Российской Федерации, государственных органов статистики, Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В условиях мирового экономического кризиса вопрос налоговой безопасности организации является приоритетным. Современная трансформация экономических отношений происходит уже не только для получения максимальной и сиюминутной прибыли, а для создания цивилизованных и эффективных форм управления, направленных на безопасное, стабильное и долгосрочное существование хозяйствующих субъектов в различных условиях.
При этом обеспечение безопасности в налоговой сфере связано с тем, что современная налоговая система находится в нестабильном состоянии, предопределяя различные негативные для общества формы социально - экономических и налоговых отношений, которые непосредственно влияют на эффективность налоговой безопасности.
В результате нашего исследования по вопросу обеспечения налоговой безопасности организации были предложены и разработаны следующие научные выводы:
1. Предложено авторское видение понятия «налоговая безопасность организации», под которой мы понимаем состояние хозяйствующего субъекта, при котором обеспечивается эффективная хозяйственная деятельность предприятия при изменяющейся налоговой среде, достигнутая путем нивелирования уровня налоговых рисков, раскрыт состав субъектов, влияющих на налоговую безопасность.
2. Разработаны научно -теоретические положения обеспечения налоговой безопасности, включающие цели, задачи, функции, объектно -субъектный состав.
3. Систематизируя классификацию методов налоговой безопасности, автором обобщены и уточнены модели и методы обеспечения налоговой безопасности организации:
A) Институциональные методы:
• налоговое администрирование;
• правовые методы;
• налоговый контроль;
• международные нормы;
• посредством недемократической модели - императивный метод, метод диктатуры, метод максимальных налогов.
Б) Инфраструктурные методы:
• налоговый менеджмент;
• налоговая оптимизация;
• налоговые преференции;
• налоговое планирование;
• классическая модель;
• посредством либеральной модели - метод негативного права, метод общедозволительного регулирования, метод приоритета.
B) Институциональные и инфраструктурные методы:
• посредством социал-демократической модели - метод стимулирования, метод регулирования, метод ограничений.
4. Предложена инновационная модель, характеризующаяся применением инновационных методов во всех сферах налогообложения с расчетом на максимальную отдачу ресурсов, совершенствованием налоговой политики на уровне защиты, как государственных интересов, так и интересов бизнеса, эффективным управлением налоговыми рисками, обеспечивающим их минимизацию.
5. На основе определения сущности налоговых рисков и обоснования их необходимости в системе обеспечения налоговой безопасности организации сформулирован авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности», под которым мы понимаем неблагоприятное последствие для финансово-хозяйственной деятельности организации, государственных органов, вызванное действием или бездействием налогоплательщика, связанное с изменением и нарушением налогового законодательства, неэффективным управлением налогами, влекущее за собой финансовые потери и угрозу налоговой безопасности организации.
6. Систематизирована и уточнена классификация налоговых рисков и введен в оборот такой вид налогового риска как «нормативно -правовой риск», который подразделяется на риск несоответствия налогового законодательства нормам других законодательств, регулирующих экономические виды деятельности (гражданского, бюджетного и так далее) и на риск противоречия статей НК РФ нормам действующих положений самого Налогового Кодекса.
7. Проведен экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в РФ. По данным анализа было выявлено, что уровень теневой экономики в России остается высоким, который по данным Росстата за 2014-2015 гг. составил 43% от ВВП, когда в Китае - всего лишь 13% от ВВП, в Великобритании - 9,4%, а в Швейцарии - 6,5%. По информации налоговых органов, только 18 % всех экономических субъектов, которые функционируют в РФ, полностью и в срок уплачивают налоговые обязательства, 50 % - делают платежи периодически, а 33 % вообще не платят их. По информации Главного информационно-аналитического центра МВД РФ за 2015 г. установлено 111,2 тыс. экономических преступлений против 107,3 тыс. преступлений 2014 г., что 3,7% выше, чем за предыдущий период.
8. Проведен анализ налоговой активности хозяйствующих субъектов, по которому нами сделан вывод, что существуют значительные расхождения между уровнями налоговой активности при уплате федеральных, региональных, местных налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Несмотря на экономические перевороты в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при уплате налогов на добычу полезных ископаемых, а самый низкий уровень налоговой активности за 2013-2015 года наблюдается при уплате налога на добавленную стоимость, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по налогу на прибыль. Так если период погашения задолженности по налогу на прибыль составляет в среднем 4 дня, то задолженность по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками погашается в течении 10 дней. Полученная динамика характеризует более высокие показатели собираемости налога на прибыль, который зависит от фактического результата предпринимательской деятельности, что говорит об активной положительной деятельности экономических субъектов, обеспечивающая налоговую безопасность организации.
9. Проанализирована арбитражная практика по обеспечению налоговой безопасности организации.
10. Разработаны факторы, влияющие на налоговую безопасность организации, такие как:
• применение незаконных схем уклонения от налога;
• неосмотрительность при выборе контрагента или сотрудничество с недобросовестными контрагентами;
• ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета;
• несоответствие показателей налоговой нагрузки фирмы со средними цифрами по отрасли;
• изменения в налоговом законодательстве;
• несоблюдение налогового законодательства;
• нормативно-правовой фактор:
- риск несоответствиям налогового законодательства нормам других законодательств, регулирующих экономические виды деятельности (гражданского, бюджетного и т.д.);
- риск противоречия статей НК РФ нормам действующих положений самого Налогового Кодекса.
11. Через оценку факторов, влияющих на налоговую безопасность организации, построена экономико-математическая модель, которая подтверждает предложенную нами гипотезу о существенном влиянии нормативно-правового фактора на налоговую безопасность организации в большей степени, чем другие факторы.
12. Автором предлагаются основные пути совершенствования налогового правосознания в качестве главного приоритета декриминализации общества, обеспечивающие добросовестное экономическое поведение организаций и их налоговую безопасность, такие как:
• закрепление на законодательном уровне понятия «налоговая безопасность организации» способствует выработке четких критериев для отграничения рассматриваемой разновидности безопасности от других, таких как, национальная безопасность, экономическая безопасность, выработке комплекса мер по ее обеспечению, новых ориентиров совершенствования действующего законодательства, обеспечение налоговой безопасности организации;
• для эффективного управления налоговыми рисками необходимо идентифицировать и классифицировать риск, проводить постоянный мониторинг не только действующего законодательства, позиций судебных органов, органов власти, экономической ситуации в стране в целом и отдельно по регионам, но и собственного финансового состояния и положения на рынке;
• в качестве минимизации налоговых рисков и повышения качества налогового планирования предлагается реализации системного подхода (создание специализированной налоговой службы в структуре компании, разработка налоговой стратегии компании). Реализация данного подхода позволит не только минимизировать налоговые риски компаний, но и обеспечить баланс интересов государства и бизнеса и введение электронного документооборота, обеспечивающего конфиденциальность и защиту данных.
При этом обеспечение безопасности в налоговой сфере связано с тем, что современная налоговая система находится в нестабильном состоянии, предопределяя различные негативные для общества формы социально - экономических и налоговых отношений, которые непосредственно влияют на эффективность налоговой безопасности.
В результате нашего исследования по вопросу обеспечения налоговой безопасности организации были предложены и разработаны следующие научные выводы:
1. Предложено авторское видение понятия «налоговая безопасность организации», под которой мы понимаем состояние хозяйствующего субъекта, при котором обеспечивается эффективная хозяйственная деятельность предприятия при изменяющейся налоговой среде, достигнутая путем нивелирования уровня налоговых рисков, раскрыт состав субъектов, влияющих на налоговую безопасность.
2. Разработаны научно -теоретические положения обеспечения налоговой безопасности, включающие цели, задачи, функции, объектно -субъектный состав.
3. Систематизируя классификацию методов налоговой безопасности, автором обобщены и уточнены модели и методы обеспечения налоговой безопасности организации:
A) Институциональные методы:
• налоговое администрирование;
• правовые методы;
• налоговый контроль;
• международные нормы;
• посредством недемократической модели - императивный метод, метод диктатуры, метод максимальных налогов.
Б) Инфраструктурные методы:
• налоговый менеджмент;
• налоговая оптимизация;
• налоговые преференции;
• налоговое планирование;
• классическая модель;
• посредством либеральной модели - метод негативного права, метод общедозволительного регулирования, метод приоритета.
B) Институциональные и инфраструктурные методы:
• посредством социал-демократической модели - метод стимулирования, метод регулирования, метод ограничений.
4. Предложена инновационная модель, характеризующаяся применением инновационных методов во всех сферах налогообложения с расчетом на максимальную отдачу ресурсов, совершенствованием налоговой политики на уровне защиты, как государственных интересов, так и интересов бизнеса, эффективным управлением налоговыми рисками, обеспечивающим их минимизацию.
5. На основе определения сущности налоговых рисков и обоснования их необходимости в системе обеспечения налоговой безопасности организации сформулирован авторский подход к определению термина «налоговый риск с точки зрения налоговой безопасности», под которым мы понимаем неблагоприятное последствие для финансово-хозяйственной деятельности организации, государственных органов, вызванное действием или бездействием налогоплательщика, связанное с изменением и нарушением налогового законодательства, неэффективным управлением налогами, влекущее за собой финансовые потери и угрозу налоговой безопасности организации.
6. Систематизирована и уточнена классификация налоговых рисков и введен в оборот такой вид налогового риска как «нормативно -правовой риск», который подразделяется на риск несоответствия налогового законодательства нормам других законодательств, регулирующих экономические виды деятельности (гражданского, бюджетного и так далее) и на риск противоречия статей НК РФ нормам действующих положений самого Налогового Кодекса.
7. Проведен экономико-статистический анализ состояния налоговой безопасности организаций в РФ. По данным анализа было выявлено, что уровень теневой экономики в России остается высоким, который по данным Росстата за 2014-2015 гг. составил 43% от ВВП, когда в Китае - всего лишь 13% от ВВП, в Великобритании - 9,4%, а в Швейцарии - 6,5%. По информации налоговых органов, только 18 % всех экономических субъектов, которые функционируют в РФ, полностью и в срок уплачивают налоговые обязательства, 50 % - делают платежи периодически, а 33 % вообще не платят их. По информации Главного информационно-аналитического центра МВД РФ за 2015 г. установлено 111,2 тыс. экономических преступлений против 107,3 тыс. преступлений 2014 г., что 3,7% выше, чем за предыдущий период.
8. Проведен анализ налоговой активности хозяйствующих субъектов, по которому нами сделан вывод, что существуют значительные расхождения между уровнями налоговой активности при уплате федеральных, региональных, местных налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Несмотря на экономические перевороты в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при уплате налогов на добычу полезных ископаемых, а самый низкий уровень налоговой активности за 2013-2015 года наблюдается при уплате налога на добавленную стоимость, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по налогу на прибыль. Так если период погашения задолженности по налогу на прибыль составляет в среднем 4 дня, то задолженность по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками погашается в течении 10 дней. Полученная динамика характеризует более высокие показатели собираемости налога на прибыль, который зависит от фактического результата предпринимательской деятельности, что говорит об активной положительной деятельности экономических субъектов, обеспечивающая налоговую безопасность организации.
9. Проанализирована арбитражная практика по обеспечению налоговой безопасности организации.
10. Разработаны факторы, влияющие на налоговую безопасность организации, такие как:
• применение незаконных схем уклонения от налога;
• неосмотрительность при выборе контрагента или сотрудничество с недобросовестными контрагентами;
• ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета;
• несоответствие показателей налоговой нагрузки фирмы со средними цифрами по отрасли;
• изменения в налоговом законодательстве;
• несоблюдение налогового законодательства;
• нормативно-правовой фактор:
- риск несоответствиям налогового законодательства нормам других законодательств, регулирующих экономические виды деятельности (гражданского, бюджетного и т.д.);
- риск противоречия статей НК РФ нормам действующих положений самого Налогового Кодекса.
11. Через оценку факторов, влияющих на налоговую безопасность организации, построена экономико-математическая модель, которая подтверждает предложенную нами гипотезу о существенном влиянии нормативно-правового фактора на налоговую безопасность организации в большей степени, чем другие факторы.
12. Автором предлагаются основные пути совершенствования налогового правосознания в качестве главного приоритета декриминализации общества, обеспечивающие добросовестное экономическое поведение организаций и их налоговую безопасность, такие как:
• закрепление на законодательном уровне понятия «налоговая безопасность организации» способствует выработке четких критериев для отграничения рассматриваемой разновидности безопасности от других, таких как, национальная безопасность, экономическая безопасность, выработке комплекса мер по ее обеспечению, новых ориентиров совершенствования действующего законодательства, обеспечение налоговой безопасности организации;
• для эффективного управления налоговыми рисками необходимо идентифицировать и классифицировать риск, проводить постоянный мониторинг не только действующего законодательства, позиций судебных органов, органов власти, экономической ситуации в стране в целом и отдельно по регионам, но и собственного финансового состояния и положения на рынке;
• в качестве минимизации налоговых рисков и повышения качества налогового планирования предлагается реализации системного подхода (создание специализированной налоговой службы в структуре компании, разработка налоговой стратегии компании). Реализация данного подхода позволит не только минимизировать налоговые риски компаний, но и обеспечить баланс интересов государства и бизнеса и введение электронного документооборота, обеспечивающего конфиденциальность и защиту данных.
Подобные работы
- Налоговые риски и налоговая безопасность организации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСОВ И ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ РИСКИ
И НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговые риски и налоговая безопасность организаций (на примере ИП Кунисова Т.Ю.)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Налоговая безопасность как фактор экономической безопасности предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Налоговая нагрузка организации и методы ее оптимизации
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Налоговая нагрузка организации и методы её оптимизации
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



