КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИМУЩЕСТВЕННЫМИ НАЛОГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 3
1. Теоретические основы организации и проведения контроля налоговых
органов за имущественными налогами организаций 6
1.1. Имущественные налоги организаций как объект налогового контроля 6
1.2. Особенности организации контроля налоговых органов за
имущественными налогами организаций 17
1.3. Зарубежный опыт налогового контроля за имущественными налогами
организаций 25
2. Организация и проведение контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 33
2.1. Практика проведения контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 33
2.2. Анализ арбитражной практики по вопросам контроля налоговых органов за
имущественными налогами организаций 45
3. Совершенствование организации и проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций
3.1. Тенденции развития контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 58
3.2. Совершенствование межведомственного взаимодействия налоговых
органов с государственными муниципальными органами по имущественным налогам организаций 66
Заключение 75
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические основы организации и проведения контроля налоговых
органов за имущественными налогами организаций 6
1.1. Имущественные налоги организаций как объект налогового контроля 6
1.2. Особенности организации контроля налоговых органов за
имущественными налогами организаций 17
1.3. Зарубежный опыт налогового контроля за имущественными налогами
организаций 25
2. Организация и проведение контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 33
2.1. Практика проведения контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 33
2.2. Анализ арбитражной практики по вопросам контроля налоговых органов за
имущественными налогами организаций 45
3. Совершенствование организации и проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций
3.1. Тенденции развития контроля налоговых органов за имущественными
налогами организаций 58
3.2. Совершенствование межведомственного взаимодействия налоговых
органов с государственными муниципальными органами по имущественным налогам организаций 66
Заключение 75
Список использованных источников
Приложения
В условиях перехода России на инновационный путь развития первоочередное значение уделяется вопросам создания принципиально новой системы государственного управления и регулирования всех экономических процессов, в т.ч. и налогообложения. Налоги, выступая основным источником доходов бюджета, являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Государственная политика в Российской Федерации в области имущественного налогообложения нацелена на повышение роли имущественных налогов в формировании доходной части региональных и местных бюджетов. За 2016 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1116,9 млрд. рублей платежей по имущественным налогам, что на 4,5% меньше, чем в 2015 году [69]. Если за рубежом поступления от имущественных налогов физических лиц занимают до 80 % региональных и местных бюджетов, то в отечественной практике доля имущественных налогов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, остается крайне низкой 8%. В этих условиях возрастает роль налогового контроля за имущественными налогами организаций c целью увеличения их поступлений в доходы региональных и местных бюджетов. Главная задача, стоящая перед государством на современном этапе состоит в создании эффективной системы контроля за поступлением налогов, в связи, с чем была проведена комплексная модернизация работы налоговых органов.
Несвоевременная уплата налогов и других обязательных платежей происходит из-за низкой квалификации специалистов предприятий, а также в результате сознательного искажения отчетных данных. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Путем улучшения качества налогового контроля могут стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.
Включение в состав имущественных налогов - земельного, транспортного налогов, налога на имущество организаций требует эффективного взаимодействия налоговых органов с Росреестром, органами технической инвентаризации, органами регистрации транспортных средств и организациями, относящими граждан к льготным категориям. Это взаимодействие должно быть налажено не только в сфере обмена информацией, но и в части формирования методического обеспечения учета, оценки имущества, стоимость которого является налоговой базой.
Целью работы является исследование особенностей налогового контроля за имущественными налогами организаций.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить имущественные налоги организаций как объект налогового контроля;
- Выявить особенности организации контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Проанализировать зарубежный опыт налогового контроля за имущественными налогами организаций
- Рассмотреть практику проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций
- Проанализировать арбитражную практику по вопросам контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Выявить тенденции развития контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Определить направления совершенствования межведомственного взаимодействия налоговых органов с государственными муниципальными органами по имущественным налогам организаций.
Объектом исследования в работе являются имущественные налоги организаций. Предметом исследования в работе является контроль налоговых органов за имущественными налогами организаций.
Методологической основой исследования является использование общенаучных методов системного и функционального подходов. В исследовании использованы методы логики, анализа, оценки, и сравнения.
Проблема налогового контроля и вопросы налогового администрирования имущественных налогов исследованы в трудах следующих ученых: М.В. Мишустина, Н.М. Бобошко, А.В. Брызгалина, В.Г. Панскова, В.А. Кашина, Ю.М. Лермонтова, А.Б. Паскачева, Л.И. Гончаренко, Ф.Ф. Ханафеева и др.
Проблемы повышения эффективности налогового администрирования имущественных налогов изучены в научных работах: М.В. Мишустина, Н.М. Бобошко, А.Б. Паскачева, Л.И. Гончаренко и др.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, материалы, размещенные в сети Интернет.
Несвоевременная уплата налогов и других обязательных платежей происходит из-за низкой квалификации специалистов предприятий, а также в результате сознательного искажения отчетных данных. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Путем улучшения качества налогового контроля могут стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.
Включение в состав имущественных налогов - земельного, транспортного налогов, налога на имущество организаций требует эффективного взаимодействия налоговых органов с Росреестром, органами технической инвентаризации, органами регистрации транспортных средств и организациями, относящими граждан к льготным категориям. Это взаимодействие должно быть налажено не только в сфере обмена информацией, но и в части формирования методического обеспечения учета, оценки имущества, стоимость которого является налоговой базой.
Целью работы является исследование особенностей налогового контроля за имущественными налогами организаций.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить имущественные налоги организаций как объект налогового контроля;
- Выявить особенности организации контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Проанализировать зарубежный опыт налогового контроля за имущественными налогами организаций
- Рассмотреть практику проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций
- Проанализировать арбитражную практику по вопросам контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Выявить тенденции развития контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций;
- Определить направления совершенствования межведомственного взаимодействия налоговых органов с государственными муниципальными органами по имущественным налогам организаций.
Объектом исследования в работе являются имущественные налоги организаций. Предметом исследования в работе является контроль налоговых органов за имущественными налогами организаций.
Методологической основой исследования является использование общенаучных методов системного и функционального подходов. В исследовании использованы методы логики, анализа, оценки, и сравнения.
Проблема налогового контроля и вопросы налогового администрирования имущественных налогов исследованы в трудах следующих ученых: М.В. Мишустина, Н.М. Бобошко, А.В. Брызгалина, В.Г. Панскова, В.А. Кашина, Ю.М. Лермонтова, А.Б. Паскачева, Л.И. Гончаренко, Ф.Ф. Ханафеева и др.
Проблемы повышения эффективности налогового администрирования имущественных налогов изучены в научных работах: М.В. Мишустина, Н.М. Бобошко, А.Б. Паскачева, Л.И. Гончаренко и др.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, материалы, размещенные в сети Интернет.
Налогообложение имущества организаций в РФ осуществляется по принципу резидентства. В РФ на юридических лиц -организации, имеющих в собственности имущество, возложена обязанность по уплате налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. Налоговый механизм установления налоговых ставок зависит от стоимости имущества, которая разбивается в группы в зависимости от стоимости. Налогом на имущество организаций, транспортным и земельным налогом облагается различные виды движимого и недвижимого имущества. Глава 30 НК РФ предусматривает обложение налогом на имущество организаций балансовой стоимости основных средств, то есть зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря, транспортных средств и других материальных ценностей, отнесенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налогового учета организации-налогоплательщика, налогового мониторинга, налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.386 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять отчетность по налогу на имущество по истечении каждого отчетного и налогового периода. Отчетными формами по налогу на имущество организаций являются: а) налоговый расчет по авансовым платежам, который представляется по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года); б) налоговая декларация, представляемая по итогам календарного года является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности. Организациями налоговая декларация заполняется по каждому объекту недвижимости, налог по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Налоговый орган в течение суток обязан передать организации квитанцию о приеме декларации в электронном виде.
Проведенный в работе анализ организации и проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций за 2014-2016 г.г. выявил, что за анализируемый период увеличились поступления от имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, в консолидированный бюджет Республики Татарстан, но уменьшились в консолидированные бюджеты РФ. За анализируемый период в структуре доходов консолидированного бюджета РФ имущественные налоги занимали 8%., а в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ - 15%, в консолидированном бюджете РТ -8 %. За 2014-2016г.г. поступления от всех имущественных налогов в консолидированный бюджет Республики Татарстан увеличились. Наибольший удельный вес в структуре имущественных налоговых доходов занимал налог на имущество организаций (64%).
Можно сделать вывод о том, что имущественные налоги играют незначительную роль в доходах бюджетов различных уровней, поэтому необходимо повысить эффективность налогового контроля за уплатой имущественных налогов.
По выявленным нарушениям в ходе выездных проверок при снижении их количества по налогу на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ увеличились суммы дополнительно начисленных платежей, также за 2016 г. они увеличились по земельному налогу, но снизились по транспортному налогу. За 2014-2016г.г. эффективность налогового контроля в части доначисления налогов повысилась при одновременном снижении числа проведенных налоговых проверок. Выездные проверки оказались более результативными по раскрытию налоговых правонарушений, ввиду чего значительно увеличился приток дополнительно начисленных платежей, включая налоговые санкции и пени в бюджет государства. При этом эффективность по поступлению дополнительно начисленных платежей от выездных налоговых проверок за 2014г.-2016г. была в 3,9 раз выше, чем камеральных. В 2016 году по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет взыскано на 14,2%,. больше, чем в 2015 году, в том числе по выездным налоговым проверкам на 19,6% больше. Одна результативная выездная проверка принесла в бюджет в 1,4 раза больше, чем в 2015 году.
Количество проведенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения в 2016 г., снизилось на 10,3% до 167,3 тыс. проверок. При снижении количества выявленных правонарушений в 2016 г. на 12,6% до 184,4 тыс.
Основными спорами между налогоплательщиком и налоговыми органами по имущественным налогам организаций являются, например, по налогу на имущество один из основных спорных моментов - это оспаривание кадастровой стоимости и споры по поводу использования налоговых льгот; по транспортному налогу - определение типа транспортного средства для целей применения ставки; а по земельному налогу - судьба земельного участка и расположенного на нем здания и оспаривания применения льгот по оплате земельного налога.
По результатам анализа выявлено, что, актуальной проблемой действующей системы имущественных налогов России низкий уровень обеспечения доходов государства от поимущественных налогов, отсутствии стимулов к эффективному использованию имущества, а также несоответствие правового регулирования этих налогов требованиям НК РФ. При налоговом администрировании в сфере имущественного налогообложения выявлены три группы проблем: несовершенство существующих процедур регистрации и учета налогоплательщиков, не позволяющих осуществлять эффективный налоговый контроль; несовершенство регламентов работы налоговых администраций с налогоплательщиками, не отвечающих требованиям качества; сложность администрирования региональных и местных налогов.
Налоговое администрирование в РФ в отношении имущественных налогов направлено на тотальный контроль за финансовыми операциями и товарными потоками, проводится совершенствование форм налогового администрирования, выработаны новые подходы в работе с налоговой задолженностью, анализируются факторы изменения налоговой нагрузки. В перспективе планируется введение единого налога на недвижимость, который должен обеспечить прозрачность хозяйственной деятельности и эффективный контроль за правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов организаций на основе непрерывного учета объектов недвижимости и его текущего использования. Он будет способствовать стабилизации налоговых поступлений и стимулированию распределению ресурсов развития, как инвестиционной активности, так и самого рынка недвижимости. Еще одним из перспективных способов за осуществлением государственного земельного надзора является административное обследование с помощью летательных аппаратов (квадрокоптеров), как в Кировской и Калужской областях, с применением квадракоптера увеличивается площадь проверяемой территории, фиксируется конфигурация границ участков, факт за пользования территории земель. Также следует заняться координацией действий участников системы сбора местных налогов, путем обмена необходимой информацией и организацией регулярных встреч государственных органов муниципальных образований с налоговыми органами в целях полного сбора местных налогов в бюджет муниципальных образований за счет их совместной деятельности.
В соответствии со ст.386 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять отчетность по налогу на имущество по истечении каждого отчетного и налогового периода. Отчетными формами по налогу на имущество организаций являются: а) налоговый расчет по авансовым платежам, который представляется по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года); б) налоговая декларация, представляемая по итогам календарного года является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности. Организациями налоговая декларация заполняется по каждому объекту недвижимости, налог по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Налоговый орган в течение суток обязан передать организации квитанцию о приеме декларации в электронном виде.
Проведенный в работе анализ организации и проведения контроля налоговых органов за имущественными налогами организаций за 2014-2016 г.г. выявил, что за анализируемый период увеличились поступления от имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, в консолидированный бюджет Республики Татарстан, но уменьшились в консолидированные бюджеты РФ. За анализируемый период в структуре доходов консолидированного бюджета РФ имущественные налоги занимали 8%., а в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ - 15%, в консолидированном бюджете РТ -8 %. За 2014-2016г.г. поступления от всех имущественных налогов в консолидированный бюджет Республики Татарстан увеличились. Наибольший удельный вес в структуре имущественных налоговых доходов занимал налог на имущество организаций (64%).
Можно сделать вывод о том, что имущественные налоги играют незначительную роль в доходах бюджетов различных уровней, поэтому необходимо повысить эффективность налогового контроля за уплатой имущественных налогов.
По выявленным нарушениям в ходе выездных проверок при снижении их количества по налогу на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ увеличились суммы дополнительно начисленных платежей, также за 2016 г. они увеличились по земельному налогу, но снизились по транспортному налогу. За 2014-2016г.г. эффективность налогового контроля в части доначисления налогов повысилась при одновременном снижении числа проведенных налоговых проверок. Выездные проверки оказались более результативными по раскрытию налоговых правонарушений, ввиду чего значительно увеличился приток дополнительно начисленных платежей, включая налоговые санкции и пени в бюджет государства. При этом эффективность по поступлению дополнительно начисленных платежей от выездных налоговых проверок за 2014г.-2016г. была в 3,9 раз выше, чем камеральных. В 2016 году по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет взыскано на 14,2%,. больше, чем в 2015 году, в том числе по выездным налоговым проверкам на 19,6% больше. Одна результативная выездная проверка принесла в бюджет в 1,4 раза больше, чем в 2015 году.
Количество проведенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения в 2016 г., снизилось на 10,3% до 167,3 тыс. проверок. При снижении количества выявленных правонарушений в 2016 г. на 12,6% до 184,4 тыс.
Основными спорами между налогоплательщиком и налоговыми органами по имущественным налогам организаций являются, например, по налогу на имущество один из основных спорных моментов - это оспаривание кадастровой стоимости и споры по поводу использования налоговых льгот; по транспортному налогу - определение типа транспортного средства для целей применения ставки; а по земельному налогу - судьба земельного участка и расположенного на нем здания и оспаривания применения льгот по оплате земельного налога.
По результатам анализа выявлено, что, актуальной проблемой действующей системы имущественных налогов России низкий уровень обеспечения доходов государства от поимущественных налогов, отсутствии стимулов к эффективному использованию имущества, а также несоответствие правового регулирования этих налогов требованиям НК РФ. При налоговом администрировании в сфере имущественного налогообложения выявлены три группы проблем: несовершенство существующих процедур регистрации и учета налогоплательщиков, не позволяющих осуществлять эффективный налоговый контроль; несовершенство регламентов работы налоговых администраций с налогоплательщиками, не отвечающих требованиям качества; сложность администрирования региональных и местных налогов.
Налоговое администрирование в РФ в отношении имущественных налогов направлено на тотальный контроль за финансовыми операциями и товарными потоками, проводится совершенствование форм налогового администрирования, выработаны новые подходы в работе с налоговой задолженностью, анализируются факторы изменения налоговой нагрузки. В перспективе планируется введение единого налога на недвижимость, который должен обеспечить прозрачность хозяйственной деятельности и эффективный контроль за правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов организаций на основе непрерывного учета объектов недвижимости и его текущего использования. Он будет способствовать стабилизации налоговых поступлений и стимулированию распределению ресурсов развития, как инвестиционной активности, так и самого рынка недвижимости. Еще одним из перспективных способов за осуществлением государственного земельного надзора является административное обследование с помощью летательных аппаратов (квадрокоптеров), как в Кировской и Калужской областях, с применением квадракоптера увеличивается площадь проверяемой территории, фиксируется конфигурация границ участков, факт за пользования территории земель. Также следует заняться координацией действий участников системы сбора местных налогов, путем обмена необходимой информацией и организацией регулярных встреч государственных органов муниципальных образований с налоговыми органами в целях полного сбора местных налогов в бюджет муниципальных образований за счет их совместной деятельности.
Подобные работы
- Контроль налоговых органов за индивидуальными предпринимателями и его совершенствование
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов организациями, применяющими специальные налоговые режимы: проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Налогообложение предприятий на примере ООО «Золотой пагон»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



