Финансовый механизм коммерческих организации с государственным участием
|
Введение 3
1. Организационно-правовые основы функционирования коммерческих
организаций с государственным участием 7
1.1. Коммерческие организации с государственным участием и их и место в институциональной экономике 7
1.2. Финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с государственным участием с сектором государственного управления 24
1.3. Нормативно-правовое регулирование участия публично-правовых образований в коммерческих организациях 31
2. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием. Оценка бюджетной эффективности их деятельности 42
2.1. Анализ участия Российской Федерации в коммерческих организациях на
современном этапе 42
2.2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием 56
2.3. Оценка эффективности деятельности коммерческих организаций с участи¬ем Российской Федерации 64
3. Перспективы управления коммерческими организациями с государственным участием в России 76
3.1. Возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности 76
3.2. Программа долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием как инструмент повышения эффективности их деятельности 84
Заключение 96
Список использованных источников
1. Организационно-правовые основы функционирования коммерческих
организаций с государственным участием 7
1.1. Коммерческие организации с государственным участием и их и место в институциональной экономике 7
1.2. Финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с государственным участием с сектором государственного управления 24
1.3. Нормативно-правовое регулирование участия публично-правовых образований в коммерческих организациях 31
2. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием. Оценка бюджетной эффективности их деятельности 42
2.1. Анализ участия Российской Федерации в коммерческих организациях на
современном этапе 42
2.2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием 56
2.3. Оценка эффективности деятельности коммерческих организаций с участи¬ем Российской Федерации 64
3. Перспективы управления коммерческими организациями с государственным участием в России 76
3.1. Возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности 76
3.2. Программа долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием как инструмент повышения эффективности их деятельности 84
Заключение 96
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Участие государства в коммерческих организациях - объективная реальность современной российской экономики. Вопрос о целесообразности государственного участия в акционерных обществах и эффективности государства как акционера является дискуссионным. Ряд исследователей считает, что подобное участие на современном этапе необходимо, современное состояние мировой экономики, постоянно повторяющиеся кризисные явления показывают, что без государственного воздействия невозможно решить задачу обеспечения стабильности в различных сферах экономической деятельности. Без государства и его участия в корпоративных правоотношениях невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций.
Представители противоположной позиции отмечают неэффективность государства как собственника и акционера, главной причиной которой считают отсутствие четких целей и задач ввиду абстрактности государства как субъекта корпоративных отношений и справедливо указывают на наличие иных организационно-правовых форм, в которых государство может участвовать в экономике.
В этой связи особый интерес представляет исследование механизма участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также разработка практических рекомендаций в области управления финансовыми потоками между такими организациями и государством, а также управления ими в целом для повышения его эффективности.
Степень разработанности темы исследования. Высоко оценивая результаты труда указанных ученых, необходимо отметить, что вопросы организации финансового механизма коммерческих организаций с государственным участием представляют собой не до конца исследованную сторону экономических отношений в нашей стране.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений о финансовом механизме коммерческих организаций с государственным участием и разработке практических рекомендаций по повышению его эффективности.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- определить место коммерческих организаций с государственным участием в институциональной экономике;
- установить цели участия государства в коммерческих организациях;
- исследовать организационно-правовые аспекты участия публично-правовых образований в коммерческих организациях;
- проследить развитие участия государства в коммерческих организациях в Российской Федерации с 1757 года по настоящее время;
- провести анализ находящихся в федеральной собственности коммерческих организаций, а также финансовых потоков к таким организациям и от них;
- оценить эффективность деятельности коммерческих организаций с государственным участием;
- рассмотреть пути возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности;
- сформулировать рекомендации по разработке Программы долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования являются коммерческие организации с государственным участием. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между государством и коммерческими организациями с государственным участием.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, экономической теории, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере отношений, касающихся вопросов управления государственной собственностью.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико-математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Дополнена классификация коммерческих организаций с государственным участием, а именно предложены новые признаки классификации:
- зависимость от характера деятельности организации с государственным участием;
- отраслевая принадлежность организаций с государственным участием.
2. На основе ретроспективного анализа выделены основные этапы развития коммерческих организаций с государственным участием в России.
3. Предложена модель управления коммерческими организациями с государственным участием, направленная на повышение эффективности их деятельности.
4. Обоснована необходимость разработки Программы долгосрочного развития для всех коммерческих организаций с государственным участием, предложены и охарактеризованы этапы ее разработки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе управления государственным собственностью Российской Федерации в целях совершенствования практики участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также в преподавании учебных дисциплин в сфере высшего образования.
Представители противоположной позиции отмечают неэффективность государства как собственника и акционера, главной причиной которой считают отсутствие четких целей и задач ввиду абстрактности государства как субъекта корпоративных отношений и справедливо указывают на наличие иных организационно-правовых форм, в которых государство может участвовать в экономике.
В этой связи особый интерес представляет исследование механизма участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также разработка практических рекомендаций в области управления финансовыми потоками между такими организациями и государством, а также управления ими в целом для повышения его эффективности.
Степень разработанности темы исследования. Высоко оценивая результаты труда указанных ученых, необходимо отметить, что вопросы организации финансового механизма коммерческих организаций с государственным участием представляют собой не до конца исследованную сторону экономических отношений в нашей стране.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений о финансовом механизме коммерческих организаций с государственным участием и разработке практических рекомендаций по повышению его эффективности.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- определить место коммерческих организаций с государственным участием в институциональной экономике;
- установить цели участия государства в коммерческих организациях;
- исследовать организационно-правовые аспекты участия публично-правовых образований в коммерческих организациях;
- проследить развитие участия государства в коммерческих организациях в Российской Федерации с 1757 года по настоящее время;
- провести анализ находящихся в федеральной собственности коммерческих организаций, а также финансовых потоков к таким организациям и от них;
- оценить эффективность деятельности коммерческих организаций с государственным участием;
- рассмотреть пути возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности;
- сформулировать рекомендации по разработке Программы долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования являются коммерческие организации с государственным участием. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между государством и коммерческими организациями с государственным участием.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, экономической теории, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере отношений, касающихся вопросов управления государственной собственностью.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико-математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Дополнена классификация коммерческих организаций с государственным участием, а именно предложены новые признаки классификации:
- зависимость от характера деятельности организации с государственным участием;
- отраслевая принадлежность организаций с государственным участием.
2. На основе ретроспективного анализа выделены основные этапы развития коммерческих организаций с государственным участием в России.
3. Предложена модель управления коммерческими организациями с государственным участием, направленная на повышение эффективности их деятельности.
4. Обоснована необходимость разработки Программы долгосрочного развития для всех коммерческих организаций с государственным участием, предложены и охарактеризованы этапы ее разработки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе управления государственным собственностью Российской Федерации в целях совершенствования практики участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также в преподавании учебных дисциплин в сфере высшего образования.
Участие государства в экономической и предпринимательской деятельности характерно для всех этапов исторического развития российского государства. Государство не может не присутствовать в экономике, поэтому объективная реальность современности - причастность государства к деятельности организаций. Стоит отметить, что роль государства на каждом этапе существенная, но предопределялась по-разному. На сегодняшний день является актуальным вопрос о государстве как собственнике, в том числе о механизме участия государства в деятельности коммерческих организаций с финансовой точки зрения.
В рамках диссертации показано, что государство является крупным собственником пакетов акций акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности организаций с государственным участием в российской экономике. Общественно значимые, публичные интересы могут также быть целью приобретения акций публично-правовым образованием. Однако государство, приобретая права участия в хозяйственных обществах, не связано только этими целями. Извлечение прибыли, также может являться определяющей в деятельности созданного государством акционерного общества. Неотъемлемой частью такого участия является контроль со стороны государства, так как без наличия контроля невозможным видится осуществление эффективной управленческой деятельности в отношении государственной собственности.
Целесообразно отметить, что финансовые потоки в отношениях «государство - акционерные общества с государственным участием» являются «встречными». Таким образом, государство, финансируя деятельность с помощью бюджетных ассигнований или осуществляя государственный заказ, обеспечивает акционерному обществу с государственным участием прибыль. За счет роста прибыли организация увеличивает выплату дивидендов и налогов. То есть можно предполагать, что такая схема является неким инструментом повышения экономического развития, инвестиционной привлекательности для государства с точки зрения максимизации совокупного эффекта для государства как акционера.
Тема присутствия государства в экономике остается дискуссионной. Не-которые авторы до сих пор сводят проблему к вопросу о конкретной доле госсобственности; соответственно все содержание управления последней сводится к регулированию этой доли, однако, как показывает анализ, доля государственной собственности не является гарантом стабильности и прибыльной деятельности таких организаций, что еще раз подтверждает теорию о том, что одного классификационного признака по доле участия общества в коммерческих организациях недостаточно. Налицо рост многообразия (диверсификация) видов коммерческих организаций с госсобственностью. Данное многообразие эволюционирует в совершенно определенном направлении — в сторону снижения меры экономической реализации государством своих правовых возможностей в качестве собственника. Соответственно и модели управления, в зависимости от конкретных критериев должны быть опосредованы с самой коммерческой организацией с государственным участием.
В отечественной практике, а именно в документах Росимущества представлена лишь одна классификация по размеру пакета акций. Для того чтобы максимизировать совокупный эффект для государства как акционера, осуществляя эффективное управление, объективным, на наш взгляд, является структурирование также по отраслевой принадлежности, то есть по сфере деятельности.
Деятельность организаций с государственным участием существенно влияет на состояние всей экономики страны не только в силу многочисленности таких организаций, но и по причине их значимости. Очевидно, что результаты деятельности, которые, как выяснилось в ходе работы, составляют область интересов всех собственников, в том числе и государства, во многом зависит от того, каким способом государство осуществляет управление ими. Совершенствование механизмов участия государства в акционерных обществах с государственным участием в целях повышения их эффективности является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в Российской Федерации.
Касаясь вопроса законодательной базы, регулирующую участие государства в акционерных обществах, наблюдается ее разрозненный, подчас противоречивый характер. В настоящее время в нашей стране отсутствует единый нормативный акт, регулирующий процесс управления государственной собственностью, хотя необходимость принятия такого закона отмечают многие исследователи. На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют правовые нормы, определяющие целевое участие государства в области имущественных отношений, равно как и целевое участие государства в корпоративных отношениях, несмотря на то, что необходимость закрепления соответствующих положений в науке уже отмечалась складывающаяся практика участия государства в акционерных обществах свидетельствует об отсутствии какой-либо внятной государственной политики в этой области.
о них.
В рамках диссертации показано, что государство является крупным собственником пакетов акций акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности организаций с государственным участием в российской экономике. Общественно значимые, публичные интересы могут также быть целью приобретения акций публично-правовым образованием. Однако государство, приобретая права участия в хозяйственных обществах, не связано только этими целями. Извлечение прибыли, также может являться определяющей в деятельности созданного государством акционерного общества. Неотъемлемой частью такого участия является контроль со стороны государства, так как без наличия контроля невозможным видится осуществление эффективной управленческой деятельности в отношении государственной собственности.
Целесообразно отметить, что финансовые потоки в отношениях «государство - акционерные общества с государственным участием» являются «встречными». Таким образом, государство, финансируя деятельность с помощью бюджетных ассигнований или осуществляя государственный заказ, обеспечивает акционерному обществу с государственным участием прибыль. За счет роста прибыли организация увеличивает выплату дивидендов и налогов. То есть можно предполагать, что такая схема является неким инструментом повышения экономического развития, инвестиционной привлекательности для государства с точки зрения максимизации совокупного эффекта для государства как акционера.
Тема присутствия государства в экономике остается дискуссионной. Не-которые авторы до сих пор сводят проблему к вопросу о конкретной доле госсобственности; соответственно все содержание управления последней сводится к регулированию этой доли, однако, как показывает анализ, доля государственной собственности не является гарантом стабильности и прибыльной деятельности таких организаций, что еще раз подтверждает теорию о том, что одного классификационного признака по доле участия общества в коммерческих организациях недостаточно. Налицо рост многообразия (диверсификация) видов коммерческих организаций с госсобственностью. Данное многообразие эволюционирует в совершенно определенном направлении — в сторону снижения меры экономической реализации государством своих правовых возможностей в качестве собственника. Соответственно и модели управления, в зависимости от конкретных критериев должны быть опосредованы с самой коммерческой организацией с государственным участием.
В отечественной практике, а именно в документах Росимущества представлена лишь одна классификация по размеру пакета акций. Для того чтобы максимизировать совокупный эффект для государства как акционера, осуществляя эффективное управление, объективным, на наш взгляд, является структурирование также по отраслевой принадлежности, то есть по сфере деятельности.
Деятельность организаций с государственным участием существенно влияет на состояние всей экономики страны не только в силу многочисленности таких организаций, но и по причине их значимости. Очевидно, что результаты деятельности, которые, как выяснилось в ходе работы, составляют область интересов всех собственников, в том числе и государства, во многом зависит от того, каким способом государство осуществляет управление ими. Совершенствование механизмов участия государства в акционерных обществах с государственным участием в целях повышения их эффективности является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в Российской Федерации.
Касаясь вопроса законодательной базы, регулирующую участие государства в акционерных обществах, наблюдается ее разрозненный, подчас противоречивый характер. В настоящее время в нашей стране отсутствует единый нормативный акт, регулирующий процесс управления государственной собственностью, хотя необходимость принятия такого закона отмечают многие исследователи. На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют правовые нормы, определяющие целевое участие государства в области имущественных отношений, равно как и целевое участие государства в корпоративных отношениях, несмотря на то, что необходимость закрепления соответствующих положений в науке уже отмечалась складывающаяся практика участия государства в акционерных обществах свидетельствует об отсутствии какой-либо внятной государственной политики в этой области.
о них.
Подобные работы
- Финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием, его особенности
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3499 р. Год сдачи: 2021 - Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование анализа финансового состояния для обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций
Магистерская диссертация, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование анализа финансового состояния для
обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка и пути ее улучшения
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление ликвидностью коммерческой организации
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



