Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансовый механизм коммерческих организации с государственным участием

Работа №51781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы121
Год сдачи2016
Стоимость5820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Организационно-правовые основы функционирования коммерческих
организаций с государственным участием 7
1.1. Коммерческие организации с государственным участием и их и место в институциональной экономике 7
1.2. Финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с государственным участием с сектором государственного управления 24
1.3. Нормативно-правовое регулирование участия публично-правовых образований в коммерческих организациях 31
2. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием. Оценка бюджетной эффективности их деятельности 42
2.1. Анализ участия Российской Федерации в коммерческих организациях на
современном этапе 42
2.2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций с государственным участием 56
2.3. Оценка эффективности деятельности коммерческих организаций с участи¬ем Российской Федерации 64
3. Перспективы управления коммерческими организациями с государственным участием в России 76
3.1. Возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности 76
3.2. Программа долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием как инструмент повышения эффективности их деятельности 84
Заключение 96
Список использованных источников


Актуальность темы исследования. Участие государства в коммерческих организациях - объективная реальность современной российской экономики. Вопрос о целесообразности государственного участия в акционерных обществах и эффективности государства как акционера является дискуссионным. Ряд исследователей считает, что подобное участие на современном этапе необходимо, современное состояние мировой экономики, постоянно повторяющиеся кризисные явления показывают, что без государственного воздействия невозможно решить задачу обеспечения стабильности в различных сферах экономической деятельности. Без государства и его участия в корпоративных правоотношениях невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций.
Представители противоположной позиции отмечают неэффективность государства как собственника и акционера, главной причиной которой считают отсутствие четких целей и задач ввиду абстрактности государства как субъекта корпоративных отношений и справедливо указывают на наличие иных организационно-правовых форм, в которых государство может участвовать в экономике.
В этой связи особый интерес представляет исследование механизма участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также разработка практических рекомендаций в области управления финансовыми потоками между такими организациями и государством, а также управления ими в целом для повышения его эффективности.
Степень разработанности темы исследования. Высоко оценивая результаты труда указанных ученых, необходимо отметить, что вопросы организации финансового механизма коммерческих организаций с государственным участием представляют собой не до конца исследованную сторону экономических отношений в нашей стране.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений о финансовом механизме коммерческих организаций с государственным участием и разработке практических рекомендаций по повышению его эффективности.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- определить место коммерческих организаций с государственным участием в институциональной экономике;
- установить цели участия государства в коммерческих организациях;
- исследовать организационно-правовые аспекты участия публично-правовых образований в коммерческих организациях;
- проследить развитие участия государства в коммерческих организациях в Российской Федерации с 1757 года по настоящее время;
- провести анализ находящихся в федеральной собственности коммерческих организаций, а также финансовых потоков к таким организациям и от них;
- оценить эффективность деятельности коммерческих организаций с государственным участием;
- рассмотреть пути возможности совершенствования управления коммерческими организациями с государственным участием в целях повышения эффективности их деятельности;
- сформулировать рекомендации по разработке Программы долгосрочного развития коммерческих организаций с государственным участием.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования являются коммерческие организации с государственным участием. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между государством и коммерческими организациями с государственным участием.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, экономической теории, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере отношений, касающихся вопросов управления государственной собственностью.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, системный и процессный подходы, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки, а также экономико-математическое моделирование с использование программного продукта Gretl 1.9.11. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Дополнена классификация коммерческих организаций с государственным участием, а именно предложены новые признаки классификации:
- зависимость от характера деятельности организации с государственным участием;
- отраслевая принадлежность организаций с государственным участием.
2. На основе ретроспективного анализа выделены основные этапы развития коммерческих организаций с государственным участием в России.
3. Предложена модель управления коммерческими организациями с государственным участием, направленная на повышение эффективности их деятельности.
4. Обоснована необходимость разработки Программы долгосрочного развития для всех коммерческих организаций с государственным участием, предложены и охарактеризованы этапы ее разработки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе управления государственным собственностью Российской Федерации в целях совершенствования практики участия государства в коммерческих организациях с государственным участием, а также в преподавании учебных дисциплин в сфере высшего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Участие государства в экономической и предпринимательской деятельности характерно для всех этапов исторического развития российского государства. Государство не может не присутствовать в экономике, поэтому объективная реальность современности - причастность государства к деятельности организаций. Стоит отметить, что роль государства на каждом этапе существенная, но предопределялась по-разному. На сегодняшний день является актуальным вопрос о государстве как собственнике, в том числе о механизме участия государства в деятельности коммерческих организаций с финансовой точки зрения.
В рамках диссертации показано, что государство является крупным собственником пакетов акций акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности организаций с государственным участием в российской экономике. Общественно значимые, публичные интересы могут также быть целью приобретения акций публично-правовым образованием. Однако государство, приобретая права участия в хозяйственных обществах, не связано только этими целями. Извлечение прибыли, также может являться определяющей в деятельности созданного государством акционерного общества. Неотъемлемой частью такого участия является контроль со стороны государства, так как без наличия контроля невозможным видится осуществление эффективной управленческой деятельности в отношении государственной собственности.
Целесообразно отметить, что финансовые потоки в отношениях «государство - акционерные общества с государственным участием» являются «встречными». Таким образом, государство, финансируя деятельность с помощью бюджетных ассигнований или осуществляя государственный заказ, обеспечивает акционерному обществу с государственным участием прибыль. За счет роста прибыли организация увеличивает выплату дивидендов и налогов. То есть можно предполагать, что такая схема является неким инструментом повышения экономического развития, инвестиционной привлекательности для государства с точки зрения максимизации совокупного эффекта для государства как акционера.
Тема присутствия государства в экономике остается дискуссионной. Не-которые авторы до сих пор сводят проблему к вопросу о конкретной доле госсобственности; соответственно все содержание управления последней сводится к регулированию этой доли, однако, как показывает анализ, доля государственной собственности не является гарантом стабильности и прибыльной деятельности таких организаций, что еще раз подтверждает теорию о том, что одного классификационного признака по доле участия общества в коммерческих организациях недостаточно. Налицо рост многообразия (диверсификация) видов коммерческих организаций с госсобственностью. Данное многообразие эволюционирует в совершенно определенном направлении — в сторону снижения меры экономической реализации государством своих правовых возможностей в качестве собственника. Соответственно и модели управления, в зависимости от конкретных критериев должны быть опосредованы с самой коммерческой организацией с государственным участием.
В отечественной практике, а именно в документах Росимущества представлена лишь одна классификация по размеру пакета акций. Для того чтобы максимизировать совокупный эффект для государства как акционера, осуществляя эффективное управление, объективным, на наш взгляд, является структурирование также по отраслевой принадлежности, то есть по сфере деятельности.
Деятельность организаций с государственным участием существенно влияет на состояние всей экономики страны не только в силу многочисленности таких организаций, но и по причине их значимости. Очевидно, что результаты деятельности, которые, как выяснилось в ходе работы, составляют область интересов всех собственников, в том числе и государства, во многом зависит от того, каким способом государство осуществляет управление ими. Совершенствование механизмов участия государства в акционерных обществах с государственным участием в целях повышения их эффективности является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в Российской Федерации.
Касаясь вопроса законодательной базы, регулирующую участие государства в акционерных обществах, наблюдается ее разрозненный, подчас противоречивый характер. В настоящее время в нашей стране отсутствует единый нормативный акт, регулирующий процесс управления государственной собственностью, хотя необходимость принятия такого закона отмечают многие исследователи. На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют правовые нормы, определяющие целевое участие государства в области имущественных отношений, равно как и целевое участие государства в корпоративных отношениях, несмотря на то, что необходимость закрепления соответствующих положений в науке уже отмечалась складывающаяся практика участия государства в акционерных обществах свидетельствует об отсутствии какой-либо внятной государственной политики в этой области.
о них.


1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998, №145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994, №51 -ФЗ (ред. от 23.05.2014) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 ,
№146-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:
01.06.2016)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 ,
№117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:
01.06.2016)
5. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 года, №208-ФЗ (ред. от 29.05.2015) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
6. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 г., №178-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
8. Об утверждении плана реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 1106-р // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
9. О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и федеральными государственными унитарными предприятиями: постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года №1214.
10. О Концепции управления государственным имуществом и
приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства
Российской Федерации от 9 сентября 1999 года, №1024 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
11. О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, №1053 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
12. Об управлении находящимися в федеральной собственности
акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции"): постановление Правительства Российской Федерации от 3.12.2004 года, №738 // СПС «Консультант Плюс» (дата
обращения: 01.06.2016)
13. О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности: постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2007 года №627 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
14. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: постановление Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г., №432 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
15. Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления: приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом
от 26 июля 2005 года, №228 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения:
01.06.2016)
16. Об основах управления собственностью города Москвы: Закон города Москвы от 19.12.2007 года, №49 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
17. О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения: распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года №421/р // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016)
Недействующие нормативные документы
18. О мерах по обеспечению гарантированного поступления в феде-ральный бюджет доходов от приватизации: Указ Президента РФ от 11 мая 1995 г., №478 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2016) (утратил силу 29 марта 2003 года).
Монографии, диссертации, книги
19. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: Учебник. - М., 2009. - 672 с.
20. Барр Р. Политическая экономия: учебник в 2 томах, том 1. - М., 1994. - 562 с.
21. Винницкий А.В. Публичная собственность: учебник. М., 2013. - 732 с.
22. Галов В.В. Вещно-правовые режимы в системе
предпринимательства: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.04 Галов Владимир Викторович; Северо-Кавказская академия государственной службы. - Ростов-на-Дону, 2000. - 31 с.
23. Гордеева Е.С. Концентрация капитала в компаниях с государственным участием: автореф. дис. канд. экономических наук: 08.00.01 Гордеева Екатерина Сергеевна; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.— М., 2012.- 236 с.
24. Грищенко О.И. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 Грищенко Ольга Игоревна;. - М., 2014. - 205 с.
25. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые вопросы: учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 314 с.
26. Камалов О.А. Гражданская правосубъектность муниципальных об¬разований: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 Камалов
Олег Александрович; [Место защиты: Екатеринбург. гос. аграр. ун-т], 2010.-224 с.
27. Кантор Н.Е. Гражданско-правовые проблемы создания и деятельно¬сти юридических лиц, учреждаемых публично-правовыми образованиями: ав- тореф. дис. канд. юридических наук: 12.00.03 Кантор Наталья Евгеньевна; Фи¬нансовая академия государственной службы при Президенте РФ.— М., 2006.¬236 с.
28. Красикова О.П. Совершенствование управления финансами пред-приятий с государственным участием: автореф. дис. канд. экономических наук: 08.00.10 Красикова Ольга Петровна; Российский государственный экономиче¬ский университет. - Ростов-на-Дону, 2008. - 231 с.
29. Магомедова К. М. Совершенствование механизма государственно¬го участия в управлении акционерными обществами с долей государства в ка¬питале: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Магомедова, Камилет Махму- дагаевна. - Маачкала, 2005. - 137 с.
30. Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 240 с.
31. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: учебное пособие. - СПб., 2002. - 361 с.
32. Пышкин И. И. Государство как акционер. Гражданское право. - М.: Галактика, 2007. - 284 с.
33. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право: учебное посо-бие. - М., 2014.
34. Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. - М., 2009. - 784 с.
35. Устич Д.П. Формирование системы мониторинга инновационной активности на крупных российских предприятиях: автореф. дис. канд. экономических наук: 08.00.05 Устич Дмитрий Петрович; Государственный университет управления.— М., 2014.- 27 с.
36. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. - М.: Статут, 2005. - 480 с.
37. Шиткина И.С. Корпоративное право: учебник. - М.: КНОРУС, 2011.
38. Щенникова Л.В. Вещное право: Учебное пособие. М., 2006. - 190 с.
39. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К, 2006. - 486 с.
Статьи и материалы периодической печати
40. Бандурина Н.В., Хныкин В.И. К вопросу о некоторых корпоратив¬ных формах управления государственным имуществом (на примере федераль¬ного государственного унитарного предприятия и государственной корпора¬ции) // Законы России: опыт, анализ, практика", №9, 2011.
41. Дедов Д.И. Золотая акция и публичные интересы // Юрист, №2, 2003.
42. Грищенко О.И. Особенности правового статуса представителей государства в органах управления акционерного общества // Право и экономи¬ка, №2, 2014.
43. Куделич М.И., Рыкова И.Н. Совершенствование системы правового регулирования дивидендной политики в компаниях с государственным участи¬ем // Финансовый журнал, №4, 2015. - с. 34-40.
44. Кузнецов П.В., Муравьев А.А. Механизмы участия государства в управлении акционерными обществами государственной и смешанной формы собственности в России // Вестник СПбГУ, №8 (выпуск 1), 2002. - с. 54-79.
45. Короткова О.И. Совершенствование системы корпоративного управления как эффективный инструмент развития компаний с государствен-ным участием // Законодательство и экономика, №2, 2016.
46. Короткова О.И. Усиление государственного влияния на открытые акционерные общества как административно-правовая функция государствен¬ного управления // Законодательство и экономика, №3, 2010
47. Ламбаев Ж.Т., Тумунбаярова Ж.Б. О целях создания коммерческих организаций с государственным участием // Государственная власть и местное самоуправление, №7, 2015. - с. 49-54.
48. Малинина Л.Ю. Государственные унитарные предприятия - одна из форм участия государства в гражданском обороте // Вестник СамГУ, №5-2, 2006. - с. 101 - 108.
49. Маргасов Д.В. Контроль эффективности управления государствен¬ным имуществом // Российское предпринимательство, №5 (выпуск 1(183)), 2011. - с. 10-16.
50. Мартыненко, Т. В. Новые тенденции в управлении акционерными обществами с государственным участием // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС, №3, 2011. - с. 45¬
51. Мозолин В.П., Кутафина О.Е. Государственная корпорация vs ак-ционерное общество // Журнал российского права, №6, 2012.
52. Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения, №4, 2009.
53. Молотников А.Е., Текутьев Д.И. Молотников А.Е., Текутьев Д.И. Правовые проблемы участия государства в акционерных обществах // Имущественные отношения в Российской Федерации, №7, 2012.
54. Мочалов С.Ю. Публично-правовые образования как участники деятельности хозяйственных обществ: исторический аспект // Бизнес.
Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, №3 (32), 2015. - с. 248-253.
55. Растеряев К.О. К вопросу о совершенствовании контроля эффек-тивности управления государственной собственностью в акционерных обще-ствах // Международны научный журнал «Символ науки», №4, 2015. - с. 115-118.
56. Сидорович В.А. Корпоративное управление в российских организа¬циях с государственным участием // Управление компанией, №7, 2006.
57. Фролова Н.В. Институт управления находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ в рамках правовой реформы // Законодательство и экономика, №3, 2006.
58. Шмуляк П.Н., Смирнова А.В. Зарубежный опыт финансового управления акционерными обществами с государственным участием // Бизнес в законе, №1, 2013. - с. 169-171.
59. Ярагина М.О. Система взаимоотношений государственных пред-приятий с бюджетом // Наука и общество, №4, 2012. - с.91-95.
Электронные ресурсы
60. Официальный сайт Информационно-аналитического раздела Мини¬стерства финансов РФ, 2016. URL: ййр://1п1Ь.ш1пйп.ги/(дата обращения: 01.06.2016)
61. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федера-ции, 2016. URL: ййр://ш1пйп.гн/гн/(дата обращения: 01.06.2016)
62. Официальный сайт рейтингового агентства РИА-Рейтинг, 2016.
URL: https:// www.naratiiig.ru /(дата обращения: 01.06.2016)
63. Официальный сайт Федерального казначейства РФ, 2016. URL:
http://www.гoskazna.гu/ (дата обращения: 01.06.2016)
64. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати¬
стики , 2016. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.06.2016)
65. Официальный сайт Федерального агентства по управлению госу-дарственным имуществом, 2016. URL: http://www.rosim.ru/ (дата обращения: 01.06.2016)
66. Официальный сайт ФГУП "Почта России", 2016. URL: http://fc.russianpost.ru/Download/AboutRussianPost/russianpost_ann_report2013.pdf (дата обращения: 01.06.2016)
Иностранные источники
67. Ripert G. Traite elementaire de droit commercial: 10-edition. - Paris. - 1980.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ