УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теория моногородов: опыт их изучения в России и за рубежом
1.1. Моногорода: понятия, сущность, структура и история возникновения 10
1.2. Место и роль монофункциональных городов в социально-экономическом развитии Российской Федерации 21
1.3. Мировой опыт и особенности развития монотерриторий за рубежом 30
Глава 2. Устойчивое развитие и методика оценки моногородов
2.1. Устойчивое развитие как новая парадигма территориального
развития: основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий 41
2.2. Факторы и риски устойчивого развития. Функции управления
формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов 59
2.3. Методика оценки устойчивого развития монопрофильных городов 69
Глава 3. Практический опыт применения новых методов исследования моногородов Республики Татарстан
3.1. Роль монопрофильных городов в социально-экономическом развитии
и системе расселения Республики Татарстан 75
3.2. Анализ направлений устойчивого развития моногородов
(на примере социологического опроса молодежи, проживающей в моногородах Республики Татарстан) 86
3.3. Рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов
Республики Татарстан 93
Заключение 107
Библиографический список 112
Приложения 125
Глава 1. Теория моногородов: опыт их изучения в России и за рубежом
1.1. Моногорода: понятия, сущность, структура и история возникновения 10
1.2. Место и роль монофункциональных городов в социально-экономическом развитии Российской Федерации 21
1.3. Мировой опыт и особенности развития монотерриторий за рубежом 30
Глава 2. Устойчивое развитие и методика оценки моногородов
2.1. Устойчивое развитие как новая парадигма территориального
развития: основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий 41
2.2. Факторы и риски устойчивого развития. Функции управления
формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов 59
2.3. Методика оценки устойчивого развития монопрофильных городов 69
Глава 3. Практический опыт применения новых методов исследования моногородов Республики Татарстан
3.1. Роль монопрофильных городов в социально-экономическом развитии
и системе расселения Республики Татарстан 75
3.2. Анализ направлений устойчивого развития моногородов
(на примере социологического опроса молодежи, проживающей в моногородах Республики Татарстан) 86
3.3. Рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов
Республики Татарстан 93
Заключение 107
Библиографический список 112
Приложения 125
Актуальность исследования. Современные монопрофильные муниципальные образования являются не только производственной площадкой, обеспечивающей своей продукцией российские и зарубежные рынки. Сегодня данные субъекты представляют собой огромную многоуровневую систему производственных, социально-экономических, административных отношений, выстраиваемых на разных пространственных уровнях. На создание и развитие такой системы влияют фундаментальные изменения принципов формирования и функционирования национального и мирового социально-экономического пространства и взаимодействий ключевых территориальных социально-экономических систем. Однако не все моноориентированные территории по тем или иным причинам могут развиваться одинаково. В связи с этим Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р были определены 3 категории монопрофильных поселений, исходя из их социально¬экономической ситуации: первая категория - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением; вторая категория - моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения; третья - моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
По данным Минэкономразвития России в настоящее время в Республике Татарстан насчитывается 7 моногородов. В их числе Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Согласно распоряжению Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р, города Зеленодольск и Набережные Челны относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций); города Елабуга, Менделеевск, Чистополь и пгт. Камские Поляны - в составе монофункциональных муниципальных образований, с существующими рисками ухудшения социально¬экономического положения; город Нижнекамск - относится к моногородам 3 категории.
Степень разработанности темы. Теория устойчивого развития в целом рассматривает острейшие проблемы, связанные с обеспечением стабильного, пропорционального и сбалансированного развития моногородов. Огромное значение в становлении методологии устойчивого развития (МУР) имеет Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая была создана под руководством ООН в 1983 году. Благодаря ее деятельности концепция устойчивого развития является основой политической и экономической деятельности большинства государств, в том числе и Российской Федерации.
Значимый вклад в формирование теоретических и методологических основ концепции устойчивого развития монопрофильных городов внесли зарубежные ученые Х. Боссель, Г. Мюрдаль, Д. Норт, М. Портер, Т. Саати, Дж. Сакс, Дж. Хартвик и т.д.
К числу отечественных исследований, посвященных проблеме устойчивого развития моноструктурных городов, относятся исследования Т.Т. Авдеевой, И.Ю. Блам, А.В. Воронина, М.Г. Ганопольского, С.Н. Гапоновой, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, В.М. Матросова, Н.Н. Моисеева, А.И. Орлова, М.В. Палкиной, К.В. Папенова, А.В. Пенюгаловой, М.В. Терешиной, А.Д. Урсула, Н.П. Федоренко, Н.Ю. Литвиновой, С.Н. Ткачук, Л.Г. Иогман, Т.В. Усковой, А.Н. Нестерова и др.
Специфика развития монопрофильных населенных пунктов различной хозяйственной специализации в историческом аспекте и в рамках современных трендов развития моноспециализации рассмотрена в работах Н.Ю. Власовой, Е.Б. Дворядкиной, А.Д. Зарецкого, В.Я. Любовного, Т.А. Неклюдовой, А.А. Нещадина, Н.М. Сурниной, И.Д. Тургель, В.А. Бы¬ковского.
Риски развития сырьевой моноспециализации страны
проанализированы в работах К.С. Дегтярева, А.П. Садова, А.П. Старикова, В.В. Стрельченко.
Исследования, посвященные современным подходам к управлению устойчивым развитием моногородов, проведены И.Д. Тургель, Ю.М. Березкиным, А.П. Егоршиным, О.Г. Крюковой, Д.С. Львовым, А.Н. Масловой, Е.М. Петриковой, О.С. Пчелинцевым и др.
Несмотря на значительное число научных исследований, посвященных проблеме развития и функционирования моногородов, вопросы управления монофункциональными городами в условиях макроэкономической неопределенности до сих пор не получили адекватного отражения в современной экономической литературе. Следовательно, отсутствие целостного подхода, обеспечивающего комплексное решение обозначенной проблемы в условиях посткризисного периода, обусловило необходимость выработки оптимального теоретико-методологического подхода к управлению развитием моноструктурных городов, а также методического инструментария, позволяющего повысить эффективность управления ими с учетом методологии устойчивого развития.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в уточнении теоретических аспектов и разработке авторской метрики устойчивости при помощи шкалы устойчивости моногородов, а также методических рекомендаций, способствующих совершенствованию политики управления устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Конкретные элементы научной новизны, содержащие приращение научного знания, состоят в следующем:
• рассмотрен российский и мировой опыт развития монопрофильных территорий.
• проведена аналогия производных понятий «моногород», наиболее часто употребляемых в России и за рубежом, в основе которых содержится принцип ограниченности внешних экономических функций субъектов данного типа, а также выявлена специфика данных терминов применительно к конкретным территориям
• определены факторы и риски устойчивого развития моногородов Республики Татарстан.
• разработана методика устойчивости моногородов Республики Татарстан. В ее рамках определены специальные критерии (показатели) социально-экономического благополучия жизни и экологической безопасности данных монотерриторий.
• введено авторское определение «респециализация моногородов», которое подразумевает под собой процесс переориентации основного вида деятельности монопрофильного муниципального образования, направленный на улучшение показателей социально-экономической эффективности, повышение экологической безопасности и привлечения инвестиций.
• разработан алгоритм формирования системы индикаторов для мониторинга устойчивого развития моногорода.
• на основе новой методики оценки устойчивости монопоселений ранжированы монопрофильные муниципальные образования Республики Татарстан.
• предложен механизм муниципального управления устойчивым развитием моногорода на основе интегрального показателя «качество жизни», с помощью которого определены приоритеты развития моногородов Республики Татарстан.
Цель исследования - выявление ключевых тенденций функционирования монофункциональных городов и разработка ключевых рекомендаций для устойчивого развития моноструктурных городов Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятия, сущность, структуру и историю возникновения моногородов;
2) определить место и роль монофункциональных городов в социально¬экономическом развитии России;
3) провести анализ зарубежного опыта развития монотерриторий;
4) разработать рекомендации по развитию российских моногородов на основе данного анализа;
5) рассмотреть основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий;
6) выявить основные факторы и риски устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований;
7) определить функции управления формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов;
8) разработать методику оценки устойчивого развития монопрофильных городов;
9) определить роль монопоселений в системе расселения Республики Татарстан;
10) провести социологический опрос молодежи, проживающей в
моногородах Республики Татарстан для выявления уровня
привлекательности монотерриторий;
11) разработать рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Объектом исследования являются моногорода Республики Татарстан;
Предмет исследования - состояние социальной, экономической и экологической сфер монопрофильных муниципальных образований.
Методы исследования. В процессе выполнения исследовательской работы планируется использовать следующую группу методов:
• метод анализа и систематизации научной литературы;
• описательные и аналитические методы;
• сбор, обобщение и интерпретация социологической и статистической информации;
• вторичный анализ результатов социологических исследований;
• статистический метод обработки и анализа социологических данных.
Практическая значимость темы настоящей работы заключается в разработке теоретических подходов и конкретных рекомендаций, обеспечивающих эффективность политики устойчивого развития моногородов Республики Татарстан. Теоретические положения и методические рекомендации могут быть применены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении регулярных мониторингов состояния триединой социальной, экономической и экологической сфер моногородов, а также оценке степени устойчивости их развития и эффективности управленческих решений. Результаты исследования целесообразно включить в программы обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала, в том числе в системе государственной службы, в программы государственного и муниципального управления, а также использовать при разработке и преподавании вузовских дисциплин «Региональная экономика», «Стратегическое планирование местного развития», «Муниципальное управление и местное самоуправление».
Тема данной диссертации была апробирована автором на региональных, всероссийских и международных конференциях с присуждением грамот «За лучший доклад» в секции «Государственное и муниципальное управление». Опубликовано три научные работы. Публикация еще одной статьи ожидается в конце текущего года.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует указанным задачам и цели исследования. Работа состоит из введения; трех глав, состоящих из девяти параграфов; заключения; библиографического списка, включающего 104 наименования; приложений. В первой главе анализируются теоретические аспекты возникновения и специфики моногородов на основе зарубежного и российского опыта. Во второй главе рассматриваются концепция устойчивого развития и методика оценки устойчивости моногородов Республики Татарстан. В третьей главе проводится анализ результатов социологического исследования и выносятся основные рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан. Текст выпускной квалификационной работы изложен на 155 страницах.
По данным Минэкономразвития России в настоящее время в Республике Татарстан насчитывается 7 моногородов. В их числе Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Согласно распоряжению Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р, города Зеленодольск и Набережные Челны относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций); города Елабуга, Менделеевск, Чистополь и пгт. Камские Поляны - в составе монофункциональных муниципальных образований, с существующими рисками ухудшения социально¬экономического положения; город Нижнекамск - относится к моногородам 3 категории.
Степень разработанности темы. Теория устойчивого развития в целом рассматривает острейшие проблемы, связанные с обеспечением стабильного, пропорционального и сбалансированного развития моногородов. Огромное значение в становлении методологии устойчивого развития (МУР) имеет Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая была создана под руководством ООН в 1983 году. Благодаря ее деятельности концепция устойчивого развития является основой политической и экономической деятельности большинства государств, в том числе и Российской Федерации.
Значимый вклад в формирование теоретических и методологических основ концепции устойчивого развития монопрофильных городов внесли зарубежные ученые Х. Боссель, Г. Мюрдаль, Д. Норт, М. Портер, Т. Саати, Дж. Сакс, Дж. Хартвик и т.д.
К числу отечественных исследований, посвященных проблеме устойчивого развития моноструктурных городов, относятся исследования Т.Т. Авдеевой, И.Ю. Блам, А.В. Воронина, М.Г. Ганопольского, С.Н. Гапоновой, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, В.М. Матросова, Н.Н. Моисеева, А.И. Орлова, М.В. Палкиной, К.В. Папенова, А.В. Пенюгаловой, М.В. Терешиной, А.Д. Урсула, Н.П. Федоренко, Н.Ю. Литвиновой, С.Н. Ткачук, Л.Г. Иогман, Т.В. Усковой, А.Н. Нестерова и др.
Специфика развития монопрофильных населенных пунктов различной хозяйственной специализации в историческом аспекте и в рамках современных трендов развития моноспециализации рассмотрена в работах Н.Ю. Власовой, Е.Б. Дворядкиной, А.Д. Зарецкого, В.Я. Любовного, Т.А. Неклюдовой, А.А. Нещадина, Н.М. Сурниной, И.Д. Тургель, В.А. Бы¬ковского.
Риски развития сырьевой моноспециализации страны
проанализированы в работах К.С. Дегтярева, А.П. Садова, А.П. Старикова, В.В. Стрельченко.
Исследования, посвященные современным подходам к управлению устойчивым развитием моногородов, проведены И.Д. Тургель, Ю.М. Березкиным, А.П. Егоршиным, О.Г. Крюковой, Д.С. Львовым, А.Н. Масловой, Е.М. Петриковой, О.С. Пчелинцевым и др.
Несмотря на значительное число научных исследований, посвященных проблеме развития и функционирования моногородов, вопросы управления монофункциональными городами в условиях макроэкономической неопределенности до сих пор не получили адекватного отражения в современной экономической литературе. Следовательно, отсутствие целостного подхода, обеспечивающего комплексное решение обозначенной проблемы в условиях посткризисного периода, обусловило необходимость выработки оптимального теоретико-методологического подхода к управлению развитием моноструктурных городов, а также методического инструментария, позволяющего повысить эффективность управления ими с учетом методологии устойчивого развития.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в уточнении теоретических аспектов и разработке авторской метрики устойчивости при помощи шкалы устойчивости моногородов, а также методических рекомендаций, способствующих совершенствованию политики управления устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Конкретные элементы научной новизны, содержащие приращение научного знания, состоят в следующем:
• рассмотрен российский и мировой опыт развития монопрофильных территорий.
• проведена аналогия производных понятий «моногород», наиболее часто употребляемых в России и за рубежом, в основе которых содержится принцип ограниченности внешних экономических функций субъектов данного типа, а также выявлена специфика данных терминов применительно к конкретным территориям
• определены факторы и риски устойчивого развития моногородов Республики Татарстан.
• разработана методика устойчивости моногородов Республики Татарстан. В ее рамках определены специальные критерии (показатели) социально-экономического благополучия жизни и экологической безопасности данных монотерриторий.
• введено авторское определение «респециализация моногородов», которое подразумевает под собой процесс переориентации основного вида деятельности монопрофильного муниципального образования, направленный на улучшение показателей социально-экономической эффективности, повышение экологической безопасности и привлечения инвестиций.
• разработан алгоритм формирования системы индикаторов для мониторинга устойчивого развития моногорода.
• на основе новой методики оценки устойчивости монопоселений ранжированы монопрофильные муниципальные образования Республики Татарстан.
• предложен механизм муниципального управления устойчивым развитием моногорода на основе интегрального показателя «качество жизни», с помощью которого определены приоритеты развития моногородов Республики Татарстан.
Цель исследования - выявление ключевых тенденций функционирования монофункциональных городов и разработка ключевых рекомендаций для устойчивого развития моноструктурных городов Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятия, сущность, структуру и историю возникновения моногородов;
2) определить место и роль монофункциональных городов в социально¬экономическом развитии России;
3) провести анализ зарубежного опыта развития монотерриторий;
4) разработать рекомендации по развитию российских моногородов на основе данного анализа;
5) рассмотреть основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий;
6) выявить основные факторы и риски устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований;
7) определить функции управления формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов;
8) разработать методику оценки устойчивого развития монопрофильных городов;
9) определить роль монопоселений в системе расселения Республики Татарстан;
10) провести социологический опрос молодежи, проживающей в
моногородах Республики Татарстан для выявления уровня
привлекательности монотерриторий;
11) разработать рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Объектом исследования являются моногорода Республики Татарстан;
Предмет исследования - состояние социальной, экономической и экологической сфер монопрофильных муниципальных образований.
Методы исследования. В процессе выполнения исследовательской работы планируется использовать следующую группу методов:
• метод анализа и систематизации научной литературы;
• описательные и аналитические методы;
• сбор, обобщение и интерпретация социологической и статистической информации;
• вторичный анализ результатов социологических исследований;
• статистический метод обработки и анализа социологических данных.
Практическая значимость темы настоящей работы заключается в разработке теоретических подходов и конкретных рекомендаций, обеспечивающих эффективность политики устойчивого развития моногородов Республики Татарстан. Теоретические положения и методические рекомендации могут быть применены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении регулярных мониторингов состояния триединой социальной, экономической и экологической сфер моногородов, а также оценке степени устойчивости их развития и эффективности управленческих решений. Результаты исследования целесообразно включить в программы обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала, в том числе в системе государственной службы, в программы государственного и муниципального управления, а также использовать при разработке и преподавании вузовских дисциплин «Региональная экономика», «Стратегическое планирование местного развития», «Муниципальное управление и местное самоуправление».
Тема данной диссертации была апробирована автором на региональных, всероссийских и международных конференциях с присуждением грамот «За лучший доклад» в секции «Государственное и муниципальное управление». Опубликовано три научные работы. Публикация еще одной статьи ожидается в конце текущего года.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует указанным задачам и цели исследования. Работа состоит из введения; трех глав, состоящих из девяти параграфов; заключения; библиографического списка, включающего 104 наименования; приложений. В первой главе анализируются теоретические аспекты возникновения и специфики моногородов на основе зарубежного и российского опыта. Во второй главе рассматриваются концепция устойчивого развития и методика оценки устойчивости моногородов Республики Татарстан. В третьей главе проводится анализ результатов социологического исследования и выносятся основные рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан. Текст выпускной квалификационной работы изложен на 155 страницах.
Характерной чертой монопрофильных городов является сужение экономических возможностей для его населения, которое вызвано недостаточным количеством предприятий на его территории, что вызывает серьезные социально-экономические проблемы. Наличие единственного градообразующего предприятия чрезвычайно ограничивает возможности данного монопоселения, обрекая его жителей на отсутствие дополнительных альтернатив, имеющихся в любом другом крупном многопрофильном городе.
Правительство РФ, начавшее антикризисную деятельность совместно с Фондом развития моногородов, приступило к поддержке отраслей и предприятий реального сектора. Среди первоочередных мер правительства, которые уже начали реализовываться - снижение налога на прибыль, ускоренный порядок возврата налога на добавленную стоимость, увеличение амортизационной премии, для топливно-энергетического комплекса - снижение экспортных пошлин, повышение необлагаемой налогом на добычу полезных ископаемых цены нефти. Все эти меры способны поддержать компании в ближайшие месяцы.
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие моногорода. Монопрофильный город - некий «город-завод», предполагающий тесную связь между функционированием городского поселения и градообразующим предприятием. Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично
изменяющихся обстоятельств
Во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.
В-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел.
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах, показывает, что среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально¬экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально¬психологический климат.
Следующая по значимости проблема - экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы.
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт - их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния. Данные проблемные ситуации также характерны и для монопоселений Республики Татарстан.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении уровня привлекательности моногородов для современной молодежи. Был проведен социологический опрос. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными проблемами моногородов являются, прежде всего, низкий уровень заработной платы, безработица и отсутствие перспектив карьерного роста. Каждый третий готов решать городские проблемы совместно с муниципальной властью. Однако каждый пятый из опрошенных сам ожидает помощи от местных властей. В качестве основных мер повышения уровня привлекательности моногородов, молодежь предложила варианты «предоставление жилья на льготных основаниях», «повышение уровня заработной платы», а также «расширить базы вакансий».
Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города.
В связи с этим, обобщив авторские рекомендации, можно предложить универсальные мероприятия, направленные на развитие монопрофильных поселений Республики Татарстан:
• создать территории опережающего развития на базе моногородов;
• провести диверсификацию и респециализацию монопрофильных муниципальных образований (поддержать действующие и создать новые производственные непрофильные виды деятельности);
• развить жилищное строительство;
• повысить инвестиционную привлекательность монопоселений, что обеспечит, в свою очередь, приток российского и иностранного капитала;
• запустить региональные программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• провести конкурс «Некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг»;
• оказать поддержку населению с низкими доходами, уязвимой категории граждан;
• увеличить число вакансий;
• активизировать политику привлечения человеческих ресурсов в моногорода, проживающих как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами;
• повысить качество оказания медицинских услуг;
• ввести программы, направленные на повышение показателей рождаемости;
• оптимизировать региональные, способствующие увеличению числа многодетных семей;
• снизить коэффициент смертности;
• создать многофункциональные центры при моногородах;
• обеспечить эффективность регионального бюджетного планирования;
• повысить доверие между властью и бизнесом;
• информировать местное население о программах поддержки талантливой молодежи;
• создать меры противодействия коррупции;
• увеличить число образовательных, культурных учреждений и центров развития творчества (детские сады, образовательные учреждения, музыкальные школы, библиотеки и др.);
• оказать поддержку педагогическим работникам, взаимодействующим с детьми из социально неблагополучных семей;
• организовать проведение фестивалей, направленных на профилактику терроризма, способствующих укреплению межкультурного общения, толерантности, уважения и духовного плюрализма;
• Улучшить экологическую обстановку моногородов.
Таким образом, своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества и эффективная работа муниципальных служащих поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.
Правительство РФ, начавшее антикризисную деятельность совместно с Фондом развития моногородов, приступило к поддержке отраслей и предприятий реального сектора. Среди первоочередных мер правительства, которые уже начали реализовываться - снижение налога на прибыль, ускоренный порядок возврата налога на добавленную стоимость, увеличение амортизационной премии, для топливно-энергетического комплекса - снижение экспортных пошлин, повышение необлагаемой налогом на добычу полезных ископаемых цены нефти. Все эти меры способны поддержать компании в ближайшие месяцы.
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие моногорода. Монопрофильный город - некий «город-завод», предполагающий тесную связь между функционированием городского поселения и градообразующим предприятием. Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично
изменяющихся обстоятельств
Во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.
В-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел.
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах, показывает, что среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально¬экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально¬психологический климат.
Следующая по значимости проблема - экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы.
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт - их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния. Данные проблемные ситуации также характерны и для монопоселений Республики Татарстан.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении уровня привлекательности моногородов для современной молодежи. Был проведен социологический опрос. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными проблемами моногородов являются, прежде всего, низкий уровень заработной платы, безработица и отсутствие перспектив карьерного роста. Каждый третий готов решать городские проблемы совместно с муниципальной властью. Однако каждый пятый из опрошенных сам ожидает помощи от местных властей. В качестве основных мер повышения уровня привлекательности моногородов, молодежь предложила варианты «предоставление жилья на льготных основаниях», «повышение уровня заработной платы», а также «расширить базы вакансий».
Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города.
В связи с этим, обобщив авторские рекомендации, можно предложить универсальные мероприятия, направленные на развитие монопрофильных поселений Республики Татарстан:
• создать территории опережающего развития на базе моногородов;
• провести диверсификацию и респециализацию монопрофильных муниципальных образований (поддержать действующие и создать новые производственные непрофильные виды деятельности);
• развить жилищное строительство;
• повысить инвестиционную привлекательность монопоселений, что обеспечит, в свою очередь, приток российского и иностранного капитала;
• запустить региональные программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• провести конкурс «Некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг»;
• оказать поддержку населению с низкими доходами, уязвимой категории граждан;
• увеличить число вакансий;
• активизировать политику привлечения человеческих ресурсов в моногорода, проживающих как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами;
• повысить качество оказания медицинских услуг;
• ввести программы, направленные на повышение показателей рождаемости;
• оптимизировать региональные, способствующие увеличению числа многодетных семей;
• снизить коэффициент смертности;
• создать многофункциональные центры при моногородах;
• обеспечить эффективность регионального бюджетного планирования;
• повысить доверие между властью и бизнесом;
• информировать местное население о программах поддержки талантливой молодежи;
• создать меры противодействия коррупции;
• увеличить число образовательных, культурных учреждений и центров развития творчества (детские сады, образовательные учреждения, музыкальные школы, библиотеки и др.);
• оказать поддержку педагогическим работникам, взаимодействующим с детьми из социально неблагополучных семей;
• организовать проведение фестивалей, направленных на профилактику терроризма, способствующих укреплению межкультурного общения, толерантности, уважения и духовного плюрализма;
• Улучшить экологическую обстановку моногородов.
Таким образом, своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества и эффективная работа муниципальных служащих поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.
Подобные работы
- УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ КАМСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА «ИННОКАМ»
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление экономической устойчивостью в рамках антикризисного управления ЗАО «Аксиома №1»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Состояние и перспективы развития моногородов в РФ
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ: ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития городской среды на примере г. Сосновый Бор
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по обеспечению устойчивого развития моногородов Красноярского края
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и повышение устойчивого развития ООО ТФ «Ладья» г. Челябинска
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОНОГОРОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



