Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ

Работа №51772

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы166
Год сдачи2016
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
521
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теория моногородов: опыт их изучения в России и за рубежом
1.1. Моногорода: понятия, сущность, структура и история возникновения 10
1.2. Место и роль монофункциональных городов в социально-экономическом развитии Российской Федерации 21
1.3. Мировой опыт и особенности развития монотерриторий за рубежом 30
Глава 2. Устойчивое развитие и методика оценки моногородов
2.1. Устойчивое развитие как новая парадигма территориального
развития: основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий 41
2.2. Факторы и риски устойчивого развития. Функции управления
формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов 59
2.3. Методика оценки устойчивого развития монопрофильных городов 69
Глава 3. Практический опыт применения новых методов исследования моногородов Республики Татарстан
3.1. Роль монопрофильных городов в социально-экономическом развитии
и системе расселения Республики Татарстан 75
3.2. Анализ направлений устойчивого развития моногородов
(на примере социологического опроса молодежи, проживающей в моногородах Республики Татарстан) 86
3.3. Рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов
Республики Татарстан 93
Заключение 107
Библиографический список 112
Приложения 125


Актуальность исследования. Современные монопрофильные муниципальные образования являются не только производственной площадкой, обеспечивающей своей продукцией российские и зарубежные рынки. Сегодня данные субъекты представляют собой огромную многоуровневую систему производственных, социально-экономических, административных отношений, выстраиваемых на разных пространственных уровнях. На создание и развитие такой системы влияют фундаментальные изменения принципов формирования и функционирования национального и мирового социально-экономического пространства и взаимодействий ключевых территориальных социально-экономических систем. Однако не все моноориентированные территории по тем или иным причинам могут развиваться одинаково. В связи с этим Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р были определены 3 категории монопрофильных поселений, исходя из их социально¬экономической ситуации: первая категория - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением; вторая категория - моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения; третья - моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
По данным Минэкономразвития России в настоящее время в Республике Татарстан насчитывается 7 моногородов. В их числе Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Согласно распоряжению Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р, города Зеленодольск и Набережные Челны относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций); города Елабуга, Менделеевск, Чистополь и пгт. Камские Поляны - в составе монофункциональных муниципальных образований, с существующими рисками ухудшения социально¬экономического положения; город Нижнекамск - относится к моногородам 3 категории.
Степень разработанности темы. Теория устойчивого развития в целом рассматривает острейшие проблемы, связанные с обеспечением стабильного, пропорционального и сбалансированного развития моногородов. Огромное значение в становлении методологии устойчивого развития (МУР) имеет Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая была создана под руководством ООН в 1983 году. Благодаря ее деятельности концепция устойчивого развития является основой политической и экономической деятельности большинства государств, в том числе и Российской Федерации.
Значимый вклад в формирование теоретических и методологических основ концепции устойчивого развития монопрофильных городов внесли зарубежные ученые Х. Боссель, Г. Мюрдаль, Д. Норт, М. Портер, Т. Саати, Дж. Сакс, Дж. Хартвик и т.д.
К числу отечественных исследований, посвященных проблеме устойчивого развития моноструктурных городов, относятся исследования Т.Т. Авдеевой, И.Ю. Блам, А.В. Воронина, М.Г. Ганопольского, С.Н. Гапоновой, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, В.М. Матросова, Н.Н. Моисеева, А.И. Орлова, М.В. Палкиной, К.В. Папенова, А.В. Пенюгаловой, М.В. Терешиной, А.Д. Урсула, Н.П. Федоренко, Н.Ю. Литвиновой, С.Н. Ткачук, Л.Г. Иогман, Т.В. Усковой, А.Н. Нестерова и др.
Специфика развития монопрофильных населенных пунктов различной хозяйственной специализации в историческом аспекте и в рамках современных трендов развития моноспециализации рассмотрена в работах Н.Ю. Власовой, Е.Б. Дворядкиной, А.Д. Зарецкого, В.Я. Любовного, Т.А. Неклюдовой, А.А. Нещадина, Н.М. Сурниной, И.Д. Тургель, В.А. Бы¬ковского.
Риски развития сырьевой моноспециализации страны
проанализированы в работах К.С. Дегтярева, А.П. Садова, А.П. Старикова, В.В. Стрельченко.
Исследования, посвященные современным подходам к управлению устойчивым развитием моногородов, проведены И.Д. Тургель, Ю.М. Березкиным, А.П. Егоршиным, О.Г. Крюковой, Д.С. Львовым, А.Н. Масловой, Е.М. Петриковой, О.С. Пчелинцевым и др.
Несмотря на значительное число научных исследований, посвященных проблеме развития и функционирования моногородов, вопросы управления монофункциональными городами в условиях макроэкономической неопределенности до сих пор не получили адекватного отражения в современной экономической литературе. Следовательно, отсутствие целостного подхода, обеспечивающего комплексное решение обозначенной проблемы в условиях посткризисного периода, обусловило необходимость выработки оптимального теоретико-методологического подхода к управлению развитием моноструктурных городов, а также методического инструментария, позволяющего повысить эффективность управления ими с учетом методологии устойчивого развития.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в уточнении теоретических аспектов и разработке авторской метрики устойчивости при помощи шкалы устойчивости моногородов, а также методических рекомендаций, способствующих совершенствованию политики управления устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Конкретные элементы научной новизны, содержащие приращение научного знания, состоят в следующем:
• рассмотрен российский и мировой опыт развития монопрофильных территорий.
• проведена аналогия производных понятий «моногород», наиболее часто употребляемых в России и за рубежом, в основе которых содержится принцип ограниченности внешних экономических функций субъектов данного типа, а также выявлена специфика данных терминов применительно к конкретным территориям
• определены факторы и риски устойчивого развития моногородов Республики Татарстан.
• разработана методика устойчивости моногородов Республики Татарстан. В ее рамках определены специальные критерии (показатели) социально-экономического благополучия жизни и экологической безопасности данных монотерриторий.
• введено авторское определение «респециализация моногородов», которое подразумевает под собой процесс переориентации основного вида деятельности монопрофильного муниципального образования, направленный на улучшение показателей социально-экономической эффективности, повышение экологической безопасности и привлечения инвестиций.
• разработан алгоритм формирования системы индикаторов для мониторинга устойчивого развития моногорода.
• на основе новой методики оценки устойчивости монопоселений ранжированы монопрофильные муниципальные образования Республики Татарстан.
• предложен механизм муниципального управления устойчивым развитием моногорода на основе интегрального показателя «качество жизни», с помощью которого определены приоритеты развития моногородов Республики Татарстан.
Цель исследования - выявление ключевых тенденций функционирования монофункциональных городов и разработка ключевых рекомендаций для устойчивого развития моноструктурных городов Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятия, сущность, структуру и историю возникновения моногородов;
2) определить место и роль монофункциональных городов в социально¬экономическом развитии России;
3) провести анализ зарубежного опыта развития монотерриторий;
4) разработать рекомендации по развитию российских моногородов на основе данного анализа;
5) рассмотреть основные концепции и модели управления устойчивым развитием монотерриторий;
6) выявить основные факторы и риски устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований;
7) определить функции управления формированием стратегии устойчивого развития моноструктурных городов;
8) разработать методику оценки устойчивого развития монопрофильных городов;
9) определить роль монопоселений в системе расселения Республики Татарстан;
10) провести социологический опрос молодежи, проживающей в
моногородах Республики Татарстан для выявления уровня
привлекательности монотерриторий;
11) разработать рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан.
Объектом исследования являются моногорода Республики Татарстан;
Предмет исследования - состояние социальной, экономической и экологической сфер монопрофильных муниципальных образований.
Методы исследования. В процессе выполнения исследовательской работы планируется использовать следующую группу методов:
• метод анализа и систематизации научной литературы;
• описательные и аналитические методы;
• сбор, обобщение и интерпретация социологической и статистической информации;
• вторичный анализ результатов социологических исследований;
• статистический метод обработки и анализа социологических данных.
Практическая значимость темы настоящей работы заключается в разработке теоретических подходов и конкретных рекомендаций, обеспечивающих эффективность политики устойчивого развития моногородов Республики Татарстан. Теоретические положения и методические рекомендации могут быть применены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении регулярных мониторингов состояния триединой социальной, экономической и экологической сфер моногородов, а также оценке степени устойчивости их развития и эффективности управленческих решений. Результаты исследования целесообразно включить в программы обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала, в том числе в системе государственной службы, в программы государственного и муниципального управления, а также использовать при разработке и преподавании вузовских дисциплин «Региональная экономика», «Стратегическое планирование местного развития», «Муниципальное управление и местное самоуправление».
Тема данной диссертации была апробирована автором на региональных, всероссийских и международных конференциях с присуждением грамот «За лучший доклад» в секции «Государственное и муниципальное управление». Опубликовано три научные работы. Публикация еще одной статьи ожидается в конце текущего года.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует указанным задачам и цели исследования. Работа состоит из введения; трех глав, состоящих из девяти параграфов; заключения; библиографического списка, включающего 104 наименования; приложений. В первой главе анализируются теоретические аспекты возникновения и специфики моногородов на основе зарубежного и российского опыта. Во второй главе рассматриваются концепция устойчивого развития и методика оценки устойчивости моногородов Республики Татарстан. В третьей главе проводится анализ результатов социологического исследования и выносятся основные рекомендации по управлению устойчивым развитием моногородов Республики Татарстан. Текст выпускной квалификационной работы изложен на 155 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характерной чертой монопрофильных городов является сужение экономических возможностей для его населения, которое вызвано недостаточным количеством предприятий на его территории, что вызывает серьезные социально-экономические проблемы. Наличие единственного градообразующего предприятия чрезвычайно ограничивает возможности данного монопоселения, обрекая его жителей на отсутствие дополнительных альтернатив, имеющихся в любом другом крупном многопрофильном городе.
Правительство РФ, начавшее антикризисную деятельность совместно с Фондом развития моногородов, приступило к поддержке отраслей и предприятий реального сектора. Среди первоочередных мер правительства, которые уже начали реализовываться - снижение налога на прибыль, ускоренный порядок возврата налога на добавленную стоимость, увеличение амортизационной премии, для топливно-энергетического комплекса - снижение экспортных пошлин, повышение необлагаемой налогом на добычу полезных ископаемых цены нефти. Все эти меры способны поддержать компании в ближайшие месяцы.
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие моногорода. Монопрофильный город - некий «город-завод», предполагающий тесную связь между функционированием городского поселения и градообразующим предприятием. Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично
изменяющихся обстоятельств
Во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.
В-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел.
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах, показывает, что среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально¬экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально¬психологический климат.
Следующая по значимости проблема - экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы.
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт - их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния. Данные проблемные ситуации также характерны и для монопоселений Республики Татарстан.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении уровня привлекательности моногородов для современной молодежи. Был проведен социологический опрос. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными проблемами моногородов являются, прежде всего, низкий уровень заработной платы, безработица и отсутствие перспектив карьерного роста. Каждый третий готов решать городские проблемы совместно с муниципальной властью. Однако каждый пятый из опрошенных сам ожидает помощи от местных властей. В качестве основных мер повышения уровня привлекательности моногородов, молодежь предложила варианты «предоставление жилья на льготных основаниях», «повышение уровня заработной платы», а также «расширить базы вакансий».
Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города.
В связи с этим, обобщив авторские рекомендации, можно предложить универсальные мероприятия, направленные на развитие монопрофильных поселений Республики Татарстан:
• создать территории опережающего развития на базе моногородов;
• провести диверсификацию и респециализацию монопрофильных муниципальных образований (поддержать действующие и создать новые производственные непрофильные виды деятельности);
• развить жилищное строительство;
• повысить инвестиционную привлекательность монопоселений, что обеспечит, в свою очередь, приток российского и иностранного капитала;
• запустить региональные программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• провести конкурс «Некоммерческая организация - исполнитель общественно-полезных услуг»;
• оказать поддержку населению с низкими доходами, уязвимой категории граждан;
• увеличить число вакансий;
• активизировать политику привлечения человеческих ресурсов в моногорода, проживающих как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами;
• повысить качество оказания медицинских услуг;
• ввести программы, направленные на повышение показателей рождаемости;
• оптимизировать региональные, способствующие увеличению числа многодетных семей;
• снизить коэффициент смертности;
• создать многофункциональные центры при моногородах;
• обеспечить эффективность регионального бюджетного планирования;
• повысить доверие между властью и бизнесом;
• информировать местное население о программах поддержки талантливой молодежи;
• создать меры противодействия коррупции;
• увеличить число образовательных, культурных учреждений и центров развития творчества (детские сады, образовательные учреждения, музыкальные школы, библиотеки и др.);
• оказать поддержку педагогическим работникам, взаимодействующим с детьми из социально неблагополучных семей;
• организовать проведение фестивалей, направленных на профилактику терроризма, способствующих укреплению межкультурного общения, толерантности, уважения и духовного плюрализма;
• Улучшить экологическую обстановку моногородов.
Таким образом, своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества и эффективная работа муниципальных служащих поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.



1. Комплексная программа модернизации экономики пгт. Камские Поляны на период 2010-2015 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.08.2010 №668.
2. Комплексная программа модернизации экономики г. Набережные Челны на период 2010-2015 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.08.2010 №669.
3. Комплексный инвестиционный план развития города Чистополя и долгосрочной целевой программы «Комплексный инвестиционный план развития города Чистополя (на период 2010-2015 годов)» утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2010 №833.
4. Концепция территориальной экономической политики Республики
Татарстан [Электронный ресурс] // URL:
mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_25254.doc (дата обращения: 10.05.2016)
5. Моногорода России - задачи экономической и социальной модернизации. Материалы совещания под руководством Председателя Совета Федерации С.М. Миронова от 30.03.2010.
6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.02 № 127-ФЗ // Справочная правовая система Гарант - 2006, статья 169.
7. О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими: постановление Правительства РФ от 29.08.94 №1001.
8. Постановление Кабинета Министров №347 от 16.05.2015 «О проекте закона Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социально¬экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» и долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс] // официальный сайт Правительства Республики Татарстан / Электрон. дан. - URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/fLle/pub/pub 323373 enc 47629.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
9. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. №508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32406/ (Дата обращения: 28.03.2016)
10. Презентация стратегии социально-экономического развития
Чистопольского муниципального района до 2020 года [Электронный ресурс] // Портал муниципальных образований Республики Татарстан: Чистопольский муниципальный район / Электрон. дан. - Чистополь, 2013. - URL: http://chistopol.tatarstan.ru/file/Презентация%20программы%20Чистополь %202020.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
11. Программа развития моногородов на 2012 - 2020 годы, утверждённая
постановлением Правительства Республики Казахстана от 25.05.2012 года [электронный ресурс]. URL: kdbl.kz>sites...programma__razvitiya_
monogorodov.doc (дата обращения 11.03.2016).
12. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. №440. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата
обращения: 22.04.2016).
13. Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия).
Принята Европейской конференцией по устойчивому развитию больших и малых городов, Аалаборг, 1994. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.sustainable-cities.eu/upload/pdf files/ac russian.pdf (дата
обращения: 20.04.2016).
Книги, монографии и многотомные издания:
14. Агранат Г.А. Возможности и реальности освоения Севера. Глобальные уроки. - М.: ВИНИТИ, 1992. - 190 с.
15. Андреев А.В. Региональная экономика: учебник для вузов. СПб: Питер. 2012. 464 с.
16. Большой экономический словарь / под ред. А.Н, Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - 2008. - 1244 с.
17. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с. - Библиогр.: С. 28.
18. Джейкобс М. Зеленая экономика: окружающая среда, устойчивое развитие и политика будущего. Ванкувер, 1993.
19. Коновалова Т. А. Государственные механизмы повышения эффективности развития монопромышленных городов стратегического значения // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 229-234.
20. Моногорода: проблемы и перспективы развития / И.Ш. Давыдова, А.М. Малышкина и др.; под. ред. В.Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во «Познание» Института управления, экономики и права, 2011. - 220 с.
21. Моногород: управление развитием [Текст] / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман, С.Н. Ткачук, А.Н. Нестеров, Н.Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 220 с.
22. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. Аналитическое исследование проблемы градообразующих предприятий и моногородов в национальном масштабе / под ред. И. В. Липсица; Экспертный институт.
23. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. Обзорный доклад / Под ред. И. В. Липсица. — М.: Изд. дом «Хроникер», 2000 — 312 с.
— М.: Юридическая литература, 2005. — 115 с.
24. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др.Региональная экономика: учебник для вузов; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ. 2012. 472 с.
25. Москаленко И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: РИОР, 2011. — С. 157-160.
26. Национальная идея России. В 6 т. Т. V. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 2997.
27. Нещадин А.А., Горин Н.И. Феномен города: Социально-экономический анализ. - М.: Изограф, 2001. - 239 с. - Библиогр.: С. 185.
28. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные
отношения. - 1999. - 572 с.
29. Развитие моногородов России / Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. И.Н. Ильиной. - М.: Финансовый университет, 2013. - 168 с. - Библиогр.: С. 9-10.
30. Ускова Т.В., Иогман Л.Г., Ткачук С.Н., Нестеров А.Н., Литвинова Н.Ю. Моногород: управление развитием; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. Вологда: ИСЭРТ РАН. 2012. 220 с.
31. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - 427 с. - С. 422.
32. Bossel, H. Earth at a crossroads: Paths to a sustainable future.(Cambridge: Cambridge University Press, 1998) [German: Globale Wege- Wege zu einem gesellschaftlichen und okologischen Strukturwandel. Droemer-Knaur, Munich, 1998.
33. Sayles, Michael С. Instructions on Where to Stand When It Hits the Fan // Managers Magazine, Apr 1990, p. 16-18.
Неопубликованные материалы (авторефераты диссертаций):
34. Дроздецкая, А.А. Формирование и развитие туристских кластеров в моногородах приграничных территорий Ленинградской области: автореф. дисс. ... канд. экон. наук (08.00.05). - СПб.: НОУ ВПО «БАТиП», 2013. - 24 с.
35. Пустынникова, Е.В. Конкурентный потенциал монопрофильного
регионального производственного комплекса: на примере единого
муниципального образования: автореф. дисс. ... канд. экон. наук (08.00.05). - Норильск: Нальчик, 2004. - 26 с.
36. Трусова, К.Е. Управление устойчивым развитием моногорода: автореф. дисс. ... канд. экон. наук (08.00.05). - Краснодар: ФГБОУ ВПО «ТГУ», 2013.
- 27 с.
Статьи и материалы периодической печати:
37. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] / Т. В. Бегун // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.
38. Воронин, И. Как будут спасать моногорода? / И. Воронин // Бюллетень недвижимости. - 2009. - № 4. - 118 с.
39. Зубаревич Н. В. Моногорода — это не оазисы // Управа. — 2011. — № 2.
— С. 73-74.
40. Иванова, О.П. Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики / О.П. Иванова // ЭКО. - 2011. - С. 159-170.
41. Иваньковский С.Л., Былинская И.И., Иваньковская Н.А. Моногорода в народном хозяйстве страны: развитие, проблемы, перспективы / С.Л. Иваньковский, И.И. Былинская, Н.А. Иваньковская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 5(2). - С. 91-97.
42. Картаева Е., Родина Н., Яковлев О. Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решений // Муниципальная власть. - 2003. №4. - С. 20-24.
43. Коновалова, Т. А. Монопромышленные города стратегического значения: типы и особенности функционирования / Т. А. Коновалова // Молодой ученый, 2013. — №3. — С. 234-239.
44. Коновалова, Т.А. Факторы и условия, обеспечивающие функционирование и развитие моногородов Российской Федерации // Молодой ученый. 2013. №4. С.233-237.
45. Кормановская И.Р. Обеспечение устойчивого развития региона: принципы, концепция, механизм [Текст] // Проблемы современной экономики. - № 4 (48). - 2013. - С. 260-266.
46. Кох, И.А.Тенденции социального развития монопрофильных городов с градообразующим предприятием / И.А. Кох // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2009. - № 4(9).
47. Крючина Л.И. Тенденции, проблемы и перспективы развития монофункциональных северных городов РФ (на примере региональной системы расселения ХМАО): препринт. Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2005, с.4.
48. Кутергина, Г.В., Лапин А.В. Управление развитием моногородов: отечественные и зарубежные подходы к моделированию / Г.В. Кутергина, А.В. Лапин // Вестник пермского университета. - 2015. - № 3(26). - С. 69-77.
49. Любовный, В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации / В.Я. Любовный. - М. : ЗАО «Дортранспечать», 2009. - 110 с.
50. Любовный, В.Я. Монопрофильные города — мониторинг и возможные подходы к решению их проблем // «Федерализм». - 2002. - №2. - С.121-142.
51. Москаленко И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: РИОР, 2011. — С. 157-160.
52. Пашинцева, Н.И. Официальная статистика для решения проблем моногородов России в условиях кризиса / Н.И. Пашинцева // Вопросы статистики. - 2009. - № 12. - С. 3-7.
53. Петрикова, Е.М. Комплексная инвестиционная программа развития моногородов / Е.М. Петрикова // Территория и планирование. - 2011. - № 2(32). - С. 80-89.
54. Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом // «Российское предпринимательство». 2010. №8, Вып.2 (165). С.154-158.
55. Проблемы занятости в монопрофильных городах России.// Материалы международной научнопрактической конференции «Современное состояние и перспективы занятости рынка труда России»// - М., 1999 (в соавторстве: Любовный В.Я., Власова Н.И.) - 0,4 п.л.
56. Пути активизации социально-экономического развития
монопрофильных городов России / Под ред. Кузнецова Г.Ю., Любовного В.Я. М.: Моск. общ.-науч. фонд, 2004. - С. 34-45.
57. Пыткин А.Н. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом: уч. пособие. Российское предпринимательство. —
2010. — № 4. с. 132—137.
58. Татаркин А. И. Проблема моногородов должна решаться на государственном уровне // Управленец. — 2009. — № 1-2. — С. 45.
59. Тульчинский, Г.Л. От моногородов - к региональному развитию: мешающие стереотипы / Г.Л. Тульчинский // Вестник НИУ ВШЭ. 2014. - № 4(7). - С. 31-35.
60. Тульчинский, Г.Л. От «спасения» и выживания к инновационному
развитию: Социальное партнерство как основа решения проблемы
моногородов / Г.Л. Тульчинский //Муниципальная власть. 2011. - № 2. - С. 36-40.
61. Тургель И. Д., Игнатоьева М. Н. Методика анализа структуры экономики моноспециализированных городов горного профиля // Известия вузов. Горный журнал. — 2004. — № 6. — С. 13-20.
62. Тургель, И.Д. Российская система монофункциональных городских поселений / И.Д. Тургель // И.Д. Тургель. - М. : ЗАО «Дортранспечать», 2013. - 28 с.
Тургель И.Д., Крючина Л.И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России // Чиновник. 2005, № 6.
Электронные ресурсы удаленного доступа (интернет-источники):
63. Александрова, А. Современные проблемы экономического развития и промышленного роста монопрофильных городов [Электронный ресурс] // URL: http: // www.ecsocman.edu.ru (дата обращения: 08.10.2016)
64. Аналитический доклад о результатах выполнения проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия» [Электронный ресурс] // URL: www.union.invest.ru (дата обращения: 10.05.2016)
65. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Нижние Серги. URL:
http: //urbibl .ru/Knigi/animica/goroda sred urala 14. htm (Дата обращения:
03.01.2016).
66. Ахметова Э.Ш. Монопромышленный город Набережные Челны и
качество жизни населения (экологический фактор). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/monopromyshlennyy-gorod-naberezhnye-chelny-i- kachestvo-zhizni-naseleniya-ekologicheskiy-faktor (Дата обращения:
02.01.2016).
67. Базовый элемент. Результаты исследования, посвященного поиску новых моделей функционирования моногородов России. - URL: http://www.basel.ru/sectornews/basel 29 0.1 14/ (дата обращения: 25.04.2016).
68. Воронин И. Как будут спасать моногорода? [Электронный ресурс] // Электронный журнал «БН-газета». URL: http://www.gazeta.bn.ru/articles /2009/10/21/50200.html (Дата обращения: 20.11.2015).
69. Долгих Е.И., Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов // Демоскоп Weekly. - 2015. - № 631-632. - 31 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0631/demoscope631 .pdf (дата обращения: 28.04.2016).
70. Дохолян А.С. Проблемы устойчивого развития экономики региона //
Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=4975 (дата обращения:
10.04.2016).
71. Дятлова Н.А. Методическая база для оценки устойчивой безопасности
социально-трудовых отношений монопрофильных муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - №32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-baza-dlya-otsenki-
ustoychivoy-bezopasnosti-sotsialno-trudo vyh-otnosheniy-monoprofilnyh-
munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 01.05.2016).
72. Дятлова Н.А. Монофункциональное муниципальное образование как
особый тип социально экономической системы [Электронный ресурс] // Вестник КузГТУ, 2012. - №6(94). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
monofunktsionalnoe-munitsipalnoe-obrazovanie-kak-osobyy-tip-sotsialno- ekonomicheskoy-sistemy (Дата обращения: 07.01.2016).
73. Инновационный план социально-экономического развития района.
Совещание главы Таштагольского района Кемеровской области [Электронный ресурс] // Сайт Администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области. URL:
http: //www.ako .ru/tashtagol/files/ 180110.htm (Дата обращения: 02.01.2016).
74. История моногородов [Электронный ресурс] //
URL: http://www.monogorod.org/pages/4.html (дата обращения: 14.04.2015).
75. Источник данных о времени основания моногородов: Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» [Электронный ресурс] // URL: http://b-mag.ru/2015/zona-vnimaniya/chto-nuzhno-mono/ (дата обращения: 31.03.2016).
76. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. - URL: http://politanaliz.ru/articles 695.html (дата обращения: 24.04.2016).
77. Критерии отнесения населенных пунктов к моногородам Министерством экономического развития [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/12/23/ monogoroda.html (Дата обращения: 04.01.2016).
78. Крючина, Л.И., Тургель И.Д. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России [Электронный ресурс] // URL: http: //www/chinovnik. uapa. ru (дата обращения: 18.11.2014)
79. Кувшинов М.А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования [Текст] // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.1. - С. 86-89.
80. Лаппо Г.М. Типология городов. URL: http://refereed.ru/ref0606ff7 7af58ed52c5dad53acb98568d.html (Дата обращения: 03.01.2016).
81. Михайлов Р.В. Модели развития монорегионов на основе зарубежного опыта [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (35). URL: http://eee- region.ru/article/3503/ (Дата обращения: 06.03.2016)
82. Моногорода (зарубежный опыт): понятие, история возникновения и функционирования, проблемы развития [Электронный ресурс] // URL:
http://www.largeeconomic.ru/laecos-212-1.html (дата обращения: 21.06.2015)
83. Монопрофильные города и градообразующие
предприятия [Электронный ресурс] // URL: http: //www.unioninvest.ru/
city mong.html (дата обращения: 16.05.2015)
84. Монопрофильные города. Информация к размышлению [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство RWAY. URL: http://www.rway-online.ru/ (Дата обращения: 20.11.2015).
85. Официальный сайт Министерства регионального развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minregion.ru (дата обращения: 18.09.2015).
86. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Республики Татарстан. Паспорт
муниципального образования. URL: http: //www. gks .ru/scripts/dbinet2/passport/ table.aspx?opt=9262810120102011 2012201320142015 (дата обращения:
04.05.2016).
87. Проблемы малых городов и районов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.smgrf.ru/problem/problems.php (дата обращения: 27.11.2015).
88. Российская кластерная обсерватория. Центры кластерного развития. - URL: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/claster centers.php (дата обращения: 25.04.2016).
89. Самые криминальные города Америки [Электронный ресурс] // американское Федеральное бюро расследований / Электрон. дан. - 2013. - URL: http://ru.fbii.org/analytics/445.html (дата обращения: 06.03.2016).
90. Семенова О. Проблемой моногородов займется президент [Электронный ресурс] // Риановости. URL: http://ria.ru/analytics/20091106/192191849.html (дата обращения: 13.03.2016).
91. Статистический справочник Республики Татарстан. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatts/tatstat/resources/76514880443b4aa 3ab78ef20d5236cbc/%D0%A1%D 1 %82%D0%B0%D 1 %82+%D 1 %81 %D0%BF %D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D 1 %87%D0%BD%D0%B8%D0%BA, +2015+.pdf (дата обращения: 10.05.2016 г.).
92. Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. URL: https://books.google.ru/books?id=Hr3hAwAAQ ВА1&рд=РА45&1рд=РА45&ф2=горрдское+мрнрпрселение&зоигсе=Ь1&о1з=12 U7QH0YD&sig=CZSGU6eX2Yyd77PNCOeSQdu6yo&hl=ru&sa=X&ved=0ahU KEwjY3J25i4zKAhXHjywKHb8cCRUQ6AEIHjAB#v=onepage&q=false (дата обращения: 02.01.2016).
93. Трусова, К.Е. Особенности управления устойчивым развитием
моногородов в посткризисный период // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2012. - №77. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-ustoychivym-razvitiem- monogorodov-v-postkrizisnyy-period (дата обращения: 03.04.2016).
94. Циклопедия. Определение понятия «моногород» [Электронный ресурс]
// Универсальная нейтральная энциклопедия. URL:
http://cyclowiki.org/wiki/Моногород (Дата обращения: 20.11.2015).
95. Черенков В.И. Информационно-коммуникационная проблема
глобализации бизнеса // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. - 2008. - № 3 (7) (4/8). - URL: http://www.m-
economy.ru/art.php3?artid=1824 (дата обращения: 25.04.2016).
96. Югринова, Н. Что нужно моно [Электронный ресурс] // Бизнес-журнал.
- №1. - 2016. URL: http://b-mag.ru/2015/zona-vnimaniya/chto-nuzhno-mono/ (Дата обращения: 14.03.2016).
97. Detailed tables from CANSIM [Electronic resource] // Table 282-0228 - Labour force survey estimates (LFS), by Aboriginal group, educational attainment and age group, Canada and selected regions, annual (Persons) / Electron. data. - 2016. - URL: http://www5.statcan.gc.ca/cansim/a26?lang=eng&retrLang=eng&id =2820228& tabMode=dataTable&srchLan=-1&p1=-1&p2=35 (дата обращения: 09.03.2016)
98. Economic Review Committee Main Report. 2003, 179 p. // Ministry of Trade
and Industry (Singapore). URL: http://app.mti.gov.sg/data/pages/507/doc/
ERC Comm MainReport Part 1 v2.pdf; http://app.mti.gov.sg/data/pages/507/doc/ ERC Comm MainReport Part2 v2 .pdf (Дата обращения: 13.03.2016)
99. Huff W. G. Economic Growth of Singapore. Trade and Development in the Twentieth Century. URL: https://books.google.ru/books?id=4fVQtMnnn60C&pg= PA432&lpg=PA432&dq=Huff+W.+G.+Patterns+in+the+Economic+Development +of+Singapore+/+W.+G.+Huff+//+The+Journal+of+Developing+Areas&source=b l&ots=45XQDpN2rP&sig=36dXQFj5b445rDZzwSDO39EmI&hl=ru&sa=X&ved =0ahUKEwiKtame1L3LAhXKvRoKHX3JBQUQ6AEIKDAB#v=onepage&q=Hu fj%o20W.%20G.%20Patterns%20in%20the%20Economic%20Development%20of %20Singapore%20%2F%20W.%20G.%20Huff%20%2F%2F%20The%20Journal %20of%20Developing%20Areas&f=false (дата обращения: 13.03.2016)
100. Huff W. G. Patterns in the Economic Development of Singapore / W. G. Huff
// The Journal of Developing Areas. 1987. April. Vol. 21, № 3. P. 305-326. URL: http://www.jstor.org/stable/41915647seq =1#pagescan tab contents (дата
обращения: 13.03.2016)
101. Resource Towns [Electronic resource] // Historica Canada / Electron. data. - URL: http://www.thecanadian encvclopedia.com/en/article/resource-towns/ (дата обращения: 09.03.2016)
102. Single-Sector Communities in Northern Ontario: The Creation and Planning
of Dependent Towns.’ In Power and Place: Canadian Urban Development in the North American Context, ed. G. Stelter and A. Artibise, 219-61. Vancouver: University of British Columbia Press, 1986. - URL:
https://books.google.ru/books?id=YJfn6wuH0cgC&pg=PT213&lpg=PT213&dq=a rtibise+stelter+companv+town&source=bl&ots=ungLj9I1KO&sig=CCY mSLbSo WEaIaq9IV4vOxpmlA&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjXg7qv rHLAhXFd5oKHd ilAhMQ6AEIGzAA#v=onepage&q=artibise%20stelter%20companv%20town&f= false (дата обращения: 09.03.2016).
103. Sustainable Development Indicators [Electronic resource]. URL:
http://www.ess.co.at/GAIA/Reports/indics.html (дата обращения 05.05.2016).
104. The Singapore Department of Statidtics. Key Annual Indicators. [Electronic resource]. URL: http://www.singstat.gov.sg/stats/kevind. html#kevind (дата обращения: 13.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ