ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 6
1.1. Миграционные процессы: содержание, причины, виды 6
1.2. Влияние миграционных процессов на рынок труда 15
1.3. Методы государственного регулирования процессов миграции 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 27
2.1. Оценка распространения миграционных процессов в субъектах ПФО ... 27
2.2. Нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в ПФО 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 59
3.1. Анализ существующих проблем государственного регулирования
миграционных процессов в ПФО 59
3.2. Направления совершенствования государственного регулирования
миграционных процессов в ПФО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ЛИТЕРАТУРА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 6
1.1. Миграционные процессы: содержание, причины, виды 6
1.2. Влияние миграционных процессов на рынок труда 15
1.3. Методы государственного регулирования процессов миграции 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 27
2.1. Оценка распространения миграционных процессов в субъектах ПФО ... 27
2.2. Нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в ПФО 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 59
3.1. Анализ существующих проблем государственного регулирования
миграционных процессов в ПФО 59
3.2. Направления совершенствования государственного регулирования
миграционных процессов в ПФО 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ЛИТЕРАТУРА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования Спецификой человеческого развития является постоянное перемещение с территории на территорию в поисках более благоприятного местообитания, начиная с древнейших времен по настоящее время. В настоящее в условиях глобализации наблюдается активизация миграционных процессов, которая в сочетании с неравномерной демографической ситуацией провоцирует сложные демографические и межнациональные проблемы.
Сегодня вопрос миграции является одним из серьезнейших и актуальных во всем мире, XXI век будет новым этапом глобальных международных миграций, направленных, из перенаселенных стран Юга в страны Севера.
На российском рынке наблюдается массовая занятость иностранцев в неквалифицированном сегменте. Доля иностранных работников, официально занятых в качестве неквалифицированных рабочих, в 2016 г. составила 31% от всех работавших иностранных граждан. С учетом нелегально работавших, доля неквалифицированного персонала была явно выше.
Иностранная рабочая сила привлекается в современную Россию более чем из 140 стран. Трудовые мигранты составляют большую часть от числа всех мигрантов, въехавших в РФ. Характер и интенсивность внешней трудовой миграции обусловлены целым рядом разнообразных и взаимосвязанных факторов, таких как неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей между промышленно развитыми и развивающимися странами, географические условия, уровень безработицы, численность населения, показатели рынка жилья и т. д.
Обзор литературы. Вопросы исследования проблем миграции в контексте развития рынка труда нашли в работах С.Н. Градировского, Е.А. Егоровой, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, А.В. Ионцевой, С.В. Кобылинской, М.К. Кирилловой, Т.М. Малеевой, О.А. Маховой, Н.В. Мкртчян, Е.Е. Немрюк, О.Г. Позоян, Н.И. Пшиканоковой, Л.Л. Рыбаковским, С.В. Рязанцева, Ю.Ф. Флоринской и др.
Вопросы организации управления миграционными процессами в пределах приволжского федерального округа представлены в работах И.В. Большаковой, Т.Н. Ивановой, И.А. Мухиной и др.
Объект исследования - миграционные процессы в регионах Приволжского Федерального округа.
Предмет исследования - особенности реализации государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - проанализировать специфику государственного регулирования миграционных процессов, в пределах Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы исследования проблем государственного регулирования миграционных процессов,
- проанализировать эффективность государственного регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе,
- разработать направления совершенствования системы государственного регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе.
Информационная база исследования представлена статистическими отчетами Росстата и статистикой Приволжского федерального округа, также в работе использованы статистические данные, приведенные в Аналитическом обзоре миграционной ситуации и деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области по реализации государственной политики в сфере миграции в Нижегородской области в 2016 году и др..
Теоретическая база исследования. Современные исследователи рассматривают проблемы миграции с экономической, социальной и иных точек зрения. С экономической точки зрения наиболее значимым в миграционных процессах является становление мирового рынка труда. В отечественной социологической науке проблемы миграции исследовались в работах Т.Н. Заславской, Л.Л. Рыбаковского, Б.С. Хорева, В.Н. Чапека, И.А. Даниловой, В.А. Ионцева, Ж.А. Зайончковской, Т.Н. Юдиной, Ж.Т. Тощенко, Е.Е. Немерюк и др.
Методическая база исследования основана на аналитических, синтетических, статистических, описательных, графических методах, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня вопрос миграции является одним из серьезнейших и актуальных во всем мире, XXI век будет новым этапом глобальных международных миграций, направленных, из перенаселенных стран Юга в страны Севера.
На российском рынке наблюдается массовая занятость иностранцев в неквалифицированном сегменте. Доля иностранных работников, официально занятых в качестве неквалифицированных рабочих, в 2016 г. составила 31% от всех работавших иностранных граждан. С учетом нелегально работавших, доля неквалифицированного персонала была явно выше.
Иностранная рабочая сила привлекается в современную Россию более чем из 140 стран. Трудовые мигранты составляют большую часть от числа всех мигрантов, въехавших в РФ. Характер и интенсивность внешней трудовой миграции обусловлены целым рядом разнообразных и взаимосвязанных факторов, таких как неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей между промышленно развитыми и развивающимися странами, географические условия, уровень безработицы, численность населения, показатели рынка жилья и т. д.
Обзор литературы. Вопросы исследования проблем миграции в контексте развития рынка труда нашли в работах С.Н. Градировского, Е.А. Егоровой, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, А.В. Ионцевой, С.В. Кобылинской, М.К. Кирилловой, Т.М. Малеевой, О.А. Маховой, Н.В. Мкртчян, Е.Е. Немрюк, О.Г. Позоян, Н.И. Пшиканоковой, Л.Л. Рыбаковским, С.В. Рязанцева, Ю.Ф. Флоринской и др.
Вопросы организации управления миграционными процессами в пределах приволжского федерального округа представлены в работах И.В. Большаковой, Т.Н. Ивановой, И.А. Мухиной и др.
Объект исследования - миграционные процессы в регионах Приволжского Федерального округа.
Предмет исследования - особенности реализации государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе.
Цель работы - проанализировать специфику государственного регулирования миграционных процессов, в пределах Приволжского федерального округа.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы исследования проблем государственного регулирования миграционных процессов,
- проанализировать эффективность государственного регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе,
- разработать направления совершенствования системы государственного регулирования миграционных процессов в Приволжском федеральном округе.
Информационная база исследования представлена статистическими отчетами Росстата и статистикой Приволжского федерального округа, также в работе использованы статистические данные, приведенные в Аналитическом обзоре миграционной ситуации и деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области по реализации государственной политики в сфере миграции в Нижегородской области в 2016 году и др..
Теоретическая база исследования. Современные исследователи рассматривают проблемы миграции с экономической, социальной и иных точек зрения. С экономической точки зрения наиболее значимым в миграционных процессах является становление мирового рынка труда. В отечественной социологической науке проблемы миграции исследовались в работах Т.Н. Заславской, Л.Л. Рыбаковского, Б.С. Хорева, В.Н. Чапека, И.А. Даниловой, В.А. Ионцева, Ж.А. Зайончковской, Т.Н. Юдиной, Ж.Т. Тощенко, Е.Е. Немерюк и др.
Методическая база исследования основана на аналитических, синтетических, статистических, описательных, графических методах, а также методах сравнительно-сопоставительного анализа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате написания выпускной квалификационной работы нами были получены следующие выводы.
Во-первых, под миграцией населения принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально¬экономических, военно-политических, религиозных, природных,
экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
В настоящее время существует два основных вида разрешительных документов, позволяющих иностранным работникам официально трудоустроиться в России: разрешение на работу и патент. Кроме того, некоторые категории мигрантов имеют право официально работать без разрешительных документов: это временно или постоянно проживающие в России иностранцы (имеющие разрешение на временное проживание - РВП или вид на жительство - ВНЖ), а также трудовые мигранты из Белоруссии и Казахстана (стран - членов Таможенного союза).
Во-вторых, российское законодательство последних лет носит достаточно жесткий характер в отношении мигрантов. Законодательная база в отношении миграционной политики постоянно развивается и представлена Федеральными законами, Постановлениями и Указами Президента, а договоренностями и соглашениями, утвержденными в двустороннем порядке. Существующее в настоящее время миграционное законодательство позволяет регулировать приток населения, включая репатриантов в установленных законом нормах.
Анализируя ситуацию с потоками и направлениями миграции в Приволжском Федеральном округе следует отметить, что максимальное прибытие мигрантов из стран СНГ приходится на Республику Мордовия (+7203 человека), максимальное выбытие - на Республику Башкирия (-821 человек). Мигранты из стран дальнего зарубежья наиболее интенсивно выбывали в 2916 году из Нижегородской области (-1065 человек), максимальное прибытие также относится к Республике Мордовия (+543 человека).
На долю ПФО приходится только 7 % мигрантов, работающих в Российской Федерации, при этом основная часть из них приходится на Республику Татарстан (3,4 % общего числа мигрантов в РФ, или 5679 человек). Граждане иностранных государств, имеющие действующий патент, вы Приволжском Федеральном округе составляют 10 % от общего по России. Максимальная доля приходится на Самарскую область (2,5 % от общего по России числа, или 38432 человека).
Сравнивая данные с отрицательным естественным приростом, можно констатировать, что миграционный прирост, наблюдаемый в ПФО положительно сказывается на демографической ситуации в регионе.
Регулирование пограничного режима с момента обозначения границы на протяжении всего последнего десятилетия заметно влияло на масштабы миграции, увеличивая или снижая ее активность. Вопросы приграничного сотрудничества законодательно закреплены между странами ближнего зарубежья и Россией как особые отношения, имеющие определенные различия общим законодательством.
Для решения этносоциальных проблем миграции необходимы условия, способствующие ассимиляции рассматриваемого контингента. Здесь важную роль могут играть работодатели, соблюдающие требования трудового законодательства России. Уместным представляется использовать зарубежный опыт решения подобных вопросов. В частности, существующий в США ранжированный подход к трудовым мигрантам. Такой метод основан на различиях специализаций, а также поведенческих аспектах мигрантов.
Рационализация миграционной политики, по нашему мнению, должна основываться на принципах контролируемости и пропорциональности территориального размещения мигрантов. Положительный эффект ожидается и от обучения мигрантов тем специальностям, по которым наблюдается наибольшее количество вакансий.
Таким образом, наличие в стране оптимальной (гибкой, последовательной) миграционной политики может обеспечить превращение минусов трудовой миграции в плюсы.
Во-первых, под миграцией населения принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально¬экономических, военно-политических, религиозных, природных,
экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
В настоящее время существует два основных вида разрешительных документов, позволяющих иностранным работникам официально трудоустроиться в России: разрешение на работу и патент. Кроме того, некоторые категории мигрантов имеют право официально работать без разрешительных документов: это временно или постоянно проживающие в России иностранцы (имеющие разрешение на временное проживание - РВП или вид на жительство - ВНЖ), а также трудовые мигранты из Белоруссии и Казахстана (стран - членов Таможенного союза).
Во-вторых, российское законодательство последних лет носит достаточно жесткий характер в отношении мигрантов. Законодательная база в отношении миграционной политики постоянно развивается и представлена Федеральными законами, Постановлениями и Указами Президента, а договоренностями и соглашениями, утвержденными в двустороннем порядке. Существующее в настоящее время миграционное законодательство позволяет регулировать приток населения, включая репатриантов в установленных законом нормах.
Анализируя ситуацию с потоками и направлениями миграции в Приволжском Федеральном округе следует отметить, что максимальное прибытие мигрантов из стран СНГ приходится на Республику Мордовия (+7203 человека), максимальное выбытие - на Республику Башкирия (-821 человек). Мигранты из стран дальнего зарубежья наиболее интенсивно выбывали в 2916 году из Нижегородской области (-1065 человек), максимальное прибытие также относится к Республике Мордовия (+543 человека).
На долю ПФО приходится только 7 % мигрантов, работающих в Российской Федерации, при этом основная часть из них приходится на Республику Татарстан (3,4 % общего числа мигрантов в РФ, или 5679 человек). Граждане иностранных государств, имеющие действующий патент, вы Приволжском Федеральном округе составляют 10 % от общего по России. Максимальная доля приходится на Самарскую область (2,5 % от общего по России числа, или 38432 человека).
Сравнивая данные с отрицательным естественным приростом, можно констатировать, что миграционный прирост, наблюдаемый в ПФО положительно сказывается на демографической ситуации в регионе.
Регулирование пограничного режима с момента обозначения границы на протяжении всего последнего десятилетия заметно влияло на масштабы миграции, увеличивая или снижая ее активность. Вопросы приграничного сотрудничества законодательно закреплены между странами ближнего зарубежья и Россией как особые отношения, имеющие определенные различия общим законодательством.
Для решения этносоциальных проблем миграции необходимы условия, способствующие ассимиляции рассматриваемого контингента. Здесь важную роль могут играть работодатели, соблюдающие требования трудового законодательства России. Уместным представляется использовать зарубежный опыт решения подобных вопросов. В частности, существующий в США ранжированный подход к трудовым мигрантам. Такой метод основан на различиях специализаций, а также поведенческих аспектах мигрантов.
Рационализация миграционной политики, по нашему мнению, должна основываться на принципах контролируемости и пропорциональности территориального размещения мигрантов. Положительный эффект ожидается и от обучения мигрантов тем специальностям, по которым наблюдается наибольшее количество вакансий.
Таким образом, наличие в стране оптимальной (гибкой, последовательной) миграционной политики может обеспечить превращение минусов трудовой миграции в плюсы.
Подобные работы
- Реализация национальной политики на региональном уровне: проблемы и направления совершенствования (на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Влияние миграции на демографическую структуру и демографические процессы малых городов России
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
ПФО: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Исследование миграционных потоков в Южном федеральном
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Трудовые миграции из стран СНГ в современном приграничном регионе
России (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Роль и влияние национальных диаспор в социально-экономических и культурных процессах жизни Самарской области (на примере азербайджанской диаспоры г.о. Тольятти 2003-2020 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



