Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые аспекты анализа управления инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации
1.1. Современные подходы к определению понятия «управление
инвестиционной привлекательностью регионов»: сущность и ее
составляющие 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной
деятельности в Российской Федерации 16
Глава II. Практические аспекты анализа управления инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации
2.1. Анализ современных методик оценки инвестиционной
привлекательности регионов 31
2.2. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности
регионов России 38
Глава III. Направления совершенствования процесса управления инвестиционной привлекательностью регионов России
3.1. Предложения по совершенствованию процесса управления инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации 71
3.2. Совершенствование системы управления инвестиционной
привлекательности регионов современной России 75
Заключение 89
Библиографический список 95
Приложение 103
В современных условиях рыночной экономики привлечение инвестиций в регионы становится неотъемлемой частью функционирования экономики самого субъекта, учитывая тот факт, что приток инвестиции в экономику страны оказывают влияние на конкурентоспособность данной страны и ее регионов в системе мировой экономики. Поэтому повышение инвестиционной привлекательности для регионов является в настоящий момент одной из самых актуальных задач. Помимо этого, привлечение инвестиции способствует развитию отраслевой экономики, внедрению новых технологий, позволяющих эффективно использовать имеющиеся ресурсы, созданию новых рабочих мест и других составляющих и именно поэтому в нем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, и их регионы. Однако необходимо учитывать как социально-экономические, так и природно-ресурсные параметры, определяющие стратегию социально¬экономического развития. На сегодняшний день проблемой эффективного регионального управления является организация экономических механизмов, которые способствуют экономическому росту в условиях стабильной социально-политической ситуации. В свою очередь, формирование эффективной структуры устойчивого социально-экономического развития региона во многом зависит от проводимой властями каждого субъекта инвестиционной политики и наличия в каждом субъекте РФ механизма трансформации денежных ресурсов в инвестиции.
Эффективно проведенная инвестиционная политика региона является необходимой базой, обеспечивающей баланс территориальной организации общества и позволяющей достоверно прогнозировать и управлять устойчивым развитием самого региона.
В условиях растущего спроса на капитал при ограниченном предложении инвесторы все избирательнее относятся к объектам его приложения. Их интерес привлекают не только внутренние характеристики эффективности инвестиционного проекта, но и качество условий внешней среды, в которых будет реализовываться данный проект. Все чаще во внимание принимается такой критерий, как уровень инвестиционной привлекательности территории.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является инвестиционная привлекательность регионов России: Кемеровская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Омская область, Ульяновская область.
Предметом исследования является управление инвестиционной привлекательностью регионов России: Кемеровская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Омская область, Ульяновская область.
Целью ВКР является анализ системы управления инвестиционной привлекательностью регионов РФ для выявления проблем и разработки рекомендаций по их решению.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть современные подходы к определению понятия «управление инвестиционной привлекательностью регионов», сущность и составляющие;
- изучить нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности;
- проанализировать существующие современные методики оценки инвестиционной привлекательности регионов;
- провести сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регионов на основе выбранной методики;
- выявить возможные направления и предложения по
совершенствованию процесса управления инвестиционной
привлекательностью регионов.
Вопросами оценки инвестиционной привлекательности занимались такие отечественные ученые как В.М. Аньшин, А.Г. Бабенко, Е.В. Беляев, В.М. Власова, А.Г. Гиляровская, М.Г. Егорова, В.А. Миляев, Л.В. Минько,
B. А. Н.Н. Петухова, Н.В. Смирнова, Л.С. Тишина, Л.Н.Чайникова, в том числе проблемами инвестиционной привлекательности регионов:
C. О.Евтушенко, О.Л.Желтов, Е.В.Жирнель, П.М.Золин, З.М.Ломаза, А.Л.Малышев. Помимо трудов этих авторов, при написании работы, в качестве теоретической базы были использованы труды и других авторов как, Е.Р. Орловой, Л.А.Семиной, В.А.Красновой, О.С.Белокрыловой, И.В.Тихомировой, Л.А.Филимоновой, Н.В.Городинской, Г.П. Подшиваленко, Н.В.Киселевой, В.А. Ефремова, С.Н. Котенковой. Информационной базой исследования послужили нормативные документы исследуемых субъектов, данные статистических ежегодников Госкомстата РФ за период с 2004-2014 года, официальные сайты органов государственного управления анализируемых регионов (Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Ульяновской области, Республики Башкортостан, Удмуртская республика и Республики Татарстан) и статистические данные, представленные в работах отечественных исследователей.
В процессе написания ВКР использовались такие методы исследования как изучение нормативно-правовой базы, сравнительный анализ, методы группировки по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень изученности проблемы, определены цели и задачи исследования.
В первой главе раскрыто понятие «инвестиционная привлекательность», «управление инвестиционной привлекательностью», рассмотрена сущность управления инвестиционной привлекательностью регионов, составляющие инвестиционной привлекательности.
Во второй главе подробно проанализирована реализация инвестиционной политики в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Новосибирской области, Кемеровской области, Ульяновской области, Омской области и Республики Удмуртия, рассчитаны показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов.
В заключении сформулированы основные выводы, предложения и рекомендации, разработанные в ходе изучения и исследования данной работы.
Приток инвестиции в экономику региона оказывают влияние на их конкурентоспособность в системе мировой экономики. Повышение инвестиционной привлекательности для регионов на сегодняшний день является одной из самых приоритетных задач. Помимо этого, привлечение инвестиции способствует развитию отраслевой экономики, внедрению новых технологий, позволяющих эффективно использовать имеющиеся ресурсы, созданию новых рабочих мест и других составляющих и именно поэтому в нем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, и их регионы.
Инвестиционная привлекательность является важнейшим показателем деятельности региона, любого другого объекта инвестирования. Анализ инвестиционного климата регионального уровня позволяют определить инвестору стабильность инвестиционной среды, в которой функционирует потенциальный объект капиталовложений. Среди объектов
капиталовложений иностранный инвестор выберет ту страну, ту отрасль, либо регион, чья инвестиционная привлекательность выше, а соответственно и уровень капиталовложений надежнее. Становится очевидным, что инвестиционная привлекательность является показателем целесообразности осуществления капиталовложений в тот или иной объект инвестирования. Инвестиционную привлекательность региона следует рассматривать как комплекс мероприятий, стимулирующих в долгосрочном периоде привлечение инвестиций всех форм и нацеленных на установление требуемых сумм, состава, источников финансирования.
Региональная инвестиционная политика должна быть ориентирована на увеличение притока инвестиционных ресурсов в создание региональных инновационных объектов и наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов в интересах повышения уровня жизни населения региона, а также привлечение потенциальных инвесторов. В каждом регионе инвестиционная политика имеет свои особенности, которые обусловлены уровнем экономического и социального развития региона, величиной производственного ресурсного потенциала, а также географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и другими особенностями территории.
Управление инвестиционными ресурсами и государственное регулирование инвестиционного процесса и деятельности его участников направлены на обеспечение максимальной эффективности вложений. Большинство регионов стремится оказывать максимальную поддержку инвестиционным проектам в виде различных финансовых и нефинансовых мер, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски. Одним из основных показателей высокой инвестиционной привлекательности региона является создание условий для привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время только в 2-х регионах сформирована специализированная нормативная база,
регулирующая деятельность иностранных инвесторов Республика Башкортостан, Республика Татарстан.
Для стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная инвестиционная среда. Основная задача государства - в этой сфере это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов связанных с инвестиционной деятельностью в учёт берутся не только внутренние законы, но и международные.
Регулирование инвестиционной деятельности в регионах происходит неравномерно. Так, например, в Новосибирской области, в Республике Башкортостан, в Республике Татарстан и Омской области начало законодательного регулирования было заложено еще в 90-е годы. В Кемеровской области с 2008 года и в Ульяновской области 2005 года и что касается законодательной базы, то она у них слабо развита, потому что не учитывает всех факторов инвестиционного процесса и особенностей регионов.
Стратегии социально-экономического развития субъектов во многом похожи по содержанию, так многие регионы в основу своего развития закладывают улучшение социально-экономических показателей (снижение уровня безработицы, развитие малого и среднего предпринимательства) и повышение конкурентоспособности экономики, путем внедрения инновационных технологий.
Для эффективного взаимодействия государства и инвесторов создаются специальные агентства по привлечению инвестиций, которые помимо стимулирования инвестиционной деятельности в регионах и повышения инвестиционной привлекательности занимаются реализацией инвестиционных проектов, а также продвигают регион на внешнем и внутреннем экономических рынках.
Необходимость инвестиционных фондов в регионах обусловлены тем, что они содействуют развитию рынка ценных бумаг, способствуют увеличению спроса на ценные бумаги, повышению их ликвидности, а также в инвестиционных фондах аккумулируются вложения инвесторов.
Развитая инновационно-инвестиционная инфраструктура дает большое преимущество для регионов при привлечении иностранного капитала в экономику. Создание инновационной инфраструктуры в Ульяновской области и в Омской области было заложено раньше, чем в других исследуемых субъектах РФ, однако, уровень инвестиционной
привлекательности этих регионов низкий из-за чего в экономику субъектов инвестиции поступают в малом объеме.
Для регионов необходима регулярная комплексная оценка показателей и на основе их разработка научно обоснованного комплекса мер, направленных на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска. Стоит отметить, что в целях установления режима
наибольшего инвестиционного благоприятствования региона нужно
проводить активную работу по формированию и совершенствованию правовой базы (упрощение согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов), должны устанавливаться формы
государственной поддержки инвестиционной деятельности (предоставление инвестиционных налоговых кредитов, предоставление инвестиционных площадок, предоставление имущества) и т.д.
Одним из решающих факторов повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ является принятие региональными органами власти долгосрочных планов развития, которые являются для инвесторов ориентиром в отношении развития различных отраслей, сфер деятельности и инфраструктуры на территории.
Финансовые механизмы повышения инвестиционной
привлекательности в регионах округа осуществляют в виде:
- налоговых льгот;
- компенсации части процентной ставки по кредитам;
- государственных гарантий;
- рассрочки налоговых платежей;
- прямого финансирования за счет региональных инвестиционных и венчурных фондов.
Для развития инвестиционной инфраструктуры наиболее популярными являются нефинансовые механизмы поддержки
инвестиционной деятельности, формирования технологических парков, индустриальных парков, создание особых экономических зон
регионального уровня.
Использование элементов бенчмаркинга через анализ
конкурентоспособности наиболее успешных и подобных регионов, а также с учетом выбранных факторов инвестиционной привлекательности позволяет правильно оценивать ситуацию, разрабатывать, адаптировать и внедрять опыт лучших регионов в вопросе привлечения инвестиций. Подобный бенчмаркинг могут проводить органы администрации регионов, занимающиеся вопросами иностранных инвестиций: агентства и корпорации регионального развития, внешнеэкономических связей, что позволит этим ведомствам сделать свою работу более целенаправленной и эффективной.
Во всех исследуемых регионах РФ прослеживается тенденция по упрощению административных процедур, однако эта работа требует формирования и реализации отдельного комплекса мероприятий. Одним из важнейших направлений по снижению административных барьеров является создание системы межведомственного электронного взаимодействия, которая должна обеспечить сбор необходимой для выдачи разрешительных документов без участия заявителя.
В большинстве регионов созданы базы данных по инвестиционным площадкам. Однако на сегодняшний день информационная политика в сфере инвестиций в большинстве регионов нуждается в совершенствовании. Основными ограничениями для использования данного инструмента являются низкие финансовые возможности регионов с невысоким уровнем социально-экономического развития, нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие «единой информационной площадки» на федеральном уровне, в том числе в сети Интернет, направленной на продвижение инвестиционных возможностей регионов РФ.
Обеспечение эффективного управления инвестиционной
привлекательностью на региональном уровне, должно основываться на анализе текущего состояния и динамики ряда индикаторов, характеризующих ее отдельные элементы (обеспеченность региона природными ресурсами, обеспеченность региона трудовыми ресурсами, уровень развития инфраструктуры региона, потенциал регионального спроса, производственный потенциал региональной экономики, качество регионального законодательства по взаимодействию органов власти и инвесторов и финансовая устойчивость региона), в зависимости от уровня развития институциональной среды.
1) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]//
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156882/ - режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.02.2015;
2) Закон Кемеровской области № 55-ОЗ от 25.06.2008 "О технопарках в Кемеровской области";
3) Закон Кемеровской области № 66-ОЗ от 02.07.2008 «Об
инновационной политике Кемеровской области»;
4) Закон Кемеровской области № 101-ОЗ от 26.11.2008 «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков»;
5) Закон Кемеровской области № 102-ОЗ от 26.11.2008 "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области";
6) Закон Кемеровской области № 87-ОЗ от 08.07.2010 "О зонах
экономического благоприятствования";
7) Закон Кемеровской области № 90-ОЗ от 23.07.2013 «Об
Инвестиционном фонде Кемеровской области»;
8) Закон Ульяновской области № 019-ЗО от 15.03.2005 года «О
развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области»;
9) Закон Республики Башкортостан № ВС-6/35 от 20.06.1991 года "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан";
10) Закон Республики Башкортостан №247-З от 02.11.2001 года "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан";
11) Закон Республики Башкортостан № 524-З от 28.03.2012 года "Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений";
12) Закон Республики Башкортостан №398-З от 30.05.2011 года "Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве";
13) Закон Удмуртской Республики № 26-РЗ от 22.06.2006 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике»;
14) Закон Удмуртской Республики № 39-РЗ от 09.10.2009 года "Об
участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах";
15) Закон Удмуртской Республики №14-РЗ от 03.04.2013 "Об
инвестиционном фонде Удмуртской Республики";
16) Закон Республики Татарстан № 2180-XII от 19.07.1994 года «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;
17) Закон Республики Татарстан № 1872 от 25.11.1998 года «Об
инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;
18) Закон Республики Татарстан № 7-ЗРТ от 21.01.2010 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан»;
19) Закон Республики Татарстан № 63-3РТ от 02.08.2010 года «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан";
20) Закон Омской области № 594-ОЗ от 20.12.2004 года "О
стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской
области";
21) Закон Омской области № 1497-ОЗ от 11.12.2012 года «О
государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности»;
22) Постановления Правительства Омской области № 142-п от
28.12.2005 года "О некоторых вопросах регулирования инвестиционной деятельности на территории Омской области", которым утвержден порядок заключения инвестиционного договора;
23) Постановление администрации Новосибирской области № 320-па от 17.11.2008 «Об утверждении порядка финансирования мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2007-2012 годы», по развитию инфраструктуры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области»;
24) Постановление администрации Новосибирской области №97-па от 20.03.2010 «Об утверждении порядка финансирования и предоставления за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами Новосибирской области для реализации инвестиционного проекта»;
25) Постановление Правительства Новосибирской области №31 -п от 07.06.2010. «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за эффективностью мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области и ходом реализации инвестиционных проектов»;
26) Постановление Губернатора Новосибирской области №259 от 30.08.2010 «О совете по инвестициям Новосибирской области»;
27) Постановление Правительства Новосибирской области №114-п от 30.08.2010 «Об организации и проведении конкурса инвестиционных проектов на право получения государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;
28) Постановление Правительства Новосибирской области №256-п от 21.06.2011 "О программе мер по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций в экономику Новосибирской области на 2011 - 2012 годы";
29) Постановление администрации Новосибирской области №418-п от 29.09.2011 «О перспективных направлениях инвестиционной деятельности и нормативных значениях показателей бюджетной эффективности».
30) Постановление Правительства Республики Башкортостан №502 от 23.12.2011г. "Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан".
31) Постановление Правительства Удмуртской Республики № 553 от 02.12.2013 года "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Удмуртской Республики, по принципу "одного окна";
32) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 284 от 07.05.1999 года «Об утверждении положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;
33) Постановление кабинета министров Республики Татарстан № 498 от 17.11.2004 «О создании государственной некоммерческой организации «Инвестиционно - венчурный фонд Республики Татарстан»;
34) Постановлением Правительства Омской области № 55-п от
18.05.2005 года утверждены Положения о Совете по инвестиционной деятельности при Правительстве Омской области и Комиссии по инвестиционным проектам;
35) Постановлением Правительства Омской области № 94-п от
3.08.2005 года утверждены составы Совета по инвестиционной деятельности при Правительстве Омской области и Комиссии по инвестиционным проектам;
36) Распоряжение правительства Ульяновской области № 256-пр от 06.05.2010 года «О создании комиссии по государственно - частному партнерству в Ульяновской области»;
37) Распоряжение правительства Удмуртской Республики №170-р от 05.03.2012 года «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Удмуртской Республике и перечень критических технологий Удмуртской Республики»;
38) Распоряжение правительства Ульяновской области № 296-пр от 03.05.2011 года «О защите прав инвесторов в Ульяновской области»;
Учебники, монографии и статьи
39) Авилова, В.В. К проблеме интегрального рассмотрения эффектов от формирования и реализации инновационной стратегии предприятия [Текст] / В. В. Авилова, И. Ф. Салихов // Экономические науки. - 2011. - №2. - С. 129-132.
40) Авилова, В.В. К вопросу измерения уровня инновационной активности независимых нефтедобывающих компаний Российской Федерации [Текст] / В. В. Авилова, И. Ф. Салихов // Экономические науки. - 2011. - №6. - С. 69-72.
41) Авилова, В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективные направления современных научных экономических исследований в сфере управления инновационным развитием [Текст] / В.В. Авилова, М.В. Егорова, А.И. Шинкевич// Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 4. - С.250-266.
42) Авилова, В.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологические аспекты [Текст] / В.В. Авилова,
М.В.Егорова// Инновации. - 2007. - №6 (104). - С.66-84
43) Ахтариева Л.Г. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 1 (7). - с. 233-239.
44) Бард В.С. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. с - 320;
45) Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью. М.: КНОРУС, 2005 - №:6;
46) Голодова Ж. Г. Основные направления стимулирования и оценки инвестиционной деятельности в регионах России // Региональная экономика, 2008 - №22 (79);
47) Давыдова Л. В., Ильминская С. В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на ос-нове оценки инвестиционных процессов// Там же. 2007. №1 (40). С. 17-27.