Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь антиципационной состоятельности и склонности к отклоняющемуся поведению у школьников

Работа №51753

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отклоняющего поведения подростков и их способности к антиципации
1.1. Проблема отклоняющего поведения в психологической науке 7
1.2. Причины формирования отклоняющегося поведения подростков 27
1.3. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического
исследования 34
Выводы по 1 главе 48
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи антиципационной состоятельности и склонности к отклоняющемуся поведению у школьников
2.1. Методы и организация исследования взаимосвязи антиципационной
состоятельности и склонности к отклоняющемуся поведению у школьников 50
2.2. Результаты исследования взаимосвязи антиципационной
состоятельности и склонности к отклоняющемуся поведению у школьников 58
Выводы по 2 главе 63
Заключение 65
Литература 67
Приложения 74


Актуальность исследования. На данный момент проблема подростковой конфликтности была и остается актуальной и значимой и для системы образования и для родителей. По этой причине появилась необходимость внедрения дополнительных социально-психологических мер, таких как психологическая профилактика, создание и поддержание благоприятной и комфортной обстановки в среде подростков. Значимость организации профилактической деятельности должна включать в себя в прежде всего формирование в подростковом возрасте основ (принципов) межличностного общения, пользоваться которыми они будут всю жизнь. По этой причине считаем особо важным помочь сформировать у подростков нормы общения, правильные паттерны поведения при возникновении конфликтных ситуаций и конструктивные способы их решения. При этом необходимо обратить внимание на то, что это наиболее актуально еще в начале процесса формирования межличностного общения.
Особенно важно обращать внимание на нормы общения и взаимодействия, обучения детей различным вариантам и способам избегания конфликтных ситуаций, когда они еще только формируются. Конфликты в пубертатном возрасте есть и способ социализации личности подростков, который вырабатывает у них паттерны поведения, а также приобретаемый навык, которым они будут оперировать в течение всего периода созревания. Но порой конфликтность подростков в процессе взаимодействия с их ровесниками может зафиксироваться как постоянная черта характера, которой он будет следовать при решении разногласий и возражений. Другими словами, конфликты могут стать привычной формой общения для подростков. Также нужно отметить, что конфликтный стиль общения в подростковой среде часто может перейти в конфликты детей с их родителями и учителями.
При взаимодействии с ровесниками и взрослыми подростки овладевает и вырабатывает адекватные формы взаимодействия, как можно поступать, а как не следует. А профилактика конфликтов основывается на способности прогнозировать и предвосхищать инциденты и нейтрализовать конфликтные ситуации до их появления. Это тесно связано с понятием антиципационная состоятельность.
Данным вопросом в разное время занимались разные исследователи. В зарубежной психологической науке проблема отклоняющегося поведения исследуется в таких направлениях, как психоанализ (А. Адлер, Э. Берн, П. Блос, Г. Гартманн, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон), интеракционизм (Т. Шибутани), когнитивная психология (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Дж. Келли, Г. Олпорт, Л. Фестингер), гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс,
B. Франкл), гештальтпсихология (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин и др.), психосинтез (Р. Ассаджиоли).
В советской психологии данными вопросами занимались: А.В. Брушлинский, 1979; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980; Е.А. Сергиенко, 1997; И.М. Фейгенберг, 1977, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1975, Б.Ф.Ломов, 1972, В.Д. Менделевич, 1996. Наиболее исследованы на сегодняшний день антиципационные способности при шизофрении (В.Д. Менделевич, 1988; Фейгенберг И.Н., 1973), органических нарушениях (Т.В. Скиданенко, 2003), остеохондрозе (О.В.Демакина, 2004; В.Д. Менделевич,
C. Л. Соловьева, 2002), неврозах и неврозоподобных состояниях (Ч.Р. Громова, 2003; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), эпилепсии (Т.В. Скиданенко, 2003), расстройствах личности (А.Э.Узелевская, 2002).
Проблема - как связана антиципационная состоятельность со склонностью к отклоняющемуся поведению.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков
Предмет исследования - взаимосвязь между антиципационной состоятельностью и склонностью к отклоняющемуся поведению
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме;
2) организация и проведение исследование по изучению склонности подростков к отклоняющему поведению.
3) выявить взаимосвязь между антиципационной состоятельностью и склонностью к отклоняющемуся поведению.
Гипотезой послужило предположение о том, что готовность к реализации различных форм отклоняющегося поведения взаимосвязана с прогностической компетентностью (антиципационной состоятельностью).
Методологической основой настоящего исследования выступили положения о системно-функционального подходе в изучении антиципации как о феномене, охватывающий все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, концепция внутреннего и внешнего контроля Дж. Роттера (1975).
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами учреждений для разработки программ, направленных на повышение антиципационной состоятельности детей с отклоняющимся поведением и проведения психокоррекционных занятий для успешной социализации и адаптации в обществе таких детей; использованы для консультации родителей, оформления инфостендов и брошюр для них по вопросам воспитания и помощи детям с отклоняющимся поведением в адаптации в школе и в социуме.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Психология девиантного поведения» 2017 г.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 67 источников. Работа иллюстрирована 2 рисунками. Общий объем работы 73 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, которые не соответствуют официально принятым или фактически установленным в конкретно обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и, которые приводят нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. По результатам исследований можно сделать вывод о том, что для людей с отклоняющимся поведением характерно прямое соблюдение случайно возникших ситуаций в условиях влияния внешних факторов, при этом не учитываются соответствующий вероятностный прогноз. В таких ситуациях люди часто основываются на короткий ряд последовательностей, которые предшествовали ранее (Гульдан, Иванников, 1978). Эта проблема обостряется у детей подросткового возраста, так как этот этап обуславливает серьезные изменения в условиях жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к тому, что перестраивается психика, появляются новые формы взаимодействия между сверстниками. В добавок, характерными особенностями подросткового возраста являются: эмоциональная незрелость, не до конца развитая способность контролировать свое поведение, соотносить желание и возможности для удовлетворения своих потребностей, повышенная внушаемость, потребность в самоутверждении и становлении взрослым. Все эти предпосылки обуславливают то, что личность с отклоняющимся поведением обычно либо не способен прогнозировать и строить планы относительно собственного будущего, либо предполагает только успешность своих действий - позитивный для него исход событий.
Таким образом, в ходе нашего исследования антиципационной состоятельности у детей подросткового возраста мы выяснили, что 54 % подростков можно отнести к группе антиципационно состоятельных, т. е. тех, у кого достаточный уровень прогностической компетентности. Для подростков с отклоняющимся поведением характерно прямое соблюдение случайно возникших ситуаций в условиях влияния внешних факторов, при этом не учитываются соответствующий вероятностный прогноз. В целом, у подростков со склонностью к девиантному поведению выявилась нормальная антиципационная состоятельность, но когда они предпринимают какие-либо действия, они не учитывают исход соответствующего вероятностного прогноза.
У большинства из исследованной группы не выявилась склонность к деликвентному поведению. Вместе с тем у них не обнаруживаются готовность к реализации саморазрушающего поведения, нет агрессивных тенденций, что говорит о неприемлемости насилия как средства решения проблем, имеются жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций и чувственных влечений. Кроме того, были выявлены конформные установки у испытуемых, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, что может быть объяснено тем, что у подростка появляется чувство взрослости, формируется социальное сознание, но у него еще не сформировано ощущение настоящей, полноценной взрослости, хотя есть очень большая нужда в признании его взрослости окружением, отсюда стереотипные действия, чтобы не допустить ошибок и формирования мнения о себе как "не о ребенке". И в заключении нужно отметить, что у школьников формирование различных форм отклоняющегося поведения связано с несовершенством механизмов функционирования антиципации и вероятностного прогнозирования.
С помощью методов количественного и качественного анализа, а так же математической статистики нам удалось подтвердить нашу гипотезу.



1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре
совладающего поведения (в норме и при расстройствах психического здоровья) // Психологические исследования: Вып. 3 / Под ред.
А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - с. 11-23;
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.;
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Изд-во «Наука», 1980. - 334 с.;
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.;
5. Ахметзянова А.Н Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореферат кандидата психологических наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2001. - 19 с.;
6. Ахметзянова А.И. Особенности взаимосвязи антиципации и прогнозирования у подростков с девиантным поведением // Акмеология - 2015.- №4(56) - С.72-79;
7. Базылевич Т. Ф. Индивидуально-типологические факторы антиципации в ходе развития деятельности человека // Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека / под ред. Т. Н. Овчинникова - М.: Издательство «Наука», 1988. - с. 92-115;
8. Байкова А.Д. Сравнительный анализ взаимосвязей склонности к девиантному поведению с уровнем субъективного контроля и антиципационной состоятельностью у школьников и студентов// Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 18-23;
9. Болотова А. К. Время и пространство в межличностных отношениях // Психология: журнал Высшей школы экономики. Т.9 №3, 2012. - с. 22-36.
10. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811, [5] с;
11. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский.
- М. Мысль, 1979. - 230 с.;
12. Брязгунов, И. И что с ними делать? [Текст] / И. Брязгунов, Е. Касатикова // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 1. - С. 103-107;
13. Василенко В.Е., Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // «Горизонты зрелости»: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГ1П1У, 2015. - с. 148-153;
14. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева.- М, 1977. - 392 с.;
15. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологический возраст личности // Психология зрелости. Хрестоматия. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. - с. 119-144;
16. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: автореферат кандидата психологических наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 23 с.;
17. Громова Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: диссертация кандидата психологических наук / Ч.Р. Громова. - Казань, 2003. - 109 с.;
18. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов [Текст] - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 288 с.;
19. Девиантное поведение [Электронный ресурс] / Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/deviantnoe-povedenie;
20. Демакина О.В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента: диссертация кандидата медицинских наук / О.В. Демакина. - Казань, 2004. - 150 с.;
21. Епифанова, И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением / И. Епифанова // Воспитание школьников. - 2006. - № 1. -С. 23-25;
22. Журавлев Г. Е., Фейгенберг И. М. О вероятностном прогнозировании // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - с. 3-8.
23. Засыпкина, И. Убережем детей от бродяжничества [Текст] / И. Засыпкина // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 82-84;
24. Зибер А.Э. Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения при различной степени компенсации личностных расстройств// Международный научно-практический «Общество и право» № 2 (44), Краснодарский университет МВД России, Краснодар, 2013. - С. 241¬244;
25. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.;
26. Кедярова, Р.Н. Психологические причины неуспеваемости и работа школы с педагогически запущенными учащимися [Текст] / Р. Н. Кедярова // Сацыяльна-педагапчная работа. - 1999. - № 6. - С. 67-76.;
27. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов[Текст] / Ю. А. Клейберг. - М., 2004. - 240 с.;
28. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Дону: Феникс, 1985. - 505 с.;
29. Крюкова Т. Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - с. 298-316;
30. Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения [Текст] / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1999. - 537 с.;
31. Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Т.3, 2015. - с. 91-96;
32. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] /А. Н. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.;
33. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. - М., 1972. - С. 93¬104;
34. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.;
35. Маленкова Л.И. Сопротивление воспитанию [Текст] / Л.И. Маленкова // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 193-198;
36. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб, для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М. : Издательский центр "Академия". - 2002. - 368 с;
37. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза /
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. № 4. - С. 107-114;
38. Менделевич В. Д., Ничипоренко Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал, том 27 №5, сентябрь-октябрь 2006. - с. 50-59.
39. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 607 с;
40. Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1990. № 6. -
C. 113-117;
41. Менделевич В.Д. Патопсихологическая оценка и нозологической самостоятельности неврозов / В.Д. Менделевич // Казанский медицинский журнал. - 1988, № 1. - С. 76-81;
42. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.;
43. Менделевич В. Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. Т.13 Вып.1 М.: 2003. - с. 35-40;
44. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. - 2004. - 560 с;
45. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с;
46. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59;
47. Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/test300m/sop (дата обращения 26.02.2016);
48. Психологический словарь. 2-е изд. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. М., 1990;
49. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - Спб, Речь, 2003. - 352 с.;
50. Решетников О. Что скрывается за сленгом 14-16-летних [Текст] / О. Решетников // Воспитание школьников. - 2004. - № 4. - С. 16-21;
51. Рябова Т.В. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и креативности у психически здоровых и больных шизофренией: кандидатская диссертация / Т.В. Рябова. - Казань, 2003. - 109 с.;
52. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М., 1992. - 142 с.;
53. Сергиенко Е.А. Антиципация как принцип развития / Е.А. Сергиенко.
- М., 1997. - 198 с.;
54. Скиданенко Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности: автореферат кандидата медицинских наук. / Т.В. Скиданенко.
- Казань, 2003. - 20 с.;
55. Смелзер, Н. Социология [Текст]/ Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.;
56. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 144 с;
57. Степанов, С. Почему они разговаривают матом? [Текст] / С. Степанов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - № 1. С. 77-80;
58. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика.№1 - 2007. - с. 85¬105;
59. Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореферат кандидатской диссертации / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.;
60. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: МГУ, 1978. - 112 с.;
61. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать: психологические этюды. - М.: «Знание». - 1986;
62. Фейгенберг И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.Н. Фейгенберг. - М. 1973. - С. 5-19;
63. Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование / И.М. Фейгенберг // Вопросы психологии. - М., 1973., № 3. - С. 8-18;
64. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002.- C.362-370;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ