УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические основы исследования экономического развития региона 7
§ 1.1. Понятие, теоретические и методологические основы экономического развития региона 7
§ 1.2. Развитие и факторы оказывающие влияние на устойчивое развитие региона 18
Глава 2. Анализ и проблемы экономического развития регионов в России... 39 § 2.1. Государственные программы и опыт управления устойчивым
социально-экономическим развитием регионов в России 39
§ 2.2. Анализ экономического развития и перспективы региона на примере
Республики Крым 59
Заключение 88
Список литературы 92
Глава 1. Теоретические и методические основы исследования экономического развития региона 7
§ 1.1. Понятие, теоретические и методологические основы экономического развития региона 7
§ 1.2. Развитие и факторы оказывающие влияние на устойчивое развитие региона 18
Глава 2. Анализ и проблемы экономического развития регионов в России... 39 § 2.1. Государственные программы и опыт управления устойчивым
социально-экономическим развитием регионов в России 39
§ 2.2. Анализ экономического развития и перспективы региона на примере
Республики Крым 59
Заключение 88
Список литературы 92
Одним из ключевых комплексных показателей динамики национального хозяйства является экономический рост регионов. Он отражает изменения как материально-вещественной, так и социальной составляющих благосостояния регионов в процессе его развития.
В связи с этим, достижение высоких и стабильных темпов экономического роста регионов является важнейшей проблемой современной экономической науки, в особенности в условиях глобализации, которая подвергает испытаниям не только экономические системы различных государств, но и теоретико-методологическую базу, призванную обеспечить решение этой проблемы.
Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
В 2014 году произошло одно из важнейших событий, изменившее расстановку государственных границ на политической карте мира, - вхождения Республики Крым и города Федерального назначения Севастополя в состав Российской Федерации в качестве отдельных административных единиц. Появилась необходимость финансового обеспечения еще одного региона, что в условиях, введенных ведущими мировыми державами санкций, а также начавшегося спада цен на нефть, ощутимо отразилось на состоянии бюджета страны. Запланированный бюджет пришлось пересматривать с учетом реалий сложившейся политической и экономической конъюнктуры в сторону сокращения некоторых статей расходов и переадресации направления бюджетных средств, необходимых на развитие нового субъекта Федерации.
С целью поиска наиболее мягкого и эффективного способа решения текущих финансовых проблем Федерального округа Крым и выработки подходов к реализации процессов налоговой и общей экономической интеграции нового субъекта в РФ необходимо изучить его экономическое состояние и определить перспективы развития.
Изучению проблем устойчивого сбалансированного развития посвящено достаточно большое количество трудов российских и зарубежных ученых. Большое внимание проблемам устойчивого развития мировой системы уделено в работах В.И. Вернадского, В.И. Данилова-Данильяна, Д. Медоуза, Дж. Форрестера и др.
Вопросам развития национальных социально-экономических систем посвящены труды Н.Т. Агафонова, Н.П. Ващекина, Р.А. Исляева, В.А. Лося, В.М. Матросова и др.
Исследованию различных аспектов функционирования региональных социально-экономических систем, в том числе касающихся обеспечения развития регионов, посвящены работы М.Б. Алексеевой, М.Г. Ганопольского,
A. Г. Гранберга, О.А. Грунина, М.А. Гусакова, Г.Д. Дроздова, В.А. Ильина, Э.Н. Кроливецкого, С.В. Кузнецова, А.Н. Ларионова, А.М. Малинина,
B. В. Окрепилова, О.С. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, А.А. Румянцева, В.В. Циганова, И.Н. Шургалиной и др. Большой вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Г. Беккер, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, Т.Шульц.
Целью дипломной работы является изучение процессов развития региона на примере Федерального округа Крым.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и теоретические основы экономического развития региона;
- осветить устойчивое развитие как основу экономического развития региона;
- рассмотреть государственные программы социально-экономического развития регионов в России;
- провести анализ социально-экономического развития Федерального округа Крым на текущий момент;
- выявить направления и перспективы развития Федерального округа Крым.
Объектом исследования является Федеральный округ Крым.
Предметом исследования выступают социально-экономические
отношения, возникающие в процессе сбалансированного развития региона.
Теоретической основой проведенного исследования являются работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области теории экономического роста, аналитические разработки и научно-методические материалы.
Методологической основой работы являются многомерный экономико-статистический анализ, абстрактно-логический анализ, а также графические и табличные приемы визуализации материалов исследований.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, данными Территориальных органов федеральной службы государственной статистики.
В связи с этим, достижение высоких и стабильных темпов экономического роста регионов является важнейшей проблемой современной экономической науки, в особенности в условиях глобализации, которая подвергает испытаниям не только экономические системы различных государств, но и теоретико-методологическую базу, призванную обеспечить решение этой проблемы.
Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
В 2014 году произошло одно из важнейших событий, изменившее расстановку государственных границ на политической карте мира, - вхождения Республики Крым и города Федерального назначения Севастополя в состав Российской Федерации в качестве отдельных административных единиц. Появилась необходимость финансового обеспечения еще одного региона, что в условиях, введенных ведущими мировыми державами санкций, а также начавшегося спада цен на нефть, ощутимо отразилось на состоянии бюджета страны. Запланированный бюджет пришлось пересматривать с учетом реалий сложившейся политической и экономической конъюнктуры в сторону сокращения некоторых статей расходов и переадресации направления бюджетных средств, необходимых на развитие нового субъекта Федерации.
С целью поиска наиболее мягкого и эффективного способа решения текущих финансовых проблем Федерального округа Крым и выработки подходов к реализации процессов налоговой и общей экономической интеграции нового субъекта в РФ необходимо изучить его экономическое состояние и определить перспективы развития.
Изучению проблем устойчивого сбалансированного развития посвящено достаточно большое количество трудов российских и зарубежных ученых. Большое внимание проблемам устойчивого развития мировой системы уделено в работах В.И. Вернадского, В.И. Данилова-Данильяна, Д. Медоуза, Дж. Форрестера и др.
Вопросам развития национальных социально-экономических систем посвящены труды Н.Т. Агафонова, Н.П. Ващекина, Р.А. Исляева, В.А. Лося, В.М. Матросова и др.
Исследованию различных аспектов функционирования региональных социально-экономических систем, в том числе касающихся обеспечения развития регионов, посвящены работы М.Б. Алексеевой, М.Г. Ганопольского,
A. Г. Гранберга, О.А. Грунина, М.А. Гусакова, Г.Д. Дроздова, В.А. Ильина, Э.Н. Кроливецкого, С.В. Кузнецова, А.Н. Ларионова, А.М. Малинина,
B. В. Окрепилова, О.С. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, А.А. Румянцева, В.В. Циганова, И.Н. Шургалиной и др. Большой вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Г. Беккер, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, Т.Шульц.
Целью дипломной работы является изучение процессов развития региона на примере Федерального округа Крым.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и теоретические основы экономического развития региона;
- осветить устойчивое развитие как основу экономического развития региона;
- рассмотреть государственные программы социально-экономического развития регионов в России;
- провести анализ социально-экономического развития Федерального округа Крым на текущий момент;
- выявить направления и перспективы развития Федерального округа Крым.
Объектом исследования является Федеральный округ Крым.
Предметом исследования выступают социально-экономические
отношения, возникающие в процессе сбалансированного развития региона.
Теоретической основой проведенного исследования являются работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области теории экономического роста, аналитические разработки и научно-методические материалы.
Методологической основой работы являются многомерный экономико-статистический анализ, абстрактно-логический анализ, а также графические и табличные приемы визуализации материалов исследований.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, данными Территориальных органов федеральной службы государственной статистики.
Идеи устойчивого сбалансированного развития человечества появились еще в 1960-1970-х гг., когда ряд экологических и социально-экономических проблем стали угрожать жизни современных и будущих поколений (концепция sustainable development). Однако трактовка понятия «устойчивое сбалансированное развитие» остается все ещё дискуссионной. Одни авторы акцентируют свое внимание исключительно на экологической составляющей, другие наоборот - понимают это определение слишком широко - в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров.
В работе под устойчивым сбалансированным развитием региона понимается сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической подсистем региона в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в долгосрочной перспективе на основе гармоничного сочетания интересов человека и общества, способствующее повышению устойчивости национальной социально-экономической системы в целом на принципах федерализма.
Среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое сбалансированное развитие региона, выделяются группа природно-экологических факторов, группа общественно-политических факторов, группа экономических факторов и группа социальных факторов.
Общественно-политические факторы оказывают влияния на формирование экономической, социальной, бюджетной, инновационной и инвестиционной политики.
Экономические факторы должны учитывать в экономической, инвестиционной, инновационной и бюджетной политике.
Социальные факторы оказывают огромное влияние на развитие общества и учитываются при формировании экономической, социальной, миграционной, экологической политики.
Таким образом, все эти группы факторов оказывают влияние на формирование социальной политики, что говорит об огромной роли влияния человека в устойчивом сбалансированном развитии региона.
Единого, обязательного для всех регионов форм устойчивого развития быть не может. Но в настоящее время повышается роль региона в процессе развития страны, а значение территориального фактора в развитии российского общества становится общепризнанным. Различие в уровне социально-экономического развития регионов привносят свое уникальное качество в процессы развития России. В условиях российской действительности экономические и политические явления, формально схожие в мировом масштабе, приобретают новые качества.
Наглядно уровень развития региона нами продемонстрирован на примере Федерального округа Крым.
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.
В 2014 году на экономику Крыма и Севастополя наиболее сильное влияние оказывали факторы, вызванные переходным периодом:
- Формирование законодательной базы. Были приняты основные законы о системе исполнительных органов государственной власти, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Сформированы новые законодательные органы (Госсовет РК и заксобрание г. Севастополя), правительство, прошли выборы в местные советы. Завершается процесс кадрового обновления как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
- Адаптация системы налогообложения, банковской системы и казначейского учета РФ. В частности, приняты нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения. Продлен ранее установленный Мораторий на отмену штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату налогов.
- Сложности процесса регистрации и перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования. В этой связи Совет Федерации РФ в декабре 2014 года одобрил закон, продлевающий срок перерегистрации юридических лиц в Крыму и Севастополе до 1 марта 2015 года.
- Изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение, традиционный подход в виде использования паромов исчерпал себя);
- Потеря традиционных рынков сбыта;
- Расширение сотрудничества торговых предприятий Крыма с товаропроизводителями из других регионов РФ;
- Перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями Крыма и Севастополя.
- Закрытие ворот для привлечения инвестиций. Исключением являются инвестиции из России и очень узкий перечень стран, являющихся сторонниками и поклонниками России и ее президента.
В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения указанных социально-экономических задач Крымского федерального округа предлагается федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", позволяющая сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающая согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.
Анализ возможных сценариев создания на территории Республики Крым ОЭЗ показал, что с учетом его географических и природных особенностей, а также экономического и человеческого потенциала, наиболее целесообразным представляется создание на его территории портовой и туристко-рекреационной зон. Создание игорной зоны, с учетом близости полуострова к игорной зоне «Азов-Сити» и с учетом транспортных проблем в настоящее время неэффективно.
В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и продолжающегося оттока капитала из России (по данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из России в 2015 г. составил 62,7 млрд. долл. США, а за пять лет с 2008 по 2012 гг. - 357,9 млрд. долл. США, что сопоставимо с доходами федерального бюджета в 2015 г. (примерно 428 млрд. долл. США) [66]), финансирование проектов по социально-экономическому развитию Крыма приведет к росту дефицита российского бюджета. Учитывая негативную реакцию большей части мирового сообщества на присоединение Крыма к России, привлечь иностранные инвестиции в «крымские проекты» будет практически невозможно, что является еще одним фактором финансового риска проекта по развитию крымского региона.
В работе под устойчивым сбалансированным развитием региона понимается сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической подсистем региона в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в долгосрочной перспективе на основе гармоничного сочетания интересов человека и общества, способствующее повышению устойчивости национальной социально-экономической системы в целом на принципах федерализма.
Среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое сбалансированное развитие региона, выделяются группа природно-экологических факторов, группа общественно-политических факторов, группа экономических факторов и группа социальных факторов.
Общественно-политические факторы оказывают влияния на формирование экономической, социальной, бюджетной, инновационной и инвестиционной политики.
Экономические факторы должны учитывать в экономической, инвестиционной, инновационной и бюджетной политике.
Социальные факторы оказывают огромное влияние на развитие общества и учитываются при формировании экономической, социальной, миграционной, экологической политики.
Таким образом, все эти группы факторов оказывают влияние на формирование социальной политики, что говорит об огромной роли влияния человека в устойчивом сбалансированном развитии региона.
Единого, обязательного для всех регионов форм устойчивого развития быть не может. Но в настоящее время повышается роль региона в процессе развития страны, а значение территориального фактора в развитии российского общества становится общепризнанным. Различие в уровне социально-экономического развития регионов привносят свое уникальное качество в процессы развития России. В условиях российской действительности экономические и политические явления, формально схожие в мировом масштабе, приобретают новые качества.
Наглядно уровень развития региона нами продемонстрирован на примере Федерального округа Крым.
Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.
В 2014 году на экономику Крыма и Севастополя наиболее сильное влияние оказывали факторы, вызванные переходным периодом:
- Формирование законодательной базы. Были приняты основные законы о системе исполнительных органов государственной власти, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Сформированы новые законодательные органы (Госсовет РК и заксобрание г. Севастополя), правительство, прошли выборы в местные советы. Завершается процесс кадрового обновления как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
- Адаптация системы налогообложения, банковской системы и казначейского учета РФ. В частности, приняты нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения. Продлен ранее установленный Мораторий на отмену штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату налогов.
- Сложности процесса регистрации и перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования. В этой связи Совет Федерации РФ в декабре 2014 года одобрил закон, продлевающий срок перерегистрации юридических лиц в Крыму и Севастополе до 1 марта 2015 года.
- Изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение, традиционный подход в виде использования паромов исчерпал себя);
- Потеря традиционных рынков сбыта;
- Расширение сотрудничества торговых предприятий Крыма с товаропроизводителями из других регионов РФ;
- Перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями Крыма и Севастополя.
- Закрытие ворот для привлечения инвестиций. Исключением являются инвестиции из России и очень узкий перечень стран, являющихся сторонниками и поклонниками России и ее президента.
В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения указанных социально-экономических задач Крымского федерального округа предлагается федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", позволяющая сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающая согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.
Анализ возможных сценариев создания на территории Республики Крым ОЭЗ показал, что с учетом его географических и природных особенностей, а также экономического и человеческого потенциала, наиболее целесообразным представляется создание на его территории портовой и туристко-рекреационной зон. Создание игорной зоны, с учетом близости полуострова к игорной зоне «Азов-Сити» и с учетом транспортных проблем в настоящее время неэффективно.
В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и продолжающегося оттока капитала из России (по данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из России в 2015 г. составил 62,7 млрд. долл. США, а за пять лет с 2008 по 2012 гг. - 357,9 млрд. долл. США, что сопоставимо с доходами федерального бюджета в 2015 г. (примерно 428 млрд. долл. США) [66]), финансирование проектов по социально-экономическому развитию Крыма приведет к росту дефицита российского бюджета. Учитывая негативную реакцию большей части мирового сообщества на присоединение Крыма к России, привлечь иностранные инвестиции в «крымские проекты» будет практически невозможно, что является еще одним фактором финансового риска проекта по развитию крымского региона.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование процесса формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Кубанский государственный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Нормативно-правовая регламентация деятельности глав муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Здоровье населения: влияние наличия спортивной инфраструктуры на физическую активность и работоспособность граждан (по результатам эмпирических исследований)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



