Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКНИГ: ПРЕИМУЩЕСТВА, РИСКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Работа №51735

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические основы функционирования электронного банкинга 9
1.1. Сущность и роль электронного банкинга в современных условиях
1.2. Классификация подходов к определению электронных банковских услуг
1.3. Риски ассоциируемые с электронным банковским обслуживанием
2. Экономический анализ развития электронного банкинга в России 30
2.1. Роль и сравнительная характеристика системы дистанционного банковского обслуживания в Национальной платежной системе России
2.2. Эконометрический анализ применения электронного банкинга в Республике Татарстан
2.3. Анализ и оценка рисков электронного банкинга 45
3. Направления совершенствования и перспектив развития
электронного банкинга
3.1. Проблемы современного банковского обслуживания в
Республике Татарстан
3.2. Предложения по совершенствованию внедрения и использования
электронного банкинга
4. Заключение 73
Список использованной литературы

От качества и разнообразия банковских услуг зависит состояние экономики в целом, степень удовлетворенности клиента и, как следствие, уровень дохода самого банка. Повышение доступности банковских услуг для населения в настоящее время невозможно без технологических решений, позволяющих существенно расширить существующие каналы доступа к банковским продуктам и услугам. Современный уровень развития информационно-коммуникационных сетей позволяет банкам предложить своим клиентам качественно новый уровень банковского обслуживания, основанного на технологиях электронной передачи данных.
Электронный банкинг представляет собой технологию предоставления банковских услуг и продуктов на основе указаний, отправляемых владельцами посредством дистанционного использования электронных каналов передачи данных. В основе такого способа обслуживания лежит принцип обмена информацией между банком и клиентом с обеспечением должного уровня безопасности и конфиденциальности. Клиентам предоставляется возможность получать информацию о состоянии своих счетов и управлять ими, не посещая отделение банка, используя в качестве устройств доступа к банковским продуктам и услугам телефоны, компьютеры, подключенные к интернету, банкоматы, платежно-информационные терминалы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности денежного обращения на основе банковских электронных срочных платежей, поиском адекватных форм расчетно-платежных систем, обеспечивающих резкое сокращение времени и затрат на обслуживание платежей, повышение конкурентоспособности банков на базе применения электронного банковского обслуживания, экономию материальных и финансовых ресурсов. В условиях многообразия каналов банковского обслуживания осуществление правильного выбора для практического использования наиболее приемлемых из них позволяет банку выстроить линейку банковских продуктов и услуг, укрепить конкурентоспособность и повысить экономическую эффективность деятельности. Для российской банковской практики характерно весьма слабое использование потенциальных возможностей электронных каналов банковского обслуживания.
В настоящее время наибольшее развитие технологии электронного банкинга клиентов получили в крупных федеральных банках и банках с иностранным участием, предлагающие широкий спектр услуг дистанционного обслуживания, основанного на электронных каналах передачи информации, как юридических, так и физических лиц. В последнее время среди банков, активно развивающих направление электронного обслуживания можно встретить многие банки.
Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность важных аспектов становления и развития электронного банкинга, его активное продвижение на отечественном рынке определили выбор темы магистерской работы, её цели и задачи.
Объектом исследования магистерской работы является деятельность отечественных, поволжских и татарстанских банков в области электронного банковского обслуживания, предметом исследования выступает уровень развития электронного банкинга, взаимодействие банка и клиента по поводу удовлетворения потребностей в банковских продуктах и услугах с помощью электронных каналов обслуживания.
Основная цель работы состоит в исследовании основных видов электронного банкинга, разработке эффективного механизма решения основных противоречий развития данного канала обслуживания, а также совершенствовании организации электронного способа предоставления банковских продуктов и услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов электронного банковского обслуживания;
- выявление классификационных признаков электронного банкинга в кредитных организациях;
- проведение анализа развития электронного банкинга в банках Российской Федерации;
- обзор тенденций развития электронного банковского обслуживания в банках Поволжья и Республики Татарстан, с определением роли рассматриваемого региона в Поволжье;
- определение основных факторов, сдерживающих развитие электронного банковского облуживания в России и путей его совершенствования посредством стремления к минимизации рисков;
- выработки рекомендаций и предложений по прогнозированию электронного банкинга в России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие дистанционного банковского обслуживания в России стартовало сравнительно недавно. При условии развития банковской системы России теми же темпами, что и банковские системы исследуемых стран, максимальный эффект от внедрения системы электронный банкинг в России прогнозируется к 2018 году.
В современных странах развитие дистанционного банковского обслуживания позволяет клиентам, в не зависимости от местоположения филиала кредитной организации, пользоваться полным набором банковских услуг посредством развитой сети электронного банкинга.
Поскольку банк предоставляет свои клиентам тот же набор дистанционных банковских услуг при тех же условиях, если приобретать их лично в банке. В связи с тем, что клиентам предоставляется пакет каналов дистанционного банковского обслуживания, стоимость его может быть ниже, чем приобретение отдельного канала.
Современные банки функционируют в соответствии с принципом«3С», означающего соответствие основным тенденциям в развитии банковских услуг: стандартизации, самообслуживания, сегментации. Внедрение и
обслуживание системы дистанционного банковского обслуживания имеет наибольшее значение.
Наиболее популярными платформами для разработки систем «мобильный банк» для физических лиц являются iOS и Android - они стали основой для создания 83,6% подобных приложений. 11,2% клиентов могут воспользоваться Java-приложением, а 5,2% - скачать приложение на Windows Phone.
Для информирования клиентов об операциях банки используют SMS- сервисы (64,5%), электронную почту (14,7%), а также другие возможности, такие как личный кабинет, push-сервисы, телефон-банк, онлайн-выписки (20,8%).
В 81% банков реализованы дополнительные, в том числе облачные, сервисы для физических и юридических лиц - пользователей систем ДБО.
Для физических лиц 29,8% - это способ осуществления коммерческих платежей (ЖКХ, связь, товары и услуги), 28,3% - получение доступа к муниципальным и государственным услугам (сервисы ГМП, ГИС, информация и оплата налогов, штрафов, задолженности), 4,8% - воспользоваться системой управления личными финансами, а 37,1% - оплачивать в ДБО выставленные счета. Уровень предоставления дополнительных сервисов значительно вырос за год.
Юридические лица в виде холдингов имеют право на электронную подпись всего документооборота, а объем таких корпораций составляет 56,8% - осуществлять коммерческие платежи (сервисы ГИС ГМП, информация и оплата задолженности, штрафов и налогов) (32,1%), сдавать отчеты в ФНС России, ПФР, Росстат (7,2%), использовать облачную электронную бухгалтерию (4%). По сравнению с 2016 годом уровень предоставления дополнительных сервисов корпоративным клиентам вырос около двух раз.
Сейчас общераспространённым промышленными системами по борьбе с мошенничеством являются решения ведущих компаний:В88- реализуются в 37,5% кредитных организаций, которые используют такие способы. Далее на втором месте следуют предложения компании RSA с процентом внедрения 10,2%, И на третьем месте разместилась компания «Бифит» с 9,1% внедрения. При этом следует отметить тот факт, что 43,2% внедренных промышленных Antifraud-систем остаются неизвестными, в связи с тем, что кредитные банки не разглашают из разработчика [5].
Первостепенным результатом исследования говорят о нормализации ситуации на рынке электронного банкинга - уровень внедрения дистанционного банковского обслуживания и некоторая доля главных игроков почти не изменяются. Заметен рост электронного банковского обслуживания как для физических, так и для юридических лиц.
Основными тенденциями являются:
-увеличение числа мобильных приложений, ориентированных под разные мобильные платформы и мобильных предложений для корпоративных лиц;
- рост, по сравнению с 2016 годом, предложений дополнительных сервисов электронного банкинга для холдингов более чем в два раза, касаемо электронной бухгалтерия, электронного документооборота с правом доступа к муниципальным и государственным услугам, а также опубликование отчетов о результатах совей деятельности в Федеральную Налоговою Службу России, Росстат и Пенсионный фонд Российской Федерации);
- идет активное расширение и рост предложений дополнительных предложений в рамках дистанционного банковского обслуживания для физических лиц;
- подавляющее количество кредитных организаций, а это порядка 72% применяют Antifraud-системы в качестве источника противодействия мошенничеству.
Тренды и проблемы развития электронного банкинга в 2016 году:
1. Борьба с ограничениями программных платформ. Преодоление этих ограничений и создание интерфейсов от потребностей пользователя, а не от возможностей платформ и удобства разработки — важное изменение идеологии, которое разворачивалось последние 2—3 года и продолжится в 2017 годах
2. Преодоление предела масштабирования платежных функций. Расширение платежных возможностей для пользователей электронного банков путем добавления новых контрагентов в список возможных платежей достигло своего предела.
3. Интеграция с государственными и муниципальными услугами. Интеграция электронных банков с государственными, муниципальными и коммунальными службами упрощает совершение платежей в бюджет РФ и
ЖКХ, что выгодно обеим сторонам.
4. Информационная поддержка. Давняя проблема электронных банков — отсутствие удобных справок, гидов и руководств пользователя, контекстно встроенных в интерфейс электронного банка — с увеличением функциональных возможностей электронных банков будет становиться все более актуальной.
5. Электронный банкинг как электронный кошелек. В нескольких российских электронных банках уже заявлена возможность подключения карт сторонних банков, с которых пользователь затем может переводить средства и проводить платежи.
В современных условиях успешный банк должен обладать не только разветвленной сетью продаж, но и продвинутыми интернет-технологиями, контактным центром, позволяющим клиентам выполнять любые операции, и продвинутыми решениями электронного банкинга.
Анализ статистических данных позволяет утверждать, что ежегодно все большее число юридических и физических лиц прибегают к услугам электронного банкинга.
Между тем проникновение данного сервиса у каждого банка является индивидуальным и различается в разных банках, поскольку потребители банковских услуг выбирают для себя наиболее удобный интерфейс и широту функций.
Таким образом, в настоящее время конкуренция среди банковских организаций в сфере электронного банкинга идет по направлению расширения набора предлагаемых функций и операций, улучшения интерфейса взаимодействия с клиентами, упрощения программных средств для удобства пользователей.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г., № 86-ФЗ // Вестник банка России. - 2002. - № 46. -С. 35-54.
3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990
г., №395-1-ФЗ // Вестник Банка России. -1990. - № 65. - С. 12-19
4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г., №115-ФЗ.
5. Об электронной подписи: Федеральный Закон от 6 апреля 2011 г., №63-ФЗ.
6. О платежной системе Банка России: Положение Банка России от 29 июня 2012 г., №384-П.
7. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ.
8. Об идентификации кредитными организациями клиентов и
выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Положение Банка России от 19 августа 2004 г., №262-П.
9. О порядке информирования кредитными организациями Центрального Банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности Интернет - технологий: Указание Банка России от 1 марта 2004 г., №1390-У.
10.О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет- банкинга: Письмо Банка России от 30 января 2009 г., №11-
Монографии, диссертации
11. Ачкасов А.И. Общая характеристика и техника совершения
использования пластиковых карт. // Банк внешнеэкономической
деятельности. - М.: Консалт - Банкир, 2015. - 471 с.
12. Бабичева Ю.А. Банковское дело: справочное пособие. - М.: Юнити, 2015. - 210 с. банка: Учебник для ВУЗов. - М.: Логос, 2014. - 522 с.
13. Банки и банковская система / Под ред. И.И. Юдина. - Барнаул., Изд-во ВЗФЭИ, 2014. - 315 с.
14. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и
15. Банки и банковские операции в России / Под ред. М. Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 322 с.
16. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов / под ред. Рудакова О.С. - М.: Банки и биржи, 2012. - 261 с.
17. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого биржи, ЮНИТИ, 2013. - 140 с.
18. Волков А.А. Управление рисками в коммерческом банке: Практическое руководство. - М.: Омега-Л, 2014. - 156 с.
19. Горелая Н.В. Организация кредитования в коммерческом банке: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 207 с.
20. Дубова С.Е. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: ЛитРес, 2014. - 352 с.
21. Ефимова Е.Г. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие - М.: Флинта, 2014. - 292 с.
22. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 319 с.
23. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - 783 с.
24. Згонник Л.В. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 с.
25. Киреев В.Л. Банковское дело: Учебное пособие для вузов. - М.: КНОРУС,
2015. - 239 с.
26. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 538 с.
27. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: Магистр, 2013. - 230
с.
28. Кушинова Ю.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: Российский Новый Университет, 2013. - 224 с.
29. Леонович Т.И. Управление рисками в банковской деятельности: Учебный комплекс. - Минск.: Изд-во Дикта, Мисанта, 2013. - 136 с.
30. Мамаева Л.Н. Управление рисками в банковской деятельности: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2014. - 256 с.
31. Пластиковые карты: принципы построения платежных систем / Под ред. Вавилов А.В., Ильин И.И. - М.: Изд-во Европеум-пресс, 2016. - 120 с.
32. Роль кредита и модернизация деятельности банка в сфере кредитования / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2013. - 267 с.
33. С.Д. Ильенковой. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 2013. - 452 с.
34. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией:Учебное пособие. - Изд-й дом «Дашков и К», 2015. - 544 с.
35. Тимохин Г.С. Банковские риски: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 359 с.
36. Управление рисками электронных банковских услуг / Под ред. Д.А. Соколов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 246 с.
37. Хабаров В.И., Попова Н.Ю. Банковский маркетинг: Учебное пособие. - М.: МФПА, 2015. - 314 с.
38. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке: Учебное пособие. - М.: Консалтбанкир, 2015. - 38 с.
39. Электронная коммерция банков с пластиковыми картами / Под ред. П.В. Усокин. - М.: ВАЗАР-ФЕРРО, 2016. - 230 с.
40. Яковлев Ю.А. Система страхования банковских рисков. - М.: Дело, 2014. - 410 с.
Статьи и материалы периодической печати
41. Акинина В.П. Реорганизация банковских организаций посредством сети Интернет // TerraEconomicus - 2016. - № 4. - с. 104-125.
42. Аксенов А.В. Электронный банкинг в системе банковских //
Экономический журнал. - 2014. - № 3. - с. 76-93.
43. Байдукова Н.В. Актуальные вопросы, регулирующие рынок платежных услуг // Вестник Оренбургского государственного университета. -2014. -№3. - с. 94-118.
44. Берестенева О.Г., Герасимова Е.Б. Качество услуг Интернет-банкинга // журнал Тамбовского государственного технического университета. - 2015. - №3. - с. 67-88.
45. Бурдинский А. Какой интернет-банкинг нам нужен? // Мир Internet - 2013. - № 11. - с. 23-40
46. Бурков С.С. Информационные технологии и их роль в мировой инновационной экономике // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)-
2013. - №12. - с.48-57.
47. Визгунов А.В. О перспективах развития российского рынка дистанционногобанковского обслуживания // Бизнес и информатика - 2016. - № 2. - с. 56-83.
48. Витвицкая Т.Р. Электронные деньги в России // Экономика и жизнь. - 2015. - №10. - с. 112-139.
49. Гаврилова О. А., Нестеренко Т. В.,Кортунова В. С. Электронный банкинг
как инновационный вид сетевых финансовых отношений // Вестник Волгоградского государственного университета: Инновационная
деятельность. - 2015. - № 10. - с. 32-50.
50. Гагарцева Н.В. Анализ рынка ДБО в РСО-Алания на Современном этапе // Economics. - 2015. - №3. - с. 24-41.
51. Г алимова Т. А. Электронный банкинг в системе трансформации отношений «Клиент-Банк»» // Экономика, социология и право. - 2015. - № 12. - с. 122¬136.
52. Гараев З.Ф. Структура и тенденции формирования и развития рынка электронных банковских услуг в Республике Татарстан // Наука и современность. - 2015. - № 24. - с. 98-121.
53. Дувалова Э.П. Интернет технологии в банковском бизнесе //
Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 2. - с. 56-78.
54. Дудка А.Б. Организация контроля над системами электронного банкинга // Вестник Омского университета. - 2016. - № 2. - с. 101-129.
55. Кабанова О.В. О состоянии и перспективах электронного банкинга в России // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика. - 2015. - № 2. - с. 38-52.
56. Кабрис А.В. Internet-banking новый вид электронных банковских услуг // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанскогогосударственного аграрного университета - 2014. - № 11. - с.72-91.
57. Казанский А.В. Электронная коммерция и финансовые услуги: перспективы взаимодействия // Финансы и кредит. - 2015. - №3. - с. 20-34.
58. Коваленко О. Г. Банковские риски: сущность, классификация // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2016. - №3. - с. 340 - 344.
59. Колесникова И.В. Электронный банкинг, как банковская услуга населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5. - с. 159-177.
60. Коробов, Ю. И. Развитие информационных технологий и их влияние на банковскую деятельность // Банковские услуги. - 2016. - № 5. - с. 33-45.
61. Королев О.Г. Повышение эффективности деятельности банков на розничном рынке // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №2. - с.77-95.
62. Красавина Л.Н., Валенцива Н.И. Российский финансовый рынок и его роль в инновационном развитии экономики // Банковские услуги. - 2013. - №7. - с.45-65.
63. Матвеев И.А. Электронная экономика // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 42. - с. 156-188.
64. Орехова З.Н. Перспективы развития российского рынка платежных карт // Банковское дело. - 2014. - №12. - с. 40-57.
65. Осиповская А.В., Обухов В.В. Электронный банкинг в банковском обслуживании. // Экономический журнал. - 2015. - № 27. - с. 80-92.
66. Пошкова А.В., Иванов Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США Банковский ритейл - 2015. - №2. - с. 83-92
67. Поздева И.А., Орлова Н.С., Темкова А.А. Актуальные вопросы дистанционного банковского обслуживания с использованием интернет- технологий // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 2. - с. 56-79.
68. Путковская С.А. Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг // Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2015.- № 3. - с. 71-83.
69. Ревенков П.В, Дудко А.Б. Управление первоначальными стадиями жизненного цикла системы электронного банкинга // Вестник Омского университета. - 2016. - № 1. - с. 32-44.
70. Родинова В. Интерактивное телевидение // Банковские технологии. - 2016. - №10. - с. 46-59.
71. Савдирова А.Ф., Журева Д.В. Тенденции и перспективы развития электронного банкинга в России // Вестник Чувашского университета. - 2015.- № 4. - с. 64-81.
72. Саркасянц А. Банковская розница: замедление роста // Бухгалтерия и банки.
- 2011. - №8. - с. 16-28.
73. Шевченко И.В., Нанба Д.Э. Проблемы совершенствования механизмов осуществления электронных финансовых операций в условиях интеграции в мировую экономику // Финансы и кредит. - 2014. - №12. - с. 48-62.
74. Школин М.В. Влияние внедрения дистанционного банковского обслуживания на банковские риски // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №1. - с. 56-78.
75. Boyd H.J. The Theory of bank risk taking and competition revisted // The journal of finance. - 2014. -№ 3. - pp. 1329-1343.
76. Mamiza H.Q. Factors determined European banking risk // Journal of international financial markets, institutions and money. - 2016. - №22. - pp. 696 - 718.
77. Mina M. A. The Real Value of Electronic Banking // Journal of Developments inMarketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. - 2015. - № 17. pp. 478-490.
78. Nijskens R.B. Credit risk transfer activities and systemic risk: How banks became less risky individually but posed greater risks to the financial system at the same time //Journal of banking and finance. - 2014. - №35. - pp. 1391-1398.
79. Parlour A. P. Christine Laying off credit risk: Loan sales versus credit default swaps // Journal of banking and finance. - 2015. - №1. - pp. 25-45.
Электронные ресурсы
80. Банк России: Статистика, 2017 // URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 04.04.2017)
81. ЗАО «СЕБЭС»: Исследования, 2017 // URL: http://www.bcs-bank.com (дата обращения: 17.05.2017)
82. РБК. Рейтинг: Исследования, 2017 // URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 04.04.2017)
83. Центральный банк Российской Федерации: Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, 2017 // URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 10.12.2016)
84. «Эксперт РА»: Исследования, 2017// URL: http://www.raexpert.ru (дата
обращения: 22.04.2016)
85. Banki.ru:Информация о банках и банковских продуктах, 2017 // URL: http://www.banki.ru (дата обращения: 24.09.2016)
86. Basel Committee on Banking Supervision: Рекомендации Базельского комитета, регулирующие электронную банковскую деятельность, 2017 // URL: http://www.bis.org (дата обращения: 18.10.2016)
87. BSS: Информация о предлагаемых системах электронного банкинга, 2017 // URL: http://www.bssys.com (дата обращения: 19.12.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ