Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования развития системы обязательного пенсионного страхования 7
1.1. Сущность и характерные черты обязательного пенсионного страхования 7
1.2 Этапы развития системы обязательного пенсионного страхования 13
1.3. Структура обязательного пенсионного страхования 21
Глава 2. Анализ развития современной системы обязательного пенсионного страхования 28
2.1. Реформирование распределительной системы государственного
пенсионного обеспечения 28
2.2. Внедрение накопительного элемента в систему государственного
пенсионного обеспечения 37
2.3. Оценка результативности развития обязательного пенсионного страхования
на региональном уровне 50
Глава 3. Пути совершенствования системы обязательного пенсионного страхования 62
3.1 Совершенствование системы администрирования пенсионных страховых взносов 62
3.2. Повышение эффективности привлечения средств в бюджет Пенсионного фонда 71
Заключение 86
Библиографический список 93
Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Пенсионная система государства это одна из наиболее значимых частей национальной экономики, которая реализует базовую конституционную гарантию — материальное обеспечение пенсионеров. С 2002 года в Российской Федерации было введено обязательное пенсионное страхование, в рамках которого у каждого работника по достижении пенсионного возраста, формируются страховая и накопительная части трудовой пенсии за счет уплаченных работодателем страховых взносов.
Пенсионное страхование основывается в свою очередь на законодательной базе, насчитывающей около 50 основных нормативных правовых актов. К одному из основных нормативно правовых актов регулирующих отношения в сфере пенсионного страхования относят Федеральный закон от 15. 12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Достойный уровень жизни пенсионеров - это одна из целей социальной политики государства. В настоящее время в развитии пенсионной системы есть ряд проблем, проявление и степень остроты которых различается по регионам России. Все эти различия приводят к некоторым отклонениям в реализации функций пенсионной системы, которые отражают ее сущность.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена значимостью обязательного пенсионного страхования по нескольким основаниям. Во-первых, его значением как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства обязательного пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования денег в экономике. В-третьих, сфера обязательного пенсионного страхования включается в государственную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики страны.
Исходя из вышеизложенного, объектом исследования данной работы является пенсионная система РФ, а предметом — организационно-экономические отношения, связанные с развитием и функционированием системы обязательного пенсионного страхования.
Целью дипломной работы является исследование развития системы обязательного пенсионного страхования, а также разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Определить сущность и характерные черты обязательного пенсионного страхования.
2. Изучить этапы развития системы обязательного пенсионного страхования.
3. Описать структуру обязательного пенсионного страхования.
4. Исследовать реформирование распределительной системы государственного пенсионного обеспечения.
5. Рассмотреть внедрение накопительного элемента в систему государственного пенсионного обеспечения.
6. Оценить результативность развития обязательного пенсионного страхования на региональном уровне.
7. Разработать пути совершенствования системы администрирования пенсионных страховых взносов.
8. Предложить рекомендации по повышению эффективности привлечения средств в бюджет Пенсионного фонда.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих отечественных ученых и специалистов по проблемам социальной политики, социальной защиты и развития пенсионной системы, а также законодательные и нормативные акты РФ, методические и справочные материалы по указанным вопросам, данные периодических изданий.
Вопросы формирования пенсионной системы, ее элементы рассмотрены в научных работах Борисенко Н.Ю., Еруслановой Р.И., Чиркова С.А. и других.
Вопросы пенсионной системы, пенсионного страхования и пенсионного обеспечения и их содержание раскрыты в работах Еруслановой Р.И., Роика В.Д., и других.
Проблемы пенсионной системы России, а так же возможные пути их преодоления обсуждаются в публикациях следующих авторов: Борисенко Н. Ю., Дроздова А.В., Колобаева О.М., Роика В.Д. и других.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, предопределяющие изучение социально-экономических процессов и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Основными методами исследования являются сравнительный анализ, интегральный анализ, логический анализ, причинно-следственный анализ, статистический метод.
Информационную базу исследования составили: нормативные и правовые акты РФ, Постановления Правительства РФ, материалы научных конференций по вопросам развития пенсионной системы. В работе использованы аналитические обзоры и публикации в научной и периодической печати о состоянии пенсионной системы в РФ и отдельных ее регионах. Основу исследования составляют официальные статистические материалы Росстата и Пенсионного фонда РФ, отделений ПФР, Негосударственных Пенсионных Фондов.
Работа состоит из введения, 3 глав, которые делятся на параграфы, заключения, списка использованной литературы, включающего 43 источника и 49 приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, основные методы исследования; показаны теоретическая, методологическая и информационная базы исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования системы обязательного пенсионного страхования» рассмотрены сущность, характерные черты, этапы развития и структура обязательного пенсионного страхования.
Во второй главе «Анализ развития современной системы обязательного пенсионного страхования» выявлены и систематизированы проблемы системы обязательного пенсионного страхования в рамках распределительного и накопительного элемента. Проведен мониторинг состояния системы обязательного страхования в Приволжском федеральном округе, с использованием предложенной системы показателей.
В третьей главе «Пути совершенствования системы обязательного пенсионного страхования» предложены методические рекомендации по совершенствованию системы администрирования пенсионных страховых взносов, а также повышению эффективности работы государственного пенсионного фонда.
В заключении подведены общие итоги дипломной работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения, а также выявлен прогноз и перспектива дальнейшего развития системы обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с целью исследования, которой являлось исследование развития системы обязательного пенсионного страхования, пришли к следующим выводам:
На протяжении двадцати пяти лет происходили частные изменения в развитии системы обязательного пенсионного страхования, которая зависит от страховых взносов, уплачиваемые страхователями за застрахованных лиц с целью обеспечить последних гарантированным доходом (пенсией) после прекращения трудовой деятельности или в связи с иным случаем утраты заработка. Анализ системы обязательного пенсионного страхования показал, что вопреки частым пенсионным реформам, о которых порой не знаешь, что и ожидать, необходимо заранее начинать обдумывать свою будущую пенсию.
Предложенная в работе система показателей позволила выявить степень развития обязательного пенсионного страхования, на которую непосредственно влияет деятельность застрахованных лиц, страхователей, деятельность Пенсионного Фонда, также составляющей является демографическая ситуация, социальный аспект взаимодействия всех звеньев системы обязательного пенсионного страхования и ее связь с населением. Общий интегральный индекс показал, что высокий рейтинг развития системы обязательного пенсионного страхования приходится только на четыре региона ПФО из четырнадцати.
Таким образом, проведенный анализ позволяет обозначить следующие проблемы обязательного пенсионного страхования:
1. Частое реформирование пенсионной системы, трудности в поиске и принятии эффективной пенсионной реформы.
2. Ежегодное увеличение пенсионного возраста, страхового стажа.
3. Миграционные движения, если наблюдается отток экономически активного населения из места постоянного жительства.
4. Рост числа работающего населения не по трудовым договорам.
5. Низкий уровень заработной платы, уровень пенсии в России не покрывает минимальные потребности пенсионеров.
6. Низкое соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров. В настоящее время уже всего 2 работающего обеспечивают своими взносами пенсии для 1 пенсионера. И уже в ближайшее десятилетие это соотношение между работающими и пенсионерами приблизится один к одному.
7. Незаинтересованность работодателей и населения в увеличении взносов в ПФР. Следствием является высокая задолженность плательщиков перед ПФР, а также всевозможные уклонения от страховых взносов, что вызывает не пополняемость бюджета ПФР.
8. Обремененность пенсионной системы большим числом льготных пенсий, источником выплаты которых являются взносы, поступающие за всех застрахованных. Это приводит к резким диспропорциям между размером взносов в ПФР и уровнем их пенсии.
9. Неразвитость системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет работодателей и работников. Полная зависимость доходов пенсионеров от выплат из государственной пенсионной системы.
10. Живучесть стереотипа, что пенсии - это сфера заботы только государства (заплатил налоги и не думай о будущем). Нет понимания необходимости развития дополнительных источников финансирования пенсий.
11. Слабая информированность населения о пенсионной реформе и о перспективах снижения покупательной способности пенсий.
12. Незнание работников как правильно начислять трудовой страховой стаж, и какие не страховые периоды учитывать.
13. Отсутствие открытого доступа к информации о структуре страховых взносов непосредственно на страховую и накопительную часть страховой пенсии, нельзя получить информацию о полной структуре и направлений расходования и приходования средств по территориальным ПФР.
14. Подавляющая часть населения не имеет возможности накапливать дополнительные пенсии в НПФ.
15. Не существует единого регистратора пенсионных прав застрахованных, что в ситуации возможных частых смен управляющих компаний и пенсионных фондов может привести к ошибкам и потере части накоплений на пенсионных счетах застрахованных;
16. Индивидуальный характер накопления финансовых средств (не страховой по своей сути) существенно повышает риски ненакопления приемлемых по размерам финансовых средств в случаях ранних форм инвалидности работников, значительных периодов учебы, болезни и безработицы;
17. Слабо развитые финансовые механизмы и институты в России, отсутствие требуемой инфраструктуры финансовых и фондовых рынков - эти и другие факторы препятствуют обеспечению приемлемого уровня доходности и достижению достаточной надежности сохранности долгосрочных пенсионных активов.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующий комплекс мер для совершенствования системы обязательного пенсионного страхования:
1. Переводить всех страхователей на электронный документооборот. А у кого будут возникать вопросы, не решаемые в электронном виде, могут получить ее непосредственно уже в отделениях Пенсионного Фонда.
2. Увеличить уровень информированности граждан о порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования:
• Внедрение электронного документооборота и свободного доступа к информации об уплате страховых взносов среди застрахованных лиц.
• Обеспечить бесплатными центрами по обучению граждан электронной системой. Тем самым доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг Пенсионного фонда в электронной форме, увеличится.
• Проводить систематический контроль за обновлением информации об изменениях в законодательстве, и доносить ее до своих сотрудников.
• Ведение информационно-разъяснительной беседы с населением.
3. Не отдавать контрольные полномочия по администрированию страховых взносов Федеральной налоговой службе. Что позволит сохранить эффективность проведения выездных проверок.
4. Использовать эффективные критерии для выявления плательщиков страховых взносов, уклоняющихся от уплаты обязательных платежей. Тем самым повысить эффективность взысканий штрафов и пений.
5. Следует организовать на рабочих местах курсы по обучению персонала или повышения квалификации, а при приеме новых сотрудников проводить дополнительные экзамены на знания, необходимые для эффективной работы. Тем самым увеличится уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг Пенсионным фондом РФ.
6. Активизировать комиссионную работу с должниками. Для этого усилить функции контроля и ответственности за нарушение пенсионного законодательства со стороны плательщиков-должников путем привлечения к уголовной ответственности.
7. Создать единый электронный ресурс по всем территориальным отделениям Пенсионного фонда, доступного для всех граждан.
8. Привлекать граждан к добровольному пенсионному страхованию.
• Ввести систему, ближе к зарубежной, например, Швейцария, где каждый работающий швейцарец обязан отчислять ежемесячно 2-4 % на свой личный пенсионный счет.
• Продлить действие программы государственного софинансирования накопительной части пенсии.
9. Наладить системную работу органов ПФР с должниками, а именно сократить до минимума разрыв между начисленными и уплаченными страховыми взносами, в первую очередь по бюджетным организациям.
10. Усилить взаимодействие с внешними структурами (Прокуратура, ФНС, главы администраций и др.) по вопросам погашения недоимки.
11. Отменить льготы для отдельных категорий страхователей.
12. Выявить «нелегальную» трудовую занятость у работодателей и выявление рабочих мест с сокрытой заработной платой (с которой не уплачиваются страховые взносы):
• Оценка доводов работодателей о причинах не оформлении трудовых отношений.
• При использовании труда работников без оформления трудовых отношений проводить беседу с работником (на предмет срока работы), изучать документацию работодателя, повторно посещать данного работодателя с интервалом в неделю и более.
• Переквалификация гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые (при фактической подмене трудовых отношений). Тесная работа с Государственной Инспекцией по труду.
13. Привлечь необходимое количество людей для налаживания системы использования средств государственного пенсионного фонда.
14. Необходимо установить страховой взнос для временно пребывающих иностранных граждан высококвалифицированных специалистов.
15. Выявлять работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами, которые должны начислять дополнительный тариф в Пенсионный Фонд.
Прогноз дальнейшего развития выглядит так, что сохранение сложившейся в системе обязательного страхования тенденции неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям, если не принимать меры по совершенствованию:
1. Изменение структуры занятости, показателей производительности труда и размера заработной платы.
2. Большой объем скрытой заработной платы, теневой занятости.
3. Увеличение случаев несвоевременной уплаты страховых взносов.
4. Увеличение расходов на обслуживание пенсионной системы.
5. Увеличение правонарушений в рассматриваемой пенсионной сфере.
6. Продолжительное увеличение нагрузки на трудоспособное население.
7. Сокращение поступлений в бюджет Пенсионного фонда.
8. В настоящее время наблюдается и такая ситуация, что работодатели ставят условия сотрудникам, или они сами выплачивают за себя страховые взносы или работают не по трудовому договору.
9. Несоответствие тарифов страховых взносов и обязательств по выплате трудовой пенсии. Так как многие из плательщиков уклоняются от страховых взносов или уплачивают их по упрощенным тарифам, а социальные выплаты получают все в полном объеме.
Перспектива дальнейшего развития с учетом применения предложенного комплекса мер позволит получить следующую тенденцию к 2030 году:
1. Возможное соотношение плательщиков страховых взносов и получателей пенсии с учетом привлечения дополнительной рабочей силы:
2. Возможный минимальный ежемесячный доход ПФР с учетом полной
занятости и официальной заработанной платой в пределах 2 МРОТ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
3. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
4. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О негосударственных пенсионных фондах"
5. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
6. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в РФ"
7. Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
8. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
9. Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
10. Федеральный закон от 08.08.2011г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
11. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях"
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
14. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»
Статистические материалы.
15. Официальный сайт Навигатора пенсионного рынка. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pensiamarket.ru/
16. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pfrf.ru
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:www.goskomstat.ru
Монографии и научные статьи.
18. Дроздов А.В. Интервью председателя правления ПФР. Российская газета. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/176
19. Колобаев О.М. Презентация «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://napf.ru/files/400053/колобаев.pdf
20. Прохоров В.В. Статья «Пенсионная система: реформа для молодых». // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://newslab.ru/
21. Слободян Е. Статья «Законопроект об отмене трудовых книжек». Аргументы и факты. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aif.ru
22. Чирков С.А. Добровольные страховые взносы в ПФР или «покупка» страхового стажа. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.pfrf.ru
Учебники и учебные пособия.
23. Борисенко Н.Ю. Мировой опыт проведения пенсионных реформ.// Финансы и кредит.- 2004.
24. Борисенко, Н.Ю. Особенности инвестирования государственной управляющей компанией средств пенсионных накоплений. //Финансы и кредит. - № 9,2010.
25. Борисенко, Н.Ю. Пенсионная реформа в Швеции. //Финансы и кредит. - №17,2005.
26. Ерусланова Р. И. Пенсионное обеспечение в России: учеб.
Пособие. // Москва: Дашков и Ко.- 2007.
27. Ирчаев А. Пенсионная реформа: Европейский опыт. //
Пенсионные фонды и инвестиции.- 2004.
28. Лазаревский A.A. Пенсионная реформа. Зарубежный опыт. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2002.
29. Мелуа А.И. Якушев Е.Л. Негосударственные пенсионные фонды. // СПб.: Междунар. фонд истории науки.- 1994.
30. Прудь П. В. Управление пенсионной системой: зарубежный опыт// Современные технологии управления. - №10 (46), 2014.
31. Роик В.Д. Государственное и договорное
регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. // М.: МИК.- 2008.
32. Роик В.Д. Характеристика закона об инвестировании пенсионных накоплений. // Пенсионные фонды и инвестиции. - №6, 2003.
33. Савич С.Е. Элементарная теория страхования жизни и трудоспособности. Изд. 3-е, исправленное, с дополнениями. // М.: Янус-К.- 2003.
34. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования. Учеб. пособие для вузов. // М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2004.
35. Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. Учеб. Пособие. // М.: Изд-во Рос. экон. акад. -2001.
36. Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы. // Финансы.- №1,2005.
37. Хмыз О.В. Особенности управления частными пенсиями в развитых странах. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -№4, 2005.
38. Шаврина И. Соотношение государственного и частного в. пенсионном обеспечении за рубежом. // Пенсионные фонды и инвестиции. - №5, 2004.
39. Longevity Risk and Private Pensions. // OECD Working Papers on Insurance and Private Pensions. - № 3, 2007.
40. Palmer Е The Swedish pension reform model: Framework and issues. // World Bank Pension Primer. Washington, D. C.-2000.
Электронные материалы.
41. Mueller A. Bye-bye Bismarck. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http: //www.mises.org/story/1275
42. Pension markets in focus. OECD, Private Pension Unit and Pension Statistics Group. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.oecd. org/dataoecd/46/57/39509002.pdf
43. Pension reform in the Baltics, Russia, and other Countries of the Former Soviet Union (BRO). IMF Working Paper, 1998. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.imf.org/external/pubs/flt/resact/research.pdf