Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Работа №51706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основы управления транспортной системой города 7
1.1. Понятие управления транспортной системой города 7
1.2. Основные тенденции развития транспортной системы в городах РФ
и зарубежом на основе сравнения 4-х городов 13
Глава 2. Практическое исследование управления транспортной системой города 27
2.1. Система сбалансированных показателей транспортных стратегий
4- х городов 27
2.2. Удовлетворенность жителей города Казани организацией
транспортной системы на муниципальном уровне 36
Глава 3. Развитие управления транспортной системой города 46
3.1. Универсальная карта ССП транспортной стратегии города 46
3.2. Рекомендации в сфере управления и развития транспортной
системы города 52
Заключение 66
Библиографический список 71
Приложения

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что крупные развитые города, в условиях современности, давно осознали значение существующих проблем в управлении развитием транспортной системы города и необходимость их незамедлительного решения. В современном мире все чаще прослеживается следующая тенденция: от состояния транспортной инфраструктуры города зависит его экономическое положение и инвестиционная привлекательность.
Проблемы грамотной организации транспортной системы крупных городов едины как в России, так и зарубежом. Организация грамотного транспортного обеспечения города осложняется следующими факторами:
- постоянный рост уровня автомобилизации, в связи с чем уменьшается пропускная способность улиц и магистралей города;
- увеличение интенсивности использования личного транспорта, что ведет к уменьшению спроса на пользование городским общественным транспортом;
- удорожание оборудования (автобусы, механические детали, топливо и т.д.) для обеспечения регулярных пассажирских перевозок транспортными предприятиями города, что ведет к увеличению тарифов и снижению спроса на пользование услугами общественного транспорта;
- неспособность существующих объектов транспортной инфраструктуры города, в том числе мостов, туннелей и развязок, справиться с растущей транспортной нагрузкой города;
- градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории;
- неразвитая законодательная база на местном уровне;
- неэффективное планирование транспортной стратегии города;
- недостатки финансирования развития дорожной сети города и объектов транспортной инфраструктуры.
Данный перечень проблем управления транспортной системой города не является исчерпывающим, он постоянно расширяется. В связи с этим, назрела острая необходимость в организации грамотного управления транспортной системой города, а именно в создании гибкой транспортной политики, которая сможет быстро реагировать на изменяющиеся запросы потребителей и увеличение городской территории.
Существует множество научных трудов в данной области, среди которых:
- Исследовательская работа доцента кафедры Автомобильные дороги Тихоокеанского государственного университета И.Н.Пугачева «Проблема транспортных систем городов и возможные пути их решения». В работе указаны единые проблемы транспортной политики городов и предложено совершенствование правовой базы, как путь решения данных проблем.
- Учебное пособие Э.А.Сафронова «Транспортные системы городов и регионов», в котором излагаются методы прогнозирования транспортного спроса населения, обоснования уровня развития транспортных систем и их комплексной оценки.
- Диссертация доктора экономических наук г.Москвы М.Р. Якимова
«Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города», в которой предложена многоуровневая система показателей оценки качества функционирования действующих
транспортных систем городов и разработаны принципы управления такими 3 системами.
Анализируя научные труды в данной области, можно говорить о том, что степень разработанности темы исследования недостаточная, так как конкретные практические рекомендации отсутствуют, либо они неактуальны на сегодняшний день.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления транспортной системы города на основе зарубежного и отечественного опыта.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие управления транспортной системой города.
2. Выявить основные тенденции развития транспортной системы в городах РФ и зарубежом на основе сравнения 4-х городов.
3. Разработать систему сбалансированных показателей транспортных стратегий 4-х городов.
4. Исследовать удовлетворенность жителей города Казани организацией транспортной системы на муниципальном уровне
5. Разработать универсальную карту ССП транспортной стратегии города
6. Предложить рекомендации в сфере управления и развития транспортной системы города.
Объектом исследования является транспортная система следующих городов: Казань, Новосибирск, Даллас и Кёльн.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе организации управления транспортной системой города.
3 Якимов М.Р. Диссертация: Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города, 2011.
Методология исследования включает в себя:
- Метод анкетирования. Анкетирование представляет собой метод сбора информации, предполагающий использование специально оформленного списка вопросов - анкеты.
- Метод системы сбалансированных показателей ССП. Система сбалансированных показателей - это такой метод исследования, который представляет собой систему стратегического управления предприятием (компанией, фирмой и т.д.), где в структурированной и максимально сжатой форме отражены основные стратегические цели компании и взаимосвязь между ними.
Необходимо отметить, что общетеоретические вопросы, касающиеся проблем и перспектив развития транспортной системы крупных городов, достаточно подробно исследованы такими видными отечественными учеными-экономистами, как И.Н. Пугачев, М.Р. Якимов, Э.А.Сафронов.
Информационная база исследования состоит из отечественных и зарубежных норматично-правовых актов, электронных ресурсов, научных работ и статей.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире крупные развитые города давно осознали значение существующих проблем в управлении развитием транспортной системы города и необходимость их незамедлительного решения. Поэтому в работе была поставлена и успешно достигнута следующая цель: разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления транспортной системы города на основе зарубежного и отечественного опыта.
Достижение поставленной цели было выполнено за счет выполнения следующих задач:
• Раскрыто понятие управления транспортной системой города. Управление транспортной системой города это сложный многоаспектный процесс, целью которого является достижение максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Задачей муниципальных органов власти является обеспечение грамотного управления транспортной системой города. Для выполнения данной задачи в Российской Федерации разработана законодательная база, определяющая правила транспортного обслуживания населения.
• Выявлены основные тенденции развития транспортной системы в
городах РФ и зарубежом на основе сравнения 4-х городов. В работе рассмотрены основные тенденции развития транспортной системы в городах РФ и зарубежом, был проведен сравнительный анализ 4 -х городов- миллионников по следующим показателям: основная информация, характеристика транспортной сети, муниципальное управление транспортной сетью города.
Характеристика транспортной сети рассматриваемых городов имеет много различий: это связано в первую очередь с климато- географическими показателями, исходя из которых правительства городов делают упор на те или иные показатели при формировании транспортной политики города.
Однако функции муниципальных органов власти в области транспортного обслуживания населения во многом совпали, это обуславливается тем, что правительства данных городов предпочитают придерживаться классической устоявшейся модели управления транспортной системой города.
• Разработана система сбалансированных показателей транспортных стратегий 4-х городов. Путем составления Системы сбалансированных показателей в данном разделе были выявлены проблемы при организации стратегического развития городов в различных областях транспортного обслуживания населения. Среди таких проблем:
- Финансовые цели при стратегическом планировании транспортного развития города либо не указаны ни в одной из стратегий, либо обозначены размыто и не увязаны напрямую с основными целями стратегии.
- Цели, которые напрямую связаны с выгодами для потребителя (население, государство, бизнес) сформированы не точно и указаны со стороны только одного из потребителей.
- Внутренние цели стратегии чаще всего никак не взаимосвязаны между собой внутри своего блока.
- Цели, связанные с обучением и развитием, носят очень формальный характер. Также, следует отметить, что стратегическим целям данного блока чаще всего уделяется меньшее внимание и это может привести к неэффективности реализации всей стратегии на практике.
Как выяснилось, все 4 карты ССП транспортных стратегий города далеки от идеала и содержат в себе много недочетов. Пониженное внимание к формированию четкости и взаимосвязанности целей транспортной стратегии города может на практике привести к неэффективности ее реализации. Важно понимать, что от формирования сбалансированной стратегии города зависит успех в достижении поставленных целей.
• В рамках практического исследования управления транспортной системой города было проведено исследование «Отношение жителей Казани к транспортной системе города», которое позволило на примере конкретного муниципального образования выявить скрытые внутренние проблемы организации транспортной системы города.
Всего было опрошено 120 респондентов, 60 из которых являются водителями личных автомобилей и 60 жителей, пользующихся общественным транспортом.
Выявленные в ходе исследования проблемы отражают специфику наиболее характерных проблем при организации транспортного обслуживания населения с которыми сталкиваются большинство городов по всему миру. Среди таких проблем: проблемы управления парковочным пространством города, неграмотность планирования и разработки схем метрополитена, устойчивый рост автомобилизации в крупных городах, недостаточное обеспечение безопасности участников ДД.
• В рамках исследования разработана Универсальная карта целей ССП транспортной стратегии города. Она содержит в себе наиболее общие цели, чаще всего встречающиеся в транспортных стратегиях крупных городов. Транспортные стратегии города могут быть направлены на строительство новых объектов инфраструктуры, на обновление подвижного состава и переход к более экологичным видам транспорта, на повышение безопасности дорожного движения и прочие цели, однако любая стратегия должна быть целостной и сбалансированной. В этом может помочь Универсальная карта целей ССП, которой можно пользоваться как примером при составлении транспортной стратегии города.
• В работе были выделены следующие проблемы управления транспортной системой города, характерные для всех крупных городов мира: проблемы управления парковочным пространством города, неграмотность планирования и разработки схем метрополитена, устойчивый рост автомобилизации в крупных городах, недостаточное обеспечение безопасности участников ДД.
Также в работе развернуто представлены методы борьбы с перечисленными проблемами, среди которых внедрение системы Car2Go, внедрение метротрама, строительство подземных и перехватывающих парковок, совершенствование системы платных парковок, расширение дорожного полотна, организация профилактических мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в городе.
Рекомендации в большинстве своем направлены на совершенствование управления транспортной системой отечественных городов - Казани и Новосибирска, так как Даллас и Кёльн в своем развитии ушли на шаг вперед. Однако в работе даны рекомендации, которые применимы ко всем 4-м городам и являются универсальными.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что управление транспортной системой города - задача сложная, содержащая в себе множество различных аспектов. Правительства крупных городов при осуществлении транспортной политики города должны быть открыты к сотрудничеству с другими городами, открыты к заимствованию опыта как отечественного, так и зарубежного.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг последних нововведений в транспортной области, участвовать в различных форумах, организовывать и посещать выставки, связанные с совершенствованием транспортной инфраструктуры и обновлением подвижного состава.
Повседневная жизнь крупного города очень динамична и растущие темпы автомобилизации обуславливают необходимость создания четкого механизма управления транспортной системой города, который сможет
быстро реагировать на любые внешние изменения и непредвиденные ситуации.
Использование рекомендаций, представленных в данном исследовании, а именно практические рекомендации по составлению транспортной стратегии города, а так же пути преодоления наиболее общих, характерных для многих крупных городов мира проблем, поможет решить наиболее общие для крупных отечественных и зарубежных городов транспортные проблемы, сложившиеся в условиях современности.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ №24-ФЗ от 7.03.2001.
3. Устав железнодорожного транспорта РФ №18-ФЗ от 10.01.2003.
4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта №259-ФЗ от 8.10.2007.
5. Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности».
6. Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ от 31.03.2010 №-403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте".
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 №-272 "Об
утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
9. Закон Республики Татарстан от 13.10.2006 №70-ЗРТ
«Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан».
10. Постановление руководителя Исполнительного Комитета г.
Казани от 15.11.2006 N 2357 "Об утверждении маршрутной сетипассажирского транспорта г. Казани".
11. Постановление руководителя Исполнительного Комитета г.
Казани от 16.11.2006 №2359 "Об организации открытого конкурса на правоосуществления пассажирских перевозок по городским (муниципальным)автобусным маршрутам г. Казани".
12. Решение Казанской Городской Думы от 11.06.2009 №10-41"ОПравилах пользования наземным городским пассажирским транспортомобщего пользования г. Казани".
13. Решение Казанской Городской Думы от 8 июня 2006 г. N 13-9 "ОПоложении о пассажирских перевозках, осуществимых автомобильным иназемным электрическим транспортом г.Казани".
Монографии, диссертации
14. Азаренкова З.В. Скоростные пригородно-городские сообщения. Москва: Стройиздат, 2003.
15. Барский А.Б.. Нейросетевые технологии на транспорте // Мир транспорта. 2011. № 2.
16. Большая энциклопедия транспорта, 2-ое изд., Том 4. Маршрут, 2011.
17. Бурак П.И.. Экономика крупного города. Москва: Экономика, 2009.
18. Виленский П.Л. Лившиц В.Н. Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие. Москва: Дело, 2002.
19. Вучик В. Транспорт в городах, удобных для жизни. Москва: Территория будущего, 2011.
20. Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В., Ширяев С. А.. Пассажирские автомобильные перевозки. Горячая Линия Телеком,
2004. Осипов С.И. Осипов С.С. Основы тяги поездов. Москва: УМК МПС России, 2000.
21. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика. Эксмо, 2010.
22. Елизарьев М.Ю.. Оценка качества транспортного обслуживания населения // Экономика железных дорог. 2012. № 5.
23. Елизарьев М.Ю. Комплексные инновационные проекты как интегральный механизм модернизации системы транспортного обслуживания // Транспортное дело России. 2011. № 10(95).
24. Зайцев Е.И.. Организация производства на
предприятиях автомобильного транспорта. Академия, 2008.
25. Локтев Е.П.. Закономерности формирования спроса на
пассажирские перевозки в пригородном сообщении: автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05. Ph.D. thesis: МИИТ. 1992.
26. Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф. дис. .к.э.н. СПб.,2000.
27. Марченко В. Эффективное планирование перевозок общественным транспортом // Автомобильный транспорт. 1997. №3.
28. Наклонов Д.Н. Инновационный подход к развитию социальной сферы. СПб., 2002.
29. Нещадин А., Горин Н. Феномен города: социально¬
экономический анализ. — М., 2001.
30. О реформировании городского пассажирского транспорта // Автомобильный транспорт. 2003. №3.
31. Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социального исследования / Под ред. А.С.Пашкова. Л., 1988.
32. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации М.: Наука, 1981. - 208 с.
33. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие. - М, 1999.
34. Павлова Е.Н. Экология транспорта/ Е.Н. Павлова, Ю.В. Буралев. - М.: Транспорт 1998. -232 с.
35. Патрушев В.Д. Жизнь горожанина (1965-1998). М., 2001.
36. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.
37. Полозов В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества: Монография. СПб.,
38. Правовые основы организации транспортного обслуживания городского населения. М.: Фонд "Ин-т экономики города", 2000.
39. Преловская А.В. Развитие рынка городских пассажирских
транспортных услуг в крупном городе. Иркутск, 2005.
40. Престон Дж. Взгляд из Великобритании: требования к
общественным услугам //Международный журнал общественного транспорта. 2001. -№1. -С.6-8.
41. Проблемы развития городской подземной транспортной инфраструктуры /Умнов В.А., Харченко А.В. М., 2004.
42. Пчелкина В.В. Социальная инфраструктура села в концепции обновления человеческих ресурсов: Монография. Чебоксары, 2005.
43. Радченко И.С. Организация функционирования пассажирского транспорта в инфраструктуре города. Хабаровск, 2005.
44. Реформирование городского пассажирского транспорта. М., 2002.
45. Сафронов Э.А., Учебное пособие: Транспортные системы
городов и регионов, 2007.-с.288.
46. Терёшина Н.П. Царёв P.M. Формирование финансово-экономического механизма взаимодействия участников перевозок в пригородном сообщении. М. : ВИНИТИ РАН, 1999.
47. Чеботаев А.А. Геотранспортные ресурсы России. Москва: Экономика, 2007.
48. Якимов М.Р. Диссертация: Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города, 2011.
Электронные ресурсы
49. Официальный портал мэрии города Казани. - Официальный сайт.
- режим доступа: http://old.kzn.ru/whatis, свободный. (дата
обращения: 11.02.16).
50. Официальный сайт МУП Метроэлектротранс. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.kazanmetro.ru/, свободный. (дата обращения: 13.02.16).
51. Официальный сайт МУП ОПП. - Официальный сайт. - режим доступа: http://oppkazan.ru/, свободный. (дата обращения:13.02.16).
52. Официальный сайт МУП АСУДД. - Официальный сайт. - режим доступа: http://asudd.ru/, свободный. (дата обращения:13.02.16).
53. Официальный сайт города Новосибирск. - Официальный сайт - режим доступа: http://novo-sibirsk.ru/, свободный. (дата обращения:20.03.16).
54. Портал Координационного Совета по организации дорожного движения - Пугачев И.Н. Проблема транспортных систем городов и возможные пути их решения, 2009 - режим доступа: http://www.ksodd.ru/, свободный. (дата обращения:16.02.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ