Введение 4
1. Теоретические основы налоговых льгот 7
1.1. Экономическая сущность налоговых льгот 7
1.2. Классификация налоговых льгот 16
1.3. Особенности применения налоговых льгот физическими лицами в России . . 22
2. Действующая практика применения налоговых льгот физическими лицами в
России 33
2.1. Анализ выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот
физическими лицами 33
2.2. Оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых физическим лицам 42
3. Совершенствование применения налоговых льгот физических лиц в России . . 55
3.1. Возможность применения зарубежного опыта налогового льготирования
физических лиц в России 55
3.2. Совершенствование льгот, применяемых физическими лицами в России 63
Заключение
История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Вместе с развитием общества, государства происходит изменение законодательства о налогах и сборах. При этом в ходе таких преобразований должны обеспечиваться гарантии участников налоговых правоотношений и определенная стабильность этих отношений.
Среди способов государственного регулирования экономики выделяют установление и изменение режимов налогообложения, системы налогов и сборов, видов налогов и сборов, объема прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, определение налоговых ставок, определение принципов и порядка предоставления налоговых льгот, установление системы и видов таких налоговых льгот. Система налогообложения рассматривается не только как источник пополнения бюджета государства, но и как важное средство перераспределения национального дохода, основной инструмент экономической и социальной политики государства.
В центре многих систем налогообложения, в том числе российской системы налогообложения, стоит обложение личных доходов и имущества граждан. Однако создание такой модели невозможно без научно-теоретического осмысления отдельных ее элементов, направленных как на установление налоговой обязанности, так и на снижение общей налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.
Одним из основных правовых инструментов, направленных на снижение налогового бремени и обусловливающих соблюдение принципа равенства, равно-мерного налогообложения, выступают налоговые льготы. Налоговые льготы позволяют более полно учесть имущественное положение лица при возложении на него налоговой обязанности. Посредством налоговых льгот реализуется право налогоплательщика на оптимальное исполнение налоговой обязанности; право
уменьшить размер налогового обязательства на законных основаниях. Вместе с тем при установлении определения «налоговой льготы» в исследованиях ученых и практиков нет единого мнения. К тому же практическое применение налоговых льгот в том числе физическими лицами осложнено рядом обстоятельств, в первую очередь правового и экономического характера.
Процесс реформирования налогообложения доходов и имущества физических лиц не завершен. В настоящее время имеет место тенденция переориентации налога от фискальной к социальной составляющей. Правовой механизм обложения доходов и имущества физических лиц постепенно совершенствуется, в том числе посредством налоговых льгот. Целью такого реформирования является создание максимально гибкого механизма обложения, способного реагировать на изменения финансовой экономической ситуации как на международном, так и на внутригосударственном уровне, обеспечивая максимальную защиту интересов государства и налогоплательщиков. В связи с этим проблема применения налоговых льгот физическими лицами является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
В ряде научных работ, таких ученых, как М.В.Титовой, А.В.Малько, С.Г.Пепеляева, С.В.Барулина, рассматривается общая категория — «налоговая льгота». Теоретические основы, принципы налогообложения были разработаны классиком политической экономии A. Смитом. Определенный вклад в обоснование взимания налогов с физических лиц внесли: Ж.Б. Сей, Д.С. Миль, Ф. Эджоут, К. Маркс, А. Вагнер, Э. Энгель.
Общетеоретической основой исследования являются положения и выводы отечественных ученых и специалистов таких как, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.И. Балабина, С.В. Барулина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, М.Ю. Березина, В.Р. Берника, О.В. Бойкова, М.И. Брагинского, A.В.Брызгалина, Д.Д. Бутакова, Д.В. Виницкого, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, А.Н. Головкина, М.Р. Дзагоевой, А.О. Дикова, О.В. Запольского, И.В. Караваевой, М.В. Карасевой, В.Г. Князева, М.В. Лушниковой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, С.Д. Шаталова, Н.А. Шевелевой, Т.Н. Юткиной и др.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по поводу установления и применения налоговых льгот при налогообложении доходов и имущества физических лиц.
Предмет исследования составляют нормы законодательства о налогах и сборах, регламентирующие порядок применения налоговых льгот при налогообложении доходов и имущества физических лиц, а также практика применения указанных норм.
Целью исследования является анализ налоговых льгот по налогам с физических лиц и их эффективности, а также выявление проблем и перспектив развития применения налоговых льгот физическими лицами в России.
Для реализации поставленной цели при исследовании были определены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность налоговых льгот;
- изучить классификацию налоговых льгот;
- рассмотреть особенности применения налоговых льгот физическими лицами в России;
- проанализировать выпадающие доходы в связи с применением налоговых льгот физическими лицами;
- провести анализ эффективности налоговых льгот физических лиц.
Основными источниками написания выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовые акты представительных органов муниципальных образований, научные труды ученых, а также статистическая информация из официальных источников.
Анализ, проведенный в дипломном исследовании, позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы.
Сущность налоговых льгот рассматривается с позиции двух подходов - содержательного и формального. Прямое указание закона на наличие в том или ином положении налоговой льготы является формальным подходом.
При содержательном подходе сущность налоговой льготы раскрывается наиболее полно. Содержательный подход изначально основывается на понятии налоговой льготы и ее четком разграничении по видам, определенности условий их применения, закреплении категорий субъектов, правомочных использовать налоговые льготы.
Впервые упоминание о категории «налоговая льгота» встречается в законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
Налоговая льгота представляет собой исключение из обычного порядка исчисления и уплаты налога и может выражаться в возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Классифицировать налоговые льготы можно, используя различные основания - по субъекту, условиям получения налоговых льгот, цели предоставления, уровню налоговой системы, методам льготирования, механизму применения, преимуществам.
Практически все зарубежные экономисты склоняются к мнению о том, что налоговые льготы противоречат сущности налогов и их функциям.
Рассмотренный зарубежный опыт подоходного налогообложения физических лиц демонстрирует стремление стран к социальной справедливости налогообложения доходов физических лиц, выражающееся в применении многочисленных налоговых инструментов: использование семейного принципа налогообложения, предоставление различных преференций, значительного количества вычетов, применение механизма индексации льгот, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Явно выражена в законодательстве рассмотренных государств и тенденция предоставления налоговых вычетов по расходам на благотворительность для физических лиц. Стоит отметить, что в отдельных случаях такие вычеты предусмотрены не только по налогу на доходы физических лиц, но и по налогу на роскошь (Франция).
Анализ налогов физических лиц в РФ за период 2013-2015 гг. показал, что наиболее высокой долей непоступивших налогов в общей сумме налога в бюджете является доля по налогу на имущество физических лиц. Эта доля составляет более 33%. Наименьшая доля наблюдается по земельному налогу с физических лиц (более 4%).
Анализ налоговых льгот по НДФЛ был проведен на примере вычетов. Всего в 2015 году в РФ предоставлено налоговых вычетов на сумму 471024,87 млн.руб.
Доля льготных налогоплательщиков по транспортному налогу превышает 20,2%. По данным налогоплательщикам предоставлено льгот на сумму 11 014 286 тыс. руб. За период 2013-2015 гг. сумма льгот по транспортному налогу увеличилась более чем 10 раз.
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты земельного налога), составила по состоянию на 2015 год 3 100 572 тыс.руб., за анализируемый период сумма увеличилась на 1021373 тыс. руб. Доля льготных налогоплательщиком составляет около 10%, за период 2013-2015 гг. их доля сократилась на 1,3%.
Доля льготных налогоплательщиков в 2015 году по налогу на имущество физических лиц составляет 32%, что на 3,4% ниже, чем 2013 г. Сумма налоговых льгот составила 21633 млн.руб., что на 217 млн.руб. ниже, чем в 2013 году. В период 2014-2015 гг. наблюдался рост льготных налогоплательщиков на 1,5% и рост суммы непоступивших в бюджет налогов на 3 млрд.руб. В 2015 году сумма налога, не поступившая в бюджет, достигла значений 2013 года.
Типовой методики оценки предоставления налоговых льгот не существует. Каждый муниципалитет разрабатывает свои показатели и критерии отбора льгот для применения. Как правило, оцениваются показатели бюджетной и социальной эффективности, первый - количественно, второй - качественно. Оценку эффективности, чаще всего, подменяют оценкой годового эффекта как некого валового показателя, например, прироста налоговой базы в результате применения льготы.
Например, потребность в льготах может быть выражена через показатели доли населения, денежные доходы которого не превышают определенного в стране минимума доходов (оплаты труда) в общей численности населения. Значение этих показателей составило 15,4 млн чел. (или 10,7 %) в 2013 г. и 15,5 млн чел. (или 10,8 %) в 2014 г.
Приведенные цифры косвенно характеризуют возрастающую потребность в социальных льготах, так как численность населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, увеличивается. При этом разница между ними косвенно свидетельствует и о нерезультативности применяемых мер поддержки.
Критерием эффективности может выступать степень влияния этих льгот на бюджетные доходы и дефицит бюджета.
Рассчитанные в работе показатели свидетельствуют о возрастании фискального значения льгот по налогу на имущество физических лиц для государства, при этом социальное значение данных льгот снижается, что косвенно подтверждает выводы о неэффективности указанных налоговых льгот. В случае же признания налоговых льгот результативными, представляется целесообразным при разработке методики оценки льгот определить некие предельные значения этих показателей, превышение которых будет основанием для признания таких социальных налоговых льгот неэффективными.
Набор льгот и преференций в налоговом законодательстве каждой страны уникален. Но, как правило, большинство из них ориентированы на определенные социальные сферы. Например, в США, Германии и во Франции действует прогрессивная шкала налогообложения, в то время как в Российской Федерации существует плоская шкала налогообложения с постоянной ставкой 13%.
Подводя итог, можно отметить, что НДФЛ занимает значительное место в бюджетах многих стран, формируя от 30 до 50% доходов бюджетов. Сегодня его платит подавляющее большинство населения разных стран мира, что существенно влияет на взаимоотношения между государством и населением. В настоящее время бюджетными услугами пользуется большинство населения, что влечет за собой осознанную необходимость граждан уплачивать подоходный налог.
Используя опыт развития и формирования немецких принципов налогообложения по отношению к российскому налогообложению с учетом существующих национальных особенностей, позволило бы усовершенствовать налог на доход с физических лиц в России.
При определении налога на заработную плату применяются такие категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты. Налоговые таблицы учитываются классы, а также наличие детей в семье, их количество, на чьем содержании они находится, совместно или раздельно ведется в семье хозяйство. Таблицы учитывают также налоговые льготы.
Удержание налога из заработной платы происходит на основе налоговой карты. Карта заполняется в общие по месту жительства. В ней удостоверяется налоговый класс, количество детей, вероисповедание работающего. Там же отмечается инвалидность, достижение 64-летнего возраста и т.д.
В качестве рекомендаций по налогообложению физических лиц нами предложены пересмотр налоговых вычетов исходя из изменения уровня цен, потребительской корзины, прожиточного минимума, разработана прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. С целью совершенствования оценки эффективности налоговых льгот необходимо пересмотреть подходы к оценке эффективности, а также создать законодательную базу для оценки экономической, социальной, фискальной, бюджетной эффективности налоговых льгот.