Игровые технологии на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Сделаны только введение, вторая глава и заключение.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
Введение 3
Глава 2 Экспериментальное обоснование методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 6
2.1 Общая характеристика экспериментального исследования 6
2.2 Разработка методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 15
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 44
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Сделаны только введение, вторая глава и заключение.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
Введение 3
Глава 2 Экспериментальное обоснование методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 6
2.1 Общая характеристика экспериментального исследования 6
2.2 Разработка методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 15
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 44
Актуальность исследования. Новые требования, заложенные в федеральном образовательном стандарте основного общего образования, предполагают реализацию в процессе обучения системно-деятельностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Физика – наука экспериментальная, для её полноценного изучения необходимо проводить опыты и эксперименты. Но заинтересовать учащихся к изучению этого предмета, с каждым годом становиться все сложнее. Учителям приходится искать новые пути и способы подачи учебного материала. С развитием общества и научно-технического процесса соответственно происходят изменения и в образовании. Это позволяет понять значимость игровых технологий не только в умственном развитии современного ребенка, но и в развитии личных, творческих качеств учащихся, которые являются частью современного общества. Использование игровых технологий с использованием ИКТ позволяет сформировать активную познавательную позицию учеников, что соответствует самым актуальным образовательным потребностям и запросам современного учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых форм с использованием ИКТ на уроках физики как средство развития интереса учащихся. Однако игровым формам как средству развитию интереса школьников к урокам физики не уделено должного внимания в современной научной литературе.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся к урокам физики посредством применения игровых форм обучения с использованием ИКТ.
Степень разработанности проблемы. Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как Т.М. Воителевой, А.Г. Волостникова, А. Градова, Д. В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, М.М. Захарова, Э.А. Киреевой, Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах Л.Н. Вавиловой, В.А. Карсонова, И.В. Кулагиной, М.Д. Матвеевой, Д.А. Маловичко, Т.С. Паниной и др. обосновано применение игровых форм на уроках физики.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Предмет исследования – условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Цель исследования – изучить условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 8-м классе игровые формы обучения с использованием ИКТ, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к физики.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
2. Подобрать и апробировать систему игровых форм работы с использованием ИКТ по развитию интереса у учащихся 8-х классов к урокам физики.
3. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность применения игровых форм обучения с использованием ИКТ в развитии интереса у учащихся 8-го класса к урокам физики.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 8-х классов к урокам физики средствами игровых форм обучения с использованием ИКТ.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись уровни развития познавательного интереса у учащихся основной школы применительно к урокам физики. По результатам исследования разрабатывались прикладные рекомендации. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Физика – наука экспериментальная, для её полноценного изучения необходимо проводить опыты и эксперименты. Но заинтересовать учащихся к изучению этого предмета, с каждым годом становиться все сложнее. Учителям приходится искать новые пути и способы подачи учебного материала. С развитием общества и научно-технического процесса соответственно происходят изменения и в образовании. Это позволяет понять значимость игровых технологий не только в умственном развитии современного ребенка, но и в развитии личных, творческих качеств учащихся, которые являются частью современного общества. Использование игровых технологий с использованием ИКТ позволяет сформировать активную познавательную позицию учеников, что соответствует самым актуальным образовательным потребностям и запросам современного учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых форм с использованием ИКТ на уроках физики как средство развития интереса учащихся. Однако игровым формам как средству развитию интереса школьников к урокам физики не уделено должного внимания в современной научной литературе.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся к урокам физики посредством применения игровых форм обучения с использованием ИКТ.
Степень разработанности проблемы. Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как Т.М. Воителевой, А.Г. Волостникова, А. Градова, Д. В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, М.М. Захарова, Э.А. Киреевой, Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах Л.Н. Вавиловой, В.А. Карсонова, И.В. Кулагиной, М.Д. Матвеевой, Д.А. Маловичко, Т.С. Паниной и др. обосновано применение игровых форм на уроках физики.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Предмет исследования – условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Цель исследования – изучить условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 8-м классе игровые формы обучения с использованием ИКТ, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к физики.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
2. Подобрать и апробировать систему игровых форм работы с использованием ИКТ по развитию интереса у учащихся 8-х классов к урокам физики.
3. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность применения игровых форм обучения с использованием ИКТ в развитии интереса у учащихся 8-го класса к урокам физики.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 8-х классов к урокам физики средствами игровых форм обучения с использованием ИКТ.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись уровни развития познавательного интереса у учащихся основной школы применительно к урокам физики. По результатам исследования разрабатывались прикладные рекомендации. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
На основе изучения научных трудов отечественных ученых, методистов и педагогов-практиков был сформулирован вывод о том, что игровые технологии – метод обучения, организуемого в форме учебной игры, способствующей активному обучению и отличающейся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности. Применение игровых технологий на уроке создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации учащихся к изучению трудных тем. Наиболее широко применяется педагогами дидактическая игра, которая содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме.
Методическая ценность игровых форм и игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Уроки физики, проводимые в игровой форме или с элементами игры с использованием ИКТ, дают учителю возможность вовлечь в работу одновременно всех учеников и установить добрые, доверительные отношения с классом. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка интересной и эффективной.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было разработано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволил установить, что у учащихся 8-го класса в основном на среднем и низком уровнях развит интерес к изучению физики. В связи с тем, что уровень развития интересов учащихся недостаточный, было принято решение подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интереса у восьмиклассников к урокам физики. В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами были подобраны и апробированы игры и игровые технологии с использованием ИКТ в работе с учащимися 8-го класса на уроках физики и во внеклассной работе.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования свидетельствует о том, что у учащихся 8-го класса прослеживается положительная динамика в развитии познавательного интереса, учебного интереса и учебной мотивации к изучению физики. Наблюдения показали, что применение игровых технологий с использованием ИКТ на уроках физики позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с учебной информации; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Разработанные и апробированные в практике преподавания физики в 8-м классе обучающие игры с использованием ИКТ способствовали развитию интереса к урокам физики. Общий вывод заключается в том, что внедрение подобных игр способствует повышению интереса обучающихся к познавательной деятельности на уроках физики. Они помогают концентрировать внимание на учебных целях и задачах, развить познавательные способности. Таким образом, для повышения мотивации учащихся изучения физики необходимо вводить в образовательный процесс компьютерные игры. Они разнообразят и расширят знания учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Методическая ценность игровых форм и игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Уроки физики, проводимые в игровой форме или с элементами игры с использованием ИКТ, дают учителю возможность вовлечь в работу одновременно всех учеников и установить добрые, доверительные отношения с классом. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка интересной и эффективной.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было разработано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволил установить, что у учащихся 8-го класса в основном на среднем и низком уровнях развит интерес к изучению физики. В связи с тем, что уровень развития интересов учащихся недостаточный, было принято решение подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интереса у восьмиклассников к урокам физики. В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами были подобраны и апробированы игры и игровые технологии с использованием ИКТ в работе с учащимися 8-го класса на уроках физики и во внеклассной работе.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования свидетельствует о том, что у учащихся 8-го класса прослеживается положительная динамика в развитии познавательного интереса, учебного интереса и учебной мотивации к изучению физики. Наблюдения показали, что применение игровых технологий с использованием ИКТ на уроках физики позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с учебной информации; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Разработанные и апробированные в практике преподавания физики в 8-м классе обучающие игры с использованием ИКТ способствовали развитию интереса к урокам физики. Общий вывод заключается в том, что внедрение подобных игр способствует повышению интереса обучающихся к познавательной деятельности на уроках физики. Они помогают концентрировать внимание на учебных целях и задачах, развить познавательные способности. Таким образом, для повышения мотивации учащихся изучения физики необходимо вводить в образовательный процесс компьютерные игры. Они разнообразят и расширят знания учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Активные методы в обучении математике (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024



