ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 7
1.1 Современное состояние изученности проблемы формирования лексико-грамматического строя детей младшего школьного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 14
Выводы по главе I 23
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 25
2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 28
Выводы по главе II 37
Глава III. Использование средств ИКТ по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 39
3.1 Методика коррекции недоразвития лексико-грамматического строя
речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с использованием информационно-компьютерных технологий 39
3.2 Апробирование коррекционно-развивающей программы 55
Выводы по главе III 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Глава I. Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 7
1.1 Современное состояние изученности проблемы формирования лексико-грамматического строя детей младшего школьного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 14
Выводы по главе I 23
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 25
2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 28
Выводы по главе II 37
Глава III. Использование средств ИКТ по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 39
3.1 Методика коррекции недоразвития лексико-грамматического строя
речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с использованием информационно-компьютерных технологий 39
3.2 Апробирование коррекционно-развивающей программы 55
Выводы по главе III 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Проблема развития речи у детей с нарушением слуха является актуальным вопросом исследования в современном обществе.
Формирование лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей с нарушением слуха.
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (интенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз.
Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.
На сегодняшний день актуальным стало использовать в работе педагогов информационно-компьютерные технологии. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Все изложенное выше, позволяет выделить проблему: каковы формы и методы формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами ИКТ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: формирование лексико-грамматического строя у детей с нарушением слуха с использованием информационно - компьютерных технологий.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной при использовании информационно-компьютерных технологий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
2. Изучить уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
3. Разработать комплекс игр с использованием информационно-компьютерных технологий, способствующих преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
Методологическая основа: исследование опиралось на концепцию Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания... Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
В работе были использованы такие методы исследования, как:
- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы статистического анализа.
- наблюдение, тестовая методика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа рекомендована в использование сурдопедагогам, учителям- логопедам, педагогам школ, родителям для работы с детьми с нарушением слуха по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-компьютерных технологий.
Апробация: peзультaты иccлeдовaния были пpeдcтaвлeны на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка ис-пользованной литературы и приложений, общий объем работы составляет 70 страниц.
Формирование лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей с нарушением слуха.
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (интенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз.
Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.
На сегодняшний день актуальным стало использовать в работе педагогов информационно-компьютерные технологии. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Все изложенное выше, позволяет выделить проблему: каковы формы и методы формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами ИКТ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: формирование лексико-грамматического строя у детей с нарушением слуха с использованием информационно - компьютерных технологий.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной при использовании информационно-компьютерных технологий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
2. Изучить уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
3. Разработать комплекс игр с использованием информационно-компьютерных технологий, способствующих преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
Методологическая основа: исследование опиралось на концепцию Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания... Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
В работе были использованы такие методы исследования, как:
- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы статистического анализа.
- наблюдение, тестовая методика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа рекомендована в использование сурдопедагогам, учителям- логопедам, педагогам школ, родителям для работы с детьми с нарушением слуха по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-компьютерных технологий.
Апробация: peзультaты иccлeдовaния были пpeдcтaвлeны на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка ис-пользованной литературы и приложений, общий объем работы составляет 70 страниц.
Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.
В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, а так же нарушения слуха, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.
При определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с применением информационно-компьютерных технологий способствовала улучшению таких характеристик как лексический и грамматический строй речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной, при использование информационно-компьютерных технологий, подтвердилась. Мы доказали, что информационно-компьютерные технологии будут эффективны, при формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Использование компьютерных технологий становятся хорошим помощником учителю наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха значительна. Поскольку дети данной категории имеют значительно низкий уровень формирования лексико-грамматического строя речи. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха дело важное и необходимое.
В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, а так же нарушения слуха, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.
При определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с применением информационно-компьютерных технологий способствовала улучшению таких характеристик как лексический и грамматический строй речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной, при использование информационно-компьютерных технологий, подтвердилась. Мы доказали, что информационно-компьютерные технологии будут эффективны, при формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Использование компьютерных технологий становятся хорошим помощником учителю наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха значительна. Поскольку дети данной категории имеют значительно низкий уровень формирования лексико-грамматического строя речи. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха дело важное и необходимое.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020



