ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 7
1.1 Современное состояние изученности проблемы формирования лексико-грамматического строя детей младшего школьного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 14
Выводы по главе I 23
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 25
2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 28
Выводы по главе II 37
Глава III. Использование средств ИКТ по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 39
3.1 Методика коррекции недоразвития лексико-грамматического строя
речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с использованием информационно-компьютерных технологий 39
3.2 Апробирование коррекционно-развивающей программы 55
Выводы по главе III 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Проблема развития речи у детей с нарушением слуха является актуальным вопросом исследования в современном обществе.
Формирование лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей с нарушением слуха.
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков (интенсивности, частоты, длительности), обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз.
Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.
На сегодняшний день актуальным стало использовать в работе педагогов информационно-компьютерные технологии. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Все изложенное выше, позволяет выделить проблему: каковы формы и методы формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха средствами ИКТ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования информационно-компьютерных технологий при формировании лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс формирования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: формирование лексико-грамматического строя у детей с нарушением слуха с использованием информационно - компьютерных технологий.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной при использовании информационно-компьютерных технологий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
2. Изучить уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
3. Разработать комплекс игр с использованием информационно-компьютерных технологий, способствующих преодолению недоразвития лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
Методологическая основа: исследование опиралось на концепцию Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания... Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
В работе были использованы такие методы исследования, как:
- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы статистического анализа.
- наблюдение, тестовая методика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа рекомендована в использование сурдопедагогам, учителям- логопедам, педагогам школ, родителям для работы с детьми с нарушением слуха по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-компьютерных технологий.
Апробация: peзультaты иccлeдовaния были пpeдcтaвлeны на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка ис-пользованной литературы и приложений, общий объем работы составляет 70 страниц.
Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.
В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, а так же нарушения слуха, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.
При определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с применением информационно-компьютерных технологий способствовала улучшению таких характеристик как лексический и грамматический строй речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха будет эффективной, при использование информационно-компьютерных технологий, подтвердилась. Мы доказали, что информационно-компьютерные технологии будут эффективны, при формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Использование компьютерных технологий становятся хорошим помощником учителю наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха значительна. Поскольку дети данной категории имеют значительно низкий уровень формирования лексико-грамматического строя речи. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха дело важное и необходимое.
1. Багрова, Богданова, Большакова: Сурдопедагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений Изд.:Владос, 2014 г. Серия: Коррекционная педагогика- с. - 655.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. - 203.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004. с. - 304.
4. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей. - М.: 2003. с. - 248.
5. Боскис P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора/ Р.М Боскис // Известия АПН РСФСР. -1953.-№ 48. - с. - 152.
6. Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) / Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. - М.: Педагогика, 1981. с. - 236..
7. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся младших клас¬сов/ Л.М. Быкова. - М.: Педагогика,1989. с. - 144.
8. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие/ Т.Н. Пенин, З.А. Пономарева.- СПб.: КАРО, 2006. с. - 496.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. с. - 704.
10. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К.
А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. -M.: Владос, 2008.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. - М.: Лабиринт, 2008. с. - 352.
12. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М., 1953. - 281с. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.М.,2002. с. - 250.
13. Гольдберг А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (2-4 классы). - М.: Просвещение, 2006. С. - 180.
14. Зикеев А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся/ А.Г. Зикеев // Дефектология. - 1975. - № 3. с. - 139..
15. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика,2006.с. - 256.
16. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1997. с. - 285..
17. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения/ Т.С. Зыкова // Дефектология. - 1988. - с. - 244.
18. Колтуненко И.В. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса (методическое письмо) / И.В. Колтуненко - М.: Просвещение, 2001. с. - 183.
19. Коровин К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся / под ред. Р.М. Боскис. - М.: 2005. с. - 197.
20. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. - СПб., 2005. - 288с..
21. Никитина М. И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб.,
2007. с. - 191.
22. Нудельман, М.М. Практикум по сурдопсихологии Текст. / М.М. Нудельман. М.: Прометей, 2000. — с. - 214..
23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 2006. с. - 165.
24. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Акаде- мия»,2005. — с. - 480.
25. Синяк, В. А.Особенности психического развития глухого ребенка/ В. А. Синяк, М.М. Нудельман.- М.: Вита Пресс, 1995.- с. - 200.
26. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн.
ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. с. - 216.
27. Специальная психология. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. с. - 428.
28. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. (Коррекционная педагогика). с. -655.
29. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М.: Просвещение, 2001 с. - 290.
30. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: АРКТИ, 2003. с. - 223.