Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, универсальных учебных действий 8
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода на уроках биологии в
рамках реализации ФГОС 8
1.2. Планируемые образовательные результаты (универсальные учебные действия) 16
1.3. Сравнение деятельности учителя на традиционном уроке и уроке на
основе системно-деятельностного подхода 35
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Мониторинг результатов и их анализ 40
2.2 Статистический анализ экспериментальных данных 70
Выводы по 2 главе 90
Заключение 92
Список используемых источников 94
Приложения
XXI век - это время стремительного развития технологий. В последнее десятилетие темпы развития науки и общества резко ускорились. Безусловно, изменения затронули все сферы человеческой жизни и, в первую очередь, школу. Отсюда совершенно закономерно возникает потребность в обновлении методики преподавания, так как учителям приходится готовить учеников к такой жизни, о которой они сами могут лишь догадываться. Значит сегодня перед школой не стоит задача дать как можно больший объем знаний, необходимо научить ребенка учиться, адаптироваться к любым изменениям жизни, расти конкурентоспособным в постоянно меняющемся социуме, стремиться к непрерывному саморазвитию. Иначе говоря, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал основного общего образования [29].
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:
1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира.
2. Выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения.
3. Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс.
4. В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. На основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы [35].
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
2. Реализация установок здорового образа жизни.
3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам [15].
Главной задачей педагога на каждом уроке биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД), которое достигается использованием системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения [20].
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в поиске путей адаптации учащихся к реалиям жизни. Ведь ни один, даже самый новаторский подход, не будет востребован, если он не применим на практике на должном уровне. Сегодня из школы должен выпускаться абсолютно подготовленный к жизни, коммуникабельный, компетентный человек.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития [16]. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель исследования: выявление характерных особенностей системно-деятельностного подхода к обучению биологии и способов формирования универсальных учебных действий у обучающихся 7-х классов в условиях реализации требований ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: способы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-х классов по биологии на основе системно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход на уроках биологии - активатор и фактор развития мыслительной деятельности школьников.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по системно-деятельному подходу в формировании универсальных учебных действий.
2. Определить современное состояние системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в практике работы школы по биологии.
3. Показать необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
4. Изучить различные методы по формированию УУД у учащихся в условии реализации ФГОС.
5. Интеграция элементов системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
6. Сравнить продуктивность деятельности учителя биологии на традиционном уроке и уроке по ФГОС на основе системно-деятельностного подхода.
7. Доказать преимущество урока по ФГОС с применением системно-деятельностного подхода перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка полученной информации.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности
а) Постановочный (01.09.15 - 01.03.16) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования, постановка гипотезы.
б) Собственно-исследовательский (02.03.16 - 25.12.16) - разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
в) Интерпретационно-оформительский (26.12.16 - 20.04.2017) -
проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в попытке обобщить теоретический материал о методах, приемах, правилах и способах внедрения системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке технологии системно-деятельностного подхода обучения биологии в седьмых классах, позволяющих формировать активную личность; в разработке внедрения в практикуработы школы методических рекомендаций по проведению уроков биологии в 7 классе с усилением компонента системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Свияжская СОШ» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» через проведение уроков, участие в методическом объединении учителей школы.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно-познавательной деятельности в системно-деятельностном подходе, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности и творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена технология проведения урока с применением универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода, а также необходимость учета возрастных психологических особенностей старших подростков в организации личностно-ориентированного обучения. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии системно-деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания биологии. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.
К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» [34]. Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить, ради чего учить, как учить?
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сферы ребёнка.
В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход, который предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В нашем исследовании мы показали необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии; изучили различные методы по формированию УУД на основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии у учащихся в условии реализации ФГОС; провели беседу с учителями биологии об использовании технологии системно-деятельностного подхода в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации учащихся, отношение учащихся к предмету биология, направленность на приобретение знаний, направленность на отметку по традиционной системе и с применением системно-деятельностного подхода.
Проведя тестирование и проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.
1. Асмолова, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2011. - 156 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский. - М: Просвещение, 2011. - 208 с.
3. Багоцкий, С. В. Вопросы и задачи по биологии/ С. В. Багоцкий. - М.: МИОО, 2005. - 129 с. - ISBN: 5-94898-082-0.
4. Богданова, Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы / Т.Л.Богданова. - М: Высшая школа, 2011. - 350с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский. - М.: АСТ Пресс, 2012. - 298 с.
6. Брунер, Дж. Процесс обучения: пер. с англ. О. К. Тихомировой/ Дж. Брунер. - М.: ИЗДАТЕЛЬСВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР, 1962. - 82 с. Перевод изд. THE PROCESS OF EDUCATION./ Jerome
S. Bruner. - HARVARD UNIVERSITU PRESS CAMBRIDGE, 1960.
7. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии /
Н.М.Верзилин,В.М. Корсунская- М: Просвещение, 2012. - 382 с.
8. Волков, И. В. Основы статистической обработки данных. Учебное пособие/ И. В. Волков, Ю. П. Булавин. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет, 2003. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
10. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание,1989. - 79с.
11. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Просвещение, 2011. - 29 с. (серия «Стандарты второго поколения»)- ISBN: 978-5-09-022138-2.
13. Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ С. В. Дмитриев // Школ.технологии. - 2003. - № 6. - С. 30-37.
14. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая //Психологическая наука и образование, 2002. - №2. - С. 42-45.
15. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. Н. М. Никольского/ Дж Дьюи. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с. - ISBN: 978-5-89441-011-1.
16. Дьюи, Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи // Народное образование. - 2000. - № 8. - с. 244-269.- ISBN: 978-5-8403-1539-2.
17. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса /Н. А. Зверева // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. - М.: Буки-веди, 2016. - С. 35-37.
18. Каменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989 г. - 416 с.
19. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
20. Кондаков, A.M. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / A.M. Кондаков, А. А. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
21. Константинов, Н.А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 447с.
22. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - С.13-27.
23. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н.Кулюткин // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 41-44.
24. Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2012. - 302 с.
25. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе /Мельникова Е.Л. // Образовательная система «Школа 2100». - М., Баласс, 2009. - С. 164-283.
26. Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие / И.Г.Песталоцци,
Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж. Ж. Руссо. - М.: Сфера, 2012. - 496 с.
27. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарева. - М: Академия, 2013. - 266с.
28. Пономарева, И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 5-е изд., испр. - М.: Вентана- Граф, 2013. - 240 с.: ил. ISBN 978-5-360-04103-0.
29. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312,от 20 августа 2008 г. № 241,от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012 г. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
30. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования / Г.К.Селевко. - М: Флинта, 2015. - 288 с.
31. Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». - Москва, 2014. - 36с.
32. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004 - 5с.
33. Уман, А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. - М.: Орел, - 1997 - 208с.
34. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т./ К. Д. Ушинский: под.ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. - М.: Педагогика, 1974. - Т.2. - 440 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
36. Хоменко, Т. В. Методика преподавания биологии/ Т. В. Хоменко. - Кишинев: СБРИЗМ, 2004. - 80 с. - ISBN: 9975-70-487-5.
37. Храпченкова, И.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И.В. Храпченкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 101 с.
38. Шаталов, В. Ф. Организационные основы экспериментальных
исследований / В. Ф. Шаталов. - М.: Знание,1989. - 48с.
39. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. - М.: Модек, 2013. - 416 с.
40. Ярцева, С.В. Реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии /С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - № 6. - С. 23¬27.
Электронные ресурсы:
41. StudFiles Методика «Направленность на приобретение
знаний»[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //www.studfiles. ru/preview/3126753/page: 3 8/- дата доступа: 05.03.2016.
42. Википедия - свободная энциклопедия Лихтенберг, Георг Кристоф
[Электронный ресурс]. - режим
доступа:Ь[1р8://ги.Мк1реб1а.ог2/^1к1/Лихтенберг,=Георг=Кристоф- дата
доступа: 10.09.2015.
43. ВикиЧтение Методика «Направленность отметку» [Электронный ресурс]. - режим доступа:https://psy.wikireading.ru/65062-дата доступа: 05.03.2016.
44. Издательский дом Первое сентября Методика анализа отношения
школьников к учению [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?id=200002306- дата доступа:
04.03.2016.