ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, универсальных учебных действий 8
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода на уроках биологии в
рамках реализации ФГОС 8
1.2. Планируемые образовательные результаты (универсальные учебные действия) 16
1.3. Сравнение деятельности учителя на традиционном уроке и уроке на
основе системно-деятельностного подхода 35
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Мониторинг результатов и их анализ 40
2.2 Статистический анализ экспериментальных данных 70
Выводы по 2 главе 90
Заключение 92
Список используемых источников 94
Приложения
Глава 1.Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, универсальных учебных действий 8
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода на уроках биологии в
рамках реализации ФГОС 8
1.2. Планируемые образовательные результаты (универсальные учебные действия) 16
1.3. Сравнение деятельности учителя на традиционном уроке и уроке на
основе системно-деятельностного подхода 35
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии 40
2.1 Экспериментальная работа по использованию системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Мониторинг результатов и их анализ 40
2.2 Статистический анализ экспериментальных данных 70
Выводы по 2 главе 90
Заключение 92
Список используемых источников 94
Приложения
XXI век - это время стремительного развития технологий. В последнее десятилетие темпы развития науки и общества резко ускорились. Безусловно, изменения затронули все сферы человеческой жизни и, в первую очередь, школу. Отсюда совершенно закономерно возникает потребность в обновлении методики преподавания, так как учителям приходится готовить учеников к такой жизни, о которой они сами могут лишь догадываться. Значит сегодня перед школой не стоит задача дать как можно больший объем знаний, необходимо научить ребенка учиться, адаптироваться к любым изменениям жизни, расти конкурентоспособным в постоянно меняющемся социуме, стремиться к непрерывному саморазвитию. Иначе говоря, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал основного общего образования [29].
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:
1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира.
2. Выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения.
3. Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс.
4. В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. На основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы [35].
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
2. Реализация установок здорового образа жизни.
3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам [15].
Главной задачей педагога на каждом уроке биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД), которое достигается использованием системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения [20].
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в поиске путей адаптации учащихся к реалиям жизни. Ведь ни один, даже самый новаторский подход, не будет востребован, если он не применим на практике на должном уровне. Сегодня из школы должен выпускаться абсолютно подготовленный к жизни, коммуникабельный, компетентный человек.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития [16]. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель исследования: выявление характерных особенностей системно-деятельностного подхода к обучению биологии и способов формирования универсальных учебных действий у обучающихся 7-х классов в условиях реализации требований ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: способы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-х классов по биологии на основе системно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход на уроках биологии - активатор и фактор развития мыслительной деятельности школьников.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по системно-деятельному подходу в формировании универсальных учебных действий.
2. Определить современное состояние системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в практике работы школы по биологии.
3. Показать необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
4. Изучить различные методы по формированию УУД у учащихся в условии реализации ФГОС.
5. Интеграция элементов системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
6. Сравнить продуктивность деятельности учителя биологии на традиционном уроке и уроке по ФГОС на основе системно-деятельностного подхода.
7. Доказать преимущество урока по ФГОС с применением системно-деятельностного подхода перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка полученной информации.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности
а) Постановочный (01.09.15 - 01.03.16) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования, постановка гипотезы.
б) Собственно-исследовательский (02.03.16 - 25.12.16) - разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
в) Интерпретационно-оформительский (26.12.16 - 20.04.2017) -
проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в попытке обобщить теоретический материал о методах, приемах, правилах и способах внедрения системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке технологии системно-деятельностного подхода обучения биологии в седьмых классах, позволяющих формировать активную личность; в разработке внедрения в практикуработы школы методических рекомендаций по проведению уроков биологии в 7 классе с усилением компонента системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Свияжская СОШ» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» через проведение уроков, участие в методическом объединении учителей школы.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно-познавательной деятельности в системно-деятельностном подходе, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности и творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена технология проведения урока с применением универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода, а также необходимость учета возрастных психологических особенностей старших подростков в организации личностно-ориентированного обучения. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии системно-деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания биологии. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:
1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира.
2. Выделены предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения.
3. Большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс.
4. В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. На основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы [35].
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
2. Реализация установок здорового образа жизни.
3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам [15].
Главной задачей педагога на каждом уроке биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД), которое достигается использованием системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения [20].
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в поиске путей адаптации учащихся к реалиям жизни. Ведь ни один, даже самый новаторский подход, не будет востребован, если он не применим на практике на должном уровне. Сегодня из школы должен выпускаться абсолютно подготовленный к жизни, коммуникабельный, компетентный человек.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития [16]. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель исследования: выявление характерных особенностей системно-деятельностного подхода к обучению биологии и способов формирования универсальных учебных действий у обучающихся 7-х классов в условиях реализации требований ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: способы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-х классов по биологии на основе системно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход на уроках биологии - активатор и фактор развития мыслительной деятельности школьников.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по системно-деятельному подходу в формировании универсальных учебных действий.
2. Определить современное состояние системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в практике работы школы по биологии.
3. Показать необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
4. Изучить различные методы по формированию УУД у учащихся в условии реализации ФГОС.
5. Интеграция элементов системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии.
6. Сравнить продуктивность деятельности учителя биологии на традиционном уроке и уроке по ФГОС на основе системно-деятельностного подхода.
7. Доказать преимущество урока по ФГОС с применением системно-деятельностного подхода перед традиционным уроком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка полученной информации.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности
а) Постановочный (01.09.15 - 01.03.16) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования, постановка гипотезы.
б) Собственно-исследовательский (02.03.16 - 25.12.16) - разработка комплексных мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
в) Интерпретационно-оформительский (26.12.16 - 20.04.2017) -
проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в попытке обобщить теоретический материал о методах, приемах, правилах и способах внедрения системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке технологии системно-деятельностного подхода обучения биологии в седьмых классах, позволяющих формировать активную личность; в разработке внедрения в практикуработы школы методических рекомендаций по проведению уроков биологии в 7 классе с усилением компонента системно-деятельностного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Апробация результатов исследования проводилась в МБОУ «Свияжская СОШ» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» через проведение уроков, участие в методическом объединении учителей школы.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно-познавательной деятельности в системно-деятельностном подходе, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности и творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена технология проведения урока с применением универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода, а также необходимость учета возрастных психологических особенностей старших подростков в организации личностно-ориентированного обучения. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии системно-деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания биологии. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.
К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» [34]. Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить, ради чего учить, как учить?
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сферы ребёнка.
В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход, который предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В нашем исследовании мы показали необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии; изучили различные методы по формированию УУД на основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии у учащихся в условии реализации ФГОС; провели беседу с учителями биологии об использовании технологии системно-деятельностного подхода в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации учащихся, отношение учащихся к предмету биология, направленность на приобретение знаний, направленность на отметку по традиционной системе и с применением системно-деятельностного подхода.
Проведя тестирование и проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сферы ребёнка.
В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход, который предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа восприятия мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В нашем исследовании мы показали необходимость использования системно-деятельного подхода в процессе обучения биологии; изучили различные методы по формированию УУД на основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии у учащихся в условии реализации ФГОС; провели беседу с учителями биологии об использовании технологии системно-деятельностного подхода в рамках развития универсальных учебных действий и проанализировали уровень внутренней мотивации учащихся, отношение учащихся к предмету биология, направленность на приобретение знаний, направленность на отметку по традиционной системе и с применением системно-деятельностного подхода.
Проведя тестирование и проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии положительно сказывается на всех анализируемых нами параметрах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ « ГАРМОНИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕБНИКИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ГАРМОНИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2015



