Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление муниципальной собственностью: земельные участки (на примере г. Казань)

Работа №51611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Сущность системы управления земельными ресурсами муниципального образования 8
1.2 Структура органов управления земельными ресурсами, функции и принципы управления земельными ресурсами муниципального образования 13
1.3. Зарубежный опыт управления земельными ресурсами на муниципальном уровне 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 29
2.1. Краткая характеристика деятельности МКУ «Комитет земельных и
имущественных отношений» Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань 29
2.2. Анализ системы управления земельными участками муниципального
образования г.Казань и оценка ее эффективности 36
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНЬ 64
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления земельными ресурсами 64
3.2. Прогнозная оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Приложение

Муниципальная собственность одна из важнейших частей финансово-экономической базы местного самоуправления и одна из главных методов реализации местной социально-экономической политики страны. Муниципальная собственность обеспечивает интересы широко круга людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения
После принятия Конституции России, в которой закрепилось понятие муниципальная публичная власть появилась необходимость коренного реформирования отношений собственности в стране. В целях реализации провозглашенного Конституцией РФ принципа многообразия форм собственности на земельные участки за последние годы были приняты десятки законодательных актов, которые определяли правовой механизм возникновения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки.
Отношения муниципальной собственности на земельные участки регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности, в совокупности составляющими комплексный правовой институт.
Детальное исследование земельных отношений, основ управления земельными ресурсами способствует всё большему осознанию того, что земля - это не просто ресурс, но и достояние, которое необходимо сохранять и приумножать, как важную составляющую жизни, для благосостояния и процветания России и её граждан.
Земля располагает особой ценностью, которая отличает ее от любого материального объекта. Роль, которую играет земля в экономике любой страны, скрыта, не всегда очевидна, но имеет колоссальное значение. Одним из возможных способов пользования землей, приобретающим в последнее время немалую актуальность, является обладание земельным участком на праве аренды.
Совершенствование рыночной экономики и развитие рынка земли сделали актуальными понятия земельного налога и цены на землю, вернули интерес к государственному регулированию земельных ресурсов.
С землей связано очень многое: получение материальных благ из недр земли, обеспечение людей продуктами питания, выращенных на земле, строительства жилья, промышленных предприятий. Ограниченность земли в пространстве, различия ее природных условий требуют от общества экономичного, эффективного и интенсивного ее использования
Особым видом управления земельными ресурсами следует признать управление земельными ресурсами, которые принадлежат на определенном вещном праве Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или же муниципальным образованиям.
На данный момент наблюдается рост темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и благоустройству земель, и т.д.
Появляется настоятельная потребность в развитии методов управления земельными ресурсами, позволяющих решать не только экономические, но и природоохранные проблемы на землях различных собственников.
Негативный опыт многих зарубежных стран развернуто показал, что возвышение только экономических целей без учета социальной потребности в приемлемой для человека природной среде оборачивается крайне негативными экологическими последствиями в будущем.
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами.
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность земельных ресурсов муниципального образования как объекта управления и выявить методы управления земельными ресурсами на муниципальном уровне;
2. изучить отечественный и зарубежный опыт управления земельными ресурсами;
3. проанализировать управление земельными ресурсами муниципального образования г. Казань Республики Татарстан;
4. оценить эффективность управления земельными ресурсами, которые находятся в собственности г. Казань;
5. предложить рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами для российских муниципалитетов.
Предметом исследования являются отношения между участниками земельных отношений, складывающихся в процессе управления земельными ресурсами в границах муниципального образования.
Объектом дипломной работы выступают земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности г. Казань Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили концепции и подходы, научные труды, представленные в работах отечественных и зарубежных авторов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами управления земельными ресурсами на уровне муниципального образования.
Методическая база. В процессе решения поставленных задач в настоящей работе применены монографические, сравнительные, экономико-статистические методы исследования, а также материалы научных конференций, совещаний и периодической печати.
Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых: Левин А., Гавриленко В.Г., Улюкаев В.Х., Варламов, А.А., Руднев А.В. и т.д.
Особо значимый вклад в исследование вопросов по использованию возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В., Семкина О.С., Хованова Н.В.
Для регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами создана нормативно-правовая база, которая в настоящий момент включает себя следующие документы:
- Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001г. №136-ФЗ);
- Градостроительный кодекс РФ (в ред.от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ);
- Законы РФ: «О плате за землю» (от.10.1991 г. № 1738-1) ; «О государственном земельном кадастре» (от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ) ; «О землеустройстве» (от18.06.2001 г. № 78-ФЗ); «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17.07.2001 г. № 1001-ФЗ) ; «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) ;
- Постановления Правительства РФ;
- Нормативные акты федерального органа управления земельным фондом; Нормативные акты субъектов РФ.
Нормативно-правовую базу составляют законодательные акты РФ и РТ: Информационная база представлена монографиями российских и зарубежных
ученых, научными статьями в специализированных журналах, учебными пособиями и ресурсами сети Интернет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка, который состоит из 48 источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы системы управления земельными ресурсами муниципального образования. В свою очередь первая глава состоит из трех подразделов, где раскрывается сущность системы управления земельными ресурсами, функции и принципы управления земельными ресурсами муниципального образования и зарубежный опыт управления земельными ресурсами.
Во второй главе представлен анализ управления земельными ресурсами, а именно краткая характеристика деятельности Комитета земельных и имущественных отношений и анализ системы управления земельными участками.
В третьей главе сформулированы проблемы и рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами города.
В заключение работы сформулированы общие итоги работы в виде выводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом муниципальная собственность Казани - это всё имущество, которое входит в собственность муниципального образования, в том числе жилой и нежилой фонд, земельные участки, коммуникации и т.п. Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Перечень имущества, которое может выступать в качестве объектов муниципальной собственности, не имеет четких границ, поэтому не является исчерпывающим. Законодатель лишь разграничивает категории имущества, находящегося в муниципальной собственности, в зависимости от его предназначения. Так, в собственности муниципального образования может находиться имущество, необходимое:
- для реализации отдельных государственных полномочий, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления;
- для решения вопросов местного значения;
- для обеспечения деятельности муниципалитета;
- для решения иных вопросов, которые возникают в процессе осуществления деятельности органов местного самоуправления, прямо не отнесенных к вопросам местного значения.
Совокупность объектов муниципальной собственности составляют недвижимое имущество (объекты недвижимости), движимое имущество (транспортные средства, оборудование, материалы, денежные средства, ценные бумаги и иные), квази-вещи (доли в уставных капиталах юридических лиц), а также иные неимущественные права. Особенностью объектов муниципальной собственности является то, что некоторые из них изъяты из общегражданского оборота, например, учреждения культуры, здравоохранения и т.п., и как следствие право распоряжения подобными объектами ограничено.
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей целью достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).
Основной задачей управления муниципальной собственности является извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально-экономических интересов горожан.
Современное состояние муниципальной собственности характеризуется тем, что:
- в преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей;
- местные бюджеты в большинстве своём не справляются с возложенными на них расходными обязательствами;
- низкий технологический уровень и значительная изношенность её производственных объектов, поступления от аренды и продажи обычно не превышают 23 % доходной базы местного бюджета;
- низкие ставки арендной платы за земельные участки в черте города и постоянное уменьшение объемов муниципальных земель вследствие их приватизации приводят к постепенному сокращению поступлений в бюджет;
обеспечение населения отдельными видами социальных услуг, как правило, ниже социальных стандартов.
В результате проведенного исследования предлагается ряд рекомендаций по совершенствованию механизма управления муниципальным имуществом г. Казань:
- необходимость разработки программы и концепции управления имуществом казны муниципального образования г. Казань;
- разработка положения и проекты договоров для осуществления сделок с муниципальной имущественной казной, дающие основание на передачу актива;
- мониторинг результативности бюджетных расходов г. Казань, в рамках которого необходимо утвердить общий формат плана деятельности отраслевых подразделений администрации муниципалитета (миссия, цели, задачи, мероприятия по их реализации, затраты, ожидаемые результаты и эффект, индикаторы мониторинга), разработать меры, позволяющие отслеживать затраты, результаты, эффект от осуществляемой деятельности и сравнивать их с изначально запланированными критериями, а также определять результативность и эффективность расходов, определить источники и методы сбора информации, необходимой для мониторинга и т.д.;
- устранение административных барьеров в плане управления муниципальной собственностью;
- развитие информационных технологий управления муниципальной собственностью г. Казань.
В итоге, выполнив все рекомендации произойдет "оздоровление" муниципальной экономики, не за счет платы за аренду, а продажи муниципальной собственности и налоговых поступлений. Но при этом акцент будет на обеспечении социально - экономических потребностях населения.
Управление муниципальной собственность станет более прозрачно, с рынка уйдут теневые спросы и предложения.
Доведенный до конца земельный кадастр начнет выполнять возложенные на него функции в полном объеме.
Использование предложенных рекомендаций позволит осуществить выбор рационального способа управления муниципальной недвижимости г. Казань.



1. Конституцией Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, N 4, статья 445);
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 10 января 2000г. - №2. - Ст.149.
3. Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ //Сайт «Консультант Плюс». -(Рус). -URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32132/
4. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 78 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Сайт «Консультант Плюс».- (Рус.). -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online
5. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ //Сайт «Консультант Плюс». -(Рус). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
6. Гражданским кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, N 32, статья 3301);
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136- ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант»
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. № 31. - ст. 3824.
9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от
21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. ст. 5278.
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации//Сайт «Консультант Плюс». -(Рус.). -URL: http://consultant.ru
11. Водным кодексом Российской Федерации, опубликованным в "Российской газете" от 08.06.2006 N 121 // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2006, N 23, стр. 2381;
12. Закон РФ: «О плате за землю»//Сайт «Консультант Плюс».-(Рус.).- URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online
13. Земельный кодекс РТ от 10 июля 1998 г. N 1736 (с изменениями и дополнениями от 12 января 2013 г. N 2-ЗРТ) // Справочно-правовая система «Г арант»
14. Градостроительный устав города Казани (утв. решением Казанского Совета народных депутатов от 26 июня 1998 г. N 2-12) (с изменениями и дополнениями от 24 января 2014 г. N 13-30) // Справочно-правовая система «Гарант»
15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 927 от 25.11.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г.Казани"
16. Ведомственная целевая программа "Общепрограммная деятельность Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 2010-2013 гг."
17. Решение Казанской городской Думы от 08.10.2010г.№6-54 "О внесении изменения в решение Казанской городской Думы №49-11"О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством"
18. Беляева Е.А., Битарова М.А. Управление земельными ресурсами муниципальных образований Краснодарского края: от администрирования к партнерству // Человек. Сообщество. Управление. - №3. - 2011. - С. 93-99.
19. Варламов, А.А. Управление земельными ресурсами. Учебные и методические пособия для студентов высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, А.А. Рассказова 2007. - 68с
20. Волков С.Н. Землеустройство. Том 7. Землеустройство за рубежом. - М. КОЛОСС - 2005.
21. Гавриленко В.Г. Энциклопедия земельного права [Текст]/
B. Г.тГавриленко, Н.И. Ядевич. - Мн.: Бип-С, 1999. - 101с.
22. Гейт, Н.А. Конституционно-правовые основы определения полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений / Н.А. Г ейт // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2011. - N 1. - С. 11 - 16.
23. Завьялов А.А. Земельные отношения в системе местного самоуправления / А.А. Завьялов, Э. Маркварт. - М.: Статут, 2011. 256 с.
24. Землякова Г.Л. Проблемы повышения эффективности управления
земельными ресурсами и пути их решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №37(480). - 2012. - Режим доступа:
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/VSF_NEW20121 2061039/V SF_NEW201212061039_p_013 .htm
25. Девятов С.А. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 291 с.
26. Козбаненко В.А. Государственное управление, основы теории и организации [Текст]: учебное пособие в 2-х томах / В.А. Козбаненко. - М. Статус. 2002. - 366 с.
27. Кошкина Л.И. Государственное регулирование земельных отношений за рубежом/ [под редакцией Л.И. Кошкина]. - М.: ВШПП, 2005 - 178 с.
28. Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В., Семкина О.С., Хованова Н.В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие 2-е изд.- СПб.: Питер, 2006
29. Куценко С.Ю. К вопросу о необходимости совершенствования механизмов реализации государственной жилищной политики на муниципальном уровне // Арктика: экология и экономика. - №4(12). - 2013. -
C. 40-49.
30. Куцури Г.Н. Управление неналоговыми доходами муниципального образования // Управление экономическими системами. - 2012. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1017-2012-02-09-10-43-43
31. Левин А. Земельные ресурсы как объект муниципального управления [Текст] / А. Левин // Проблемы теории и практики управления. -2006. - №4. - С. 62-65.
32. Левин А. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета [Текст] / А. Левин // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №3. - С. 58-63.
33. Лозовской Л.Ш., Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2007. - 497с.
34. Маковский А.Л. Гражданский кодекс России: Проблемы. Теория. Практика. / М.: Инфра, 2004. - с. 137
35. Новиков, Д.В. Опыт организации рационального природопользования в зарубежных странах / Т.А. Емельянова, Д.В. Новиков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2011. - №5. - С. 58-72.
36. Новиков, Д.В. Земельные отношения и землеустройство / Т.А. Емельянова, Д.В. Новиков // Экономика сельского хозяйства России. - №1. - М., 2013. - С. 11-21.
37. Новиков, Д.В. Проблемные вопросы теории и практики землеустройства / Л.Ф. Шибеко, Д.В. Новиков // Труды Кубанского гос. аграрного университета. - 2011. - №6 (33). - С. 20-24
38. Пригожин В.Л. Инновационные направления совершенствования
управления муниципальной собственностью // Современные исследования социальных проблем. - №1(9). - 2012. - Режим доступа:
http: //sisp .nkras .ru/issues/2012/1 /prigozhin.pdf
39. Руднев А.В. Управление земельными ресурсами муниципальных образований//Сайт «Территориальное управление». -(Рус.). -2002.-URL: http: //vasilievaa.narod.ru
40. Соловьёв, А.А. Земельное право. Конспект лекций. / А.А. Соловьёв. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.
41. Комитет земельных и имущественных отношений города Казани // http: //kzioarc.kzn.ru/
42. Улюкаев В. Х. Земельное и природоресурсное право. М.: 2012. -289 с
43. Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем // Земельный вестник России, № 1 -2, 2005 - с.63-68.
44. Хорев, А.И. Маркетинг территории / А.И. Хорев // Финансы. Экономика. Стратегия. - 2012. - № 9. - С. 31-34.
45.Чернышева, Е.А. Стратегия социально-экономического развития малых городов / Е.А. Чернышева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - с. 72
46. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан // http://mzio.tatarstan.ru/
47. Служба статистики по РТ // http://tatstat.gks.ru/
48. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966//Сайт «Консультант Плюс». -(Рус.).-иКЬ: http: //consultant .ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ