Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №51572

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы коммуникативных характеристик прогностической компетентности слабовидящих младших школьников 7
1.1 Теоретические основы исследования прогностической компетентности 7
1.2 Особенности коммуникативных характеристик прогностической
компетентности слабовидящих младших школьников 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Экспериментальная работа по изучению состояния коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения 23
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных
характеристик прогностической компетентности 23
2.2 Коррекционно-образовательный проект по формированию
коммуникативных навыков прогностической компетентности 44
Выводы по II главе 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение

Актуальность. В настоящее время в системе специального образования остро стоит вопрос социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В работах Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича, Е.А. Сергиенко, Г.Е. Журавлева, В. Вундта, Л.А. Регуша отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности. А нарушение способности к прогнозированию предопределяет социальную дезадаптацию.
На современном этапе изучения прогностической компетентности личности, являются актуальными исследования коммуникативной функции прогностической компетентности в контексте общения и взаимодействия с объектами социальной действительности. А сформированные навыки общения в свою очередь являются одной из составляющих успешной социализации школьника, так как они включены в структуру учебных действий и в решение более сложных задач на коммуникативном уровне. То есть процесс прогнозирования имеет место, как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении младшим школьником собственного высказывания. Также сформированные коммуникативные характеристики прогностической компетентности могут проявляться в виде предвидения результатов общения.
Однако проведенный анализ современных исследований показал, что недостаточно освещена проблема коммуникативной функции прогностической компетентности применительно к младшим школьникам с с нарушением зрения. А нарушения зрения вследствие сужения сенсорной сферы могут приводить к своеобразию речевого развития, т. е изменяется темп развития как компонента общения, нарушается словарно-семантическая сторона речи. Они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Сниженный объём коммуникации обуславливает неразвитость прогностической компетентности как важного показателя успешной социализации, что определило актуальность данного исследования.
Объект - особенности прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет - особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения.
Цель работы - разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями зрения с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Гипотеза исследования:
Если в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения учитывать особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования прогностической компетентности будет более успешным
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Изучить научные работы, посвященные коммуникативным характеристикам прогностической компетентности младших школьников
2. Изучить уровень развития коммуникативных навыков прогностической деятельности младших школьников с нарушениями зрения и проанализировать результаты исследования.
3. Разработать коррекционно-образовательный проект по формированию речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями зрения в различных видах деятельности.
Методологическая база исследования:
Антиципацию как феномен, имеющий многоуровневое строение, в своих работах описывали: П.К. Анохин [2], Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков [18].
Изучением влияния нарушений зрения на коммуникацию младших школьников занимались такие авторы как: Л.М. Шипицына [40], В.А. Феоктистовой [38], А.Г. Самохвалова [34], Т.И. Новикова [45], Н.В. Мжельская [44], А.Г. Литвак [17] , О.А. Иванникова [15], А.Г. Кондратов [16], А.И. Зотов [14].
В основу эмпирической части работы положена методика Е.Л.Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой «Выявление сформированности коммуникативных навыков».
Методы исследования: теоретический анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость исследования:
Более тщательное исследование коммуникативных характеристик прогнозирования у лиц с ОВЗ позволит определить наиболее качественные пути их коррекционного развития. В процессе обучения детей с нарушениями зрения полученные данные о сформированности коммуникативных навыках прогностической деятельности помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно развивающий процесс.
Апробация результатов исследования: Исследование осуществлялось в форме публикаций и нашло отражение в статьях: «Исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности слабовидящих младших школьников» Международной студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» Беларусь, 2017., «Сформированность коммуникативных навыков прогностической компетентности как фактор социализации слабовидящих младших школьников» IV Международная конференция «Инновационные формы сопровождения детей с отклонениями» Казань, 2017, по итогам было присвоено II место.
Результаты исследования были обсуждены на итоговой научно- образовательной конференции студентов Казанского университета по докладу «Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации слабовидящих младших школьников».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, таблиц, рисунков, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение результатов теоретического анализа литературы и практической части работы по проблеме исследования позволяет сделать вывод об актуальности проведенной работы.
Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. А не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, учащиеся с нарушениями зрения длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха.
Результаты нашего исследования показали, что нарушения зрения у младших школьников, которые своевременно подвергались операционным вмешательствам и в настоящее время корректируются посредством использования очков, не имеют негативных последствий в речевом развитии. Тем самым мы можем предположить, что при нормальном речевом развитии младшие школьники с нарушениями зрения способны к речевому прогнозированию.
Мы пришли к выводу, что большее влияние имеет воздействие неблагоприятных социальных и психологических факторов на формирование особенностей личности ребенка, затрудняющих коммуникативное взаимодействие и общение учащихся с окружающими, что приводит к трудностям речевого прогнозирования.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают нашу гипотезу, что речевое прогнозирование будет формироваться успешно, если при коррекционной работе учитывать особенности коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения. На основании выявленных особенностей нами был создан коррекционно-развивающий проект «Речевое прогнозирование», основной целью которого является развитие речевого прогнозирования у младших школьников с нарушениями зрения.
Исходя из этого, мы можем сказать, что коммуникативная функция прогностической компетентности является необходимым условием, как в рамках образовательного процесса, так и для успешной социализации личности. Также она является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом вербального планирование своей деятельности. А полноценно сформированные коммуникативные навыки у детей с нарушением зрения будут способствовать наилучшей адаптацией в среду нормально развивающихся сверстников.



1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 375 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975.- 447 с.
3. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей / В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии .М.: Международ, пед. Академия, 1994.- С.152-163.
4. Беккер К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак: Пер. с нем.- М.: Медицина, 1981.- 288 с.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман.- М.: “Медиум”, 1995.- 323 с.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.- СПб.: Питер, 1997.- 224 с.
7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико
психологический анализ) /А.В. Брушлинский. М.: Мысль, 1979.- 230 с.
8. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977.- 391 с.
9. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт - СПб.: Питер, 2002.125 с.
10. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я - концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 /
О.Л. Гончарова.- Казань, 2009.- 173 с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 217 с.
12. Запорожец Л. В. Развитие общения у дошкольников / Л. В. Запорожец, М. И. Лисина.— М , 1974. — 288 с.
13. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев.- Педагогика.- 2003.- №1.- С.21-30.
14. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности / А.И. Зотов // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. - Л.: ЛГ11И им. А.И. Герцена, 1981.- С.3-18.
15. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития.- 2004.- №2.- С. 23-27.
16. Кондратов А.Г. Тифлопсихология / А.Г. Кондратов - М.: Просвещение, 1985.- Гл. 3.- 208с.
17. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.- М.: Просвещение, 1989.- 110 с.
18. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980.- 279 с.
19. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972.- № 2.- С. 127-131.
20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989.- 104 с.
21. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2 - 4 лет / Л.Г. Лысюк // Вопросы психологии - 2000. N 1. С. 58-67.
22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М..: Просвещение, 1992. - 95 с.: ил.
23. Матвеева О.Н. Основные направления социализации младших школьников / О.Н. Матвеева, И.Л. Беккер. - Интеграция образования. - 2010. - №4. - С. 88-92.
24. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза /
В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996.- Т. 17, № 4. С. 107 -115.
25. Менделевич В.Д., Соловьева, С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.:медпресс-информ, 2002. - 608 с.
26. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Мудрик.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2006.- 304 с.
27. Ничипоренко Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007.- №2. - С. 123-130.
28. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006 г. том 27, 05.
29. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.- С.113-123.
30. Плюхина Г.А. Педагогические условия успешной социализации различных возрастных групп / Г.А. Плюхина, Т.В. Тихонова // Партнерство социальных институтов воспитания в интересах детства.- 2013.- С. 6-10.
31. Попова Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья./ Т.М. Попова // Специальное образование. - 2013. № 1.- С. 79-88.
32. Регуш JI.A. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию /Л. А. Регуш // Психологический журнал. 1981.- Т. 2.- № 5. - С. 106-115.
33. Садовникова Н.О. Антиципационный механизм переживания педагогами профессионального кризиса личности / Н.О. Садовникова. - Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2017.- № 2-1.- С. 118-121.
34. Самохвалова А.Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения / А.Г. Самохвалова // Сибирский педагогический журнал.- 2013.- №1.- С. 227-232.
35. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко.- М.: Наука, 1992.- 138 с.
36. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков.- М., 1987.- 304 с.
37. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016.- 144 с.
38. Феоктистова В.А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. В.А.Феоктистовой.- С-Пб.: Образование, 1995.- 95 с.
39. Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование / И.М. Фейгенберг // Вопросы психологии.- 1973.- № 1.- С. 37-47.
40. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Шипицына, О.В. Защеринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.- Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2000. - 384 с.
41. Эльконинова Л. Возрастная характеристика предвидения в мышлении дошкольников / Л. Эльконинова // Вопросы психологии.- 1987. N
2. С. 33-39.
42. Агаджанова И.В. Антиципация как способ формирования.- 2012.- https://infourok.ru/statya-anticipaciya-kak-sposob-formirovaniya-uud- 565192.html (дата обращения: 12.03. 2017).
43. Владимирова Л. Социализация личности: этапы жизненного пути.-
2012. - Режим доступа: http://fb.ru/article/19003/sotsializatsiya-lichnosti-etapyi- jiznennogo-puti (дата обращения: 01.02. 2017).
44. Мжельская Н.В. Некоторые особенности общения детей с
нарушениями зрения.-2012.- Режим доступа:
http: //edu. secna. ru/media/f/konf_molodej_barnaulu_2012^£/МжельскаяНВАлт rnA17.pdf (дата обращения: 09.02. 2017).
45. Новикова Т.И. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.- Режим доступа: http://sch-6.edusite.ru/DswMedia/novikovati.pdf (дата обращения: 17.03. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ