Введение
1. Теоретические аспекты налогового стимулирования инновационной деятельности
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности 7
1.2 Особенности налогового стимулирования в системе
государственного регулирования инноваций
1.3 Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности
2. Анализ применения федеральных и региональных налоговых
стимулов в Российской Федерации
2.1 Анализ применения федеральных преференций по инновационной деятельности
2.2 Анализ применения региональных преференций по инновационной деятельности
2.3 Методики оценки эффективности налоговых льгот в субъектах Российской Федерации
3. Совершенствование федеральных и региональных налоговых преференций
3.1 Совершенствование применения федеральных налоговых
преференций по инновационной деятельности
3.2 Совершенствование применения региональных налоговых
преференций по инновационной деятельности
Заключение 93
Список использованных источников 98
Приложение 105
Актуальность исследования. В последние годы все в большей степени динамику экономического роста РФ, определяют научные достижения и уровень технического развития страны в целом. Наблюдается возрастающая роль науки в экономическом прогрессе: развитие производства приобретает инновационный характер. На сегодняшний день в РФ имеются значительные технологические и фундаментальные разработки, а также уникальная научно - производственная база. При этом инновационный сектор РФ развивается крайне медленно. Наблюдается слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений, особенно в сфере создания и внедрения нового оборудования и технологий, также существует диспропорции между возможностями и их реальным воплощением на практике. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов, прежде всего налоговое стимулирование.
С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности.
Позиции России среди стран, выбравших инновационную стратегию развития, остаются достаточно слабыми. Укрепление положения России связано с развитием инструментария стимулирования значимых положительных сдвигов в инновационной системе и обязательным наличием в системе приоритетов государственной налоговой политики компонентов стимулирования инновационной активности.
Это актуализирует необходимость оценки воздействия налоговой политики на инновационную составляющую экономического развития. Инновационные предприятия как объект наиболее активного налогового стимулирования при реализации корпоративной налоговой политики нуждаются в обосновании эффективности налоговых льгот и преференций.
Степень разработанности проблемы. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых вопросам инновационной деятельности уделено достаточно внимания. Основоположниками подхода к пониманию проблем инноваций и инновационного развития являются И. Шумпетер, Кондратьев Н.Д., К. Фримен. В исследованиях Анчишкина А.И., Завлина П.Н., Яковца Ю.В. и др. установлены тесные связи между развитием науки, инноваций и производительных сил. Вопросам анализа инновационной деятельности в РФ посвящены труды Идрисова А.Б., Коменденко С.Н. и др.
Отечественная экономическая наука также внесла существенный вклад в становление теории налогообложения. Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование, отметим Боголепова Д.А., Горского А.И., Панскова В.Г., Сактоева В.Е., Соболева М.Н., Черника Д.Г., Шмелева Ю.Д. и др.
Тем не менее, анализ имеющейся методической и научной литературы по вопросам налогообложения показывает, что специальных комплексных исследований, рассматривающих налоговое стимулирование инновационной деятельности с учетом совокупности налогов и предоставляемых налоговых льгот в области инноваций, в Российской Федерации не проводилось.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций обусловливает актуальность темы, предопределяет направленность, цели и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса научных положений и практических рекомендаций по развитию механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Достижение цели предопределило постановку следующих задач:
- исследование имеющиеся теоретических и методологических подходов к определению “инновация” и “инновационная деятельность”, раскрыть ее сущность;
- уточнить особенности налогового стимулирования в системе государственного регулирования инноваций;
- исследовать международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности;
- проанализировать применения федеральных и региональных налоговых стимулов в Российской Федерации;
- проанализировать применение федеральных преференций по инновационной деятельности;
-раскрыть применение региональных преференций по инновационной деятельности;
- предложить методику оценки эффективности инновационных налоговых льгот в субъектах РФ;
- совершенствовать применение федеральных налоговых преференций по инновационной деятельности;
- обобщить применение региональных налоговых преференций по инновационной деятельности.
Объект исследования - налоговые отношения в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности.
Предмет исследования - состав и механизм налоговых стимулов инновационной деятельности.
Теоретической и методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационной деятельностью, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях, отчеты о научно-исследовательских работах, публикации в периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Информационную основу исследования составили статистические данные Госкомстата России, официальные материалы Правительства РФ, опубликованные отчеты о деятельности компаний, данные российской и зарубежной периодической печати, действующая нормативная правовая база по налогообложению, регулированию научной (научно -технической) и инновационной деятельности в Российской Федерации; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы; публикации о зарубежном опыте налогового стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Методологию исследования составили методики оценки бюджетной и экономической эффективности применения налоговых льгот.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- на основе изучения и обобщения научных разработок в области налогового стимулирования инноваций предложена теоретическая интерпретация инновационной деятельности для целей налогообложения;
- дополнена классификация инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности на каждом этапе инновационной деятельности;
- уточнена методика оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности, основанная на адаптации существующих методик, которая позволяет оценить эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности как для государства, так и для инновационных организаций.
Практическая значимость проводимого исследования заключается, прежде всего, в ориентации положений, выводов и рекомендаций на использование льготного налогообложения в Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности компаний. Предложения и рекомендации, представленные в работе, могут быть полезны и применимы финансовыми органами федерального и регионального уровней при разработке основных направлений налоговой политики
На сегодняшний день развитие инновационной деятельности является приоритетной задачей большинства стран. Инновационная деятельность играет важную роль в процветании страны и благоустройстве в целом. Переход к инновационной модели развития экономики обеспечивает не только динамическое устойчивое ее развитие, но так же ее высокую конкурентоспособность. Создание и разработка инноваций, наукоемких технологий, их широкое распространение становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота. Однако, инновационный тип экономического развития требует создания наиболее благоприятных условий для предпринимательской инициативы, а стимулирование развития технологий невозможно без государственного вмешательства. Государство должно всячески воздействовать на развитие инновационной деятельности, регулируя и поддерживая ее. Одним из мощных рычагов такого воздействия является налоговое стимулирование инновационной деятельности, которое путем предоставления налоговых льгот хозяйствующим субъектам инновационной деятельности способствует их устойчивому развитию, что в последующем будет способствовать получению государством стабильных налоговых доходов и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
В процессе исследования было выявлено, что, не смотря на широкое использование в теории и практике понятия инновационная деятельность, до настоящего времени не сложился четко сформулированный подход к определению инновационная деятельность. Кроме того определение инновационной деятельности не закреплено и на законодательном уровне, так же отсутствует закон об инновационной деятельности. При всем этом, авторы выделяют понятие инновационная деятельность как отдельную категорию, другие же соотносят понятие инновационная деятельность с понятием инновация, остальные приравнивают данные определения к понятию инновационный процесс. Исследовав сущность инновационной деятельности нами предложена интерпретация инновационной деятельности для целей налогообложения. Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться посредством бюджетного финансирования, либо посредством налогового стимулирования путем предоставления налоговых льгот. Как показало исследование, стимулирование развития инновационной деятельности путем предоставления налоговых льгот является наиболее эффективным методом, так как способствует снижению налоговой нагрузки и высвобождению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления объективно необходимых затрат инновационного характера. В странах с высокой инновационной активностью налоговое стимулирование доминирует над прямой государственной поддержкой, что еще раз подчеркивает немаловажную роль налогового стимулирования в развитии инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует единая модель формирования налоговых отношений, которая позволила бы обеспечить оптимальное влияние налоговых льгот на развитие инновационной деятельности.
Изучив все действующие и потенциально возможные инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, можем сказать, что данный состав налоговых стимулов довольно таки большой. Не смотря на это, на сегодняшний день отсутствует единый подход к классификации инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, что не дает в полной мере и прозрачности использовать все те налоговые льготы, которые предусмотрены налоговым законодательством. Вследствие чего для теоретического понимания и практической реализации нами уточнена классификация инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, в которой налоговые льготы классифицируются в результате их влияния на объект стимулирования на конкретной стадии инновационной деятельности.
Проанализировав состояние налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации можно сказать, что на сегодняшний день в российской практике применяются различные налоговые льготы, способствующие налоговому стимулированию инновационной деятельности практически по всем налогам. В основном налоговые льготы предусматриваются по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и по налогу на имущество организаций. Различные налоговые льготы, такие как инвестиционный налоговый кредит, освобождение от налога на добавленную стоимость, ускоренная амортизация а точнее их применение не влечет за собой положительного экономического эффекта вследствие их непродуманности. Так же стоит отметить тот факт, что большинство налоговых льгот носят бессистемный характер, не учитывают особенности инновационной деятельности в полной мере. Применение налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации возможно только тогда, когда вся система косвенного регулирования четко выстроена. На сегодняшний день, проведя исследование, можно сказать, что налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации малоэффективно.
В связи с этим, необходимо проводить оценку эффективности налоговых льгот, которые предоставляются организациям, занимающиеся инновационной деятельностью, для упразднения неэффективных налоговых инструментов. Однако, мы может отметить, что на сегодняшний день отсутствует единый метод оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности, как среди экономистов, так и на законодательном уровне. Нами были изучены наиболее известные методы оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности, которые имеют свои определенные преимущества и недостатки. Важно отметить, что изученные нами подходы не позволяют оценить эффективность налоговых льгот по таким критериям эффективности стимулирования инновационной деятельности, как достижение поставленных перед государством задач по развитию инновационной деятельности, увеличение уровня пополняемости государственного бюджета за счет увеличения прибыли инновационных организаций, увеличения объемов конкурентоспособной инновационной продукции и т.д. В связи с этим нами предлагается авторский усовершенствованный метод оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности, который основывается на расчете системы взаимозависимых показателей: объем прироста налоговых доходов государства от субъектов инновационной деятельности, объем прироста оборотов организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и налоговая нагрузка на инновационную деятельность, которые позволят наиболее точно и объективно оценить эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности.
Обобщение международного опыта развития налогового стимулирования инновационной деятельности имеет особое значение для его использования в современных российских экономических условиях. Проведенное исследование особенностей международного опыта налогового стимулирования инновационной деятельности показывает, что зарубежные страны достаточно активно используют для стимулирования развития инновационной деятельности налоговые льготы. Наиболее широко используемыми налоговыми льготами для стимулирования инновационной деятельности за рубежом являются пониженные ставки налога на прибыль, инвестиционный налоговый кредит, свободная амортизация, налоговые каникулы, которые так же было бы возможным применить и в России.
На основании этого нами рекомендуются следующие пути совершенствования налогового стимулирования инновационной деятельности:
- разработать и внедрить закон, который регулировал бы инновационную деятельность, с уточнением понятий инновация, инновационная деятельность, а так же закрепить в нем разработанную нами авторскую классификацию инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности для более ясного понимания и применения инновационными организациями налоговых льгот по тем или иным налогам;
- на законодательном уровне закрепить необходимость формирования статистической отчетности по инновационной деятельности;
- изменить условия и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита;
- ввести такие инновационные налоговые льготы, как специальный налоговый режим для инновационных организаций, дифференцированные ставки по налогу на имущество организаций, налоговые каникулы и т.д.;
- в рамках существующих органов государственной власти предусмотреть распределение полномочий по мониторингу эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности и внедрить предложенную нами методику оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 30.01.16.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г. № 146-ФЗ.- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 30.01.16.
3. Абакаров М.К. Нормативно -правовое регулирование
инновационной деятельности в Российской Федерации // Островские чтения.
2014. - № 1. - С. 194-200.
4. Аванесян М.Г. Российские корпорации и их инновационная
деятельность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -
2013. - № 12-1. - С. 200-203.
5. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / И. Т. Балабанов. - СПб: Питер, 2014. - 210 с.
6. Беляева Г.Д., Курчев С.Г., Четрилин В.В. Перспективные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 47 (11). - С. 40.
7. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере
инноваций // Инновации. - 2015. - № 4. - С. 6-22.
8. Гарольд Л. Сиркин. Возврат на инновации. Практическое
руководство по управлению новациями в бизнесе. - Минск: Паблишер, 2015. - 399 с.
9. Гилилов М.В. Управление инновационным развитием предприятий России // Вестник Университета (Государственный университет управления). -
2015. - № 4. - С. 151
10. Глисин Ф.Ф. Инновационная активность промышленных
организаций // Инновации. - 2014. - № 11. - С. 50-54.
11. Горбунова О.Н., Бабенко Е.И. Системный подход к управлению инновационной деятельностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 3. - С. 76-81.
12. Гурков И.Б. Инновации в российской промышленности: создание, диффузия и реализация новых технологий и социальных практик / И.Б. Гурков, B.C. Тубалов // Мир России. - 2014. - № 3. - С. 28-47.
13. Дмитриевский А.Н., Дубинин Б.Л., Кротова М.В. Условия формирования модели инновационного развития компании // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - № 9. - С. 50
14. Дусь Ю.П., Грасмик К.И., Верховец О.А. Влияние финансового кризиса на инновационную активность российских компаний // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 2. - С. 62-72.
15. Жариков Р.В. Инновационный путь развития российского предпринимательства // Инновации. - 2015. - №12. - С. 19-26.
16. Жиц Г.И., Флегонтов А.А. Об инновационной активности и факторах, определяющих ее уровень на промышленных предприятиях // Инновационная деятельность. - 2015. - № 7-2. - С. 11-17.
17. Ибраева Б.Р. Управление инновационной деятельностью в промышленно-развитых странах // Актуальные вопросы экономических наук. -
2015. - № 11-1. - С. 213-217.
18. Иванова В.О. Оценка уровня государственного финансирования инноваций в России и за рубежом // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 9-10. - С. 73-84.
19. Изюмов Д.Б., Миронова Д.С. Анализ современного состояния инновационной деятельности государства и бизнеса: зарубежный опыт и российские реалии // Инноватика и экспертиза: научные труды. - 2015. - № 1
(14) . С. 40-49.
20. Инновационный менеджмент. Учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 2011. - 311 с.
21. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / под ред. П. Н.
Завлина, Л. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — СПб.: Наука, 2015. — 560 с.
22. Карро И.И., Сорокина О., Леонова Е. Управление инновационной деятельностью // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 10-2. - С. 265-266.
23. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 275 с.
24. Колесникова У.В. Оценка инновационной активности промышленных предприятий // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 3. - С. 13.
25. Конышева Е.В., Федченок А.Д., Мирошник А.В. Методические подходы к управлению инновационной деятельностью организации // Инновационный транспорт. - 2014. - № 4 (5). - С. 56-59.
26. Королев В.И. Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - Т. 2014. № 11. - С. 20-27.
27. Костенко М.А., Яровая В.В. Правовые основы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 51-52. С. 57-62.
28. Куликов А.А. Инновационная активность российских организаций // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6 (26). - С. 16.
29. Лутовинов П.П., Осташевский С.М. Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии // Вестник Южно -Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Т. 7. - № 4. - С. 56-59.
30. Мартынов А.Ф., Титов В.А. Методологические подходы к управлению инновационной активностью // Транспортное дело России. - 2014. - № 12. - С. 40-42.
31. Михель В.С. Организационно-экономический механизм
инновационной активности предприятий в условиях кризиса // Транспортное дело России. - 2015. - № 7. - С. 93-95.
32. Морозов Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений / Морозов Ю. П. - Н. Новгород: Изд-во Нижнегородского университета, 2015. - 446 с.
33. Морозова Т.В. Анализ ключевых факторов, влияющих на инновационную активность российских предприятий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2015. - Т. 59. № 4. - С. 258263.
34. Муллануров А.Т. Анализ развития инновационной деятельности в Республике Татарстан // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - №1 (23). - 2015.
35. Нестеров А.В., Шмелев В.В. Инновационная активность деятельности предприятий как основа промышленной политики региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально - экономические науки. - 2015. - Т. 6. № 1. - С. 112-115.
36. Портер М.Е. Конкуренция / М.Е. Портер - СПб., М., Киев: Вильямс,2015. - 438 с.
37. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин. - М.: Дана, 2015. - 270 с.
38. Рубинштейн Е.И., Моргунов П.П. Инновационные программы и проекты // Сборник научных трудов Вып. 17. Экономические науки. - 2014. - С. 205-209.
39. Савина М.В., Степанов А.А. Управление инновационной
деятельностью как фактор устойчивого развития предприятий // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2014. - № 6. - С. 125-127.
40. Савина М.В., Степанов А.А. Управление инновационной
деятельностью как фактор устойчивого развития предприятий // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2015. - № 6. - С. 125-133.
41. Сайфуллина С.Ф. Проблемы и перспективы инновационного развития российских предприятий // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 17-1. - С. 188-194.
42. Саликов Ю.А. Системное управление инновационной деятельностью промышленного предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2015. - № 03. - С.21-23.
43. Калаков Р.Н., К вопросу об эффективности налоговых льгот: Анализ современной практики
44. Марков Василий Васильевич, Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной
45. Севастьянова И.Г., Докшина М.А., Чалов С.В. О некоторых факторах, сдерживающих инновационную деятельность российских предприятий // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2015. - Т. 1. - С.155- 157.
46. Семисынов А.С. Анализ отечественного и зарубежного опыта по формированию и развитию потенциала инновационных систем // Транспортное дело России. - 2015. - № 6. - С.27-29.
47. Сизов Л.А. Инновационные процессы на современных российских промышленных предприятиях // Транспортное дело России. - 2015. - № 11. - С.83-87.
48. Соколов Д.В. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики / Д.В. Соколов, А. Б. Титов, М.М. Шабанова. - СПб: ГУЭФ, 2015. - 332 с.
49. Тихомирова И.И., Горенко Л.Г., Андреева А.А. Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (2). - С.23-28.
50. Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по внедрению корпоративной системы управления знаниями. -М.: Добрая книга, 2015.- 409 с.
51. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова. - М.: АКАЛИС, 2014. - 208 с.
52. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е издание / Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
53. Филатов В.В., Карасев М.В. Эффективное управление инновационной деятельностью в условиях глобализации // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2015. - № 2. - С.90-95.
54. Цахаев Р.К., Амирова М.М. Расчетный механизм основных показателей инновационной стратегии компании // Вопросы структуризации экономики. - 2015. - Т. 2. № 3. - С. 44.
55. Черкасов М.Н. Инновационный потенциал российских предприятий на пороге глобального экономического кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1. - С .142-146.
56. Шеин А.В. Управление инновациями и инновационной деятельностью // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 11-1. -С.257-262.
57. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Экономика, 2014. - 421 с.
58. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 493 с.
59. The Global Innovation Index 2014. The Local Dynamics of Innovation
[Электронный ресурс]: Официальный сайт Всемирной организации
интеллектуальной собственности, 2016 - Режим доступа: http://www.wipo.int
60. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Аналитический отчет «О взаимодействии элементов инновационной инфраструктуры». - Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:
http://ac.gov.ru.
61. Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: Доклад «The Global Innovation Index 2015». -
Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности,
2016. - Режим доступа: http://www.wipo.int.
62. Индикаторы инновационной деятельности [Электронный ресурс]: Статистические сборники ВШЭ. - Режим доступа: http://www.hse.ru/
63. Инновации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
64. Наука и инновации в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2016. - Режим доступа: http ://tatstat. gks. ru.
65. Поддержка инноваторов и развитие инноваций в 2015 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт консалтинговой компании «Верное решение», 2016. - Режим доступа: http://решение-верное.рф.
66. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Рейтинг программ инновационного развития госкорпораций и компаний с государственным участием. - Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА», 2016. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
67. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Россия и страны мира - 2014 год. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru.