Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных обществ

Работа №51515

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы272
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
470
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных обществ 14
1.1. Концептуальные подходы по формированию нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных обществ 14
1.2. Эволюция отчетности в области устойчивого развития: общемировые
тенденции 26
1.3. Стандартизация требований по формированию отчетности в области
устойчивого развития 39
2. Международная и российская практика применения Руководства по
отчетности в области устойчивого развития GRI при формировании нефинансовых отчетов 54
2.1. Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI как
основной рекомендательный документ при подготовке нефинансовой отчетности компаний 54
2.2. Анализ соответствия зарубежных нефинансовых отчетов «триединому
итогу» на основе рекомендаций Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития GRI 63
2.3. Анализ соответствия российских отчетов в области устойчивого развития «триединому итогу» на основе рекомендаций Глобальной инициативы по отчетности GRI 75
3. Исследование качества нефинансовой отчетности, определения существенных аспектов и взаимодействия с заинтересованными сторонами в процессе формирования отчетности по устойчивому развитию 110
3.1. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в процессе формирования отчета об устойчивом развитии 110
3.2. Определение существенных тем деятельности компаний: проблемные
аспекты и рекомендации 127
3.3. Выявление факторов, влияющих на качество нефинансовой отчетности, и
определение направлений ее дальнейшего развития: экспертный взгляд 144
Заключение 166
Список использованных источников 179
Приложение 192


В процесс функционирования каждая компания заинтересована в информировании общественности о ходе своей деятельности посредством формирования нефинансовой отчетности, где раскрывается сущность проделанной работы. Нефинансовый отчет является ключевым элементом ответственной деловой практики, гарантом устойчивого развития, предоставляющим компании
дополнительные возможности по повышению качества управления, снижению
предпринимательских рисков, развитию качественных взаимоотношений с заинтересованными сторонами, улучшению репутации компании, что гарантирует ей повышение лояльности потребителей, укрепление конкурентоспособности, улучшение результативности и эффективности деятельности, и создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия.
Не секрет, что формирование качественной по содержанию и оформлению корпоративной социальной отчетности поднимает компанию на новый уровень, позволяет быть «на высоте» при любых обстоятельствах, предстать в
глазах стейкхолдеров в более выигрышном положении, нежели компанииконкуренты, в недостаточной степени, удовлетворяющие информационные потребности заинтересованных сторон. Однако формализованные системы индикаторов и параметры оценки такой категории как «качество нефинансовой отчетности» пока не найдены, они остаются в качестве постоянно обсуждаемых
дискуссионных вопросов. Общественность постоянно сталкивается с вопросами: «Что такое качественная нефинансовая отчетность? Как оценить, насколько
качественно составлен отчет? Насколько отчеты, подготовленные с помощью
существующих платформ отчетности, удовлетворяют критерию качества? Какие факторы оказывают влияние на качество отчетности в области устойчивого
развития? На что компаниям следует обращать внимание при формировании
нефинансовой отчетности?». Однозначного ответа на все эти вопросы нет и быть не может, однако проанализировав труды ученых и исследователей, международные и российские стандарты в области устойчивого развития, мнения
экспертов и, конечно, изучив лучшие практики, можно приоткрыть завесу тайны, приблизиться к отгадке.
Актуальность исследования. В настоящее время вопрос формирования
отчетности в области устойчивого развития привлекает к себе самое пристальное внимание, это обусловлено повсеместным внедрением практик корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности среди ведущих
компаний, как в России, так и за рубежом. Постоянно растущие требования со
стороны стейкхолдеров к информативности отчетности и прозрачности бизнеса
обязывают компании наиболее подробно, детально описывать пути функционирования деятельности и формировать качественную отчетность, соответствующую требованиям заинтересованных сторон.
Отчет об устойчивом развитии – это эффективный инструмент рациональной и осмотрительной корпоративной стратегии, способствующий реализации стратегических целей и задач компании. Нефинансовый отчет, освещающий ключевые аспекты деятельности, позволяет сформировать важнейший нематериальный актив компании – деловую репутацию (“Goodwill”) и, тем самым, произвести впечатление на стейкхолдеров. Наличие информативного нефинансового отчета позволяет инвестиционным аналитикам сделать вывод об
открытости компании, благоприятно воздействуя на ее имидж и поднимая рыночную стоимость, что обуславливает выход корпорации на международный
фондовый рынок. Читатели, в свою очередь, проанализировав нефинансовую
информацию, понимают насколько отчитывающаяся компания придерживается
принципов по экологическим, социальным и экономическим аспектам деятельности. Регулярное представление нефинансовой отчетности позволяет заинтересованным сторонам отследить динамику развития компании, а также понять,
каким образом были достигнуты заявленные стратегические цели и как компания намеревается реализовать дальнейшие планы. Кроме того, формируя отчет
об устойчивом развитии и вовлекая в данный процесс персонал, руководство
корпорации мотивирует сотрудников, повышая при этом качество управления и
производительность труда в компании.
Деятельность компаний, не публикующих отчетность в области УР, может показаться менее прозрачной по сравнению с конкурентами, выпускающими их, потому отсутствие нефинансовой отчетности может привести к негативным последствиям. Такие участники рынка могут получить репутацию «отстающих», даже в том случае, если это не соответствует действительности. Компании, выпускающие малоинформативные корпоративные социальные отчеты,
не соответствующие требованиям стейкхолдеров и существующим в данной
области рекомендательным документам, также рискуют столкнуться с проблемой несопоставимости, существенного несоответствия текущих отчетов прошлым аналогам в случае ужесточения требований, введения обязательных индикаторов и формализации нефинансовой отчетности.
Проблематика нефинансовой информации и отчетности в области устойчивого развития состоит, прежде всего, в неразвитости практики обсуждения
вопросов, индикаторов и перспектив КСО в обществе. На взгляд автора, в среде
российского бизнеса уровень обмена практическим опытом и знаниями в области методологии составления отчетности развит в недостаточной степени.
Наряду с этим, одной из наиболее актуальных проблем формирования нефинансовой информации в отчетности является непреодолимое желание компаний
создать положительный имидж, невзирая на реальные проблемы бизнеса и не
отражая поставленных задач. Таким образом, компании искусственным образом идеализируют свою деятельность и систему функционирования. При этом
исчезает информационная открытость компаний, их отчетность перестает соответствовать критерию прозрачности, теряется достоверность данных.
Степень разработанности темы. В зарубежной практике на сегодняшний день существует множество изданий, освещающих и анализирующих проблемы корпоративной социальной ответственности. В России количество работ, посвященных нефинансовой отчетности не столь велико, однако интерес
исследователей к данной теме постоянно растет, актуальность проблематики8
набирает обороты.
Теоретические аспекты и экономическая сущность социальной ответственности и корпоративного управления рассмотрены в работах таких крупных зарубежных ученых, как: М. Армстронг, Дж. JI. Гибсон, К. Грей, С.
Джордж, Т. И. Дил, К. Камерон, Т. Китчин, М. Коултер, Р. Куинн, Э. Ларсон, Э.
Мэйо, И. Нонака, У. Оучи, М. Палацци, Г. Питере, Майкл Портер, В. Сате, Бертран Соре, Дж. Статчер, П. Стивен, А.Дж. Стрикленд, X. Такеуги, A.A. Томпсон, Д. Торрингтон, С. Тэйлор, Р. Уотерман, Гордон Х.Фитч, М. Фридмен, О.
Ханк, М. Хессель, JI. Холл, Р. Экклз.
Особый вклад в формирование концепции устойчивого развития внесли
Ф. Кюдланд, Э. Прескотт, Р. Харрод и И. Шумпетер, описав в своих работах
теорию экономической динамики. Акцентирование внимание на экологической
и социальной составляющих произошло во многом благодаря работам Х. Дейли, Д. Х. Медоуз и Д. Л. Медоуза, К. Холлинга, Дж. Форрестера, А. Эндерса, Дж. Элкингтон. Уильям Е. Декер, глобальный координатор «Global Capital Markets
Group» (США), E. Мэри Киган, председатель Бюро по стандартизации отчетности Соединенного Королевства, бывший партнер «PricewaterhouseCoopers»
(Великобритания) - зарубежные специалисты, уделяющие повышенное внимание данному вопросу.
Сегодня растущее значение приобретают исследования О. В. Ефимовой,
И. В. Ивашковской и Е. В. Корчагиной, посвященные измерению и информационному обеспечению устойчивого развития предприятия с позиций комплексного экономического анализа и интегрированного управления.
Акцентирование внимания на требованиях к открытости и прозрачности
бизнеса обусловило повышенный интерес российских исследователей к вопросам социальной ответственности и нефинансовой отчетности в последние несколько лет. Вопросам социальной ответственности и корпоративного управления посвящены работы таких отечественных ученых, как: В. И. Бариленко, И.
В. Беликова, И. Ю. Беляевой, В.Э. Бойкова, Т.В. Бутовой, М. А. Вахрушиной,9
В. Р. Веснина, Ю. Б. Винслава, B. Г. Гетьмана, С. Ф. Гончарова, O. P. Зыкова, В.
Б. Ивашкевича, С. О. Календжян, H. A. Кричевского, М. И. Кутера, Л. Г. Лаптева, С. Е. Литовченко, С. А. Масютина, В. В. Панкова, C. П. Перегудова, К. А.
Полунина, Т. М. Рогуленко, И. С. Семененко, Н. С. Столярова, Л. Н. Тепмана,
Н. Л. Хананашвили, Л. И. Хоружий, Ю. М. Цыгалова, А. Д. Шеремета, М. А.
Эскиндарова.
Ввиду актуальности и высокой практической значимости проблем реализации стратегии устойчивого развития особую роль в повышении информированности бизнес-сообщества о вопросах устойчивого развития и целесообразности применения данной стратегии играют международные организации.
Изучением проблем устойчивого развития, мониторингом и публикацией
материалов по наиболее актуальным проблемам реализации стратегии устойчивого развития занимаются такие организации, как Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития GRI, Международный комитет по
интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Committee),
РСПП, Международный институт по устойчивому развитию (International
Institute on Sustainable Development), Секретариат ООН, Всемирный совет по
устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development),
Международная ассоциация бухгалтеров (International Federation of
Accountants), Ассоциация менеджеров России, Всероссийский центр изучения
общественного мнения, Агентства социальной информации, Рейтинговое
агентство Standard & Poor's и другие.
Обзор исследований в области нефинансовой отчетности показал, что
наряду с достаточно глубокой проработанностью проблемы корпоративного
управления в работах зарубежных и отечественных исследователей имеет место дискуссионность отдельных положений и терминов. В частности, до сих
пор не сформировано единого общепринятого определения понятий «нефинансовая отчетность», «существенность»; не существует формализованных систем
индикаторов социальной ответственности и корпоративного управления, подлежащих отражению в ежегодных отчетах отечественных компаний. Вместе с тем, остается открытым вопрос о создании стандартной унифицированной
платформы отчетности.
Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методики оценки качества нефинансовой отчетности, имеющей существенное значение в процессе взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами. В ходе исследования сформулированы и обоснованы
следующие положения, определяющие новизну и являющиеся предметом защиты:
- в соответствии с существующими определениями разработана дефиниция нефинансовой отчетности;
- на основе анализа лучших практик определен уровень соответствия
формируемой в отчетности нефинансовой информации стандарту GRI в сравнительном аспекте российских и зарубежных публичных компаний нефтегазового сектора;
- обосновано влияние инструментария взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами на процесс определения существенных тем;
- даны рекомендации по нивелированию проблем при определении существенных аспектов, выявленных на основании экспресс-анализа нефинансовой информации в отчетности рейтинговых российских компаний;
- рекомендованы математические модели при использовании программного продукта Gretl и пакета анализа Excel, позволяющие на основе корреляционно-регрессионного анализа определить факторы, оказывающие наибольшее
влияние на качество нефинансовой отчетности и взаимодействие с заинтересованными сторонами;
- обоснованы прогнозы относительно будущего нефинансовой отчетности.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного
исследования является создание методического инструментария оценки качества нефинансовой отчетности и выявление общих тенденций ее формирования
на основе анализа существующих платформ и стандартов в области устойчиво11
го развития, а также лучшей практики нефинансовой отчетности.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- идентифицировать систему понятий, применяющихся в отношении нефинансовой информации, основываясь на систематизации основных постулатов
и принципов, рекомендуемых существующими стандартами и платформами отчетности;
- выявить общемировые тенденции эволюции отчетности в области
устойчивого развития;
- проанализировать наличие требований по стандартизации нефинансовой
отчетности;
- критически оценить международные и российские стандарты и платформы подготовки нефинансовых отчетов;
- исследовать ключевые нововведения версии G4 Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI;
- проанализировать лучшую практику формирования отчетов в области
устойчивого развития зарубежными и российскими компаниями на соответствие предложенному Глобальной инициативой по отчетности GRI «триединому итогу»: экономическому, экологическому и социальному аспектам;
- провести экспресс-анализ по выявлению общих тенденций определения
существенных аспектов в нефинансовой отчетности рейтинговых российских
компаний;
- разработать методику оценки качества нефинансовой отчетности, позволяющую улучшить процесс взаимодействия со стейкхолдерами и учесть существенные темы по ключевым аспектам деятельности;
- выявить зависимость между дефинициями: «качество взаимодействия с
заинтересованными сторонами», «существенность аспектов» и «качество нефинансовой отчетности» и обосновать факторы, оказывающие на них наибольшее
влияние;
- на основе критической оценки экспертного мнения определить направ12
ления развития нефинансовой отчетности.
Объект исследования. Объектом исследования является лучшая практика
формирования нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных обществ.
Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является комплекс теоретических, методических и практических вопросов формирования нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных
обществ.
Методология исследования. Теоретической основой диссертационной работы являются стандарты по подготовке нефинансовой отчетности и отчетности в области устойчивого развития; проверенные практикой теоретические положения специалистов по корпоративной социальной отчетности и корпоративному управлению (Джордж Р. Маноэл, Роджер Дж. Ньюз, Джон Дж. Торн) и
мнения экспертов в данной области; а также нефинансовая отчетность, представляющая лучшую российскую и зарубежную практику.
В связи с невозможностью и нецелесообразностью четкой нормативной
регламентации экономических явлений и процессов, присущих формированию
нефинансовой информации в отчетности, в работе нашел применение позитивный метод исследования, характеризующийся констатацией и систематизацией
фактов и опыта отечественных и зарубежных исследователей, целесообразностью и рационализацией явлений и процессов.
Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах
познания – диалектическом подходе, анализе (в том числе экспресс-анализе) и
синтезе, дедукции и индукции, аналогии, формальной логике, гипотетическом
предположении, абстракции, сравнении, детализации и обобщениях.
В работе также нашел применение системный подход методологии научного исследования, предполагающий исследование нефинансовой отчетности в
качестве системы, совокупности элементов, во всем многообразии выявленных
свойств и связей, а также во взаимодействии с внешней средой.
Для проведения эмпирических исследований использованы методы экс13
пертных оценок и МНК, в рамках статистического анализа экспериментальных
данных позволившие комплексно исследовать изучаемые объекты в динамике и
взаимодействии с внешней средой.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы обоснована применимостью результатов исследования публичными компаниями в процессе формирования нефинансовой отчетности в целях обеспечения высокого качества деятельности в области устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Апробация результатов исследования. Основные положения, раскрывающие содержание темы магистерской диссертации, опубликованы в девяти работах общим объемом 32 п. л. Методологические и научные положения и результаты, полученные в ходе исследования, были представлены и одобрены на
следующих научных конференциях и конкурсах: Конференция К(П)ФУ
ИУЭиФ «Актуальные направления развития бухгалтерского учета в России»
(2015 г., I место); Международная научно-практическая конференция «Тенденции и перспективы развития науки XXI века» (28 января 2016 г., г. Сызрань);
Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Секция Управленческий учет и контроллинг (26-27 ноября 2015г.,
К(П)ФУ, г. Казань, I место); Международный молодежный симпозиум по
управлению, экономике и финансам (26-27 ноября 2015г., К(П)ФУ, г. Казань; 5-
я Международная научно-практическая конференция «Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные
аспекты» (25-26 ноября 2015 г., ЮЗГУ, г. Курск, II место); Международная
научно-практическая конференция «Роль инноваций в трансформации современной науки» (20 ноября 2015 г., г. Казань); Международная научно-практическая конференция «Современные концепции развития науки» (1 августа 2015 г., г. Уфа); Всероссийский студенческий конкурс «Качество: сегодня,
завтра и всегда» (21 мая 2015 г., ЮЗГУ, г. Курск); Международная научно-практическая конференция «Наука XXI века: теория, практика, перспективы» (3 марта 2015 г., г. Уфа).1

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные условия осуществления деятельности отечественными и за¬рубежными компаниями сопряжены с повышенным уровнем неопределенности, который обуславливается, с одной стороны, внешними воздействиями, такими как: изменение конъюнктуры рынка энергоносителей, усиление геополитической напряженности и, как следствие, введение секторальных санкций, - с другой, - сложностями в решении структурных проблем экономики, в том чис¬ле, наличием существенных отраслевых диспропорций и постоянного растущих издержек. Наличие стольких нерешенных вопросов, негативные экономические последствия внешних и внутренних вызовов и турбулентность на рынке, связанные с кризисными явлениями, обуславливают необходимость интенсификации усилий по решению накопленных структурных проблем и переходу к но¬вой модели устойчивого развития посредством формирования нефинансовой отчетности.
Нефинансовая отчетность - это документ, содержащий достоверное, доступное, связное и сбалансированное описание ключевых аспектов деятельно-сти и результатов компании, отражающий вопросы, представляющие интерес для основных групп стейкхолдеров, к числу которых относятся клиенты, инвесторы, персонал, институты гражданского общества, властные структуры, средства массовой информации и акционеры.
Отчет об устойчивом развитии используется в качестве эффективного инструмента рациональной и осмотрительной корпоративной стратегии, способствующего реализации стратегических целей и задач компании, повышению качества управления, снижению предпринимательских рисков, развитию качественных взаимоотношений с заинтересованными сторонами, повышению результативности и эффективности деятельности, укреплению конкурентоспособности, улучшению репутации компании и повышению лояльности потребителей.
Так, сегодня под «устойчивым развитием» подразумевают деятельность компаний, удовлетворяющую трем аспектам деятельности: экономическому, экологическому и социальному; а под «отчетностью в области устойчивого развития» - документ, повествующий об оценке общественного влияния компании. Зачастую термин «устойчивое развитие» воспринимается абсолютным синонимом корпоративной социальной ответственности (КСО).
На сегодняшний день нефинансовая отчетность является неотъемлемой частью корпоративной социальной ответственности и стратегии устойчивого развития каждой уважающей себя компании. Данный вид отчетности представляет собой сложную систему информации, отражающую все ключевые социально значимые аспекты деятельности, которые могут повлечь существенные последствия, как для самой компании, так и для ее стейкхолдеров в лице потребителей, персонала, акционеров и инвесторов, государственных органов и контрагентов.
В процессе диссертационного исследования были изучены общемировые тенденции эволюции отчетности в области устойчивого развития. Оказалось, что предпосылки концепции устойчивого развития сформировались еще в конце XIX века, когда человечество стало задумываться о переходе от созерцательного материализма к материализму диалектическому. Соответственно, прошло немало лет, прежде чем общество смогло применить данную концепцию на практике. Сам термин «отчетность в области устойчивого развития» сформировался впервые, согласно данным зарубежных экспертов, только в 70-х годах прошлого века, когда были созданы первые отчеты в данной области.
Выяснилось, что с момента зарождения нефинансовой отчетности в дан-ной сфере произошли существенные положительные изменения. В России, как и в мире, в последние годы нефинансовой информации стало уделяться гораздо больше внимания, нежели до этого, поскольку в современных условиях раскрытие в отчетности компаний данной информации является одним из важных факторов социально-экономического развития. Сегодня отмечается расширение практики нефинансовой отчетности, которое выражается в следующих результатах: растет общее количество компаний, выпускающих нефинансовые отче¬ты; расширяется отраслевая принадлежность отчитывающихся компаний; улучшается качество предоставляемой в отчетах информации; наблюдается совершенствование управления вопросами КСО и УР.
Осознав важность упрочения конкурентных позиций на рынке, вслед за компаниями-лидерами бизнеса в процесс формирования нефинансовой отчетности постепенно внедряются ПАО с незначительным числом акционеров, а также компании, действующих в отраслях со средними и низкими темпами ро¬ста. Тенденция такова, что в ближайшем будущем, все компании, независимо от вида деятельности и размера, будут использовать апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчетов, поэтапно реализуя универсальные рекомендации и принципы и опираясь на передовой отечественный и зарубежный опыт.
В ходе исследования были изучены наиболее распространенные между-народные и российские стандарты, а также требования по стандартизации не-финансовой отчетности в мировом сообществе. Выяснилось, что состояние не¬финансовой отчетности, как элемента национальных стратегий устойчивого развития, определяется зависимостью от наличия обязательных требований по раскрытию нефинансовой информации. Данные требования могут быть оформлены в виде законодательных актов или официальных запросов (например, фондовых бирж через правила листинга). Сегодня мировая тенденция направлена на построение новой, более устойчивой экономики посредством принятия законодательных актов и различных программ, на основе которых происходит стимулирование инвестиций в природный и человеческий капитал, внедрение инновационных, менее ресурсоемких технологий, создание «зеленых» рабочих мест и офисов.
Наличие унифицированных требований к нефинансовой отчетности имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, заданные рамки оптимизируют процесс сбора и предоставления данных, но с другой - такой подход не учитывает индивидуальные особенности компаний и отраслевую специфику, вследствие чего сравнимость раскрываемых данных становится сложнодостижимой. Дискуссии по данному вопросу набирают обороты.
В России тенденция формализации требований в области ответственной деловой практики и установления понятных для всех стейкхолдеров универсальных правил активного развития пока не получила, но данный вопрос становится все более актуальным и обсуждается на государственном уровне.
В процессе изучения новой версии Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI (основного рекомендательного документа при под¬готовке нефинансовой отчетности) был замечен особый акцент Руководства «на существенности» - фокусировании на наиболее приоритетных аспектах деятельности. С выходом новой версии G4 обсуждению аспекта существенности посвящено множество международных форумов и конференций.
В качестве еще одного нововведения можно отметить значительные коррективы, внесенные Руководсвом GRI G4 в понимание границ предоставления информации: вместо понятия «границы отчетности» введено понятие «границы аспектов». Таким образом, границы раскрытия информации варьируются по аспектам в зависимости от существенности рассматриваемого аспекта для той или иной структурной единицы группы компаний.
Требования GRI G4 к показателю G4-12 «Описание цепочки поставок организации» (последовательности действий или ряда сторон, поставляющих организации товары или услуги) достаточно общие. Раскрытие этого показателя не вызывает существенных трудностей. Компании, как правило, кратко и емко описывают свою цепочку поставок по следующему плану: основные группы за¬купаемых товаров и услуг; общее число поставщиков, их структура по стра- нам/регионам, по размеру; общая сумма расходов на закупки, сумма платежей поставщикам. Новшеством GRI G4 является также то, что теперь в указателе GRI по каждому показателю (стандартному элементу) отмечается, прошел ли он проверку внешнего заверителя.
В силу того, что Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI является основным рекомендательным документом в области устойчивого развития, получившим международное признание, мировые лидеры при¬меняют его в качестве основы формирования нефинансовой отчетности. В ходе диссертационного исследования была изучена лучшая практика формирования отчетов в области устойчивого развития в России и за рубежом и проведен анализ соответствия рейтинговых российских и зарубежных компаний предложен¬ному Глобальной инициативой по отчетности GRI «триединому итогу». В процессе анализа было выявлено полное соответствие отчетности рекомендациям Глобальной инициативы GRI по раскрытию экономической эффективности, экологической безопасности и социальной устойчивости.
Включенные в отчетность показатели отражают последовательную работу рассмотренных компаний по внедрению в деловую практику принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. В нефинансовых отчетах комплексно раскрывается информация по ключевым направлениям деятельности, представлены долгосрочные и среднесрочные задачи, приведен значительный объем конкретных показателей, отражающих экономические, социальные и экологические результаты, и оказываемые компаниями воздействия на общество и окружающую среду.
На основании проведенного анализа можно с уверенностью утверждать, что отчетность российских компаний не уступает зарубежным отчетам в области устойчивого развития. Проанализированная отчетность содержит значимую информацию, охватывает ключевые области ответственной деловой практики в
Наличие четко разработанной методики и применение системного подхода к формированию корпоративных социальных отчетов по «триединому итогу» позволяет сделать вывод о высоком уровне развития представленных компаний. Вместе с тем, системность, комплексность и последовательность подхода в решении ключевых вопросов, связанных с устойчивым развитием, и полное соответствие принципам, рекомендованным Глобальной инициативой по отчетности GRI, говорит о готовности компаний к переходу на новый уровень развития, связанный не только с интеграцией финансовой и нефинансовой информации, но и внедрением новейших технологий и созданием новых усовершенствованных платформ отчетности.
С целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на качество нефинансовой отчетности, на основе выборки из 21 нефинансовых отче¬тов рейтинговых российских компаний, которые на основании выбранных критериев должны представлять собой образцовые документы с высоким раскрытием показателей GRI, при использовании программного продукта Gretl и паке¬та анализа Excel была построена экономико-математическая модель. Ключевые факторы, влияющие на результирующий показатель, и критерии их оценки бы¬ли определены на основании разработанной автором методики оценки нефинансовой отчетности при использовании Руководства GRI G4 и Стандарта АА10008Е8. Результирующий показатель (качество нефинансовой отчетности) был оценен по пятибалльной шкале на основании значений Рейтинга социальных отчетов по итогам 2015 г., составленному RAEX (рейтинговым агентством Эксперт РА).
В то же время при использовании программного продукта Gretl и пакета анализа Excel были изучены факторы, влияющие на показатель качества взаимодействия с заинтересованными сторонами.
- степень участия заинтересованных сторон в планировании, реализации и оценке процесса взаимодействия;
- гарантия экологической и промышленной безопасности деятельности компании;
- качество представленной на сайте компании информации;
- степень практического исполнения компанией обязательства быть под-отчетной; соответствовать принципам, заложенным в стандартах серии АА1000; грамотно разрабатывать методику и систематические процедуры определения и составления карты стейкхолдеров (оказывает наибольшее влияние).
Результирующая переменная (качество взаимодействия с заинтересованными сторонами) была оценена на основании методики, систематизированной автором в соответствии со Стандартом взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES и показателями Руководства GRI G4, экспертной груп¬пой, состоящей из 7 магистрантов и 14 преподавателей кафедры управленческого учета и контроллинга Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета (7 из которых являются практиками).
В результате исследования выяснилось, что для улучшения качества взаимодействия с заинтересованными сторонами компаниям рекомендуется обра¬тить особое внимание на степень практического исполнения компанией обяза¬тельства быть подотчетной; соответствовать принципам, заложенным в стан¬дартах серии АА1000; грамотно разрабатывать методику и систематические процедуры определения и составления карты стейкхолдеров (т. к. по результатам исследования данный показатель оказывает наибольшее влияние на регрессионную модель).
На основе той же выборки отчетов был проведен экспресс-анализ по определению существенных тем в практике рейтинговых российских компаний, в ходе которого были выявлены общие тенденции относительно применения принципа существенности.
В ходе исследования было выявлено, что лидером по раскрываемости в отчетности является тема промышленной безопасности и безопасности труда (количество показателей в 2-3 раза выше аналитики по другим темам), а также вопрос социальной устойчивости (где количественные показатели в основном используются при раскрытии системы взаимоотношения с персоналом). Отношения с обществом в большинстве случаев представлены описаниями проектов и программ, не сопровождающимися аналитическими данными.
Выяснилось, что в подавляющем большинстве процедура определения существенных тем в отчетности осложняется формальным описанием аспектов при анкетировании заинтересованных сторон. Не смотря на то, что содержание отчетов и раскрываемые темы довольно точно следуют Руководству GRI, дополнительные вопросы получают отражение крайне редко и перечень пред¬ставленных заинтересованным сторонам тем для выявления существенных аспектов зачастую формулируется в терминологии руководства GRI без пояснений содержания, что зачастую приводит к неверному толкованию и, следовательно, ранжированию.
На взгляд автора, для нивелирования формального характера и фокусирования деятельности на ключевых аспектах необходимо при определении приоритетности существенных тем учитывать критерии существенности, установ¬ленные Руководством GRI G4, например: акцентирование внимания на наличии законодательного регулирования отдельных вопросов; темах, связанных с рисками, возможностями, стратегией развития компании; вопросах, поднимаемых в отчетах сопоставимых компаний и т.п.
В процессе подготовки анкеты для стейкходдеров в рамках процедуры выявления существенных тем компаниям рекомендуется расшифровывать (пояснять) аспекты, представленные в Руководстве GRI G4 (чтобы заинтересованные стороны могли их верно истолковать и, следовательно, ранжировать).
Экспресс-анализ показывает, что выбор существенных тем в отчетах российских компаний определяется, например, законодательными требованиями, в большинстве отчетов существенные аспекты подаются в рамках описания бизнес-стратегий и преподносятся, соответственно, исключительно исходя из интересов собственного бизнеса, что не соответствует критериям GRI.
Осложняющим обстоятельством является и тот факт, что ранжирование аспектов по приоритетности на основе оценок стейкхолдеров осуществляется без учета значимости воздействий. Не смотря на то, что множество компаний, формирующих отчетность на основе Руководства GRI G4, вовлекают стейкхолдеров в определение существенных тем, в большинстве случаев карты существенных аспектов строятся исключительно на оценках внутренних и внешних заинтересованных сторон, что противоречит рекомендациям GRI. Объемные разделы по взаимодействию с заинтересованными сторонами зачастую не вы¬являют зависимость содержания отчета от запросов стейкхолдеров, как и позиция компании относительно запросов различных групп заинтересованных сторон. И все же многие передовые компании (такие как ПАО «ФСК ЕЭС», НЛМК, ПАО «Газпром нефть» и др.) стараются учитывать мнения своих стейкхолдеров при определении существенных тем.
Экспресс-анализ нефинансовой отчетности в российской практике пока-зал, что универсального способа определения существенности нет, разные компании используют различные методы. В ходе исследования были выявлены наиболее приоритетные из них, такие как: проведение диалогов с заинтересованными сторонами, организация фокус-групп, анкетирование, использование карт SASB, бенчмаркинг и анализ медиа источников. На взгляд автора, комбинирование различных методов может упростить процесс определения существенных аспектов и, вместе с тем, способствовать улучшению результатов и повышению качества отчетности.
Итак, результаты исследования показали, что на качество нефинансовой отчетности оказывают существенное влияние следующие анализируемые факторы: качество взаимодействия с заинтересованными сторонами, соответствие представленной в нефинансовой отчетности информации принципу существенности на основе GRI G4 и раскрытие информации о деятельности в области устойчивого развития по трем аспектам: экономическому, экологическому и социальному.
Вследствие того, что раскрытие информации о деятельности в области устойчивого развития по «триединому итогу» (экономическому, экологическому и социальному аспектам) оказывает наибольшее влияние на результирующую переменную, можно сделать вывод, что для улучшения качества отчетно¬сти в области устойчивого развития компаниям рекомендуется обратить особое внимание на данный показатель.
Итоговым этапом диссертационной работы стало исследование перспектив и факторов дальнейшего развития нефинансовой отчетности. Все, без исключения, эксперты в области устойчивого развития сходятся во мнении, что существующая модель корпоративной социальной отчетности нуждается в обновлении. Однако усовершенствование старой модели разным экспертам видится по-разному: одни придерживаются позиции, что прогресс в данной области синонимичен переходу к интегрированной системе отчетности; другие - говорят о необходимости усовершенствования нефинансовой составляющей и ее дальнейшего развития (не считая принципиальным аспектом процесс инте¬грации), аргументируя свою позицию акцентом на результативности и качестве представленной информации; третьи полагают, что стандартизация отчетности вовсе лишает компании индивидуальности.
На взгляд автора, будущее нефинансовой отчетности состоит в применении активных современных коммуникаций, технологий, построенных с учетом специфики целевой группы и ориентированных на формирование качественно¬
го содержания и оформления отчетности. Качественно сформированный нефинансовый отчет в полной мере удовлетворяет информационные потребности заинтересованных сторон, позволяет оценить динамику развития компании, эффективность социально значимых проектов, увидеть пути ее функционирования и результаты, связанные с устойчивым развитием бизнеса и ключевыми аспектами деятельности.
Многие лидеры российского бизнеса (не говоря уже о зарубежных компаниях) стремятся сегодня совершенствоваться посредством перехода к интегрированной платформе отчетности. Безусловно, интегрированная отчетность является наиболее совершенной системой отчетности, существующей сегодня, всесторонне и связно представляющей информацию о компании, необходимую для понимания долгосрочных перспектив ее деятельности. Вместе с тем, можно бесконечно перечислять успешные компании, которые готовят отчетность на основании рекомендаций Глобальной инициативы по отчетности GRI и не собираются отказываться от данной системы в силу того, что она их полностью устраивает.
Учитывая тот факт, что все действующие сегодня стандарты и платформы отчетности (в том числе Интегрированная отчетность (IR), SASB и Отчетность в области устойчивого развития GRI) имеют рациональную основу и облегчают деятельность компаний, помогая в качественном формировании нефинансовой информации, они имеют право на существование. Более того, одним из возможных и наиболее целесообразных вариантов развития событий в будущем, на взгляд автора, является комбинирование данных систем и создание на их основе единой платформы отчетности.
Процесс стандартизации отчетности вызывает сегодня множество дискуссий. Некоторые эксперты склонны считать, что заданные рамки не позволят учитывать индивидуальные особенности компаний и отраслевую специфику, другие (так же как мы) сходятся во мнении, что стандартизация оптимизирует процесс сбора и предоставления данных, и, вместе с тем, позволяет решить общемировую проблему сопоставимости информации, которая сейчас столь актуальна.
Несопоставимость данных - далеко не единственная проблема в области устойчивого развития. Основной проблемой российского бизнеса остается неразвитость практики обсуждения вопросов, индикаторов и перспектив КСО в обществе; низкий уровень обмена практическим опытом и знаниями в области методологии составления отчетности. По мнению автора, решение данной проблемы возможно за счет создания дополнительных возможностей для изучения лучших практик, международного и российского опыта, методологии, а также повышения внимания со стороны общественных организаций, СМИ и правительства к процессу формирования отчетности в области устойчивого развития.
Вместе с тем, российским компаниям необходимо избавиться от тенденции создания положительного имиджа за счет искусственной идеализации деятельности и освещения сугубо позитивных аспектов, невзирая на реальные проблемы и недостатки бизнеса. Для поддержания собственной эффективности и конкурентоспособности компаниям рекомендуется предоставлять стейкхолдерам объективную, достоверную и понятную информацию, удовлетворяющую критериям сбалансированности и сопоставимости с данными отчетов компаний-конкурентов, а также сравнимости с предыдущими отчетами самого экономического субъекта.
Итак, мы придерживаемся позиции, что будущее нефинансовой отчетности за внедрением новой усовершенствованной платформы и выступаем за со¬здание единой унифицированной системы требований по формированию нефинансовой информации, которая возможна при комбинировании уже существующих систем отчетности.


1. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О га¬рантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации о Концепции перехода Россий-ской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента Рос-сийской Федерации Б.Н. Ельцина от 1 апреля 1996 г. №440) .
3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ Эколо¬гической политики Российской Федерации на период до 2030 года» от 30 апреля 2012 г.
4. Директивы Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 30.03.2012 № 1710п-П13.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009) о Концепции долгосрочного социально-экономического раз¬вития Российской Федерации на период до 2020 года.
6. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф. Прокопов, Е. Феоктистова и др.; под общ. ред. А. Шохина. М.: РСПП, 2008. 68 с.
Монографии, диссертации
7. Бариленко В.И. Актуальные проблемы развития бизнес-анализа в услови¬ях ориентации на инновационный путь развития: монография/ В.И. Бари¬ленко, О. В. Ефимова, Р. П. Булыга, Е. Б. Герасимова, В. В. Бердников, В. П. Невежин; под ред. В. И. Бариленко. - М.: Финансовый университет, 2012. - 196 с.
8. Бизнес. Экология. Человек, сборник корпоративных практик. / РСПП, Москва, 2016 г. - 156 с.
9. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция кон¬цепции/ Благов, Ю. Е.- СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»,
2010.- 272 с.
10. Бахрушина М. А. Бухгалтерское дело: Уч., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М. - 2015. - 376 с.
11. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
12. Все о лидерах 2015: по материалам проекта «Лидеры корпоративной бла¬готворительности — 2015». —М.: Форум Доноров, 2015. —166 с.
13. Ким Л. И. Стратегический управленческий учет: Монография / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 202 с.
14. Кочетова В. С. Корпоративные коммуникации в системе связей с обще-ственностью: фактор социальной ответственности бизнеса: автореф. дис. канд. филологических наук: 10.01.10 / Кочетова Вероника Сергеевна - М., 2010.
15. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпо¬ративной нефинансовой отчетности // Аналитический обзор корпоратив¬ных нефинансовых отчетов, 2008-2011. Л. Н. Шохин, Л. В. Аленичева, E. Н. Феоктистова, Ф. Т. Прокопов, М. Н. Озерянская. М.: РСНН, 2012. С. 26.
16. Цей С. А. Формирование и раскрытие в отчетности публичных компаний информации по вопросам их социальной ответственности и корпоратив¬ного управления: автореф. дис. канд. экономических наук: 08.00.12 / Цей Саида Асланбиевна - М., 2011.
17. Gray, R., Bebbington, J. Accounting for the Environment: Second Edition. SAGE Publications. 2001. - 359 p.
Статьи и материалы периодической печати
18. Батырова Н. С. Интегрированная отчётность: анализ текущего состояния и перспективы развития /Н.С. Батырова// Инновационное развитие эко¬номики. - 2013. - №1 (13) - 2013 январь-февраль. - С. 31-37.
19. Батырова Н. С. Информационно - аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития компании / Н.С. Батырова // Аудитор. - 2014. - №4
(230). - С. 79-86.
20. Батырова Н. С. Методологические основы разработки и реализации стра¬тегии устойчивого развития хозяйствующего субъекта/Н.С. Батырова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.- №44 (395). -2014 но¬ябрь. - С.14 - 25.
21. Волгина Н. А. Зарубежные ТНК в нефтегазовом секторе России // Вест-ник Томского государственного университета. - 2009. - № 329. - С.155-159.
22. Выручаева А. Особенности интегрированной финансовой отчетности // Актуальная бухгалтерия . - № 8 . - 2013 . - 134с.
23. Бондарев Р. С., Разнова Н. В. Построение модели развития бизнеса на ос¬нове интеграции концепции организационных изменений и инструментов стейкхолдер-менеджмента, - Экономика и управление в XXI веке: тен¬денции развития. - 2014. - №14. - С. 7-15.
24. Каспина Р. Г. Новые подходы при формировании корпоративной отчет¬ности в нефтяных компаниях / Р. Г. Каспина, Л. З. Шнейдман // Нефтя¬ное хозяйство. - № 9. - 2013.- С. 14-17.
25. Левашов В. К. О социальной сущности концепции устойчивого развития / В. К. Левашов //Социологические исследования. - 1997. -№ 4. С.3-14.
26. Морозов В. О. Определение стратегических позиций стейкхолдер- организации: Территория новых возможностей, - Вестник Владивосток-ского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - №1 (19). - С. 138-143.
27. Павлова О. В. Учет и раскрытие «нефинансовых» обязательств в отчетно¬сти по МСФО//МСФО и МСА в кредитной организации. - № 3.- 2012. - 123с.
28. Солодухин К. С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией - Проблемы современной экономики: журнал. - 2007. - №4 (24).
29. Социальная ответственность нефтегазовых компаний // Энергетический
бюллетень. - 2015. - № 30. С.15-20.
30. Фомин М. В. Совершенствование подходов к формированию корпора-тивной отчетности // Аудитор . - № 8 . - 2012 . - 103с.
31. Хенинг Г. Социально-ориентированная компания в агрессивной конку-рентной среде // Кадровик.ру.- N 8.- 2012.- 100с.
32. Carroll, A. Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Performance // Academy of Management Review. 1979. V. 4. № 4. P. 500.
33. Frederick, W. Toward CSR3: Why ethical analysis is indispensable and una¬voidable in corporate affairs. 1986. California Management Review, V. 28, p. 126-141.
34. Kaspina, R. Interrelation of Company's Business Model Structure and Infor¬mation Disclosed in Management Reporting / R. G. Kaspina, L. S. Khapugina, E. A. Zakirov // Life Science Journal. - 2014. - № 11 (12). - pp.778-780.
35. Tweediea, D., Martinov-Benniea, N. Entitlements and Time: Integrated Re-porting's Double-edged Agenda. Social and Environmental Accountability Journal, 2015, no. 35, pp. 49-61.
36. Wood, D. Corporate Social Performance Revisited// Academy of management Review. 1991. V.16. № 4. p. 693.
Электронные ресурсы
37. Анализ нефинансовой отчетности. ООО «ПрайсвотерхаусКуперсКон- сультирование», 2015. URL: http://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/non- financial-reporting-survey.pdf (дата обращения: 15.04. 2016).
38. Арустамян Г. С. Роль и значение стейкхлодеров в корпоративном поведе¬нии. URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/06/3504.pdf (дата обращения:
10.12.2015).
39. Батырова Н. С. Информационно-аналитическое обеспечение стратегии
устойчивого развития компании: дис. канд. экономических наук: 08.00.12 / Батырова Надежда Сергеевна - М., 2014. URL:
http://diss.fa.ru/sites/default/files/diss_files/19837cf13f0443e0b3d9389e7fd942 16.pdf (дата обращения: 15.04. 2015).
40. Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению: ис¬следование КПМГ, 2013. URL:
http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Docume nts/S_CG_6_rus.pdf (дата обращения: 17.12. 2014).
41. Глобальная инициатива по подготовке отчетности в области устойчивого
развития GRI. Официальный сайт. URL:
https: //www.globalreporting.org/Pages/default.aspx (дата обращения:
02.10.2014).
42. Годовой отчет ПАО «Бинбанк». URL:
https://www.binbank.ru/about/accountancy/annual/ (дата обращения:
05.05.2015).
43. Годовой отчет ПАО «Нижнекамскнефтехим».
http: //fs .moex.com/content/annualreports/1770/1/nizhnekamskneftehim- russ.pdf (дата обращения: 16.06.2015).
URL
44. Годовой отчет ПАО «Россети»,
http://kgo.rcb.ru/2015/otchet/rosseti-ar2014-rus.pdf 24.05.2015). 2014. URL
(дата обращения
45. Годовой отчет ПАО «Татнефть», 2014. URL

http://www.tatneft.ru/storage/block_editor/files/5d499576db4af25f8a32ef2148 cdf02d530931e2.pdf (дата обращения: 15.05.2015).
46. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Национальный стандарт РФ «Руководство по социальной ответственности». - М.: Стандартинформ, 2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200097847 (дата обращения: 08.10.2014).
47. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Национальный стандарт РФ «Системы экологи¬ческого менеджмента». - М.: Стандартинформ, 2007. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200051440 (дата обращения: 15.10.2014).
48. ГОСТ Р ИСО 8000-2—2014 Национальный стандарт РФ «Качество дан¬ных. Часть 2. Словарь». - М.: Стандартинформ, 2015. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200114774 (дата обращения: 15.01.2016).
49. ГОСТ ISO 9000-2011 Межгосударственный стандарт «Системы менедж-
50. Да-Стратегия. Официальный сайт. URL: http://da-strateg.ru/ (дата обраще¬ния: 18.03.2015).
51. Директива ЕС по раскрытию нефинансовой информации: все что вы хо-тели спросить. Sustainable business, 2016. URL: http://csrjournal.com/17611- direktiva-es-po-raskrytiyu-nefinansovoj-informacii-vse-chto-vy-xoteli- sprosit.html (дата обращения: 24.03.2015).
52. Интегрированная отчетность: а вы готовы? // Исследование компании EY,
2014. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-integrated-
reporting-rus//EY-integrated-reporting-rus.pdf (дата обращения:
09.12.2015).
53. Интегрированный отчет ПАО «Уралкалий», 2014. URL: http://media.rspp.ru/document/1/1/c/1ca2dc50391aa5fd0edc927e5d166daf.pdf (дата обращения: 22.04.2015).
54. Комплекс индексов социальной ответственности и отчетности // Проект Рос. союза промышленников и предпринимателей, 2015. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/c14a52ae-2ae8-42e7-93b8- 7412a36eefc7.pdf (дата обращения: 07.04.2016).
55. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых от-четов // Сайт РСПП. URL: http://www.rspp.ru/simplepage/157 (дата обра¬щения: 13.11.2014).
56. Нефинансовая отчетность: оценка существенности, эл. журнал sustainable business, 2015. URL: http://csrjournal.com/14826-nefinansovaya-otchetnost- ocenka-sushhestvennosti.html (дата обращения: 13.12.2015).
57. Объединяя потенциалы. Интегрированный годовой отчет «Атомэнерго-
маш», 2014. URL: http://www.aem-
group.ru/static/images/Company/pgo/2014short.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
58. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: аналит. обзор,
2012-2014 / Рос. союз промышленников и предпринимателей. - М.: 2015, 136 с. URL:
http: //media. rspp. ru/do cument/ 1/f/c/fc84b1337dbdd2411f73f3ca3f1bd173.pdf (дата обращения: 16.12.2015).
59. Отчет в области устойчивого развития Группы МТС. URL:
http: //static. mts. ru/uploadmsk/contents/1655/mts_our_2014. pdf?_ga= 1.988931 50.1970242790.1465062823 (дата обращения: 23.06.2015).
60. Отчет Группы «ЛУКОЙЛ» о деятельности в области устойчивого разви¬тия на территории РФ в 2013-2014 годах. URL:
http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2013/Book_SO_rus_s.pdf (дата об¬ращения: 03.05.2015).
61. Отчет Группы «РусГидро» о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии, 2014. URL: http://kgo.rcb.ru/2015/otchet/rushydro- ar2014-social.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
62. Отчет о корпоративной социальной ответственности ПАО «ГМК Нориль¬ский никель». URL: http://www.nornik.ru/assets/files/KSO2013.pdf (дата
обращения: 28.05.2015).
63. Отчет о КСО ПАО «Сбербанк России». URL:
http://www.sberbank.ru/csr/reports (дата обращения: 12.04.2015).
64. Отчет о корпоративной социальной ответственности и устойчивости раз¬вития ПАО «Северсталь» URL:
http: //www.severstal. com/files/13161/Severstal_CSR_Report_2014_RU S.pdf (дата обращения: 27.06.2015).
65. Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ПАО «ФСК ЕЭС», 2014. URL: http://kgo.rcb.ru/2015/otchet/fsk-ees-ar2014- social.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
66. Отчет об устойчивом развитии «Газпром нефть», 2014. URL:
http://www. gazprom-nelt.ru/annual-reports/2014/GPN_SR_2014_rus_web.pdf (дата обращения: 20.05.2015).
67. Отчет об устойчивом развитии ПАО АНК «Башнефть», 2014. URL: http://www.bashneft.ru/files/iblock/faa/20150814_bn_our2014_rus_web.pdf (дата обращения: 12.05.2015).
68. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Казаньоргсинтез», 2014. URL: http://www.kazanorgsintez.ru/upload/docs/%D0%9E%D 1 %82%D 1 %87 %D0%B5%D 1 %82_%D0%BE%D0%B1_%D 1 %83%D1%81 %D 1 %82%D0% BE%D0%B9%D 1 %87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D 1 %80%D 0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D0%9E %D0%90%D0%9E_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1% 8C%D0%BE%D 1 %80%D0%B3%D 1 %81 %D0%B8%D0%BD%D 1 %82%D0 %B5%D0%B7.pdf (дата обращения: 30.04.2015).
69. Отчет ПАО «НОВАТЭК» в области устойчивого развития на территории Российской Федерации, 2014. URL: http://www.novatek.ru/ru/development/ (дата обращения: 03.06.2015).
70. Отчетность в области устойчивого развития: исследование КПМГ, 2013. URL: http: //www. kpmg. com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Do cuments/S_CG_8r.pdf дата обращения: 14.03.2016).
71. Отчетность 3.0. Вперед к новым вершинам перспективных платформ от¬четности, эл. журнал sustainable business, 2015. URL:
http://csrj ournal. com/14679-konferenciya-otchetnost-3 -0-vpered-k-novym- vershinam-perspektivnyx-platform-otchetnosti.html (дата обращения: 14.03.2015).
72. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринима¬телей. URL: http://рспп.рф/simplepage/475 (дата обращения: 18.12.2015).
73. Преимущества отчетности в области устойчивого развития // Исследова¬
ние компании EY и Центра корпоративного гражданства Бостонского колледжа, 2013. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-
Value-of-Sustainability-RUS//EY-Value-of-Sustainability-RUS.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
74. Принципы корпоративного управления и гармонизация механизмов их
75. Проект отчета в области устойчивого развития ПАО «НЛМК», 2015. URL: http://nlmk.com/upload/iblock/72c/%D0%9D%D0%9B%D0%9C%D0%9A% 20-
%20%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%20%D0%B E%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%D0%B0%202015.pdf (дата обра¬щения: 29.03.2015).
76. Реализация стратегии устойчивого развития: вызовы и возможности,
2015. URL: http://www.pwc.ru/ru/events/2015/assets/sus-event-
presentation.pdf (дата обращения: 02.05.2015).
77. Рейтинг социальных отчетов RAEX (Эксперт РА). URL: http://raexpert.ru/
78. Российский союз промышленников и предпринимателей. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов. URL: http://рспп.рф/simplepage/157 (дата обращения: 11.03.2015).
79. Руководство по отчетности в области устойчивого развития: версия G4,
2013. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-GRI-G4_Guidelines-
report-Newsletter-Rus//EY-GRI-G4%20Guidelines-report-Newsletter- Rus.pdf (дата обращения: 11.12.2014).
80. Руководство GRI (G4): Основные изменения в требованиях к отчетности
в области устойчивого развития. II Практический семинар «Годовые от-четы: опыт лидеров и новые стандарты» Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан», 2014. URL:
http://raexpert.kz/files/events/ar_2014/Presentation_Annayev.pdf (дата обра¬щения: 13.12.2014).
81. Сафанова Ф. Ю. Методика формирования интегрированного отчета: дис. канд. экономических наук: 08.00.12 / Сафанова Фаина Юсиевна - Санкт-
82. Социальный отчет ПАО АК «Алроса». URL:
http://www.alrosa.ru/documents/%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0 %B0%D0%BB%D 1%8C%D0%BD%D 1%8B%D0%B5- %D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B/ (дата обраще¬
ния: 11.06.2015).
83. Социальный отчет ПАО «Альфа банк», 2014. URL:
https: //alfabank. ru/f/1/about/annual_report/Social-Report_2014.pdf (дата об¬ращения: 02.07.2015).
84. Социальный отчет ПАО «МРСК Центра и Приволжья», 2014. URL:
http://www.mrsk-cp.ru/upload/documents/90213.pdf (дата обращения:
20.05.2015).
85. Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АA1000SES (Stakeholder Engagement Standard). URL: http://www.urbaneconomics.ru (дата обращения: 10.10.2014).
86. Тренды в области устойчивого развития и отчётности в 2025: готовимся к
будущему // эл журнал sustainable business, 2015. URL:
http://csrjournal.com/9640-trendy-v-oblasti-ustojchivogo-razvitiya-i- otchyotnosti-v-2025gotovimsya-k-budushhemu.html (дата обращения: 10.04.2016).
87. Banking and finance / Non-IFRS financial statements (01.12.2015). URL:http://ec.europa.eu/internal_market/accounting/nonfinancial_reporting/in dex_en.htm (дата обращения: 18.12.2015).
88. Corporate Citizenship Reports ExxonMobil. URL:
http://www.corporate.exxonmobil.com/ (дата обращения: 15.02.2016).
89. Finch, N. “Development of Sustainability Reporting. Frameworks: The case of
Australia”, Springer Link, 2015. URL:
http://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-10909-1_11 (дата обра-
щения: 02.04.2015).
90. Frias-Aceituno, J., Rodriguez-Ariza, L., Garcia-Sanchez, I. M. “The role of the
board in the dissemination of integrated corporate social reporting”, 2013. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-
84880746738&origin=resultslist (дата обращения: 12.11.2014).
91. Friedman, J. CSR 2.0: Prescription for a Better Future // huffpost BUSINESS,
2014. URL: http://www.huffingtonpost.com/john-friedman/csr-20-
prescription-for-a_b_4955915.html (дата обращения: 27.01.2015).
92. Habek, P. “Evaluation of sustainability reporting practices in Poland”, 2014.
URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-
84897411609&origin=resultslist (дата обращения: 07.11.2014).
93. Hahn, R., Kuhnen, M. “Determinants of sustainability reporting: A review of
results, trends, theory, and opportunities in an expanding field of research”, 2013. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-
84884671309&origin=resultslist (дата обращения: 07.11.2014).
94. Herremans, I., Nazari. J., Mahmoudian, F., “Stakeholder Relationships, En-gagement, and Sustainability Reporting”, Journal of Business Ethics, 2015. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s10551-015-2634-0 (дата обра¬щения: 18.04.2015).
95. Impact of Corporate Sustainability on Organizational Processes and
Performance. URL: http://www.hbs.edu/faculty/publication%20files/ssrn-
id1964011_6791edac-7daa-4603-a220-4a0c6c7a3f7a.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
96. International Integrated Reporting Committee (IIRC). URL: http://www.theiirc.org/ (http://ir.org.ru/) (дата обращения: 10.02.2015).
97. Kjaergaard, T., Schleper, M., Schmidt, C. “Current Deficiencies and Paths for Future Improvement in Corporate Sustainability Reporting”, Springer Link,
2015. URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-22288-2_5
(дата обращения: 02.04.2015).
98. Lambooy, T., Hordijk, R., Bijveld, W. “Communicating about integrating sus-
99. Levitt, T. "The Globalization of Markets," Harvard BusinessReview, 1983. URL: http://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets/ar/1 (дата обраще¬ния: 02.02.2015).
100. Mio, C., Venturelli, A. “Non-financial Information About Sustainable Devel¬
opment and Environmental Policy in the Annual Reports of Listed Companies: Evidence from Italy and the UK”, 2013.
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2- s2.084887824231&origin=resultslist (дата обращения: 09.11.2014).
101. Navigating Joint Ventures in Oil and Gas Industry // Web-site Ernst&Young. URL: http://www.ey.com/Publication/ (дата обращения: 02.02.2016).
102. PwC Reporting Perspectives // PricewaterhouseCoopers Private Limited, 2014.
URL: http://www.pwc.in/assets/pdfs/publications/2014/pwc-reporting-
perspectives.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
103. RAEX (Эксперт РА): Официальный сайт RAEX (Эксперт РА). URL: http://raexpert.ru (дата обращения: 11.04.2016).
104. Shaping a Sustainable Future. Guide to Corporate Sustainability // United Na¬tions Global Compact, 2014. URL:
https://www.unglobalcompact.org/library/1151 (дата обращения:
07.11.2015).
105. Sustainability and Reporting Trends in 2025- Preparing for the Future - GRI’s
Reporting 2025 Project: First Analysis Paper, 2015. URL:
https: //www. unglobalcompact.org/docs/publications/UN_Global_Compact_Gu ide_to_Corporate_Sustainability.pdf (дата обращения: 03.03.2016).
106. Sustainability Report ВР. URL: http://www.bp.com/ (дата обращения: 16.09.2015).
107. Sustainability Report Royal Dutch Shell. URL: http://www.shell.com.ru (дата
обращения: 22.10.2015).
108. The KPMG Survey of Corporate Responsibility Reporting, 2013. URL: https: //www. kpmg. com/Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublication s/corporate-responsibility/Documents/kpmg-survey-of-corporate- responsibility-reporting-2013.pdf (дата обращения: 20.05.2015).
109. Yang, J., Singh, N., Ma, J. “An Eclectic Framework for Sustainability Reports: Implications for Socially Responsible Investors”, Springer Link, 2016. URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-11815-4_165 (дата обра¬щения: 02.04.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ