Введение 3
Глава 1. Организация коммерческой деятельности на предприятии: теоретический аспект 6
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности 6
1.2 Направления коммерческой деятельности торгового предприятия 11
1.3. Методические подходы к оценке эффективности коммерческой
деятельности предприятия 17
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Азык» 25
2.1. Организационно - экономическая характеристика магазина «Азык» 25
2.2 Оценка коммерческой деятельности магазина «Азык» 37
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Азык» 49
3.1 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Азык» 49
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций 55
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложения
В современный период развития рыночных отношений особое значение приобретает развитие индивидуального предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы диверсификации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества.
Одним из основных направлений во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса.
Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
Субъекты малого предпринимательства, как субъекты рыночной экономики имеют - как преимущества, так и недостатки. Малые и средние предприятия, по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Количество малых предприятий в РФ составило 886.2 тыс., что на 1.3% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата России.
Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики за год существенно не изменилась - безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП) за ним следует промышленность (13,2%) и строительство (13,1%).
Коммерческая деятельность субъектов малого бизнеса имеет определенную специфику, обусловленную особенностями деятельности данных субъектов рынка - масштабами их функционирования.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Цель работы - проанализировать коммерческую деятельность магазина «Азык» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- описать понятия и сущность коммерческой деятельности;
- изучить направления коммерческой деятельности торгового предприятия;
- изучить специфику организации коммерческой деятельности на предприятиях малого бизнеса;
- проанализировать набор показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия;
- дать оценку коммерческой деятельности магазина «Азык»;
- разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Азык»»
- описать экономическое обоснование предложенных рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Азык».
Предметом исследования является процесс организации коммерческой деятельности и оценки ее эффективности.
Объектом исследования является магазин «Азык».
При выполнении работы были использованы различные математические инструменты, в том числе анализ в Excel.
Работа содержит введение; три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Проведя анализ теоретического материала можно сделать следующие выводы:
1. Коммерческая деятельность представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
2. Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар, как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.
3. Коммерческая деятельность непосредственно реализуется организациями, предприятиями, юридическими, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обеспечивает операции обмена между хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. Она осуществляется в соответствии с законодательством, правовыми и нормативными актами
Основными направлениями коммерческой деятельности предприятия являются:
- информационное обеспечение коммерческой деятельности;
- определение потребности в товарах;
- выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения;
- коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами;
- организация оптовых закупок товаров;
- коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
- коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров;
- рекламно-информационная работа;
- сервисное сопровождение;
- управление товарными ресурсами.
Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия во многом зависит от результатов ее работы, а именно от эффективности деятельности предприятия.
Критерием социальной эффективности являются финансирование расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива торгового предприятия из средств фонда потребления, образуемого за счет чистой прибыли.
Объектом исследования является: магазин «Азык»
Анализ экономической деятельности магазина «Азык» показал, что:
1. Выручка в 2014 г. увеличилась на 7769 т.р. по сравнению с 2013 г. В процентном отношении, это 801,2%. А в 2013 г. увеличилась на 12% по сравнению с 2012 г.
2. Прибыль от продаж в 2014 г. составила 4627 т.р., что по сравнению с предыдущим годом больше на 3920 т.р. или 654,5%. В 2013 г. прибыль продаж составила 707 тыс. руб., что больше данного показателя в 2012 г. на 11,9%.
3. Чистая прибыль в 2014 г. увеличилась на 623,7% и составила 3268 т.р., что по сравнению с 2013 г. больше на 2744 т.р. А в 2013 г. по сравнению с 2012 г. данный показатель увеличился на 8,7%.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что что в целом экономическая обстановка на предприятии складывается неплохо. С каждым анализируемым годом выручка увеличивается, следовательно, увеличивается и прибыль.
Также, путем устного опроса было выявлено, что конкурентная позиция магазина «Азык» устойчивая. На основе SWOT- анализа, среди слабых сторон следует указать узкий товарный ассортимент. В качестве угроз - появление конкурентов, наличие тенденции к совершению покупок в современных крупных форматах магазинов.
По результатам оценки коммерческой деятельности, были выявлены следующие проблемы в магазине «Азык»:
- недостаточно широкий ассортимент;
- неэффективная система мерчандайзинга ( интерьер и экстерьер магазина).
В целях совершенствования коммерческой деятельности в магазине «Азык» было предложено провести следующие мероприятия:
- совершенствование товарного ассортимента магазина, путем его оптимизации;
- совершенствование системы мерчандайзинга.
Проведение каждого мероприятия окажется эффективным.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4ч. Ч.1 Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ ред. от 07.02.2011.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 29.12.2010.
Учебники и учебные пособия
3. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учеб, пособие для вузов / М.С. Абрютина. - М.: Финпресс, 2012. - 176 с.
4. Александров Ю.Л. Экономика товарного обращения: учебник / Ю.Л. Александров, Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. -Красноярск, 2010.-240 с.
5. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб, пособие для вузов / под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 471 с.
6. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: учебник / И.А Бланк. - М.: ЭКМОС, 2011. - 416 с.
7. Бобарыкин И.В. Основы предпринимательства: учеб, пособие / И.В.
Бобарыкин; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. -Красноярск, 2012. - 101 с.
8. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учеб, пособие / С.Н. Виноградова. -Минск: Высш. шк., 2012. - 176 с.
9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник / В.А. Горемыкин,
Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. - М.: Филинъ, 2010. - 328 с.
10. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учеб, пособие / С.А. Каплина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 416 с.
11. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация, управление: учебное пособие / под ред. В.К. Козлова. - СПб.: Политехника, 2010. - 322 с.
12. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация, управление: учебное пособие / под ред. В.К. Козлова. - СПб.: Политехника, 2010. - 322 с.
13. Ковалева А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г, Лапу ста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.
14. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / С.Н.
Виноградова [и др.] - Минск; Высш. шк., 2010. - 464 с.
15. Снитко Л.Т. Управление капиталом торговой организации. Экономический аспект: учебное пособие / Л.Т. Снитко, Е.Н. Вистоборская, Т. Ю. Бугаева. - М: РДЛ, 2014. - 320 с.
16. Соловьева Н.А. Анализ результатов хозяйственной деятельности торговых организаций: учеб, пособие / Н.А. Соловьева, Т.А. Цыргунова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2014. - 96 с.
17. Торговое дело: Экономика и организация: учебник / под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Брагина, Т.П. Данько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 560 с.
18. Финансы предприятий: учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г [и др.]- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-447 с.
19. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля: настольная книга руководителя, главного бухгалтера юриста / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 544 с.
20. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / под ред. А.Н. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА -М, 2012. - 292 с.
21.Экономика предприятия торговли: учебное пособие. В 2 ч. 4.1 / Ю.Л. Александров [и др.]; Краснояр. гос. торг.- : экон. ин-т. - Красноярск, 2012.-257 с.
22.Экономика предприятия торговли: учебное пособие. В 2 ч. 4.2 Ю.Л. Александров [и др.]; Краснояр. гос. торг, экон. ин-т. - Красноярск, 2012.- 171с.
Статьи и печати периодической печати
23. Аллен П. Учимся торговать: пер. с англ. / П. Ален. - 2-е изд. -Минск: Амалфея, 2014. - 213 с.
24. Бабаев С. Управление закупками и продажами /С. Бабаев// Российская торговля. - 2014. -№5-6. -С.28-29.
25. Бланк И.А. Торговый менеджмент. /И.А. Бланк. - Киев: Ника - центр Эльга, 2014. - 486с.
26. Громова М. Мелкооптовая торговля - выгодное дело, если все Ю. Бугаева. - М: РДЛ, 2014. - 320 с.
27. Гуняков Ю. В. Начала коммерциологии./ Ю. В. Гуняков. -Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. -Красноярск, 2011. - 131 с.
28. Гуняков Ю.В. Начала коммерциологии: функциональный аспект / Ю. В. Гуняков. - Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2011. - 321 с.
29. Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер; пер. с англ. М. Котельниковой. -М: Астрель; АСТ; Ермак, 2014. -284 с.
30. Карташова В.Н. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Н. Карташова, А.В. Приходько. - М.: Приор-издат, 2014. - 160 с.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: /Ф. Котлер, пер. с англ./ Л.А. Волкова, Ю.И. Кантуревский. - СПб.: Питер, 2013. - 752 с.
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - 4-ое изд., перераб. и доп. - Минск: Новое знание, 2010. - 688 с.
33. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2014. - 229 с.
Электронные ресурсы
34. Материалы Всероссийсуих конференций представителей малых предприятий. [электронный ресурс] www.old.nisste.ru