Процентная политика коммерческих банков и пути повышения ее эффективности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. Определение и сущность процентной политики коммерческого банка 6 в России и за рубежом
1.2. Цели, принципы и этапы управления процентной политикой 16
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 25
2.1. Анализ факторов, влияющих на процентные ставки по кредитным операциям 25
2.2. Анализ факторов, влияющих на среднюю цену ресурсов 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 59
3.1. Проблемы реализации процентной политики коммерческого банка 59
3.2. Пути повышения эффективности процентной политики 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. Определение и сущность процентной политики коммерческого банка 6 в России и за рубежом
1.2. Цели, принципы и этапы управления процентной политикой 16
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 25
2.1. Анализ факторов, влияющих на процентные ставки по кредитным операциям 25
2.2. Анализ факторов, влияющих на среднюю цену ресурсов 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 59
3.1. Проблемы реализации процентной политики коммерческого банка 59
3.2. Пути повышения эффективности процентной политики 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях повышение эффективности деятельности отечественного банковского сектора существенным образом определяется действенностью механизма перераспределения финансовых ресурсов, который обеспечивает аккумулирование средств, их диверсификацию между различными сферами экономической деятельности и формирования процентных доходов и расходов банковских учреждений. Вместе с тем, несмотря на обострение конкурентных отношений как по спросу, так и предложению финансовых ресурсов, проблемными остаются вопросы их привлечения со стороны небанковского сектора и высокая стоимость, недостаточная диверсификация источников формирования средств, в дальнейшем влияет на уровень процентных ставок по кредитам, ограничивает возможности размещения ресурсов и приводит к снижению прибыльности и роста рискованности банковских операций. При таких условиях актуальной проблемой менеджмента банков является формирование такой процентной политики, которая обеспечивала бы тесную взаимосвязь экономически целесообразных объемов банковских ресурсов с допустимым уровнем их доходности и затратности. Практическая направленность процентной политики определяется ее функциональным содержанием, поскольку процентные доходы и расходы обеспечивают формирование основной части прибыли и допустимый для конкретного банковского учреждения уровень точки безубыточности, чистой процентной маржи, спрэда, что обуславливается спецификой структуры баланса банка. В то же время, усиление конкуренции и циклическое развитие экономики обусловливают необходимость постоянного поиска и совершенствования инструментария формирования процентной политики отечественных банков.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью , что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью , что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и, с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.
Актуальность данной темы заключается в том, что процентная политика является одним из важнейших и достаточно сложных инструментов регулирования и воздействия на экономику государства. Банковский процент всегда присутствует в системе регулирования экономики на макро и микроуровнях. В механизме воздействия на экономику он превосходит все другие инструменты по степени своей доступности и простоты.
Предметом изучения данной работы является процентная политика коммерческого банка. Объект - 3 крупных и 3 региональных коммерческих банка. Целью работы является освещение организационно-экономических основ формирования процентной политики банков и обоснование путей ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность процентной политики, аспекты её формирования; провести исследование процентной политики на примере конкретных банков, изучить направления развития процентной политики.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, 3 глав, разделенных на подразделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Наиболее весомый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков провели исследование известных ученых, а именно: А. И. Лаврушина, Дж. Синки, П. Роуза, Р. Дж. Фишера, А. В Шевцовой, Л. В. Кузнецовой, В. В. Коваленко и других. Впрочем, несмотря на надлежащее научное наработки отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике, существует потребность в дальнейшем теоретическом исследовании и разработке отдельных вопросов формирования процентной политики коммерческого банка в условиях нестабильной финансовой среды.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью , что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью , что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.
Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и, с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.
Актуальность данной темы заключается в том, что процентная политика является одним из важнейших и достаточно сложных инструментов регулирования и воздействия на экономику государства. Банковский процент всегда присутствует в системе регулирования экономики на макро и микроуровнях. В механизме воздействия на экономику он превосходит все другие инструменты по степени своей доступности и простоты.
Предметом изучения данной работы является процентная политика коммерческого банка. Объект - 3 крупных и 3 региональных коммерческих банка. Целью работы является освещение организационно-экономических основ формирования процентной политики банков и обоснование путей ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность процентной политики, аспекты её формирования; провести исследование процентной политики на примере конкретных банков, изучить направления развития процентной политики.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, 3 глав, разделенных на подразделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Наиболее весомый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков провели исследование известных ученых, а именно: А. И. Лаврушина, Дж. Синки, П. Роуза, Р. Дж. Фишера, А. В Шевцовой, Л. В. Кузнецовой, В. В. Коваленко и других. Впрочем, несмотря на надлежащее научное наработки отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике, существует потребность в дальнейшем теоретическом исследовании и разработке отдельных вопросов формирования процентной политики коммерческого банка в условиях нестабильной финансовой среды.
Процентная политика коммерческого банка является частью национальной денежно-кредитной экономики, существенно влияет на развитие национальной экономики, ее устойчивость, и, конечно же, выступает в качестве одной их наиболее важных и фундаментальных направлений политики банка. Ведь важно установить такие процентные ставки по кредитам и депозитам, чтобы получить прибыль.
Для анализа методов реализации процентной политики коммерческих банков были выбраны шесть банков. Анализ показал, что самая высокая процентная ставка наблюдается у Спурт Банка. В целом, падение процентной ставки означает удешевление кредитов банка. Динамика снижения процентной ставки наблюдается и по показателям ВТБ 24, РОСБАНКА, Энергобанка. Удорожание кредитов, то есть рост процентной ставки за 20152016гг. произошло только по двум банкам - по Сбербанку и по АК БАРС Банку. Самые низкие значения процентной ставки по кредитам наблюдаются за оба периода по Сбербанку.
Процентные доходы в сумме за 2015-2016гг. выросли у Сбербанка на 4,47%, ВТБ 24 на 4,63% и у Энергобанка на 5,35%, у остальных трех наблюдается снижение. Сокращение доходов по кредитам способствовало падению процентной ставки за этот период. К 2016г. наблюдается снижение доли доходов от предоставленных кредитов в общей сумме процентных доходов по Сбербанку, РОСБАНКУ, ВТБ 24, Энергобанку и Спурт Банку, и только по АК БАРС Банку положительная динамика. Этот фактор, а именно снижение доли доходов от предоставленных кредитов, также повлиял на падение процентной ставки.
Анализ показал, что в большинстве коммерческих банков процентные расходы в сумме сократились к 2016г., кроме Энергобанка. Существенное сокращение процентных расходов наблюдается у АК БАРС Банка - на 30,1%.
Процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций во всех шести банках за 2015-2016гг. снизились, причем значительно. Что касается процентных расходов, связанных по средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями, то здесь, динамика роста наблюдается только у Энергобанка, также как и в сумме процентных расходов. В целом, снижение расходов можно оценить, как положительное явление, которое при увеличении процентных доходов приводит к росту процентной маржи. Действительно, снижение процентных расходов у АК БАРС Банка повлияло на существенный рост чистых процентных доходов (процентной маржи), а именно в 30 раз. Снижение процентной маржи Спурт Банка на 24,99% связано с большим сокращением процентных доходов, чем расходов, то есть доходы сократились значительнее, чем расходы. Несмотря на повышение процентных расходов, размер процентной маржи у Энергобанка увеличился на 2,21%, что связано с большим ростом доходов в сравнении с расходами. Таким образом, в целом, у всех шести коммерческих банков процентная маржа приняла положительное значение, что говорит о хорошей процентной политике.
Таким образом, к 2016г. произошедшие изменения касаемо средней цены ресурсов в коммерческих банках - это результат влияния, как внешних (инфляция, спрос, платежеспособность населения, денежно-кредитная политика ЦБ РФ, в целом ситуация на рынке, развитие экономики и т.д.), так и внутренних факторов. В числе внутренних, в первую очередь, следует назвать размер привлеченных ресурсов, вкладов, их условия, сроки, процентные ставки кредитов, уровень расходов, связанных с привлечением средств и т.д.
Исходя из анализируемых данных, мы можем сделать вывод, что самые высокие показатели эффективности процентной политики - у Сбербанка, РОСБАНКА, немного ниже у Спурт Банка, АК БАРС Банка, Энергобанка, самая низкая процентная маржа - у ВТБ 24 Банка за 2016 г. Повышение эффективности произошло у АК БАРС Банка, Сбербанка и РОСБАНКА.
В ходе работы нами была разработана факторная модель величины прибыли коммерческих банков. В условиях имеющейся информации в модель было включено пять объясняющих переменных: размер выданных кредитов, размер депозитов, процентная ставка по кредитам, цена привлеченных ресурсов, инфляция. Исходя из полученных данных по модели, мы можем сделать вывод, что большее отрицательное влияние оказывают на прибыль процентные расходы, а процентные доходы - положительное, но меньше.
Таким образом, можно предложить следующие направления повышения эффективности процентной политики коммерческого банка:
- проведение эффективной маркетинговой и процентной политики, что позволит обеспечить рост группы активов, приносящих процентный доход;
- управление риском процентных ставок: достижение целевого уровня чистой процентной маржи, спрэда, чистого процентного дохода, прогнозирования движения процентных ставок, определение динамической структуры активов и пассивов, использование средств хеджирования;
- согласованность процентных ставок по депозитам и процентных ставок по кредитам;
- формирование процентной политики банка на рынке банковских ресурсов с учетом возможностей их размещения в активы банка;
- расширение критериев дифференциации процентных ставок по кредитам и депозитам банка;
- стимулирование процентной политикой и более активное привлечение временно свободных средств населения в активный банковский оборот;
- использование инструментария процентной политики банка для повышения стабильности и ликвидности банковского учреждения.
Практическое применение предложенных направлений совершенствования процентной политики коммерческого банка будет способствовать укреплению его финансового состояния финансовых результатов деятельности в условиях экономической среды.
Для анализа методов реализации процентной политики коммерческих банков были выбраны шесть банков. Анализ показал, что самая высокая процентная ставка наблюдается у Спурт Банка. В целом, падение процентной ставки означает удешевление кредитов банка. Динамика снижения процентной ставки наблюдается и по показателям ВТБ 24, РОСБАНКА, Энергобанка. Удорожание кредитов, то есть рост процентной ставки за 20152016гг. произошло только по двум банкам - по Сбербанку и по АК БАРС Банку. Самые низкие значения процентной ставки по кредитам наблюдаются за оба периода по Сбербанку.
Процентные доходы в сумме за 2015-2016гг. выросли у Сбербанка на 4,47%, ВТБ 24 на 4,63% и у Энергобанка на 5,35%, у остальных трех наблюдается снижение. Сокращение доходов по кредитам способствовало падению процентной ставки за этот период. К 2016г. наблюдается снижение доли доходов от предоставленных кредитов в общей сумме процентных доходов по Сбербанку, РОСБАНКУ, ВТБ 24, Энергобанку и Спурт Банку, и только по АК БАРС Банку положительная динамика. Этот фактор, а именно снижение доли доходов от предоставленных кредитов, также повлиял на падение процентной ставки.
Анализ показал, что в большинстве коммерческих банков процентные расходы в сумме сократились к 2016г., кроме Энергобанка. Существенное сокращение процентных расходов наблюдается у АК БАРС Банка - на 30,1%.
Процентные расходы по привлеченным средствам кредитных организаций во всех шести банках за 2015-2016гг. снизились, причем значительно. Что касается процентных расходов, связанных по средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями, то здесь, динамика роста наблюдается только у Энергобанка, также как и в сумме процентных расходов. В целом, снижение расходов можно оценить, как положительное явление, которое при увеличении процентных доходов приводит к росту процентной маржи. Действительно, снижение процентных расходов у АК БАРС Банка повлияло на существенный рост чистых процентных доходов (процентной маржи), а именно в 30 раз. Снижение процентной маржи Спурт Банка на 24,99% связано с большим сокращением процентных доходов, чем расходов, то есть доходы сократились значительнее, чем расходы. Несмотря на повышение процентных расходов, размер процентной маржи у Энергобанка увеличился на 2,21%, что связано с большим ростом доходов в сравнении с расходами. Таким образом, в целом, у всех шести коммерческих банков процентная маржа приняла положительное значение, что говорит о хорошей процентной политике.
Таким образом, к 2016г. произошедшие изменения касаемо средней цены ресурсов в коммерческих банках - это результат влияния, как внешних (инфляция, спрос, платежеспособность населения, денежно-кредитная политика ЦБ РФ, в целом ситуация на рынке, развитие экономики и т.д.), так и внутренних факторов. В числе внутренних, в первую очередь, следует назвать размер привлеченных ресурсов, вкладов, их условия, сроки, процентные ставки кредитов, уровень расходов, связанных с привлечением средств и т.д.
Исходя из анализируемых данных, мы можем сделать вывод, что самые высокие показатели эффективности процентной политики - у Сбербанка, РОСБАНКА, немного ниже у Спурт Банка, АК БАРС Банка, Энергобанка, самая низкая процентная маржа - у ВТБ 24 Банка за 2016 г. Повышение эффективности произошло у АК БАРС Банка, Сбербанка и РОСБАНКА.
В ходе работы нами была разработана факторная модель величины прибыли коммерческих банков. В условиях имеющейся информации в модель было включено пять объясняющих переменных: размер выданных кредитов, размер депозитов, процентная ставка по кредитам, цена привлеченных ресурсов, инфляция. Исходя из полученных данных по модели, мы можем сделать вывод, что большее отрицательное влияние оказывают на прибыль процентные расходы, а процентные доходы - положительное, но меньше.
Таким образом, можно предложить следующие направления повышения эффективности процентной политики коммерческого банка:
- проведение эффективной маркетинговой и процентной политики, что позволит обеспечить рост группы активов, приносящих процентный доход;
- управление риском процентных ставок: достижение целевого уровня чистой процентной маржи, спрэда, чистого процентного дохода, прогнозирования движения процентных ставок, определение динамической структуры активов и пассивов, использование средств хеджирования;
- согласованность процентных ставок по депозитам и процентных ставок по кредитам;
- формирование процентной политики банка на рынке банковских ресурсов с учетом возможностей их размещения в активы банка;
- расширение критериев дифференциации процентных ставок по кредитам и депозитам банка;
- стимулирование процентной политикой и более активное привлечение временно свободных средств населения в активный банковский оборот;
- использование инструментария процентной политики банка для повышения стабильности и ликвидности банковского учреждения.
Практическое применение предложенных направлений совершенствования процентной политики коммерческого банка будет способствовать укреплению его финансового состояния финансовых результатов деятельности в условиях экономической среды.
Подобные работы
- ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ОТНОШЕНИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Формирование процентной политики коммерческого банка
Курсовые работы, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Кредитная политика коммерческих банков
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Депозитная политика коммерческого банка (Омский государственный университет)
Курсовые работы, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



