Стр. Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования фиктивности человеческого капитала 8
1.1.Эволюция категории фиктивности человеческого капитала 8
1.2 Влияние фиктивности человеческого капитала на социально-экономические
показатели 19
1.3 Определение фиктивности человеческого капитала на уровне личности и
общества 25
Глава 2 Фиктивность человеческого капитала в системе здравоохранения 36
2.1. Характеристика системы здравоохранения Республики Татарстан на примере
ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани 36
2.2. Изучение критериев формирования фиктивного человеческого капитала в
сфере здравоохранения 43
Глава 3 Рекомендации по сокращению фиктивности человеческого капитала в системе здравоохранения 52
3.1Инструменты нивелирования эмоционального выгорания как фактор формирования фиктивного человеческого капитала 56
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение 68
Актуальность исследования Определение концепции человеческого капитала в экономической теории второй половины ХХ века признано значимым достижением, за открытие которого были присуждены Нобелевские премии. Категорию «человеческий капитал» ввели американские экономисты Теодор Шульц и Гари Беккер. До настоящего времени данная теория носит актуальный характер и полностью не исчерпала своих возможностей. Особенно она становится актуальной при переходе на инновационный тип развития экономики, в эпоху четвертой промышленной революции. Когда человеческие ресурсы с совокупностью новых свойств позволят увеличить конкурентоспособность страны, и, в конечном счете, принесут коммерческий успех на мировом рынке. В России с 2012 года дискуссия о формах человеческого капитала стала актуализироваться, так как стремление к формированию нового образовательного уровня среди населения, восстановление, а затем и доступности получения «любого» высшего образования привело к превращению человеческого капитала в фиктивный человеческий капитал.
Политической экономией доказано, что фиктивный капитал сам по себе не создает доход, а лишь участвует в перераспределении дохода. Таким образом, номинально государство распределяет средства на обучение, якобы высококлассного специалиста, который в дальнейшем фактически не будет участвовать в создание дохода.
В качестве иллюстрации данного проявления можно рассмотреть подготовку огромного количества экономистов и юристов, в то время когда требуются специалисты сферы услуг, инженерного профиля, рабочих специальностей. В этом случае осуществленное инвестирование не позволит извлекать доход, что делает данный человеческий капитал фиктивным, как для государства, так и для самого человека. Как отмечает А.П. Колядин, поскольку фиктивный человеческий капитал - лжетовар, то он может обращаться только на лжерынке и приобретать только видимость цены. Автор доказал, что в современной экономике рост величины фиктивного человеческого капитала угрожающе опережает прирост действительного реального капитала . Нельзя не признать, что многие усилия в высших учебных заведениях, к сожалению, направлены на создание фиктивного человеческого капитала. И наряду с увеличением реального человеческого капитала, идет формирование его фиктивной, неадекватной потребностям общества составляющей. Дополнение теории человеческого капитала концепцией фиктивного компонента позволит приблизить ее к реальной ситуации в современных системах образования, здравоохранения и других, направленных на приумножение человеческого капитала нашего государства. Драма заключается в том, что фиктивный человеческий капитал превратился в двойника реального капитала, и вводит нас в заблуждение, искажая истинную картину на рынке труда. Рыночная цена на этот компонент не может совпадать с изменениями реального человеческого капитала. Главная опасность для инновационной экономики в том, что в настоящее время происходит рост фиктивного компонента перед реальным. Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению тема изучения фиктивного человеческого капитала актуальна и требует дальнейшего изучения.
Таким образом, объект исследования - фиктивный человеческий капитал в ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани.
Предмет исследования - инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе здравоохранения.
Цель работы - исследовать теоретические основы категории фиктивности человеческого капитала и способов его сокращения в сфере здравоохранения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эволюцию категории фиктивный человеческий капитал .
2. Проанализировать влияние фиктивного человеческого капитала на социально-экономические показатели.
3. Исследовать противоречия в формировании фиктивного человеческого капитала на уровне личности, фирмы, общества.
4. Определить критерии фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения.
5. Исследовать медицинский персонал на наличие эндогенных и экзогенных факторов влияющих на формирование фиктивного человеческого капитала.
6. Разработать инструменты по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения.
7. Определить эффективность внедрения предложенных мероприятий.
Теоретико - методологическую основу исследования составили: теории человеческого капитала зарубежных ученых Т.Шульца, Н.Бонтиса, Элиас, Т.Дэвенпорта, Барни, Г.Бэккера, С.Кузнеца, М. Блауга, Э.Лэзера, Ф.Уэлча2.
Теории человеческого капитала отечественных ученых М.М.Критский, Н.Н.Кошель, С.А. Дятлова, И.В.Ильинского, Е.В.Ванкевича, С.А.Курганского, А.И.Добрынина, Ф.Нойманна, Р.И. Капелюшникова, С.М.Пясталова
Представители классической политэкономии К.Маркс, концепции А.Смита, Д.Рикардо; Дж.С.Миль.
Теория фиктивного человеческого капитала А.П. Колядин, О.Г.Бринцева, Ю.С.Колесникова.
В работе применяется комплексный подход, поскольку только на основе концепций таких наук, как социология, психология, менеджмент, политология, возможно, уточнить понятие фиктивный человеческий капитал собственно в экономической сфере и таких ее областях, как экономика организаций, управление человеческими ресурсами.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) Уточнено содержание категории фиктивный человеческий капитал.
Определены критерии и факторы (эндогенные и экзогенные) формирования фиктивного человеческого капитала, а так же рассмотрены результаты фиктивного человеческого капитала на уровне индивида, фирмы, общества.
2) Эмоциональное выгорание выделено, как один из основных экзогенных фактор, влияющий на формирование фиктивного человеческого капитала у медицинских работников.
3) Разработан коррекционный тренинг «Эмоционального
(профессионального) выгорания, как инструмент сокращения фиктивности человеческого капитала.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты и положения могут быть использованы в системе управления, при разработке кадровой политики учреждений, организаций государственного, коммерческого и общественного, некоммерческого профиля. Содержание данной работы может быть реализовано в преподавательской деятельности при чтении курсов по экономике труда, организации здравоохранения и общественного здоровье, управлению человеческими ресурсами.
Результаты, полученные в диссертации можно применить при организации прикладных социально - экономических исследований при изучении структуры общества на ее макро - и микро-уровнях, на всех этапах - от разработки программы и создания инструментария до представления выводов и практических рекомендаций.
Выводы и положения диссертации докладывались на следующих научных конференциях: V Международной научной конференции «Проблемы
современной экономики» - г. Самара, август 2016 г, «Научное творчество XXI века» - 2017 г.
Основные результаты исследования были опубликованы в научных журналах: Городское здравоохранение научно-теоретический и практический рецензируемый журнал № 6, 2008 год (Казань), Проблемы современной
экономики: материалы V Международной научной конференции (г. Самара, П 78 август 2016) - Самара, издательство АСГАРД, 2016, Молодой ученый № 14 (118 - июль 2016) международный научный журнал, Вестник магистратуры № 9, 2016.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложения и составляет 73 страниц компьютерного текста.
В своей работе мы достигли поставленных целей и задач и можем предложить следующие рекомендации по внедрению инструментов направленных на сокращение фиктивного человеческого капитала.
Для достижения поставленных целей в теоретической части работы была рассмотрена эволюция категории фиктивного человеческого капитала. Уточнено понятие фиктивный человеческий капитал. Определены экзогенные и эндогенные факторы формирования фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения. Приведены примеры фиктивного компонента в формирование человеческого капитала среди врачей.
Проанализировано влияние фиктивного человеческого капитала на социально-экономические показатели на уровне индивида, фирмы, общества. На первый взгляд безобидный фиктивный компонент человеческого капитала может приводить к достаточно серьезным последствиям, как для фирмы, так и для общества в целом. Лже товар может привести к появлению только другого лже товара. Более того, чем больше общество, фирмы будут погружаться в паутину фиктивизации, тем меньше шансов быть конкурентоспособными на мировом уровне. Отсюда следует, что нужно серьезно относиться к данной проблеме, выявлять ее, корректировать или даже искоренять.
Исследованы противоречия в формировании фиктивного человеческого капитала на уровне личности, фирмы, общества. По нашему мнению, анализ формирования фиктивного человеческого капитала будет неполным, если не изучать его социально-психологическую природу (личность, общество, межличностное взаимодействие).
В рамках изучения характеристики отрасли здравоохранения Республики Татарстан на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани были определены и подтверждены критерии и факторы фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения, такие как эмоциональное выгорание, экономический износ, высокий уровень совместительства, несформированность у специалиста потребности в самореализации. По нашему мнению, данные проблемные показатели приводят к формированию фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения и как следствие снижения экономических показателей в работе поликлиники. Таким образом, проведенное тестирование врачей и социологический опрос пациентов, получающих медицинские услуги в поликлинике позволили выявить средний профиль врачебного персонала ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани, это врач, имеющий эмоциональное истощение на среднем уровне, деперсонализация/цинизм на очень высоком уровне, профессиональная успешность на среднем уровне. Опрос пациентов позволил выявить проблемные зоны организационного, кадрового, технологического характера в работе медицинского учреждения и своевременно принять меры по их устранению. Важной составляющей остается недоступность врачей-специалистов. Это связано не только с неукомплектованностью первичного звена врачами, но и наличием фиктивного компонента человеческого капитала у врачей.
Учитывая результаты, полученные в ходе работы мы предложили в качестве инструмента по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе здравоохранения тренинг на коррекцию эмоционального выгорания. После составления тренинга были рассчитаны затраты на его проведение и проведена оценка эффективности тренинга на основе качественных и количественных критериев. Экономическая эффективность тренинга составила 1,18.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
4. Постановление Кабинета Министров РТ от 15.10.2011 г. № 857
Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в республике Татарстан на 2012-2020 годы». - Казань, 2011.
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 года № 837 (ред. от 09.06.2015 г) «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного образования для врачей с участие общественных профессиональных организаций»
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
09.06.2015 г № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 года № 837»
7. ФГОС ВО по направлению 31.05.01. «Лечебное дело»
8. Государственная программа «Развитие здравоохранения Республики
Татарстан до 2020 года», Казань, 2013 URL
https://docviewer.yandex.ru/view/129869048/ (дата обращения 10.06.2017)
Книги, монографии, диссертации
9. Автономов В. История экономических учений: учебное пособие/ В. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева. - М.: ИНФРА, 2001. - 784 с.
10. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- СПб.: Питер, 2006.-879 с.
11. Базаров Т.Ю. Ермин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2006. С.78.
12. Баразкова О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы. - Ростов н/Дону.: Феникс-Инвест, 2015. - 109 с.
13. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход:
Избранные труды по экономической теории - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
14. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении - СПБ.: Питер, 2009. - 434 с.
15. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории - М.: Юрист, 2000. - 536 с.
16. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. - М.: Инфра-М, 2012. - 400 с.
17. Веблен Т. Теория праздного класса.- М.: Прогресс, 1984.-367 с.
18. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум.-СПб.: Питер,
2008. - 235 с.
19. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.:Дрофа, 2011.- 567 с.
20. Дафт Р.Л. Организации. Учебник для психологов и экономистов: пер.с анг./Р.Л.Дафт. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002-352 с.
21. Джордж Дж.М.. Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основые управления: Учеб.пособие для вузов/ пер. с англ. под. ред проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2003.
22. Довбенко М.В., Осик Ю.И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 325 с.
23. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.:Питер,
2014. - 198 с.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Изд-во АСТ, 2003.-336 с.
25. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993. С.23-36
26. Кибанов А.Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестации. М., 2003. 125с.
27. Козлов А.И. Становлении теории человеческого капитала в рыночной экономике. - М.: Русайнс, 2015. - 389 с.
28. Колядин А.П. Образовательный фактор в воспроизводстве человеческого капитала: Монография - Пятигорск: ПГЛУ, 2007.- 37 с.
29. Колядин А.П. Фиктивный компонент человеческого капитала: условия формирования и способы минимизации: Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 211 с.
30. Корчагин Ю.А. Современная экономика России. - Ростов н/Д.: Феникс,
2009. - 544 с.
31. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Монография. - Воронеж: ЦИРЭ, 2005. -252 с.
32. Лиманова П.В. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала.- М.: Академия Естествознания, 2016. - 264 с.
33. Лобанов В.Р. Мотивация в процессе управления работоспособностью, - М.: Лаборатория книги, 2010. - 73 с.
34. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Речь, 2003. - 296 с.
35. Маркс К. Капитал. - М.: Политиздат, 2003. - 485 с.
36. Одегов Ю.Г. Журавлев П.В. Управление персоналом. - М., 1997. 465 с.
37. Ожегов С. «Словарь русского языка». М.: Оникс, 2008. - 1328 с.
38. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2016 год, Казань-2017. - 45 с.
39. Оценка персонала. Учебник и практикум под ред М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян, Москва.: Юрайт 2015. - 384 с.
40. Проскуряков А.А. Фиктивный капитал, его природа и роль в экономической жизни : автореферат дис. кандидата экономических наук : 08.00.01 / Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. - Москва, 2002.-166 с.
41. Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учебное пособие. - Краснодар: Акад. культуры, 1996. - 160 с.
42. Статистический справочник Республики Татарстан за 2016 год. Федеральная служба Государственной статистики ТОФС ГС по РТ С.14-18.
43. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова ,— 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Инфра-М,2010. - 695 с.
44. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография/Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И. под ред д.э.н, профессора В.Т.Смирнова - М.: Машиностроение -1, 2005.-513 с.
45. Чикер В.А Психологическая диагностика организации и персонала. М.: Бахрах-М, 2011. - 235 с.
46. Чутко Л, Козина Н. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - М.: Медпресс - информ, 2014. - 345 с.
Статьи и материалы периодической печати
47. Батракова Л.Г. Эволюция научных взглядов на понятие «Человеческие ресурсы» и его современная специфика// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, № 2, 2016. - С.- 46-69
48. Бринцева О.Г. Фиктивный человеческий капитал: концептуальные подходы и особенности оценки// Вестник Киевского национального университета им. Т.Шевченко, № 1, 2016. - С.90-101.
49. Васильева С.В, Тихомирова Е.В. Роль местного самоуправления в развитии человеческого потенциала, //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, № 4, 2012. - С.142-147
50. Гаврилов И, Милованова Ю. Организация корпоративного праздника. Методическое пособие. - М.: ЗАО "МЦФЭР", 2007 - 234 с.
51. Гайнутдинова Е.В. Проблема классификации человеческих потребностей // Вестник Астраханского государственного технического университета, № 5, 2007. С. 21-28
52. Гапеев М.М Кадровая политика в системе здравоохранения: Проблемы и решения // Саратовский государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина, № 2, 2014 с. 25-28.
53. Голубев В. Человеческий капитал для социогуманитарного
развития//Российская Федерация сегодня, № 2, 2009. - С -43
54. Горбан В.В. Филипченко Е.М. Корольчук И.С. Повышение уровня подготовки студентов медицинского ВУЗа: фокус на мнение студентов и преподавателей/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-1. - С.96-98
55. Гришнова Е.А., Бринцева О.Г, Шурпа С.Я Фиктивизация человеческого капитала и новые риски в сфере занятости // Научный вестник Полесья, № 1, 2017. С.- 91-98.
56. Е.В.Тихомирова Человеческие ресурсы. Основные понятия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, № 1, 2010. - С.72-76
57. Зарецкий А.Д. Праздный класс современной России //Экономическая наука современной России, № 1, 2008.- С. 164-169
58. Капелюшников Р.И Экономический подход Г.Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология, № 11, 1993. С. 28-35
59. Колесникова Ю.С. Научная деятельность как средство инвестирования в человеческий капитал // Казанский экономический вестник, № 5, 2015. с.20¬23.
60. Коренчук З.А., Макарова Е.Л., Гачегов М.А Инновационные технологии дополнительного профессионального образования медицинских кадров в условиях модернизации здравоохранения //Сборник тезисов/первый МГМУ им. И.М.Сеченова. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2016. - 352 с.
61. Косинец А.Н. , С.Н.Занько, А.В.Цецохо Высшее медицинское образование и кадровая политика здравоохранения: проблемы, концепции, решения // Витебский государственный медицинский университет, № 1, 2000 - С. 106-109
62. Лысенко В.С О главной потребности человека. //Наука и школа, № 2,
2015. - С. 110-121
63. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «Экономики знания»?
//Вопросы регулирования экономики, № 2, 2012. - С.97-105
64. Бодров О.Г. Оценка причин трудового оппортунизма персонала // Вопросы экономики, № 12. 2014 с.41-51
65. Реан А.А. Психология изучения личности. М.: Михайлов, 1999. - 254 с.
66. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал. - М.: Наука, № 3, 2002. - С.85-95
67. Самоукина Н.В Синдром профессионального выгорания //Управление персоналом, российский опыт. - М.: МГУ, № 4, 2000. С.201-215
68. Сиразиева Т.Е. Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани. Молодой ученый № 14 ,2016. - С 28-30
69. Сиразиева Т.Е. Исследование фиктивного компонента человеческого капитала, как необходимое условие развития современного общества. «Наука Красноярья» (входит в Перечень ВАК) по материалам конференции (июнь, 2017)
70. Сиразиева Т.Е. Концепция управления персоналом в системе здравоохранения. Вестник магистратуры .: Йошкар - Ола , № 9, 2016. - С. 57-59
71. Сиразиева Т.Е. Роль формирования социально-психологического климата в ЛПУ. Городское здравоохранение научно-теоретический и практический рецензируемый журнал № 6, 2008 год Казань, С 23-25
72. Сиразиева Т.Е. Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика. Научная конференция: V Международная научной конференция «Проблемы современной экономики» - г. Самара, август 2016 г, «Научное творчество XXI века» - 2017 г., С-13-15
73. Сиразиева Т.Е. Формы развития системы государственного регулирования в области здравоохранения: сравнительная характеристика. Проблемы современной экономики: материалы V Международной научной конференции (г. Самара, П 78 август 2016) - Самара. издательство АСГАРД, 2016, С-83-86
74. Т.Ю.Фальковская Праздный класс: Новые экономические аспекты
известного феномена// Вестник ИрГТУ, № 6, 2015. - С.288-290
75. Ягудин Р.Х., Фахрутдинова Е.В. Управление интеллектуальной собственностью в системе здравоохранения Республики Татарстан/ //Практическая медицина, № 8, 2012. - С.-322-329
Электронные ресурсы
76. Википедия ййрз://ги.’Мк1реФа.огд/,свободный (дата обращения
15.05.2017)
77. Сайт Министерства здравоохранения URL: http://www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 15.04.2017)
78. Сайт Российской государственной статистики URL http://www.gks.ru (дата обращения: 15.04.2017)
79. Индекс человеческого развития URL http://www.actualitix.com_(дата обращения: 15.04.2017)
80. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность. URL: http://www. cfin.ru/ bandurin/article.